Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА, А ТАКЖЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА'

ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА, А ТАКЖЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
322
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государственный оборонный заказ / строительство в рамках государственного заказа / контрактная система / строительство с привлечением бюджетных средств / строительство объектов специального назначения / спецсчет / казначейское сопровождение средств / актуальные проблемы в сфере строительства / заказчики по государственному оборонному заказу / предложения по изменению законодательства.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павлов Д. М.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме строительства в рамках государственного заказа, а также государственного оборонного заказа. Данный факт наглядно просматривается на фоне стабильного роста числа государственных заказов по данному направлению. Затрагивается тема строительства с использованием бюджетных средств, а также строительства объектов специального назначения. Изучая данный вопрос, авторами сделан вывод, что действующая нормативная база не совершенна и не позволяет заниматься контрактной деятельностью с максимально возможной эффективностью. Существующие проблемы подчеркивают факт большого количества нововведений в Федеральный закон № 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд , вступивших в силу с начала 2021 г. Однако, несмотря на внушительный перечень нововведений, действующее законодательство оставляет ряд вопросов, требующих изучения и поиска способов их решения. Был разобран вопрос о том, кто же может выступать заказчиком по государственному оборонному заказу, а также, с учетом специфики отрасли, были выделены и разобраны особенности, встречающиеся на пути участников строительства в рамках государственного оборонного заказа. Отдельно затронут вопрос необходимости открытия исполнителями по таким контрактам спецсчета, а также указан ряд исключений, в которых спецсчет не открывается. Также, описан механизм казначейского сопровождения, процесс его работы и перечислены виды контрактов, которые подлежат обязательному сопровождению таким методом. При написании статьи были выявлены и выделены имеющиеся проблемы, которые возникают на различных этапах осуществления строительной деятельности, а также предложены наиболее эффективные, по мнению авторов, пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Павлов Д. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА, А ТАКЖЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА»

gs4 право и экономика ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -12-142-148 NIION: 2018-0076-12/21-394 MOSURED: 77/27-023-2021-12-593

ПАВЛОВ Дмитрий Михайлович,

кандидат юридических наук, e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА, А ТАКЖЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме строительства в рамках государственного заказа, а также государственного оборонного заказа. Данный факт наглядно просматривается на фоне стабильного роста числа государственных заказов по данному направлению. Затрагивается тема строительства с использованием бюджетных средств, а также строительства объектов специального назначения. Изучая данный вопрос, авторами сделан вывод, что действующая нормативная база не совершенна и не позволяет заниматься контрактной деятельностью с максимально возможной эффективностью. Существующие проблемы подчеркивают факт большого количества нововведений в Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступивших в силу с начала 2021 г. Однако, несмотря на внушительный перечень нововведений, действующее законодательство оставляет ряд вопросов, требующих изучения и поиска способов их решения. Был разобран вопрос о том, кто же может выступать заказчиком по государственному оборонному заказу, а также, с учетом специфики отрасли, были выделены и разобраны особенности, встречающиеся на пути участников строительства в рамках государственного оборонного заказа. Отдельно затронут вопрос необходимости открытия исполнителями по таким контрактам спецсчета, а также указан ряд исключений, в которых спецсчет не открывается. Также, описан механизм казначейского сопровождения, процесс его работы и перечислены виды контрактов, которые подлежат обязательному сопровождению таким методом. При написании статьи были выявлены и выделены имеющиеся проблемы, которые возникают на различных этапах осуществления строительной деятельности, а также предложены наиболее эффективные, по мнению авторов, пути их решения.

Ключевые слова: государственный оборонный заказ, строительство в рамках государственного заказа, контрактная система, строительство с привлечением бюджетных средств, строительство объектов специального назначения, спецсчет, казначейское сопровождение средств, актуальные проблемы в сфере строительства, заказчики по государственному оборонному заказу, предложения по изменению законодательства.

FEATURES, PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM DURING CONSTRUCTION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE STATE ORDER, AS WELL AS THE STATE DEFENSE ORDER

Annotation. The article is devoted to the current topic of construction within the framework of the state order, as well as the state defense order. This fact is clearly visible against the background of a stable growth in the number of government orders in this area. The topic of construction using budgetary funds, as well as the construction of special-purpose facilities is touched upon. Studying this issue, the authors concluded that the current regulatory framework is not perfect and does not allow to engage in contract activities with the maximum possible efficiency. The existing problems emphasize the fact of a large number of innovations in Federal Law No. 44-FZ "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs", which entered into force from the beginning of 2021. However, despite the impressive list of innovations, the

PAVLOV Dmitry Mikhailovich,

Candidate of Legal Sciences

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

current legislation leaves a number of issues that require study and finding ways to solve them. The question of who can act as a customer under the state defense order was analyzed, and also, taking into account the specifics of the industry, the features encountered by construction participants in the framework of the state defense order were identified and analyzed. Separately, the issue of the need for performers to open a special account under such contracts is raised, and a number of exceptions are indicated in which a special account is not opened. Also, the mechanism of treasury support, the process of its work is described and the types of contracts that are subject to mandatory support by this method are listed. When writing the article, the existing problems that arise at various stages of construction activity were identified and highlighted, as well as the most effective, according to the authors, ways of solving them were proposed.

Key words: state defense order, construction within the framework of a state order, contract system, construction with the involvement of budgetary funds, construction of special purpose facilities, special account, treasury support of funds, current problems in the field of construction, customers under the state defense order, proposals for changing legislation.

Строительство - одна из ключевых отраслей экономики страны, обеспечивающая значительный процент граждан не только «крышей над головой», но и доходом прямо или косвенно. Поскольку строительная отрасль также влияет на ряд смежных отраслей экономики (производство строительных и иных материалов, предметов интерьера, транспортные компании, специализирующиеся на грузоперевозках и др.), обеспечивая им рынок сбыта, товаров, работ и услуг, а также использования труда работников.

В связи с этим, строительство новых объектов и поддержание технического состояния уже имеющихся всегда было и остается одной из наиболее приоритетных задач государства. Именно поэтому даже пандемия коронавируса не сказалась на объеме строительных заказов от государства, по-прежнему остающегося главным заказчиком на рынке.

Исторически и до нашего времени государство обеспечивает жильем отдельные категории граждан, таких как: военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы, и приравненные к ним лица; граждане, признанные установленным порядком вынужденными переселенцами; участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, ветераны боевых действий; ветераны Великой Отечественной войны; мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан «Молодые ученые» и др.

По сравнению с советским временем категории и объемы такого обеспечения сократились, однако до сих пор остаются впечатляющими. И одной из наиболее многочисленных категорий граждан, которые вправе рассчитывать на получение жилья от государства, несомненно являются военнослужащие и члены их семей.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

Кроме того, с привлечением средств бюджетов различных уровней (либо исключительно за счет данных средств) осуществляется строительство и различных объектов инфраструктуры (дороги, поликлиники, школы, детские сады, иные социальные объекты).

Силовые ведомства также строят различные объекты специального назначения, в т.ч. необходимые для обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства. В частности, аэропорты, вертолетные площадки, морские и речные порты, объекты атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов.

В 2020 - 2021 гг. Президентом РФ неоднократно давались поручения по поддержке строительной отрасли, в т.ч. отдельно по поддержке жилищного строительства.

Постоянный рост отрасли требует соответствующего развития и со стороны законодательства. Данный факт хорошо подчеркивает большое количество нововведений в Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1 (далее - Закон о контрактной системе), вступивших в силу с начала 2021 г. Все они направлены на совершенствование и оптимизацию контрактной системы в целом, однако до сих пор существуют вопросы и проблемы, требующие проработки и внесения изменений законодателем.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»2 (далее - Закон о ГОЗ) под государственным оборонным заказом понимаются установленные нормативным правовым актом Правительства РФ задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области

1 См.: СЗ РФ. - 2013. - № 14. - Ст. 1652.

2 См.: СЗ РФ. - 2012. - № 53 (ч. I). - Ст. 7600.

военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Размещение заказов происходит согласно законодательству Российской Федерации о контрактной системе с учетом некоторых особенностей.

При этом заказчиками по государственному оборонному заказу могут выступать как федеральные органы исполнительной власти - МВД России, ФСБ России, Министерство обороны России, МЧС России и т.д., так и две Госкорпорации - Росатом и Роскосмос.

Затрагивая специфику данной сферы, необходимо выделить ряд особенностей, с которыми непременно встречается каждый участник строительства в рамках государственного оборонного заказа.

Во-первых, для работ, связанных со строительством в рамках государственного оборонного заказа, исполнителю необходимо иметь лицензию на работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Во-вторых, все денежные переводы в рамках государственного оборонного заказа носят целевой характер и направлены на выполнение заданий государственного оборонного заказа. Поэтому исполнитель по контракту в рамках государственного оборонного заказа не может направлять денежные средства, полученные в качестве аванса, на любые иные расходы.

В-третьих, для расчетов по ГОЗ предусмотрен особый порядок, который, в зависимости от государственного заказчика и иных обстоятельств, речь о которых пойдет далее, порядок осуществления расчетов может отличаться.

По общему правилу, головному исполнителю необходимо открыть спецсчет в банке, «аккредитованном» Правительством РФ по согласованию с Президентом РФ для данных операций. При этом, Центральный банк РФ ведет перечень уполномоченных банков, но не размещает его для общего доступа, в связи с чем доступ к информации о нахождении той или иной кредитной организации в перечне могут получить только государственный заказчик и головной исполнитель.

Такой спецсчет открывается для расчета с исполнителями и получения средств от заказчика, другим же исполнителям необходимо также открывать счета в уполномоченном банке для расчетов с головным исполнителем и подрядчиками более низких уровней.

Здесь стоит сразу отметить, что данный режим применяется не во всех случаях и имеет ряд исключений.

Так, в силу ст. 8 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений в

Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»1 (которым и введен механизм банковского сопровождения для расчетов по ГОЗ) с 1 сентября 2015 г. банковское сопровождение применяется в отношении государственных контрактов, государственным заказчиком по которым является Министерство обороны РФ.

С 1 января 2017 г. предполагалось распространение данного механизма расчетов на иных государственных заказчиков государственного оборонного заказа.

Однако в конце 2016 г. (Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 471-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»2) в данной норме появилась оговорка «при принятии Правительством Российской Федерации соответствующего решения на основании обращения указанных государственных заказчиков».

В открытых источниках обнаружить подобных решений Правительства РФ не удалось. Что позволяет делать вывод либо об отсутствии таких решений, либо наличии на них ограничительных грифов.

При этом, регулирование иных способов осуществления расчетов между государственным заказчиком, головным исполнителем

и исполнителями, в рамках государственного оборонного заказа осуществляется ежегодно издаваемыми федеральными законами о федеральном бюджете на текущий год и плановый период (в настоящее время действует Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»)3.

Указанным Федеральным законом, а также изданными в соответствии с ним Правилами казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2020 г. № 21064, предусмотрено казначейское сопровождение.

Под казначейским сопровождением понимается следующий механизм. Денежные средства первоначально перечисляются на счет, открытый головным исполнителем, в органах Федерального

1 См.: СЗ РФ. - 2015. - № 27. - Ст. 3950.

2 См.: СЗ РФ. - 2017. - № 1 (ч. I). - Ст. 12.

3 См.: СЗ РФ. - 2020. - № 50 (ч. I, II, III). - Ст. 8030.

4 См.: СЗ РФ. - 2020. - № 51. - Ст. 8488.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

казначейства. Таким образом, с одной стороны, государственный заказчик избавляется от риска возврата денежных средств в доход бюджета, а с другой - головной исполнитель (подрядчик) не получает на данном этапе возможности фактически распорядиться денежными средствами.

Подрядчик закупает материалы, выполняет работы, подтверждает данные траты, а также то, что расходы произведены в целях исполнения конкретного госконтракта.

Орган Федерального казначейства проверяет поступившие документы и только после этого перечисляет денежные средства на счет подрядчика, открытый в банке.

В силу Федерального закона от 8 декабря

2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на

2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» обязательному казначейскому сопровождению контрактов подлежат:

1) авансы по контрактам, заключаемым получателями субсидий и бюджетных инвестиций, получателями взносов в уставные капиталы за счет этих субсидий;

2) авансы по госконтрактам на 100 млн руб. и более (исключение — контракты по ГОЗ);

3) расчеты по контрактам по п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на сумму 600 000 руб. и расчеты по контрактам, которые заключаются для исполнения таких соглашений на сумму 600 000 руб. и более;

4) авансирование по госконтрактам на 100 млн руб. и более, которые заключают федеральные бюджетные и автономные учреждения, чьи лицевые счета открыты в ТОФК, а источник финансирования — субсидии по абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ1;

5) расчеты по госконтрактам на реализацию гособоронзаказа на сумму более 600 000 руб. и расчеты по соглашениям на их исполнение на сумму более 600 000 руб.;

6) авансирование по контрактам на 100 млн руб. и более заказчиками (в т.ч. бюджетными и автономными учреждениями) для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, субсидии юридическим лицам, бюджетные инвестиции по концессионным соглашениям из бюджета субъекта РФ или местного бюджета, если источник финансирования — межбюджетные трансферты с целевым назначением;

7) авансирование по контрактам исполнителей и соисполнителей по исполнению соглашений из п. 3, 4, 6 и 8 ч. 2 ст. 5 385-ФЗ контрактов, договоров о предоставлении субсидий, концессионных соглашений.

1 Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31, - ст. 3823.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

Перечень случаев, когда казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ не требуется (в части ГОЗ), согласно 385-ФЗ:

с обязательным банковским сопровождением по 44-ФЗ;

в целях обеспечения органов внешней разведки Российской Федерации средствами разведывательной деятельности;

в целях обеспечения органов федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом;

в целях осуществления Федеральной службой охраны РФ проектно-изыскательских работ, капитального ремонта, строительства и реконструкции объектов капитального строительства в интересах объектов государственной охраны;

в целях обеспечения Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» товарами, работами, услугами по разработке, испытаниям, производству, разборке и утилизации ядерных боеприпасов и ядерных зарядов, обеспечению их надежности и безопасности на всех стадиях жизненного цикла, поддержанию базовых и критических технологий на всех стадиях жизненного цикла ядерных боеприпасов, ядерных зарядов, в т.ч. по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, формированию государственного запаса специального сырья и делящихся материалов;

на основании государственных контрактов, контрактов (договоров), заключаемых в целях приобретения услуг связи по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, коммунальных услуг, электроэнергии, гостиничных услуг, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на периодические издания, аренды, осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих юридическим лицам инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, а также проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществления страхования в соответствии со страховым законодательством, услуг по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами;

на основании государственных контрактов (контрактов, договоров), головными исполнителями, исполнителями которых являются государственные (муниципальные) казенные учреждения;

на основании государственных контрактов, заключаемых в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

Действующее правовое регулирование не дает прямого ответа, каким образом могут осуществляться данные закупки.

Но по остаточному принципу можно сделать вывод, что для данных закупок, хотя они и осуществляются в рамках ГОЗ, применяется общий режим оплаты - на банковский счет подрядчика.

При этом нет и однозначного ответа, что понимается под средствами разведывательной деятельности средствами контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом. По сути, данная неопределённость позволяет любые закупки СВР и ФСБ России осуществлять с обходом банковского и казначейского сопровождения, хотя именно они законодателем определены как приоритетные способы осуществления расчетов в рамках ГОЗ.

В качестве наиболее актуальных имеющихся проблем в сфере строительства можно выделить:

1. Проблема эквивалентности товара, указанного в проектной документации.

Часто, при строительстве объект комплектуется оборудованием, а перечень такого оборудования содержится в проектной документации. По государственным оборонным заказам зачастую эквивалент оборудования не возможен из-за особенностей строительства специальных объектов.

При строительстве объектов общегражданского назначения понятие активно задействовано.

В данном вопросе необходимо пересмотреть необходимость формулировки «или эквивалент» в описании объекта закупки в проектной документации, когда речь идет о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте. На сегодняшний день, согласно ст. 33 № 44-ФЗ, наличие проектной документации в составе документации о закупке является достаточным и в соответствии со ст. 66 № 44-ФЗ участнику закупки достаточно указать только автосогласие средствами ЕИС.

Отсюда имеем разнящуюся практику контрольных органов, а также судов. Ряд заказчиков формально соблюдают требования № 44-ФЗ, указывая в аукционной документации, что те торговые знаки, которые указаны в проектной документации, следует считать «или эквивалент», т.к. при отсутствии данной формулировки, контрольные органы признают аукционную документацию подготовленной с нарушением требований ст. 33 № 44-ФЗ, когда в принципе при использовании любого торгового знака, заказчик должен такую формулировку использовать.

Для устранения данной проблемы, если речь идет непосредственно о закупке строитель-

ных работ, т.е. строительство, реконструкция, работы по капительному ремонту, целесообразно рассмотреть вариант с внесением изменений в № 44-ФЗ, предусматривающим право заказчика закупать товар, указанный в проектной документации без слов «или эквивалент», когда торговые знаки указаны в проектной документации, т.к. обеспечения какой-либо конкуренции между товаропроизводителями здесь не возможно, т.к. строители не производят товары на своих мощностях, а закупают его и являются исполнителями работы или услуги.

2. Соблюдение всех дополнительных требований, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»1 (далее - постановление Правительства № 99).

Данное постановление содержит перечень документов, которые устанавливают дополнительные требования, документы, подтверждающие соответствие требованиям.

Наиболее распространенной проблемой на практике является предоставление копии исполненного контракта. В момент рассмотрения заявки участников закупки возникают ситуации, когда контракт в ходе исполнения был расторгнут по соглашению сторон, либо исполнен не в полном объеме, но не по вине подрядчика. Если формально посмотреть на требования постановления, то такой контракт должен быть исполнен, т.к. контракт считается исполненным, когда он выполнен в полном объеме на ту сумму, которая была заявлена.

На данный момент практика по данному вопросу разнится по регионам. Где-то УФАС считает, что в качестве опыта можно засчитывать контракты, которые хоть и были расторгнуты по соглашению сторон, но исполнен без неустоек и штрафов, при этом сумма, на которую контракт был исполнен, является достаточной для подтверждения опыта участника закупки.

Но УФАС других регионов считают, что если контракт не был исполнен в полном объеме, не зависимо от того объема, на который он фактиче-

1 См.: СЗ РФ. - 2015. - № 6. - Ст. 976.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

ски был исполнен, то такой контракт в качестве опыта прикладывать нельзя.

Для унификации судебной практики и устранения выделенной проблемы предлагается внести изменения в действующее законодательство, а именно дополнить в постановлении Правительства № 99, что в качестве опыта можно засчитывать те контракты, которые были расторгнуты по соглашению сторон без каких-либо неустоек и штрафов. Данное изменение позволит принимать участие в закупочной деятельности большему числу участников, что простимулирует рост конкуренции.

3. Проблемы, возникающие при правоприменении запретов и ограничений допуска в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства»1 (далее - постановление Правительства № 616) и постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»2 (далее - постановление Правительства № 617).

Согласно данным постановлениям, если в проектной документации включены товары, которые в последующем поставляются заказчику при выполнении работ, заказчик обязан обеспечить соблюдение национального режима, согласно требованиям указанных постановлений.

При закупке строительных работ с проектной документацией отсутствует обязанность в составе заявки предоставлять сведения о поставляемом товаре и стране происхождения товара. Здесь возникает проблема в обеспечении заказчиком имеющихся требований, если по строительству и реконструкции на данный момент имеется лишь автосогласие и достаточным является подтверждение участником закупки желания принять участия в аукционе.

Устранить существующий пробел в законодательстве возможно путем обязательного предоставления заказчиком в своей проектной документации полных сведений о поставляемых товарах, включая и страну происхождения товара.

1 См.: СЗ РФ. - 2020. - № 19. - Ст. 2993.

2 См.: СЗ РФ. - 2020. - № 19. - Ст. 2994.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

4. При проведении конкурсов на закупку строительных работ имеется проблема отсутствия «ясных» показателей оценки заявки, а также трудоемкость самой процедуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У большинства заказчиков возникают сложности с подготовкой необходимой документации о закупке, рассмотрением и оценкой заявок. Вследствие чего многие заказчики отдают свое предпочтение проведению аукциона, а не конкурса.

Для того чтобы проведение аукциона стало конкурентноспособной формой относительно конкурса, предлагается внести ряд изменений в существующее законодательство. Несколько способов выхода из сложившейся ситуации уже были исследованы и описаны одним из авторов в магистерской диссертации на тему «Контроль и надзор за деятельностью заказчиков и участников государственных и муниципальных закупок».

В частности, предлагается новая система проведения конкурса, при которой результаты были бы закреплены в итоговом протоколе, отражая собой, какие критерии применялись к каждому участнику закупки. Данное нововведение поспособствует более ясному и прозрачному пониманию участников закупки итогового выбора победителя.

5. Возможность применения эквивалентных материалов в ходе исполнения контрактов.

При проведении «строительных» закупок, в соответствии положениям ч. 3.1 ст. 66, п. 3 ч. 68 ст. 112, ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией о закупке, содержащей проектную документацию. Учитывая отсутствие параметров эквивалентности в большинстве проектных документаций, подрядные организации фактически лишены права на использование эквивалентных строительных материалов.

Для устранения сложившегося состояния, при котором исполнители находятся в заведомо проигрышном положении, необходимо внести в № 44-ФЗ положения, обязывающие заказчика четко прописывать границы эквивалентности материалов, тем самым давая возможность исполнителю сразу с ним ознакомиться и в дальнейшим более эффективно расходовать имеющиеся у него ресурсы.

6. Проблема замены материалов на «улучшенные».

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, при исполнении контракта по согласованию заказчика с подрядчиком допускается выполнение работы, качество, технические и функциональные характеристики, которые являются улучшенными по сравнению с указанными в контракте.

До настоящего времени отсутствует методика проведения сравнительного анализа характеристик материалов, подлежащих замене, и порядок расчета их цены для учета при составлении дополнительного соглашения к контракту, т.к. на практике зачастую «улучшенные» не значит равнозначные по цене (могут быть дороже, а зачастую и дешевле).

Чтобы устранить возможность экономической манипуляции термином «улучшенные», с целью извлечения дополнительной выгоды исполнителем, необходимо издать отдельное постановление, либо внести дополнения в уже имеющуюся законодательную базу, в части алгоритма проведения оценки материалов, рассматриваемых к замене при проведении строительных работ.

Подводя итог рассмотренным в данной работе вопросам, следует еще раз выделить тот факт, что сфера строительства по государственным заказам очень многогранна и сложна по своей специфике. Именно поэтому на сегодняшний день в области контрактов по государственным оборонным заказам сохраняется очень низкий уровень конкуренции.

Выделенные в статье актуальные проблемы при строительстве в рамках государственного и оборонного заказов - лишь небольшая часть насущных преград на пути к совершенной системе осуществления закупочной деятельности.

Для каждой из проблем были предложены наиболее эффективные, по мнению авторов, способы их решения. Однако для дальнейшего совершенствования законодательства необходимо вести постоянный диалог с исполнителями таких контрактов, получать от них обратную связь и на основании этого выбирать наиболее корректные векторы развития и видоизменения законодательной базы.

Список литературы:

[1] Андреева Л.В. Государственные закупки в России: правовое регулирование и меры по его совершенствованию: монография. - М.: Проспект, 2019.- С. 232.

[2] Лаптева Т.А. Пределы действия принципов контрактной системы в закупках товаров, работ, услуг, включаемых в государственный оборонный заказ II Вестник СГЮА. - 2020. - № 5 (136). - С. 154-163.

[3] Михашин А.В. Особенности обеспечения исполнения обязательств по контракту при закупках по государственному оборонному заказу II Журнал российского права. - 2019. - № 6. - С. 67-77.

[4] Предпринимательское право: правовое сопровождение бизнеса: учеб. для магистров I отв. ред. И.В. Ершова. - М.: Проспект, 2017.

Spisok literatury:

[1] Andreeva L.V. Gosudarstvennye zakupki v Rossii: pravovoe regulirovanie i mery po ego sover-shenstvovaniyu: monografiya. - M.: Prospekt, 2019. - S. 232.

[2] Lapteva T.A. Predely dejstviya principov kontraktnoj sistemy v zakupkah tovarov, rabot,

uslug, vklyuchaemyh v gosudarstvennyj oboronnyj zakaz II Vestnik SGYuA. - 2020. - № 5 (136). - S. 154-163.

[3] Mihashin A.V. Osobennosti obespecheniya ispolneniya obyazatel'stv po kontraktu pri zakupkah po gosudarstvennomu oboronnomu zakazu II Zhur-nal rossijskogo prava. - 2019. - № 6. - S. 67-77.

[4] Predprinimatel'skoe pravo: pravovoe soprovozhdenie biznesa: ucheb. dlya magistrov I otv. red. I.V. Ershova. - M.: Prospekt, 2017.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.