Научная статья на тему 'Роль информационных проектов в информационной политике вуза'

Роль информационных проектов в информационной политике вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ВУЗА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ПРОЕКТ / УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКОЙ / INFORMATION POLICY OF THE UNIVERSITY / INFORMATION PROJECT / MANAGEMENT OF INFORMATION POLICY / PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова Екатерина Николаевна

В статье рассматривается информационная политика вуза на примере Уральского государственного педагогического университета. В качестве средства повышения конкурентоспособности вуза рассматривается метод информационных проектов. Представлен анализ информационного проекта «100 лет высшему профессиональному образованию на Урале» в педагогическом вузе, разработанного и реализованного в УрГПУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of information projects in the information policy of the university

The article discusses the information policy of the university on the example of the Ural State Pedagogical University. As a means of improving the competitiveness of the university the method of information pro-jects is considered. The analysis of the information project "100 years of higher professional education in the Urals" in pedagogical high school developed and implemented in USPU

Текст научной работы на тему «Роль информационных проектов в информационной политике вуза»

Карпова Е. Н. Роль информационных проектов в информационной политике вуза // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск №25.- ART 14798. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14798.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

научно-методический электронный журнал

ART 14798

УДК 378.014.15

Карпова Екатерина Николаевна,

начальник отдела информационных проектов ФГБОУ ВПО Уральский государственный педагогический университет, магистрант Института социального образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург ка1пп-каг@уапЬех. ги

Роль информационных проектов в информационной политике вуза

Аннотация. В статье рассматривается информационная политика вуза на примере Уральского государственного педагогического университета. В качестве средства повышения конкурентоспособности вуза рассматривается метод информационных проектов. Представлен анализ информационного проекта «100 лет высшему профессиональному образованию на Урале» в педагогическом вузе, разработанного и реализованного в УрГПУ.

Ключевые слова: информационная политика вуза, проект, информационный проект, управление информационной политикой.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В эпоху глобализации и интернационализации производства единственным критерием эффективности деятельности учреждения (в том числе образовательного) и востребованности выпускаемой им продукции является конкурентоспособность [1]. Появление конкурентной среды в сфере образования, стремление образовательных учреждений привлечь в него талантливых абитуриентов, обеспечить доступ к разного рода ресурсам и тем самым добиться устойчивого и продолжительного успеха, регулируется принципами государственной политики в сфере образования:

- принципом «автономии образовательных организаций, информационной открытости и публичной отчетности образовательных организаций,

- принципом недопустимости ограничения или устранения конкуренции в сфере образования» [2].

Конкурентоспособность высшего образовательного учреждения определяется, прежде всего, качественным образованием, которое, в свою очередь, может быть предоставлено при условии системного подхода к управлению образовательным процессом: целостности содержания, технологий реализации образовательного процесса, методов контроля и оценки результатов, соответствие личностного развития жизненному самоопределению и требованиям общества в новых социально-экономических условиях [3]. Особую значимость для повышения конкурентоспособности в образовательной системе вуза с приобретает проведение эффективной информационной политики, формирования положительного имиджа высшего учебного заведения. Информационная политика - это целый комплекс действий, мероприятий и регламентов, позволяющий управлять не только процессом распространения корпоративной информации, но и процессом восприятия образа компании в целевых аудиториях.

С повышением значимости неценовых факторов конкуренции учебные заведения все больше внимания уделяют разработке эффективной информационной политики, используя различные виды формы и средства; реализуя уникальные проекты как комплекс мероприятий, направленных на формирование положительного имиджа вуза, корпоративной культуры, создание и поддержание доброжелательных взаимоотношений с целевыми аудиториями.

f\j ■Л f\j

Карпова Е. Н. Роль информационных проектов в информационной политике вуза // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск №25.- ART 14798. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14798.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

научно-методический электронный журнал

ART 14798

УДК 378.014.15

Вопросы информационной политики вуза освещены в работах С. Н. Павлова [4], информационная политика вуза - как комплекс интегрированных маркетинговых коммуникаций рассматривается О. Ю. Лейвенбер [5]. Другие ученые и практики рассматривают не информационную политику, а в первую очередь, РК (связи с общественностью) в образовании как попытку удовлетворить интерес к образовательному учреждению и его образовательным услугам путем передачи имеющейся информации через различные каналы, в основном на бесплатной основе [6].

Цель информационной политики Уральского государственного педагогического университета - продвижение бренда УрГПУ как базового государственного вуза Уральского региона в области непрерывной подготовки, научно-профессионального сопровождения деятельности специалистов социально-педагогического профиля среди широких кругов общественности, а также государственных, политических, общественных и коммерческих организаций, оказывающих влияние на развитии региональной системы образования всех уровней и ее инфраструктуры.

Информационной политикой в УрГПУ занимается отдельное структурное подразделение - управление информационной политики, в структуру которого входят Пресс-служба, отдел информационных проектов, отдел документационного обеспечения управления и отдел множительной техники. Остановимся на таком направлении информационной политики вуза, как разработка и реализация информационных проектов.

В литературе достаточно много определений термина «проект». Так, в самом общем смысле под проектом понимают деятельность, направленную на достижение определенных целей при заданных ограничениях по времени, денежным средствам (ресурсам) и качеству конечных результатов [7]. Другое определение рассматриваемого понятия подчеркивает уникальность проектной деятельности. Проект - «это планируемая в долгосрочной перспективе неповторяющаяся и уникальная деятельность, создающая ценность для потребителя в соответствии с его требованиями, характеризующаяся отношениями «заказчик-исполнитель» [8]. Проект также можно понимать как метод преобразования действительности (социальной среды) «Проект - индивидуальное или групповое тщательно спланированное предприятие, предназначенное для достижения определенной цели, реализуемое в определенном социальном, пространственном и временном контексте; это метод, позволяющий двигаться от идеи к действию, структурируя этапы всего процесса, изменяя социальную среду, получая образование через деятельность, привлекая партнеров» [9]. В данной статье понятие «проект» будет рассматриваться именно в этом значении.

В контексте информационной политики педагогического вуза наиболее значимыми являются информационные проекты. Информационные проекты вуза - это независимые некоммерческие краткосрочные проекты в сфере образования, осуществляемые вузом, связанные с проведением маркетинговых мероприятий, формированием и улучшением корпоративной культуры, цель которых достижение положительного социального эффекта. Информационные проекты в деятельности по продвижению вуза, благодаря комплексному характеру, играют роль коммуникативного центра, связующего звена, которое позволяет систематизировать и выстроить работу по информированию общества, созданию фирменного стиля, сувенирной и презентационной продукции, а также систему мероприятий как внешних, так и внутренних в едином русле.

Информационные проекты УрГПУ разнообразны, направлены на реализацию миссии УрГПУ, которая заключается в воспитании и развитии социально и профессионально компетентной личности, подготовке творчески мыслящих специалистов,

Карпова Е. Н. Роль информационных проектов в информационной политике вуза // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск №25.- ART 14798. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14798.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

научно-методический электронный журнал

ART 14798

УДК 378.014.15

готовых к инновационной деятельности, способных пополнить и повысить интеллектуальный потенциал России на основе оптимального сочетания фундаментального университетского образования с практико-ориентированной профильной подготовкой с учетом требований времени, и на реализацию статьи 47 Закона об образовании РФ, в которой зафиксирован особый статус педагогических работников в обществе и гарантируется «повышение социальной значимости, престижа педагогического труда» [10].

Характерными чертами информационных проектов УрГПУ является:

1. Направленность на достижение конкретных целей.

2. Координированное выполнение взаимосвязанных действий.

3. Ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом.

4. В определенной степени неповторимость и уникальность.

5. Включенность в информационную политику университета.

Выбор содержания информационных проектов УрГПУ определяется различными методологическими подходами, в частности:

- аксиологическим, который органически присущ гуманистически ориентированным педагогическим системам, так как в них человек рассматривается как высшая ценность и самоцель социального развития;

- культурологическим, который позволяет рассматривать проблемы образования в общекультурном и социальном контексте;

- компетентностным, направленным на формирование и развитие компетентности как интегрального результата профессионального образования [11].

В период 2010-2013 гг. в Уральском государственном педагогическом университете были последовательно реализованы и представлены широкой общественной аудитории крупные информационные проекты, направленные на повышение престижа профессии учителя, популяризацию знаний, по истории педагогического образования на Урале и истории развития вуза: «Педагогические династии», «140 лет педагогического образования», «100 лет высшему профессиональному образованию на Урале», «20 лет партнерских связей с Академиями повышения квалификации учителей земли Баден-Вюртемберг», «70 лет аспирантуры УрГПУ», «20 лет в статусе университета», «УрГПУ на пути к ЭКСПО».

Реализуя корпоративные информационные проекты как комплекс мероприятий, направленных на формирование корпоративной культуры, создание и поддержание доброжелательных взаимоотношений и положительного имиджа вуза, университет может повысить конкурентоспособность, занять свою нишу на рынке образовательных услуг. Для педагогического университета важен престиж и достоинство педагогической профессии, ее историческая и социокультурная значимость - это зачастую определяет тематику проектов.

Для управления информационными проектами используется процессный подход. В общем виде жизненный цикл проекта может делиться на 5 фаз, в том числе:

- концептуальная фаза, включающая формулирование целей, анализ инвестиционных возможностей, обоснование осуществимости (технико-экономическое обоснование) и планирование проекта;

- фаза разработки проекта, включающая определение структуры работ и исполнителей, построение календарных графиков работ, бюджета проекта, разработку проектно-сметной документации, переговоры и заключение контрактов с подрядчиками и поставщиками;

м Q м

КОНЦЕПТ

Карпова Е. Н. Роль информационных проектов в информационной политике вуза // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск №25.- ART 14798. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14798.htm. - Гос. per. научно-методический электронный журнал Эл № ФС 77-49965- - ISSN 2304-120Х.

ART 14798 УДК 378.014.15

- фаза выполнения проекта, включающая работы по его реализации (строительство, маркетинг, обучение персонала);

- фаза завершения проекта, включающая в общем случае приемочные испытания, опытную эксплуатацию и сдачу проекта в эксплуатацию;

- эксплуатационная фаза, включающая: приемку и запуск, замену оборудования, расширение, модернизацию, инновацию [12].

Процесс реализации представлен ниже в таблице на примере информационного проекта «100 лет высшему педагогическому образованию на Урале».

Жизненный цикл проекта «100 лет высшему педагогическому образованию на Урале»

Фазы Мероприятия и действия Результат

Концептуальная фаза Выбор информационного повода (критерии уникальность, связь с УрГПУ, общественная значимость) Высшее педагогическое образование на Урале ведет свою историю от Екатеринбургского учительского института, который был открыт 5 октября 1912 г., в здании по адресу Почтовый переулок, 7. Одно из первых профессионально-педагогических учебных заведений в Уральском крае, по характеру своей деятельности является предтечей Уральского государственного педагогического университета, основанного в 1930 г.

Сбор информации Изучение архивных документов, фотографий, источников

Фаза разработки проекта Разработка плана реализации проекта на год (мероприятия по направлениям деятельности, включение информационного проекта научную, образовательную и воспитательную деятельность университета). Утверждение и согласование, составление сметы

Фаза выполнения проекта Презентация проекта на общественно-значимых мероприятиях На торжественной церемонии награждения победителей конкурса на соискание премии губернатора Свердловской области педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава, где Н. Г. Тагильцева, заведующая кафедрой музыкального образования, получившая звание «Профессор года» презентовала фотоколлаж с исторической реконструкцией здания первого Екатеринбургского учительского института Более 50 участников (профессорско-преподавательский состав вузов Свердловской области)

Разработка уникального фирменного стиля проекта, логотипа, слогана, заказ и распространение сувенирной имиджевой продукции Заказана продукция на общую сумму 400000, в течение года 80 видов продукции, более 11000 шт., которые получали гостей вуза (партнеры, участники конференций), студенты и преподаватели в качестве подарочной презентационной продукции. Широкая аудитория

ГУ r\J

КОНЦЕПТ

Карпова Е. Н. Роль информационных проектов в информационной политике вуза // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск №25.- ART 14798. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14798.htm. - Гос. per. научно-методический электронный журнал Эл № ФС 77-49965- - ISSN 2304-120Х.

ART 14798

УДК 378.014.15

Выставочная деятельность Проект был представлен:

- на Международном форуме и выставке промышленности и инноваций «ИННОПРОМ-2012» Губернатору Свердловской области Е.В. Куйвашеву и посетителям выставки (в форме буклетов);

- V Межрегиональной специализированной выставке «Образование. Работа. Карьера». Экспозиция УрГПУ была представлена в виде тематической ретроспективы «100 лет высшему педагогическому образованию на Урале - УрГПУ - территория инноваций - УрГПУ на пути к EXPO - 2020». Непосредственно для выставки был подготовлен видеоролик, содержательно отражающий тематическую ретроспективу;

- на выставке «Образование от А до Я. Карьера-2013», УрГПУ награжден дипломом лауреата в номинации «Образование»: «За большой вклад в развитие науки и образования на Урале и подготовку квалифицированных специалистов»_

Образовательная деятельность В целях актуализации у обучающихся УрГПУ интереса к истории педагогического образования на Урале, углубления знаний по истории УрГПУ организованы конкурс творческих работ в жанре эссе «100 лет высшему педагогическому образованию на Урале» и олимпиада «История образования на Урале» в рамках конкурса «Педагогический дебют». Для студентов УрГПУ в течение сентября-октября 2012 г. проводились актовые лекции по истории образования._

Воспитательная деятельность Оформлена тематическая витрина в Музее истории УрГПУ, которая стала одной из точек экскурсии для стипендиатов Губернатора Свердловской области 15 ноября 2012 г.

Силами центра культуры и досуга снят фильм «УрГПУ с новой строки»_

Научная деятельность

Итоговым мероприятием проекта стало проведение 15 ноября Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическое образование на Урале: история и современность, актуальные вопросы воспитания молодежи», с докладами на которой выступили ведущие ученые_

Создание и обновление странички проекта на сайте вуза, рассылка пресс-релизов об основных мероприятиях в областные СМИ и информагентства

Подведение итогов, публикация результатов, награждение участников_

Тираж журнала -500 экз.

Тираж 3000 экз. Аудитория - научная и педагогическая общественность

На каждой выставке стенд УрГПУ посещали более 15002000 человек

Аудитория студенты УрГПУ и других образовательных учреждений более 150 человек

Фильм размещен сайте УрГПУ

на

Сборник статей и тезисов

Фаза завершения проекта_

Разработанный и реализованный Уральским государственным педагогическим университетом проект «100 лет высшего педагогического образования на Урале» был интересен и с культурологической, и с исторической, и с воспитательной точек зрения. Реализуя такие проекты, университет объективно обеспечивает преем-

PU г М

КОНЦЕПТ

Карпова Е. Н. Роль информационных проектов в информационной политике вуза // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск №25.- ART 14798. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14798.htm. - Гос. per.

научно-методический электронный журнал Эл № ФС 77-49965 - ISSN 23°4-12°X-

ART 14798 УДК 378.014.15

ственность и неразрывную связь передаваемых из поколения в поколение традиций

учительства, формирует позитивный имидж учреждения с богатыми историческими

традициями. С помощью разнообразных средств коммуникации и презентационных

методов о проекте узнали несколько тысяч человек, а активными участниками стали

более трехсот. Это свидетельствует о том, что, информационные проекты являются

эффективной формой реализации информационной политики вуза и способствуют

повышению его конкурентоспособности.

Ссылки на источники

1. Дегтерев В. А. Конкурентоспособность - категория педагогическая // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 4. - С. 65.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html - свободный // Сайт RG.RU Российская газета (дата обращения: 01.07.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Иваненко M. А. К вопросу о качестве образования в высшей школе // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 2. - С. 93-96.

4. Павлов С. Н. Управление информацией и общественными связями для создания эффективного имиджа вуза: монография. - M.: Изд. дом «Академия Естествознания», 2011. - 213 с.

5. Лейнвебер О. Ю. Разработка интегрированных маркетинговых коммуникаций вуза на основе корпоративных проектов: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Омск, 2011. - 20 с.

6. Вифлеемский А. Б. Экономика образования: пособие для повышения квалификации работников образования: [в 2 кн.]. - M.: Народное образование, 2003.

7. Социология: словарь / сост. Т. Е. Зерчанинова. - Екатеринбург: УрАГС, 2006. - 64 с.

8. Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования, 2006 г. // Национальная энциклопедическая служба. - URL: http://didacts.ru/dictionary - свободный // Национальная энциклопедическая служба (дата обращения: 25.06.2014). "

9. Кузнецова И. В., Никулина Т. Г., Светенко Т. В. Обучение социальному проектированию: глоссарий. - M., 2007. - 216 c.

10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

11. Дорохова Т. С. Развитие навыков самовоспитания в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 4. - С. 39-43.

12. Mазур И. И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Управление проектами: учеб. пособие / под общ. ред. И. И. Mазура. - M.: Омега-Л, 2004. - 664 с.

. . „ ISSN 2304-120Х

Ekaterma Karpova,

Head of Information projects of federal state educational institution of higher professional education USPU, graduate student of the Institute of Social Education of Federal state educational institution of higher professional education "Ural State Pedagogical University", Yekaterinburg katrin-kar@yandex.ru The role of information projects in the information policy of the university

Abstract. The article discusses the information policy of the university on the example of the Ural State Pedagogical University. As a means of improving the competitiveness of the university the method of information projects is considered. The analysis of the information project "100 years of higher professional education in the Urals" in pedagogical high school developed and implemented in USPU.

Key words: information policy of the university, project, information project, management of information policy. Рекомендовано к публикации:

Беляевой M. А., доктором педагогических наук, доцентом Института социального образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург

772304

1201 кг

977230412014277

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.