Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА'

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
596
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ЦИФРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шабуров Анатолий Степанович

Работа посвящена исследованию цифровизации как явления. Это новая, но неотъемлемая часть современной жизни, процесс, который оказывает существенное влияние на все общество в целом и отдельные его компоненты. Цифровизация характеризуется как процесс переноса в цифровую сферу функций и деятельности, ранее выполнявшихся людьми и организациями. При этом принципиально меняется характер общественных отношений и их регламентация. Это относится и к праву как важнейшему социальному регулятору. Цифровизация привела к изменению характера права, его особенностей и функций, изменению правового регулирования, всех элементов его механизма - субъектов, объекта и содержания. Она оказывает влияние и на юридическую науку, ее содержание и направление развития, и на особенности юридической профессии, требуя изменения характера и содержания юридического образования. Поэтому цифровизация относится к числу насущных задач современной отечественной науки Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE THEORY OF LAW IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF SOCIETY

The work is devoted to the study of digitalization as a phenomenon. This is a new, but integral part of modern life, a process that has a significant impact on society as a whole and its individual components. Digitalization is characterized as the process of transferring functions and activities previously performed by people and organizations to the digital sphere. At the same time, the nature of public relations and their regulation are fundamentally changing. This also applies to law as the most important social regulator. Digitalization has led to a change in the nature of law, its features and functions, a change in legal regulation, all elements of its mechanism - subjects, object and content. It influences both the legal science, its content and direction of development, and the peculiarities of the legal profession, requiring a change in the nature and content of legal education. Therefore, digitalization is one of the urgent tasks of modern domestic science of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА»

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА

Научная статья

УДК 340

Проблемы теории права в условиях цифровизации общества

Шабуров Анатолий Степанович, Уральский государственный юридический университет, Екатеринбург, Россия, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор e-mail: [email protected]

Аннотация. Работа посвящена исследованию цифровизации как явления. Это новая, но неотъемлемая часть современной жизни, процесс, который оказывает существенное влияние на все общество в целом и отдельные его компоненты. Цифровизация характеризуется как процесс переноса в цифровую сферу функций и деятельности, ранее выполнявшихся людьми и организациями. При этом принципиально меняется характер общественных отношений и их регламентация. Это относится и к праву как важнейшему социальному регулятору. Цифровизация привела к изменению характера права, его особенностей и функций, изменению правового регулирования, всех элементов его механизма - субъектов, объекта и содержания. Она оказывает влияние и на юридическую науку, ее содержание и направление развития, и на особенности юридической профессии, требуя изменения характера и содержания юридического образования. Поэтому цифровизация относится к числу насущных задач современной отечественной науки Российской Федерации.

Ключевые слова: цифровизация, информатизация, коммуникация, цифровые отношения, цифровые технологии, цифровая экономика, цифровизация общества, цифровая личность, Интернет, информационное общество

Problems of the theory of law in the conditions of digitalization of society

Shaburov Anatoly Stepanovich, Law Ural State Law University, Ekaterinburg, Russia, Honored Worker of Higher School of the Russian Federation, Doctor of taw, Professor

Abstract. The work is devoted to the study of digitalization as a phenomenon. This is a new, but integral part of modern life, a process that has a significant impact on society as a whole and its individual components. Digitalization is characterized as the process of transferring functions and activities previously performed by people and organizations to the digital sphere. At the same time, the nature of public relations and their regulation are fundamentally changing. This also applies to law as the most important social regulator. Digitalization has led to a change in the nature of law, its features and functions, a change in legal regulation, all elements of its mechanism - subjects, object and content. It influences both the legal science, its content and direction of development, and the peculiarities of the legal profession, requiring a change in the nature and content of legal education. Therefore, digitalization is one of the urgent tasks of modern domestic science of the Russian Federation.

Key words: digitalization, informatization, communication, digital relations, digital technologies, digital economy, digitalization of society, digital personality, Internet, information society

Современный этап социального и экономического развития общества характеризуется существенным влиянием на него цифровизации. Она сегодня проникает во все сферы общественной жизни людей, регламентирует деятельность сообществ и требует серьезных технологических преобразований государственных структур.

Изменения претерпевают политические, экономические и социальные институты. Не является исключением и сфера правового регулирования, право в целом, которое становится не только средством регулирования общественных отношений, но и объектом воздействия и влияния цивилизации. Происходит изменение его формы, механизма реализации и функционирования.

«Цифровизация» как категория не имеет пока официального нормативного закрепления (Интересно, что в распоряжении Правительства Москвы от 11 октября 2010 г. № 2215-РП цифровизация нормативно закрепляется как «переход аналоговых форм передачи информации на цифровую».)

Отсутствует ее определение и в специальных современных российских словарях. Однако в белорусском издании, специальном толковом словаре цифровизация характеризуется как «новый этап автоматизации и информатизации экономической деятельности и государственного управления, процесс перехода на цифровые технологии1.

В науке под цифровизацией понимается «современный общемировой тренд развития экономики и общества, который основан на преобразовании информации в цифровую форму и приводит к повышению эффективности экономики и улучшению качества жизни»2. Ее можно характеризовать как процесс переноса в цифровую сферу функций и деятельно-стей ранее выполнявшихся людьми или организациями.

Особенностью цифровизации является то, что процесс внедрения цифровых технологий охватывает все стороны общественной жизни: экономику, науку, социальную сферу. В круг ее воздействия подпадает и система социального регулирования и, прежде всего, система правового регулирования, и право как ее основа. В широком смысле «цифровизация предполагает преобразование информации в цифровую форму, переход общества на цифровой способ формирования, обработки и передачи данных. Причем цифрованию подвергаются самые различные виды информации: письменный текст, звук, видеоизображение.

1См.: Толковый словарь терминов и понятий по вопросам цифровой трансформации // Официальный портал государственного комитента по науке и технологиям республики Беларусь. Минск, 2020.

2 Халин В. Г., Чернова Г. В. Цифровизация и ее влияние на цифровую экономику и общество: преимущество, вызовы,

угрозы и риски //Управленческое консультирование. 2018. № 10. С. 47.

А это принципиально меняет характер общественных отношений, воздействуя на все их составляющие. Такое воздействие не может не сказываться на развитии права, требуя принципиальных изменений как характера самого права, как регулятивной системы, так и характера правового регулирования и всех его элементов и сторон.

Указанный процесс имеет как положительные, так и негативные проявления. Так, право в условиях развития цифровых технологий становится более доступным для населения (для субъектов правового регулирования), так как все более доступной становится телекоммуникационная сеть «Интернет» и другие технологии. Это, в свою очередь, способствует развитию демократических механизмов в сфере правового регулирования, в частности, способствует вовлечению населения в процесс правотворчества. Однако цифровые технологии переводят процесс правового регулирования в виртуальную среду. В этом случае граждане, не имеющие доступа к интернету или не владеющие цифровыми технологиями, снижают свою социальную активность.

Большая роль в развитии цифровизации на общенациональном уровне отводится государству и осуществляется посредством нормативно-правового регулирования, финансирования и эффективного управления.

В России разработан ряд базовых документов, в которых содержатся характеристика и стратегия информатизации и цифровизации российского общества. Так, 27 июля 2006 г. был принят Федеральный закон «Об информатизации, информационных технологиях и защите информаций». Также следует выделить Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017- 2030 гг., утвержденную Указом Президента России 9 мая 2017 г., Программу «Цифровая экономика Российской Федерации», принятую распоряжением Правительства РФ 28 июля 2017 г. В них подчеркивается необходимость цифровизации экономики и других сфер жизни. При этом, однако, не раскрываются слабые стороны и риски предлагаемых направлений развития. Но совершенно очевидно, что одним из недостатков является именно отсутствие необходимого нормативного регулирования организации и функционирования рассматриваемого процесса.

В литературе термин «цифровизация» рассматривается в двух аспектах: как процесс внедрения цифровых технологий генерации, обработки, хранения и передачи данных в различные сферы человеческой деятельности и как современный этап развития информации, отличающийся преимущественным использованием цифровых технологий генерации, обработки, передачи, хранения и визуализации информации»3. Переход современного российского

3 Плотников В. А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике [Электронный ресурс]. 1Ж1.: https://cyberleninka.ru. СПб, 2018.

общества к цифровой модели развития затрагивает и сферу правового регулирования. По мнению Е. Е. Тонковой и Л. А. Пожаровой, именно цифровизация представляет один из действенных способов оптимизации правового регулирования при помощи информационных и коммуникативных технологий1.

В последнее время в России резко возросло количество научных публикаций, в которых осуществляется анализ сущности цифровизации, подчеркивается ее прогрессивное значение в регулировании общественных отношений, в организации деятельности и развитии общества. Т. Я. Хабриева в своей специальной лекции выступила с утверждением, что XXI век войдет в историю как век, основную повестку которого определяет цифровизация2. При этом автор рассматривает позицию В. С. Степина, утверждающего, что общество вообще находится на стадии «фазового перехода», после чего человечество будет жить в новой общественно-экономической формации. Данное утверждение аргументируется тем, что наряду с существующими сегодня появляется новый класс - это субъекты, которые работают с компьютерами, с цифровой техникой, используют в работе новые технологии и т. д.3

Более широко трактует цивилизацию Т. Н. Анциферова, понимая ее как формирование цивилизации цифрового мира и как следствие цифрового общества4.

В отдельных выступлениях ученых на различного рода конференциях, круглых столах и т. д. подчеркивается роль цифровизации и при этом делается вывод о том, что это едва ли не единственный способ прогрессивного развития общества, ликвидация споров и противоречий различного уровня. Так, по мнению В. Д. Зорькина «цифровые технологии могут существенно повысить качество правоприменения в органах исполнительной власти»5. Д. А. Пашенцев считает возможным «внедрение электронного правосудия, при котором решение по типичным делам может принимать робот, а не судья»6.

Однако большинство ученых критически относятся к идее перевода различных сфер правового регулирования на цифровую, информационную основу. Скептически относясь к подобным предложениям,

1 См. Тонков Е. Е., Пожарова Л. А. Правовое регулирование в условиях цифровизации общества: проблемы и перспективы // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. 2019. Т. 44. № 3. С. 38.

2 Хабриева Т. Я. Право в условиях цифровизации. СПб: СПУП, 2019. Вып. 189. С. 7.

3Там же. С. 8.

4 Анциферова Т. Н. Цифровизация как фактор трансформации современного общества // Цифровая наука. 2020. № 5. С. 116.

5 Зорькин В. Д. Право в цифровом мире // Российская газета. 2018. № 3115.

6 Пашенцев Д. А. Российская законотворческая традиция

перед вызовом цивилизации» // Журнал российского пра-

ва. 2019. № 2. С. 7.

Г. В. Мальцев утверждал, что «современному технизированному миру предлагается очередная социальная утопия»7.

Н. А. Петухов и М. В. Чижов также указывали, что «применяемые в ходе осуществления правосудия информационные и коммуникационные технологии являются одним из способов повышения эффективности правосудия, но не способствуют переходу к новому типу правосудия - к электронному правосудию»8.

Рассматривая негативные последствия цивилизации для обеспечения организованности общественных отношений, Э. В. Талапина полагает, что здесь появляются сложности не только организационного характера. По ее мнению «даже классическая теория права находится под угрозой от воздействия новых технологий и в особенности интернета»9.

Проведенные научные исследования показывают, что цифровизация не приводит к ликвидации права либо к его отрицанию. Оно лишь меняет свою сущность, особенности, признаки и содержание. При этом возрастает роль неправовых регуляторов общественных отношений. Поэтому перед правовой наукой стоит задача - выявить проблемы права и правового регулирования, образовавшиеся в ходе цифровизации, определить и наметить пути и формы их преодоления.

Поскольку при цифровизации возрастает роль неправовых регуляторов общественных отношений, то для обеспечения надлежащего и эффективного регулирования всех общественных отношений необходимо определить границы правового и неправового регулирования (к которому относится и цифровизация).

При этом следует учесть, что основные теоретические положения и признаки права «в цифровую эпоху теряют прежний смысл»10. Поэтому каждый компонент права, правового регулирования требует новой характеристики, нуждается в дополнении и уточнении.

Рассмотрим специфические изменения отдельных общетеоретических компонентов системы правового регулирования.

К особенностям цифровых отношений следует отнести специфический субъектный состав, наличие значительного числа специфических правовых режимов, отдельных правовых технологий. Правовой инструментарий управления правовой среды расширяется за счет регуляторных инструментов, различных правовых технологий, объектов и институтов. Перед исследователями стоит задача анализа виртуального и реального в праве разработки методологии юридической науки, ее обогащение познавательными средствами, позволяющими изучать право с позиций соотношения материального и виртуального.

7 Мальцев Г. В. Нравственные основания права. М., Изд. современного гуманитарного университета. М., 2008. С. 272 .

8 Российское правосудие. 2015. № 6. С. 46.

9 Талапина Э. В. Право и цифровизация: новые вызовы и перспективы // Журнал российского права. 2018. № 2. С. 15.

10 Там же.

Важное значение имеет определение места права в системе новых нормативных комплексов в рамках социальных норм и иных регуляторов общественных отношений. При этом возникает и развивается концепция опережающего отражения в праве общественных отношений в сфере национальных цифровых технологий.

Меняется динамика правового регулирования. В классической системе правового регулирования оно начинается при наличии отношений, требующих правового регулирования. Затем осуществляется их правовая регламентация и дальнейшая реализация регламентирующих норм. В системе же цифровиза-ции цифровые отношения возникают только после цифровизации соответствующей сферы. То есть вначале осуществляется регламентация (цифровая), а лишь затем формируются соответствующие оцифрованные отношения. Этот процесс характеризуется как опережающее отражение в праве отношений в сфере цифровых технологий.

Это позволяет сделать вывод, что законы будущего - это не нормативные акты, а алгоритмы. То есть многие функции государства будут автоматизированы, и их осуществление будут происходить лишь после регламентации посредством языка программирования. Это говорит о возможности формирования специфического программного права как важного специфического элемента его системы. То есть под цифровым государственным управлением понимается использование цифровых сетей передачи данных в процессе регулирования отношений. Примером может служить система голосования в ходе выборов через Интернет.

Важное значение для характеристики права, особенностей правового регулирования имеет субъект права. Согласно общепризнанным положениям правовой теории, субъекты права - это индивиды или организации, которые в силу норм права могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и обязанностей.

Основные особенности субъектов права заключаются в том, что они в качестве таковых выступает в силу норм права, т. е. лишь будучи закрепленными в них. Специфическими свойствами субъектов права являются их известная внешняя обособленность и персонификация, т. е. способность выступать вовне в виде отдельного лица - персоны, при этом они должны быть способными вырабатывать, выражать и осуществлять единую волю1.

Интернет обусловил появление информационных посредников: провайдеров, брокеров и прочих субъектов. Это вызывает потребность закрепления их правового статуса в нормативном порядке. Но при этом возникает необходимость введения ответственности операторов связи, операторов информационных систем за необеспечение их устойчивости и доступности.

1 Алексеев С. С. Проблемы теории права: курс лекций: в 2-х т. Свердловск, 1972. Т. 1. С. 9.

Однако цифровизация вызывает технологически обоснованное появление и принципиально новых субъектов. Так, наряду с человеком появляется «цифровая личность» как новый субъект права2, который «прячется» за виртуальный цифровой образ.

Влияние цифровых технологий на правовую сферу проявляется и в увеличении субъектов права, среди которых появляются нетипичные субъекты. Так, наряду с законодательно закрепленными лицами появляется виртуальный цифровой образ (Такова, например, «цифровая личность» в нормативных актах о робототехнике.)

В работах отдельных авторов ставился вопрос и об использовании в судебной деятельности роботов-судей. Подобный вопрос представляется весьма спорным, ибо робот при всем своем совершенстве не способен к мыслительной деятельности. В частности, совершенно очевидно, что робот не способен на такой атрибут судебной деятельности, как «судебное усмотрение». В этом случае под угрозу ставится и дискреционные полномочия судебной власти, которые реализуются при наличии правовой неопределенности на основе профессионального опыта и внутреннего убеждения судьи3.

В литературе отдельными авторами поднимался вопрос о правовом статусе роботов4. А в Программе «Цифровая экономика» этот вопрос выносится в практическую плоскость: в ней была поставлена задача регулирования правовых вопросов, связанных с использованием робототехники, искусственного интеллекта.

Если подобное предложение можно принять, то совершенно невозможно дать ответ на вопрос об ответственности роботов: кто несет ответственность за их деятельность: разработчик, собственник или пользователь?

Кроме того, при рассмотрении проблемы виртуальных субъектов появляются общетеоретические вопросы о правосубъектности, ее возникновении, изменении либо прекращении, ее формах, времени, юридической ответственности. Это сопряжено с погружением в виртуальное пространство, переводом в цифровую форму и осуществлением действий и операций, посредством которых реализуются те или иные функции5.

В условиях цифровизации не меньшие проблемы возникают и в связи с трансформацией объекта (предмета) правового регулирования, т. е. того, по поводу чего возникают правовые связи - правоот-

2 Там же.

3 Татарова А. Д. Понятие и признаки дискреционных полномочий судей // Вестник Балтийского федерального университета им И. Канта. 2014. Вып. 9. С.113.

4 Азхипов В. В., Наумов В. Б. О некоторых вопросах теоретических оснований развития законодательства о робототехнике: аспекты воли и правосубъектности // Закон. 2017. № 5. С. 157-170.

5 Хабриева Т. Я. Право перед вызовами цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 9. С. 12.

ношения. Согласно действующему законодательству таковыми являются вещи, продукты духовного творчества, личные неимущественные блага, результаты действий субъектов права и т. д.

Однако различного рода технологии, осуществляемые в процессе цифровизации, породили и образование принципиально новых (суррогатных) объектов. Их введение, конечно, не могло обойтись без создания новых специальных норм. Так, например, известна попытка нормативного введения электронных денег, «криптовалют» вместо бумажных. В прежней редакции ГК РФ и УК РФ была попытка закрепления суррогатных денег.

В последнее время в работах отечественных исследователей много внимания уделено анализу «информации», которая характеризуется как универсальный объект права, существующий в любой отрасли.

В 1990 г. информация была закреплена в качестве объекта гражданских прав в ст. 128 ГК РФ. И хотя эта статья была отменена, но сегодня вновь предлагается рассматривать информацию в качестве самостоятельного объекта1.

Развитие права в условиях цифровизации связано с формированием широкой группы цифровых правоотношений. Они характеризуются как «урегулированные правом отношения по использованию данных в цифровом виде, а также результатов анализа данных и результатов обработки и использования таких данных в различных сферах общественной жизни с использованием цифровых технологий»2.

В процессе цифровизации права не только изменяются, но и появляются новые по характеру и содержанию правоотношения. Прежде всего, можно отметить, что появляются новые отношения, которые пока вообще не могут быть урегулированы нормативно. В частности, юридическая сила и правовой характер отдельных виртуальных действий уже законодательно признаны. Например, в рамках действующего законодательства выражается согласие на заключение сделки в интернете по правилу «двух кликов». Многие отношения в этом случае осуществляются виртуально.

В рамках уголовного права изменяются элементы состава преступления. Так, в качестве нового отягчающего обстоятельства введено совершение преступлений с использованием информационно-коммуникационных сетей (включая и сеть «Интернет»). Комментарий в социальной сети, «репост» или просто «лайк» может квалифицироваться как деяние, содержащее состав преступления.

Интерес представляют новые отношения, связанные с куплей-продажей в интернете вещей. Таковы, например, нормы ГК РФ о регламентации автомати-

1 Архипов В. В., Наумов В. Б., Пчелинцев Г. А., Чирко Я. А. Открытая концепция регулирования Интернета вещей // Информационное право. 2016. № 2. С. 18-25.

2 Минбалеев А. В. Цифровое право как комплексный институт российского права // Проблемы права. 2019. № 4 (73). С. 61.

зированных действий. Примером могут служить положения ст. 498 ГК РФ «Продажа товаров с использованием автоматов».

В своей практике цифровизация порождает разнообразные технологии, предполагающие изменение всех сторон права, его содержания, механизма, методов регулирования. При этом существенное влияние оказывается и на систему права. В частности, изменение ее характера проявляется в образовании новых, прежде всего, комплексных отраслей3. Поскольку отношения цифровизации в процессе виртуальной регламентации касаются всех сфер, то их регламентация не может ограничиться изменением норм отдельной действующей отрасли права, а вызывает образование новых отраслей, которые по своему характеру выступают как комплексные отрасли. Комплексные отрасли - относительно новая проблема теории права. В отечественном правоведении главным образом анализировались основные, профилирующие отрасли (конституционное, гражданское, уголовное, административное право), соответствующие им процессуальные отрасли, а также специальные отрасли (трудовое, финансовое, земельное право). Указанные отрасли системно консолидировались на право публичное и частное. Основанием их деления являлись конкретный предмет и метод правового регулирования.

В условиях цифровизации в обществе появились отношения весьма специфические по своему характеру и содержанию. С учетом их особенностей их можно определять как «цифровые отношения», которые в науке отмечаются как «урегулированные правом отношения по использованию данных в цифровом виде, а также результат обработки и использования таких данных в различных сферах общественной жизни с использованием цифровых технологий»4. В качестве примера можно привести отношения, субъектами которых являются виртуальные и «цифровые» личности.

Особенности общественных отношений в цифровой сфере заключается в том, что они:

- возникают по поводу использования данных в цифровом виде;

- являются комплексными, формирующимися в рамках различного вида отношений;

- имеют сквозной, универсальный характер, т. к. допускают возможность использования цифровых данных и технологий во всех сферах общественной жизни;

- имеют техническую и технологическую обусловленность;

- регулирование их допускает использование различных приемов, средств и способов правового регулирования;

3 Хабриева Т. Я., Черногор Н. Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 1. С. 90.

4 Минбалеев А. В. Цифровое право как комплексный институт российского права // Проблемы права. 2019. № 4 (73). С. 61.

- для них характерен особый режим объектов цифрового права1.

При этом такие отношения связаны с использованием широкого спектра цифровых технологий, и появлением новых потенциальных участников общественных отношений - роботов и искусственного интеллекта.

Объектом цифровых правоотношений является информация в формате цифровых данных и соответствующие цифровые технологии. Они характеризуют вполне определенный предмет правового регулирования. Однако регуляция этих отношений осуществляется нормами различных отраслей и, соответственно, различными методами. Такие отрасли наукой определяются как комплексные. Среди них видное место занимают хозяйственное, природоохранное, предпринимательское и военное право. Но процесс цифровизации привел к образованию специфической комплексной отрасли - информационного права. Ее особенность определяется спецификой предмета регулирования. При правовом регулировании информации вообще стирается грань и утрачивается деление права на публичное и частное. Информация и технологии в каждой отрасли права определяют единую логику права. То тесть цифрови-зация приводит к стиранию граней между отраслями права. И если отрасли имеют свой предмет и метод правового регулирования, а комплексные - только свой предмет, то для информационного права и предмет, и метод имеют сложный комплексный характер.

Однако особенности цифровизации порождают изменения не только на уровне отраслей. Не менее принципиальные изменения происходят и на уровне правовых институтов.

Вместе с тем в современных условиях отмечается появление особых «циклических правовых массивов», которые пронизывают всю систему права, не обособляясь при этом в качестве отраслей или институтов права.

В рамках законодательства формируется обособленный комплекс правовых норм, регулирующий цифровые отношения, определяемые как «цифровое право». В литературе оно определяется как «комплексный институт права, который представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих цифровые отношения, возникающие и реализующиеся как в собственной информационной сфере, так и в различных иных сферах общественной жизни»2. То есть в процессе цифровизации общества не только утрачивается специфика правового регулирования, но и теряются особенности самого права как социального регулятора.

Характеризуя особенности права и правового регулирования, следует обратить внимание и на ис-

1 Минбалеев А. В. Цифровое право как комплексный институт российского права // Проблемы права. 2019. № 4 (73). С. 61, 62.

2 Хабриева Т. Я., Черногор Н. Н. Право в условиях цифровой

реальности // Журнал российского права. 2018. № 1. С. 90.

точники права. Российское право относится к рома-но-германской системе, основной источник которой нормативный правовой акт, основная его форма - закон как акт высшей юридической силы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Но интернет порой замещает законы, появляются новые модели, которые пока сложно применить к правовой сфере. Так, в качестве регулятора вводится программный код. Это дало основание Н. Н. Черного-ру утверждать, что право трансформируется в иной социальный регулятор, который осуществляет воздействие не совместно с правом и не параллельно с ним, а вполне самостоятельно. Практически в профессиональной юридической деятельности используется программное обеспечение ЭВМ, начиная от MicrosofOfice или специализированные справочные системы «КонсультантПлюс», « Гарант» и др.

Растущая роль информации как ценностного ресурса и развитие технологий приводят к тому, что меняется сама реальность и особенности как элементов гражданского общества, так и социально-политических институтов3.

Сказанное свидетельствует о том, что сейчас формируется специфическое цифровое пространство (цифровизированное общество), требующее особой системы регулирования.

Однако несмотря на указанные недостатки, развитие общества эволюционируется и его цифровизация неизбежна. Развитие цифровизации и трансформации общества вызывает необходимость развития новых методов, средств и приемов.

Вслед за изменением сферы правового регулирования меняется не только форма и содержание права, но и в какой-то степени и его сущность.

А это вызывает и изменение характера правовой регуляции.

Как указывалось, законы будущего - это алгоритмы. А поэтому правовые императивные веления следует переводить на язык программирования. Однако при этом наблюдается определенный парадокс. Право - социальный регулятор отношений, его функция - регулировать общественные отношения. Алгоритмы же призваны не регулировать, а управлять, когда стороной выступает искусственный интеллект. То есть здесь налицо отсутствие правосубъектности. Алгоритмы формируют императивные отношения между человеком и искусственным интеллектом либо между несколькими интеллектами. Следовательно, сущностную основу права и правового регулирования в эпоху цифровизации определяет не воля класса (государства), не абстрактные права человека, а искусственный интеллект. Именно он и определяет суть и характер правового регулирования и социального воздействия, характеризуя со своей стороны сущность права как явления.

3 Торотова А. М. Цифровизация общества: проблемы реализации и новые возможности (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11. Социология. 2021. № 1. С. 118-132.

В условиях роботизации различных юридических профессий интерес представляет вопрос о перспективах юридической профессии. Юриспруденция - это творческая работа, профессия, требующая не только знания закона, но и искусства его применения. Поэтому весьма сомнительным представляется предложение о создании искусственного интеллекта в сфере правового регулирования. Пока же учеными предлагаются различные пути, рассматриваются перспективы развития права как социального регулятора в условиях цифровизации. Скорее всего, это будет гибридная форма регулирования, основанная на сочетании правовых и информационно-цифровых начал. А это требует специальной юридической подготовки профессионалов-юристов.

Цифровизация оказывает влияние на все стороны права и правового регулирования, и юридической деятельности. Наряду с экономическими преобразованиями изменению подвержены и политические институты. Цифровое взаимодействие в современных условиях является приемлемым для новых форм государственного управления и правового регулирования.

Под воздействием цифровизации наблюдается изменение роли права и переосмысление его как социального регулятора. Изменения происходят не только в отдельных сферах общественной жизни, но и в отношении прав человека, отражающих сущностную сторону права. Законодательно формируется новый категориальный аппарат. В число правовых категорий вводятся такие, как «цифровое право», «цифровая экономика», «информационное общество», «информационная безопасность» и т. д.

Отдельные из них получили законодательное определение. Так, в ГК РФ введена новая статья 141.1, в которой дается дефиниция категории «цифровые права». Согласно положению статьи «цифровыми правами признаются названные в таком качестве в Законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам».

В условиях цифровизации права интерес представляет вопрос о юридической профессии в условиях массовой роботизации, а следовательно, и вопросы юридического образования.

В своей речи на Петербургском международном экономическом форуме 2017 г. В. В. Путин в качестве одной из основных задач указал на необходимость увеличения выпуска специалистов в сфере цифровой экономики и приведения к всеобщей цифровой грамотности. В российских вузах вводят новые специальности (например, «кибернетическая безопасность»). В программу подготовки специалистов включаются новые учебные дисциплины, такие как «Информационное право», «Правовое регулирование электронной коммерции», «Правовое обеспечение систем искусственного интеллекта» и др.

Для развития права цифровизированного общества важно обогатить правовую науку и юридическую практику базовыми нормами, методологией и принципами регулирования цифровых отношений, категориальным аппаратом, необходимым для развития цифрового права.

А это требует изменения и программ, и методики преподавания правовых дисциплин и особенно «Теории права». Безусловно, в содержание программы по теории права должен быть включен раздел «Право в условиях цифровизации общества», содержащий характеристику изменения права и правового регулирования в эпоху цифровизации.

Библиографический список

1. Азхипов В. В. О некоторых вопросах теоретических оснований развития законодательства о робототехнике: аспекты воли и правосубъектности / В. В. Азхипов, В. Б. Наумов // Закон. - 2017. - № 5. - С. 157-170.

2. Алексеев С. С. Проблемы теории права: курс лекций: в 2-х т. / С. С. Алексеев. - Свердловск, 1972. - Т. 1.

3. Анциферова Т. Н. Цифровизация как фактор трансформации современного общества / Т. Н. Анциферова // Цифровая наука. - 2020. - № 5.

4. Архипов В. В. Открытая концепция регулирования Интернета вещей / В. В. Архипов, В. Б. Наумов, Г. А. Пчелинцев, Я. А. Чирко // Информационное право. - 2016. - № 2. - С. 18-25.

5. Зорькин В. Д. Право в цифровом мире / В. Д. Зорькин // Российская газета. - 2018. - № 3115.

6. Мальцев Г. В. Нравственные основания права / Г. В. Мальцев. - М., Изд. современного гуманитарного университета, 2008.

7. Минбалеев А. В. Цифровое право как комплексный институт российского права / А. В. Минбалеев // Проблемы права. - 2019. - № 4 (73).

8. Пашенцев Д. А. Российская законотворческая традиция перед вызовом цивилизации» //Журнал российского права. - 2019. - № 2.

9. Плотников В. А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике [Электронный ресурс] / В. А. Плотников. - URL: https://cyberleninka.ru.

10. Талапина Э. В. Право и цифровизация: новые вызовы и перспективы / Э. В. Талапина // Журнал российского права. - 2018. - № 2.

11. Татарова А. Д. Понятие и признаки дискреционных полномочий судей / А. Д. Татарова // Вестник Балтийского федерального университета им И. Канта. - 2014. - Вып. 9.

12. Толковый словарь терминов и понятий по вопросам цифровой трансформации // Официальный портал государственного комитента по науке и технологиям республики Беларусь. - Минск, 2020.

13. Тонков Е. Е. Правовое регулирование в условиях цифровизации общества: проблемы и перспективы / Е. Е. Тонков, Л. А. Пожарова // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. - 2019. -Т. 44. - № 3.

14. Торотова А. М. Цифровизация общества: проблемы реализации и новые возможности (Обзор) / А. М. Торотова // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11. Социология. - 2021. - № 1. - С. 118-132.

15. Хабриева Т. Я. Право в условиях цифровизации / Т. Я. Хабриева. - СПб: СПУП, 2019. - Вып. 189.

16. Хабриева Т. Я. Право перед вызовами цифровой реальности / Т. Я. Хабриева // Журнал российского права. - 2018. - № 9.

17. Хабриева Т. Я. Право в условиях цифровой реальности / Т. Я. Хабриева, Н. Н. Черногор // Журнал российского права. - 2018. - № 1.

18. Халин В. Г., Чернова Г. В. Цифровизация и ее влияние на цифровую экономику и общество: преимущество, вызовы, угрозы и риски / В. Г. Халин, Г. В.Чернова // Управленческое консультирование. - 2018. -№ 10.

Bibliograficheskij spisok

1. Azkhipov V. V. O nekotoryh voprosah teoreticheskih osnovanij razvitiya zakonodatel'stva o robototekhnike: aspekty voli i pravosub»ektnosti / V. V. Azkhipov, V. B. Naumov // Zakon. - 2017. - № 5. - S. 157-170.

2. Alekseev S. S. Problemy teorii prava: kurs lekcij: v 2-h t. / S. S. Alekseev. - Sverdlovsk, 1972. - T. 1.

3. AnciferovaT. N. Cifrovizaciya kak faktor transformacii sovremennogo obshchestva / T. N. Anciferova // Cifrovaya nauka. - 2020. - № 5.

4. Arhipov V. V. Otkrytaya koncepciya regulirovaniya Interneta veshchej / V. V. Arhipov, V. B. Naumov, G. A. Pchelincev, YA. A. CHirko // Informacionnoe pravo. -2016. - № 2. - S. 18-25.

5. Zor'kin V. D. Pravo v cifrovom mire / V. D. Zor'kin // Rossijskaya gazeta. - 2018. - № 3115.

6. Mal'cev G. V. Nravstvennye osnovaniya prava / G. V. Mal'cev. - M., Izd. sovremennogo gumanitarnogo universiteta, 2008.

7. Minbaleev A. V. Cifrovoe pravo kak kompleksnyj institut rossijskogo prava / A. V. Minbaleev // Problemy prava. - 2019. - № 4 (73).

8. Pashencev D. A. Rossijskaya zakonotvorcheskaya tradiciya pered vyzovom civilizacii» //ZHurnal rossijskogo prava. - 2019. - № 2.

9. Plotnikov V. A. Cifrovizaciya proizvodstva: teoreticheskaya sushchnost' i perspektivy razvitiya v rossijskoj ekonomike [Elektronnyj resurs] / V. A. Plotnikov. - URL: https://cyberleninka.ru.

10. Talapina E. V. Pravo i cifrovizaciya: novye vyzovy i perspektivy / E. V. Talapina // ZHurnal rossijskogo prava. - 2018. - № 2.

11. Tatarova A. D. Ponyatie i priznaki diskrecionnyh polnomochij sudej / A. D. Tatarova // Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im I. Kanta. - 2014. - Vyp. 9.

12. Tolkovyj slovar' terminov i ponyatij po voprosam cifrovoj transformacii // Oficial'nyj portal gosudarstvennogo komitenta po nauke i tekhnologiyam respubliki Belarus'. - Minsk, 2020.

13. Tonkov E. E. Pravovoe regulirovanie v usloviyah

cifrovizacii obshchestva: problemy i perspektivy / E. E. Tonkov, L. A. Pozharova // Nauchnye vedomosti. Seriya Filosofiya. Sociologiya. Pravo. - 2019. - T. 44. - № 3.

14. Torotova A. M. Cifrovizaciya obshchestva: problemy realizacii i novye vozmozhnosti (Obzor) / A. M. Torotova // Social'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Seriya 11. Sociologiya. - 2021. - № 1. - S. 118-132.

15. Habrieva T. YA. Pravo v usloviyah cifrovizacii / T. YA. Habrieva. - SPb: SPUP, 2019. - Vyp. 189.

16. Habrieva T. YA. Pravo pered vyzovami cifrovoj real'nosti / T. YA. Habrieva // ZHurnal rossijskogo prava. - 2018. - № 9.

17. Habrieva T. YA. Pravo v usloviyah cifrovoj real'nosti / T. YA. Habrieva, N. N. CHernogor // ZHurnal rossijskogo prava. - 2018. - № 1.

18. Halin V. G., CHernova G. V. Cifrovizaciya i ee vliyanie na cifrovuyu ekonomiku i obshchestvo: preimushchestvo, vyzovy, ugrozy i riski / V. G. Halin, G. V.CHernova // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. -2018. - № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.