Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА: ОТ ЭКОНОМИКИ К МУЗЕЮ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА: ОТ ЭКОНОМИКИ К МУЗЕЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ СРЕДА / КЛАСТЕР / КУЛЬТУРНЫЙ КЛАСТЕР / МУЗЕЙНЫЙ КЛАСТЕР / М. ПОРТЕР / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шилина В. А.

Сегодня музей представляет собой демократизированное, инклюзивное и полиотраслевое пространство для критического анализа и обсуждения прошлого и будущего. Рассматривая актуальные конфликты и вызовы, музеи сохраняют эталонные артефакты и произведения искусства для общества, актуализируют и передают историческую память будущим поколениям, обеспечивают равноправие и доступность культурного наследия для всех.Однако превращение музея в новое пространство, нечто среднее между социальным и развлекательным центром, происходит уже не одно десятилетие. В этом контексте вопрос о кластерах как внутренней структуре культурных индустрий получает все большее внимание в музейной жизни, а тема кластерных музейных сред приобретает все большее значение в научных дискуссиях на стыке музеологии, теории и истории культуры и экономике. В целом, развитие кластерных подходов в музейной деятельности и культуре изначально было связано с трудностью определения статуса музея в постмодернистском обществе. В первую очередь кластерный подход привлекает возможностью вовлечения в музейную среду различных явлений и практик. В последнее десятилетие путь экономического и социокультурного развития России направлен на внедрение кластерной системы в данные отрасли, причиной чему является необходимость территориально- отраслевой реорганизации в системе экономического и культурного потенциала страны.Цель статьи заключается в выявлении спектра проблем, связанных как с поиском и развитием терминологического аппарата, так и с методикой выделения музейных кластеров в отдельную категорию с учётом специфики региона.Научная новизна и результаты исследования заключаются в анализе теоретических исследований по внедрению кластерных методик в культурную среду, определении проблем и перспектив данного направления исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ANALYSIS OF THE CLUSTER APPROACH STUDIES: FROM ECONOMY TO MUSEUM

Today, the museum is a democratized, inclusive and multidisciplinary space for critical reflection and discussion of the past and the future. Considering current conflicts and challenges, museums preserve reference artifacts and works of art for society, update and pass on historical memory to future generations, and ensure equal rights and equal access to cultural heritage for all. However, the transformation of the museum into a new space, something between a social and entertainment center, has been going on for more than a decade. In this context, the issue of clusters as the internal structure of cultural industries is gaining more and more attention in museum life, and the theme of cluster museum environments is becoming increasingly important in scientific discussions at the intersection of museology, theory and history of culture, and economics. In general, the development of cluster approaches in museum activity and culture was initially associated with the difficulty of determining the status of a museum in a postmodern society. First of all, the cluster approach attracts with the possibility of involving various phenomena and practices in the museum environment.In the last decade, the path of economic and socio-cultural development of Russia is aimed at introducing a cluster system into these industries, the reason for which is the need for territorial and sectoral reorganization in the system of the country's economic and cultural potential.The purpose of the article is to identify a range of problems related both to the search and to development of the definitions, and to the methodology for establishing museum clusters as a separate category, taking into account the specificities of the region. The scientific novelty and results of the study lie in the analysis of theoretical studies on the implementation of cluster methods in the cultural environment, the identification of problems and prospects for this area of research.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА: ОТ ЭКОНОМИКИ К МУЗЕЮ»

В. А. Шилина4

Крымский университет культуры, искусств и туризма

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА: ОТ ЭКОНОМИКИ К МУЗЕЮ

Сегодня музей представляет собой демократизированное, инклюзивное и полиотраслевое пространство для критического анализа и обсуждения прошлого и будущего. Рассматривая актуальные конфликты и вызовы, музеи сохраняют эталонные артефакты и произведения искусства для общества, актуализируют и передают историческую память будущим поколениям, обеспечивают равноправие и доступность культурного наследия для всех.

Однако превращение музея в новое пространство, нечто среднее между социальным и развлекательным центром, происходит уже не одно десятилетие. В этом контексте вопрос о кластерах как внутренней структуре культурных индустрий получает все большее внимание в музейной жизни, а тема кластерных музейных сред приобретает все большее значение в научных дискуссиях на стыке музеологии, теории и истории культуры и экономике. В целом, развитие кластерных подходов в музейной деятельности и культуре изначально было связано с трудностью определения статуса музея в постмодернистском обществе. В первую очередь кластерный подход привлекает возможностью вовлечения в музейную среду различных явлений и практик. В последнее десятилетие путь экономического и социокультурного развития России направлен на внедрение кластерной системы в данные отрасли, причиной чему является необходимость территориально-отраслевой реорганизации в системе экономического и культурного потенциала страны.

Цель статьи заключается в выявлении спектра проблем, связанных как с поиском и развитием терминологического аппарата, так и с методикой выделения музейных кластеров в отдельную категорию с учётом специфики региона.

Научная новизна и результаты исследования заключаются в анализе теоретических исследований по внедрению кластерных методик в культурную среду, определении проблем и перспектив данного направления исследований.

Ключевые слова: музей, музейная среда, кластер, культурный кластер, музейный кластер, М. Портер, кластеризация, трансформация.

V. A. Shilina

Crimean University of Culture, Arts and Tourism (Simferopol, Republic of Crimea, Russia)

THEORETICAL ANALYSIS OF THE CLUSTER APPROACH STUDIES: FROM

ECONOMY TO MUSEUM

Today, the museum is a democratized, inclusive and multidisciplinary space for critical reflection and discussion of the past and the future. Considering current conflicts and challenges, museums preserve reference artifacts and works of art for society, update and pass on historical memory to future generations, and ensure equal rights and equal access to cultural heritage for all.

4 Шилина В. А. - аспирант и преподаватель кафедры философии, культурологии, гуманитарных дисциплин Крымского университета культуры, искусств и туризма

However, the transformation of the museum into a new space, something between a social and entertainment center, has been going on for more than a decade. In this context, the issue of clusters as the internal structure of cultural industries is gaining more and more attention in museum life, and the theme of cluster museum environments is becoming increasingly important in scientific discussions at the intersection of museology, theory and history of culture, and economics. In general, the development of cluster approaches in museum activity and culture was initially associated with the difficulty of determining the status of a museum in a postmodern society. First of all, the cluster approach attracts with the possibility of involving various phenomena and practices in the museum environment.

In the last decade, the path of economic and socio-cultural development of Russia is aimed at introducing a cluster system into these industries, the reason for which is the need for territorial and sectoral reorganization in the system of the country's economic and cultural potential.

The purpose of the article is to identify a range of problems related both to the search and to development of the definitions, and to the methodology for establishing museum clusters as a separate category, taking into account the specificities of the region.

The scientific novelty and results of the study lie in the analysis of theoretical studies on the implementation of cluster methods in the cultural environment, the identification of problems and prospects for this area of research.

Keywords: museum, museum environment, cluster, cultural cluster, museum cluster, M. Porter, clustering, transformation.

DOI 10.22405/2304-4772-2022-1 -4-140-149

Актуальность статьи обоснована потребностью в анализе теоретических исследований в отношении внедрения кластерной системы в культурную и, в частности в музейную среду.

Целью статьи является выявление особенностей и проблем в отношении теоретических исследований внедрения кластерного подхода в культурную среду.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

- изучить и проанализировать актуальные теоретические исследования и наработки в отношении кластерной системы;

- охарактеризовать особенности теоретических исследований кластеров;

- выявить проблемы и перспективы теоретических исследований кластерной системы, в частности, в музейной среде.

Объектом данного исследования является анализ трансформации кластерной системы из экономической в культурную среду.

Предметом исследования являются теоретические исследования кластеров.

Следует сказать, что в отношении российской экономической науки тема кластеризации отраслей производства рассмотрена достаточно хорошо. Но при этом актуальные вопросы инновационных стратегий развития с учётом фактора кластеризации в отношении культурной, туристской и музейной сферы ещё требуют исследований и в отношении регионального и в отношении общегосударственного исследования.

На основе анализа публикаций можно сказать, что внедрение кластерной системы в музейную сферу является актуальным в условиях потребности структурирования и систематизации музеев региона.

Источниковой базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов, отражающие различные теории при изучении кластерного подхода. Исследование основывается на теоретических наработках экономистов М. Портера [10, с. 454], В. В. Пальцева [8, с. 272], В. М. Кутьина [5, с. 525-539] и др., музеологов М. В. Бирюковой, А. В. Ляшко [2] и др. Необходимость внедрения кластерных методик в музейную среду региона отражена в административно-правовых документах [9; 13].

Исследование развития терминологического аппарата следует начинать с введения понятия кластера Майклом Портером в работе «Конкурентная стратегия»: «Кластер или промышленная группа - это группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [10, с.177].

Сразу следует учесть, что кластер показан в вышеуказанном определении индустриальным комплексом, образованном на основе территориальной системы коммуникации профильных поставщиков, базовых производителей и потребителей, взаимодействующих определённым способом, что образует в результате специфический отраслевой подход, проще говоря, в данном случае показано свойство конкурентоспособности не только отдельных компаний, но и регионов в которых данные компании функционируют. То есть, кластер - это группа взаимосвязанных организаций и направлений деятельности, взаимосвязанных территориально и имеющих преимущества по причине близкого расположения и плотного взаимодействия, кластер представляется как определённая точка роста и развития экономики региона.

Отечественный исследователь В. В. Пальцев, исследовал более тридцати дефиниций понятия «кластер», заметив, взгляды различных авторов на данный феномен значительно отличаются [8, с. 272].

Отечественный исследователь В. М. Кутьин, например, - что кластеры не обязаны ограничиваться географически, что является базовой чертой кластера, по мнению М. Портера.

Проанализировав спектр российских предприятий, автор объясняет данное явление следующим образом: во-первых - слабое развитие экономических отраслей большинства российских регионов, во-вторых - при этом соседствующие регионы резонно отличаются ресурсным и человеческим потенциалом, по этой причине отнесение их к одному экономическому кластеру невозможно [5, с. 526].

В результате исследований отечественными авторами были выделены базовые характеристики, свойственные различным видам кластеров:

1) степень развитости;

2) рыночные направления;

3) область территориального взаимодействия;

4) способ и вид внедрения коммуникации с другими отраслями;

5) этап развития;

6) воздействие и поддержка государства;

7) способы образования кластера [6, с. 28].

Экономист В. В. Пальцев выделил и охарактеризовал следующие виды кластерных образований: по отрасли производства, в отношении рыночной направленности, в отношении территории расположения, в отношении направлений влияния, по уровню развития, в отношении этапов развития, в отношении государственной политики и механизма формирования кластера [8, с. 272].

Данная типологизация способствовала ещё большему делению кластеров, среди которых в отдельный тип выделились и инновационные или «творческие» кластеры к которым относятся 1Т-технологии, биоинженерные технологии, инновационные средства и сферы услуг, связанные с развитием творческих индустрий (например, кинематография, интерактивные музеи и

пр).

Передовые кластеры могут образовываться лишь при взаимодействии большого количества инновационных организаций, функционирующих на условиях коммерциализации итогов их технологической, научной и других видов деятельности, проводимой вузами и другими учреждениями [1]. При этом туристские кластеры образуются на основе туристских активов региона и взаимодействуют с массой организаций, функционирующих в сфере обслуживания туристов, это могут быть туроператоры, отели, рестораны, сувенирные лавки, представители транспортно-логистической сферы и пр.

Экономическое развитие данных сфер способствует разработке и внедрению государственных программ и стратегий главной целью которых является улучшение системы управления и развития, как региона, так и страны в целом. Эти процессы ставят ребром вопрос развития музейных кластеров как значимого элемента в сфере культуры [13].

М. В. Бирюкова и А. В. Ляшко в статье «Музей как феномен кластерной культуры» подчеркивают тот факт, что большая часть музеологов и исследователей культурных кластеров сходятся на том, что культурное наследие может быть использовано регионами в целях повышения конкурентоспособности, при этом модернизация музея, как части кластерной культуры является логичным способом его популяризации, так как в перспективе популяризация региона напрямую взаимосвязана с постоянной инновацией существующих ресурсов, созданием новых ресурсов, что относится к сфере культуры [2].

Определение культурного кластера принято отождествлять со следующими дефинициями: «бренд», «инновации», «социальные ценности», «креативность», «интерактивность», «доступность» [7].

При этом музейные кластеры рассматриваются как часть культурных кластеров, что говорит о проблемах, связанных с повышением результативности кластерных организаций, их приспособлению к современным российским реалиям, включая и процесс концептуализации терминологического аппарата. Помимо этого, возникает потребность в развитии общих теоретико-прикладных методологий применимых в отношении понятия «музейный кластер» как самостоятельной научной единицы.

Безусловно, потребности современного общества оказывают влияние на развитие музейной сферы, что определяется спектром факторов, среди которых можно выделить такие как:

- трансформация системы социальных ценностей;

- изменение направлений и типов использования досуга;

- увеличение бюджетного финансирования сфер отдыха и развлечений;

- разнообразие видов развлечений;

- разработка и внедрение современных технологий в социокультурную

среду;

- развитие транспортных коммуникаций и связи.

Современная психофизиологическая нагрузка человека приводит к изменению его отношения к собственному развлечению и культурному досугу. «Современное общество обладает доступом к многообразным видам отдыха, который представляется не только в виде релаксации, но и путём реализации личностных, физических и интеллектуальных возможностей и потребностей человека. Эти процессы способствуют быстрому развитию инновационных видов музеев, учреждений музейного типа и появлению специфических услуг. Данная тенденция способствует появлению разнообразных видов спроса потребителей: коммуникационного, рекреационного, культурного, образовательного, делового, спортивного, как правило, они взаимодействуют между собой» [3, с. 43-46].

Что касается государственной программы внедрения и развития кластерных систем в регионе, то необходимо заметить, что на сегодняшний день Российская Федерация разработала два режима формирования кластеров: инфраструктурный режим, реализация туристической отрасли федеральными органами в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации». Синергетическая кластеризация, в данном случае означает «всесторонние капитальные разработки, представляющие собой взаимосвязь различных индустрий единого проекта и капитального вложения в сферу туризма» [9]. Здесь понятие кластера подразумевает создание современной инфраструктуры, предназначенной для приема туристов с рекреационными и культурно-просветительскими целями, а также для обслуживания потока автомобильного туризма; синергетическая модель разработана Минэкономразвития России через региональные Центры кластерного развития, реализуемые в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства. В данном контексте под региональным туристским кластером понимается концентрация и взаимодействие предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и реализацией туристского продукта и деятельности, связанной с туристско-развлекательными услугами [4, с. 100-122].

Данная тенденция актуализирует необходимость роста и развития музейных кластеров в регионе.

Спектр музеев и музейных учреждений ставит перед нами задачу выявления их частных и общих характеристик и оценки развития потенциала, что возможно выполнить на основе типологического подхода.

На современном этапе быстро формирующиеся процессы туристского и, в том числе, музейного кластерообразования в различных регионах России, обусловлены как обширным спектром полномочий в отношении выбора стратегии и тактики развития кластеров в совокупности со специфическими условиями ресурсного обеспечения, и клиентоориентированностью, так и актуализации значения разработок методов типологизации музейных кластеров. «Типологический подход предполагает разделение объектов на группы, где объекты имеют множество качественных и неколичественных характеристик, сходных между собой» [12]. При типологии музейных кластеров, безусловно, следует учитывать множество характеристик и специфических качеств. С этой целью следует выделить определённые классификационные показатели. Среди которых предлагаются следующие:

1. Расположение и логистика.

2. Целевые группы, популярность среди посетителей.

3. Тип музея.

4. Спектр и направления предоставляемых услуг.

5. Правовая принадлежность.

6. Информационная доступность.

7. Роль в сохранении аутентичной социокультурной среде региона [14, с. 27-32].

Представленная типология музейных кластеров предварительна, но уже сейчас можно сказать, что она позволяет оценить музеи как перспективный элемент для реализации кластерной системы и выявить схожие по совокупности признаков типы, обладающие общими параметрами развития.

Каждый туристско-музейный кластер должен состоять из заведений общественного питания, торговых центров, сувенирных лавок, гостиниц, туристических служб и выставочных залов, образующих единый культурный комплекс. В Европе популярно объединять тематические музеи и культурные центры на одной территории для воссоздания исторической атмосферы [11, с. 378-382].

Выводы. В заключение можно сказать, что на сегодняшний день существует потребность в исследованиях по проектированию продуктивного сотрудничества между федеральным правительством, региональным представительством, муниципалитетами, экономическими структурами и общественными институтами в рамках реализации культурно-индустриальной кластерной политики в сфере культуры и музейной деятельности.

Немногочисленные работы в Российской Федерации и за рубежом отражают теоретико-методологические основы формирования и реализации кластерной политики в музейной сфере и туризме.

Представляется необходимым проведение дальнейших теоретических и прикладных исследований деталей формирования и развития государственной поддержки кластерной структуры музейного дела в Крыму и по всей России.

Также заметим, что на сегодняшний день существует потребность в исследованиях в отношении организации продуктивного взаимодействия между федеральным правительством, регионами, органами местного

самоуправления, экономическими структурами и общественными институтами культуры и музейной деятельности.

В силу специфики региона кластеры могут формироваться на муниципальном и региональном уровне. Кроме того, целесообразно сформировать трансграничный, межрегиональный и межгородской музейный кластер, привлечь туристическую отрасль и усилить общую конкурентоспособность полуострова.

Поддержка со стороны государства, научные исследования и постоянный мониторинг за развитием музейной деятельности со стороны органов власти является важным условием образования кластеров. Поскольку популярность кластера укрепляет и развивает туристические, экономические и культурные условия региона, это способствует его общему развитию. Кластер выполняет свои социокультурные обязательства перед обществом и создает благоприятные условия для экономического и социокультурного развития региона.

Литература

1. Creative Clusters: портал, посвященный творческим индустриям и кластерам. URL: http://www.creativeclusters.com (дата обращения: 29.01.2022).

2. Бирюкова М. В., Ляшко А. В. Музей как феномен кластерной культуры // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2019. № 3 (52). С. 74-79. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzey-kak-fenomen-klasternoy-kultury/ (дата обращения: 06.05.2022).

3. Буйленко В. Ф. Туризм. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 416 с.

4. Кружалин В. И., Шабалина Н. В., Кружалин К. В. Теоретико-методологические подходы к туристско-рекреационному проектированию // Вопросы географии: Теория и практика туризма. 2014. № 3. С. 100-122.

5. Кутьин В. М. Территориальная экономическая кластеризация (классификация) регионов России: социально-географический аспект // Безопасность Евразии. 2003. № 1. С. 525-539.

6. Меньшенина И. Г., Капустина М. Л. Кластерообразование в региональной экономике. Екатеринбург: Изд-во УГЭУ. 2008. 154 с.

7. Александрова А. Ю., Владимиров Ю. Л. Особенности создания туристских кластеров в России (на примере Вологодской области) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10, № 1. С. 47-58. URL: https://spst-journal.org/Archive article/2016/2016 01/05-Aleksandrova-Vladimirov.pdf (дата обращения: 10.03.2022).

8. Пальцев В. В. Совершенствование механизмов создания промышленных кластеров как проблема современного менеджмента // Труды НГТУ им. Р. Е. Алексеева. 2010. № 4 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-mehanizmov-sozdaniya-promyshlennyh-klasterov-kak-problema-sovremennogo-menedzhmenta/viewer (дата обращения: 21.03.2022).

9. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. N 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)" : (с изм. и доп.) // ГАРАНТ.РУ: информ.-прав. портал. URL: https://base.garant.ru/55171986/ (дата обращения: 21.03.2022).

10. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Паблишер, 2011. 454 с.

11. Рассадин Б. И. Туристские кластеры как инструмент роста конкурентоспособности экономики Сирии // Проблемы современной экономики. 2011. № 4 (40). С. 378-382.

12. Афанасьев О. Е. Типология туристских кластеров, включенных в ФЦП «Развитие въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации» // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10, № 1. С. 37-46. URL: https://spst-iournal.org/Archive article/2016/2016 01/04-Afanasiev.pdf (дата обращения: 10.02.2022).

13. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.09.2016 № 326-р // КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/45830.html/ (дата обращения: 20.03.2022).

14. Шилина В. А. Социокультурный подход в проектировании музейных кластеров // Таврические студии. 2021. № 25. С. 27-32.

References

1. Creative Clusters. URL: http://www.creativeclusters.com (accessed: 29.01.2022).

2. Biryukova M. V., Lyashko A. V. Muzey kak fenomen klasternoy kultury [Museum as a cluster culture phenomenon]. Obshchestvo. Sreda. Razvitiye (Terra Humana) [Society. Environment. Development (Terra Humana)]. 2019. No.3(52). Pp.74-79. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzey-kak-fenomen-klasternoy-kultury/ (accessed: 06.05.2022). [In Russian]

3. Buylenko V. F. Turizm [Tourism]. Rostov-on-Don, Feniks Publ, 2008. 416 p. [In Russian]

4. Kruzhalin V. I., Shabalina N. V., Kruzhalin K. V. Teoretiko-metodologicheskiye podkhody k turistsko-rekreatsionnomu proyektirova-niyu [Theoretical and methodological approaches to tourism and recreation design]. Voprosy geografii: Teoriya ipraktika turizma. 2014. No. 3. Pp. 100-122. [In Russian]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kutyin V. M. Territorialnaya ekonomicheskaya klasterizatsiya (klassi-fikatsiya) regionov Rossii: sotsialno-geograficheskiy aspekt [Territorial economic clustering (classification) of Russia's regions: A socio-geographical aspect]. Bezopasnost Yevrazii. 2003. No. 1. Pp. 525-539. [In Russian]

6. Menshenina I. G., Kapustina M. L. Klasteroobrazovaniye v regionalnoy ekonomike [Clustering in regional economies]. Yekaterinburg, Izd-vo UGEU Publ. 2008. 154 p. [In Russian]

7. Aleksandrova A. Yu., Vladimirov Yu. L. Osobennosti sozdaniya turistskikh klasterov v Rossii (na primere Vologodskoy oblasti) [Features of tourism clusters in Russia (case study of the Vologda Region)]. Sovre-mennyye problemy servisa i turizma. 2016. Vol. 10, No. 1. Pp. 47-58. URL: https://spst-journal.org/Archive_article/2016/2016_01/05-Aleksandrova-Vladimirov.pdf (accessed: 10.03.2022) [In Russian]

8. Paltsev V. V. Sovershenstvovaniye mekhanizmov sozdaniya promysh-lennykh klasterov kak problema sovremennogo menedzhmenta [Improvement of mechanism for creation of industrial clusters as the problem of modern management]. Trudy NGTU im. R. Ye. Alekseyeva. 2010. No. 4 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sovershenstvovanie-mehanizmov-sozdaniya-promyshlennyh-klasterov-kak-problema-sovremennogo-menedzhmenta/viewer (accessed: 21.03.2022) [In Russian]

9. Postanovleniye Pravitelstva RF ot 2 avgusta 2011 g. N 644 "O federal'noy tselevoy programme "Razvitiye vnutrennego i vyezdnogo turizma v Rossiyskoy Federatsii (2019-2025 gody)" (s izm. i dop.) [RF Government Regulation of August 2, 2011, No. 644 on the federal target program "Development of Domeestic and Entrance Tourism in the Russian Federation"]. GARANT.RU. URL: https: //base.garant.ru/55171986/ (accessed: 21.03.2022). [In Russian]

10. Porter M. Konkurentnaya strategiya: metodika analiza otrasley i konkurentov [Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors ]. Moscow, Alpina Pablisher Publ, 2011. 454 p. [In Russian]

11. Rassadin B. I. Turistskiye klastery kak instrument rosta konkurentosposobnosti ekonomiki Sirii [Tourist clusters as an instrument for increasing competitiveness in Syrian economy]. Problemy sovremennoy ekonomiki. 2011. No. 4 (40). Pp. 378-382 [In Russian]

12. Afanasyev O. Ye. Tipologiya turistskikh klasterov, vklyuchennykh v FTSP «Razvitiye vyezdnogo i vnutrennego turizma v Rossiyskoy Federatsii» [Typology of tourism clusters, including in federal target program "De velopment of inbound and domestic tourism in the Russian Federation"]. Sovremennyye problemy servisa i turizma. 2016. Vol. 10, No. 1. Pp. 37-46. URL: https://spst-journal.org/Archive article/2016/2016 01/04-Afanasiev.pdf (accessed: 10.02.2022) [In Russian]

13. Strategiya gosudarstvennoy kulturnoy politiki na period do 2030 goda : utv. rasporyazheniyem Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 29.09.2016 № 326-r [Strategy of the State Cultural Policy for the period until 2030 : approved by Decree of the Government of the Russian Federation No. 326-r of 29.09.2016]. KonsultantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/45830.html/ (accessed: 20.03.2022) [In Russian]

14. Shilina V. A. Sotsiokulturnyy podkhod v proyektirovanii muzey-nykh klasterov [A socio-cultural approach in the design of museum clusters]. Tavricheskiye studii. 2021. No 25. Pp. 27-32 [In Russian]

Статья поступила в редакцию 19.06.2022 Статья допущена к публикации 15.12.2022

The article was received by the editorial staff19.06.2022 The article is approved for publication 15.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.