УДК 37.01
Яковлева Анастасия Николаевна
Доктор педагогических наук, заведующая кафедрой института зарубежной филологии и регионо-ведения Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, [email protected], Якутск
локус контроля и взаимоотношения в семье
Аннотация. Рассматривается проблема экстернальности личности в связи с современными тенденциями в развитии якутской сельской семьи. Обсуждается, что в основе развития экстернальности лежат факторы социализации в семье в изменяющихся условиях, в частности, отношения родителей к детям. Рассматриваются традиционные для якутов родительские отношения и выявляются современные тенденции в отношениях родителей к детям.
Ключевые слова: локус контроля, экстернальность, взаимоотношения в семье.
Yakovleva Anastasia Nikolaewna
Doctor of Education, Head of Department of the Institute of Foreign Philology and regional Studies of the North Eastern Federal University named after Maxim Ammosov, [email protected], Yakutsk
LOCUS OF CONTROL AND FAMILY RELATIONSHIPS
The problem of person’s externality in connection with modem tendency in the development of a Yakut rural family is considered. It is discussed that the development of externality is rooted in socialization factors in a family in changing conditions, in particular, parents’ attitude to children. Parental relations traditional for Yakut people are considered and modern tendency in parents’ attitude to children are brought to light.
Keywords: locus of control, externality, family relationships.
Внутренняя активность личности, чувство ответственности за происходящее имеют большое значение в процессе социализации личности. Ответственность исследователями рассматривается как свойство личности, изучаются особенности проявления локуса контроля. Известны 2 локуса контроля: экстернальный - внешний локус контроля, интернальный - внутренний локус контроля [6]. В. М. Бызова исследовала особенности проявления локуса контроля личности в связи с этнической принадлежностью [3]. Исследователь приходит к выводу, что «... представляется перспективным выявление особенностей уровня субъективного контроля в процессе личностного роста, его зависимость от жизненного цикла с учетом этнических факторов» [там же, с. 121]. В работе К. Муздыбаева речь идет о социальной ответственности как свойстве личности, о разноплановости этого феномена [4]. Очень важным является вывод автора о том, что важно выявление факторов формирования ответственности и в зависимости
от разных типов взаимоотношений с другими людьми [там же, с. 116]. Нами изучался локус контроля якутских школьников и студентов в рамках исследования социализации личности, одним из факторов которой являются взаимоотношения в семье.
Для изучения локуса контроля использовался опросник УСК, выявляющий особенности локуса контроля, отнесенного к различным жизненным ситуациям [2]. В исследовании использовались также наблюдение, беседы, интервью, опросники по выявлению типов родительских отношений. По шкале общей интернальности в группах студентов со средним и низким уровнем соци-ализированности выявлено доминирование экстерналов (57 %) над интерналами. Экс-терналы видят причины неудач чаще всего в обстоятельствах, в других людях. Данные студенты характеризуются затруднениями в межличностной сфере, отсутствием стремления к лидерству, пассивностью в изменении окружающей действительности. Как известно, экстерналы возлагают ответствен-
ность за происходящее на других людей, на рок, на судьбу.
Следующим шагом в нашем исследовании было изучение родительского отношения к школьникам и студентам. В рамках нашего исследования вопросы о содержании родительских отношений и их влиянии на такие важные социально значимые качества, как ответственность, социальная активность личности подверглись специальному изучению.
Семья является наиболее важным фактором социализации, важность исследования взаимоотношений родителей и детей определяется тем, что значимость факторов формирования личности в обществе и в дальнейшем будет неуклонно расти. По мере усложнения жизнедеятельности человека, его внутреннего мира, системы взаимоотношений соответственно должны будут совершенствоваться процессы формирования личности. В семье взаимодействие взрослого и ребенка становится моделью системы отношений личности к многообразию окружающего мира.
В якутской семье основой социализации детей являлись традиционные семейные отношения, в которых нашли отражение сложившаяся культура, традиции, духовнонравственные ценности этноса, его взгляды, представления, идеалы, на процесс социализации подрастающего поколения. Вместе с тем, существующее положение о том, что село является хранителем этнической культуры, не означает неизменности всех явлений этнической среды. Считается, что в сельской семье сохраняются традиционные семейные отношения этноса, но исследования выявляют изменения родительских отношений к детям. Эти изменения произошли не сразу. Как считают исследователи, изменение психического склада этноса, его обычаев, стереотипов поведения, происходят довольно медленно, при жизни нескольких поколений, незаметно для старых и новых поколений в результате замены традиций инновациями, трансформаций стереотипов поведения. Вместе с тем, приводится примеры изменения образа мира у этносов, произошедших менее, чем за одно столетие [5, с. 143]. Опрошенные нами родители высказывают мнение, что отношение их родителей к ним было «более требовательным, строгим», вместе с тем были «постоянные
совместные переживания» и «душевная близость». Существуют различия в отношениях ребенка к отцу и матери. Отношения с матерью все опрошенные школьники охарактеризовали как искренние, доверительные, всегда положительные. Анализ ответов на вопросы: «Кто твой самый близкий человек?», «К кому ты обращаешься, когда тебе трудно?», заданные детям, выявляют значимость и доминирующую роль матери.
Снижение роли бабушек и дедушек в семье определяется не отношением детей к ним, а отношением родителей. Школьники отмечают, что бабушки, дедушки участвовали в их воспитании в раннем детстве. Часто отдельное проживание, сокращение общения с подросшими внуками, не проявляемой достаточной заботы со стороны родителей о дальнейшем развитии взаимоотношений бабушек, дедушек с внуками, основанных на внимании, уважении, заботе о старых людях, приводят к отчуждению внуков от дедушек, бабушек. Старшеклассники в перечислении значимых для них людей, к мнению которых они прислушиваются, отмечают в основном родителей, не упоминая дедушек и бабушек. Таким образом, один из важнейших факторов этнической социализации - влияние дедушек и бабушек утрачивает свою важную роль, ослабляя тем самым этнопедагогиче-скую систему.
При рассмотрении факторов, влияющих на социализацию детей в современных условиях, опираясь на собственные эмпирические исследования и исследования других авторов, выполненных в русле этнопедагоги-ки, можно прийти к заключению об особой значимости семьи для сельских школьников, традиционного в народе отношения родителей к детям в социализации. Соотношение организованных и стихийных влияний определяет социализацию в семье.
Сравнение содержания родительских отношений происходило на основании параметров: общение с маленьким ребенком, поощрение ребенка к активности, самостоятельности, перестройка отношений к ребенку в связи с возрастными изменениями, душевная близость родителей и детей, требовательность к детям, обязанности по отношению к родителям. Общение с маленьким ребенком является важным показателем сохранения традиционного отно-
шения к маленькому ребенку, которое было основано на любви, обоготворении малыша, и в то же время в отношении к маленькому ребенку прослеживались требования к развитию его социально значимых качеств, определявшие формирование личности ребенка. Поощрение ребенка к активности, самостоятельности являлось неотъемлемой частью родительского отношения и системы социализации. Напутствие, благословение родителей: «Кытаат!» (Старайся! Добейся успеха!) сопровождало человека на протяжении всего детства и юности. Отношения родителей к ребенку перестраивались по мере развития ребенка, учет зрелости ребенка всегда присутствовал в родительском отношении. Очень обидным являлось сравнение с маленьким ребенком: «Кыра ого курдук, кыкыл ого курдук» («как маленький ребенок», «как новорожденный»), характеризовавшее беспомощность, слабость сына или дочери в проявлении черт характера, умений и навыков и т.д. Душевная близость родителей и детей была характерной для традиционных взаимоотношений в якутских семьях, которая означала: взаимная любовь и привязанность, взаимное доверие, сопереживание, тактичность, заинтересованность друг в друге, взаимную поддержку, взаимопомощь, желание радовать друг друга. Разумное родительское отношение выражалось в требованиях не только к личности и поведению ребенка, но и по отношению обязанностей перед родителями. С раннего детства в ребенке формировалось чувство долга перед родителями, что сын - будущая опора родителей, дочь - помощница в доме родителей до замужества.
В современных семьях наблюдаются взаимоотношения близкие традиционным взаимоотношениям родителей и детей. Родители в раннем детстве балуют детей («баловали и в то же время были сдержанны», «в основном баловали»), а к детям постарше относятся сдержанно. В раннем детстве любовь, ласка, без строгости, а к ребенку постарше -сдержанность. Следующими признаками данного типа отношения являются поощрение ребенка к самостоятельности, активности, следствием чего является включенность в решение жизненных задач. Здесь наблюдается не только изменение характера общения с ребенком, а выстраивание своего отноше-
ния в соответствии с возрастом ребенка: повышение требований к ребенку, касающихся не только его поведения и обязанностей, но и отношений к людям: братьям, сестрам, родителям, соседям, односельчанам, и др. Очень важной является характеристика ребенка, заключающаяся в понятии «быкыы-майгы», в содержании которого входит не только поведение, но и проявление отношения к людям. В целом, для отношений родителей и детей характерны любовь к ребенку, доверие, заинтересованность родителей в делах ребенка, желание помочь ему. В то же время поощряется его самостоятельность, ответственность за свою судьбу несет сам ребенок: «Бэйэтэ кэИэйиэ» («Сам пострадает»). Предъявляется много требований к ребенку: безупречное поведение, доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, должен всегда радовать родителей, многого достичь в жизни - «обязан быть хорошим во всех отношениях». В родительском отношении, проявляется требовательность, касающаяся не только участия детей в труде, но, самое главное, проявления детьми внимания, тепла и заботы к окружающим. В характеристике повзрослевшего сына или дочери стержневым понятием является «сыкыан» -отношение к людям.
Родители из данной группы семей уверены, что дети позаботятся о них в старости. Многие студенты, закончив учение, обосновавшись в городе, хотят привезти родителей в город. Между родителями и детьми сложились отношения «душевной близости», характерные традиционным взаимоотношениям родителей и детей независимо от возраста детей. Таким образом, в содержании данного типа обнаруживаются особенности, присущие традиционному отношению якутов к детям. Основными признаками данного отношения являются: любовь и доверие к ребенку, поощрение к активности и самостоятельности, сопереживание, заинтересованность в успехах ребенка, сотрудничество, максимальная требовательность к ребенку, включающая нормы и правила в общении с людьми. К сожалению, количество семей характеризующимися указанными признаками, невелико.
Исследование показало, что характерным для взаимоотношений во всех семьях является направленность членов семьи на
ребенка, признание его значимости в жизни родителей. Личность родителей и другие параметры не становятся центральными в семье. В описании отношения к ребенку матери подчеркивают исключительную роль ребенка в ее жизни.
Сравнительный анализ выявил группы семей с различным родительским отношением к детям. Необходимо отметить, что признаки родительского отношения, содержащих тенденции предпочтения детских качеств, стремления видеть ребенка маленьким, продлить детство, снижения требовательности в структуре родительского отношения оказались актуальными для современных семей.
Наиболее многочисленной оказалась группа семей (53 %), характеризующаяся следующими признаками. В данных семьях раннем детстве существовал культ маленького ребенка, затем недооценка родителями реального возраста ребенка, оберегание от трудностей. Изменения в связи с возрастными особенностями ребенка касаются в основном увеличения объема и разновидностей поручений в домашнем хозяйстве и др., а не изменения родительского отношения в целом в сторону предоставления ребенку самостоятельности и повышения его ответственности. Отмечается любовь к детям, стремление оградить ребенка от трудностей, желание лучшей жизни для него, не выраженность требовательности к ребенку как средства воздействия; озабоченность за будущее ребенка, которое не связывается с обязанностью дочери или сына ухаживать за родителями в старости. Нетребовательность к детям в отношении себя в старости характерно для данного типа отношения. Высказывания типа: «Пусть поедет в город, поступит учиться, не будет как мы здесь на «черной» работе» - является характерным для родительского отношения данной группы семей. В традиционном отношении родителей к детям всегда присутствовала следующая установка: «Ребенок наш вырастет, станет работать, будет заботиться о нас». Сравнивая чувство ответственности и другие качества личности детей разных поколений, родители делают выводы не в пользу современных детей, в то же время, оправдывая своих детей: «трудностями современного времени», «слабым здоровьем», «современ-
ные дети совсем другие» и т.п. При таком отношении родителей не получает развития требовательность как необходимый фактор в социализации детей. Здесь речь идет больше об изменении характера общения с ребенком, когда наблюдается внешне меньшее проявление эмоций, ласки, а не изменения в целом отношения к повзрослевшему ребенку. Матери отмечают несамостоятельность и эгоизм детей. Родители говорят, что баловали детей только в раннем детстве, потом были строги, запрещали многое. Вместе с тем наши наблюдения, а также опросы дедушек и бабушек, сравнивающих детство маленьких детей разных поколений, говорят о преобладании «балующего» отношения родителей, об уменьшении запретов или даже отсутствии запретов. Причем такое отношение сохраняется надолго. Установившийся тип отношений, как показывает анализ родительских отношений, всецело не изменяется.
Опрос студентов также выявляет их несамостоятельность, зависимость от родителей. В материальном плане и в решении многих проблем студенты надеются на родителей. В отличие от многих предшествовавших поколений якутской сельской молодежи, уезжавших самостоятельно поступать не только в г. Якутск, но и в различные города СССР, современные юноши и девушки приезжают поступать в вузы г. Якутска с родителями. Опрос родителей абитуриентов о причинах, побуждающих сопровождать детей, выявил следующие данные. Родители указывают на несколько причин: «Боюсь, что может что-нибудь случиться с ним (ней), в городе опасно»; «.не сдаст вовремя документы, не будет готовиться к экзаменам, будет опаздывать на них» и др.; «Сразу потратит все деньги, окажется в трудной ситуации», и другие подобные высказывания; «хочу записать на подготовительные курсы», «у меня все равно отпуск, могла приехать», и др. Как видно из распределения ответов, родители испытывают тревогу за ребенка в изменившихся условиях социальной среды, что является оправданным: после 90-х годов XX века социальная среда изменилась. Но неуверенность родителей в ребенке, в его социальную зрелость, неверие в его быструю социальную адаптацию говорит об изменении родительского отношения. В беседах с родителями выявляется особенность отно-
шения к детям, проявляемая в том, что они не дают себе отчет в том, что ответственность родителей за нормальное физическое и нравственное развитие своих детей очень высока. Взаимоотношения родителей и детей характеризуются взаимной любовью, привязанностью, не критичностью родителей, похвалами, несоответствующими реальному поведению ребенка, зачастую захваливанием ребенка, необязательностью детей, перекладыванием ими своих проблем на родителей, желанием детей быть на равных с родителями. На вопросы, выявляющие степень участия старшеклассников и студентов в решении общесемейных жизненных задач, зачастую звучали ответы: «Родители решат», «Мама что-нибудь придумает» и т.п. Выявленный тип отношения встречается как в материально благополучных семьях, так и в семьях с материальными затруднениями, низким достатком. Таким образом, данный тип отношения характеризуется следующими основными признаками: оберегание от трудностей, стремление видеть ребенка маленьким, недооценка возможностей ребенка, занижение требований, отношение между родителями и детьми на равных. Результатом такого типа отношения к ребенку явилось заниженное влияние родителей на детей подросткового и юношеского возраста. Родители выражают недовольство отношением к ним повзрослевших детей. В исследовании Л.А.Андреевой также выявлены типы родительского отношения, характеризующиеся гиперопекой. «В якутских семьях в Саха (Якутии) со стороны отцов преобладают отношения по типу «маленький неудачник» (86,6 %), у матерей «симбиоз» (73, 3 %)» [1, с. 16].
Выявлен также тип отношений, который характеризуется следующими особенностями. Родительское отношение, основанное на строгости, пока ребенок мал, меняется к повзрослевшему сыну или дочери на мягкое, нетребовательное. Такое отношение присуще современному обществу, в котором ребенок получает большую автономию от родителей, самостоятельность (несмотря на желание родителей сохранить его подчиненное положение). Когда ребенок мал, его активность в семье не поощряется, строгость родителей препятствует развертыванию внутреннего потенциала ребенка.
Наши наблюдения взаимоотношений между родителями и детьми позволяют прийти к выводу о том, что мягкость родителей подростков, использовавших в детстве детей авторитарные методы воспитания, вызвана не их желанием изменить отношения, а опасением испортить отношение с выросшим сыном или дочерью. Подобное мнение высказано в интервью одной из жительниц села: «Появилось такое отношение, как будто родители побаиваются своих подросших детей» (имеются в виду старшеклассники). Студенты в условиях материальной зависимости от родителей, собственной социальной инфантильности не занимают позицию подчиненного положения по отношению к родителям. В опросе неуспевающих студентов, предстоящих к отчислению, нет боязни перед родителями, страха наказания. Студенты уверены, что родители очень огорчатся, но по отношению к себе не ожидают никаких серьезных санкций со стороны родителей. Высказывания: «Будут ругать, в будущем году еще попробую куда-нибудь поступить», «Родители, конечно, расстроятся, но что они мне могут сделать, поругают, может быть». Многие родители приезжают из сельской местности поправить положение своих детей: просить, чтобы не отчисляли, оформить академический отпуск и т.п. Данному типу отношения присуща любовь к маленькому ребенку, но авторитарность, иногда чрезмерная строгость, проявлявшаяся в суровых наказаниях ребенка породили безразличность, холодность к родителям повзрослевших детей. Основными признаками данного родительского отношения явились авторитарность в детстве ребенка, изменение отношения в сторону мягкости, нетребовательности, что сформировало безразличие детей.
Выявлен еще один тип взаимоотношений родителей и детей, представленный в немногочисленных семьях. Со стороны родителей проявляется любовь, захваливание ребенка, нетребовательность, желание удовлетворить его потребности (со стороны матерей накрыть на стол, накормить даже взрослых сыновей и дочерей, способных помочь матери или совместно сделать это); со стороны детей проявляется неуважение к родителям, потребительское отношение. Анализ взаимоотношений студентов и их родителей в раннем детстве и в школьном периоде вы-
являет противоречивость родительского отношения: при всех признаках попустительского воспитания, потакания ребенку во всем, в семьях, чаще отцом использовались эпизодически довольно суровые наказания, что свидетельствует в целом об отсутствии целенаправленного, обдуманного подхода к социализации и воспитанию ребенка. Данный тип схож по некоторым признакам с I типом отношений, но в отличие от него характеризуется грубостью, резкостью, в некоторых случаях враждебностью детей. Основными признаками данного типа отношения являются: попустительское отношение, нетребовательность, уравнительные отношения, раздражительность детей.
Таким образом, выделяются типы взаимоотношений, характерных для современных сельских семей. При всех типах родительского отношения сохраняется исключительная позиция маленького ребенка в семье, присущая традиционным семейным отношениям. Необходимо отметить, что следующая тенденция характерна так же для всех родительских отношений: неуверенность в ребенке, в его социальную состоятельность, желание защитить ребенка от трудностей. В целом, также наблюдается снижение требовательности в отношении к детям. Но главной тенденцией в изменении взаимоотношений в семье является то, что под влиянием среды, изменений условий вырисовывается новый тип родительского отношения, не характерного для этноса. В отличие от традиционного типа отношения, когда ожидания родителей заключались в том, что ребенок, став взрослым, будет заботиться не только о себе, своей семье, но и о родителях, появилось отношение, которое выражают родители в высказывании типа: «Лишь бы сын (дочь) поступил учиться, закончил обучение, остался в городе, заботился о себе сам». Традиционная установка родителей «жить в жизни взрослого сына (дочери)» вытесняется установкой: «Пусть он не живет трудно, как мы». Данное родительское отношение не способствует развитию интернальности личности, а содействует, скорее, экстер-нальности, формирует безответственность детей, развивает социальную инфантильность. Несомненно, изменения среды имеют всегда большое влияние на психическое самочувствие, настроение, отношения народа,
что сказывается на процессе социализации и воспитания детей и молодежи. Но якуты оказывались и в других исторических периодах в сложных социальных психологических условиях: переход из патриархального общества в социалистическое, социализация в иной культуре и др. Однако благодаря этно-педагогической системе, сформировавшейся в суровых природно-климатических, определенных культурно-исторических условиях, и основанной на ценностях, главными из которых являлись качества, способствующие совместной жизнедеятельности людей: доброта, дружелюбие, уважение и почитание старших, социальная ответственность, стойкость духа и взаимопомощь, социализация личности в любых условиях, в том числе и меняющихся, проходила успешно.
Библиографический список
1. Андреева Л. А. Психологические особенности детско-родительских отношений в этносе, проживающем в диаспоре и на исконной территории: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. -М., 2000. - 16 с.
2. Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. - 1984. -№ 3. - С. 152-162.
3. Бызова В. М.Локус контроля у представителей коми и русского этносов // Психологический журнал. - 1995. - Т. 6. - № 6. -С. 111-121.
4. Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л.,: Наука, 1983. - 240 с.
5. Станчинский Г. А. Этническая педагогика. - СПб.: СПб. Академия МВД, 1997. - 174 с.
6. Rotter J. B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. - Psychol. Monographs, 1966, V. 80 (1). - P. 1-28.