Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРУКТУРЫ СЕМЬИ В ЯКУТСКОМ МЕНТАЛИТЕТЕ'

ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРУКТУРЫ СЕМЬИ В ЯКУТСКОМ МЕНТАЛИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
225
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛИТЕТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / СТРУКТУРА СЕМЬИ / СОЦИОГРАММА / РАСШИРЕННАЯ СЕМЬЯ / МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СВЯЗЬ С РОДИТЕЛЯМИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елисеева Наталья Дмитриевна

Цель. Изучить особенности структуры семьи в якутском менталитете.Процедура и методы. В статье приводятся результаты проективной рисуночной методики «Социограмма семьи», проведённой в рамках психологических консультаций в Центре активного долголетия.Результаты. Исследование выявило следующие особенности якутской семьи: семья понимается как род, состоящий из семей сиблингов прародителей. Якутские семьи характеризуются устойчивой связью взрослых детей с родителями - даже после создания взрослыми детьми собственных семей. Структура якутской семьи имеет чёткое разделение по поколениям: прародители, родители, дети, внуки, правнуки. Следующей отличительной особенностью является признание автономности зятя / невестки.Теоретическая и практическая значимость. Использование рисуночного метода в изучении менталитета поможет раскрыть глубинные особенности якутского менталитета. Результаты исследования можно использовать в практике психологического консультирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE FAMILY STRUCTURE IN YAKUT MENTALITY

Aim. To study the family structure specifics in Yakut mentality.Methodology. The article presents the results of the projection technique “Family Sociogram" conducted as part of psychological consultations at the Center of Active longevity.Results. The study revealed the following features of Yakut family: the family is understood as a kindred consisting of sibling families of ancestors. Yakut families are characterized by a stable connection of adult children with their parents, even after the creation of their own families by adult children. The structure of Yakut family has a clear generation division: grandparents, parents, children, grandchildren, great-grandchildren. The next distinguishing feature is the recognition of the independence of the son-in-law/daughter-in-law.Research implications. The use of the projection method in the mentality study will help to reveal the deep features of Yakut mentality. The study results can be used in the practice of psychological counseling.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРУКТУРЫ СЕМЬИ В ЯКУТСКОМ МЕНТАЛИТЕТЕ»

УДК 316.614.5 Елисеева Н. Д.

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова 677027г. Якутск, ул. Кулаковского, д. 42, Российская Федерация

ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРУКТУРЫ СЕМЬИ В ЯКУТСКОМ МЕНТАЛИТЕТЕ

аннотация

Цель. Изучить особенности структуры семьи в якутском менталитете.

Процедура и методы. В статье приводятся результаты проективной рисуночной методики «Социограмма семьи», проведённой в рамках психологических консультаций в Центре активного долголетия.

Результаты. Исследование выявило следующие особенности якутской семьи: семья понимается как род, состоящий из семей сиблингов прародителей. Якутские семьи характеризуются устойчивой связью взрослых детей с родителями - даже после создания взрослыми детьми собственных семей. Структура якутской семьи имеет чёткое разделение по поколениям: прародители, родители, дети, внуки, правнуки. Следующей отличительной особенностью является признание автономности зятя / невестки.

Теоретическая и практическая значимость. Использование рисуночного метода в изучении менталитета поможет раскрыть глубинные особенности якутского менталитета. Результаты исследования можно использовать в практике психологического консультирования.

ключевые слова

менталитет, психологическое консультирование, структура семьи, социограмма, расширенная семья, межпоколенческие отношения, связь с родителями

структура

Введение

Семейное устройство в традиционном якутском менталитете Программа исследования

Результаты эмпирического исследования особенностей структуры якутской семьи Заключение

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

N. Eliseeva

M. K. Ammosov North-Eastern Federal University

ul. Kulakovskogo 42, Yakutsk 698027, Republic of Sakha (Yakutia), Russian Federation

CHARACTERISTICS OF THE FAMILY STRUCTURE IN YAKUT MENTALITY

abstract

Aim. To study the family structure specifics in Yakut mentality.

Methodology. The article presents the results of the projection technique "Family Sociogram" conducted as part of psychological consultations at the Center of Active longevity.

Results. The study revealed the following features of Yakut family: the family is understood as a kindred consisting of sibling families of ancestors. Yakut families are characterized by a stable connection of adult children with their parents, even after the creation of their own families by adult children. The structure of Yakut family has a clear generation division: grandparents, parents, children, grandchildren, great-grandchildren. The next distinguishing feature is the recognition of the independence of the son-in-law/ daughter-in-law.

Research implications. The use of the projection method in the mentality study will help to reveal the deep features of Yakut mentality. The study results can be used in the practice of psychological counseling.

keywords

I

mentality, psychological counseling, family structure, sociogram, extended family, intergenerational relations, relations with parents

введение

Проблемы семьи на сегодняшний день находятся в центре внимания науки и общества. Считается, что в настоящее время институт семьи переживает кризисный период [1]. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики по России на 101 заключённых браков приходится 7 разводов2. Отмечается уменьшение количества официально регистрируемых браков, растёт количество внебрачных сожительств, и вместе с ним увеличивается количество внебрачных детей [4].

Помимо фактов, которые можно зарегистрировать с помощью статистических показателей, происходят качественные изменения: сокращаются размеры семьи, происходят изменения в содержании социальных ролей матери и отца, меняются роль и значение других институтов социализации в воспитании ребёнка. Особую актуальность кризис семьи приобретает в связи

2

Число браков за год // ЕМИСС. Государственная статистика: [сайт]. URL: https://www.fedstat.ru/ indicator/31604 (дата обращения: 28.05.2022).

Число разводов за год // ЕМИСС. Государственная статистика: [сайт]. URL: https://www.fedstat. ru/indicator/31604 (дата обращения: 28.05.2022).

с её значимостью для её членов. Ещё В. Н. Мясищев в своей теории отношений говорил о том, что важными для личности являются не все отношения, а именно те, которые занимают центральное положение [8]. Здесь следует помнить, что семейные отношения играют ведущую роль в системе взаимоотношений личности, разносторонние семейные отношения взаимозависимы и взаимосвязаны, человек наиболее уязвим именно в семье, т. к. именно в семейных отношениях человек, как правило, ведёт себя более естественно и открыто. Отсюда значение и роль кризиса семьи: он может привнести непоправимый вред в психологическое здоровье личности и целого общества.

Здесь следует отметить один момент. Традиционной для психологии является точка зрения, что особенности семьи - её устройство, роли, выполняемые членами семьи, степень влияния семьи на человека - определяет общество [10; 17; 18; 19; 20]. Вместе с тем семья является первичным институтом социализации личности, механизмом, с помощью которого ребёнку транслируются особенности культуры и менталитета [2]. Данное понимание устанавливает тесную взаимосвязь с культурными и историческими особенностями общества, раскрывает двусторонний детерминизм развития общества.

Отсюда возникает вопрос о возможных изменениях в менталитете общества в связи с изменениями, происходящими в современной семье. Встаёт вопрос, каковым будет воздействие на менталитет последствий так называемого кризиса / трансформации современной семьи. Исходя из вышесказанного, исследование значения, роли и места семьи в менталитете имеет особую актуальность.

На наш взгляд, исследование характеристик семьи - института первичной социализации человека - поможет нам раскрыть характеристики якутского менталитета. Следует отметить, что эмпирическое исследование, описанное в данной статье, является частью исследования якутского менталитета.

семейное устройство в традиционном якутском менталитете

На основе полученных результатов можно отметить, что семейные отношения отражают особенности якутского менталитета. Также выявлено, что современный якутский менталитет сохранил особенности традиционной культуры. Исследователи, изучавшие якутский менталитет, считали, что суровые климато-географические условия Якутии послужили основой для тесных связей в семье. Уникальная природа с её суровыми условиями сформировала неповторимый характер коренных народов Якутии: саха, эвенов,

„ НОМЕРА

эвенков, чукчей, юкагиров и долган.

Климатические условия повлияли на общественный строй коренных народов Якутии. Практически весь Дальний Восток и вся территория Якутии покрыты многолетними льдами. Вечная мерзлота обуславливает хрупкость

■<1

экосистемы [9]. Деятельность человека, плотность народонаселения обусловлены медленными темпами восстановления экологической системы, а также необратимостью процессов при таянии вечной мерзлоты. Саха жили семьями по аласам (полянам), а северные кочующие народы - родовыми общинами [11]. Изменения в общественном строе начались с приходом русских, которые заложили города и посёлки.

В традиционном якутском обществе значимость женщины в семейных отношениях имеет глубокие корни. Исследователи считают, что якутская культура была матриархальной [3]. Одним из доказательств этого суждения является первостепенное значение образа женщины в народном эпосе -Олонхо. Авторы, изучавшие эпос Олонхо, отмечают, что образ женщины в устном народном творчестве отличается яркостью, красочностью и уникальностью, в то время как образ мужчины является стереотипным - как сильного, честного, мужественного защитника рода Айыы. Следует отметить, что героям-мужчинам помощь оказывали женщины-богатыри, женщины-шаманки и др. [12].

Примеры отношений между супругами в конце XIX - начале XX вв. описаны в произведениях А. Е. Кулаковского. В них отражены высокое положение семейного человека в традиционном якутском обществе, а также уважительное отношение мужа к жене. В произведениях Кулаковского продолжается общая тенденция народного эпоса Олонхо - мудрость, сила и высокое влияние женщины на общество [13].

Следующими характерными чертами семьи в традиционном якутском обществе являются доверительные и почтительные отношения к пожилым и детоцентризм в семье. Пожилые считались главами семьи, советниками. Якутская народная пословица гласит: «Эдэртэн эйэтин, кырдьа§астан субэтин» - «от молодого дружбу, от старого совет возьми» (перевод автора). Дети имели особую ценность, даже незаконнорождённые. Из-за экстремальных условий жизни остаться сиротой, безотцовщиной, вдовой или вдовцом можно было в любой момент. Отсюда происхождение ребёнка не имело значения. Большое количество детей было залогом спокойной старости [15].

В случае бездетности мужчинам позволялось жениться на вдовах старших родственников, женщинам — выходить замуж за младших по возрасту вдовцов. Этот фактор обусловливал многодетность, что при высокой детской смертности компенсировало численность всего народа.

Расширенная семья, увеличенная до рода за счёт своего тесного контакта с родственниками, увеличивала возможность человека выстоять в условиях экстремального образа жизни, обусловленного суровым климатом. Психологи-практики, заложившие основы семейной психотерапии, отмечали, что чем больше семья, тем больше вероятность семье находить ресурсы для гармоничного существования и психологического здоровья своих членов в урбанизированном промышленном мире [5; 14; 19].

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

программа исследования

Целью публикуемой работы является исследование структуры семьи в якутском менталитете в условиях психологического консультирования. Предметом исследования выступили особенности структуры семьи в якутском менталитете. Объектом исследования - жители Якутии зрелого и пожилого возрастов.

Мы предполагаем, что структура якутской семьи будет многопоколенной и расширенной.

Исследование проводилось в рамках психологического сопровождения пожилых людей, отдыхающих в Центре активного долголетия. Программа оздоровления центра включала психологическое сопровождение, в рамках которого проводились индивидуальные психологические консультации. Для исследования структуры семьи респондентов использовалась методика «Со-циограмма семьи». Она направлена на выявление положения человека в системе межличностных отношений и характера коммуникаций в семье [16]. Существует несколько вариантов проведения данной методики. В её первоначальном виде респондентов просят нарисовать членов своей семьи. Существуют варианты методики, когда респондентов просят нарисовать семью на разных этапах её развития / родительскую семью / реальную и идеальную семью / не только членов семьи, с которыми проживает респондент, но и других людей, которых он считает членами своей семьи.

В нашем случае мы просили нарисовать тех людей, которых респондент считает членами своей семьи. Для этой цели респондентам предлагались бланк с нарисованным кругом диаметром 11 см и следующая инструкция: «Нарисуйте членов семьи в форме кружков и подпишите их именами». Во время и после заполнения дополнительно проводилось интервью для уточнения информации. Следует отметить, что интервью в нашем исследовании имело вспомогательный характер для дополнения методики «Социограмма семьи».

При интерпретации результатов оценивались количество членов семьи, их социальные роли, величина фигурок, их расположение относительно друг друга и дистанция между ними.

Исследование проводилось с 2018 по 2019 гг. Объём выборки - 99 человек. Возраст респондентов - от 54 до 82 лет. Из них 87 женщин, 12 мужчин.

результаты эмпирического исследования особенностей |= ^

структуры якутской семьи

Полученные социограммы можно группировать следующим образом. По расположению геометрических фигур, обозначающих членов семьи, со-циограммы можно разделить на те, в которых структура семьи организована

ЕЪ

по поколенческому признаку, а также те, структура которых организована по характеру межличностных отношений в семье. Полученные социограммы также различались по расположению геометрических фигур относительно круга. В некоторых из них фигуры выходили за рамки круга, в некоторых из них - были размещены внутри круга. Помимо этого некоторые респонденты включали в социограмму семьи людей, которые не живут с ними; некоторые ограничивались только теми членами семьи, с которыми проживают вместе.

В результате исследования был выявлен ряд интересных особенностей, характерных для якутской семьи.

1) Включение родственников в структуру семьи. Респонденты отмечали своих родственников в социограмме. В первую очередь родных братьев и сестёр и их детей. Особенно часто это встречалось среди респондентов женского пола. Из общей выборки 42% респондентов показали данную тенденцию. Результаты социометрии, на наш взгляд, отражают содержание расширенной семьи в якутском обществе; расширенная семья - это многопоколенная семья, основывающаяся семьями сиблингов прародителей или родителей. Род может быть собран как по материнской линии, так и по отцовской.

На рисунке 1 представлена социограмма семьи женщины, имеющей четырёх детей, двое из которых имеют собственные семьи, где воспитываются два внука.

Рис. 1 / Fig. 1. Социограмма семьи -woman, 64 years old

женщина, 64 лет / Sociogram of a family - a

В процессе заполнения социограммы респондент каждого члена семьи назвала по имени, обозначила их позиции и роли: муж, сын, дочь, внук. Далее респондент нарисовала много кружков и обозначила их общим именем: «Это мои родные братья, сестра и их дети и внуки».

Рассмотрим следующий пример (рис. 2).

■<■>

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

Рис. 2 / Fig. 2. Социограмма семьи - женщина, 63 года / Sociogram of a family - a woman, 63 years old

Здесь респондент выделила три подсистемы: супружескую, детскую, и подсистему своих родственников. Следует обратить внимание на то, что в подсистему детей и внуков респондент включила двух незамужних бездетных сестёр. Третья подсистема включает всю многочисленную родню.

2) Респонденты не указывают в структуре семьи своих невесток и зятьёв. При заполнении социограммы 53% респондентов отметили только своих супругов, детей и внуков. Более того, когда экспериментатор указывал на данное упущение, респонденты испытывали смущение. При этом в интервью респонденты положительно отзывались о своих зятьях и невестках. Респонденты объясняли это тем, что зятья и невестки являются в первую очередь детьми своих родителей: «имеют другое воспитание», «у них своя мать имеется, что я буду к ним лезть», «я считаю, что я их не воспитывала, поэтому мне им не указывать». Наблюдаемое явление, на наш взгляд, говорит о сильной взаимосвязи взрослых детей с родителями. Данный факт сказывается на том, что при замужестве или женитьбе, становясь частью другого рода, взрослые сыновья и дочери сохраняют связь со своей родительской семьей.

Рассмотрим другой пример (рис. 3).

■<1

Рис. 3 / Fig. 3. Социограмма семьи - женщина, 73 года / Sociogram of a family - a woman, 73 years old

Респондент является матерью четверых детей: сына и трёх дочерей. Из них сын и старшая дочь имеют свои семьи. При уточнении семейных ролей респондент испытала удивление от вопроса, почему не указала своих зятя и невестки. Объяснила тем, что дети и внуки - это её кровь и плоть, а зять и невестка - дети своих родителей.

Рассмотрим следующий пример социограммы мужчины (вдовец) (рис. 4).

Рис. 4 / Fig. 4. Социограмма семьи - мужчина, 67 лет / Sociogram of a family - a man, 67 years old

■<■>

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

Здесь мы видим, что сын женат и у него двое детей. Дочь не замужем. Невестку респондент также не нарисовал. На уточняющий вопрос насчёт семейного статуса старшего сына и характера отношений с невесткой респондент ответил: «Мне повезло с невесткой. После смерти жены она сейчас как хозяйка в нашей семье. Хотелось бы, чтобы и второму сыну встретилась такая хорошая женщина». Таким образом, данный пример также показывает, что респондент имеет положительные отношения с невесткой. Вместе с тем она также не включается в семейную систему.

3) В социограмме отмечается наличие семейных подсистем по по-коленческому параметру. Данный факт встречается в 71% от общего количества выборки. Это характеризирует якутскую семью как языческую [6] и традиционную [7]. Респонденты схематически изображают свои семьи по старшинству и по поколениям. Чёткого разделения по нуклеарным семьям -к примеру, семье старшей сестры или старшего сына - не имеется.

Рассмотрим пример социограммы (рис. 5).

Рис. 5 / Fig. 5. Социограмма семьи - женщина, 70 лет / Sociogram of a family - a woman, 70 years old

Данная социограмма нарисована одинокой женщиной 70 лет, у которой никогда не было мужа и детей. В социограмме отражены по старшинству че-

« Г- г~ НОМЕРА

тыре поколения семейного рода. Старшая сестра с мужем, респондент, брат с женой, младшая сестра (вдова). Ниже по уровню - их дети с мужьями и жёнами. Внизу - внуки со своими парами и самый маленький член семьи - правнучка старшей сестры. Респондент при заполнении социограммы коммен-

тировала, что благодаря родне не чувствует своего одиночества и считает детей своих родных своими детьми.

заключение

На основе исследования выявлены следующие особенности структуры семьи: якутская семья - расширенная многопоколенная семья, где род формируется на сиблингах прародителей. Имеется сильная связь взрослых детей с родителями, даже после создания взрослыми детьми собственных семей. Это проявляется в том, что старшее поколение признаёт за супругами своих детей автономность и самостоятельность - главным мотивом здесь является то, что они считаются детьми своих родителей.

Следующей особенностью является разделение семьи по поколенче-скому признаку, а не по гендерному. Семейная система представлена следующими подструктурами: супружеская диада, детская подсистема, подсистема родственников. При этом отличительной особенностью якутской семьи является то, что, по результатам нашего исследования, супружеская диада является относительно устойчивой подсистемой, остальные же подсистемы не обладают такой стабильностью. Детская подсистема и подсистема родственников могут быть разделены и сгруппированы по поколенческому признаку. Здесь проявляются особенности коммуникации в якутском менталитете - коммуникация также может выстраиваться в якутских семьях внутри поколенческой подситсемы. Следует отметить, что характер интенсивности и эмоциональной модальности коммуникации не отражается в полной мере в социограмме семьи. Отсюда изучение данного вопроса требует дальнейшего исследования.

Таким образом, на основе проведённого исследования та гипотеза, что структура якутской семьи является межпоколенной и расширенной, подтвердилась. Следует отметить, что проективная рисуночная методика «Со-циограмма семьи» позволила нам раскрыть особенности якутского менталитета - это сохранение в якутском менталитете семьи как рода и почитание старших.

литература

1.

2. 3.

Айвазова Д. Г. Семейная психология в зеркале истории // Психологические проблемы современной семьи / под ред. О. А. Карабановой, Е. И. Захаровой, С. М. Чурбановой, Н. Н. Васягиной. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2015. С. 14-23. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. 376 с. Боло С. Прошлое якутов до прихода русских на Лену. Якутск: Бичик, 1994. 352 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■<■>

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

4. Бурина Е. А., Кудинова А. Е. Особенности современной российской семьи в условиях социально-исторических изменений института ро-дительства // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 1. URL: https://vestnik.mininuniver.ru (дата обращения: 28.05.2022).

5. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте / пер. с англ. Т. Е. Шапошниковой. СПб.: Питер, 2019. 224 с.

6. Дружинин В. Н. Психология семьи. 3-е изд. СПб.: Питер, 2006. 176 с.

7. Захарова Г. И. Психология семейных отношений: учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. 63 с.

8. Карпова Э. Б., Исурина Г. Л., Журавлев А. Л. Психологическая концепция отношений В. Н. Мясищева: основы и содержание // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 2. С. 5-14.

9. Марфусалова А. Д. Мудрость экотрадиций северян. Якутск: Издательство ЯФ СО РАН, 2002. 112 с.

10. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения / пер. с англ. Ю. А. Асеева. М.: Наука, 1988. 430 с.

11. Новиков А. Г. О менталитете народа саха. Якутск: Изд-во Аналитического центра при Президенте РС(Я), 1995. 141 с.

12. Оконешникова А. П. Норуот уйул^ата - иитэрYлэ тирэ^э. Якутск: Издательство Института повышения квалификации работников образования РС(Я), 1996. 175 с.

13. Оконешникова А. П., Романова Е. Н. Этнография детства. Якутск: Издательство Якутского государственного университета, 2008. 170 с.

14. Сатир В. Психотерапия семьи / пер. с англ. И. Авидон, О. Аксакова. М.: Издательство Института общегуманитарных исследований, 2018. 218 с.

15. Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. М., 1993. 736 с.

16. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2002. 656 с.

17. Bowen M. Family therapy in clinical practice. New York: Rowman & Littlefield, 1978. 565 p.

18. Len A. A., Torkunova O. I., Filonenko L. V. Research of sociocultural family value in the consciousness of military university cadets // Bulletin of Nizhnevartovsk state university. 2021. № 1 (53). Р. 18-23.

19. Minuchin S. Families and family therapy. Cambridge: Harvard University Press, 1974. 45 р.

20. Stepanenko E. V., Satraeva J. A. Language interpretation of the picture of the world through the concept of "mentality" // Science & Reality. 2020. № 1. P. 30-33.

references

1. Aivazova D. G. [Family psychology in the mirror of history]. In: Karabano-va O. A., Zaharova E. I., Churbanova S. M., Vasyagina N. N., eds. Psikho-logicheskie problemy sovremennoi sem'i [Psychological problems of the

■<■>

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

modern family]. Yekaterinburg, Ural State Pedagogical University Publ., 2015, pp. 14-23.

Andreeva G. M. Sotsialnaya psikhologiya [Social Psychology]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2001. 376 p.

Bolo S. Proshloeyakutovdoprikhoda russkikh na Lenu [The past of the Yakuts before the Russians came to Lena]. Yakutsk, Bichik Publ., 1994. 352 p. Burina E. A., Kudinova A. E. [Modern Russian family in the context of so-cio-historical changes of parenthood]. In: Vestnik Mininskogo universiteta [Vestnik of Minin University], 2020, vol. 8, no. 1. Available at: https://vestnik. mininuniver.ru (accessed: 28.05.2022).

Whitaker K., Bamberri W. Dancing with the Family. A Symbolic-Experiential Approach (Rus. ed.: Shaposhnikova T. E., transl. Tantsy s sem'ei. Semeinaya terapiya: simvolicheskii podkhod, osnovannyi na lichnostnom opyte. St. Petersburg, Piter Publ., 2019. 224 p.).

Druzhinin V. N. Psikhologiya sem'i [Family psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2006. 176 p.

Zaharova G. I. Psikhologiya semeinyh otnoshenii [Psychology of family relations]. Chelyabinsk, Izdatelstvo YUrGU Publ., 2009. 63 p. Karpova E. B., Isurina G. L., Zhuravlev A. L. [Psychology of relations by V. N. Miasishchev: origins and contents]. In: Psikhologicheskii zhurnal [Psychological journal], 2020, vol. 41, no. 2, pp. 5-14. Marfusalova A. D. Mudrost' ekotradicii severyan [The wisdom of eco-traditions of northerners]. Yakutsk, Izdatelstvo YAF SO RAN Publ., 2002. 112 p. Mid M. Culture and the World of Childhood: Selected Works (Rus. ed.: As-eev Yu. A., transl. Kul'tura i mir detstva: Izbrannye proizvedeniya. Moscow, Nauka Publ., 1988. 430 p.).

Novikov A. G. Omentalilete naroda Sakha [About the mentality of the Sakha people]. Yakutsk, Izdatelstvo Analiticheskogo centra pri Presidente RS(YA) Publ., 1995. 141 p.

12. Okoneshnikova A. P. Noruot ujultyata - iiter yle tirei^e [The menta Iity of the people is the basis of raising children]. Yakutsk, Institute of advanced training of teachers of the Republic of Sakha (Yakutia) Publ., 1996. 175 p. Okoneshnikova A. P., Romanova E. N. Etnografiya detstva [Ethnography of childhood]. Yakutsk, North-Eastern Federal University Publ., 2008. 170 p. Satir V. Psychotherapy of family (Rus. ed.: Avidon I., Aksakov O., transls. Psikhoterapiya sem'i. Moscow, 2018. 218 p.).

Seroshevskii V. L. Yakuty. Opyt etnographicheskogo issledovaniya [Yakuts. Ethnographic research experience]. Moscow, 1993. 736 p.

16. Eidemiller E. G., Yustitskis V. V. Psikhologiya ipsikhoterapiya sem'i [Psychology and psychotherapy of the family]. St. Petersburg, Piter Publ., 2002. 656 p.

17. Bowen M. Family therapy in clinical practice. New York, Rowman & Little-field, 1978. 565 p.

18. Len A. A., Torkunova O. I., Filonenko L. V. Research of sociocultural family value in the consciousness of military university cadets. In: Bulletin of Nizhnevartovsk state university, 2021, no. 1 (53), pp. 18-23.

10.

11

13

14.

15

■<■>

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

19. Minuchin S. Families and family therapy. Cambridge, Harvard University Press, 1974. 45 p.

20. Stepanenko E. V., Satraeva J. A. Language interpretation of the picture of the world through the concept of "mentality". In: Science & Reality, 2020, no. 1, pp. 30-33.

дата публикации

Статья поступила в редакцию: 29.05.2022 Статья размещена на сайте: 19.08.2022

информация об авторе / information about the author

Елисеева Наталья Дмитриевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Института психологии Северо-восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, e-mail: Eliseeva_n_d@mail.ru

Natalia D. Eliseeva - Cand. Sci. (Psychology), Assoc. Prof., Institute of psychology, NorthEastern Federal University in Yakutsk; e-mail: Eliseeva_n_d@mail.ru

правильная ссылка на статью / for citation

Елисеева Н. Д. Характеристики структуры семьи в якутском менталитете // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2022. № 3. URL: www.evestnik-mgou.ru

Eliseeva N. D. Characteristics of the family structure in Yakut mentality. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2022, no. 3. Available at: www.evestnik-mgou.ru

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

■Ъ

К НАЧАЛУ СТАТЬИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.