DOI: 10.12731/2218-7405-2013-6-16 УДК 316.022
АНАЛИЗ ВОСПРОИЗВОДСТВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Борисова У.С.
В статье приводится анализ результатов конкретного социологического исследования, проведенного социологами Северо-Восточного федерального университета в конце 2011 года в Республике Саха (Якутия). Респондентами выступили 1982 представителя коренных малочисленных народов Севера и якутов (саха).
Цель исследования: выявление рефлексии представителей народа саха и коренных малочисленных народов Севера по основным демографическим, семейным, репродуктивным и социально-психологическим аспектам развития якутского социума в начале ХХ! века.
Метод или методология проведения работы: анкетный опрос.
Результаты: выявлены тенденции демографического, семейного, репродуктивного поведения коренных народов и направленность миграционных потоков.
Область применения результатов: могут быть использованы учеными, политиками и управленцами для проведения исследований, разработки стратегических и нормативно-правовых документов в области сохранения и развития коренных народов Республики Саха (Якутия).
Ключевые слова: коренные малочисленные народы Севера, народ саха, миграционные намерения, национальный состав семей, брачное состояние.
ANALYSIS OF REPRODUCTION OF NATIVE NATIONS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)
Borisova U.S.
Analysis of results specific sociological research, which are made by sociologists of the Northeastern federal university in the end of 2011 in Republic Sakha (Yakutia) is given in the article. Respondents were 1982 representatives of native small nations of the North and sakha.
Purpose: revealing reflections of representatives of nation Sakha and native small nations of the North by the main demographic, family, reproductive and psychosocial aspects of the development of the Yakutian society in the early 21 century.
Methodology: questionnaire.
Results: trends of demographic, family, reproductive behavior of native nations and direction of migration flows are identified.
Practical implications: can be used by scientists, politics and managers for the study, development of strategic and legal documents relating to the conservation and development of native nations of the Republic of Sakha (Yakutia).
Keywords: native small nations of the North, nation Sakha, migration intentions, the ethnic composition of families, marital status.
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, начиная с 2011 года, совместно с Центром стратегических исследований и разработок Сибирского федерального университета проводит форсайт-исследование, общей целью которого является построение прогноза, сценариев развития Республики Саха (Якутия) в перспективе до 2050 года. Форсайт -исследование (от анг. foresight - «предвидение») - это технология предвидения социального будущего развития системы, сопровождающаяся мерами по
обеспечению движения общества по выбранной траектории на базе общественного консенсуса.
В рамках форсайт исследования был проведен комплексный социологический опрос группой социологов университета в 16 районах из 34 Республики Саха (Якутия) с 5 по 10 октября 2011 года. Цель данного исследования - выявление рефлексии представителей народа саха и коренных малочисленных народов Севера по основным демографическим, семейным, репродуктивным, культурологическим, социолингвистическим,
социопрофессиональным и социально-психологическим аспектам развития якутского социума в начале ХХ I века.
Применялась многоступенчатая типологическая квотная
стратификационная выборка. На первом этапе составления выборочной совокупности использовалась методика типологического отбора районов, учитывался критерий национального состава населения района. В выборку были отобраны четыре типа районов: мононациональные, якутские, в которых исторически проживают 80-100% представителей народа саха; русскоязычные территории, на которых сосредоточены в основном представители славян; смешанные по национальному составу районы и арктические, в которых живут и трудятся коренные малочисленные народы Севера, а также саха и русские.
Итоги Всероссийской переписи 2010 г. демонстрируют, что Республика Саха (Якутия) не сохранила статус региона с миллионным населением. Общая численность населения Республики Саха (Якутия) составила 958,3 тыс. человек. Удельный вес городского населения - 614,4 тыс.человек, сельского - 343,9 тыс. человек. Одной из особенностей Республики Саха (Якутия) является исторически сложившийся большой удельный вес сельского населения в общем числе жителей (37% при среднем в других северных регионах России - 8%).
Численность 5 коренных малочисленных народов Севера (далее КМНС), проживающих на территории Республики Саха (Якутия) (далее РС(Я)),
составляет 39 тысяч 936 человек (4,16 % населения республики): долганы, эвены, эвенки, чукчи, юкагиры.
Анализ динамики рождаемости населения показывает, что после резкого снижения в 2005 году наблюдается её устойчивый рост. Принятые меры по демографической политике и поддержке семьи способствовали сохранению положительного естественного прироста населения, снижению младенческой смертности и увеличению ожидаемой продолжительности жизни. Общая тенденция роста рождаемости населения сохраняется как в городской, так и в сельской местности. При этом в селе показатели демографического роста значительно выше.
Якутия относится к зоне с относительно развитым экспортно-ресурсным потенциалом, с высокими доходами. По данным Атласа социально-экономического развития субъектов России, социальными преимуществами республики являются более высокие доходы от экспорта ресурсов; значительное сокращение официального уровня бедности за годы экономического роста; сохранившийся естественный прирост и более молодая возрастная структура населения, особенно сельского; быстрое развитие профессионального образования; лучшая обеспеченность медицинскими услугами, позволяющая поддерживать здоровье населения на среднем для страны уровне.
Представим ниже результаты комплексного социологического опроса. Итого было опрошено 1982 человека, при этом в столице республики наибольшее количество - 504 человека. Среди опрошенных 84,4% составили саха и 15,6% - представители КМНС. Опрошено 45,1% мужчин и 54,9% женщин, что соответствует в целом общереспубликанским гендерным пропорциям. Были получены также репрезентативные пропорции возрастных генераций.
На возрастную структуру населения играют два компонента - повышение рождаемости и повышение темпов внутренней миграции. Проблема
миграционной активности приобрела новые очертания в постперестроечной Якутии. Размещение городского населения характеризуется довольно значительной концентрацией. Две трети (60 процентов) городских жителей сосредоточено в пяти крупных городах Якутск, Нерюнгри, Мирный, Алдан, Ленск.
В начале ХХ1 века все больше якутян переезжают из деревень в города республики с целью улучшения качества своей жизни, удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей. Особенно остро стоит проблема переселения с севера Якутии, из группы арктических районов - в другие районы и прежде всего в столицу республики. Сложная жизнь в Арктике связана не только с экстремальными климатическими условиями, но и с отсутствием перспектив улучшения жизни: во многих населенных пунктах этих районов до сих пор используют печное отопление, нет Интернета и цифрового телевидения, нет работы по специальности и др.
Наш регион характеризуется внутриреспубликанской направленностью миграционных потоков. Эти потоки в целом представлены миграцией сельского населения, которая в свою очередь может быть подразделена так: 1) миграция населения из села в село; 2) миграция из села в город; 3) миграция из города в село.
В настоящее время из села уезжают много и это имеет в большинстве своем вынужденный характер. Аграрная республика постепенно превращается в урбанистическую. Городскими жителями стали сами респонденты (41,9%) и их взрослые дети (35,8%), хотя родители жили или живут в сельском поселении. Сейчас в сельской местности проживает только около 35,8% населения.
В ходе исследования выявлены также миграционные намерения представителей народа саха и коренных малочисленных народов Севера; показан их консерватизм в отношении места жительства: подавляющее большинство (77,6%) планируют проживать на территории Республики Саха
(Якутия). Корреляции в зависимости от возраста показывают, что на втором месте идет ответ "не задумывался об этом". Молодые респонденты (18-29 лет) также не исключают возможность жить в различных регионах России, включая Республику Саха (6,1%) и жить в разных местах, не привязываясь к стране, региону (4,3%). Вызвало удивление, что на последнем месте у молодых оказался вариант ответа "уехать на постоянное жительство в другой регион России". В других возрастных категориях данный ответ занимает третью позицию.
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос "Какие у Вас планы относительно места жительства?",
в %
варианты ответов по всему массив у в зависимости от возраста
1829 лет 3044 лет 4560 лет старше 60 лет
постоянно жить в Республике Саха (Якутия) 77,6 60,6 78,2 88,5 95,1
уехать временно в другой регион или страну, чтобы получить образование 1,4 3,9 0,4 0,3
уехать временно на заработки в другой регион или страну 1,5 3,7 1,3
жить в различных регионах России, включая Республику Саха (Якутия) 3,5 6,1 3,5 1,7 1,2
уехать на постоянное жительство в другой регион России 2,4 3,4 2,2 2,1 0,6
уехать на постоянное жительство в другую страну 1,7 3,9 1,2 0,7
уехать с семьей пожить в другом месте (регионе, стране) 1,9 3,6 1,8 0,5 1,2
хочу жить в разных местах, не привязываясь к стране, региону 2,7 4,3 2,1 2,6
не думал (а) об этом 9,1 13,7 10,4 4,7 3,0
больше 100,0%
В ходе опроса мы также узнали мнение респондентов на вопрос "Как Вы думаете, где будут жить Ваши дети в своей взрослой жизни?". Ответы
распределились следующим образом: ожидают, что их дети также будут жить в Республике (49,7%), затруднились ответить - 30,0%, уедут временно в другой регион или страну, чтобы получить образование - 10,5%, жить в различных регионах России, включая Республику Саха (Якутия) - 7,0%. Устойчивые миграционные настроения своих детей предположили родители крупных городов и поселков городского типа.
Таким образом, представители коренных народов в высокой степени привязаны к родной земле. Мы не установили уровень риска того, что молодое поколение, увлеченное представлениями о мобильности как составной части современного качества жизни, будет массово «отрываться от родной земли», переезжая за пределы республики, стремясь в центры постиндустриальной цивилизации (мегаполисы, столицы).
Распределение ответов респондентов на вопрос «Кем Вы считаете себя?» выявило интересный момент: 21,4% жителей города Якутска относят себя к сельским жителям. Здесь надо отметить, что большая часть горожан - это выходцы из сельской местности, ставшие жителями города за последние 15-20 лет. В последнее время в социологии новых горожан, которые соблюдают традиционный деревенский уклад жизни, называют «сельские горожане» или «городские деревенщины». Можно сделать вывод, что в настоящее время есть культура с преобладанием городских признаков и культура с преобладанием сельских.
Анализ также показал, что 23,4% сельских жителей считает, что лучше жить в городе. Общая оценка городского и сельского образа жизни приводит к тому, что преобладает ориентация на жизнь в городе. В целом на сегодняшний день село выступает в роли основного донора во внутриреспубликанских миграционных передвижениях.
Анализ ответов о национальном составе семьи свидетельствует, что подавляющая часть респондентов происходит из мононациональных семей. Так, 85,8% ответивших имеют (или имели) мать по национальности саха и у
84,3% заполнивших анкету отец принадлежит (или принадлежал) также к саха. У 12 % ответивших и мать, и отец относятся к КМНС. У 1,8% респондентов мать русская, а отец - саха. У 2,6% анкетируемых мать принадлежит к народу саха, а отец - русский. Тем не менее сами респонденты называют себя в обоих случаях саха. Таким образом, в нашей выборке примерно 2-3% межнациональных браков и дети от этих браков, хотя и являются полукровками, маргиналами, предпочитают идентифицировать себя как саха, а не как русские.
Отметим два симптоматичных момента. Первое - возросло национальное самосознание саха и поэтому многие «сахаляры» стремятся ассоциировать себя скорее с народом саха, чем с русскими (уточним, что в советское время наблюдалась противоположная тенденция). Второе - столь незначительное количество межнациональных браков вряд ли будет угрожать «размыванию» якутского этноса, ибо, согласно исследованиям ряда этносоциологов, структура этноса может разрушаться, если количество межнациональных брачных союзов начинает превышать цифру в 10%.
В анкете был задан фактологический вопрос о национальности супруга (и). Здесь картина несколько иная. Оказалось, что количество межнациональных браков, заключенных в последние двадцать-тридцать лет, пусть незначительно, но все же возросло. В таковых браках состоит ныне 6,5% ответивших, то есть мы фиксируем увеличение межнациональных браков по крайней мере в три раза.
Далее проанализируем вопросы по брачному состоянию респондентов. В законном браке на момент опроса состояло 56,3%. Разведенных зафиксировано не очень много - всего 6,6%. Вдовцов - 5,8%. Одиночек в выборке не много -9,1%. Лиц, состоящих в гражданском браке, всего 8,9%. Хотя, возможно, не все отвечали на данный вопрос искренне. По наблюдениям статистиков, проводящих переписи населения, более 90% женщин, живущих в гражданском браке, отмечают в анкетах, что они замужем, в то время как около 80% мужчин
считают себя холостяками. Достаточно высок процент никогда не состоящих в браке, но так отвечали в основном молодые люди до 30 лет.
Представляет интерес ответ на вопрос, в каком возрасте респондент вступил в брак. Две трети ответивших (63,3%) на момент анкетирования жили в первом браке. Данное мнение явно превалирует, что говорит о моральном здоровье социума. Во втором браке живут 9,6% человек. Этот замер соответствует общероссийской тенденции: разочаровавшись по тем или иным причинам в первом браке, и мужчины, и женщины не торопятся создавать новую семейную пару. Как видим, в РС (Я) только каждый десятый решается на повторный брак. Третья и четвертая попытки создать семью явно не популярны в обществе: только единицы (0,6 и 0,1% соответственно) прибегают к этому.
На вопрос «В каком возрасте Вы вступили в первый брак?» мы получили вполне определенные ответы, позволяющие выявить тенденцию. Ранних браков в республике не много: только 13,2% ответивших написали, что вступили в брак в возрасте до 20 лет. Но пик брачности, судя по выборке, приходится на возрастной период от 20 до 24 лет. Именно в этом возрасте заключается 39,7% браков. Молодые люди в возрасте от 25 до 29 лет также проявляют активность в устройстве личной жизни: заключается 18,3% брачных союзов. Но далее наступает резкий спад инициативности и стремления установить длительные отношения с противоположным полом. Граждане в возрасте 30-34 лет заключают браки уже значительно реже (5,5%), а в возрасте 35-39 лет число брачующихся мизерно - 1,5%. После сорока лет уже фактически никто не женится и не выходит замуж, даже во второй, третий раз.
Отрадно отметить, что на вопрос анкеты «Если Ваш брак не зарегистрирован, то собираетесь ли Вы зарегистрировать его в следующих возможных случаях?» нами были получены оптимистичные ответы. Собираются заключать брак и узаконивать отношения обязательно, в любом случае - 43,1% ответивших. Скорее всего сделают это, при любом стечении
обстоятельств - 27% коренных якутян. Однозначно «нет» официальному браку заявили 13%. Степень ответственности мужчин и женщин явно повышается, если пара сталкивается с ситуацией ожидания потомства - 54,6% ответивших заключат брак. В случае рождения ребенка в ЗАГС пойдут уже почти 60%. Убавляется и количество тех, кто говорит однозначное «нет» законному браку-6,4%. В то же время мы видим достаточно большое количество неопределившихся, затруднившихся дать точный ответ на этот вопрос (от 19 до 25%). В целом мы можем сделать вывод, что ситуация по поводу гражданских браков в Республике Саха не столь проблемна, как это нам представлялось.
Наше исследование одной из задач ставило выяснить, каковы демографические перспективы коренных народов? По данным предыдущих переписей населения, коренные народы демонстрировали определенное «демографическое благополучие», то есть относительно высокие показатели рождаемости.
Ответы на следующий вопрос позволяют определить репродуктивное поведение опрошенных представителей коренных народов: желаемое число детей - трое (37,4%) и двое (22,5%). Почти каждый пятый респондент желал бы иметь 4 детей.
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос "Сколько всего детей (включая имеющихся) Вы хотели бы иметь, если бы
у Вас были все необходимые условия (желаемое число детей)?"
0 1 2 3 4 5 и более трудно сказать всего
Количество ответивших 23 37 350 581 278 177 108 1554
Доля 1,5% 2,4% 22,5% 37,4% 17,9% 11,4% 6,9% 100,0%
Если вспомнить якутскую семью 80-90х гг. ХХ в., то семья состояла как минимум из 7-9 человек. Сегодня же в среднем на семью приходится 3-4
человека. Данная семья будет считаться оптимальной, если она не перегружена иждивенцами, является полной, успешно ведет домашнее хозяйство. В сельской местности РС (Я) до сих пор сохранились расширенные семьи, в которых проживают совместно три поколения родственников. Такая семья всегда считалась оплотом сохранения национальной культуры и национальных языков.
Данные таблицы 2 позволяют предположить, что в Республике Саха будет сохраняться рождаемость, достаточная для воспроизводства населения, несмотря на урбанизационные процессы, включением в индустриальные и постиндустриальные виды деятельности, ростом уровня образования. Таким образом, хочется надеяться, что рождаемость в перспективе не будет снижаться, не возникнет риска депопуляции.
Анкета комплексного опроса также включала в себя вопрос "Кем вы себя больше чувствуете или ощущаете?". Анализ ответов в зависимости от национальности выявил, что представители коренных малочисленных народов Севера более привержены считать себя россиянами, нежели саха (9,4% против 4,1%). Наше исследование еще раз доказало, что у коренных народов достаточно сильно развито амбивалентное сознание: 41,1% считают себя "и якутянином, и россиянином".
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос "Кем вы себя больше чувствуете или ощущаете", в %
по в зависимости от
варианты ответов национальности
всему малочисленные народы севера
массиву саха
больше якутянином 50,3 52,0 40,8
больше россиянином 4,9 4,1 9,4
и якутянином, и россиянином 41,1 40,9 41,7
затрудняюсь ответить 3,8 3,0 8,1
Всего: 100,0 100,0 100,0
Таким образом, углубленный анализ результатов комплексного социологического опроса продолжается, он поможет осветить направленность и масштабы происходящих демографических, социальных, культурных изменений существования коренных народов Республики Саха (Якутия).
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Борисова Ульяна Семеновна, профессор кафедры социологии и управления персоналом, доктор социологических наук
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова ул. Чиряева, д.10, г. Якутск, 677000, Россия e-mail: ulsem2012@mail.ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Borisova Ulyana Semenovna, associate professor Professor of the department "Sociology and human resources", doctor of sociological sciences
North-Eastern federal university named after M.K. Ammosov 10, Chiryaeva St., Yakutsk, 677000, Russia e-mail: ulsem2012@mail.ru
Рецензент:
Охлопков В.Е., руководитель бизнес школы ГАУ Технопарк "Якутия", доктор социологических наук