Информационное право
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
ЧУБУКОВА Светлана Георгиевна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры информационного права и цифровых технологий Московского государственного юридического университeта имени О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: Целью статьи является исследование проблем системы субъектов информационного права. Методологической основой работы выступают системный подход, методы анализа и синтеза, сравнительного правоведения. Рассмотрены понятия субъекта информационного права, субъекта информационного правоотношения. Определены специфические признаки информационной правосубъектности: информационная деятельность как сфера реализации информационной правосубъектности; относительная обособленность информационной правоспособности и информационной дееспособности; наличие возможности реализации специальных информационных прав и обязанностей субъектов правоотношений. Рассмотрена категория «информационная деятельность» как деятельность, обеспечивающая сбор, обработку, хранение, поиск и распространение информации, а также формирование информационного ресурса и организацию доступа к нему. Рассмотрена классификация и некоторые проблемы информационно-правового статуса отраслевых субъектов информационного права: обладатель информации, информационный посредник и пользователь информации.
Abstract: The aim of the article is to investigate the problem of information law subjects system. The methodological basis of the work is a systematic approach, methods of analysis and synthesis, comparative law. The concepts of the information law subject and the information legal relationship subject are considered. The information law subject is a person who has information legal personality, information rights and duties, and potentially capable to become the participant of information legal relationship. Specific signs of information legal personality are defined: information activities as realization of information legal personality; the realization of the special information rights and duties of legal relationship subjects. The category "information activity" is considered. It is collecting, processing, storing, searching information, the creation of information resource and organization of access to it. The legal status of information intermediary is analyzes.
Ключевые слова: информационное право, субъект информационного права, субъект информационного правоотношения, информационная правосубъектность; классификация субъектов информационного права, информационно правовой статус, обладатель информации, информационный посредник, пользователь информации.
Keywords: information law, information law subjects, information law subjects, the subject of information legal relations, information legal personality, classification of information law subjects, informational legal status, information owner, information intermediary, user of information.
В настоящий момент в связи с появлением в законодательстве большого количества новых субъектов информационных правоотношений имеется потребность в развитии общетеоретических положений о системной организации субъектов правовой жизни, их функциональной характеристике и взаимосвязи, в уточнении понятия субъекта информационного права и соотношения понятий субъект информационного права и субъект информационного правоотношения, в анализе содержания правосубъектности субъектов информационного права.
В целях формирования общетеоретической концепции субъектов информационного права необходимо определить общие закономерности их становления и правового закрепления в действующем законодательстве, а также рассмотреть качественное изменение объема правовых возможностей
субъектов в современных условиях информационного общества.
Именно по этой причине весьма значимым представляется, с одной стороны, исследование наиболее общих тенденций формирования основ правового статуса новых субъектов российского информационного права — обладателя информации и информационного посредника, а, с другой стороны, переосмысление вопросов правового оформления положения традиционных субъектов правоотношений, включая само государство, органы государственной власти, субъекты РФ, муниципальные образования, хозяйствующих субъектов и, юридических и физических лиц.
И, конечно, развитие системы субъектов информационного права является обязательным элементом систематизации информационного зако-
нодательства и разработки Информационного кодекса [1, с. 66].
В отечественной юридической науке проблема субъектов права развивается как в рамках общей теории государства и права, так и на уровне отраслевых наук.
Субъект права как теоретико-правовая категория является многоаспектным явлением. В известной работе «Субъект права: теоретическое исследование», ее автор, С.И. Архипов, рассматривая его с разных сторон: в качестве лица (юридической внешности); правовой воли; совокупности правовых связей, правовых отношений; как правовое сознание; как правового деятеля; в качестве социально-правовой ценности; как правосубъектность [2].
При этом все выделенные аспекты до конца не исчерпывают понятия субъекта права. В специальной литературе субъект права также рассматривается, например, в качестве субъекта правонарушения, в качестве стороны, участника правового процесса, как носитель (субъект) правовой культуры и т.д. Исследование различных аспектов научной трактовки субъектов права приводит к выводу о том, что они, находясь в процессе непрекращающегося социального развития, способны постоянно приобретать новые качества, поэтому всегда существует возможность выделения новых аспектов их теоретического понимания.
Большинство правоведов считает недопустимым отождествление понятий субъекта права и субъект правоотношения, несмотря на их видимое сходство и безусловную органическую взаимосвязь [3, с. 504-505; 4 с. 33-34].
Субъект права как категория выступает абстракцией более высокого порядка. Субъект правоотношения - это субъект права, но только ставший участником правоотношения, деятельно реализующий только часть из целого ряда своих прав и обязанностей, которыми он, будучи субъектом права, потенциально обладает. При этом субъект конкретного правоотношения обладает рядом признаков, позволяющих отграничить его от абстрактного субъекта права.
К числу таких признаков следует отнести: свойство обособленности лица (субъекту конкретного правоотношения необходимо иметь нормативно-установленную форму); признак индивидуализации, такой как обозначение, наименование субъекта права для целей его участия в правовых отношениях;
способность и возможность волеизъявления (субъект должен понимать характер и последствия совершенных им деяний и нести ответственность за них, т.е. обладать правосубъектностью).
Правосубъектность выступает в качестве самостоятельной правовой категории, не поглощающей понятия «субъект права» и свидетельствующей о правовой способности субъекта иметь права и обязанности, быть их носителем на любой стадии проявления (приобретать, осуществлять, изменять или прекращать), а также отвечать за неправомерную реализацию и исполнение.
Утверждая общность правосубъектности как научной категории, большинство ученых признают, что правосубъектность как реальное правовое явление имеет отраслевой характер [5, с. 194]. При этом конкретизированный отраслевой характер правосубъектности выражается через правовой статус субъекта права.
Отраслевая правосубъектность - это способность лица быть участником правоотношений той или иной отрасли права. Очевидно, что тот или иной комплекс отраслевых прав и обязанностей лицо может иметь и осуществлять только в том случае, если оно способно сознательно понимать их содержание. Иными словами, социальной основой отраслевой правосубъектности является способность лица к определенным видам сознательной деятельности, которая зависит от совокупности его физических, интеллектуальных, психических и иных физиологических способностей и особенностей.
Кроме этого, при установлении правосубъектности государство учитывает не только способность к сознательной деятельности, но и экономические, политические, духовные, культурные и другие факторы.
Современное состояние разработанности проблемы информационной правосубъектности, как вида отраслевой правосубъектности, едва ли можно признать удовлетворительным. Практически во всех научных работах и учебниках по информационному праву о правосубъектности участников информационных отношений либо упоминается вскользь, либо не упоминается вовсе.
Правосубъектность в ряде отраслей права существует как единая праводееспособность, одновременно охватывающая два момента: возможность обладания правами и обязанностями и возможность их самостоятельного осуществления.
В некоторых же других отраслях права (прежде всего в гражданском праве) правосубъектность как бы разъединяется на относительно обособленные структурные элементы - правоспособность и дееспособность.
В информационном праве категория правоспособности также имеет самостоятельное значение. Субъект информационных правоотношений может обладать правоспособностью, т.е. наличием определенных прав и обязанностей, но при этом может быть лишен дееспособности. При отсутствии у субъекта права дееспособности его может заменить другое лицо, обладающее дееспособностью (родители, опекуны и т.д.)
Информационная правосубъектность предполагает такие качества лица, которые в соответствии с действующим законодательством дают им право быть участниками (сторонами) информационных правоотношений.
На информационную правосубъектность влияют следующие группы факторов: физические свойства личности: (например, возраст - право на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, право на конфиденциальность информации о несовершеннолетнем участнике правонарушения; состояние здоровья - допуск к государственной тайне); социально-демографические, морально-этические и мировоззренческие свойства личности (национальность - право на использование языка; вероисповедание - тайна вероисповедания); применение мер государственного принуждения.
В содержание информационной правосубъектности входят не сами конкретные информационные права и обязанности субъекта информационных правоотношений, а юридическая возможность (или способность) иметь эти права и нести обязанности, возникающие у субъекта информационного права тогда, когда он вступает в конкретные информационные правоотношения. Права и обязанности участников информационных правоотношений устанавливаются информационно-правовыми предписаниями, содержащимися в разнообразных источниках информационного права. Отсюда информационная правосубъектность как юридическая категория имеет относительно самостоятельный, независимый характер. Она наполнена конкретным предметным содержанием и определяется границами установленной законодателем информационной сферы - сферой осуществления информационной деятельности.
Категория «информационная деятельность», как признак информационной правосубъектности, является сравнительно новым понятием. Она как разновидность социальной деятельности представляет собой одну из фундаментальных категорий информационной правовой науки и еще ждет своего исследователя.
Так, И.Л. Бачило, рассматривая информационную деятельность как основу правоотношений в информационной сфере, выделяет три уровня информационной деятельности: общего характера -информационное обеспечение потребностей всех участков работы органа, организации, служащих, работников любой профессии и частных лиц; специальную - осуществляемую соответствующими субъектами, решающими задачи в области массовой информации и информатизации, обеспечивающими консультативную, экспертную и аналитическую работу для неограниченного круга потребителей; специализированную - связанную с решением задач по формированию и использованию государственных информационных ресурсов, технологий и коммуникаций в области развития информационной индустрии и инфраструктуры, осуществления инноваций на основе информационных технологий, обеспечения информационной безопасности общества, государства, личности. При этом автор определяет информационную деятельность как профессиональную деятельность в области создания, сбора, поиска, накопления, обработки, хранения, распространения, предоставления и представления, охраны и защиты информационных ресурсов, информационных технологий использования средств связи, осуществляемую в рамках правового статуса субъекта [6, с. 72-73].
И.М. Рассолов, анализируя понятие информационно-правовой деятельности, выделяет такие ее направления как обеспечение реальных условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы, создание и совершенствование федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином мировом виртуальном пространстве; создание условий для эффективного информационного обеспечения граждан и других потребителей на основе государственных информационных ресурсов, обеспечение национальной безопасности в области информации и информатизации [7, с. 27].
В самом широком понимании информацион-
ная деятельность рассматривается как деятельность, обеспечивающая сбор, обработку, хранение, поиск и распространение информации, а также формирование информационного ресурса и организацию доступа к нему [8].
Очевидно, что главной особенностью информационной деятельности заключается в том, что она носит комплексный характер, так как пронизывает все срезы пространства общественных отношений - частные и публичные, материальные и процессуальные, внутригосударственные и международные.
Все виды информационной деятельности осуществляются как частными лицами, так и государством, и муниципальными образованиями. Иными словами, обобщающая категория «информационная деятельность» складывается из публичной информационной деятельности и информационной деятельности частных субъектов.
Принцип сочетания частного и публичного начала при регулировании информационной деятельности нашел свое отражение в Окинавской хартии глобального информационного общества: «Частный сектор играет жизненно важную роль в разработке информационных и коммуникационных сетей в информационном обществе. Однако задача создания предсказуемой, транспарентной и недискриминационной политики и нормативной базы, необходимой для информационного общества, лежит на правительствах. Необходимо позаботиться о том, чтобы правила и процедуры, имеющие отношение к информационным и коммуникационным технологиям, соответствовали коренным изменениям в экономических сделках с учетом принципов эффективного партнерства между государственным и частным сектором, а также с учетом транспарентности и технологической нейтральности» [9].
Для информационно-правовой науки важно, что частная информационная деятельность имеет двойственную природу, так как, с одной стороны, регулируются нормами информационного права, а, с другой, - нормами других отраслей, в частности гражданского права.
Еще в большей мере это касается переплетения международно-правового и внутригосударственного начал в структуре информационной деятельности. Правоотношения, возникающие в рамках глобальной информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимо регулировать не только и не столько на государственном, сколько на надго-
сударственном, наднациональном уровне.
Таким образом, субъект информационного права - это лицо, обладающее информационной правосубъектностью, наделенное необходимыми информационными правами и обязанностями, и потенциально способное стать участником информационных правоотношений. Под субъектом информационного правоотношения признается участник конкретных информационных отношений, обладающий правосубъектностью, которому информационно-правовыми нормами предписано действовать (поступать) определенным образом или воздержаться от конкретных действий с целью осуществления неза-прещенной законом информационной деятельности. Специфические признаки информационной правосубъектности обусловлены предметом информационного права. Среди них можно выделить: информационную деятельность как сферу реализации информационной правосубъектности; относительную обособленность информационной правоспособности и информационной дееспособности; наличие возможности реализации специальных информационных прав и обязанностей субъектов правоотношений; возможность реализации государственно-принудительных мер субъектами информационных правоотношений, наделенных соответствующими полномочиями; юридические гарантии рассмотрения возникшего информационного спора в административном или судебном порядке.
Важной теоретической задачей является классификация субъектов информационного права и определение их информационно-правового статуса.
В системе субъектов информационного права можно выделить общих субъектов права (государство, юридических и физических лица) и специальных (отраслевых) субъектов.
По объему информационных прав можно выделить следующих специальных субъектов информационного права:
- обладатели информации - лица, самостоятельно создавшие информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации [10]. Данные лица обладают всеми информационными правомочиями в отношении создаваемых ими информации и информационных продуктов;
- информационные посредники - лица, которые оказывают информационные и иные услуги другим субъектам по специальным договорам (операто-
ры связи, сервис-провайдеры и др.), обеспечивают реализацию информационных прав пользователей и обладателей информации;
- пользователи (потребители) информации имеют право использовать информационные продукты в личных целях и наделены законом или обладателем ограниченным правом на распространение информации [11, с. 46-76].
Особой теоретической проблемой информационного права сегодня является информационно-правовой статус информационного посредника.
С точки зрения информационного права, определение информационного посредника необходимо связать с реализацией определенного информационного правомочия: идентификацией пользователей, обеспечением права на доступ к информационным ресурсам и распространением информации.
Во-первых, речь идет о праве выбора информационного посредника. У пользователей информацией должно быть право выбора информационного посредника, исходя из удобства, качества и стоимости предоставляемых услуг. Очевидно, что
Библиография:
необходимость использования определенного информационного посредника должна быть установлена только в федеральном законе, поскольку речь идет об ограничении конституционного права на информацию.
Во-вторых, в законодательстве должны быть закреплены права и обязанности информационных посредников, которые должны корреспондировать с правами и обязанностями лиц, обращающихся за информацией или распространяющих ее.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в научной доктрине еще не проведена комплексная систематизация и классификация всех субъектов российского информационного права. От разработки концепции о субъектах российского информационного права, уяснения содержания информационно-правового статуса, основанного на особенностях реализации прав и исполнения обязанностей каждым субъектом, от анализа проблем, связанных с применением информационного законодательства, и определения путей их решения, зависит дальнейшее развитие науки информационного права.
1. Полякова Т.А. Совершенствование информационного законодательства в условиях перехода к информационному обществу / Т. А. Полякова. // Журнал российского права. 2008. № 1. С. 62-69.
2. Архипов С.И. Субъекты права: теоретическое исследование / С. И. Архипов. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.
- 469 с.
3. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства / В. С. Нерсесянц. М: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. - 552 с.
4. Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности: (Теоретические вопросы). / Г. В. Мальцев. - М., 1968. -143 с.
5. Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности / Н. В. Вит-рук. - М.: Норма, 2008. - 448 с.
6. Бачило И.Л. Информационное право: учебник для вузов / И.Л. Бачило. - М.: Высшее образование, Юрайт-издат, 2009.
- с.
7. Рассолов И.М. Теоретические проблемы Интернет-права / И. М. Рассолов. - М., 2002. - 383 с.
8. Тихомиров, В.П. Введение в информационный бизнес / В.П. Тихомиров, О.В. Голосов, С. А. Охрименко, В. П. Божко, и др. / Под ред. В.П. Тихомирова, А.В. Хорошилова. - М.: Финансы и статистика, 1996 - 240 с.
9. Окинавская хартия глобального информационного общества // Дипломат. вестник. 2000. № 8.
10. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-Ф «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (Ч. 1). Ст. 3448.
11. Информационные правоотношения: теоретические аспекты: коллективная монография / И.М. Рассолов, А. Б. Агапов, В.Н. Протасов, Р. В. Шагиева и др. / под ред. И. М. Рассолова. - М.: Проспект, 2017. - 208 с.