ПСИХОЛОГИЯ
УДК 316.6
И.Б. Ачитаева, психолог-инспектор ГОУ СПО Читинская специальная средняя школа милиции
МВД России
ПРАВОМЕРНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРМИНА «ДЕСТРУКТИВНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В МАЛЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ»
Научные интересы: психология взаимоотношений малых социальных групп; психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений МВД России; использование тренинговых психотехнологий в процессе обучения и воспитания курсантов и слушателей
В статье предлагается рассматривать деструктивные взаимоотношения как вариант неблагоприятного развития группы. Проведен анализ терминов, используемых в науке для описания нарушений взаимоотношений в малых социальных группах. Представлено определение деструктивных взаимоотношений в малой социальной группе ■
I. Achitaeva, Public Educational Establishment of the Secondary Vocational Education «The Chita Special
Secondary militia school of the Ministry of Interior of the Russian Federation»
RIGHTFULNESS OF THE USE OF THE TERM «DESTRUCTIVE MUTUAL RELATIONS IN THE SMALL SOCIAL GROUPS»
In the article it is offered to consider destructive mutual relations as a variant of adverse development of the group. It is given the analysis of the terms used in a science for the description of the violations of mutual relations in the small social groups. Also the definition of the destructive mutual relations in the small social group is presented ■
* * *
Проблема деструктивных взаимоотношений в малой группе в настоящий момент носит дискуссионный характер и рассматривается специалистами разных отраслей знаний: психологами, педагогами, социологами и философами. При всем различии взглядов на данную проблему ученые единодушны в одном: деструк-
тивность в поведении человека и во взаимоотношениях с другими людьми является негативным социально-психологическим явлением. Семантический анализ позволяет утверждать, что среди признаков понятия «деструктивность» важнейшими являются «разрушение» и «изменение структуры объектов» [9; 39-41.]. Применение прилагательно-
го «деструктивные» при характеристике отношений между людьми оправдано, так как в качестве объектов, подвергающихся разрушению в процессе таких взаимоотношений, выступает малая социальная группа и личности, составляющие эту группу. В целях преодоления негативных социально-психологических явлений в малых группах необходимо уточнить понятийный аппарат, раскрывающий суть этих феноменов и определить сущность понятия «деструктивные взаимоотношения».
Изучение деструктивных взаимоотношений тесным образом связано с проблемами позитивных и негативных явлений в динамике малых групп. Некоторая оценоч-ность термина «деструктивные взаимоотношения» многократно усложняет проблему, так как границы позитивного-негативного, благоприятного-неблагоприятного, нормаль-ного-ненормального весьма условны. Изучение основных подходов к проблеме деструктивных взаимоотношений в отечественной и зарубежной науке показало, что нарушения взаимоотношений с одинаковыми признаками обозначаются разными терминами.
Для раскрытия сути явлений, содержащихся в понятиях «третирование», «травля», в разных языках применяются такие термины, как mobbing, bossing, bullying, harassment, hazing. По мнению автора термина «буллинг» (bullying, от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) Д. Ольве-уса (Olweus), «человек подвергается трети-рованию, когда по отношению к нему неоднократно и в течение длительного времени производятся негативные действия со стороны одного или более других людей» [В; 149-150.]. Буллинг в непосредственной, прямой форме выражается в виде открытого физического насилия (битье, порча, отбирание и перемещение в неизвестном направлении личных вещей), в вербальной форме («обзывательства», дразнилки и распространение гнусных сплетен), а в косвенной
включает в себя способы исключения и социальной изоляции объекта третирования (бойкот, остракизм). Жертва буллинга в силу разных обстоятельств не способна эффективно защитить себя и постоянно находится в напряженном, запуганном состоянии. Такое явление как «буллинг» стало международным социально-психологическим и педагогическим термином, за которым стоит множество социальных, психолого-педагогичес-ких проблем, существующих в школьных, трудовых, военных коллективах и группах осужденных.
Х. Лейман использовал другое понятие - «моббинг» (от англ. «to mob» - приставать). Под моббингом понимается «психологический террор» на рабочем месте, который включает «систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного» [2]. Моббинг - это отношения жертвы и преследователя. По мнению одного из авторов книги «Моббинг: эмоциональное насилие на рабочих местах в США» Н. Дэвэн-порт, моббинг и буллинг - схожие понятия. Однако моббинг - это, прежде всего, «коллективный психологический террор, травля в отношении кого-либо из работников со стороны его коллег, подчиненных или начальства, осуществляемые с целью заставить его/ее уйти с места работы», а буллинг обозначает преследование жертвы «один на один» [2].
Разновидностью моббинга/буллинга
можно назвать хейзинг (от глагола «to haze» (амер) - зло подшучивать, особенно над новичком; пугать, изнурять, бить) - это «ритуализированное приставание, жестокое обращение или унижение, с требованием выполнять бессмысленные задания, иногда как средства инициации и вступления в определенную группу» [3]. Различают физический (телесный) и психический (символический) хейзинг. Часто он имеет сексуальную окраску, поэтому носит латентный характер. Это
явление в литературе описывается применительно к армейским подразделениям, гимназиям для мальчиков, кадетским корпусам и спортивным командам. Хейзинг принято считать аналогом неуставных взаимоотношений в российской армии. Некоторые исследователи настаивают на схожести его с проявлениями домашнего насилия.
Анализ основных подходов к исследованию моббинга/буллинга в зарубежной науке показал, что агрессивные проявления имеют место в отношениях людей, деструктивно влияют на индивида, группу и результаты их деятельности.
Проблемы моббинга/буллинга изучались также и отечественными специалистами. И.С. Кон предпринял попытку систематизировать имеющийся зарубежный опыт по проблеме буллинга в различных малых группах. Н.П. Романова рассмотрела сущность моббинга в трудовых коллективах и возможности антимоббингового управления. В.М. Поздняковым представлен взгляд на проблему моббинга в коллективах органов внутренних дел. А.А. Баева, Н.М. Иовчук и А.А. Северный, М.М. Кравцова, Д.А. Кутузова, Н.Г. Россоха, Г. В. Ярославцева исследовали проблемы насилия в образовательном пространстве, травли (моббинга) в ученических и педагогических коллективах средних школ. В последние годы проблема «травли» активно обсуждается российской общественностью, высказываются различные мнения, в том числе оправдывающие унижения личности в армии и в ученических коллективах. Результаты анализа исследований травли, моббинга и буллинга позволяют сделать вывод о том, что эти явления - разновидности агрессии, отражающие отношение одного или нескольких человек к так называемой «жертве».
Отечественные исследователи пытались разработать понятийный аппарат, раскрывающий сущность нарушений взаимоотношений в группах, но понятийного единства до сих пор нет. А.А. Бодалев, Н.В. Гришина,
И.А. Зимняя, Я.Л. Коломинский, В.Н. Куницына, В.А. Лабунская, А.К. Маркова, Р.С. Немов, В.Н. Панферов, А.Н. Сухов называют подобные отношения «плохими», «негативными», «отрицательными», «дефектными», «деформациями отношений» и т.д.
Понятие «деструктивные взаимоотношения» наилучшим образом объясняет перечисленные социально-психологические яв-явления, происходящие в малых группах, их деструктивный потенциал. Деструктивные взаимоотношения разрушают гармоничное взаимодействие в малой группе, изменяют структуру взаимосвязей субъектов в группе, которая обусловлена мотивационными, поведенческими и когнитивными компонентами, влияют на членов группы и результаты индивидуальной и совместной деятельности.
Впервые термин «деструктивные взаимоотношения» был использован Н.Н. Обо-зовым в его классификации межличностных отношений. Все отношения он разделил на два типа: конструктивные и деструктивные. Деструктивные взаимоотношения - это результат патологии, дезадаптации личности. По мнению Н.Н. Обозова, индивиды для взаимного участия в удовлетворении аномальных потребностей друг друга, поиска объектов для этого, объединяются в группировки, которые имеют жаргонные названия -«кореша» [7; 119].
Понятие «деструктивные семейные отношения», «деструктивные взаимоотношения» употребляется в науке при изучении созависимых семей, в которых один или несколько членов семьи страдают болезнью, алкогольной или наркотической зависимостью [6].
Следует разграничить социальнопсихологический и психолого-педагогический подходы в изучении деструктивных отношений. Социальная психология интересуется поведением человека не как организма, а как участника взаимодействия с другими людьми. Группа трактуется как арена взаи-
мовлияний, как целостность, складывающаяся из взаимных контактов, семья - это первичная группа, состоящая из непосредственно взаимодействующих личностей.
Определение деструктивных взаимоотношений в семье, предложенное А.И. Та-щёвой, используется в работах Е.В. Куфтяк и Е.В. Титовой. По определению А.И. Тащё-вой, «деструктивные взаимоотношения - это взаимоотношения субъектно-объектного характера, отличающиеся явным доминированием одного из партнеров, сниженным уровнем доверительности в общении, выраженной одно- или двусторонней неудовлетворенностью качеством взаимоотношений, физическим и/или нравственным страданием одного из партнеров. При этом обе стороны, втянутые в деструктивные взаимоотношения, испытывают психологический дискомфорт и душевные страдания» [Цитата по 4; 67].
Исследования Ю.В. Гусева показывают, что чаще деструктивные взаимоотношения возникают в группах, из которых практически невозможно уйти. У враждующих партнеров существует «объективная необходимость находиться в одном коллективе» [1]. И. Ялом в работе, посвященной групповой психотерапии, использует термин «деструктивные взаимоотношения», понимая под ними всеобщую несдержанность и неограниченность в выражении чувств [10; 328]. Г.В. Ярославцева дает определение деструктивных отношений в педагогическом коллективе школы: «это такие отношения, которые вызывают негативные эмоции у взаимодействующих субъектов, провоцируют их взаимную неприязнь и агрессивные реакции (пока еще без конфликтного взаимодействия), разрушают устойчивость сложившейся структуры межличностных отношений и социально-психологического климата коллектива, затрудняют совместную деятельность» [11; 87.].
Подведем итог сказанному. Реальная малая группа представляет собой динамическую систему, в которой функционируют
индивиды с различными психологическими особенностями, интересами, способностями, с различным уровнем культуры и коммуникативной компетенции, с разным положением в групповой иерархии, а также с разным уровнем социально-психологического статуса ее членов. Можно утверждать, что в малой группе существует весь спектр отношений людей друг к другу, неизбежны противоречия между индивидами, между индивидом и группой, поэтому деструктивные взаимоотношения объективно существуют. Признание факта распространения деструктивных взаимоотношений в малых группах является исходной позицией в определении сущности данных взаимоотношений.
Анализируя сущность деструктивных взаимоотношений в малой группе, мы рассматриваем противопоставление конструктивности - деструктивности социально-психологических явлений, происходящих в ней. Сущность деструктивных взаимоотношений заключается в том, что это вариант неблагоприятного, ненормального развития группы. В процессе развития деструктивных взаимоотношений в группе происходит разрушение системы межличностных взаимоотношений группы, системы распределения функций между членами группы, системы социальнопсихологических статусов, системы коммуникаций между членами группы, происходит изменение норм поведения, ценностей членов группы и др. Разрушаются структуры позитивных, конструктивных взаимосвязей психологических субъектов группы. В деструктивных взаимоотношениях присутствует нарушение морально-правовых норм общения и взаимодействия, жесткое доминирование, психологическое и физическое насилие. К деструктивным взаимоотношениям следует причислить неуставные взаимоотношения в воинском подразделении, травлю в учебном классе, нарушения взаимоотношений в семье, конфликтность в трудовом коллективе, моббинговые ситуации в профессиональных группах и т.п.
Таким образом, анализ отечественных и зарубежных исследований нарушений взаимоотношений в малых группах позволяет сформулировать определение деструктивных взаимоотношений в малой социальной группе. Деструктивные взаимоотношения - это отношения, не соответствующие моральным принципам общества и требованиям нормативных документов, регулирующих поведение членов группы. Они характеризуются неудовлетворенностью качеством взаимоотношений, превосходством некоторых индивидов, проявляющемся в психологическом и физическом насилии, ведущем к физическим и/или нравственным страданиям одного или нескольких членов группы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гусев Ю.В. Культура общения http// www. sociology.mephi.
2. Дэвэнпорт Н. Эмоциональное насилие на работе. http://www.psyfactor.org/lib
3. Кон И.С. Челябинская трагедия: социальноантропологический комментарий. http://www.sexology.narod.ru
4. Куфтяк Е.В. Совладающее поведение в семье, регулярно применяющей физические наказания детей: дисс. канд. психол. наук / Е.В. Куфтяк. - Кострома, 2003.
5. Лукашевич Н.П. Социология труда / Н.П. Лукашевич. - К., 2001.
6. Майер Ф. Выбираем любовь (Борьба с созави-симостью) / Ф. Майер, П. Минирт, Р. Химфелт // Пер с англ. А. Имашева. - М.: Триада, 2004. - 320 с.
7. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозова. - Киев, 1990.
8. Социальная психология агрессии / Б. Крэйхи. - СПб., 2003.
9. Фаткуллина Ф.Г. Категория деструктивности в современном русском языке: дисс... д-ра фи-лол. наук / Ф.Г. Фаткуллина. - Уфа, 2002.
10. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии / И. Ялом. - Спб., 2000.
11. Ярославцева Г.В. Психолого-педагогичес-кий тренинг как средство коррекции межличностных отношений в педагогическом коллективе школы: дисс. канд. пед. наук / Г.В. Ярославцева. - М., 1999.