Научная статья на тему 'Теоретические подходы, закономерности, принципы исследования внеучебной деятельности студентов'

Теоретические подходы, закономерности, принципы исследования внеучебной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
740
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
SWOT-АНАЛИЗ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / SOCIOCULTURAL SPACE / SWOT-ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есмурзаева Жанбота Бауржановна, Гаврилова Наталья Сергеевна

В статье представлен анализ теоретических подходов, закономерностей и принципов исследования внеучебной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Есмурзаева Жанбота Бауржановна, Гаврилова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical approaches, regularities, principles of research of students’ extracurricular activities

The article presents the analysis of theoretical approaches, regularities and the principles of research of students’ extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы, закономерности, принципы исследования внеучебной деятельности студентов»

научно-методический электронный журнал

Есмурзаева Ж. Б., Гаврилова Н. С. Теоретические подходы, закономерности, принципы исследования внеучебной деятельности студентов // Концепт. -2014. - №03 (март). - ART 14072. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14072.htm. - Гос. per.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ART 14072

УДК 378.18

Есмурзаева Жанбота Бауржановна,

кандидат филологических наук, заведующая кафедрой иностранных языков и прикладной лингвистики ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина», г. Омск [email protected]

Гаврилова Наталья Сергеевна,

студентка факультета агрохимии, почвоведения и экологии ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина», г. Омск п [email protected]

Теоретические подходы, закономерности, принципы исследования внеучебной деятельности студентов

Аннотация. В статье представлен анализ теоретических подходов, закономерностей и принципов исследования внеучебной деятельности студентов. Ключевые слова: внеучебная деятельность, SWOT-анализ, социокультурное пространство.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В настоящее время изменилось отношение общественности к образованию, ужесточились требования к профессиональным и личностным компетенциям и характеристикам выпускников высших учебных заведений.

Развитие конкурентоспособности личности становится особенно актуальным в связи с переходом России на новые стратегии развития, проникновением рыночных отношений во все сферы жизнедеятельности и в связи с возникновением необходимости приспособления к быстроизменяющимся условиям жизни.

Принципы Болонской декларации подразумевают непрерывное развитие специалиста, когда образование является непрерывной частью формирования профессионала, а не этапом жизненного пути.

Кроме того, Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения ориентируют вузы на оптимизацию и коррекцию содержания учебных планов и дисциплин, на участие студентов во внеаудиторной деятельности, ее преобразовании и модернизации в соответствии с изменением сознания личности, указывают на участие в самоуправлении и других видах деятельности, являющихся неотъемлемыми составляющими образовательного пространства вуза.

Понимание того, что динамичное развитие общества, а значит, и развитие страны не могут быть успешно осуществлены без воспитательного базиса, привело к тому, что акценты в профессиональном образовании смещаются в сторону проектирования концептуально новой стратегии развития внеучебной деятельности в современном вузе.

Таким образом, мы наблюдаем, что актуальные потребности современного общества позволяют по-новому рассматривать вопрос обучения и воспитания личности, представляя систему высшего профессионального образования как динамичную, быстро развивающуюся подвижную систему, сочетающую в себе традиционность и инновационность.

Актуальность исследования проблемы подтверждается формированием и реализацией на государственном уровне законов, нормативных актов и документов по направлениям социально-экономического, инновационного развития и др.

f\j ■Л f\j

http://e-koncept.ru/2014/14072.htm

научно-методический электронный журнал

Есмурзаева Ж. Б., Гаврилова Н. С. Теоретические подходы, закономерности, принципы исследования внеучебной деятельности студентов // Концепт. -2014. - №03 (март). - ART 14072. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14072.htm. - Гос. per.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ART 14072

УДК 378.18

Анализ системы внеучебной деятельности в вузе позволяет оценить ее как «зону ближайшего развития», где происходит процесс «подтягивания» вслед за модернизацией образования в целом. Отставание трансформационных процессов во внеучебной деятельности зависит от многих причин, в частности, оно определяется распадом прежних элементов образовательной политики и ценностей, а также поиском новых ориентиров в обучении и воспитании.

Однако определение стратегий и целей внеучебной деятельности в целом способствует оптимальному сочетанию инновационных и традиционных подходов, сохраняя целостность и сочетаемость технологий учебного и воспитательного процессов.

Повышение качества подготовки конкурентоспособного специалиста в вузе осуществляется через адекватное наполнение учебной и внеучебной деятельности.

Внеучебная деятельность в вузе носит комплексный характер и складывается из самостоятельной деятельности обучающихся, взаимосвязанной работы научно-педагогических работников и обучающихся, а также системы организации, координации и контроля внеучебной деятельности в целом.

Для образовательной организации системы высшего профессионального образования внеучебная деятельность - обязательный компонент выполняемых функций, отличием которого является использование внеаудиторного и свободного от аудиторных занятий времени.

Обобщив данные научной и методической литературы, а также опыт российского образования в части организации внеучебной деятельности в вузе, используя SWOT-анализ, можно представить следующие сильные и слабые стороны, возможности и угрозы изучаемой проблемы (см. табл.)

Требования стандартов третьего поколения усиливают компетентностную составляющую в том числе и внеучебной деятельности. Еще в работах Д. Г. Арсеньева и И. А. Зимней делается акцент на целях и планируемых результатах профессиональной подготовки специалистов и на умения.

В свою очередь, развитие компетенций, от которых зависят в дальнейшем адаптивность и конкурентоспособность выпускников, происходит под влиянием различных причин, в связи с чем актуальной становится задача выявления педагогических факторов, влияющих на качество подготовки специалиста, подготовки научнопедагогических работников к использованию новых информационных, интерактивных и педагогических технологий. Одним из таких факторов, по мнению И. А. Кики-ной, может стать использование ресурсов внеучебной деятельности [1].

Учитывая обилие трактовок термина «внеучебная деятельность», обозначим это понятие как совокупность развивающих, практико- и личностноориентированных, профессионально значимых мероприятий, существующих в сотрудничестве между участниками образовательного процесса в дополнение к обязательным аудиторным занятиям и создающих особые условия для развития конкурентоспособности студентов.

В настоящее время в качестве способов организации внеучебной деятельности выступают сохранение главенствующей роли компетентностного подхода и разнообразие использования форм, технологий, методов и процедур личностноориентированного и системного подходов.

В нашем исследовании при изучении внеучебной деятельности мы используем в качестве основных принципов включение внеучебной деятельности в социокультурное пространство и существование межпредметных связей.

«VI *5 <Х»

http://e-koncept.ru/2014/14072.htm

КОНТ ТЕПТ

Есмурзаева Ж. Б., Гаврилова Н. С. Теоретические подходы, закономерности, принципы исследования внеучебной деятельности студентов // Концепт. -2014. - № 03 (март). - ART 14072. - 0,5 п. л. - URL:

http://e-koncept.ru/2014/14072.htm. - Гос. рег.

научно метооинескии. электронный журнал Эл № фс 77^9965 - ISSN 2304-120X

ART 14072 УДК 378.18

SWOT-анализ внеучебной деятельности

SWOT-анализ Возможности 1. Заимствование опыта ведущих инновационных вузов страны. 2. Социокультурное пространство вузов обладает определенным воспитательным потенциалом, который может быть использован. 3. Сотрудничество с другими образовательными структурами, которые могут привнести студентам новые смыслообразующие ориентации. 4. Использование механизмов социального партнерства с бизнесом, предприятиями и сообществами работодателей Угрозы 1. Влияние медиапространства. 2. Влияние «потерянного поколения» с его размытыми ориентирами и ценностями. 3. Ориентация на западные ценности. 4. Отсутствие заинтересованности со стороны государства, системы образования в целом

Сильные стороны 1. Осознание ситуации как проблемной. 2. Наличие условий для развития внеучебной деятельности. 3. Имеющийся опыт. 4. Наличие у студентов способности к развитию 1. Участие в проектах. 2. Обмен опытом. 3. Привлечение бизнес-структуры и работодателей к коррекции учебных планов. 4. Система стимулирования студентов. 5. Адаптационные мероприятия по вопросам управления карьерой, имиджем и репутацией 1. Противодействие негативному влиянию. 2. Вовлечение студентов в социокультурную среду университета

Слабые стороны 1. Недостаточный уровень компетенций и квалификации ППС. 2. Отсутствие общей модели внеучебной деятельности 1. Повышение квалификации ППС. 2. Разработка модели внеучебной деятельности Разработать модель постоянно действующего и совершенствующегося института наставничества и кураторства

Условием, необходимым для организации внеучебной деятельности, является наличие реального социокультурного контекста деятельности.

При оценке единиц внешней инфраструктуры делается особый акцент на геополитической составляющей территорий, влияющей на особенности построения моделей внеучебной деятельности и условий взаимодействия.

Следует заметить, что И. А. Кикина в своей работе отмечает: «В качестве первостепенной цели внеучебной деятельности в образовательном процессе вуза -совершенствование и развитие коммуникативно-деятельностного компонента конкурентоспособности специалистов» [2].

Среди методов, чаще всего используемых в организации внеучебной деятельности, выделяют коммуникативную деятельность, а в качестве методических приемов предполагается создание и использование имитационных материалов, реальных коммуникативных ситуаций.

С точки зрения анализа экономических условий осуществления внеучебной деятельности вузов сегодня можно заметить, что они определяются сложными условиями трансформации российского общества в направлении повышения качества жизни и ориентации экономики на инновационный путь развития 3].

А. В. Понамарев в своей работе с различных позиций и сторон жизни характеризует современные условия осуществления воспитательной деятельности в вузах России как неблагоприятные [4].

http://e-koncept.ru/2014/14072.htm

научно-методический электронный журнал

Есмурзаева Ж. Б., Гаврилова Н. С. Теоретические подходы, закономерности, принципы исследования внеучебной деятельности студентов // Концепт. -2014. - №03 (март). - ART 14072. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14072.htm. - Гос. per.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ART 14072

УДК 378.18

В исследовании А. В. Понамарева отражены результаты прогноза демографических служб ООН, в которых предполагается уменьшение численности возрастной группы 15-24 года с 15,6% от населения России до 11,4% к 2025 году и 10,6% к 2050 году [5].

С точки зрения ученого, молодежь испытывает наибольшие трудности на рынке труда, возможно, поэтому в настоящее время рассматривается проект о введении «паспорта студента».

Об изменении демографической ситуации заявляет и министр образования и науки РФ Д. Ливанов: «На пятилетнем горизонте у нас будет на 30% меньше граждан в возрасте от 18 до 30 лет. Это серьезное изменение требований к работе университетов со стороны экономики и государства, которые многие университеты не выдержат» [6].

Исходя из этих данных, можно предположить, что в борьбе за сохранность контингента обучающихся, в «погоне» за выполнением государственного заказа по набору абитуриентов и в разрезе демографического кризиса вузы получают скорее потребителей процесса, а не его участников и координаторов, а это значит, что формирование личности обучающихся потребует особых усилий от всех участников образовательного процесса.

На наш взгляд, наиболее точное определение цели внеучебной деятельности дает в своей работе Т. Н. Мальковская: «Цель системы внеучебной деятельности заключается в целенаправленном создании условий для профессионального становления и развития личности студента, соответствующей комфортной атмосферы для инновационной деятельности студентов в сфере свободного времени, преобразующей их в субъектов собственной и общественной жизни» [7].

Среди основных задач внеучебной деятельности как правило выделяют:

- педагогические, отражающие содержание внеучебной деятельности;

- организационные, предполагающие создание условий для развития компетентной, гуманистически ориентированной и академически мобильной потенциалом личности.

Внеучебная деятельность при правильном объединении социокультурного пространства образования и студента и консолидации интересов всех сторон позволяет обеспечить социальную эффективность студента. По мнению Г. Л. Иванайской, данные цели реализуются:

- если уточнены цели внеучебной деятельности;

- гуманитарные технологии профессионального развития студента обусловливаются нормами профессиональной культуры;

- инициируется рефлексия [8].

А. В. Понамарев анализирует модели внеучебной (воспитательной) деятельности вузов в различные исторические периоды, выделяя модели внеучебной деятельности начиная с советского периода по настоящее время, акцентируя внимание на требованиях к вузам в части исполнения аккредитационных и лицензионных нормативов; в то же время А. К. Лукина, Р. В. Богданова включают в модель внеучебной деятельности такие элементы, как презентация студентами своих способностей и притязаний, кураторство и наставничество, конвертирование достижений внеучеб-ной деятельности в учебные результаты.

В последнее время, когда качество образования определяется развитием компетенций, весьма актуальными становятся сформулированные А. М. Новиковым идеи развития профессионального образования через гуманизацию, демократизацию и опережающий характер образования, в том числе и его непрерывность [9].

гм yj nj

http://e-koncept.ru/2014/14072.htm

научно-методический электронный журнал

Есмурзаева Ж. Б., Гаврилова Н. С. Теоретические подходы, закономерности, принципы исследования внеучебной деятельности студентов // Концепт. -2014. - №03 (март). - ART 14072. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14072.htm. - Гос. per.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ART 14072

УДК 378.18

Непрерывность образования является веянием современности, периода быстрых технологичных и управленческих решений, 1Т-технологий и многообразия гаджетов, естественным образом определяет создание и внедрение инновационных систем взаимодействия, таких как электронные университеты, библиотеки, онлайн-обучение и онлайн-университеты. Такие формы организации образовательной деятельности естественным образом предполагают модернизацию внеучебного процесса и внеучебного времени с использованием нетрадиционных подходов.

Кроме того, внеучебная деятельность, по мнению Т. Ю. Ломакиной, позволяет реализовать основные направления развития:

- практико-ориентированный подход в обучении и введение прикладного бакалавриата;

- подготовка студентов в соответствии с потребностями региона и страны в целом;

- ориентация на социальный заказ, поступающий от работодателей;

- введение процедуры независимой экспертизы;

- ориентация выпускников на полипрофессионализм [10].

Процесс формирования конкурентоспособного специалиста длительный, сложный и целостный. Для обеспечения высоких результатов внеучебной деятельности необходимо учитывать затраты времени и подготовленность участников взаимодействия. Актуализация внеучебной деятельности раскрывает перед педагогом ряд возможностей:

- самообразование студента;

- преодоление внутренних противоречий.

Формирование и развитие конкурентоспособного специалиста посредством внеучебной деятельности является одной из приоритетных задач современной системы высшего образования и научных исследований.

Интегрированность современного образования в социокультурное пространство требует качественного подхода к проектированию воспитательной составляющей вуза. Перед образованием встают задачи проектирования новой образовательной среды как пространства, соответствующего тенденциям развития современной науки, культуры, производства и технологий.

Проведенный анализ источников показывает, что понятие «конкурентоспособность» тесно связано с понятием «профессиональная компетентность» специалиста по ряду признаков.

Конкурентоспособность выступает как абстрактная категория, характеризующая потенциальные способности специалиста как в сфере трудовых отношений и рынка труда, так и в общественной жизни в целом.

Конкуренция, являясь методом воспитания, усиливает эмоциональность, меняет привычки, требует большей внимательности.

Благодаря конкуренции у человека формируется конкурентоспособность.

В работах исследователей существуют различные мнения по определению сущности конкурентоспособности личности, которые условно можно объединить в группы.

1. Наследственные (биологические) характеристики - одаренность, талант, гениальность, способность к данному виду деятельности, темперамент и антропофи-зические данные.

2. Социальные (приобретенные) - образование, культура, мотивация и др. На сегодняшний день это понятие интегрирует в себе все требования социального заказа к личности, профессионалу, гражданину и все качества и способности личности, которые способствуют ее успешной самореализации.

http://e-koncept.ru/2014/14072.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

научно-методический электронный журнал

Есмурзаева Ж. Б., Гаврилова Н. С. Теоретические подходы, закономерности, принципы исследования внеучебной деятельности студентов // Концепт. -2014. - №03 (март). - ART 14072. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14072.htm. - Гос. per.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ART 14072

УДК 378.18

В то же время профессиональная компетентность выступает как совокупность социально-личностных свойств личности, позволяющая достигать качественных результатов в выбранной профессиональной сфере и обеспечивающая лидерство в заданных условиях.

На наш взгляд, такой подход не может быть однозначным, так как вуз не ограничен внутренним пространством и сам является не только средой, формирующей конкурентоспособных специалистов, но и участником конкуренции.

Проектирование внеучебной деятельности как важной составляющей системы ВПО должно отвечать ряду требований.

1. Обеспечение разнообразия возможностей.

2. Научное и учебное творчество.

3. Использование ИКТ.

4. Взаимосвязь механизмов организации внеучебной деятельности и механизмов организации межличностного общения.

5. Современная материально-техническая база.

6. Гибкость системы взаимодействия.

Определяющим понятием для конкурентоспособности является конкуренция, которая, будучи одной из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризуется достижением индивидуальных или групповых целей в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов другими индивидами или группами.

Методологическую основу проектирования внеучебной деятельности, направленного на развитие конкурентоспособности специалиста, составляют закономерности, отражающие взаимосвязи между критериями конкурентоспособности и реализующими их принципами.

В связи этим к проектированию конкурентообразующего внеучебного процесса предъявляют требования:

1) учета состава и уровня факторов развития конкурентоспособности;

2) вариативности и возможности коррекции индивидуальных образовательных маршрутов;

3) учета содержания индивидуальных образовательных маршрутов учащихся при оценке качества образовательных результатов;

4) природосообразного развития конкурентоспособности;

5) полипрофессиональной подготовки специалиста.

Для успеха в организации внеучебной деятельности по формированию конкурентоспособного специалиста особое значение имеет понимание различий между результатами и эффектами этой деятельности. Результат - это то, что стало итогом вовлеченности студента во внеучебную деятельность. Эффект - это то, к чему привело достижение результата.

Анализ источников и нормативно-правовых документов вузов показывает, что в российской практике воспитательный процесс, а именно проектирование внеучебной деятельности, не включается в развитие компетенций выпускника.

Университетская деятельность, как правило, включает в себя образовательный компонент, научно-исследовательский и управленческий, а стандарты нового поколения, побуждающие к внедрению компетентностного подхода, ограничиваются чаще всего только требованиями к учебному процессу.

Таким образом, условия социокультурного пространства вуза и студента, образовательные условия определяют конкретные подходы, средства, методы проекти-

http://e-koncept.ru/2014/14072.htm

научно-методический электронный журнал

Есмурзаева Ж. Б., Гаврилова Н. С. Теоретические подходы, закономерности, принципы исследования внеучебной деятельности студентов // Концепт. -2014. - №03 (март). - ART 14072. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14072.htm. - Гос. per.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ART 14072

УДК 378.18

рования внеучебной деятельности с целью формирования конкурентоспособного специалиста. Конкурентоспособность - категория динамическая, обусловлена в первую очередь внешними факторами, значительная часть которых может и должна рассматриваться как управляемые параметры.

Таким образом, обучающийся, включаясь во внеучебную деятельность, входит в новую ситуацию развития. В свою очередь, интеграция образовательной среды в общее социокультурное пространство региона и страны на всех стадиях реализации внеучебной деятельности создаст новые условия по формированию профессиональных компетенций, необходимых для становления конкурентоспособного специалиста.

Перспективы реального использования модели внеучебной деятельности современного университета состоят в возможности расширения сфер его образовательной деятельности, отвечать современным требованиям и носить управляемый характер.

Для этого необходима не только модель внеучебной деятельности вуза, но и модель изменения деятельности преподавателей и выпускника вуза, которая определяла бы будущего специалиста, характеристики и параметры формируемых им профессиональных и личностных компетенций. В качестве средств воспитания выделяются личный пример, социокультурное пространство учебного заведения, гуманистический характер вузовской среды. Указывается, что совместная деятельность субъектов образовательной деятельности имеет системный характер, а необходимость проектирования внеучебной деятельности обусловлена органическим единством учебного, научно-исследовательского и производственного процесса подготовки специалистов.

Взаимосвязь и взаимозависимость компонентов образовательной деятельности определяются целым рядом характеристик личности, обусловливающих компетенции специалиста.

Ссылки на источники

1. Кикина И. А. Внеучебная практическая деятельность как фактор формирования профессиональ-

ных компетенций, профессионального самоопределения и развития личности обучающихся. -иРЬ: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/vneuchebnaya-prakticheskaya-deyatelnost-

kak-faktor-formirovaniya-p.

2. Там же.

3. Пономарев А. В., Осипчукова Е. В., Кругленко И. Ф. Управление качеством воспитательной деятельности в вузе: монография. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. - 164 с.

4. Пономарев А. В. Воспитательная деятельность вуза: междисциплинарный подход: монография. -Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. - 183 с.

5. Там же.

6. Ливанов предвещает системе высшего образования серьезные потрясения. - и^: http://ria.ru/society/20130621/944993787.

7. Мальковская Т. Н. Социальная активность старшеклассников. - М.: Педагогика,1988. - С. 144.

8. Иванайская Г. Л. Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студента: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Оренбург, 2010. - С. 206.

9. Новиков А. М. Методология образования. - М.: Эгвес, 2006. - С. 668.

10. Ломакина Т. Ю. Современные принципы развития непрерывного образования. - М.: Наука, 2006.

pu "7 fu

http://e-koncept.ru/2014/14072.htm

КОНТ ТЕПТ

Есмурзаева Ж. Б., Гаврилова Н. С. Теоретические подходы, закономерности, принципы исследования внеучебной деятельности студентов // Концепт. -2014. - №03 (март). - ART 14072. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14072.htm. - Гос. per.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ISSN 2304-120Х

научно-методический электронный журнал ART 14072 УДК 378.18

Zhanbota Yesmurzaeva,

Candidate of Philological Sciences, Head of the chair of foreign languages and applied linguistics, Omsk State Agrarian University named after P. A. Stolypin, Omsk [email protected] Nataliya Gavrilova,

Student, department of agrochemistry, soil science and ecology, Omsk State Agrarian University named after P. A. Stolypin, Omsk n [email protected]

Theoretical approaches, regularities, principles of research of students’ extracurricular activities Abstract. The article presents the analysis of theoretical approaches, regularities and the principles of research of students’ extracurricular activities.

Key words: extracurricular activities, SWOT-analysis, sociocultural space.

References

772304

120142

1.

2.

3.

4. б. б.

7.

8.

9.

10.

Kikina, I.A. (2013) “Vneuchebnaja prakticheskaja dejatel'nost' kak faktor formirovanija professional'nyh kompetencij, professional'nogo samoopredelenija i razvitija lichnosti obuchajushhihsja”, available at: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/vneuchebnaya-prakticheskaya-deyatelnost-kak-faktor-formirovaniya-p/ - 10.12.2013 g. - Zagl. s jekrana (in Russian).

Kikina, I.A. (2013) “Vneuchebnaja prakticheskaja dejatel'nost' kak faktor formirovanija professional'nyh kompetencij, professional'nogo samoopredelenija i razvitija lichnosti obuchajushhihsja”, available at: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/vneuchebnaya-prakticheskaya-deyatelnost-kak-faktor-formirovaniya-p/ - 10.12.2013 g. - Zagl. s jekrana (in Russian).

Ponomarev, A.V., Osipchukova, E.V. and Kruglenko, I.F. (2009) Upravlenie kachestvom vospitatel'noj dejatel'nosti v vuze, UGTU-UPI, Ekaterinburg, 164 p. (in Russian).

Ponomarev, A.V. (2009) Vospitatel'naja dejatel'nost' vuza: mezhdisciplinarnyj podhod, UGTU-UPI, Ekaterinburg, 183 p. (in Russian).

Ponomarev, A.V. (2009) Vospitatel'naja dejatel'nost' vuza: mezhdisciplinarnyj podhod, UGTU-UPI, Ekaterinburg, 183 p. (in Russian).

(2013) “Livanov predveshhaet sisteme vysshego obrazovanija ser'eznye potrjasenija”, available at: http://ria.ru/society/20130621/944993787 - 26.06.2013 g. - Zagl. s jekrana (in Russian).

Mal'kovskaja, T.N. (1988) Social'naja aktivnost' starsheklassnikov, Pedagogika, Moscow, p.144 (in Russian).

Ivanajskaja, G.L. (2010) Vneuchebnaja dejatel'nost' kak faktor professional'nogo samoopredelenija stu-denta: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. ped. nauk: 13.00.01, Orenburg, p. 206 (in Russian).

Novikov, A. M. (2006) Metodologija obrazovanija, Jegves, Moscow, p. 668 (in Russian).

Lomakina, T.Ju. (2006) Sovremennye principy razvitija nepreryvnogo obrazovanija, Nauka, Moscow (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

977230412014203

http://e-koncept.ru/2014/14072.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.