Аркин П.А., Соусов В.Е., Аширметова О.Б.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ (КОНТРАКТОВ) В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы государственного регулирования экономики в сфере государственного оборонного заказа, в первую очередь - исполнения государственных контрактов (контрактов) в современных условиях с точки зрения теории экономических систем. Рассмотрены вопросы изменения и расторжения договоров на основании гражданского законодательства России, а также специфические условия изменения и расторжения государственных контрактов (контрактов) при правовом приоритете Федерального закона от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», в том числе в случае неисполнения договора третьим лицом с головным исполнителем (исполнителем). Даны рекомендации на основании последних изменений нормативных правовых актов России. Статья написана в рамках научной специальности 5.2.1 - Экономическая теория.
Ключевые слова. Экономическая система, государственное регулирование экономики, неисполнение договора, наукоемкое производство.
Arkin P.A., Sousov V.E., Ashirmetova O.B.
THEORETICAL ANALYSIS OF STATE REGULATION EXECUTION OF STATE CONTRACTS (CONTRACTS) IN PRESENT-DAY CONDITIONS
Abstract. The article deals with the issues of state regulation of the economy in the field of state defense orders, primarily the execution of state contracts (contracts) in modern conditions from the point of view of the economic systems' theory. The issues of changing and terminating contracts on the basis of the civil legislation of Russia, as well as specific conditions for changing and terminating state contracts (contracts) with the legal priority of the Federal Law of December 29, 2012 N 275-FZ "On the State Defense Order", including in case of non-fulfillment contracts by a third party with the head executor (executor). Recommendations are given on the basis of the latest changes in the normative legal acts of Russia. The article was written within the framework of the scientific specialty 5.2.1. Economic theory.
Keywords. Economic system, state regulation of the economy, non-fulfillment of contract, high technology production.
ГРНТИ 06.54.01 EDN QIAIQC
© Аркин П. А., Соусов В.Е., Аширметова О.Б., 2023
Павел Александрович Аркин - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Процессы управления наукоемкими производствами» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Вячеслав Евгеньевич Соусов - кандидат технических наук, генеральный директор ОАО «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ». Ольга Борисовна Аширметова - кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Процессы управления наукоемкими производствами» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Контактные данные для связи с авторами (Аркин П.А.): 197376, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, дом 5 (Russia, St. Petersburg, Karpovka river emb., 5). Тел.: +7 (812) 234-85-95. E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 30.12.2022.
Введение
В Туле 23 декабря 2022 года Президент Российской Федерации В.В. Путин встретился с руководителями организаций оборонно-промышленного комплекса России (далее - ОПК). На совещании с руководителями организаций ОПК Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «Важнейшая, ключевая задача предприятий оборонно-промышленного комплекса - обеспечить наши подразделения, передовые части всем необходимым: вооружением, техникой, боеприпасами, снаряжением, причём в требуемом объёме и нужного качества в короткие сроки. Кроме того, важно совершенствовать, значительно улучшать характеристики вооружения и оснащения наших бойцов с учётом полученного боевого опыта ... И конечно, рассчитываю, что, как и в предыдущие годы, как и в этом году, в 2023-м задания гособоронзаказа в части производства и поставок вооружения, военной и специальной техники будут выполнены в полном объёме» [1].
Необходимо отметить, основой государственного регулирования государственных контрактов (контрактов) является Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее - ФЗ о ГОЗ), в соответствии с пунктом 1 статьи 2 которого: «Правовое регулирование отношений в сфере государственного оборонного заказа основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, федеральными законами в области обороны и безопасности Российской Федерации, поставок продукции для обеспечения федеральных нужд, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» [2]. При этом в пункте 2 данной статьи определено: «Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся предмета регулирования настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону» [2]. То есть наличествует правовой приоритет ФЗ о ГОЗ относительно всех иных нормативных правовых актов в сфере государственного оборонного заказа.
Вопросам государственного регулирования экономики в сфере ГОЗ, в том числе вопросам импорто-замещения в современных условиях (которые без сомнения требуют роста глубины передела промышленной продукции [3, 4]), в 2022 году посвящено много научных трудов, в том числе [5-14]. Рассматривая данный вопрос с точки зрения теории экономических систем, мы будем опираться на труды в данной области ученых-экономистов Санкт-Петербургского государственного экономического университета, заложивших общие основы и развивших частные вопросы теории управления экономическими системами, таких как Иван Михайлович Сыроежин, Дмитрий Викторович Соколов, Александр Николаевич Петров (например [15-23] и многих других.
Правовые особенности расторжения договоров, в том числе государственных контрактов В статье рассмотрены вопросы государственного регулирования экономики промышленности наукоемких производств [24, 25, 26], в том числе на базе научных трудов ряда авторов в области теории управления экономическими системами [27-34]. При этом использованы, в том числе, материалы и документы последних месяцев общественных организаций, объединяющих предприятия промышленности выполняющие ГОЗ, например Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга. Так, к примеру, в Письме Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга от 07.12.2022 № 460 рассматриваются варианты действий руководителей промышленных предприятий в соответствии с Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2022 по делу № А40-92695/2022 [35].
На сегодня уже известно, что данное постановление поддержано судом кассационной инстанции, а именно - имеется Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.12.2022 по делу № А40-92695/2022-130-640 [36], которое однозначно утверждает практику внесения в реестр недобросовестных поставщиков организаций, не подписавших государственный контракт и/или не предоставивших документ о внесении обеспечения исполнения государственного контракта в установленный законом срок в соответствии со статьей 83.2 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муници-
пальных нужд» (далее - ФЗ о контрактной системе) [37]. Для первичных рекомендаций можно использовать обзор: «Как юристу работать с учетом антикризисных мер 2022-2023» [38]. Тем не менее, прямого отношения описанные выше постановления апелляционной и кассационной инстанций к вопросам исполнения или неисполнения государственных контрактов не имеют: они однозначно утверждают, что победитель обязан заключить государственный контракт. Дальнейшая информация касается уже вопросов исполнения государственного контракта, в том числе его изменения или расторжения. Гораздо более сложная ситуация складывается в случае неисполнения договора третьим лицом с головным исполнителем (исполнителем) в рамках ФЗ о ГОЗ, в том числе по объективным обстоятельствам.
Рассмотрим существо данных вопросов. Вопросы изменения и расторжения договоров регулируются главой 29 Изменение и расторжение договоров Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГКРФ). В статье 450 Основания изменения и расторжения договора установлено основное правило изменения и расторжения договора по соглашению сторон, а также по решению суда по требованию одной из сторон в случае существенного нарушения договора другой стороной и в иных определенных законом случаях. Ряд процедурных вопросов изменения и расторжения договоров оговорен в статьях 450.1, 452, 453 ГКРФ. Непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу имеют положения статьи 451 Изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств ГКРФ. Одним из основных принципов договорной практики является жесткость связанности сторон в договоре, которая смягчается правилом, которое позволяет изменять и расторгать договор при существенном изменении обстоятельств.
Правомерность данной статьи ГКРФ подтверждена Конституционным судом Российской Федерации [39]. Особо необходимо отметить пункт 4 статьи 451 ГКРФ, согласно которому: «Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях» [40]. Таким образом, изменение договора невозможно в одностороннем порядке без обращения в суд. Некоторые вопросы изменения договоров раскрыты в Постановлении Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 № 35 [41] и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 за 2017 год [42], причем в последнем указано, что, к примеру, изменение курса иностранной валюты по отношению к рублю существенным основанием для изменения договора не является.
Для государственных контрактов условия изменения и расторжения регулирует в рамках ГКРФ статья 95 Изменение, расторжение контракта Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [37]. Законодатель в пункте 1 устанавливает исчерпывающий перечень возможности изменения существенных условий контракта по соглашению сторон, в том числе, согласно подпункта 1.4, «если Правительством Российской Федерации принято решение о введении специальных мер в сфере экономики, предусмотренное пунктом 1 статьи 26.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», и предметом контракта является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу» [37].
Пункт 1 статьи 26.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» устанавливает перечень случаев принятия решений Правительством Российской Федерации о введении специальных мер в сфере экономики, которые влекут за собой согласно пункта 3 настоящей статьи то, что «юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности не вправе отказываться от заключения в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года « 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" и (или) Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" договоров, государственных контрактов (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения проведения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за пределами территории Российской Федерации» [43].
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.1 Федерального закона «Об обороне», Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Рос-
сийской Федерации» [44], специальная мера в сфере экономики введена Постановлением Правительства РФ от 03.10.2022 № 1745 (ред. от 08.12.2022) «О специальной мере в сфере экономики и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616» [45]. Также в полном соответствии с пунктом 2 статьи 2 ФЗ о ГОЗ в пункте 25 статьи 95 ФЗ о контрактной системе устанавливается возможность регулирования одностороннего отказа от исполнения контракта по ГОЗ в ФЗ о ГОЗ.
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России разъяснил в своем письме от 17 августа 2022 г. № 24-06-06/80083, что согласно части 65.1 статьи 112 ФЗ о контрактной системе по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 01.01.2024, «если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения» [46]. При этом на основании части 65.1 статьи 112 ФЗ о контрактной системе могут быть изменены любые существенные условия контракта, заключенного до 01.01.2024, «если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения» [37].
В силу указанного выше данная норма контрактов в сфере ГОЗ не касается. Особенности изменения и расторжения контрактов достаточно подробно рассмотрены в научной литературе [47-51], но по настоящему вопросу в силу его новизны данные публикации неприменимы. Позицию судов в части изменения существенных условий контрактов, в частности сроков исполнения, можно проиллюстрировать на примере недавно принятого Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.12.2022 № Ф07-19244/2022 по делу № А13-2553/2022 [52], согласно которому кассационная инстанция поддержала решения нижестоящих судов об отказе в изменении сроков исполнения государственного контракта в соответствии с ФЗ о контрактной системе из-за вновь открывшихся обстоятельств. Данная позиция без сомнения логична, обоснована и правильна.
Особенная ситуация изменения и расторжения государственных контрактов, контрактов Все вопросы заключения государственных контрактов и контрактов, действий головных исполнителей, исполнителей раскрыты в ФЗ о ГОЗ [2]. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2022 г. № 1290 установлено с 26.07.2022, «что срок оплаты государственным заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения государственного контракта, предусмотренный государственным контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, должен составлять не более 30 дней с даты подписания государственным заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 2. Для целей применения настоящего постановления под закупкой товара, работы, услуги в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства понимается закупка товара, работы, услуги, осуществляемая с целью выполнения мероприятий государственных программ Российской Федерации, государственной программы вооружения, иных заданий в рамках государственного оборонного заказа» [53].
Вопросы регулирования ГОЗ, в том числе в исторической ретроспективе, рассмотрены в работах [54-61]. Судебная практика в сфере ГОЗ дает возможность дополнить и разъяснить ряд положений:
1) все правовые вопросы в сфере ГОЗ, в том числе вопросы исполнения решений судов, должны решаться с учетом положений ФЗ о ГОЗ [62];
2) возложение дополнительных обязанностей разработчика, например технического проекта по доработке оборудования под требования заказа на этапе 1, связанных с выполнением работ, является существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении государственного контракта (контракта) в рамках ФЗ о ГОЗ и делают объективно невозможным исполнение сроков этапа 2, что требует внесения изменений в контракт в части его существенных условий, в том числе сроков исполнения [63];
3) исполнение государственных контрактов (контрактов) по ГОЗ возможно только после их официального заключения по закону [64];
4) нормы ФЗ о ГОЗ в части особенностей правового регулирования в области заключения и исполнения государственных контрактов (контрактов) по ГОЗу, являются специальными по отношению не
только к общим нормам в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, но и по отношению к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации [65], в том числе делам о банкротстве [66] и интеллектуальным правам [67];
5) нарушение сроков исполнения государственного контракта (контракта) в рамках ГОЗ и решение заказчика об одностороннем расторжении государственного контракта (контракта) является в большинстве случаев достаточным основанием для включения исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков в рамках ФЗ о контрактной системе [68, 69].
Необходимо уточнить по пункту 5, что Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 г. № 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно п. 15 которых:
«15. Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
6) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта» [70].
Так, к примеру, Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области отказало во внесении организации в список недобросовестных поставщиков по заявлению заказчика о расторжении контракта в одностороннем порядке [71], то есть прецедент доказывания невозможности исполнения контракта есть.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 15.2, статьей 15.9-1 ФЗ о ГОЗ утверждены Порядок выдачи требования о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа и Форма требования о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа [72].
В Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2017 г. NN2 1465 [73] в 2022 году внесены изменения в части таких вопросов, как: определения единственного поставщика и потенциального единственного поставщика; прогнозная цена; ситуация когда плановые затраты на поставку (включая производство) продукции в рамках затратного метода могут определяться путем индексации расходов по статьям затрат с применением соответствующих индексов на плановый период; обязанность при представлении предложений о цене (прогнозной цене) продукции, сформированных с использованием методов определения цены, представляются в качестве обосновывающего документа обоснование размера плановой рентабельности (прибыли) в случае, если в расчетах цены на продукцию ее величина
в части, определяемой исходя из собственных затрат, устанавливается в размере, превышающем 25 процентов плановых собственных затрат организации на поставку продукции и, в случае формирования цены с использованием затратного метода, метода индексации базовой цены либо метода индексации по статьям базовых затрат - заключение о цене на продукцию, подготовленное военным представительством Министерства обороны Российской Федерации или иного государственного заказчика, уполномоченным осуществлять свою деятельность в организации.
«Заключение о цене представляется в соответствии с порядком, установленным в пункте 37(1) настоящего Положения на продукцию, имеющую утвержденную (согласованную) государственным заказчиком нормативно-техническую документацию, а в отношении научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ - на продукцию, имеющую утвержденное (согласованное) государственным заказчиком тактико-техническое (техническое) задание; порядка действия государственного заказчика в случае его несогласия с ценой продукции, предложенной единственным поставщиком; порядок определения плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию с 2023 года; порядок определения прогнозных цен на продукцию, иных цен и порядок их регистрации или не регистрации».
Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 сентября 2022 г. № 1658 [74], в контракт на поставку продукции по государственному оборонному заказу с 30.09.2022 включаются типовые условия, в том числе: информирование исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа (согласно статьи 15.15 ФЗ о ГОЗ ответчиком по делу о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа является лицо, в отношении которого подано заявление, направлены материалы или в действиях (бездействии) которого контролирующим органом обнаружены признаки нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа: указанные лица признаются ответчиками по делу о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа с момента возбуждения дела); порядок и сроки рассмотрения сторонами предложений по внесению изменений в условия контракта (что в некоторой степени возвращает к первоначальной версии статьи 15 ФЗ о ГОЗ [75]), а также иные). Этим же постановлением внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1275 [76] в части примерных условий государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу. Заключение
Ситуация, когда головной исполнитель (исполнитель) не имеет возможности выполнить государственный контракт (контракт) по ФЗ о ГОЗ в 2022 году в связи с особыми обстоятельствами, в том числе не исполняемыми со стороны третьего лица заключенными и оплаченными договорами на поставку с третьими лицами, имеет несколько последствий для третьего лица:
1. Гражданско-правовое: неисполнение договора третьим лицом влечет расторжение или изменение договора в соответствии с ГКРФ, что подробно рассмотрено в статье. В этом случае обязанность третьего лица доказать невозможность исполнения договора, что, соответственно, будет основанием для доказательства невозможности исполнения государственного контракта (контракта) головным исполнителем (исполнителем).
2. Административное и иное: если головной исполнитель (исполнитель) 30.09.2022 законно уведомил третье лицо о том, что договор заключен в соответствии с ФЗ о ГОЗ, то в отношении данного третьего лица может быть проведена проверка, и данное третье лицо может быть признано ответчиком согласно статьи 15.15 ФЗ о ГОЗ с соответствующими последствиями согласно главам 5.1 и 5.2 ФЗ о ГОЗ.
Таким образом законными и разумными действиями головного исполнителя (исполнителя) в отношении третьего лица в изложенной ситуации являются:
1. Законное уведомление третьего лица 30.09.2022 о том, что договор заключен в рамках исполнения ГОЗ и подчиняется ФЗ о ГОЗ и подзаконным нормативным правовым актам.
2. Перманентные действия головного исполнителя (исполнителя) по выполнению государственного контракта (контракта) в рамках ФЗ о ГОЗ, в том числе ежемесячное (ежедекадное, ежедневное) напоминание третьему лицу о необходимости исполнения договора, требование постоянного предоставления информации о сроках исполнения договора, сбора иной доказательной базы временной объективной невозможности исполнения договора, обращение в органы государственной исполнительной власти как федеральной, так и региональной, с просьбой о содействии в исполнении договора, иные действия.
3. В случае невозможности исполнения договора третьим лицом обращение головного исполнителя
(исполнителя по согласованию с головным исполнителем) в контролирующий орган в соответствии с
главой 5.1 ФЗ о ГОЗ.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. В Туле Президент встретился с руководителями организаций оборонно-промышленного комплекса России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/70180 (дата обращения 23.12.2022).
2. О государственном оборонном заказе: Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ (ред. от 28.06.2022).
3. Соловейчик К.А., Аркин П.А. Методические вопросы стимулирования роста глубины передела промышленной продукции субъектами Российской Федерации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 4 (94). С. 25-30.
4. Соловейчик К.А., Аркин П.А. Промышленная политика Санкт-Петербурга в контексте совершенствования управления наукоемкими производствами машиностроения // Передовые производственные технологии: компьютерные (суперкомпьютерные) технологии и организация наукоемких производств. Сборник тезисов докладов Национальной научно-практической конференции с международным участием. СПб., 2022. С. 15-21.
5. Плотников В.А., Рогатин С.И. Перспективы развития системы государственных закупок и государственного оборонного заказа // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 4 (136). С. 61-68.
6. Харламов А.В., Харламова Т.Л., Поняева И. Государственное управление инновационным развитием с использованием возможностей импортозамещения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 4 (136). С. 69-75.
7. Гришков В. Ф., Плотников В.А., Фролов А. О. Мобилизационная экономика в современной России: теоретические аспекты // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 3 (135). С. 7-13.
8. ЕлошниковМ.И. Тенденции финансового контроля выполнения государственного оборонного заказа // Молодой ученый. 2022. № 24 (419). С. 197-199.
9. Харламов А.В. Санкции как фактор усиления нестабильности современной мировой экономики // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки. 2022. № 2. С. 18-23.
10. Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Устойчивость развития российской промышленности в условиях макроэкономического шока и новая промышленная политика // Экономика и управление. 2022. Т. 28. № 10. С. 10371050.
11. Мухина И.И., Закаленко В.П. Механизм взаимодействия коммерческих и государственных структур ВПК при формировании и исполнении государственного оборонного заказа // Реклама и журналистика: на стыке времен, наук и цивилизаций. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. М., 2022. С. 280-295.
12. Танделов ТА. Актуальные проблемы государственных закупок в сфере государственного оборонного заказа // Военно-правовые инструменты обеспечения национальной безопасности. Сборник статей научно-практической конференции. М., 2022. С. 417-421.
13. Смешко О.Г., Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Перспективы российской экономики: новые вызовы экономической безопасности и перестройка государственного управления // Экономика и управление. 2022. Т. 28. № 6. С. 524-537.
14. Янкевич Е.А. Коллизионность отдельных норм, регулирующих отношения в сфере государственного оборонного заказа: административно-правовые аспекты // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2022. № 3 (63). С. 56-63.
15. Сыроежин И.М. Очерки теории производственных отношений. М.: Экономика, 1970. 247 с.
16. Сыроежин И.М. Совершенствование системы показателей эффективности и качества. М.: Экономика, 1980. 192 с.
17. Соколов Д.В. Теоретические и методические предпосылки моделирования организационно-экономических структур хозяйственных систем. Л.: ЛГУ, 1986. 136 с.
18. Аронов А.М., Петров А.Н. Современные проблемы стратегического менеджмента. СПб., 2015.
19. Петров А.Н. Менеджмент в 2 ч. Часть 2. М., 2020.
20. Петров А.Н. Менеджмент в 2 ч. Часть 1. М., 2020.
21. Петров А.Н., Петрова И.И. Современный кризис классических теорий менеджмента // Вестник факультета управления СПбГЭУ 2022. № 11. С. 4-13.
22. Петров А.Н. Стратегический менеджмент: в поисках новой парадигмы. СПб., 2022.
66
23
24
25.
26.
27
28
29
30.
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
Петров А.Н., Миэринь Л.А, Бородина Е.П. Система публичного (государственного) управления судами первой инстанции, рассматривающими экономические споры // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 4 (136). С. 47-60.
Соловейчик К.А., Микитась А.В., Аркин П.А. Методологические подходы к определению терминологии в области наукоёмкого производства // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 5 (125). С. 9-18.
Соловейчик К.А., Микитась А.В., Аркин П.А. Методические подходы к определению процессов управления наукоёмкими производствами в соответствии с новой номенклатурой научных специальностей // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 1 (133). С. 114-123. Аркин П.А., Новиков А.Б., Соловейчик К.А., Аркина К.Г., Лавров А.С., Левенцов В.А., Муханова Н.В., Рагозина Н.А., Бородина Е.П. Техническое регулирование наукоемких производств. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2022. Аркин П.А. Холдинг. Организация и управление. СПб.: Печатный двор, 1993.
Аркин П.А. Организационно-экономический механизм экономической координации: логистический подход. СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 1998. 159 с.
Аркин П.А., Рогова Е.М., Соловейчик К.А. Управление развитием технологических ресурсов хозяйственных систем: монография. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 174 с.
Аркин П.А., Соловейчик К.А. Методологические предпосылки применения экономической координации в хозяйственных системах. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.
Соловейчик К.А. Концептуальные основы создания инновационных промышленных кластеров в России: монография. СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2010. 127 с.
Аркин П.А., Соловейчик К.А. Кластерный подход как основа формирования производственных комплексов современной России // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2010. № 3 (63). С. 23-26.
Алексеев А.А., Аркин П.А., Богданова Е.Л., Васильев В.Н., Гатчин Ю.А., Титов А.Б. Методология моделирования инновационного процесса на базе теории систем и теории сетей / Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. СПб., 2013. Соловейчик К.А., Салкуцан С.В., Аркин П.А. Процессы управления наукоемкими производствами в машиностроении. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2018. 438 с.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2022 по делу № А40-92695/2022. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.12.2022 по делу № А40-92695/2022-130-640. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 05.12.2022). Обзор: "Как юристу работать с учетом антикризисных мер 2022 - 2023". КонсультантПлюс, 2022. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Щербины Евгении Николаевны на нарушение ее конституционных прав статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации: Определением КС России от 16 февраля 2012 г. № 256-О-О.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022). О последствиях расторжения договора: Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 № 35. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) (ред. от 26.04.2017).
Об обороне: Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ (ред. от 04.11.2022).
Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.09.2022 № 647. О специальной мере в сфере экономики и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616: Постановление Правительства РФ от 03.10.2022 № 1745 (ред. от 08.12.2022).
Письмо от 17 августа 2022 г. № 24-06-06/80083 Министерства финансов Российской Федерации. Цатурян Е.А. Государственный контракт в гражданском праве России: проблемы теории и практики: монография. М: Статут, 2020. 224 с.
Сироткина А.А. Изменение государственного (муниципального) контракта и свобода договора // Закон. 2021. № 8. С. 67-75.
Чимидова Е.В. Комментарий к Письму Минфина России от 30.08.2018 № 09-01-08/61833 «Госконтракт: критерии приостановления открытия лицевых счетов» // Нормативные акты для бухгалтера. 2018. № 20. Раев К., Гурин О. Обзор изменений в Законе № 44-ФЗ, вступивших в силу в июле 2022 года // Прогосзаказ.рф. 2022. № 8.
Рябинин В.В. Специальные меры в сфере экономики // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2022. № 9.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.12.2022 № Ф07-19244/2022 по делу № А13-2553/2022.
53. Об установлении срока оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения государственного контракта, заключенного в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства: Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2022 г. № 1290.
54. СвининыхЕ.А. Государственный контракт как средство регулирования долгосрочных отношений в сфере государственного оборонного заказа // Право в вооруженных силах - военно-правовое обозрение. 2013. № 9 (195). С. 111-118.
55. Самойлов А.В. Государственные закупки и государственный оборонный заказ: апрельские новеллы // Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право. 2021. № 4. С. 51-57.
56. Капитонова Е.А. К вопросу о правовом регулировании размещения государственного оборонного заказа // Государственный оборонный заказ, размещение заказа, оборонно-промышленный комплекс. 2013. № 2. С. 71-78.
57. Столяров Д. А. Новый Закон о гособоронзаказе // Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 2. С. 62-68.
58. Апарышев И. В. О банковском сопровождении расчетов по государственному оборонному заказу опорным банком для оборонно-промышленного комплекса // Оборонно-промышленный комплекс: вопросы права.
2020. № 6. С. 24-30.
59. Романова Л. Обзор изменений в Законе об оборонном заказе // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2019. № 7.
60. Власова М.Г., Теплякова М.В. Практика Арбитражного суда Северо-Западного округа по спорам, связанным с исполнением государственного оборонного заказа // Арбитражные споры. 2022. № 3.
61. Свининых Е.А. Требование о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа, как мера превентивного воздействия на хозяйствующих субъектов // Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право.
2021. № 3. С. 24-29.
62. Определение № 309-ЭС21-23588: Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 2 (2022) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022).
63. Определение Верховного суда Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. № 307-ЭС20-12029.
64. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 января 2022 г. по делу № А41-31247/2021.
65. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 августа 2021 г. по делу № А56-81720/2020.
66. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 ноября 2020 г. по делу № А40-218766/17.
67. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 15.02.2019 № С01-1160/2018 по делу № А40-249954/2017.
68. Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 сентября 2022 г. по делу № 22/44/104/316ГОЗ О включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
69. Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 сентября 2022 г. по делу № 22/44/104/318ГОЗ О включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
70. О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (с изменениями и дополнениями): Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. № 1078 (ред. от 31.10.2022).
71. Решение Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 30 августа 2022 г. № 054/06/104-56/2022.
72. Об утверждении формы и порядка выдачи требования о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа: Приказ ФАС России от 26.05.2021 № 510/21 (зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2021 № 64728).
73. О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (вместе с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу): Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 (ред. от 09.12.2022).
74. О типовых условиях контрактов, заключаемых в целях выполнения государственного оборонного заказа, и о внесении изменений в Положение о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу: Постановление Правительства РФ от 19.09.2022 № 1658.
75. Краев Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (постатейный).
76. О примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу (вместе с Положением о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу): Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1275 (ред. от 19.09.2022).