001: 10.17803/1994-1471.2022.136.3.031-039
Д. М. Павлов*, Н. А. Девятайкин**
Особенности, проблемы и пути их решения при строительстве в рамках государственного заказа, а также государственного оборонного заказа
Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме строительства в рамках государственного заказа, а также государственного оборонного заказа. Данный факт наглядно просматривается на фоне стабильного роста числа государственных заказов по данному направлению. Затрагивается тема строительства с использованием бюджетных средств, а также строительства объектов специального назначения. Изучая данный вопрос, авторами сделан вывод, что действующая нормативная база несовершенна и не позволяет заниматься контрактной деятельностью с максимально возможной эффективностью. Существующие проблемы подчеркивает факт большого количества нововведений в Федеральном законе № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступивших в силу с начала 2021 г. Однако, несмотря на внушительный перечень нововведений, действующее законодательство оставляет ряд вопросов, требующих изучения и поиска способов их решения. Был разобран вопрос о том, кто же может выступать заказчиком по государственному оборонному заказу, а также, с учетом специфики отрасли, были выделены и разобраны особенности, встречающиеся на пути участников строительства в рамках государственного оборонного заказа. Отдельно затронут вопрос необходимости открытия исполнителями по таким контрактам спецсчета, а также указан ряд исключений, когда спецсчет не открывается. Описан также механизм казначейского сопровождения, процесс его работы и перечислены виды контрактов, которые подлежат обязательному сопровождению таким методом. При написании статьи были выявлены проблемы, которые возникают на различных этапах осуществления строительной деятельности, а также предложены наиболее эффективные, по мнению авторов, пути их решения. Ключевые слова: государственный оборонный заказ; строительство в рамках государственного заказа; контрактная система; строительство с привлечением бюджетных средств; строительство объектов специального назначения; спецсчет; казначейское сопровождение средств; актуальные проблемы в сфере строительства; заказчики по государственному оборонному заказу; предложения по изменению законодательства. Для цитирования: Павлов Д. М., Девятайкин Н. А. Особенности, проблемы и пути их решения при строительстве в рамках государственного заказа, а также государственного оборонного заказа // Актуальные проблемы российского права. - 2022. - Т. 17. - № 3. - С. 31-39. - DOI: 10.17803/1994-1471.2022.136.3.031-039.
© Павлов Д. М., Девятайкин Н. А., 2022
* Павлов Дмитрий Михайлович, кандидат юридических наук д. 10, г. Балашиха, Московская обл., Россия, 143912 [email protected]
** Девятайкин Николай Анатольевич, юрисконсульт войсковой части 71557 д. 10, г. Балашиха, Московская обл., Россия, 143912 [email protected]
Features, Problems and Ways to Solve Them During Construction under a State Order and a State Defense Order
Dmitry M. Pavlov, Cand. Sci. (Law)
d. 10, Balashikha, Moscow Region, Russia, 143912
Nikolay A. Devyataykin, Legal Adviser, Military Unit 71557 d. 10, Balashikha, Moscow Region, Russia, 143912 [email protected]
Abstract. The paper is devoted to the current subject of construction within the framework of the state order and the state defense order. This fact is clearly visible against the background of a stable growth in the number of government orders in this area. The paper deals with the topic of construction using budgetary funds, as well as the construction of special-purpose facilities. Studying this issue, the authors concluded that the current regulatory framework is imperfect and does not allow engaging in contract activities with the maximum possible efficiency. The existing problems are highlighted by the fact of a large number of amendments to Federal Law No. 44-FZ «On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs» that entered into force at the beginning of 2021. However, despite the impressive list of innovations, the current legislation leaves a number of issues that require further investigation and finding ways to solve them. The authors analyze the issue of who can act as a customer under the state defense order. Taking into account the specifics of the industry, the authors identify and examine the features encountered by construction participants in the framework of the state defense order. Separately, the issue of the need for the order performers to open a special account under such contracts is raised, and a number of exceptions are also indicated when a special account is not opened. The paper also describes the mechanism of treasury support, the process of its work and lists the types of contracts that are subject to mandatory support by this method. When writing the paper, the authors identified the problems that arise at various stages of construction activity and proposed the most effective ways of solving them. Keywords: state defense order; construction within the framework of a state order; contract system; construction with the involvement of budgetary funds; construction of special purpose facilities; special account; treasury support of funds; current problems in the field of construction; customers under the state defense order; proposals for changing legislation.
Cite as: Pavlov DM, Devyataykin NA. Osobennosti, problemy i puti ikh resheniya pri stroitelstve v ramkakh gosudarstvennogo zakaza, a takzhe gosudarstvennogo oboronnogo zakaza [Features, Problems and Ways to Solve Them During Construction under a State Order and a State Defense Order]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2022;17(3):31-39. DOI: 10.17803/1994-1471.2022.136.3.031-039. (In Russ., abstract in Eng.).
Строительство — одна из ключевых отраслей экономики страны, обеспечивающая значительный процент граждан не только «крышей над головой», но и доходом прямо или косвенно. Поскольку строительная отрасль также влияет на ряд смежных отраслей экономики (производство строительных и иных материалов, предметов интерьера, транспортные компании, специализирующиеся на грузоперевозках, и др.), обеспечивая им рынок сбыта товаров, работ и услуг, а также использования труда работников.
В связи с этим строительство новых объектов и поддержание технического состояния уже имеющихся всегда было и остается одной из наиболее приоритетных задач государства. Именно поэтому даже пандемия коронавируса не сказалась на объеме строительных заказов от государства, по-прежнему остающегося главным заказчиком на рынке.
Исторически и до нашего времени государство обеспечивает жильем отдельные категории граждан, таких как: военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие уволь-
нению с военной службы, и приравненные к ним лица; граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами; участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица; инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, ветераны боевых действий; ветераны Великой Отечественной войны; отдельные категории граждан в рамках мероприятий по обеспечению жильем «Молодые ученые» и др.
По сравнению с советским временем категории и объемы такого обеспечения сократились, однако остаются впечатляющими. И одной из наиболее многочисленных категорий граждан, которые вправе рассчитывать на получение жилья от государства, несомненно, являются военнослужащие и члены их семей.
Кроме того, с привлечением средств бюджетов различных уровней (либо исключительно за счет данных средств) осуществляется строительство и различных объектов инфраструктуры (дороги, поликлиники, школы, детские сады, иные социальные объекты).
Силовые ведомства также строят различные объекты специального назначения, в том числе необходимые для обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства. В частности, аэропорты, вертолетные площадки, морские и речные порты, объекты атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов.
В 2020-2021 гг. Президентом РФ неоднократно давались поручения по поддержке строительной отрасли, в том числе отдельно по поддержке жилищного строительства.
Постоянный рост отрасли требует соответствующего развития и со стороны законодательства. Данный факт хорошо подчеркивает большое количество нововведений в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1 (далее - Закон о контрактной системе), вступивших в силу с начала 2021 г. Все
1 СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
2 СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. I). Ст. 7600.
они направлены на совершенствование и оптимизацию контрактной системы в целом, однако до сих пор существуют вопросы и проблемы, требующие проработки и внесения изменений законодателем.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»2, под государственным оборонным заказом (ГОЗ) понимаются установленные нормативным правовым актом Правительства РФ задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Размещение заказов происходит согласно законодательству Российской Федерации о контрактной системе с учетом некоторых особенностей.
При этом заказчиками по государственному оборонному заказу могут выступать как федеральные органы исполнительной власти - МВД России, ФСБ России, Министерство обороны России, МЧС России и т.д., так и две госкорпорации - Росатом и Роскосмос.
Затрагивая специфику данной сферы, необходимо выделить ряд особенностей, с которыми непременно встречается каждый участник строительства в рамках государственного оборонного заказа.
Во-первых, для работ, связанных со строительством в рамках государственного оборонного заказа, исполнителю необходимо иметь лицензию на работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Во-вторых, все денежные переводы в рамках государственного оборонного заказа носят целевой характер и направлены на выполнение заданий заказа. Поэтому исполнитель по контракту в рамках ГОЗ не может направлять денежные средства, полученные в качестве аванса, на любые иные расходы.
В-третьих, для расчетов по ГОЗ предусмотрен особый порядок, который, в зависимости от государственного заказчика и иных обстоятельств, речь о которых пойдет далее, порядок осуществления расчетов может отличаться.
По общему правилу головному исполнителю необходимо открыть спецсчет в банке, «аккредитованном» Правительством РФ по согласованию с Президентом РФ для данных операций. При этом Центральный банк РФ ведет перечень уполномоченных банков, но не размещает его для общего доступа, в связи с чем доступ к информации о нахождении той или иной кредитной организации в перечне могут получить только государственный заказчик и головной исполнитель.
Такой спецсчет открывается для расчета с исполнителями и получения средств от заказчика, другим же исполнителям необходимо также открывать счета в уполномоченном банке для расчетов с головным исполнителем и подрядчиками более низких уровней.
Здесь стоит сразу отметить, что данный режим применяется не во всех случаях и имеет ряд исключений.
Так, в силу ст. 8 Федерального закона от 29.06.2015 № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»3 (которым и введен механизм банковского сопровождения для расчетов по ГОЗ), с 1 сентября 2015 г. банковское сопровождение применяется в отношении государственных контрактов, государственным заказчиком по которым является Министерство обороны РФ.
С 1 января 2017 г. предполагалось распространение данного механизма расчетов на иных государственных заказчиков государственного оборонного заказа. Однако в конце 2016 г. (Федеральный закон от 28.12.2016 № 471-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и при-
3 СЗ РФ. 2015. № 27. Ст. 3950.
4 СЗ РФ. 2017. № 1 (ч. I). Ст. 12.
5 СЗ РФ. 2020. № 50 (ч. I, II, III). Ст. 8030.
6 СЗ РФ. 2020. № 51. Ст. 8488.
знании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»4) в данной норме появилась оговорка «при принятии Правительством Российской Федерации соответствующего решения на основании обращения указанных государственных заказчиков». В открытых источниках обнаружить подобных решений Правительства РФ не удалось. Что позволяет делать вывод либо об отсутствии таких решений, либо о наличии на них ограничительных грифов.
При этом регулирование иных способов осуществления расчетов между государственным заказчиком, головным исполнителем и исполнителями в рамках государственного оборонного заказа осуществляется ежегодно издаваемыми федеральными законами о федеральном бюджете на текущий год и плановый период (в настоящее время действует Федеральный закон от 08.12.2020 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»5 (далее — Закон о бюджете).
Указанным федеральным законом, а также изданными в соответствии с ним Правилами казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Законом о бюджете, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.12.2020 № 21066, предусмотрено казначейское сопровождение.
Под казначейским сопровождением понимается следующий механизм. Денежные средства первоначально перечисляются на счет, открытый головным исполнителем, в органах Федерального казначейства. Таким образом, с одной стороны, государственный заказчик избавляется от риска возврата денежных средств в доход бюджета, а с другой стороны, головной исполнитель (подрядчик) не получает на данном этапе возможности фактически распорядиться денежными средствами. Подрядчик закупает материалы, выполняет работы, подтверждает данные траты, а также то, что расходы произведены в целях исполнения конкретного гос-
контракта. Орган Федерального казначейства проверяет поступившие документы и только после этого перечисляет денежные средства на счет подрядчика, открытый в банке.
В силу Закона о бюджете обязательному казначейскому сопровождению контрактов подлежат:
1) авансы по контрактам, заключаемым получателями субсидий и бюджетных инвестиций, получателями взносов в уставные капиталы за счет этих субсидий;
2) авансы по госконтрактам на 100 млн руб. и более (исключение - контракты по ГОЗ);
3) расчеты по контрактам по п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе на сумму 600 000 руб. и расчеты по контрактам, которые заключаются для исполнения таких соглашений на сумму 600 000 руб. и более;
4) авансирование по госконтрактам на 100 млн руб. и более, которые заключают федеральные бюджетные и автономные учреждения, чьи лицевые счета открыты в территориальных органах Федерального казначейства, а источник финансирования — субсидии по абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ7;
5) расчеты по госконтрактам на реализацию гособоронзаказа на сумму более 600 000 руб. и расчеты по соглашениям на их исполнение на сумму более 600 000 руб.;
6) авансирование по контрактам на 100 млн руб. и более заказчиками (в том числе бюджетными и автономными учреждениями) для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, субсидии юридическим лицам, бюджетные инвестиции по концессионным соглашениям из бюджета субъекта РФ или местного бюджета, если источник финансирования - межбюджетные трансферты с целевым назначением;
7) авансирование по контрактам исполнителей и соисполнителей по исполнению соглашений из п. 3, 4, 6 и 8 ч. 2 ст. 5 Закона о бюджете, контрактов, договоров о предоставлении субсидий, концессионных соглашений. Перечень случаев, когда казначейское сопровождение контракта по Закону о контрактной
7 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
системе не требуется (в части ГОЗ), согласно
Закону о бюджете:
- с обязательным банковским сопровождением по Закону о контрактной системе;
- в целях обеспечения органов внешней разведки Российской Федерации средствами разведывательной деятельности;
- в целях обеспечения органов федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности, борьбы стер-роризмом;
- в целях осуществления Федеральной службой охраны РФ проектно-изыскательских работ, капитального ремонта, строительства и реконструкции объектов капитального строительства в интересах объектов государственной охраны;
- в целях обеспечения Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» товарами, работами, услугами по разработке, испытаниям, производству, разборке и утилизации ядерных боеприпасов и ядерных зарядов, обеспечению их надежности и безопасности на всех стадиях жизненного цикла, поддержанию базовых и критических технологий на всех стадиях жизненного цикла ядерных боеприпасов, ядерных зарядов, в том числе по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, формированию государственного запаса специального сырья и делящихся материалов;
- на основании государственных контрактов, контрактов (договоров), заключаемых в целях приобретения услуг связи по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, коммунальных услуг, электроэнергии, гостиничных услуг, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на периодические издания, аренды, осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению)
принадлежащих юридическим лицам инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, а также проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществления страхования в соответствии со страховым законодательством, услуг по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами;
— на основании государственных контрактов (контрактов, договоров), головными исполнителями, исполнителями которых являются государственные (муниципальные) казенные учреждения;
— на основании государственных контрактов, заключаемых в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Действующее правовое регулирование не
дает прямого ответа, каким образом могут осуществляться данные закупки.
Но по остаточному принципу можно сделать вывод, что для данных закупок, хотя они и осуществляются в рамках ГОЗ, применяется общий режим оплаты — на банковский счет подрядчика.
При этом нет и однозначного ответа, что понимается под средствами разведывательной деятельности, средствами контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом. По сути, данная неопределенность позволяет любые закупки СВР и ФСБ России осуществлять с обходом банковского и казначейского сопровождения, хотя именно они законодателем определены как приоритетные способы осуществления расчетов в рамках ГОЗ.
В качестве наиболее актуальных проблем в сфере строительства можно выделить:
1. Проблема эквивалентности товара, указанного в проектной документации.
Часто при строительстве объект комплектуется оборудованием, а перечень такого оборудования содержится в проектной документации. По государственным оборонным заказам зачастую эквивалент оборудования невозможен из-за особенностей строительства специальных объектов.
При строительстве объектов общегражданского назначения понятие активно задействовано.
В данном вопросе необходимо пересмотреть необходимость формулировки «или эквивалент» в описании объекта закупки в проектной документации, когда речь идет о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте. На сегодняшний день согласно ст. 33 Закона о контрактной системе наличие проектной документации в составе документации о закупке является достаточным, и в соответствии со ст. 66 Закона о контрактной системе участнику закупки достаточно указать только автосогласие средствами ЕИС.
Отсюда имеем разнящуюся практику контрольных органов, а также судов. Ряд заказчиков формально соблюдают требования Закона о контрактной системе, указывая в аукционной документации, что те торговые знаки, которые указаны в проектной документации, следует считать «или эквивалент», т.к. при отсутствии данной формулировки контрольные органы признают аукционную документацию подготовленной с нарушением требований ст. 33 Закона о контрактной системе, когда в принципе при использовании любого торгового знака заказчик должен такую формулировку использовать.
Для устранения данной проблемы, если речь идет непосредственно о закупке строительных работ, т.е. строительство, реконструкция, работы по капительному ремонту, целесообразно рассмотреть вариант с внесением изменений в Закон о контрактной системе, предусматривающих право заказчика закупать товар, указанный в проектной документации без слов «или эквивалент», когда торговые знаки указаны в проектной документации, т.к. обеспечение какой-либо конкуренции между товаропроизводителями здесь невозможно, поскольку строители не производят товары на своих мощностях, а закупают его и являются исполнителями работы или услуги.
2. Соблюдение всех дополнительных требований в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и(или)технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера
способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»8.
Данное постановление содержит перечень документов, которые устанавливают дополнительные требования, документы, подтверждающие соответствие требованиям.
Наиболее распространенной проблемой на практике является представление копии исполненного контракта. В момент рассмотрения заявки участников закупки возникают ситуации, когда контракт в ходе исполнения был расторгнут по соглашению сторон либо исполнен не в полном объеме, но не по вине подрядчика. Если формально посмотреть на требования постановления, то такой контракт должен быть исполнен, т.к. контракт считается исполненным, когда он выполнен в полном объеме на ту сумму, которая была заявлена.
На данный момент практика по данному вопросу разнится по регионам. Где-то УФАС считает, что в качестве опыта можно засчитывать контракты, которые хотя и были расторгнуты по соглашению сторон, но исполнены без неустоек и штрафов, при этом сумма, на которую контракт был исполнен, является достаточной для подтверждения опыта участника закупки. Но УФАС других регионов считают, что если контракт не был исполнен в полном объеме, независимо от того объема, на который он фактически был исполнен, то такой контракт в качестве опыта прикладывать нельзя.
Для унификации судебной практики и устранения выделенной проблемы предлагается внести изменения в действующее законодательство, а именно указать в постановлении Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, что в качестве опыта можно засчитывать те контракты, которые были расторгнуты по соглашению сторон без каких-либо неустоек и штрафов. Данное изменение позволит принимать участие в закупоч-
8 СЗ РФ. 2015. № 6. Ст. 976.
9 СЗ РФ. 2020. № 19. Ст. 2993.
10 СЗ РФ. 2020. № 19. Ст. 2994.
ной деятельности большему числу участников, что простимулирует рост конкуренции.
3. Проблемы, возникающие при правоприменении запретов и ограничений допуска в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства»9 и постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»10.
Согласно данным постановлениям, если в проектную документацию включены товары, которые в последующем поставляются заказчику при выполнении работ, заказчик обязан обеспечить соблюдение национального режима согласно требованиям указанных постановлений.
При закупке строительных работ с проектной документацией отсутствует обязанность в составе заявки предоставлять сведения о поставляемом товаре и стране происхождения товара. Здесь возникает проблема обеспечения заказчиком имеющихся требований, если по строительству и реконструкции на данный момент имеется лишь автосогласие и достаточным является подтверждение участником закупки желания принять участие в аукционе.
Устранить пробел в законодательстве возможно путем обязательного представления заказчиком в своей проектной документации полных сведений о поставляемых товарах, включая страну происхождения товара.
4. При проведении конкурсов на закупку строительных работ имеется проблема от-
сутствия «ясных» показателей оценки заявки, а также трудоемкость самой процедуры.
У большинства заказчиков возникают сложности с подготовкой необходимой документации о закупке, с рассмотрением и оценкой заявок. Вследствие этого многие заказчики отдают предпочтение проведению аукциона, а не конкурса.
Для того чтобы проведение аукциона стало конкурентоспособной формой относительно конкурса, предлагается внести ряд изменений в существующее законодательство. Несколько способов выхода из сложившейся ситуации уже были исследованы и описаны одним из авторов в магистерской диссертации на тему «Контроль и надзор за деятельностью заказчиков и участников государственных и муниципальных закупок».
В частности, предлагается новая система проведения конкурса, при которой результаты были бы закреплены в итоговом протоколе, отражая, какие критерии применялись к каждому участнику закупки. Данное нововведение поспособствует более ясному и прозрачному пониманию участниками закупки итогового выбора победителя.
5. Возможность применения эквивалентных материалов в ходе исполнения контрактов.
При проведении «строительных» закупок, в соответствии с ч. 3.1 ст. 66, п. 3 ч. 68 ст. 112, ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией о закупке, содержащей проектную документацию. Учитывая отсутствие параметров эквивалентности в большинстве проектных документаций, можно отметить, что подрядные организации фактически лишены права на использование эквивалентных строительных материалов.
Для устранения сложившегося состояния, при котором исполнители находятся в заведомо проигрышном положении, необходимо внести в Закон о контрактной системе положения, обязывающие заказчика четко прописывать границы эквивалентности материалов, тем самым давая возможность исполнителю сразу с ними ознакомиться и в дальнейшем более эффективно расходовать имеющиеся у него ресурсы.
6. Проблема замены материалов на «улучшенные».
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, при исполнении контракта по согласованию заказчика с подрядчиком допускается выполнение работы, качество, технические и функциональные характеристики которой являются улучшенными по сравнению с указанными в контракте.
До настоящего времени отсутствует методика проведения сравнительного анализа характеристик материалов, подлежащих замене, и порядок расчета их цены для учета при составлении дополнительного соглашения к контракту, т.к. на практике зачастую «улучшенные» не значит равнозначные по цене (могут быть дороже, а зачастую и дешевле).
Чтобы устранить возможность экономической манипуляции термином «улучшенные» с целью извлечения дополнительной выгоды исполнителем, необходимо издать отдельное постановление либо внести дополнения в уже имеющуюся законодательную базу в части алгоритма проведения оценки материалов, рассматриваемых к замене при проведении строительных работ.
Подводя итог рассмотренным в данной работе вопросам, стоит еще раз выделить тот факт, что сфера строительства по государственным заказам очень многогранна и сложна по своей специфике. Именно поэтому на сегодняшний день в области контрактов по государственным оборонным заказам сохраняется очень низкий уровень конкуренции.
Выделенные в статье актуальные проблемы при строительстве в рамках государственного и оборонного заказов — это лишь небольшая часть насущных преград на пути к совершенной системе осуществления закупочной деятельности.
Для каждой из проблем были предложены наиболее эффективные, по мнению авторов, способы решения. Однако для дальнейшего совершенствования законодательства необходимо вести постоянный диалог с исполнителями таких контрактов, получать от них обратную связь и на основании этого выбирать наиболее корректные векторы развития и видоизменения законодательной базы.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Андреева Л. В. Государственные закупки в России: правовое регулирование и меры по его совершенствованию : монография. — М. : Проспект, 2019.
2. Лаптева Т. А. Пределы действия принципов контрактной системы в закупках товаров, работ, услуг, включаемых в государственный оборонный заказ // Вестник Саратовской государственной юридической академии — 2020. — № 5 (136). — С. 154-163.
3. Михашин А. В. Особенности обеспечения исполнения обязательств по контракту при закупках по государственному оборонному заказу // Журнал российского права — 2019. — № 6. — С. 67-77.
4. Предпринимательское право: правовое сопровождение бизнеса / учебник для магистров / отв. ред. И. В. Ершова. — М. : Проспект, 2017.
Материал поступил в редакцию 30 июня 2021 г.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Andreeva L. V. Gosudarstvennye zakupki v Rossii: pravovoe regulirovanie i mery po ego sovershenstvovaniyu : monografiya. — M. : Prospekt, 2019.
2. Lapteva T. A. Predely dejstviya principov kontraktnoj sistemy v zakupkah tovarov, rabot, uslug, vklyuchaemyh v gosudarstvennyj oboronnyj zakaz // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii — 2020. — № 1 (136). — S. 154-163.
3. Mihashin A. V. Osobennosti obespecheniya ispolneniya obyazatel'stv po kontraktu pri zakupkah po gosudarstvennomu oboronnomu zakazu // Zhurnal rossijskogo prava — 2019. — № 6. — S. 67-77.
4. Predprinimatel'skoe pravo: pravovoe soprovozhdenie biznesa / uchebnik dlya magistrov / otv. red. I. V. Ershova. — M. : Prospekt, 2017.