Научная статья на тему 'Теоретические предпосылки изучения деструктивных взаимоотношений в учебных группах образовательных учреждений МВД России'

Теоретические предпосылки изучения деструктивных взаимоотношений в учебных группах образовательных учреждений МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
360
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические предпосылки изучения деструктивных взаимоотношений в учебных группах образовательных учреждений МВД России»

Пспхопогпя

правонарушаюшего

поведения

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ

И. Б. Адушкина

Читинская средняя специальная школа милиции МВД России

Проблема деструктивных взаимоотношений в малой группе в настоящий момент носит дискуссионный характер и рассматривается специалистами разных отраслей знаний: психологами, педагогами, социологами и философами. Изучение деструктивных взаимоотношений связано с проблемами позитивных и негативных явлений в динамике малых групп. Некоторая оценоч-ность термина «деструктивные взаимоотношения» усложняет проблему, поскольку границы позитивного -негативного, благоприятного - неблагоприятного, нормального и ненормального весьма условны. Поскольку деструктивные взаимоотношения - некая форма отношений в малой группе, обратимся к определению отношений в психологии.

Понятие «отношение» в психологии применяется для обозначения системы субъективных сознательных связей человека, которые устанавливаются им в процессе взаимодействия с объективной действительностью, включающей отношение человека к людям, себе и предметам внешнего мира (15).

Одной из наиболее важных сторон взаимодействия личности с внешним миром являются межличностные отношения. В научной литературе фигурируют термины «межличностные отношения» и «взаимоотношения», используемые как синонимы. Однако концепция отношений по В. Н. Мясищеву предполагает, что при рассмотрении психических отношений необходимо учитывать «... двусторонний взаимный характер этих отношений. Они выступают не только как отношения субъекта человека к другому человеку как объекту-субъекту, но и как взаимоотношения двух субъектов» (15, 176). Поэтому для обозначения отношений между людьми целесообразно использовать понятие «взаимоотношения», подчеркивая тем самым, что это взаимное отношение человека к человеку. Следовательно, взаимоотношения между людьми - обязательно прямые межличностные отношения.

Фундаментальная идея современной социальной психологии сводится к пониманию того, что взаимоотношения людей - это система отношений и субъективных связей, которые складываются между людьми (16,

106-107). Взаимоотношения являются продуктом общения и определяются содержанием совместной деятельности людей (21, 45).

Я. Л. Коломинский дает следующее определение: «Взаимоотношения - это специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного ответного личного отношения» (8, 33). Как показывают исследования, отношения между людьми подразумевают эмоциональный отклик, «взаимную направленность», «обратную связь», что и отличает взаимоотношения от других видов отношений. А. Н. Сухов, характеризуя социальные отношения, отмечает, что в отношениях одного человека с другим присутствует характерный признак - отрицательная или положительная реакция на другого человека. Одни отношения в силу своего характера могут нести конструктивное начало и «работать» на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое развитие личности, а действие других отношений может иметь для нее деструктивный результат (23, 66).

Проблемы в сфере взаимоотношений (Ф. М. Бородкин, 1989; Н. В. Гришина, 1990; Н. М. Коряк, 1989 и др.) выражаются в обострении отношений, субъективном переживании, неудовлетворенности отношениями в группе, низкостатусном положении субъекта в ней. К причинам, нарушающим взаимоотношения людей, относятся как особенности группы, так и личностные особенности людей (5). В психологической литературе понятия «плохие взаимоотношения», «негативные взаимоотношения», «отрицательные взаимоотношения», «негативные межличностные отношения», «дефективные отношения», «деформации отношений», «напряженные межличностные отношения», «барьеры и трудности в общении» используются в качестве синонимов (А. А. Бодалев, Н. В. Гришина, Я. Л. Коломинский, А. С. Макаренко, Р. С. Немов, Н. Н. Обозов, В. Н. Панфенов, А. Н. Сухов и др.) (1; 2; 14).

В понимании И. Б. Пономорева негативные межличностные отношения выражаются в недоверии, безраз-

личии, недовольстве, язвительности и грубости по отношению друг к другу. Негативные взаимоотношения могут быть как причиной, так и следствием часто повторяющихся конфликтов в семье (18, 49). А. Н. Сухов называет несоответствие отношений общепринятым правовым, экономическим, нравственным и культурным нормам, регулирующим отношения в сфере государства, экономики и общества, деформацией социальных отношений. Последняя приводит к деформации личности и общностей. Среди видов деформации автор выделяет изоляционную, жестконормативную, хаотичную, искусственно конфликтную, нравственную и криминальную деформации (23, 105-115).

В связи с тем что целью нашего исследования является изучение взаимоотношений в группах курсантов, рассмотрим точки зрения ученых на неуставные взаимоотношения. Проблемам нарушений уставных взаимоотношений в армии и их профилактике посвящены работы многих военных психологов: А. Я. Анцупова, С. Ф. Аксенова, В. П. Галицкого, Ю. П. Зуева, Н. Ф. Фе-денко, А. И. Шипилова и др. Чаще под неуставными взаимоотношениями понимают любые обостряющиеся по мере безнаказанности посягательства любых категорий и групп на личность и права сослуживцев. В ряде работ военных психологов указывается на то, что термин «неуставные взаимоотношения» не соответствует тому смыслу, который в него вкладывается. По мнению В. Серо-штан, данное явление целесообразнее назвать правонарушениями в сфере межличностных отношений в армии, выражающимися в формах «дедовщины», «землячества», «культа силы», «криминального фактора» и т. п.

Проблема в том, что одни и те же отношения, характеризующие нарушения отношений в группе, обозначаются в современной науке разными терминами. Однако употребление последних не в полной мере отражает особенности, их влияния на личность человека, группу в целом и результаты совместной деятельности.

Нам более близка точка зрения А. Н. Сухова, раскрывающего сущность деформации социальных отношений людей. При рассмотрении нарушений взаимоотношений в малой социальной группе мы будем использовать термин «деструктивные взаимоотношения», отчасти как синоним термина «деформация отношений», подчеркивая словом «деструктивные» разрушение, отклонение от нормы, а не просто изменение формы.

Переходя к изложению подходов к исследованиям деструктивных взаимоотношений в малой группе, напомним, что в нашей работе мы используем противопоставление конструктивности - деструктивности социальнопсихологических явлений, происходящих в группе.

По мнению автора данного исследования, взаимоотношения в группе можно разделить на две большие группы: конструктивные (положительные, благоприятные, направленные на позитивные цели) и деструктивные (наносящие вред индивиду или группе в целом).

В. В. Федотов при изучении влияния взаимоотношений в первичном воинском коллективе на эффективность учебно-боевой деятельности отмечал, что в целях повышения эффективности деятельности в коллективе должны строиться конструктивные взаимоотношения (27, 23).

Исходя из анализа исследований, посвященных формированию взаимоотношений, способствующих эффективности деятельности и благоприятному социальнопсихологическому климату группы, можно сделать следующий выводСКонструктивные взаимоотношения в малой группе характеризуются определенной коммуникативной компетентностью членов группы, высоким уровнем ценностно-ориентационного единства группы и включением индивидов в основной вид деятельности, построенный по принципу ответственной зависимости (1; 4, 208; 8; 9; 27).

Следует отметить некоторые особенности данных взаимоотношений. Поскольку общение - основа для построения взаимоотношений, для его эффективности необходимо, чтобы участники конструктивных взаимоотношений обладали высокой коммуникативной компетентностью. Ее составляют не только определенные умения и навыки, позволяющие адекватно общаться, но и развитые сенситивные способности, предполагающие развитие идентификации, эмпатии и рефлексии (6).

Важно, что при личностно-групповом взаимодействии в системе конструктивных взаимоотношений каждый член группы имеет определенный вес в коллективе, оказывает влияние на группу и меняется сам. Изменения носят взаимный благоприятный характер, способствуют расширению восприятия и интересов всех членов группы, содействуют развитию личности отдельного индивида. Находясь в группе, каждый член коллектива свободно участвует в обсуждении проблем группы, высказывает свое мнение (10).

Понятия деструктивности, деструктивного поведения, деструктивных взаимоотношений в разные годы использовались учеными (3; 7; 12; 26; 28, 316). Деструктивность во взаимоотношениях в малой группе в отечественной и зарубежной психологии рассматривалась преимущественно в рамках феномена группового давления. В XX в. было проведено большое число исследований конформизма: М. Шериф (Sherif, 1935, 1937), С. Аш, (Asch, 1956), С. Милгрэм (Milgram, 1964, 1976) и др. (13; 23). Резюмируя точки зрения исследователей на феномен конформизма, можно сказать, что с появлением группы автоматически возникает ее давление, формы проявлений такого давления в естественной группе чаще связаны с агрессивностью.

Проблема деструктивных взаимоотношений с точки зрения агрессивных проявлений нашла отражение в исследованиях зарубежных и отечественных ученых. Разработана теория социального научения агрессии (А. Бандура), выявлена способность группы усиливать агрессивные тенденции индивида (Й. Яффе, Й. Ийнон, 1983). К. Андерсон и Б. Бушман изучили основные условия возрастания агрессивности (1997-1998), Ньюман и Бэрон (1998) рассматривали проявления агрессии на рабочем месте, было дано определение третирования в школе и на работе (Ольвеус, Лейман 1993-1994) (13).

Остановимся подробнее на понятиях третирования и моббинга, используемых в качестве синонимов. По мнению Ольвеуса (Olweus, 1994), третирование - это случаи, когда по отношению к человеку неоднократно и в течение длительного времени производятся негативные дей-

ствия со стороны одного или более людей. Третирование в непосредственной, прямой форме выфажается в виде открытого физического насилия, в косвенной оно объединяет в себе способы исключения и социальной изоляции объекта третирования. Ньюман и Бэрон (1998) понимают под агрессией на рабочем месте все формы поведения, цель которых заключается в причинении вреда другим людям или их группам. Агрессия на рабочем месте проявляется в форме враждебности (например, распространение слухов, высмеивающих индивида); обструкционизма (например, преднамеренно медленная работа, что задерживает других людей); явной агрессии (например, кража личной собственности, уничтожение приходящей почты) (23, 153-157). Характеризуя третирование на работе (моббинг), Лейманн (1993) говорит о том, что это отношения жертвы и преследователя. Отношение к жертве включает в себя следующие действия: 1) ограничение возможностей общения; 2) ухудшение социальных взаимоотношений; 3) намеренное ухудшение личной репутации; 4) подрыв профессионального статуса; 5) нанесение вреда здоровью и физическому самочувствию. В. М. Поздняков в статье о профилактике моббинга в коллективах спецподразделений правоохранительных органов поясняет, что для раскрытия сути явлений, содержащихся в понятии «моббинг», в разных языках применяются такие термины, как bossing, bullying, molestation, harassment. Моббинг (от англ. tomob - приставать) понимается как особый психологический феномен, выражающийся в противостоянии коллег, при котором притесняемый сотрудник не только систематически не допускается к полноценному участию в выполнении профессиональных задач, но и, подвергаясь длительное время прямым или косвенным придиркам (травле), испытывает серьезный психологический кризис и ухудшение физического самочувствия (здоровья). Таким образом, агрессивные проявления имеют место в отношениях людей при выполнении трудовой деятельности и деструктивно влияют на индивида, группу и результаты деятельности, следовательно, нуждаются в подробном изучении.

Вызывает беспокойство наличие в коллективах правоохранительных органов (в том числе и в учебных заведениях системы МВД России) недоверия, безразличия к членам группы, психологического или физического насилия, угроз, состояния напряженности или страха при общении, язвительности, подавления одних другими, грубости и оскорблений. Именно поэтому проблема профилактики деструктивных проявлений среди сотрудников органов внутренних дел (17, 319-322), а также своевременного выявления сотрудников, склонных к деструктивному поведению, определена как одна из приоритетных в воспитательной и психологической работе с кадрами. Попытка разрешения социально-психологических проблем взаимоотношений в малой группе нашла свое отражение в приказах и указаниях МВ Д и ДКО МВ Д России, регламентирующих порядок организации и проведения руководителями индивидуальной профилактической и воспитательной работы с подчиненным личным составом по укреплению законности и служебной дисциплины (19; 20; 21).

Несмотря на то что понятие «деструктивные взаимоотношения» активно используется специалистами, оно отсутствует в большинстве психологических словарей. Тем не менее латинское destruktio (нарушение или разрушение нормальной структуры чего-либо) объясняет те социально-психологические явления, которые происходят в малых группах, их деструктивный потенциал. Действительно, деструктивные взаимоотношения разрушают гармоничное взаимодействие в группе, изменяют социометрическую структуру, влияют на результаты совместной деятельности и социально-психологический климат.

По мнению Е. В. Куфтяк, деструктивные взаимоотношения, характеризующиеся применением родителями физических наказаний к детям, являлись объектом многолетних исследований в психологии и педагогике (А. С. Макаренко, 1941; В. А. Сухомлинский, 1968; Е. С. Меньшикова, 1993; Н. П. Голубева, 2000;

С. В. Ильина, 2000; В. А. Шелкова, 1999; А. И. Тащева, 2000, 2002; Н. Ю. Синягина, 2001) (11).

По определению А. И. Тащевой, деструктивные взаимоотношения - это взаимоотношения субъектнообъектного характера, отличающиеся явным доминированием одного из партнеров, сниженным уровнем доверительности в общении, выраженной одно- или двусторонней неудовлетворенностью качеством взаимоотношений, физическим и/или нравственным страданием одного из партнеров (11, 67).

В работе Е. В. Титовой перечислены « .психологические признаки деструктивных семейных отношений: отсутствие четких личностных границ каждого из членов семьи, явное и скрытое отвержение членами семьи друг друга; многообразные проявления насилия; низкая психологическая культура семьи, которая проявляется в недостаточно сформированной эмпатии, рефлексии, децентрации, в отсутствии навыков подачи обратной связи» (24).

Следует разграничить социально-психологический и психолого-педагогический подходы в изучении деструктивных отношений. Социальная психология интересуется поведением человека как участника взаимодействия с другими людьми. Группа трактуется как арена взаимовлияний, как целостность, складывающаяся из взаимных контактов, даже если они деструктивны. Исследования Ю. В. Гусева (2004) показывают, что деструктивные взаимоотношения чаще возникают в группах, из которых практически невозможно уйти. У враждующих партнеров существует «объективная необходимость находиться в одном коллективе» (3).

Один из вариантов рассмотрения деструктивных социально-психологических явлений в малой группе предложен Т. И. Кармазиным (7, 22). При исследовании функционально-ролевых отношений в учебной группе курсантов им выделены и изучены конструктивные, нейтральные и деструктивные роли. Для оптимизации взаимоотношений в учебной группе, повышения эффективности совместной деятельности необходимо увеличение доли курсантов конструктивной ролевой группы.

Г. В. Ярославцева в работе, посвященной коррекции межличностных отношений в педагогическом коллективе

школы, дает определение деструктивных отношений. «... Это такие отношения, которые вызывают негативные эмоции у взаимодействующих субъектов, провоцируют их взаимную неприязнь и агрессивные реакции (пока еще без конфликтного взаимодействия), разрушают устойчивость сложившейся структуры межличностных отношений и социально-психологического климата коллектива, затрудняют совместную деятельность» (29, 87).

Таким образом, деструктивные взаимоотношения в малых группах принимают разнообразную форму - от проявлений безразличия до сознательного причинения вреда. Деструктивные взаимоотношения характеризуются удовлетворением аномальных потребностей и личностных черт отдельных индивидов, чаще доминирующих в группе в форме агрессии и различных формах выражения негативного отношения посредством склок, сплетен, наушничества, грубости и т. п. Агрессия в поведении членов группы существует в виде вербальной, приводящей к психологическому ущемлению личности другого человека, и поведенческой, выражающейся в создании ситуаций, насильственно фрустрирующих соперника, а также в создании моббинговой ситуации.

В данной статье мы рассмотрели основные теоретические предпосылки для изучения деструктивных взаимоотношений в учебных группах образовательных учреждений МВД России. Существует необходимость определения сущности понятия «деструктивные взаимоотношения» и механизма их возникновений. В настоящее время имеется практический материал по обследованию учебных групп, и проводится работа по преодолению деструктивных взаимоотношений в учебной группе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодалев\А.\А. Психология общения. Избранные психологические труды. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва-Во-ронеж, 2002.

2. Гришина\Ы.\В. Психология конфликта. - СПб., 2000.

3. ГусевЮ. В. Культура общения // <%'%'%г.80сюк^у.шерЫ>.

4. ДонцовА.И. Психология коллектива. - М., 1984.

5. Дрокова\Е.В. Взаимоотношения со сверстниками у подростков, живущих в семье и в детском доме: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2003.

6. ЖуковЮ. Ш., ШетровскаяШ. ¡А., ГРастянниковШ. ¡В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М., 1990.

7. КармазинИ. ¡И. Социально-психологические особенности ролевого поведения курсантов вузов сухопутных войск в процессе обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. -М., 2004.

8. Коломинский\Я.Ш. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). - Минск, 2000.

9. КостинаС.К. Психологические условия формирования благоприятного психологического климата в коллективах образовательных учреждений системы МВД: дис. ... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2006.

10. Кричевский\В.Л.,ДубовскаяЕ.М. Психология малой группы: (теоретический и прикладной аспекты). - М., 1991.

11. КуфтякЕ.Ш. Совладающее поведение в семье, регулярно применяющей физические наказания детей: дис. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2003.

12. ЛысакШ.\В. Деструктивная деятельность человека как социокультурный феномен: дис. ... канд. философ. наук. -Таганрог, 1999.

13. МайерсД. Социальная психология. - 7-е изд. - СПб., 2004.

14. Макаренко\А.С. Сочинения: в 7 т. - М., 1957. - Т. 4; 1958. - Т. 5.

15. Мясищев\В.\Ы. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. - Москва-Воронеж, 2003.

16. \Немов\Б. [Ж. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. -М., 2003. - Ч. 1.

17. ПоздняковВ.М. О психологическом обеспечении профилактики деструктивных проявлений среди сотрудников ОВД // Актуальные проблемы совершенствования работы с кадрами правоохранительных органов: мат-лы межвед. науч.-практ. конф. - М., 2004.

18. ПономоревШ.Б. Избранные труды: (Юридическая психология, конфликтология и психология управления, практическая психология в органах внутренних дел). - М., 2002.

19. Приказ МВД России от 28 августа 2003 г. № 682.

20. Приказ МВД России 1996 г. № 426.

21. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. - М., 1983.

22. Социальная психология агрессии. - СПб, 2003.

23. Социальная психология: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - 2-е изд., испр. - М., 2003.

24. ТитоваЕ.Ш. Влияние карьерной успешности супругов на отношения в семье: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2001.

25. Указания ГУК МВД России от 30 сентября 2003 г. № 21/12/6175 и от 8 июня 2004 г. № 1/3792.

26. УстянД.К. Профилактика деструктивных явлений в досуговой деятельности молодежи: дис. ... канд. пед. наук. -СПб., 2005.

27. ФедотовШ.В. Взаимоотношения в первичном воинском коллективе и их влияние на эффективность учебно-боевой деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1987.

28. Фромм\Э. Анатомия человеческой деструктивности. -М., 1994.

29. ЯрославцеваШВ. Психолого-педагогический тренинг как средство коррекции межличностных отношений в педагогическом коллективе школы: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1999.

МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА В НИВЕЛИРОВАНИИ ПОДРОСТКОВЫХ И ЮНОШЕСКИХ КРИЗИСОВ

Канд. психол. наук Т. В. Скрипник

Омский государственный агроуниверситет

Для понимания биологической стороны проблемы лового созревания и роли неустойчивости различных подростковых и юношеских кризисов акцент следует де- физиологических систем, в том числе нервной, а также лать на двух ключевых моментах: роли процесса по- незавершившемся формировании мозговых структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.