Научная статья на тему 'Реабилитация лиц пожилого возраста: релаксационные методы психологической интервенции'

Реабилитация лиц пожилого возраста: релаксационные методы психологической интервенции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2562
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ РЕЛАКСАЦИИ / METHODS OF A RELAXATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ / PSYCHOLOGICAL INTERVENTION / ПОЖИЛОЙ ПАЦИЕНТ / ELDERLY PATIENT
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реабилитация лиц пожилого возраста: релаксационные методы психологической интервенции»

УДК 616.8 - 085.851

РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА: РЕЛАКСАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ

A.A. Филозоп

Воронежский областной геронтологический центр

Ключевые слова: методы релаксации, психологическая интервенция, пожилой пациент

Key words: methods of a relaxation, psychological intervention, the elderly patient

Общественное мнение о старости долгое время исходило из предположения, что в позднем возрасте человека ожидают потери во всех сферах жизнедеятельности, и они в равной мере касаются всех пожилых людей. Вытекающие из этого предположения «дефицитарные модели» образовывали ядро негативного стереотипа позднего возраста, в соответствии с которым на поздних этапах онтогенеза начинается обусловленный старением распад личности, снижаются физические, когнитивные возможности и адаптационная способность. Эти негативные обобщения никоим образом не подтверждены эмпирически, равно как и крайние позитивные обобщения, которые связывают старость исключительно с приумножением опыта, появлением мудрости и умиротворенности бытия [3,6,15].

В настоящее время дефицитарные модели постепенно вытесняет дифференцированный взгляд на старость, который формируется как из преимуществ, так и недостатков этого возрастного периода человека.

Сохранение здоровья и способности вести самостоятельную жизнь, повышение качества жизни в позднем возрасте — это основная задача реабилитации.

Психологическая составляющая стационарной или амбулаторной системы реабилитации пожилых пациентов охватывает множество задач, относящихся к сфере нейропсихологии, клинической и социальной психологии [5].

^ Нейропсихология. В круг ее задач входят:

— диагностика когнитивных нарушений, нарушений сенсомоторных функций, речи, а также нарушений поля зрения и способности инструментального оперирования;

— сотрудничество при разработке реабилитационных программ (совместная работа со специалистами по трудотерапии, логопедами и др.)

^ Клиническая психология. К ее задачам относятся проведение индивидуальных и групповых терапевтических мероприятий с целью содействия совладению с возникшими заболеваниями и нарушениями функций, повышение качества жизни. Кроме того, сюда может быть включено консультирование родственников и персонала для их ориентации на поддержку самостоятельности и мотивации лиц позднего возраста.

^ Социальная психология. Ее задачи можно обобщить следующим образом:

— изучение закономерностей личностных изменений, поведения и деятельности пожилых и старых людей, обусловленных их принадлежностью к различным социальным микро- и макрогруппам;

— социально-психологическая поддержка лиц позднего возраста, содействующая адаптации к старости, расширению компетентности, а также формированию вокруг пожилого человека такой обстановки, которая соответствовала бы структуре его практических, когнитивных и социальных навыков.

Значение методов психотерапии и терапевтической психологии для реабилитации пациентов позднего возраста было на протяжении длительного времени весьма незначительным и, в пер-

вую очередь, из-за распространенного в среде психоаналитиков скепсиса по отношению к возможностям пожилых людей к совладанию с болезнью, улучшению их психического и соматического состояния. Существовавшие концепции болезни предполагали, что наблюдавшиеся расстройства психической и соматической сферы в позднем возрасте обусловлены исключительно инволюционными изменениями, характерными для позднего онтогенеза, а следовательно, толе-рантны к психологической интервенции. В настоящее время, напротив, превалирует мнение, что психические и соматические дисфункции пожилых людей, хотя и отражают типичное для старости акцентирование специфических симптомов, между тем ни по этиологии, ни по патогенезу не отличаются от подобных расстройств в более ранние периоды жизни человека [16].

В арсенале современных подходов к психологической интервенции существует значительный дефицит методов, разработанных специально для работы с лицами пожилого возраста. В связи с этим более известны и распространены в геронтопсихологической практике методы психологического воздействия, разработанные на модели ранних возрастов, а затем адаптированные к биологическим и психосоциальным особенностям пожилого возраста. Б.Д. Карва-сарский приводит комплекс средств психологической интервенции, который может быть успешно применен в геронтологической и гериатрической практике [4]. Данный комплекс предназначен для решения следующих задач:

— во-первых, восстановление и активация телесных, психических функций;

— во-вторых, формирование и активация навыков и возможностей самостоятельной жизни в поздние годы;

— в-третьих, решение конкретных проблемных ситуаций, с которыми пациент пожилого возраста не в состоянии совладать в одиночку.

Б.Д. Карвасарский указывает, что специфичным в использовании психотерапевтических программ оказания психологической помощи лицам позднего возраста является принцип активации и реактивации ресурсов пациента [4]. Особое место в связи с этим в комплексе средств психологической интервенции, применяемых в геронтопсихологической практике, занимают методы релаксации.

Релаксационные методы психологической интервенции в системе реабилитационных мероприятий пациентов 60 лет и старше могут быть использованы в случае функциональных, де-

прессивных и даже дементных расстройств. Как правило, применяются следующие методы релаксации: аутогенная тренировка, прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону, элементы йоги, функциональная релаксация, реже гипносуггестивная терапия [14].

Аутогенная (от греч. autos — «сам» и genos — «возникающий») тренировка — метод самовнушения, предложенный немецким психотерапевтом Г. Шульцем в 1932 г, в России впервые стала систематически изучаться с конца 50-х годов прошлого столетия. К первой, «низшей ступени» Шульц относил шесть базовых упражнений аутогенной тренировки: 1) произвольный вызов ощущения тяжести во всем теле; 2) произвольный вызов ощущения тепла во всем теле; 3) регуляция сердечной деятельности; 4) регуляция дыхания; 5) влияние на органы брюшной полости; 6) произвольный вызов ощущения прохлады в области лба. К «высшей ступени», или аутогенной медитации (самосозерцанию), он относит упражнения, целью которых является формирование состояния нирваны со способностью к произвольной визуализации представлений, а также различных форм сновидного расщепления сознания, когда пациент, практикующий аутогенную тренировку, сам себе задает вопросы и получает ответы в виде сновидных образов [9,12]. В геронтологической практике метод психосоматической саморегуляции, предложенный Шульцем, предполагает использование лишь шести основных упражнений для аутогенного погружения.

Рассматриваемая в качестве базисного метода психологической интервенции аутогенная тренировка может применяться в следующих случаях [14]:

— с целью общей профилактики, обучения эффективным стратегиям структурирования жизнедеятельности в поздние годы, например, в форме групповых занятий;

— в качестве средства психотерапевтической помощи пожилым людям в зависимости от характера расстройства — индивидуально или в группах.

— как одна из составляющих процесса реабилитации пациентов позднего возраста, например, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, страдающих болезнью Пар-кинсона или при дебюте дементных процессов.

Ряд отечественных и зарубежных авторов отмечают, что достигаемые, через освоение лицами позднего возраста навыков психосоматической саморегуляции, положительные вегетатив-

ные изменения весьма ощутимо оказывают влияние на повышение концентрации внимания, улучшение памяти, моторики, социальной компетентности, общего соматического состояния, способствуют формированию у пожилых пациентов позитивной установки на будущее [9,11,14].

В качестве вспомогательного или дополнительного метода психологического воздействия аутогенная тренировка может использоваться в самых разнообразных программах реабилитации лиц позднего возраста. Наш опыт групповой психологической работы с лицами в возрасте 60—80 лет показал: аутогенная тренировка является не только эффективным методом общей профилактики, но и действенным элементом освоения пожилыми людьми различных форм творческого самовыражения, поиска оптимального пути самоопределения в жизни, достижения достаточно высокого уровня личностной адаптирован-ности на позднем этапе онтогенеза [13].

Метод прогрессивной мышечной релаксации впервые был предложен Джекобсоном в 1922 г., а затем усовершенствовался им в течение двух десятилетий. Техника релаксации по Джекобсо-ну сводится к проведению систематического курса тренировки, основная цель которого — научиться вызывать произвольное расслабление поперечно-полосатых мышц в покое [10,11]. Для этого пациенту на первом этапе необходимо освоить пять элементов в цикле «напряжение-расслабление», а именно: 1) фокусирование внимания на определенной группе мышц; 2) напряжение этой группы мышц; 3) фиксация, сохранение напряженности в течение нескольких секунд; 4) освобождение от напряженности в данной группе мышц; 5) релаксация, фокусирование внимания на постепенно нарастающем снижении напряженности и сохранение состояния полной неподвижности и расслабления данной группы мышц не менее чем четверть часа. Обучение технике релаксации по Джекобсону начинается с работы над исчезновением самого легкого напряжения в руках (бицепсах). После этого применяются упражнения, позволяющие приобрести навыки расслабления остальных поперечно-полосатых мышц-сгибателей и разгибателей туловища, шеи и других, в последнюю очередь мышц лица, глаз, мышц гортани и языка, участвующих в акте речи.

Второй этап обучения состоит в освоении пациентом «дифференцированной релаксации». Согласно Джекобсону, под этим следует понимать умение человеком достигать минимального напряжения мышц, участвующих в совершении

действия, в сочетании с релаксацией других групп мышц тела. Для этой цели пациент обучается при письме, чтении и т.д. расслаблять мышцы, не участвующие в этих актах.

На третьем этапе пациенту предлагается в повседневной жизни определять, напряжение каких групп мышц возникает у него при негативных аффективных состояниях (страх, смущение, тревога); редуцировать, а затем и предупреждать сопровождающее их локальное мышечное напряжение и таким образом избавляться от нежелательных эмоциональных реакций.

Прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону, элементы йоги и функциональная релаксация, как правило, применяются в герон-топсихологической практике в рамках когни-тивно-бихевиоральных моделей психологической интервенции депрессивных состояний, невротических расстройств, сопровождающихся чувством тревоги и различными фобиями. А.М. Свядощ также указывает, что метод релаксации Дже-кобсона, в некоторых случаях, позволяет достигнуть снижения артериального давления у лиц с гипертонической болезнью [11].

Гипносуггестивные приемы психологической интервенции в позднем возрасте применяются менее широко, чем перечисленные выше релаксационные методы. Ряд отечественных исследователей в области психотерапии в гериатрической практике отмечают, что в работе с лицами 60 лет и старше следует отдавать предпочтение не директивным методам психологического воздействия. При суггестивной терапии целесообразнее использовать внушение в бодрствующем состоянии пациента, избегать лечения гипнозом с глубоким погружением пожилого человека в тран-совое состояние [8]. Между тем гипносуггестив-ный метод успешно зарекомендовал себя как вспомогательный элемент психотерапии дефен-зивных пациентов позднего возраста в рамках терапии творческим самовыражением — клинического направления в терапии искусством, разработанного М.Е. Бурно [2].

Рассматривая место релаксационных методов в системе психологической интервенции у лиц пожилого возраста, нельзя не указать на одну настораживающую тенденцию. Если долгое время использование методов релаксации для пациентов, достигших пенсионного возраста, считалось невозможным или же пожилой возраст считался противопоказанием, то на сегодняшний момент существует опасность чрезмерного «увлечения» данным способом психологического воздействия в рамках групповой ра-

боты с лицами поздней возрастной категории. В связи с этим Б.Д. Карвасарский отмечает, что при планировании тех или иных программ психологической помощи лицам пожилого и старческого возраста необходим детальный анализ конкретной ситуации и ее когнитивного содержания, а кроме того, многосторонняя ориентация мер вмешательства (медицинские, психологические, социальные, экологические и др.) [4]. В конечном счете, характер психологической интервенции и конкретный выбор применяемых психотерапевтических методов и приемов определяется психологом на основе индивидуально-личностных особенностей пациента позднего возраста и его стратегии адаптации к периоду старости. Поэтому эффективный процесс психологической реабилитации пожилого человека в своей основе предполагает субъектный подход не только к жизнедеятельности человека на поздних этапах онтогенеза, но и к различным расстройствам здоровья в этот период. Виктор фон Вай-цзекер предлагает рассматривать любое заболевание в позднем возрасте, как расстройство, затрагивающее человека во всей его целостности (как субъекта своей жизни) [14]. Сохранение здоровья или, напротив, возникновение той или иной дисфункции зависит, по мнению Вай-цзекера, не только от физического состояния пожилого человека, но и от всей системы его существования в мире. Преодоление кризиса болезни, компенсация тех или иных расстройств или выздоровление — это всегда личное событие в том смысле, что оно влияет на различные стороны существования человека. Удовлетворенность жизнью и успешность адаптации к ней в «третьем возрасте», согласно ставшему классическим исследованию Р. Ларсона, в меньшей степени зависит от возраста как такового, основным фактором является здоровье [6]. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровое старение прежде всего в смысле активного формирования образа жизни [14]. Центральными признаками активного формирования образа жизни на поздних этапах онтогенеза можно признать [1,7,15]:

1) самостоятельное выполнение обязанностей повседневной жизни;

2) личную ответственность за совершаемый выбор структурирования повседневной жизни;

3) активное участие в общественной и культурной жизни;

4) осознание и переживание личного смысла жизни в поздние годы.

Таким образом, при планировании реабилитационных программ психологической интервенции для лиц позднего возраста, выборе конкретных методов и технологий психологического воздействия необходимо всегда концентрировать свое внимание не только на органической и психической дисфункции, но и в равной мере на способностях и навыках, позволяющих пожилому человеку вести активную, т.е. самостоятельную, ответственную, связанную с социумом и наполненную смыслом жизнь. Психологической интервенции подвергаются не только симптомы того или иного расстройства, она должна быть всегда направлена также на восстановление целостности бытия человека как субъекта собственной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы ге-ронтопсихологии. М.: Институт психологии РАН; 2004. 415.

2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга; 1999. 364.

3. Ермолаева М.В. Практическая психология старости. М.: ЭКСМО-Пресс; 2002. 320.

4. Клиническая психология. Под. ред. М. Перре, У. Баумана СПб.: Питер; 2002. 1312.

5. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. Л.: Медицина; 1985. 303.

6. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер; 2001. 992.

7. Краснова О.В. Руководство по оказанию социально-психологической помощи старым людям. М.: МГУ; Обнинск: Принтер; 2002. 208.

8. Некоторые особенности психотерапии в гериатрической практике. В.С. Баранов [и др.]. Медицинские и социальные проблемы в геронтологии: сборник статей и тезисов докладов международного семинара по проблемам пожилых. Самара: Самарский Дом печати; 1996. 288.

9. Психическая саморегуляция. Под ред. А.С. Ромена. Алма-Ата; 1973. Вып. 1. 468.

10. Руководство по психотерапии. Под ред. В.Е. Рожно-ва. 2-е изд. Ташкент: Медицина; 1979. 640.

11. Свядощ А.М. Неврозы (руководство для врачей). СПб.: Питер Паблишинг; 1997. 448 с.

12. Свядощ А.М., Ромен А.С. Применение аутогенной тренировки в психотерапевтической практике. Техника самовнушения. Караганда, 1966. 16.

13. Филозоп А.А. Фасилитация личностной адаптирован-ности в период поздней взрослости средствами творческого самовыражения: Автореф. дис.... канд. пси-

хол. наук. Вороне; 2005. 25.

14. Хойфт Г., Крузе А., Радебольд Г. Геронтопсихосома-тика и возрастная психотерапия. М.: Академия; 2003. 370.

15. Шахматов Н.. Психическое старение. М.: Медицина; 1996. 302.

16. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная Геронтология. М: ВЛАДОС; 1999. 224.

Поступила 20.10.2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.