Научная статья на тему 'СУБЪЕКТ ПРАВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА'

СУБЪЕКТ ПРАВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
363
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / информационное общество / субъект права / информационная правоспособность / информационная дееспособность.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дикивский О. А.

В современных условиях происходит информационная (цифровая) революция, инициированная появлением компьютерных сетей и виртуальной реальности. В результате формирования информационного общества возникают новые, ранее неизвестные конфликты и противоречия в сфере сетевого взаимодействия. Это неизбежно влияет на статус субъектов правоотношений. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить особенности правового статуса субъектов права в условиях цифровизации и на этой основе обозначить новые направления научных исследований правосубъектности. В процессе исследования использован формально-юридический метод, который позволил рассмотреть существующие законодательные нормы, регулирующие статус субъекта права. В статье сделан вывод, что субъект права – важный элемент современной правовой системы, но статус субъекта правоотношений в информационном обществе претерпевает существенные трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТ ПРАВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА»

ДИКИВСКИЙ Орест Александрович,

аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, помощник нотариуса, е-таН: [email protected]

СУБЪЕКТ ПРАВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация. В современных условиях происходит информационная (цифровая) революция, инициированная появлением компьютерных сетей и виртуальной реальности. В результате формирования информационного общества возникают новые, ранее неизвестные конфликты и противоречия в сфере сетевого взаимодействия. Это неизбежно влияет на статус субъектов правоотношений. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить особенности правового статуса субъектов права в условиях цифровизации и на этой основе обозначить новые направления научных исследований правосубъектности. В процессе исследования использован формально-юридический метод, который позволил рассмотреть существующие законодательные нормы, регулирующие статус субъекта права. В статье сделан вывод, что субъект права - важный элемент современной правовой системы, но статус субъекта правоотношений в информационном обществе претерпевает существенные трансформации.

Ключевые слова: цифровизация, информационное общество, субъект права, информационная правоспособность, информационная дееспособность.

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -12-177-180 NIION: 2018-0076-12/21-400 MOSURED: 77/27-023-2021-12-599

УДК 347.122

DIKIVSKY Orest Alexandrovich,

postgraduate student of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, assistant notary

THE SUBJECT OF LAW IN THE CONDITIONS OF MODERN INFORMATION SOCIETY

Annotation. In modern conditions, an information (digital) revolution is taking place, initiated by the emergence of computer networks and virtual reality. As a result of the formation of the information society, new, previously unknown conflicts and contradictions arise in the field of network interaction. This inevitably affects the status of the subjects of legal relations. The purpose of the study is to identify the features of the legal status of legal entities in the context of digitalization and on this basis to identify new areas of scientific research of legal personality. In the course of the study, a formal legal method was used, which allowed us to consider the existing legislative norms regulating the status of the subject of law. The article concludes that the subject of law is an important element of the modern legal system, but the status of the subject of legal relations in the information society is undergoing significant transformations.

Key words: digitalization, information society; legal entity, information capacity, information capacity.

Информационно-телекоммуникационная сеть Интернет в современных условиях составляет неотъемлемую часть общественной жизни, поскольку «оцифровка» охватывает значительную часть коммуникационного пространства. В силу той значимой и системообразующей роли, которую играет сегодня информация, современное общество все чаще именуется как информационное [5, с. 33]. В силу этого оно нуждается в таком правовом регулировании, которое учитывает изменение базовых

моделей социальных взаимодействий. Это необходимо, в числе прочего, для защиты прав и законных интересов членов общества, в т.ч., когда они вступают в информационные правоотношения, а также взаимодействуют в виртуальном пространстве.

Новая социальная реальность определяет необходимость использования новых методологических подходов для ее анализа. Поэтому, наряду с традиционным формально-юридическим методом, предлагается акцентировать внимание на

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

современном социологическом антропоцентризме, который позволяет рассмотреть субъект права в качестве центрального элемента правовой системы [1, с. 197].

Доступ к информации сегодня - одна из основных потребностей человека, а также неотъемлемое условие познания как важной части нашей жизни. Информация всегда позволяла человеку жить и выживать, поэтому ее получение, сбор и запись, обработка и передача имеют фундаментальное значение, обеспечивают развитие общества, следовательно, требуют правового регулирования [4, с. 10, 11].

Свобода выражения мнений, право на информацию, образование, неприкосновенность частной жизни, запрет на дискриминацию и другие права и свободы гарантируются Конституцией РФ и международными договорами. Однако их фактическая реализация в рамках электронных коммуникаций далека от установленных стандартов, разработанных в международных договорах после Второй мировой войны в целях укрепления демократического общества.

Наряду с развитием цивилизации, потребность человека в информации привела к необходимости регулирования права на ее получение и передачу. Однако его особое развитие в институциональном смысле происходит в наше время. Наибольшее внимание уделяется доступу к публичной информации. Право на информацию является одним из основных прав человека и гражданина, оно прочно закреплено в конституционных нормах и в федеральном законодательстве [4, с. 11]. Значение права на информацию в публичной сфере сопровождается растущим интересом к этому вопросу и в сфере частного права, т.к. информация играет важную роль и в договорных отношениях с участием потребителей разного рода услуг.

Развитие технологий неизбежно, что также напрямую связано с социальными изменениями, которые навязывает эта технология. Интернет нейтрализует культурные различия, начинает формировать универсальную реальность. В правовой сфере наибольшее внимание уделяется доступу граждан к публичной информации. Однако, в то же время, растет интерес к вопросу о праве на информацию в частноправовых отношениях.

Гражданин от рождения по-разному связан с цифровым пространством. В силу этого, важно установить, кто будет обеспечивать соблюдение права на информацию, полномочного субъекта по обеспечению защиты их интересов. Граждане имеют тесную связь с органами исполнительной власти и местного самоуправления путем регистрации рождения, получение имени, паспорта,

страхового полиса, пенсионного обеспечения и т.д. Все эти действия закреплены в законодательных актах, которые определяют статус гражданина.

Представляется необходимым критически взглянуть на дефиницию гражданина в контексте ее соотнесения с правовым статусом. Понятие «гражданин» весьма неоднозначно, его можно рассматривать как минимум в двух аспектах.

В юридическом смысле гражданин - это лицо, имеющее гражданство, понимаемое как устойчивую связь между индивидом и государством, состоящую из определенных взаимных прав и обязанностей. Права гражданина - это права публичного характера, т.е. они относятся не к отношениям между гражданами, а к отношениям между человеком и государством. Это субъективные права граждан по отношению к государству, гарантированные Конституцией и обычными законами. Гражданские свободы отличаются от прав, задача которых - обеспечить определенную сферу, свободную от государственного вмешательства. Эти права и обязанности, вытекающие из принадлежности к политическому сообществу, поэтому являются важным элементом определения гражданина, понимаемого таким образом [8, с. 178].

Статус личности как субъекта права в условиях цифровизации связан с медиаактивностью.

В соответствии с положениями ст. 3 Закона об информации обладатель информации вправе, если иное не предусмотрено федеральными законами:

1) разрешить или ограничить доступ, указать его порядок и условия;

2) использование и распространение по своему усмотрению;

3) раскрытие третьим лицам;

4) защита прав и др.;

5) выполнять другие действия с информацией или санкционировать выполнение таких дей-ствийп.

Информационные отношения регулируются гражданским законодательством. Доктринальные исследования показывают, что у них нет четко определенной отраслевой принадлежности, они часто встречаются на пересечении различных отраслей права, таких как гражданское, конституционное, финансовое, налоговое, административное, трудовое и др. [3, с. 46]. Информационные правоотношения осуществляют перераспределение сведений о лицах, предметах, фактах, явлениях и процессах в различных социальных сферах независимо от формы идентификации.

Например, правовая основа для свободного доступа к информации в основном регулируется нормами публичного права, а защита права чело-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

века на такой доступ в случае нарушения осуществляется в рамках гражданского режима. Дальнейшее развитие информационного законодательства создаст предпосылки для научного регулирования, устанавливая определенные критерии для установления определенных материальных информационных отношений, и обеспечит их посредничество и защиту в будущем.

В современном обществе обмен информацией играет системообразующую роль, связывающую различные социальные группы, территориальные сообщества и рынки с быстрыми и мобильными медиа и услугами связи. На фоне развития информационного рынка и постоянно растущего значения информационных систем и технологий для всех без исключения отраслей очевидна актуальность совершенствования механизмов правового регулирования информационных отношений.

Такие факторы представляют жизненно важный и естественный интерес как в нормативном направлении правил поведения, соответствующих существующим отношениям, так и в развитии обучения для определения фактического содержания отношений, которые возникают и осуществляются посредством распространения информации.

Определение возможности вступления лица в определенные информационные отношения на стороне носителя права или обязанности — это вопрос определенности информационной правосубъектности как правового явления. Под информационной правосубъектностью понимается способность субъекта информационных правоотношений обладать информационными правами и приобретать своими действиями субъективные информационные права и обязанности, составляющие содержание информационных правоотношений.

Правовой статус субъектов права в условиях цифровизации включает три компонента: информационную правоспособность; информационную дееспособность; информационную деликтоспо-собность.

В отличие от правоспособности субъектов иных правоотношений информационная правоспособность обеспечивает особый статус участникам отношений.

Правовой статус субъектов права в условиях цифровизации определяется правосубъектностью, правами и обязанностями, гарантиями реализации их прав. Субъекты права в условиях циф-ровизации обязаны действовать разумно и добросовестно (ст. 157, 220, 234 ГК РФ), уважая нравственные принципы (ст. 169 ГК РФ) и другие общественно признанные нормы (ст. 241 ГК РФ).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

Официальные определения субъектов правоотношения с информацией в настоящее время закреплены законодательно. Например, в ст. 2 Закона об информации используются понятия владельца информации и оператора информационной системы. Субъектами правоотношений в условиях цифровизации могут быть государственные органы и их представители; местные власти; юридические и физические лица [2].

Российская Федерации, ее субъекты, муниципальные образования — это субъекты права, но они не могут быть субъектами информационных правоотношений, поскольку осуществляют свои права и обязанности. В этом случае необходимо различать два разных понятия «субъект права в условиях цифровизации» и «субъект правоотношений в условиях цифровизации»: первого достаточно для правоспособности информации; последние могут устанавливать информационные и правовые отношения, если они имеют возможность предоставлять информацию.

Информационная правоспособность — это частичное выражение общей правоспособности, которая является обязательным условием для создания информационно-правовых отношений [7, с. 13, 14].

Основные информационные права и обязанности закреплены федеральным законодательством, они распространяются, например, на всех журналистов, операторов связи и т.д., они определяют пределы своего поведения в информационном секторе.

Это означает, что понимание специфики организации, распространяющей информацию, важно для определения ее информационной правосубъектности как предпосылки для формирования ее информационного и правового статуса. Субъективные права и юридические обязанности отображают единство интересов с распространением информации [6].

Таким образом, в условиях цифровизации и формирующегося информационного общества сфера правового регулирования становится многогранной, возникают новые отношения, существенно меняется структура социальных и правовых взаимодействий. Статус субъекта правоотношений изменяется, в этой сфере появляются новые элементы, взаимодействие которых требует модернизации существующих подходов к правовому регулированию. Статус субъекта информационных отношений, определяемый правовыми нормами, зависит от субъекта информационных отношений и вида информационной деятельности. Динамика этого статуса нуждается в изучении. Так же в качестве перспективных направлений для дальнейших исследований можно предложить следующие: использование

новой методологии при исследовании статуса субъектов правоотношений в условиях цифрови-зации; создание новой системы субъектов правоотношений; разработка классификации участников информационного взаимодействия по видам информационной деятельности.

Список литературы:

[1] Залоило М.В., Пашенцев Д.А. Национальный правопорядок России в условиях цифровиза-ции // Вестник СПбУ. Право. - 2019. - Т. 10. - Вып. 2. - С. 196-209.

[2] Конобеевская И.М. Цифровые права как новый объект гражданских прав // Известия Саратовского ун-та. - 2019. - Т. 19. - Вып. 3. - С. 330334.

[3] Николаев А.И. Вопросы цифровизации права в современной юридической доктрине // Вестник МГПУ. Сер.: Юридические науки. - 2019. -№ 4. - С. 44 - 48.

[4] Николаев А.И. Права человека в условиях информационного общества // Вестник МГПУ. Сер.: Юридические науки. - 2017. - № 1. - С. 10 -14.

[5] Пашенцев Д.А. Система права России в условиях перехода к новому технологическому укладу // Вестник МГПУ. Сер. «Юридические науки». - 2020. - № 4. - С. 32 - 38.

[6] Синюков В.Н. Цифровое право и проблемы этапной трансформации правовой системы // Lex russica. - 2019. - № 9 (154). - С. 9-18.

[7] Танимов О.В. Трансформация правоотношений в условиях цифровизации // Актуальные

проблемы права. - 2020. - Т. 15. - № 2(111). - С. 11-18.

[8] Явич Л.С. Общая теория права / под ред. А.И. Королева. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. -285 с.

Spisok literatury:

[1] Zaloilo M.V., Pashencev D.A. Nacional'nyj pravoporyadok Rossii v usloviyah cifrovizacii // Vest-nik SPbU. Pravo. - 2019. - T. 10. - Vyp. 2. - S. 196209.

[2] Konobeevskaya I.M. Cifrovye prava kak novyj ob»ekt grazhdanskih prav // Izvestiya Sara-tovskogo un-ta. - 2019. - T. 19. - Vyp. 3. - S. 330-334.

[3] Nikolaev A.I. Voprosy cifrovizacii prava v sovremennoj yuridicheskoj doktrine // Vestnik MGPU. Ser.: Yuridicheskie nauki. - 2019. - № 4. - S. 44 - 48.

[4] Nikolaev A.I. Prava cheloveka v usloviyah informacionnogo obshchestva // Vestnik MGPU. Ser.: Yuridicheskie nauki. - 2017. - № 1. - S. 10 - 14.

[5] Pashencev D.A. Sistema prava Rossii v usloviyah perekhoda k novomu tekhnologicheskomu ukladu // Vestnik MGPU. Ser. «Yuridicheskie nauki».

- 2020. - № 4. - S. 32 - 38.

[6] Sinyukov V.N. Cifrovoe pravo i problemy etapnoj transformacii pravovoj sistemy // Lex russica.

- 2019. - № 9 (154). - S. 9-18.

[7] Tanimov O.V. Transformaciya pravootnosh-enij v usloviyah cifrovizacii // Aktual'nye problemy prava. - 2020. - T. 15. - № 2(111). - S. 11-18.

[8] Yavich L.S. Obshchaya teoriya prava / pod red. A.I. Koroleva. - L.: Izd-vo Leningr. un-ta, 1976. -285 c.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.