Научная статья на тему 'Теоретические вопросы организации производственной практики в учебных заведениях системы высшего профессионального образования'

Теоретические вопросы организации производственной практики в учебных заведениях системы высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕЛОСТНО-КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ПРИНЦИП ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / INTEGRATED-COMPLEX APPROACH / SEQUENCE PRINCIPLE / INTERSUBJECT LINKS / INDUSTRIAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лисицкий Александр Васильевич

Рассматриваются теоретические вопросы выявления и применения наиболее эффективных подходов к проведению занятий в мастерских и организации производственных практик в учебных заведениях системы высшего профессионального образования. Обоснована необходимость применения целостно-комплексного подхода к планированию и проведению занятий практикумов и производственных практик. Предложен пример учебного плана, иллюстрирующий реализацию целостно-комплексного подхода в профессиональной подготовке студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лисицкий Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL PROBLEMS OF ORGANIZATION OF AN INDUSTRIAL PRACTICE IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF SYSTEM OF THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING

Theoretical problems of detection and application of the most effective approaches to conducting of holdings in workshops and architecture of industrial practices in educational institutions of system of the higher vocational training are considered. Necessity of application of the is integrated-complex approach to scheduling and conducting of holdings of practical works and industrial practices is justified. The instance of the curriculum illustrating implementation of the is integrated-complex approach in professional training of students is offered.

Текст научной работы на тему «Теоретические вопросы организации производственной практики в учебных заведениях системы высшего профессионального образования»

Список работ, посвященных нежеланию осваивать учащимися развитых стран математику и естественные дисциплины, легко продолжить. Нереально ставить задачу изменить общий настрой современного поколения выпускников средних школ. Однако каждый заинтересованный вуз может улучшить ситуацию для себя. Для того, чтобы повысить количество подготовленных («компетентных») абитуриентов, поступающих в данный вуз, необходимо его участие в подготовке школьников.

Различные формы сотрудничества между вузами и средними школами практикуются в различных регионах нашей страны и описаны в многочисленных публикациях. Ведь зародились они в СССР еще в конце 80-х годов XX века, когда отношение числа выпускников школ к количеству мест на первых курсах (тогда еще только государственных) вузов было значительно больше единицы. Однако уже тогда вузы были обеспокоены низким качеством подготовки абитуриентов (о компетенциях в то время никто не говорил). В современных условиях необходимость сотрудничества «школа-вуз» для привлечения в высшую школу более мо-

тивированных и лучше подготовленных абитуриентов возрастает.

Список литературы

1. Mustoe L.R. A Core Curriculum in Mathematics for Engineering in the Third Millennium / L.R. Mustoe // Proceedings of 31st International IGIP Symposium, 2002. — Pp. 514-520.

2. Symonds, R.J. Why do students fail to engage with mathematics support? / R.J. Symonds, D.A. Lawson, C.L. Robinson // Joining forces in engineering education towards excellence. Proc. SEFI and IGIP joint annual conf. 2007. University of Miskolc, 2007. — Pp. 135-136.

3. Kurz, G. Schwerigkeiten beim Ubergang Schule-Hochschule in mathematisch-naturwissenschaftlichen Fachern — Reaktionen der Hochschulen, Local Identity — Global Awareness / G. Kurz // 33rd International Symposium IGIP, 2004. — Pp. 803-809.

4. Chubin, D.E. Why Take More Math? A National Policy Response / D.E. Chubin // Math. Alignment and Transition Conf. South. CT State Univ., New Haven, CT. Sept 29, 2006. — Pp.1-5.

5. ЕГЭ 2008. Математика. Федеральный банк экзаменационных материалов; авт.-сост. Л.О. Денищева. — М.: Эксмо, 2008. — 240 с.

6. Тестов, В. Математика и Болонский процесс / В. Тестов // Высшее образование в России. — 2005. — № 12. — С.40-42.

УДК 378

А.В. Лисицкий, ст. преподаватель

ГОУ ВПО «Курский государственный университет»

теоретические вопросы организации производственной практики в учебных заведениях системы высшего профессионального образования

Уровень требований к профессиональной подготовке будущих учителей технологии, педагогов системы начального и среднего профессионального образования постоянно повышается.

В современное производство внедряются новые технологические процессы с применением более совершенного оборудования российских и зарубежных фирм. Это требует от рабочего приобретения соответствующих знаний и умений для решения различных технологических и производственных задач на современном уровне. Возрастающие требования к профессиональной подготовке специалистов приводят к необходимости выявления и применения наиболее эффективных подходов к организации, проведению занятий в мастерских и организации производственной практики в учебных заведениях системы высшего профессионального образования.

Особое значение производственной практики в профессиональной подготовке рассмотрено в научных работах и исследованиях академика РАО

А.И. Пискунова, Н.И. Макиенко, Г.И. Кругликова и других ученых. В их работах отражена идея установления тесной взаимосвязи обучения с практикой посредством организации профессиональной деятельности в реальных условиях, они обращают внимание на необходимость применения операционно-комплексного подхода к организации и построению учебного процесса на практике [1-3]. Для повышения уровня практической подготовки студентов и оптимизации процесса обучения в Курском государственном университете применен наиболее приемлемый целостно-комплексный подход, теоретическим базисом которого является принцип целостности в организации и построении процесса обучения и операционно-комплексная система освоения учащимися профессиональных умений. Целостно-комплексный подход позволяет предусмотреть реализацию большинства дидактических принципов уже на этапе разработки учебных планов и реализовать их в ходе занятий, а также установить необходимые связи изучаемых

41

технических дисциплин с практической деятельностью студентов.

Этот подход позволяет установить необходимые связи между содержанием изучаемых технических дисциплин и практикой, определить степень значимости учебных предметов для качественного выполнения практических заданий.

Одной из ведущих особенностей предлагаемого целостно-комплексного подхода в подготовке будущих специалистов является принцип последовательности проведения производственной практики по рабочей профессии. Первоначальное обучение студентов проводится на практикуме по рабочей профессии. Основным отличием практикума по рабочей профессии от практики является то, что на нем дают специальные знания по технологиям обработки деталей на металлорежущих станках. Содержание практикума отобрано с обеспечением межпредметных связей, чтобы обучающиеся могли обобщить теоретические знания, полученные при изучении других дисциплин (теория резания металлов, технология конструкционных материалов и материаловедение, оборудование отрасли (металлорежущие станки), инженерная графика, технология машиностроения). В соответствии с учебными планами индустриально-педагогического факультета КГУ часть дисциплин проводится одновременно с практикумом, а часть позже (технология машиностроения на 4-м курсе). Учитывая это, программа практикума предусматривает создание опорных знаний, представлений, которые будут создавать базу для освоения дисциплин, изучаемых позже. Постоянная взаимосвязь между знаниями, полученными на практикуме, производственной практике по рабочей профессии, технологической практике и за-

нятиях большинства технических дисциплин создают систематизированный комплекс технологических знаний и умений, который необходим будущим специалистам для организации ими обучения в учреждениях НПО и СПО.

Практикумы и производственная практика по рабочей профессии являются важными составными частями профессиональной и технологической подготовки, которые представляют систему взаимообусловленных и последовательно взаимосвязанных занятий, составляющих единый комплекс обучения. Каждая из частей комплекса реализует определенные задачи обучения, на которые выделяется конкретное время, позволяющее сформировать профессиональные и технологические знания и умения.

Опыт проведения профессиональной и технологической подготовки показывает, что в ходе практики студенты систематизируют и закрепляют знания по технологическим свойствам, механическим характеристикам и широком применении черных и цветных металлов и их сплавов в народном хозяйстве. С целью приобретения необходимых профессиональных навыков студенты отрабатывают все операции, предусмотренные соответствующими разделами положений Государственного стандарта профессионального образования. Кроме того, они изучают особенности технологии производственных специальностей по металлообработке и приобретают практические профессиональные навыки, поэтому при дальнейшем обучении на третьем курсе после прохождения квалификационной практики студенты сдают квалификационный экзамен с присвоением рабочей специальности «Токарь универсал» 2-го разряда. По окончании технологической

Содержание практикумов и практики по техническим дисциплинам

Курс Учебная дисциплина, практика Продол-житель-ность, ч

1 2 3

1 Квалификационная практика по рабочей профессии Краткое содержание: изучение технических характеристик, устройства, правил наладки и рабочих движений в металлорежущих станках (токарных, сверлильных, шлифовальных, фрезерных и строгальных) технологических групп и применяемом на них режущем инструменте. Выполнение отчетных заданий 72

3 Практикум по рабочей профессии «Механическая обработка металла». Часть 1-я «Токарная обработка металла» Краткое содержание: изучение общего устройства станков токарных групп, взаимодействие узлов и механизмов, их обслуживание; изучение способов и правил наладки станков на выполнение основных токарных работ с применением различных приспособлений, служащих для закрепления деталей и инструментов; изучение технологий выполнения основных токарных работ в соответствии с содержанием программ НПО и СПО, порядка выбора режимов резания по размерам детали и свойствам обрабатываемого материала; изучение порядка разработки и построения технологического процесса обработки деталей на токарных станках. Выполнение практических заданий 84

Окончание табл.

1 2 3

4 Практикум по рабочей профессии «Механическая обработка металла». Часть 2-я «Обработка металла фрезерованием» Краткое содержание: изучение общего устройства станков фрезерных групп, взаимодействие узлов и механизмов, их обслуживание; изучение способов и правил наладки станков на выполнение основных фрезерных работ с применением различных приспособлений, служащих для закрепления деталей и инструментов; изучение технологий выполнения основных фрезерных работ в соответствии с содержанием программ НПО и СПО, порядка выбора режимов резания по размерам детали и свойствам обрабатываемого материала; изучение порядка разработки и построения технологического процесса обработки деталей на фрезерных станках. Выполнение практических заданий 90

5 Квалификационная практика по рабочей профессии Краткое содержание: заточка, переточка режущих и установка режущих инструментов; выполнение практических работ на токарных и фрезерных станках в соответствии с положениями Государственного стандарта профессионального образования; подбор режущих, контрольно-измерительных инструментов и приспособлений в соответствии с технологическим процессом. Выполнение индивидуальных заданий 108

6 Квалификационная практика по рабочей профессии Краткое содержание: выполнение основных токарных и фрезерных работ с применением различных приспособлений и инструментов; знакомство с технологическими возможностями высокопроизводительного оборудования, применяемого на машиностроительных предприятиях; знакомство со способами, видами получения исходных заготовок на производстве для изготовления изделий и порядком разработки технологических процессов на изготовление деталей, содержащих не менее трех технологических операций (токарная, фрезерная, шлифовальная). Выполнение индивидуальных заданий. Получение рабочей специальности «Токарь 2-го разряда» 108

7 Технологическая практика Краткое содержание: построение и разработка технологических процессов для изделий, содержащих различные операции механической обработки; работа с технологической документацией и ее оформление в соответствии с разработанным технологическим процессом; назначение режимов резания и норм штучного времени; знакомство с работой технологического бюро, с работой бюро технического контроля и групп технического нормирования труда на машиностроительном предприятии; работа с технической, технологической и справочной литературой; работа на токарных станках с ПУ. Выполнение комплексных работ на технологическом оборудовании и отчетных индивидуальных заданий. Получение рабочей специальности «Токарь 3-го разряда» 144

практики на 4-м курсе допущенные для этого студенты могут повысить уровень рабочей специальности до 3-го разряда по специальности «Токарь» (таблица).

Закрепление ранее полученных и приобретение новых знаний, представлений на практике способствует усвоению технических дисциплин. Этим обеспечивается постоянная взаимосвязь различных теоретических предметов с практической деятельностью на производстве. Практика позволяет в комплексе решить дидактические задачи по приобретению и систематизации знаний, совершенствование накопленного производственного опыта. Систематизация знаний через практическую деятельность объединяет воедино все дисциплины, без которых невозможно профессиональное совершенствование. Вовлечение студентов в прак-

тическую деятельность, сочетаемую с общетехнической подготовкой, является основным достоинством целостно-комплексного подхода. Данный подход к практике повышает эффективность профессиональной подготовки студентов технологических факультетов.

Список литературы

1. Комплексная педагогическая практика студентов в школе: методическое пособие в помощь начинающему преподавателю педагогики; под ред. А.И. Пискунова. — М.: МГПИ, 1973.

2. Макиенко, Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования / Н.И. Макиенко — М.: Просвещение, 1996.

3. Кругликов, Г.И. Методические аспекты профессионального обучения / Г.И. Кругликов. — М.: Издат. центр «Академия», 2008. — С. 160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.