Научная статья на тему 'Теоретические вопросы психологической помощи на поздних этапах онтогенеза'

Теоретические вопросы психологической помощи на поздних этапах онтогенеза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
395
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические вопросы психологической помощи на поздних этапах онтогенеза»

ближнему, предает - по 6%. Характерным для русского человека является пьянство - 40%, доброта, щедрость, самоуважение, работоспособность, образованность и бедность. Удивило бы респондентов, если бы русский человек предал Родину. Чувство гордости испытывают юноши потому, что русские никогда не сдаются, девушки отмечают доброту, трудолюбие. Главное, чего недостает русскому человеку - реализации своих возможностей. В ходе исследования нами было обнаружено гендерное различие в сфере этнического самосознания. Юноши более категоричны в своих суждениях, девушки в своих оценках проводят более детальное сравнение.

Таким образом, этническое самосознание есть целостное многокомпонентное образование, представленное различными уровнями становления и формами выражения. Одной из основных функций этнического самосознания, выраженного в форме адекватной позитивной самоидентификации, является развитие этнической индивидуальности, этничности своей общности; во-вторых, как социально-нравственное отношение к собственной этнично-сти, к этничности своей социальной общности, к этничности других социальных образований; в-третьих, как саморегулирование - процесс регуляции своей психической деятельности, своего поведения в форме соотношения своих мотивов, поступков, целей, возможностей с теми требованиями и нормами, которые выдвигает перед личностью этническое бытие.

Список использованных источников

1. Бромлей Ю.В. Очерки по теории этноса. - М.,1 983; Этносоциальные процессы: теория, история, современность. - М., 1977; К характеристике понятия "этнос" Расы и народы: Ежегодник. - 1. - М., 1971.;

2. Козлов В.И., Бердяев Н. Судьба России М. Советский писатель,1989.

3. Кон И.С. Психология ранней юности Москва: Просвещение, 1989.

4. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. - Москва.: ПЕГС, 2002.

5. Платонов Ю.П. Этническая психология С-П.: Изд-во «Речь». 2001.

Филозоп А.А.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НА

ПОЗДНИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА

Воронежский экономико-правовой институт

Проблема исследования психологии пожилого и старческого возраста, а также концептуализация системы психологической помощи лицам позднего возраста является не только научно актуальной, но и жизненно значимой, поскольку поздний возраст традиционно воспринимают как период потерь, социального, физического и психического спада. Старение - разрушительный процесс, и это, прежде всего, функция времени, его нельзя остановить, как невозможно прервать течение времени. Процесс старения необратим, и закономерным его завершением является смерть. Но старость - это не только результат старения. Если рассматривать поздний возраст как один из этапов жизненного пути личности, то становится очевидным - «этот возраст отличает особое предназначение, специфическая роль в системе жизненного цикла

человека: именно старость очерчивает общую перспективу развития личности, обеспечивает связь времен и поколений» [2. С.6]. Важнейшие задачи, которые ставит старость перед человеком, не могли бы получить решение, если бы поздний онтогенез характеризовался исключительно с позиции дефицита, ущербности по сравнению с другими возрастными периодами жизни человека.

С точки зрения психологической науки старость - это заключительный этап жизненного цикла, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества. Хронологические границы, отделяющие старость от зрелости весьма размыты, так как существуют значительные индивидуальные различия в проявлении признаков старения. Эти признаки выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма. Между тем, наряду с характерными для процесса старения инволюционными изменениями организма, поздний онтогенез отличают специфические психологические изменения, такие, как, например, интеллектуальный и эмоциональный уход во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни, жизненная компетентность, а нередко и мудрость. В тоже время в геронтопсихологии не существует пока теории, которая могла бы интегрировать достижения биологического, психологического и социального знания о старении. Поэтому теоретическое знание различных направлений науки о старости и старении может иметь практическую ценность только в том случае, если будет соотнесено с оценкой индивидуальной ситуации стареющего человека и выработкой стратегии для разрешения проблем (социальных, экономических, личностных и т.п.), сопряженных с вступлением человека в период поздней взрослости.

Гармоничная старость подразумевает, прежде всего, участие стареющего человека в общественной жизни, поддержание индивидуальных, семейных и других связей. Социально-психологический аспект бытия человека определяется многими факторами. Однако наиболее важными являются две сферы: общение с окружающими и индивидуальная повседневная деятельность. Поэтому система психологической помощи для лиц пожилого и старческого возраста, может быть успешно спланирована и реализована только с учетом важности этих двух сфер [5].

Индивидуальная повседневная деятельность имеет огромное значение в наполнении смыслом социальной сферы жизнедеятельности пожилого человека. Часто геронтологи включают в мероприятия по подготовке к выходу на пенсию различные кружки по интересам или клубы общения. Между тем, самое распространенное заблуждение состоит в том, что такой вид занятости легко организовать. Попытки искусственно пробудить интерес у пожилого человека к музыке, садоводству или филателии, как правило, оказываются безрезультатными. Интерес к конкретному виду занятости возникает в старости лишь в том случае, когда эта занятость согласуется с субъективной картиной мира стареющего человека. Возможность свободного выбора вида

деятельности и досуга, в соответствии со своей ценностной ориентацией, социальными потребностями и интересами, более значима для лица позднего возраста, чем дорогое и хорошо организуемое мероприятие. Для пожилого человека, привлеченного в клубную или общественную деятельность, достаточно важно иметь свой собственный социальный статус. Для этой цели формируются группы по интересам, программно ориентированные тренинговые группы, дискуссионные кружки, группы родственников, группы самопомощи и т.д. Самовыражение в условиях группового взаимодействия, привлечение внимания других к своей проблеме и установление контактов с другими людьми, имеющими подобные проблемы, повышает самооценку пожилого человека и его социальное значение. Клубная деятельность лиц позднего возраста - это, прежде всего, процесс их взаимодействия, общения и культурный обмен, посредством которого изменяются личностные установки, активизируется творческое мышление, что способствует гармоничному самоопределению личности и противоборствует процессам ее угасания на заключительном этапе онтогенеза. Как отмечает, О.В.Краснова, при таком разнообразии возможностей практически оказывается невозможным определить, чего хотят сами пожилые люди [5]. Поэтому важным вопросом психологической помощи лицам позднего возраста является психологическая интервенция. Психологическая интервенция - это интегрированное и целенаправленное воздействие на те или иные психологические структуры личности, осуществляющееся психологическими средствами вмешательства, с целью коррекции, психопрофилактики, терапии, реабилитации, научения - то есть обеспечения полноценного развития и функционирования личности [1], [6]. М.Перре и У.Бауманн подразделяют все виды психологических интервенций на психолого-педагогические, организационно-психологические и клиникопсихологические [4].

Психолого-педагогическая интервенция характеризуется совокупностью целенаправленных психологических и педагогических средств коррекционно-развивающего вмешательства педагога-психолога в какие-либо психологические структуры личности с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. К основным средствам психологопедагогического вмешательства относят: активные методы обучения; тренинги креативности, ассертивности, личностного роста, развития различных способностей, умений и навыков, мышления, памяти, внимания; индивидуальное консультирование лиц, относящихся к разным возрастным категориям по широкому спектру психологических проблем и пр. [2].

Под организационно-психологической интервенцией понимается совокупность целенаправленных средств воздействия на личность или группу с целью повышения эффективности взаимодействия субъектов в профессиональной сфере. К основным средствам вмешательства относят: активные формы обучения, различные виды тренингов, направленных на повышение компетентности в сфере профессионального общения, деловые игры, индивидуальное консультирование по вопросам управления и пр. [4].

Клинико-психологическая интервенция характеризуется совокупностью различных средств психологического вмешательства в те или иные структуры личности, направленных, в первую очередь, на терапию, коррекцию, психопрофилактику нарушений психических паттернов функционирования личности, а также на психологическую реабилитацию пациентов с соматическими расстройствами. Психологические интервенции в клинической области - это тренинги памяти, внимания, клинико-психологическое консультирование, широкий спектр психотерапевтических методов воздействия на личность [5].

Между тем не существует единого мнения относительно применения методов психологического вмешательства в геронтопсихологической практике. Это связано, в первую очередь, с тем, что в арсенале современной психотерапии и психокоррекции можно найти достаточно мало методов, разработанных специально для работы с людьми пожилого и старческого возраста. Более известны и распространены методы, разработанные на модели более ранних возрастов, а затем адаптированные к психологическим особенностям лиц позднего возраста. Так, Б.Д.Карвасарский описывает комплекс самых разнообразных средств психологического вмешательства, который может быть успешно применен в геронтопсихологической практике. Этот комплекс нацелен на восстановление и активизацию телесных, психических и социальных функций, навыков и возможностей, а также на помощь в решении конкретных проблемных ситуаций, с которыми пожилой человек не может справиться самостоятельно [3]. Особо необходимо подчеркнуть, что человек позднего возраста нуждается в психотерапевтической, психокоррекционной и других видах психологической интервенции настолько, насколько он способен извлечь из них пользу.

Тактика психологического вмешательства, имеющая целью способствовать облегчение адаптации человека к позднему возрасту, должна быть направлена на ту сторону психической деятельности, которая составляет область личных ценностей пожилого человека. Практически задача заключается в определении объема и характера занятости в повседневной жизни. Ведущая роль здесь должна принадлежать самому пожилому человеку. Краеугольным камнем, такой работы является формирование отношения к собственному старению. Основу психологического воздействия Н.Ф.Шахматов видит в том, чтобы побудить человека больше размышлять, критически пересматривать свои возможности и новое положение в обществе, согласуя их с объективными сторонами заключительного этапа жизни [7]. В процессе психотерапии и психологической реабилитации лица пожилого и старческого возраста должны перейти от обыденного восприятия к ощущению полноценной, наполненной смыслом жизни в настоящем и активизировать личностные ресурсы для повышения качества своей жизни. Но еще раз следует подчеркнуть, что, прежде всего, особенности личности пожилого человека и его стратегия адаптации к возрастному фактору определяет характер психологического воздействия и конкретный выбор применяемых методов и приемов

психологической интервенции.

Места оказания психологической помощи лицам позднего возраста могут быть самыми различными: стационарные учреждения медико-

социального обслуживания, центры дневного пребывания, гериатрические отделения при больницах и поликлиниках и т.д. Самое главное, чтобы включение в любую психологическую работу пожилого человека было не только с его согласия, но и по его инициативе. Только в этом случае можно ожидать положительный эффект от психологической интервенции. Кроме того, приступая к психологической работе с лицом позднего возраста, необходимо разрабатывать концептуальную основу психологического вмешательства в каждом конкретном случае, так как большинству форм психотерапевтического и психокоррекционного воздействия недостает теоретического обоснования.

Список использованных источников

1. Альперович В. Д. Проблемы старения: Демография, психология, социология. -М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.- 352с.

2. Ермолаева М.В. Практическая психология старости. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 320с.

3. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - М.: Медицина, 1985. - 304с.

4. Клиническая психология / Под. Ред. М. Перре, У. Бауманна - СПб.: Питер, 2002. - 1312с.

5. Краснова О.В. Руководство по оказанию социально-психологической помощи старым людям. - М.:МГУ; Обнинск: «Принтер», 2002. - 208с.

6. Филозоп А. А. Психолого-педагогическая поддержка лиц пожилого возраста// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы - 2003 - № 2 - С.53-58.

7. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. - М.: Медицина, 1996. - 302с.

Шитова Н.В.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ОДИНОЧЕСТВА: ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ ЖЕНСКОГО ОДИНОЧЕСТВА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ОДИНОКИХ ЖЕНЩИН

Воронежский экономико-правовой институт

Современные эмпирические исследования феномена одиночества сводятся к изучению черт характера и личных качеств одиноких людей, возрастных особенностей и атрибутивных моделей одиночества; к выделению составляющих феномена (когнитивной, эмоциональной и поведенческой), сопутствующих состоянию одиночества переменных, к определению степени его тяжести, а также к составлению различных типологий и шкал одиночества.

Одиночество — тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими или ограничены, или вовсе разорваны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.