УДК 31.314.6
Модернизация традиционных якутских семей в социальном проекте «Сис Ыал» («Модельная семья»)
Modernization of traditional Yakut families in the social project «Sis Yal» («Model family»)
Винокурова У.А., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Арктический государственный институт культуры и искусств, [email protected] Романова О.Д., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, oxanadmit@mail. ru
Барашкова К.Д., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, bardka@mail. ru
Vinokurova U., North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Arctic State Institute of Culture and Arts, [email protected]
Romanova O., North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, [email protected] Barashkova K., North-Eastern Federal University named After M.K. Ammosov, [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2020.93.10.041
Ключевые слова: традиционная семья, якутская семья, семейная экосфера, функции семьи, сельская семья. Keywords: traditional family, Yakut family, family ecosphere, family functions, rural family.
Аннотация. В данной статье представлены результаты социологического исследования сельских якутских семей. Актуальность статьи обусловлена растущим кризисом семьи, репродуктивного поведения, трансформацией гендерных аспектов современных форм семьи и их последствиях, что свидетельствует о культурном повороте целостного жизненного мира от ценностей совместимости, взаимопомощи в сторону индивидуализма, ослабления межличностных и межпоколенных взаимодействий, влияющих на социальное благополучие всех поколений. Авторами статьи выявлены современный уклад жизни, хозяйственной деятельности, размеры семьи, проживающей в их традиционном месте поселения, межпоколенческие связи. Предпринята классификация типов современных якутских семей, проживающих в сельской местности, по критериям пространственной локализации, уклада семьи, экономического состояния, социального статуса, ведущих нравственных ценностей, состава семьи. Выявлено 85 типов семей, сгруппированных по 6 критериям, характеризующим ведущие основы якутского этнического семьеведения. Исследование актуально тем, что на основе выявленной экосистемы семьи разработан социальный проект конструирования позитивных семейных ценностей в сельском социуме.
Abstract. This article presents the results of a sociological study of rural Yakut families. The relevance of the article is due to the growing crisis of the family, reproductive behavior, the transformation of gender aspects of modern family forms and their consequences, which indicates a cultural turn of the integral life world from the values of compatibility, mutual assistance towards individualism, and the weakening of interpersonal and intergenerational interactions that affect the social well-being of all generations. The authors of the article revealed the modern way of life, economic activity, family size, living in their traditional place of settlement, intergenerational ties. The classification of types of modern Yakut families living in rural areas according to the criteria of spatial localization, family structure, economic status, social status, leading moral values, and family composition is undertaken. 85 types of families were identified, grouped according to 6 criteria that characterize the leading foundations of Yakut ethnic family studies. The study is relevant because on the basis of the identified family ecosystem, a social project for constructing positive family values in rural society has been developed.
Введение. Современные социальные формирование личности, которая ориентирована
трансформации в сфере семьи направлены на на индивидуализм, поведенческую автономность,
желающую иметь комфортную жизнь. При этом семейные ценности отношений между поколениями, супругами и чадолюбие в той или иной степени сохраняются в экосистеме семьи.
Основой ценностного отношения к семье являются предлагаемые ею условия внутри семьи, направленные на удовлетворение целого комплекса личностных потребностей разного уровня. Типология, предложенная П.В. Симоновым, включает следующие потребности: естественные, в социальном общении, в установлении коммуникативных взаимодействий, в принадлежности к социальной группе, потребность в уважении и духовные потребности [1, с. 147].
Авторы научных исследований выделяют важные функции семьи: создание «психологического и эмоционального убежища», ощущение чувства безопасности, признание ценности и значимости своего «Я», удовлетворение ролевых потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей, создание комфортных условий для всестороннего развития членов семьи [2].
Все функции семьи осуществляются в пределах экосистемы семьи. Семья как экосистема характеризуется следующими критериями:
- ресурсность (материальный достаток, жилищные условия, наличие собственности; здоровье; чувство любви, уважения, взаимопонимания, эмпатии, сплоченности; эмоционально психологическое равновесие; стабильный социальный статус, наличие социальных связей; интеллектуальная ресурсность, уровень образования членов семьи; престиж профессии; коммуникативно-информационный; просемейные ценности);
- самооценка (соответствующая/неполноценная/переоценка своей ресурсности);
- самоактуализация, соотношение своих потребностей с социальными вызовами, готовность к личностному росту, к полноценной жизнедеятельности, без потерь перспективных, стратегических целей;
- эффективная функциональность, содержательная полнота функций; гармоничность, качество их выполнения, стремление к самосовершенствованию;
- внутренний самоконтроль, основанный на доверительном отношении, заботе, взаимопомощи, неконфликтности, терпимости;
- эмпатичность, сопереживаемость, вовлеченность членов семьи во внутренние и внешние взаимодействия;
- поведение, ориентированное на эффективное реагирование на негативные внешние вызовы, прежде всего, с расчетом на собственные силы, направленность на автономную самореализацию и самообеспечение;
- поливекторность, ощущение комфортности в эмоциональном и психологическом общении в своей семье, по возможности с активным и равным участием всех поколений семьи, включенное поведение, накопление совместного опыта преодолевания сложных жизненных ситуаций;
- выстраивание, сбережение, преумножение физического, человеческого, социального видов капиталов и их конвертируемость;
- семья - открытая группа, имеющая гибкие формы мобильности: доминирующие представления об её направленности (месте проживания, село или город; карьерно-профессиональной сфере; возможности увеличения в соответствии со своей ресурсностью; совмещение, смена семейных ролей;
- способность к эффективному использованию социальных лифтов для обеспечения высокого статусного положения с целью повышения возможностей для удовлетворения возрастающих потребностей семьи в целом;
- гарантия социальной защищенности семьи, которая возможна при ее межинституциональных взаимодействиях, главным образом, с институтами трудовой деятельности, образования, здравоохранения, культуры, государством;
- здоровьесберегающие технологии для обеспечения санитарно-гигиенического, экологического благополучия, культура взаимодействия с природой [3, с.15-18].
Данная универсальная модель экосистемы семьи основывается на человекоцентричности семьи как самоорганизующейся системы, что подчеркивает уточнение авторов «об определяющей роли субъективного фактора, умонастроения, интенции самой семьи или, как необходимый минимум, родительского ядра» [3, с. 19]. На основании обзора литературы можно выделить несколько факторов, определяющих устойчивые культуры в России (и в других странах), в том числе: использование и сохранение родного языка, формы существования, жилище (кочевое, сельское, городское, временное), разнообразие стилей жизни, мобильность, средства коммуникации, контроль судьбы, удаленность между центром и
периферией, местный патриотизм, участие в глобальных культурах.
Материалы и методы исследования. В нашем исследовании наряду с качественным методом социологического анализа - глубинным интервью, обобщением и классификацией, применен метод социального проектирования. Основываясь методологически на модели экосистемы семьи Саралиевой З.М., мы спроектировали концептуальную модель устойчивости экосистемы долголетней якутской семьи в пространственном, временном, этическом и социальном параметрах.
Сравнительные лонгитюдные
социологические исследования межпоколенческих отношений в Якутии, проведенные под руководством Л.М. Дробижевой [4], выявили, что у молодого и старшего поколений ключевые ценности совпадают: наиболее важными условиями счастья и та, и другая группы считают создание и наличие хорошей семьи (для молодежи это даже более важно), и обеспеченная жизнь.
Семейная культура якутского народа традиционно характеризуется по месту жительства, по экологическим ресурсам среды обитания, по составу семьи, исходя из ценности чадолюбия и почитания пожилых, внутрисемейной экосистемы отношений, и концентрируется на условиях социализации детей. Якутское традиционное семьеведение выделяло типы семей по материальному достатку, судя по существующим понятиям, особо внимательно относились к степени бедности, выделяя качество питания и возможности обеспечения самостоятельного пропитания. Нищета определялась именно самообеспечением пищей, и его невозможность приводила к подключению институтов общественного призрения различными способами. Общественный статус семьи определялся уровнем благополучия и полезного влияния на самоуправление сородичей и общины [5, с.73-79].
В настоящее время наиболее активную социальную роль в обществе имеют «Сис ыал» -опорная семья, имеющая значительные материальные возможности и широкий круг родственников, и «Ытык ыал» - почитаемая, уважаемая семья, сохраняющая духовное наследие предков.
В качестве модельного якутского села нами было определено село Толон Бахсытского наслега Чурапчинского улуса (района), которое располагается в 140 км от города Якутска и в 100 км от районного центра. В селе, по состоянию на 01.01.2019 г., проживают около 500 жителей, из них детей школьного возраста - 67 (школа является малокомплектной и имеет 11 классов). Население состоит преимущественно из жителей среднего и зрелого возраста, от 25 лет до 70. Долголетних пожилых семей нет, как нет и жителей старше 80 лет, что в наше время характерно для сельских поселений Якутии.
Население села характеризуется
постоянством своего местожительства. В результате чего нами выявлены 6 семей с расширенным типом. Они подпадают под наше определение «модельной семьи». Эти семьи являются крепкими хозяйственниками, имеют свои большие сенокосные угодья, содержат крестьянские хозяйства во многом благодаря именно кровно-родственным отношениям.
Результаты исследования. С целью исследования концептуализации жизненного мира долголетних пожилых семей эмпирическим путем, нами разработан и реализован социальный проект «Сис ыал» («Модельная сельская семья») [6, с.299]. Анализ факторов и условий долголетия семей выявил тесную связь длительности стажа совместного проживания от ценностей традиционной модели семьи, передаваемой этнопедагогическими установками.
Нами составлена классификация видов семей, определенных специальными понятиями в традиционной культуре народа саха.
№№ Вид семьи на языке саха Пояснение на русском языке
1. По признаку пространственной локализации
1 Илин ыал Семья, живущая на восточной стороне местности
2 Ар^аа ыал Семья, живущая в западной части села
3 Хоту ыал Семья, живущая в северной части села
4 Со^уруу ыал Семья, живущая в южной части села
5 Алаас ыала Семья, живущая отдаленно, на природном ландшафте - алас
6 Сайылык ыала Семья, живущая на летнике, в летнем доме
7 Тыа ыала Сельская семья, наслежная семья
8 Куорат ыала Городская семья
Таблица 1. - Классификация видов семей в традиционной культуре саха
Продолжение таблицы 1
№№ Вид семьи на языке саха Пояснение на русском языке
9 Тай^а баИын ыала Семья, живущая возле тайги
10 Yрэх баИын ыала Семья, живущая обособленно в верховьях речки, вдалеке от других семей
11 Дойду ыала Семья, состоящая из членов семьи из центральной части ойкумены якутского расселения
12 Дойду ортото ыаллар Семья, живущая в центре села, местности
13 Сириттэн тэйбэтэх ыал Семья, постоянно живущая в одной местности, никогда не переезжавшая
14 Кес ыал Кочевая семья
2. По укладу семьи
1 Удьуор ыал, саха ыала Родовитая, породистая семья
2 Терут ыал Коренная семья, имеющая древние корни на данной местности
3 Утумнаабыт ыал Семья, унаследовавшая, сохранившая какие-либо традиции, преемственности, непрерывно ведущая какой-либо семейный промысел, виды традиционного искусства, хозяйственной деятельности
4 Эйэлээх ыал Мирно живущая сеьмя
5 Дьоллоох ыал Счастливая семья
6 Кэпсээннээх ыал Общительная семья
7 Иирсээннээх ыал Скандальная, конфликтная семья
8 Чэнчис ыал Опрятная, чистоплотная
9 Чанчарык ыал Неухоженная семья, нечистоплотная
10 Кэтэх хаИаайыстыбалаах ыал Семья, владеющая частным, подсобным хозяйством
11 Бас билэр дьиэлээх, сирдээх ыал Семья, владеющая собственным домом, земельным наделом
3. По ведущим нравственным ценностям
1 Кубэ ыал Скупая семья, которая отличается крайней бережливостью еды даже для своего питания, граничащей с жестокостью, жестокосердием и скупердяйством
2 Ыалдьытымсах ыал Гостеприимная семья
3 Айма^ымсах ыал Семья, приветливая к родственникам, помогающая им
4 ХоноИумсах ыал Гостеприимная семья
5 Кутур ыал Жадная семья
6 Дэлэй ыал Щедрая семья
7 Кенес ыал Прижимистая семья
8 Чэнчис ыал Опрятная, чистоплотная в моральном плане семья
9 О§о турар ыала Многодетная семья
10 О§о турбат, о§о тохтообот ыала Бездетная семья, дети которой умирают в раннем детстве
11 СуеИу-ас кэлэр ыала Семья, крепко держащая плодовитых домашних животных
12 СуеИу биэрбэт ыала Семья, в которой не приживается домашний скот, хозяйство
13 Бардам, аИара кэччэгэй ыал Властная, эгоцентричная семья
14 Кестубэт (абааЬы, иччи) буулаабыт ыала Семья, в которой живет нечистая сила
15 КуИа^ан удьуордаах ыал Семья с плохой наследственностью
4. По уровню материального достатка
1 Дьаданы ыал Бедная семья
2 Быстарбыт ыал Нуждающаяся (временно) семья, особенно после трудной зимовки
3 Буорайбыт иэдэйбит ыал Слабая (утратившая прежнюю силу мощь)
4 Тиийиммэт, кыаммат ыал Бедная, неимущая
5 КиэИэ аЬыыра суох ыал Бедная семья, у которой нет ежедневных запасов еды
6 Эрэйдээх ыал Трудная, многострадальная семья, не выполняющая наказы сообщества
7 Эстибит ыал Исчезнувшая, пропавшая семья из-за непреодолимых обстоятельств
8 КыИал^алаахтык олорор ыал Семья, живущая в нужде, бедно
9 Ньир-бааччы ыал Семья состоятельная, живущая в полном достатке
10 Сэниэ ыал Зажиточная
11 Орто сэниэ Семья средней зажиточности
Продолжение таблицы 1
№№ Вид семьи на языке саха Пояснение на русском языке
12 Кыахтаах ыал Обеспеченная, материально благополучная семья
13 Байылыат, баай ыал Богатая семья
14 Иэдэйбит - Бедствующая (оказавшаяся в затруднительном положении)
5. По общественному статусу
1 Арахсыбыт ыал Семья с разведенными супругами
2 ДьоЬун Почтенная, достойная
3 ТврYвхтээх ыал Многодетная семья со здоровыми, способными детьми
4 Удьуор ыал Родовитая, имеющая старые корни, притягивающие таких же родовитых невесток и зятьев
5 ДьоЬун ыал Благополучная семья, члены семьи которой берегут родовую фамилию
6 Мааны ыал Уважаемая, почтенная семья
7 Бастын ыал Лучшая, передовая, выдающаяся семья
8 Сис ыал Опорная, имеющая широкие материальные возможности, члены семьи которой являются опорой сообщества
9 Тэнийэн эрэр, байбыт, кэнээбит а^а/ийэ ууhа Семья, создавшая крупное родовое дерево потомков, создавших благополучные семьи
10 Быстан эрэр а^а/ийэ ууИа Нисходящая родовая ветвь, семьи которой разрушаются
11 КиЬи сылдьыбат ыала Семья, к которой никто не ходит в гости, в силу ее социальной несостоятельности
12 Ытык ыал Почитаемая, уважаемая семья, несколько поколений которой внесли вклад в развитие сообщества
13 Суорумньунан холбоспут ыал Созданная по сватовству
14 Утум сал^ааччы ыал Семья, дети которой становятся продолжателями родового наследия
6. По составу семьи
1 О^ото суох ыал Бездетная
2 Эдэр ыал Молодая
3 Кырдьа^ас ыал Почтенная (давно живущая, бывалая), состоящая из пожилых супругов
4 Кырдьа^астаах ыал Семья с пожилыми людьми
5 Тулаайах ыал (кврврв-харайара суох хаалбыт кырдьа^ас ыал) Семья пожилых супругов, оставшихся без кормильца
6 Толору ыал Полная семья
7 Анардас ийэлээх ыал С одинокой матерью
8 Анардас а^алаах ыал С одиноким отцом
9 Со^отох кырдьа^ас Одинокий пожилой человек
10 Кииринньэн ийэлээх ыал Семья с мачехой
11 Кииринньэн а^алаах ыал Семья с отчимом
12 Кэргэннии буолбатах аймахтар, бииргэ тврввбYттэр ыал буолан олоруулара Близкие родственники, не создавшие семьи, живущие совместно
13 Иитиэх о^олоох ыал Семья с приемным ребенком
14 Элбэх о^олоох ыал Многодетная семья
15 Хаан булкуспут, холбоспут ыала Разнонациональная семья
16 Тэнийбит ыал Плодовитая, давшая много потомства
17 Ийэтин-а^атын оннугар сиэннэрин иитэр ыал Семья, воспитывающая внуков вместо родителей
18 Халын аймахтаах ыал Семья, у которой много родственников
Таким образом, нами выявлено 85 типов семей, сгруппированных по 6 критериям, характеризующих ведущие основы якутского этнического семьеведения. Все эти виды в настоящее время реально существуют и занимают
соответствующее место в иерарахии социальной структуры сельского социума. Сохраняются и исторически выработанные механизмы самоорганизации социума, помогающего нуждающимся семьям.
Проект имеет целью выявление почитаемых, авторитетных семей в селах, придание им социального статуса «Модельной сельской семьи» для пропаганды предпочтительных семейных ценностей, внедрения семейного предпринимательства и благотворительности, расширения влияния семьи в местных сообществах, поддержки долголетних пожилых семей.
Однако в современной социальной политике используются иные категории семей, выделенных для оказания финансово-экономической поддержки: молодые, приемные, многодетные, сельские, кочевые, студенческие, мигрантов, малообеспеченные, пожилые люди,
нуждающиеся в социальном обслуживании и т.д. Выделенные нами типы семей в большей степени соответствуют критериям качества семьи как экосистемы, определенные нижегородской школой социологов под руководством З.М.Саралиевой [7].
Нами проведено глубинное интервью с жителями села как с постоянно проживающими, так и с теми, кто недавно обосновался в селе, с целью выявления авторитетных семей с точки зрения экономической, морально-нравственной и обладающей крепкими родственными отношениями. В результате исследования определилось, что в селе Толон проживают шесть семей, которые подпадают под модельную семью «Сис ыал». Эти семьи являются крепкими хозяйственниками, имеют свои большие сенокосные угодья, содержат крестьянские хозяйства, молоко сдают на переработку в местный молочный цех, а мясо крупного рогатого скота и лошадей сдают в централизованный улусный СХПК «Чурапча». Некоторые из них круглогодично нанимают работников, другие набирают дополнительных работников летом в сезон сенокоса.
С экономической точки зрения, все шесть семей, которых земляки причислили к модельной семье «Сис ыал», являются состоятельными в данном социуме, работая на своих земельных угодьях, используют свою сельскохозяйственную технику, обеспечивают односельчан сезонной работой. Члены этих семей соглашаются с тем, что их семьи могут быть признаны модельной семьей по умению вести свое хозяйство, быть примером для других по организации труда семьи, самообеспечения молочно-мясной и овощной продукцией, сеном и дровами, оказывая регулярную помощь своим родственникам и землякам. Модельные семьи прививают своим детям уважение к сельскохозяйственному труду,
обучают навыкам предпринимательства, тонкостям семейного бизнеса.
Морально-нравственные основы модельной семьи проявляются в любви и уважении друг к другу, во взаимоподдержке в трудных жизненных ситуациях, в любви к своим старикам и детям, в передаче семейных ценностей детям и внукам, в воспитании новых членов семьи согласно экосистеме семьи [8]. А это есть область внутрисемейных отношений, которая является основой для взаимоотношений с внешним для семьи миром - с дальними родственниками, с односельчанами.
Внешний мир играет свою роль в формировании понятия модельной семьи, устанавливает свои требования и представления [9]. И в этом плане, отношение односельчан к некоторым модельным семьям разнится, оценивая в качестве «Сис ыал» не саму первичную семью, а расширенную семью. И сами модельные семьи склонны включать в понятие «моя семья» расширенную семью, включающую чуть ли не три поколения своих родственников. Так, семья Н., не причисляют себя к модельной семье «Сис ыал», объясняя это тем, что «некоторые мужчины - родственники не имеют постоянной работы, живут на иждивении родителей и жен, позорят семью».
В другой, с точки зрения односельчан, модельной семье, отец семейства ведет «не совсем здоровый образ жизни, дети не смогли получить образование, поэтому возвращаются и работают у отца», а третья семья «все меряет в деньгах, никому бесплатно не поможет».
Все участники глубинного интервью уверены в том, что «авторитетная семья - это семья с большим числом родственников», что «семьи без родственников не бывает». Действительно, все названные семьи являются многочисленными, при этом даже в условиях села, где вроде бы все являются друг другу родственниками, эти семьи четко определяют круг «своих родственников». Именно этот круг «своих родственников» проявляет свое сплочение и единение, когда необходимо, в праздники, в будни и трудных жизненных ситуациях. Именно это семейно-родственное единение проявляется ярко во время таких событий, как выборы главы и депутатов сельского совета, во время организации национальных праздников, традиционных видов охоты.
Заключение. Таким образом, экосистема модельной семьи может быть рассмотрена в фокусе понятия клановости и крепких родственных отношений. Экосистема сельской семьи отличается множеством аспектов, еще не
ставших предметом научного исследования. Концептуализируя жизненный мир семьи в его повседневности, мы выявили и определили модельные семьи на примере одного сельского поселения.
Наше исследование подтвердило, что «Модельная семья» («Сис ыал») является опорой для устойчивости и благополучия молодых семьей. Кроме того, активные, деятельные модельные семьи вносят позитивный вклад для развития своего села, района, республики.
Проект «Сис ыал» («Модельная сельская семья») мотивирует на создание и сохранение самобытного и социально-культурного мира ресурсно сильных семей села. Этот мир и является жизненным миром семьи, который образуется посредством семейно-родственных и социально-конкурирующих взаимодействий и взаимоотношений между людьми и социумом
[10]. Проект «Сис ыал» - это способ организации семейной жизнедеятельности людей.
Проект «Сис ыал» может быть тиражирован с практической целью сохранения и социальной поддержки устойчивых семейных ценностей, восстановления местностей родового проживания и разработки карты расселения родов наслега, что будет способствовать ревитализации родовых угодий как основы для сбережения ныне живущим и будущим поколениям своих исконных земель, укрепления связи с местом проживания.
Проектный подход в исследовании экосистемы модельной семьи позволяет изучить современные сельские семьи в динамике и может быть применен в анализе факторов трансформации института семьи и сконструировать семейную политику на местном и региональном уровнях.
Литература:
1. Чеканова Э.Е. Социальное конструирование старости в современном обществе: автореф. ... д-ра социол.н.: 22.00.04 / Чеканова Элла Евгеньевна. -Саратов, 2005.
2. Бестужев-Лада И.В. Семья вчера, сегодня, завтра / И.В. Бестужев-Лада. - М., 1979. Большая семья. Матери-героини Республики Саха (Якутия). -Якутск: Сахаполиграфиздат, 1996-1998.
3. Семейная экосистема человека: монография / З.Х. Саралиева, Г.Л. Воронин, С.А. Судьин, Д.А. Шпилев [и др]. - Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2018.
4. Идентичность и консолидационный ресурс жителей Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. - М.: Институт социологии РАН, 2012. - 97 с. - Режим доступа: http://www.isras.ru/inab_2012_04.html
5. Винокурова У.А. Воспитание личности в традиционной и современных семьях народов Севера / У.А. Винокурова // Семья у народов Северо-Востока. -Якутск: ЯФ СО АН СССР, 1988. - 112 с.
6. Барашкова К.Д. Модельная сельская семья («Сис ыал») как способ самоорганизации пожилой
семьи / К.Д. Барашкова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. - 2020 - Т. 20. - Вып 3.
7. Жизненные миры современной российской семьи: монография / З.Х. Саралиева, В.А. Блонин, Н.Ю. Егорова [и др.]. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2015. - 264 с.
8. Вольфсон С.Я. Семья и брак в их историческом развитии / С.Я. Вольфсон. - М.: Госизсоцэкгиз, 1937.
9. Елютина М.Э. Стратегия выживания пожилой семьи: колл. монография / М.Э. Елютина // Интегрированная старость: практики социального участия / М.Э. Елютина, П. Тейн, П.П. Великий и др. -Саратов, 2007.
10. Метельская К.С. Семья как форма реализации жизненного мира человека / К.С. Метельская // Вестник Нижегородского гос. университета им. Н.И. Лобачевского. Серия социальные науки. - 2007. - № 2(7).
References:
1. Chekanova E.E. Social construction of old age in the modern society: author. ... Doctor of Sociology: 22.00.04 / Chekanova Ella Evgenievna. - Saratov, 2005.
2. Bestuzhev-Lada I.V. Family yesterday, today, tomorrow / I.V. Bestuzhev-Lada. - M., 1979. Big family. Mother-heroines of the Republic of Sakha (Yakutia). -Yakutsk: Sakhapoligrafizdat, 1996-1998.
3. Family human ecosystem: monograph / Z.Kh Saralieva, G.L. Voronin, S.A. Sudin, D.A. Shpilev [and others]. - N. Novgorod: NISOTs Publishing House, 2018.
4. Identity and consolidative resource of residents of the Republic of Sakha (Yakutia) [Electronic resource]. - M.: Institute of Sociology RAS, 2012. - 97 p. - Access mode: http://www.isras.ru/inab_2012_04.html
5. Vinokurova U.A. Personality upbringing in
traditional and modern families of the peoples of the North / U.A. Vinokurova // Family among the peoples of the North-East. - Yakutsk: YaF SO AN SSSR, 1988. - 112 p.
6. Barashkova KD Model rural family ("Sis yal") as a way of self-organization of an elderly family / K.D. Barashkova // Messenger of the Saratov University. New episode. Sociology series. Political science. - 2020 - T. 20. -Issue 3.
7. The life worlds of the modern Russian family: monograph / Z.Kh. Saralieva, V.A. Blonin, N.Yu. Egorova [and others]. - N. Novgorod: Publishing house of NNSU, 2015. - 264 p.
8. Wolfson S.Ya. Family and marriage in their historical development / S.Ya. Wolfson. - M.: Gosizsocekgiz, 1937.
9. Elyutina M.E. Survival strategy for the elderly family: collective monograph / M.E. Elyutina // Integrated old age: practices of social participation / M.E. Elyutina, P. Thain, P.P. Veliky and others - Saratov, 2007.
10. Metelskaya K.S. Family as a form of realization of the human life world / K.S. Metelskaya // Messenger of the Nizhny Novgorod State. University named after N.I. Lobachevsky. Social Science Series. - 2007. - № 2 (7).
22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы
Сведения об авторах:
Винокурова Ульяна Алексеевна (г. Якутск, Россия), доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и управления персоналом, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.
Романова Оксана Дмитриевна (г. Якутск, Россия), кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и управления персоналом, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.
Барашкова Клавдия Дмитриевна (г. Якутск, Россия), старший преподаватель кафедры социологии и управления персоналом, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.