Научная статья на тему 'Групповая терапия творчеством как профилактика расстройств адаптации у лиц позднего возраста'

Групповая терапия творчеством как профилактика расстройств адаптации у лиц позднего возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
185
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА ПОЗДНЕГО ВОЗРАСТА / РАССТРОЙСТВА АДАПТАЦИИ / ЛИЧНОСТНАЯ АДАПТИРОВАННОСТЪ / PERSONAL ADAPTEDNESS / ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСТВОМ / THERAPY CREATIVE / OLDER PEOPLE / FRUSTRATION OF ADAPTATION
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Групповая терапия творчеством как профилактика расстройств адаптации у лиц позднего возраста»

УДК 612.67

ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСТВОМ КАК ПРОФИЛАКТИКА РАССТРОЙСТВ АДАПТАЦИИ У ЛИЦ ПОЗДНЕГО ВОЗРАСТА

A.A. Филозоп

Воронежский областной геронтологический центр, г. Воронеж

Ключевые слова: лица позднего возраста; расстройства адаптации; личностная адаптированность; терапия творчеством Key words: older people, frustration of adaptation, personal adapted-ness, therapy creative

В современных условиях развития общества значительная часть населения земного шара подвержена воздействию патогенных социопсихологических стрессоров, детерминирующих отдельную форму непсихотических психических нарушений, получившую название расстройства адаптации [5]. Реакции дезадаптации характеризуются состоянием субъективного дистресса. Как правило, они проявляются в виде эмоциональных нарушений в период приспособления к существенному изменению актуальной жизненной ситуации и способствуют возникновению трудностей в привычной жизнедеятельности личности [10]. Расстройствам адаптации подвержены лица различных возрастных групп. Между тем, риск нарушений приспособления увеличивается в период прохождения личностью закономерного кризиса возрастного развития и особенно кризиса позднего возраста. Специфика кризиса «встречи со старостью» состоит прежде всего в том, что его гармоничное разрешение зависит не только от самой личности, но и во многом от микро- и макросоциальных условий ее жизнедеятельности, которые могут фа-цилитировать (облегчить) дальнейшие развитие личности или, напротив, выступать мощным стрессором, провоцирующим различные психические расстройства.

Основным ядром кризиса самоопределения личности в пожилом возрасте является выбор

человеком той или иной стратегии старения. В геронтопсихологии существует множество типологий стратегии психосоциального старения. Большинство из них опираются на пять видов приспособления личности к позднему возрастному периоду, сформулированные Д. Б. Бромлей [2,8]:

1. Конструктивное отношение пожилого человека к старости. Оно характеризуется внутренней уравновешенностью, стабильным фоном настроения, удовлетворенностью эмоциональными контактами с окружающими людьми. Позиция личности оптимистическая, а приближающаяся смерть трактуется как естественное событие, неизбежный факт завершения жизненного цикла. Самооценка лиц позднего возраста, относящихся к этому типу, устойчива и достаточно высока. Депрессивных, гипо- и гиперстимуляционных нарушений не выявляется.

2. Отношение зависимости. Пожилой и старый человек созависим от партнера по браку или от своих детей, имеет низкий уровень жизненных притязаний и в связи с этим охотно прекращает свою трудовую деятельность. Ощущение безопасности обеспечивает семья, помогающая поддерживать внутреннюю гармонию, эмоциональное равновесие и избегать проявлений агрессивности и страха.

Возможны гипостимуляционные нарушения, эмоциональная лабильность.

3. Оборонительное отношение, для которого характерны гипертрофированная эмоциональная сдержанность, прямолинейность в своих поступках, стремление к «самодостаточности», отклонение помощи других людей. Защитный механизм от страха смерти — искусственно стимулируемая активность разного рода (социальная, физическая и т. п.). Пожилые и старые люди, относящиеся к этому типу, завершают свою профессиональную деятельность в глубокой старости и только под давлением окружающих. Для этого типа характерны различные фобии и гиперстиму-ляционные нарушения.

4. Отношение враждебности к миру. Для этого типа характерны недоверие и подозрительность к окружающим, экстернальный ло-кус-контроль поведения, избегание эмоциональных контактов с другими людьми. Профессиональной деятельностью занимаются столько, сколько позволяет им общесоматическое состояние. Старость не воспринимается как закономерный этап жизненного цикла, страх смерти ярко выражен. Возможно проявление реакций отказа, антисоциального и агрессивного поведения.

5. Отношение враждебности к собственной личности. Пожилые и старые люди занимают социально-пассивную жизненную позицию. Характерно проявление болезненного переживания чувства одиночества, невостребованности со стороны микро- и макросоциума, депрессивные расстройства, суицидо-опасные реакции дезадаптации. Собственное старение оценивается достаточно реалистично, а смерть трактуется как желанное избавление от страданий.

Безусловно, истоки выбора определенной стратегии старения берут свое начало на более ранних этапах возрастного развития личности и определяются уровнем ее зрелости на время вступления человека в поздний возраст. Чем уровень зрелости выше, тем больше вероятность выбора прогрессивной линии психосоциального старения. Однако вектор старения, позитивный или негативный, зависит и от таких социальных факторов, как уровень материальной защищен-

ности и оказания медицинской помощи лицам позднего возраста, оптимальное или неудовлетворяющее их потребностям соотношение между трудовой занятостью и отдыхом, от пропаганды в обществе позитивного или, напротив, эйджиз-ского образа старости и т. п. В современных условиях развития российского общества, на фоне общего экономического спада, снижается качество жизни у большинства лиц позднего возраста. Социально-экономическая ситуация в нашем государстве является мощным психологическим стрессором [6]. В связи с этим особую актуальность приобретает профилактика расстройств адаптации среди пожилого населения.

Одной из основных форм психопрофилактики на поздних этапах онтогенеза является система психологической помощи, направленной на то, чтобы облегчить прохождение личностью кризиса поздней взрослости [3,11,12]. Позитивный итог самоопределения личности в старости — это найти смысловые основания построения собственной жизнедеятельности, а также способы реализации найденного смысла. Причем продуктивное самоопределение подразумевает выработку, принятие и реализацию личностью таких смысловых оснований своего бытия, которые в наибольшей мере отвечают ее субъектной позиции в различных контактах с миром. Однако гармоничному самоопределению и успешной адаптации на поздних этапах онтогенеза препятствуют объективные трудности, сопряженные с социальной ситуацией развития личности в поздние годы.

Можно выделить следующие «барьеры» на пути к достижению личностной адаптирован-ности у лиц позднего возраста [9,12]:

1) нарушение связи между пожилым человеком и обществом вследствие прекращения трудовой деятельности, ухода из жизни друзей, партнера по браку, близких родственников, ограничения физической активности, обусловленной закономерными последствиями биологического старения и различными хроническими заболеваниями;

2) необходимость поиска и апробирования новой жизненной роли в условиях недостаточной социальной защищенности;

3) отсутствие в нашем государстве эффективно функционирующей системы институцио-

нальных услуг и служб (информирование и обучение лиц позднего возраста, амбулаторные и передвижные службы оказания медицинской помощи, стационарные и полустационарные учреждения медико-социального обслуживания);

4) период поздней взрослости предельно максимально насыщен стрессовыми ситуациями, связанными с социальным аспектом бытия человека в мире: выход на пенсию, сужение круга общения, вдовство, потеря работы и т. д.

5) пропаганда в обществе взглядов на старость как на «заслуженный отдых» и период закономерного «социального умирания». Установленные З. Фрейдом возрастные ограничения для психоаналитического лечения (до 45—50 лет) разделялись почти всеми психотерапевтическими школами вплоть до 70-х годов прошлого столетия [13]. Вытекающие из этого положения З. Фрейда «дефицитарные модели» оказания психокоррекционной помощи в старости формировали фундамент эйджизского стереотипа позднего возраста у представителей самых разных психотерапевтических направлений и препятствовали развитию практического подхода к оказанию психологической и терапевтической помощи стареющему человеку. Люди старше 50 лет рассматривались уже как пожилые, имеющие выраженные нарушения во всех сферах жизнедеятельности личности, как непригодные для психотерапевтического вмешательства.

В настоящее время «дефицитарные модели» терапии в старости сменил дифференцированный взгляд на этот возрастной этап самоосуществления личности. Многочисленные эмпирические исследования показали, что пожилой и старческий возраст имеет как слабые, так и сильные стороны [1,13]. Позитивные изменения в старости могут выражать себя в сфере опыта и знаний (кристаллизованный и практический интеллект, жизненная и профессиональная компетентность), а негативные — в тех сферах, которые связаны с нейропсихологическими функциями и процессами (например, понимание текущих событий и оперативная память). Такое многоаспектное понимание процесса старения отражает его связь, с одной стороны, с

влиянием биологических и социальных факторов, а с другой, — с влиянием уровня личностной зрелости на время вступления человека в поздний возраст.

На сегодняшний день психологическая интервенция, представляющая собой широкий спектр терапевтических методов и стратегий повышения психических ресурсов личности, усвоения и совершенствования навыков и умений, необходимых индивиду в повседневной жизни, успешно применяется в терапевтической и психопрофилактической работе с лицами старше 60 лет во многих странах мира, в том числе и в России [4,13]. При этом для решения конкретных коррекционных и развивающих задач психотерапевтами и психологами используется глубинно-ориентированный, когнитивно-бихе-виоральный и гуманистический подход к терапии и организации психологической помощи.

Несмотря на то, что вопрос творческой продуктивности в старости является по настоящее время дискуссионным, различные психотерапевтические школы сходятся во мнении — креативным потенциалом (способностью личности к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта) обладает каждая личность, независимо от возраста, социального и профессионального статуса. В связи с этим терапия творчеством активно применяется в рамках комплексной психологической интервенции с лицами позднего возраста. Основная цель терапии творчеством в работе с пожилыми и старыми людьми — это формирование стратегии независимости, интеграция в общество, повышение качества жизни [7].

В геронтологической практике наиболее эффективными признаются групповые формы терапии творчеством. Преимущества групповой формы психологической работы с лицами позднего возраста обусловливаются адекватной мерой согласованности специфики групповой интервенции с особенностями социальной ситуации развития личности в период поздней взрослости. Можно выделить десять основных преимуществ групповой психотерапевтической и психологической работы на поздних этапах онтогенеза:

1) группа является обществом в миниатюре, отражающим внешний мир и добавляющим ингредиент реализма в искусственно создаваемое взаимодействие;

2) опыт, приобретаемый в специально организованных группах, оказывает противодействие отчуждению лица позднего возраста в обществе, помогая решению проблем, возникающих при межличностном взаимодействии;

3) позитивный эмоциональный опыт, получаемый в искусственно создаваемой обстановке, в дальнейшем может быть ретранслирован во внешний мир;

4) группа дает возможность получить обратную связь и поддержку лицу позднего возраста от лиц, имеющих общие с ним проблемы и переживания;

5) в процессе группового взаимодействия фа-цилитируется (облегчается) принятие ценностей и потребностей других людей;

6) в группе человек позднего возраста начинает чувствовать себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, получающим помощь и помогающим, повышается самооценка и уровень самоуважения;

7) реакции других членов группы на лицо позднего возраста и его реакции на других в группе способствуют облегчению межличностных конфликтов, так как группа представляет собой своего рода полигон для апробирования и закрепления новых конструктивных паттернов поведения, которые могут быть эффективными и вне рамок группового взаимодействия;

8) группа предоставляет возможность в контролируемой ситуации обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров;

9) значимая обратная связь оказывает влияние на оценку личностью своих установок и поведения; благотворно влияет на старших членов группы, как правило, наиболее зависимых от поддержки и помощи со стороны, способствует стабилизации Я-кон-цепции лица позднего возраста;

10) группа облегчает процесс самоисследования и интроспекции, а также подражание примеру удачной адаптации к новой жизненной ситуации облегчает для старого человека нахождение решений собственных проблем структурирования жизнедеятельности в поздние годы.

Терапия творчеством как самостоятельный метод психологической интервенции включает различные методы терапевтического воздействия творчеством: арт-терапию, библиотерапию, музыкальную, пластическую и танцевальную терапию и др. Нами предлагается для профи -лактики расстройств адаптации у лиц позднего возраста психологическая модель фацилитации личностной адаптированности на поздних этапах онтогенеза средствами творческого самовыражения [12]. Теоретическую основу психологической модели фацилитации личностной адаптированности составляют концептуальные положения о самоопределении личности в период поздней взрослости как субъекта различных видов активности (К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, С. Л. Рубинштейн и др.) и коррекционно-развивающие технологии терапии творчеством (М.Е. Бурно, К. Роджерс, Н.Ю. Хрящева и др.).

Процесс самоопределения личности в поздние годы представлен в модели как последовательная смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в новое биопсихосоциальное пространство самоосуществления, сопряженное с процессом старения и новой ситуацией жизнедеятельности в период поздней взрослости. Основные критерии достижения личностной адаптированности в пожилом и старческом возрасте нами формулируются следующем образом: наличие позитивной перманентной идентичности, сохранность функций контроля и интернальность (внутренняя обусловленность) контроля, высокий уровень самопринятия, гармонизация смысложиз-ненных ориентаций, активная жизненная позиция, отсутствие или низкий уровень социальной фрустрированности.

Высокий уровень личностной адаптирован-ности у лиц позднего возраста в процессе групповой психологической интервенции достигается поэтапно. Описываемая модель подразумевает 4 этапа, а именно: раскрытие креативного

потенциала, установление позитивной перманентной идентичности, определение индивидуально-приемлемых форм выражения духовной индивидуальности в социуме (формирование новой жизненной позиции), достижение жизненной компетентности личности в поздние годы.

1. Раскрытие креативного (творческого) потенциала. Основная задача, решаемая на первом этапе психологической помощи, — это стимулирование лиц позднего возраста к творческой деятельности в рамках групповой работы. Для этого инициируются следующие терапевтические процедуры: осознание пожилыми и старыми людьми собственного креативного потенциала и возможного спектра его проявления, этапов и барьеров процесса творчества, а также отказ от сложившихся стереотипных форм мышления, проявление гибкости восприятия актуальной жизненной ситуации.

2. Установление позитивной перманентной идентичности. Групповая работа концентрируется на коррекции системы представлений лиц позднего возраста о своих физических, психологических и социальных качествах. Терапевтическому воздействию подвергается «Я-образ». Благодаря этому, пожилой человек осознает преемственность и непрерывность собственного существования, несмотря на все изменения, наступающие в структуре организма, в склонностях, навыках, интересах, убеждениях, в жизненной позиции и меняющейся социальной роли.

3. Определение индивидуально-приемлемых форм выражения духовной индивидуальности в социуме. Терапевтическая помощь на этом этапе — облегчить установление адаптивной жизненной позиции у лиц позднего возраста посредством творческого осмысления своего опыта, актуализации способности сопоставлять результаты предшествующего решения, поступка, поворотного момента в жизни с последующими, переживания ценности накопленных форм самовыражения и самоосуществления собственной личности в мире. Определяются сферы общественной жизни и социальные роли, индивидуально приемлемые для гармоничного самовыражения личности.

4. Достижение жизненной компетентности.

Психологическая работа фокусируется на развитии способностей и навыков, позволяющих пожилым и старым людям справляться с требованиями, задачами, трудностями и конфликтами заключительной фазы онтогенеза, а также выступать полноценным субъектом собственной жизнедеятельности и ре-ализовывать свой творческий потенциал в этот возрастной период. Жизненная компетентность личности многими исследователями в области геронтологии связывается с мудростью стариков. Например, по мнению Н.Ф. Шахматова, компетентность личности в период поздней взрослости — это «спокойное и созерцательное отношение к собственному старению, к тому, что оно несет собой, открытие новых радостей в жизни», комплекс свойств, который он определяет как «старческая мудрость» [14, с. 69]. П. Балтес и Дж. Смит рассматривают жизненную компетентность и мудрость как идентичные понятия, обозначающие экспертную систему знаний личности позднего возраста, ориентированную на практическую сторону жизни. Каждый из указанных этапов является необходимым условием последовательной смены фаз самоопределения личности в старости: адаптации, индивидуализации и интеграции. Достижение фазы интеграции свидетельствует о достаточной степени личностной адаптированности. При этом раскрытие креативного потенциала личности выступает универсальным преобразованием, обеспечивающим эффективное функционирование модели фацилитации как в целом, так и отдельных ее элементов.

Таким образом, личностная адаптированность рассматривается нами как позитивный итог разрешения кризиса самоопределения личности в поздние годы, а расстройства адаптации — как негативное завершение указанного процесса.

Модель фацилитации личностной адаптиро-ванности на поздних этапах онтогенеза средствами творческого самовыражения отражает психологическую составляющую профилактики и купирования расстройств адаптации, которая дополняет клиническую картину реакций дезадаптации в пожилом и старческом возрасте.

С клинической точки зрения в формировании расстройств адаптации участвуют три компонента: психотравмирующее событие, дефицит информации о способах решения или совладения с проблемой и личностная предрасположенность [10].

Психотравмирующее событие, как правило, нарушает целостность социальных связей личности или систему ее социальной поддержки и ценностей или же вносит существенные изменения в ее жизнедеятельность. Личностный смысл психотравмирующего события в каждом конкретном случае индивидуален. Наиболее характерными примерами событий, субъективно переживаемых пожилыми и старыми людьми как психотравмирующие, могут быть завершение профессиональной деятельности, переезд на другое место жительства, смерть партнера по браку, поступление в дом-интернат для престарелых и др.

Дефицит информации о решении или компенсации возникшей проблемы может быть связан как с новизной ситуации, так и когнитивными особенностями личности. Недостаточность такого рода информации формирует у лица позднего возраста представление о безысходности актуальной жизненной ситуации.

Личностная предрасположенность включает следующие характеристики: функциональная фиксация, т. е. снижение активности мышления, его стереотипность вследствие чрезмерной опоры на прошлый опыт; избирательность памяти с акцентом на негативные аспекты прошлого опыта; произвольность выводов, выражающаяся в формировании суждений в отсутствие достаточных фактических данных; избирательная абстракция — целостное представление о ситуации складывается на основе одного или нескольких элементов, вырванных из общего контекста, при игнорировании остальных; гипергенерализация — формирование обобщающего вывода на основании единичного случая; «максимизация-минимизация» — приписывание ситуации или отдельным ее аспектам неадекватно преувеличенного или преуменьшенного значения. Указанные личностные характеристики в большей или меньшей степени присущи всем пожилым и старым людям, переживающим кризис позднего возраста.

В качестве конкретных коррекционно-тера-певтических средств групповой психологической интервенции в превентивной работе с лицами позднего возраста по предотвращению расстройств адаптации нами предлагаются следующие:

1) модифицированный вариант таких психотерапевтических приемов из арсенала терапии творческим самовыражением (М.Е. Бурно), как проникновенно-творческое погружение в прошлое; творческий поиск одухотворенности в повседневном; творческое общение с природой, литературой, искусством, наукой; создание творческих произведений;

2) психогимнастические упражнения тренинга креативности (Н.Ю. Хрящева), тренинга партнерского общения (Ю.Н. Емельянов, В.П. Захаров);

3) аутогенная тренировка;

4) арт-терапевтические техники изобразительного творчества: «кооперативное рисование», поэзия в качестве стимула и др.;

5) элементы музыкотерапии (В.И. Петрушин). Эмпирическая проверка психологической модели фацилитации личностной адаптированнос-ти на поздних этапах онтогенеза средствами творческого самовыражения показала: групповая психологическая интервенция, структурированная при помощи различных приемов терапии творчеством, является терапевтически эффективной формой психологической помощи, направленной на то, чтобы облегчить разрешение кризиса личности в период поздней взрослости — достичь достаточного уровня личностной адаптированности и предотвратить формирование реакций дезадаптации у пожилых и старых людей в возрасте 60—80 лет [12].

В заключение следует отметить некоторые защитные реакции психологов и врачей, возникающие при терапевтической работе с лицами позднего возраста.

Во-первых, феноменология естественного процесса старения индивида оценивается ошибочно, и специфические возрастные механизмы адаптации воспринимаются как патологические симптомы того или иного психического расстройства.

Во-вторых, в реабилитационной работе с пожилыми людьми предпочтение отдается медика-

ментозным, а не психотерапевтическим средствам воздействия. Если психологическая интервенция применяется, то, как правило, в более сокращенном варианте, чем с лицами среднего возраста и с самого начала терапии выдвигаются «рационализированные» аргументы подобного рода: «у пациентов старше 60 лет мало шансов на излечение», «высокий риск смерти не позволяет проводить интенсивную психотерапию» и т. д.

В третьих, недостаток собственной профессиональной компетентности и вытекающие отсюда неудачи терапии объясняются присущей пожилым людям «ригидностью личности» и «отсутствием мотивации» к психологической работе.

В четвертых, высказывания психологов и психотерапевтов о пожилых и старых людях очень часто агрессивны и пренебрежительны, налицо стремление инфантилизировать пациента (клиента).

В пятых, комплексное диагностическое обследование не проводится, а выявленные симптомы нарушения жизнедеятельности личности приписываются физиологическому процессу старения.

Приведенные ошибочные защитные реакции можно выявлять и устранять лишь при специальной подготовке психологов и врачей по ге-ронтопсихологии, социальной геронтологии, ге-ронтопсихиатрии, а также проведении суперви-зии и коллегиальном анализе терапии под руководством более опытных психотерапевтов. Без выполнения данных условий обеспечить вы-

сокое качество психологической и психотерапевтической помощи лицам позднего возраста по профилактике и устранению реакций дезадаптации едва ли возможно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы ге-ронтопсихологии. М.: Институт психологии РАН; 2004. 415.

2. Возрастная психология. Н.В. Гамезо [и др.] - М.: Ноосфера; 1999. 269.

3. Ермолаева М.В. Практическая психология старости. М.: ЭКСМО-Пресс; 2002. 320.

4. Клиническая психология. Под. ред. М. Перре, У. Баумана. СПб.: Питер; 2002. 1312.

5. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамиче-ская психиатрия.М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга; 2000. 460.

6. Краснова О.В. Руководство по оказанию социально-психологической помощи старым людям. М.: МГУ; Обнинск: Принтер; 2002. 208.

7. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. М: Академия; 2002. 288.

8. Лидерс А.Г. Психология зрелости и старения 2000; 2: 6-11.

9. Малкина-Пых И.Г. Кризисы пожилого возраста. М.: ЭКСМО; 2005. 368.

10. Старшенбаум Г.В. Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия. М.: Высшая школа психологии; 2003. 367.

11. Филозоп А.А. Психология зрелости и старения 2004; 4: 58-84.

12. Филозоп А.А. Фасилитация личностной адаптирован-ности в период поздней взрослости средствами творческого самовыражения: Автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. Воронеж; 2005. 25.

13. Хойфт Г., Крузе А., Радебольд Г. Геронтопсихосома-тика и возрастная психотерапия. М.: Академия; 2003. 370.

14. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. М.: Медицина; 1996. 302.

Поступила 10.11.2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.