Научная статья на тему 'Государственный оборонный заказ: анализ правовых норм и проблемы их реализации в территориальных органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы'

Государственный оборонный заказ: анализ правовых норм и проблемы их реализации в территориальных органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
453
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / STATE DEFENSE ORDER / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКАЗЧИКИ / ГОЛОВНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ / ИСПОЛНИТЕЛЬ / БАНКОВСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / BANKING SUPPORT / STATE CONTRACTING AUTHORITIES / CHIEF EXECUTOR / EXECUTOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Разумова Ирина Васильевна

Законодательство о закупках в рамках государственного оборонного заказа имеет существенную специфику, которая сложна, запутанна и малопонятна практикам при решении конкретных задач. В статье на базе проведенного сопоставления и анализа правовых норм выделены семь специфических особенностей таких закупок, а также даны комментарии к их правильному пониманию и применению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE DEFENSE ORDER: THE ANALYSIS OF LEGAL RULES AND PROBLEMS OF THEIR IMPLEMENTATION IN LOCAL BOD- IES AND INSTITUTIONS OF THE PENAL SYSTEM

Procurement legislation within the framework of the state defense order has significant specifics which is complex, confusing and obscure to experts in solving specific problems. In the article on the basis of the comparison and analysis of legal norms the author identifies seven specific features of such purchases, and also gives comments on their correct understanding and application.

Текст научной работы на тему «Государственный оборонный заказ: анализ правовых норм и проблемы их реализации в территориальных органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы»

УДК 355.61:343.8

ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА РАЗУМОВА,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности УИС, НИИ ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: razumova_iw@mail.ru

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ: АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ НОРМ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Для цитирования

Разумова, И. В. Государственный оборонный заказ: анализ правовых норм и проблемы их реализации в территориальных органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы / И. В. Разумова // Человек: преступление и наказание. - 2018. - Т. 26(1-4), № 2. - С. 213-217.

Аннотация. Законодательство о закупках в рамках государственного оборонного заказа имеет существенную специфику, которая сложна, запутанна и малопонятна практикам при решении конкретных задач. В статье на базе проведенного сопоставления и анализа правовых норм выделены семь специфических особенностей таких закупок, а также даны комментарии к их правильному пониманию и применению.

Ключевые слова: государственный оборонный заказ, государственные заказчики, головной исполнитель, исполнитель, банковское сопровождение.

Исполнение требований законодательства о государственном оборонном заказе в сопряжении с правовыми нормами о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок вызывает множество вопросов у практиков. Анализ открытых данных единой информационной системы (ЕИС) в части содержания документации о закупке, установления национального режима, содержания государственного контракта и его исполнения позволяет сделать вывод о значительной доле допускаемых нарушений в сфере государственного оборонного заказа территориальными органами и учреждениями как уголовно-исполнительной системы (УИС), так и других ведомств.

С целью выявления проблемных для понимания правовых норм проведем их анализ в хронологии действий государственного заказчика.

Выбор алгоритма действий заказчиком должен осуществляться на стадии доведения лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) до учреждения (территориальных органов). Идентификация ЛБО в части принадлежности к государственному оборонному заказу осуществляется по коду бюджетной классификации, расшифровку которого необходи-

© Разумова И. В., 2018

мо производить в соответствии с приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». Ежегодное внесение изменений в указанный документ требует его постоянного мониторинга. Структура кода бюджетной классификации (КБК) расходов включает в себя двадцать знаков, но именно код вида расходов (18-20 знаков) указывает на принадлежность к государственному оборонному заказу.

Сотрудник учреждения, отвечающий за формирование плана-графика, должен быть уверен в правильности отнесения планируемых закупок к государственному оборонному заказу как на стадии планирования первоначального плана закупок и плана-графика, так и при внесении изменений в эти документы, например, в случае дополнительного доведения лимитов бюджетных обязательств. В вышеуказанном приказе в расшифровке вида расходов содержится формулировка «в рамках государственного оборонного заказа» (табл.).

Таблица

Виды расходов, по которым закупка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»

№ п/п Код вида расходов Наименование

1 211 Поставка вооружения,военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

2 214 Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

3 215 Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения

4 221 Обеспечение топливом и горюче-смазочными материалами в рамках государственного оборонного заказа

5 223 Продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа

6 225 Вещевое обеспечение в рамках государственного оборонного заказа

Таким образом, если в учреждение поступили лимиты бюджетных обязательств по КБК, например, 320 0305 42308 90049 221, то закупка ГСМ должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом № 275-ФЗ; если же лимиты доведены по КБК 320 0305 42308 90049 222, то закупка ГСМ осуществляется в обычном порядке в соответствии с положениями о контрактной системе.

Сопоставление и анализ положений федеральных законов от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее - Закон № 275-ФЗ) и от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» выявил основные существенные отличия закупок в рамках государственного оборонного заказа. Так, заказчик при осуществлении закупки в соответствии с Законом № 275-ФЗ должен учитывать следующие важные аспекты:

1. Государственный контракт может заключаться только с юридическим лицом.

Основание: п. 3 ст. 3 Закона № 275-ФЗ «3) головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу (далее - головной исполнитель) -юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Фе-дерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу».

Комментарий: заказчиком не может заключаться контракт с индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица или с физическим лицом. При этом на исполнителя (лицо, с которым заключил контракт (договор) головной исполнитель) такие ограничения не распространяются.

2. Форма государственного контракта должна содержать отдельные положения Закона № 275-ФЗ и постановления Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. № 1275 «О примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу» (далее - постановление Правительства РФ № 1275).

Основание: постановление Правительства РФ № 275-ФЗ.

Комментарий: постановление Правительства РФ № 1275 конкретизирует нормы Закона № 275-ФЗ. При этом одна часть норм носит рекомендательный характер, а другая - обязательный (пп. 3, 4, 5, 7, 10, 12, 13, 13(1), 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 28, 29, 30 Положения о примерных условиях государственных контрактов подлежат обязательному включению в контракт, за исключением тех, которые не имеют отношения к предмету контракта).

3. Заключенному государственному контракту присваивается особый порядковый номер - идентификатор.

Основание: ст. 6.1 Закона № 275-ФЗ: «Каждому государственному контракту перед включением сведений о нем в реестр контрактов, который ведется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, присваивается идентификатор государственного контракта».

Комментарий: указанная норма применяется с 1 сентября 2015 г. в отношении государственных контрактов, государственным заказчиком по которым является Минобороны России. Что касается учреждений, территориальных органов УИС, а также других заказчиков, то идентификатор присваивается с 1 января 2017 г. или по ранее заключенным контрактам, где срок оплаты установлен начиная с 2017 г. (ст. 8 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

4. Оплата авансов, а также исполненных государственных контрактов осуществляется через открытые специальные счета в уполномоченных банках (банковское сопровождение).

Исключение составляют контракты, при исполнении которых осуществляется казначейское сопровождение. На настоящий момент перечень бюджетных средств, расходуемых в рамках казначейского сопровождения, установлен в ст. 5 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (учреждения УИС не попадают под понятие «казначейское сопровождение»).

Основание: ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ «2. Уполномоченный банк обязан:

...3) осуществлять мониторинг расчетов по государственному оборонному заказу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

4) осуществлять контроль распоряжений в порядке, установленном статьей 8.5 настоящего Федерального закона;

5) отказывать головному исполнителю, исполнителю в принятии к исполнению распоряжений о совершении операций, предусмотренных статьей 8.4 настоящего Федерального закона, а также в случаях, предусмотренных статьей 8.5 настоящего Федерального закона...».

Комментарий: перечень уполномоченных банков размещается на официальном сайте Банка России, согласно которому с 1 мая 2017 г. уполномоченными являются восемь банков.

Изменения законодательства в части обязательного банковского сопровождения контрактов по государственному оборонному заказу вступили в силу с 1 сентября 2015 г. для Министерства обороны Российской Федерации, а с 1 января 2017 г. - для всех остальных заказчиков. По контрактам Минобороны России некоторые учреждения УИС выступают исполнителем, поэтому по общепринятой позиции государственных заказчиков должны открываться специальные счета в уполномоченных банках под каждый заключенный контракт. Однако согласно ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение производит операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в Федеральном казначействе, то есть все операции казенного учреждения с денежными средствами независимо от источника их происхождения (бюджетные средства или доход от деятельности) осуществляются только через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства.

Доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг казенными учреждениями являются одним из источников формирования доходов бюджетной системы Российской Федерации и могут быть отнесены к категории платежей, которые в обязательном порядке подлежат зачислению в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии с нормами гражданского и бюджетного законодательства. Установленный Законом № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает возможность совершать ряд операций с отдельного счета на иные банковские счета, то есть без открытия отдельного счета получателя средств.

Так, согласно подп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ с отдельного счета возможно списание денежных средств на иные счета в целях уплаты, в том числе иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, при заключении контрактов (договоров) федеральными казенными учреждениями ФСИН России в качестве головного исполнителя (исполнителя) в соответствии с Законом № 275-ФЗ не требуется открытие банковского счета в уполномоченном банке. Расчеты по таким контрактам (договорам) осуществляются только через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства.

5. Закупаемые товары, работы, услуги должны быть только российского происхождения.

Основание: постановление Правительства РФ от 14 января 2017 г. № 9 «Об уста -новлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее - постановление Правительства РФ № 9).

Комментарий: на товары, попавшие в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ № 9, действует полный запрет на допуск в части иностранного проис-

хождения. На товары, работы, услуги, не указанные в перечне, запрет действует на все страны, за исключением стран Евразийского экономического союза: Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан.

6. Начальная максимальная цена контракта должна формироваться с учетом постановлений Правительства от 28 апреля 2015 г. № 407 «О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу» (далее - постановление Правительства РФ № 407) и от 17 февраля 2017 г. № 208 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Основание: постановление Правительства РФ № 407:

«28. В случаях, предусмотренных настоящим Положением, начальная (максимальная) цена государственного контракта, а также цена государственного контракта с единственным поставщиком может определяться с применением одного или нескольких методов: метода предельного уровня цены; затратного метода; аналогового метода.

Кроме указанных методов государственный заказчик и головной исполнитель (исполнитель) вправе применить иные методы в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при условии обоснования целесообразности их применения либо невозможности применения указанных методов».

Комментарий: при закупках учреждениями и территориальными органами вещевого имущества сотрудников, а также продуктов питания целесообразно помимо цены, установленной ФСИН России, для обоснования начальной максимальной цены контракта применять метод сопоставимых рыночных цен, используя предлагаемые цены учреждениями УИС (приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)»).

7. В ходе исполнения контракта при условии перечисления аванса головному исполнителю заказчик должен осуществлять контроль за целевым использованием.

Основание: ст. 7 Закона № 275-ФЗ «Государственный заказчик:

...9) осуществляет контроль за целевым использованием головным исполнителем бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета на оплату поставок продукции по государственному оборонному заказу».

Комментарий: порядок осуществления контроля за целевым использованием правовыми нормами не регламентирован, поэтому может осуществляться в любой документально подтвержденной форме. Норма становится особенно актуальной, когда головной исполнитель нарушает условия контракта, например, сроки поставки. В этом случае заказчик должен доказать факт осуществления контроля.

Вышеперечисленные особенности осуществления закупок в рамках государственного оборонного заказа не являются исчерпывающими и могут детализироваться, тем не менее именно по семи выделенным аспектам заказчики в большинстве случаев допускают нарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.