Научная статья на тему 'Музей как феномен кластерной культуры'

Музей как феномен кластерной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
739
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / МУЗЕЙНЫЙ КЛАСТЕР / ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ / МУЗЕЙ / СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / КУЛЬТУРНАЯ ИНДУСТРИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бирюкова Марина Валерьевна, Ляшко Анна Владимировна

Представлен обзор зарубежной историографии, посвященной проблематике кластерного подхода в искусстве, культуре и музейном деле, а также рассмотрен практический опыт музейных кластеров, в числе которых «Музейный остров», «Культурный форум», Музейный центр Берлин-Далем и Форум Гумбольдта в Берлине, «Музейный квартал» в Вене, Motor Valley возле Модены в Италии, «Музейный двор» ГМЗ «Петергоф», «Музейный квартал» в Санкт-Петербурге. Проанализированы преимущества кластерного подхода в музейной сфере, включающие такие аспекты как лучшая координация работы отдельных институций внутри кластера, общий бренд, комфортность и доступность для публики, а также неизбежно возникающая в музейном кластерном комплексе проблема смещения музейных функций от традиционных хранительских и научных в сторону социальных и досуговых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музей как феномен кластерной культуры»

УДК 008 ББК 79

М.в. Бирюкова, А.в. Аяшко

МУЗЕЙ КАК ФЕНОМЕН КЛАСТЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ

Представлен обзор зарубежной историографии, посвященной проблематике кластерного подхода в искусстве, культуре и музейном деле, а также рассмотрен практический опыт музейных кластеров, в числе которых «Музейный остров», «Культурный форум», Музейный центр Берлин-Далем и Форум Гумбольдта в Берлине, «Музейный квартал» в Вене, Motor Valley возле Модены в Италии, «Музейный двор» ГМЗ «Петергоф», «Музейный квартал» в Санкт-Петербурге. Проанализированы преимущества кластерного подхода в музейной сфере, включающие такие аспекты как лучшая координация работы отдельных институций внутри кластера, общий бренд, комфортность и доступность для публики, а также неизбежно возникающая в музейном кластерном комплексе проблема смещения музейных функций от традиционных хранительских и научных в сторону социальных и досуговых.

Ключевые слова:

кластерный подход, музейный кластер, теория культуры, музей, сохранение культурного наследия, культурная индустрия.

Бирюкова М.В., Ляшко А.В. Музей как феномен кластерной культуры // Общество. Среда. Развитие. - 2019, № 3. - С. 74-79.

© Бирюкова Марина Валерьевна - доктор культурологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: arsvita@mail.ru © Ляшко Анна Владимировна - кандидат культурологии, ГМЗ «Петергоф», Петергоф; e-mail: 9767@mail.ru

О

В 2019 году Международный совет музеев (ИКОМ) предложил пересмотреть прежнее определение музея, связав его функции с потребностью в развлечении, а также подчеркнув социальную роль музея с акцентом на его взаимодействие с сообществами.

Задачи музея состоят в «приобретении, хранении, исследовании, популяризации и экспонировании материального и нематериального наследия человечества и его окружения в целях образования, изучения и развлечения». Музейная деятельность должна быть «основана на принципах партиципации и прозрачности и строится вокруг активного сотрудничества с различными сообществами». Музеи -«это пространства демократизации, инклюзии и полифонии мнений, созданные для критического осмысления и обсуждения прошлого и будущего. Изучая текущие конфликты и вызовы времени, музеи сохраняют для общества эталонные артефакты и предметы искусства, оберегают и передают следующим поколениям историческую память и обеспечивают для всех людей равные права и равный доступ к культурному наследию» [14].

М.Б. Пиотровский отмечает, что в современной ситуации место музея находится «посередине между храмом и Диснейлендом» [20]. Наверное, только крупнейший универсальный музей может соблюдать некий баланс в такой серединной позиции, не приближаясь все более к Диснейленду

и становясь просто частью индустрии развлечений для широкой публики.

Хотя предложенное ИКОМ определение музея и вызывает сомнения (доказательством чему служит факт, что хотя новое определение ИКОМ предложил 22 июля, и на сентябрь 2019 г. было назначено голосование на Генеральной ассамблее ИКОМ в Киото, но национальные отделения ИКОМ предложили отложить эту процедуру), тем не менее, переход музея в некую новую сферу, где он становится чем-то средним между социальным и развлекательным центром, происходит уже несколько десятилетий. В связи с этим проблематика кластера как структуры в рамках культурной индустрии, становится все более востребованной в существовании музея, а тема кластерной культуры приобретает все большее значение в научной дискуссии на стыке музееведения, истории и теории культуры.

Теория кластерного подхода в культуре

Развитие кластерного подхода в теории искусства и культуры в целом было связано, прежде всего, с трудностью определения статуса искусства в ситуации постмодернизма [10; 11; 17; 28]. Наряду с достаточно эффективной в этом контексте институциональной теорией кластерный подход привлекает возможностью вовлечения в сферу искусства различных и разнородных явлений и практик. В частности, А.В. Ра-деев подчеркивает значение кластерного

подхода «для обоснования идеи множественности в современных арт-практиках» [22, с. 117]. Автор справедливо отмечает, что кластерный подход к искусству явился безусловным событием в рамках современной теории искусства, и в отечественной историографии только начинается процесс системного освещения этого подхода. В зарубежной историографии кластерный подход был убедительно прокомментирован в статье Томаса Ададжана [3].

По мнению Ададжана, кластерный подход к искусству - это намеренно неопределенный подход к искусству, вдохновленный Витгенштейновским понятием о «семейном сходстве» [26] и «открытым концептом» искусства у М. Вейтца [27], и впоследствии обоснованный Б. Гаутом. Отмечая, что «Теория ошибок кластерного счета, его ресурсы для подхода к пограничным случаям и его эвристическая полезность не впечатляют», Ададжан, тем не менее, признает потребность в более свободной и неопределенной трактовке понятия искусства и значение попытки Гаута ответить на два вопроса: почему считают, что искусство не поддается определению? И (соответственно) зачем верить кластер-

ному подходу?

Гаут формулирует десять свойств, которые являются характеристиками явлений искусства, подходящих для «кластерной схемы». Художественное произведение имеет логичную форму (укладывается в кластер-схему). Впрочем, ни одно из этих свойств не является непременно необходимым условием для определения произведения искусства, но каждое произведение искусства имеет по крайней мере одно из этих свойств:

(1) обладает положительными эстетическими свойствами;

(2) является эмоционально выразительным;

(3) является интеллектуально сложным;

(4) является формально сложным и целостным;

(5) обладает способностью передавать сложные смыслы;

(6) демонстрирует индивидуальную точку зрения;

(7) является результатом творческого воображения (оригинальным);

(8) является артефактом или действием, которое можно счесть продуктом высокой степени мастерства;

(9) принадлежит к сложившейся художественной форме (музыка, живопись, кино и др.);

(10) является результатом намерения создать произведение искусства [13, с. 28].

Своего рода предвозвестником кластерного подхода, помимо теории «семейного сходства» Л. Виттгенштейна и «открытого концепта» М. Вейтца, можно счесть тезис Э. Конноли о художественном проекте как «событии» в контексте «инэс-тетики» А. Бадью. «Когда мы говорим о «событии» в его отношении к искусству, когда мы говорим о «событии» в искусстве, мы делаем это, прежде всего, на языке философии. Философия позволяет нам говорить о «событии», это позволяет нам определить его, исследовать его, изложить его в терминах, которые показывают его сущность. Но философия сама по себе не может генерировать «событие», «событие» выходит за ее рамки: философия не может произвести эффективную истину, потому что каждая истина как таковая берет свое начало в «событии», и создающее события поколение реализует себя в четырех категориях, независимых от философии - искусстве, политике, науке и любви» [8]. Продолжая рассуждения Бадью в его более ранней, чем «Малое руководство по инэстетике», книге «Бытие и событие» (1988), Э. Конноли обозначает смысловой центр современного художественного дискурса - «событие». Бадью развивает тезис об изменениях, которые возникают в связи с событием и в пост-событийных процедурах. Подобный процесс мы наблюдаем и на современных масштабных выставках, и в креативных кластерах: не просто зрелище, а событие, где публика путешествует от одного проекта к другому, участвует в интерактивных программах, пьет, ест, слушает комментарии волонтера или куратора, отдыхает, гуляет, и снова смотрит и пытается понять. Единичное произведение искусства или музейная экспозиция более не самодостаточны, это всего лишь «факты» искусства и культуры, но идея или истина достижимы не в них, а в художественной процедуре, в процессе искусства или, допустим, путешествия по музейному кластеру, которое выражается в «событиях» и в некоторой степени также апеллирует к «множественности» впечатлений и потребностей, возникающих у музейного посетителя.

Если рассуждать о кластере и особенно музейном кластере в междисциплинарном контексте на стыке экономики, социологии, психологии, урбанистики, то наиболее емким будет определение М. Портера. Он определил кластер как «группу взаимосвязанных предприятий и ассоциирован-

о

ных институций в определенной области, географически близких» [11, с. 78]. Внутри кластера, по мнению Портера, институции и компании имеют дополнительные стимулы, чтобы быть более эффективными и создавать новую соревновательную экономику.

Определение кластера в культуре обычно ассоциируется с такими понятиями, как креативность, развитие культурной и креативной индустрии, социальные ценности, доступность для широкой публики, интерактивность, бренд (продвижение которого имеет немаловажное значение для рекламы и развития кластера) [9; 25].

Авторы статьи «Роль кластера и социального капитала в культурных и креативных индустриях» полагают, что культурные и креативные индустрии «основаны на индивидуальной креативности, умении и таланте создать и продюсировать культурное достояние в течение многих лет креативной работы. Чтобы такая индустрия развивалась, она должна демонстрировать рост от микро- до макроуровня - от развития индивидуального до бизнес-развития, и до индустриального развития». Культура, таким образом, ставится «на поток», эффективно используется и развивается комплексно, «в промышленных масштабах», лучшая форма для которых - кластер, будь то музейный, галерейный и другой творческий кластер. В таком кластере наблюдается «прогресс знания, умения, таланта, аккумуляции средств, занятости в культурной индустрии» [7, с. 554].

Кластерный подход в туристической сфере рассматривается в статье Ф.Г. Аль-берти и Дж.Д. Джусти: «Предполагается, что кластеры увеличивают региональную конкурентоспособность, учитывая, что они вносят позитивный вклад в инновационные процессы, облегчающие отношения с другими институциями, лучшее обеспечение нужд потребителей, аккумуляцию знания и информации, необходимых для развития» [4, с. 262].

Большинство исследователей музейных и культурных кластеров полагают, что регионы могут наращивать свою конкурентоспособность, используя культурное наследие, а связанные с кластерной культурой инновации являются ключевыми для развития музеев, поскольку долгосрочный успех региона зависит от способности постоянно обновлять имеющиеся ресурсы и создавать новые, в том числе в области культуры [18; 23; 24].

Опыт применения кластерного подхода в музейной сфере

Ф.Г. Альберти и Дж.Д. Джусти рассматривают успешный опыт кластера Motor Valley близ Модены в Италии, который, по определению авторов, включает «наследие предприятий спортивной автомобильной индустрии, сельского хозяйства, туризм, спортивные организации, институты, материальное и нематериальное культурное наследие (корпоративные и индустриальные музеи, частные коллекции, архивы, практику экспертизы), успешно связанные вместе в самодвижущемся механизме соревнования, подпитываемом туристической деятельностью» [4, с. 264]. В опыте кластера Motor Valley казалось бы разнородные элементы и виды деятельности работают эффективно в сотрудничестве с музеями, и культурный конгломерат, основанный на идее наследия как промышленного, так и культурного; это не просто брендинг или результат маркетинговой логики. По мнению авторов, суть существования кластера - в «более системном подходе, который привел к формированию и развитию кластера, где туризм является синерге-тическим в связи с культурным наследием для обеспечения региональной конкурентоспособности». Опыт Motor Valley, конечно, очень своеобразный, так как он предлагает на географически ограниченной территории уникальный комплекс из нескольких составляющих, связанных со спортивной автомобильной промышленностью: промышленные ресурсы (от крупных производителей и известных брендов до мелких ремесленников, промышленное наследие (в том числе корпоративные музеи и частные собрания), спортивные инфраструктуры (ипподромы, автодромы, картодром), истории выдающихся личностей (пилоты, конструкторы, специалисты индустрии), события (ярмарки, фестивали, собрания, скачки) и туристические программы. Этот опыт показывает, как «использовать местное промышленное наследие для того, чтобы обеспечить формирование кластера и повышение общей конкурентоспособности региона, выходя за традиционные промышленные границы, которые предлагают рассматривать туристические кластеры как отдельные от промышленных кластеров и культурных кластеров» [4, с. 265].

Наряду с промышленным в туристический контекст кластера вовлечено культурное и ландшафтное наследие: Модена наряду с другими городами входит в консорциум «Арт-городов» Италии, основанный

в 2001 году. В пределах города находятся известные памятники Дуомо, Торре делла Гирландина, Палаццо Дукале, Академия и всемирно известная Эстенсе - Галерея Искусств Ренессанса. Художественное наследие, промышленное наследие и ландшафтное наследие (парки города, холмы, приморские и горные районы) привлекают туристов - посетителей кластера. Помимо прочего 19-ю музеями представлена «панорама еды и вина» - новая форма туризма, демонстрирующая культуру региона в сфере его кухни и виноделия. Кластер ежегодно принимает сотни тысяч туристов.

И. ван Аальст и И. Боогартс в статье «От музея к массовым развлечениям. Эволюционирующая роль музеев в городе» отмечают эффективность деятельности кластеров, в частности, «Музейного острова» (Museuminsel) в Берлине, но в то же время констатирует смещение акцентов музейной деятельности в кластерах с функций хранения и изучения наследия к функциям развлечения и организации досуга публики. Фактически, пишут авторы, «Музеи примеряют на себя коммерческую функцию - функцию культурного супермаркета, по крайней мере, в музее активно продаются все виды дизайнерских продуктов, работают кафе и рестораны. Часто музеи используют как рекламу открытие больших ретроспективных выставок, которые привлекают огромные толпы» [5, с. 197]. В кластер «Музейный остров» входит Старый музей, построенный по проекту К. Шин-келя в 1830 году, Новый музей 1859 года постройки, Старая Национальная галерея (1876), музей Боде (1906). Пергамский музей завершил в 1930 году формирование музейного ансамбля. «Музейный остров» расположен относительно автономно, но соединён с центром Берлина улицей Бо-дештрассе, на которую можно свернуть с Унтер-ден-Линден - главной улицы Восточного Берлина. Реновация «Музейного острова» в последние два десятилетия направлена на осуществление двух основных задач: координация деятельности входящих в него музеев и обеспечение их большей доступности для публики. В частности, планируется единый вход и «археологический променад» с демонстрацией впечатляющих музейных предметов.

Помимо «Музейного острова», в Берлине функционируют кластеры «Культурный форум» в районе Тиргартен (в него входит Филармония, Новая национальная галерея, Музей прикладного искусства, Кабинет эстампа, Библиотека по искусству, Картинная галерея) и культурный и научный

кластер Музейный центр Берлин-Далем на юго-западе Берлина, в который входит Музей азиатского искусства, Этнологический музей и Музей европейских культур. Здесь также расположены Свободный университет Берлина и филологическая библиотека. Четвертый кластер Форум Гумбольдта, включающий культурные и научные институции - в процессе организации в воссозданном Берлинском дворце в центре Берлина.

«Музейный квартал» эффективно работает и в Вене и включает музей Леопольда, Музей современного искусства - музей Людвига, Кунстхалле, фестивальные залы E и G, Архитектурный центр Вены, Детский музей Zoom, Форум дизайна, Детский театр и экспериментальные площадки для креативных практик.

Как полагает Х. Фрост-Кампф, «лучшие образцы культурных кластеров находятся в культурных кварталах» [12, с. 26]. Культурный квартал определяется как «хорошо известный, брендовый, многофункциональный район города, в котором высокая концентрация культурных объектов служит центром притяжения» [12, с. 23].

Признавая значение кластеров как полезной стратегии для экономического оживления, Фрост-Кампф отмечает, что достижения культурных кластеров связаны с развитием определенного района города посредством предоставления культурного времяпрепровождения для резидентов и туристов. Фрост-Кампф, определяя значимость культурных кластеров, говорит, что они

- украшают и оживляют жизнь города,

- обеспечивают занятость,

- привлекают жителей города и туристов,

- вовлекают сопутствующий бизнес,

- увеличивают стоимость недвижимости,

- увеличивают налоговые отчисления,

- привлекают высокообразованных служащих,

- развивают креативную, инновационную среду [12, с. 9].

ГМЗ «Петергоф» в 2019 году анонсировал открытие «Музейного двора», кластера, объединяющую четыре музея: Музей коллекционеров, Музей-спектакль «Дом игральных карт», Историко-культурный проект «Государевы потехи», Музей семьи Бенуа. По словам генерального директора ГМЗ «Петергоф» Елены Кальницкой, «Все четыре музея существовали и десять лет назад, ни один из них не создавался с нуля. Но это объекты, можно сказать, вто-

о

рого плана, они не так востребованы. Нам очень хочется поднять их престиж, туда вложены силы, нервы, средства и душа. Я неоднократно озвучивала, что среднестатистический житель Петербурга приезжает в Петергоф два раза в жизни: вместе с родителями, и когда привозит своих детей. Твёрдо знаем, что мы далеко не выставочное пространство, и люди, в основном, приезжают в пригородные резиденции гулять. Если музеи посещают, то это опять Большой дворец или Марли» [6]. Расширить путешествие по Петергофу в рамках кластера - новая и увлекательная возможность для туристов и, в первую очередь, петербуржцев. Общее пространство кластера предполагает площадку паблик-арта, кафе, бюро информации, демонстрацию современной скульптуры, кинотеатр под открытым небом. В музеях, входящих в кластер, проходят театральные постановки, интерактивные программы, призванные заинтересовать зрителя тематикой музеев. В создании двух из четырех музеев, входящих в «Музейный двор», приняла участие Студия сценографии и сценических постановок «Шоу Консалтинг», расширив институциональный круг участников кластерного проекта, но главное, обеспечив инновационные экспозиционные решения, в которых к традиционным музейным средствам добавились методы театрализации. Междисциплинарные искания общей формы дали возможность сформировать новые для отечественной практики форматы музейной презентации: «историко-культурный проект» [2] и «музей-спектакль» [1].

В Санкт-Петербурге успешно функционирует «Музейный квартал», территориально ограниченный Конногвардейским бульваром, Исаакиевской площадью, набережной реки Мойки и набережной Крюкова канала и включающий пространства четырех крупных музеев: Исаакиевский собор, Центральный музей связи им. А.С. Попова, Государственный музей истории религии и Музей В.В. Набокова, а также небольшие частные музеи, памятники архитектуры, арт-галереи, рестораны, отели, кафе. Сотрудниками кластера ведутся авторские пешеходные экскурсии, устраиваются фестивали, научные мероприятия. «Мировой опыт свидетельствует о том, что для достижения достойного состояния исторического наследия, необходимы не только финансовая и административная составляющая, но и поддержка разных групп местного сообществ - «горизонтальные» связи, выражающиеся в первую очередь в создании условий для

взаимодействия субъектов (жителей города) и объектов (памятников) сохранения», отмечено на сайте «Музейного квартала» [19]. «Музейный квартал» задействован в образовательной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета в области комплексной музеефикации объектов культурного наследия в историческом центре Санкт-Петербурга, в частности, в научных мероприятиях Кафедры музейного дела и охраны памятников Института философии СПбГУ

Заключение

Кластерная культура становится неотъемлемой частью современной музейной сферы. Объединение музеев в кластеры с расширением интерактивной, досуговой, социальной, развлекательной функций -естественный процесс нашего времени. Опыт музейных кварталов в крупнейших городах Европы и мира свидетельствует об эффективности работы музейных кластеров, обеспечивающих каждый год культурные и досуговые потребности миллионов посетителей. В контексте отечественной культурной политики в сфере сохранения культурного наследия опыт кластеров, привлекающих профессиональные и финансовые ресурсы для поддержания работы музеев, требует системного изучения. Музей как феномен кластерной культуры; потенциал традиционного музея в контексте современного кластерного моделирования; трансформации, которые переживает музей в современных культурных реалиях, в том числе специфический опыт историко-культурных музейных комплексов и музеев-заповедников в системе кластера - являются в наши дни актуальной темой междисциплинарной научной дискуссии на стыке теории и философии культуры, музееведения, экономики, социальных наук. Успешный опыт объединения музеев и культурных институций под общим брендом в таких кластерах, как «Музейный остров», «Культурный форум», Музейный центр Берлин-Далем и Форум Гумбольдта в Берлине, «Музейный квартал» в Вене, кластер Motor Valley возле Модены в Италии, «Музейный двор» ГМЗ «Петергоф», «Музейный квартал» в Санкт-Петербурге и других, доказывает привлекательность для публики и экономический потенциал кластерной организации музеев. Исследователь кластерного подхода в музейной сфере С.-С. Тьен полагает, что «музейные кластеры являются катализатором для развития индустрии культурного туризма» [19, с. 69].

Что касается отмечаемого многими в кластерной системе, то этот аспект му-

исследователями смещения функций му- зейной кластерной культуры еще требует

зея с хранительской и научной в сторону пристального изучения и может быть объ-

досуговой и коммерческой, неизбежных ективно оценен по прошествии времени.

Список литературы:

[1] Кальницкая Е.Я. Музей-спектакль «Дом игральных карт» // Отчет Государственного музея-заповедника «Петергоф». 10 лет - 15 решений. - СПб.: ГМЗ «Петергоф», 2019. - 65 с.

[2] Кальницкая Е.Я., Ляшко А.В., Никифорова Л.Н., Москаленко Т.Р. Государевы потехи // Форма. Петербургская биеннале музейного дизайна: каталог. - СПб.: Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «ПРО АРТЕ», 2014. - С. 82-93.

[3] Adajian T. On the Cluster Account of Art // British Journal of Aesthetics. Vol. 43. - 2003, № 4. - P. 79-83.

[4] Alberti F.G., Giusti J.D. Cultural heritage, tourism and regional competitiveness: The Motor Valley cluster // City, Culture and Society. - 2012, vol. 3. - P. 261-273.

[5] Boogaarts I., Van Aalst I. From Museum to Mass Entertainment. The Evolution of the Role of Museums in Cities // European Urban and Regional Studies. Vol. 9. - 2002, № 3. - P. 195-209.

[6] Advantages of the Museum Yard in Peterhof. Internet-resource / Ilyasova R. (ed). - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://topdialog.ru/2019/04/24/bonusy-muzejnogo-dvora-petergofa-v-nizhnij-park-teper-mozhno-popast-bez-ocheredi/

[7] Chuluunbaatar E. et al. The role of cluster and social capital in cultural and creative industries development // Procedia-Social and Behavioral Sciences. - 2014, vol. 109. - P. 552-557.

[8] Connote Е. The 'event' in Art: Inaesthetics? - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.acw.ie/images/ uploads/event.pdf

[9] Cooke P. N., Lazzeretti L. (ed.). Creative cities, cultural clusters and local economic development. -Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing, 2008. - 363 p.

[10] Davies S. Definitions of Art. - Ithaca, NY: Cornell U.P., 1991. - 342 p.

[11] Duve de T. Au nom de l'art: pour une archéologie de la modernité. - Paris: Ed. de Minuit, 1988. - 332 p.

[12] Frost-Kumpf H. A. Cultural Districts: The Arts as a Strategy for Revitalizing our Cities. - N.Y., N.Y.: Americans for the Arts, 1998. - 212 p.

[13] Gaut B. "Art" as a Cluster Concept // Theories of Art Today / N. Carroll (ed.). - Madison: The University of Wisconsin Press, 2000. - P. 25-44.

[14] ICOM. Museum definition. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://icom.museum/en/activities/ standards-guidelines/museum-definition/

[15] Kosuth J. Art After Philosophy and After. Collected Writings 1966-1990. - Cambridge, Massachusetts: MIT press, 1991. - 332 p.

[16] LeWitt S. Paragraphs on Conceptual Art // Artforum. Vol. 5. - 1967, № 10. - P. 79-83.

[17] Margolis J. Philosophy Looks at the Arts. - Philadelphia, PA: Temple U.P., 1987. - 337 p.

[18] Mommaas H. Cultural clusters and post-industrial city: Towards the remapping of urban cultural policy // Urban Studies. Vol. 4. - 2004, № 3. - P. 507-532.

[19] The Museum Quarter of St. Petersburg. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://mqspb.ru/devmqspb/

[20] Piotrovsky M.B. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/lifestyle/characters/2019/! 0/03/812835-mihail-piotrovskii

[21] Porter M. Clusters and the New Economics of Competition // Harvard Business Review. - 1998. - P. 77-90.

[22] Radeev A.E. On the Cluster Account of Art: Pro et Contra // Vestnik SPbU, 15, Art Theory. - 2014, № 1. -P. 117-125.

[23] Staber U. Network evolution in cultural clusters. Industry and Innovation. Vol. 15. - 2008, № 5. - P. 569-578.

[24] Stern M. J., Seifert S. C. Cultural clusters: The implications of cultural assets agglomeration for neighbourhood revitalization // Journal of Planning Education and Research. Vol. 29. - 2010, № 3. - P. 262-279.

[25] Tien C. C. The formation and impact of museum clusters: two case studies in Taiwan // Museum Management and Curatorship. Vol. 25. - 2010, №. 1. - P. 69-85.

[26] Wittgenstein L. Philosophical Investigations. - Oxford: Blackwell, 1953. - 77 p.

[27] Weitz M. The Role of Theory in Aesthetics // Journal of Aesthetics and Art Criticism. - 1956, vol. 15. -P. 34-47.

[28] Ziff P. The Task of Defining a Work of Art // Philosophical Review. - 1951, vol. 62. - P. 116-127.

Исследование поддержано Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 18-011-00977

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.