Научная статья на тему 'Электронное обучение и некоторые вопросы социально-психологической безопасности'

Электронное обучение и некоторые вопросы социально-психологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
320
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL SECURITY / PSYCHOLOGICAL IMPACT / E-LEARNING / E-COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гаврилова Наталья Владимировна, Есмурзаева Жанбота Бауржановна, Гаврилова Наталья Сергеевна

В статье представлен анализ некоторых сторон влияния электронного и дистанционного обучения на молодежь как особую категорию пользователей интернет-пространства. Кроме того, авторами предлагается краткий обзор работ в области информационной и психологической безопасности молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гаврилова Наталья Владимировна, Есмурзаева Жанбота Бауржановна, Гаврилова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-Learning and some aspects of social and psychological security

The paper presents the analysis the influence of electronic and distance learning on the youth as a special group of Internet users. The authors give a review of articles devoted to the problems of information and psychological security of youth.

Текст научной работы на тему «Электронное обучение и некоторые вопросы социально-психологической безопасности»

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 15063 УДК 37.014.5:004.9

Гаврилова Н. В., Есмурзаева Ж. Б., Гаврилова Н. С. Электронное обучение и некоторые вопросы социально-психологической безопасности // Концепт. -2015. - № 03 (март). - ART 15063. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15063.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Гаврилова Наталья Владимировна,

кандидат биологических наук, доцент кафедры философии, истории, экономической теории и права ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина», г. Омск

nw gawrilowa@mail.ru

Есмурзаева Жанбота Бауржановна,

кандидат филологических наук, заведующий кафедрой иностранных языков и прикладной лингвистики ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина», г. Омск yesmurzaeva@mail.ru

Гаврилова Наталья Сергеевна,

студентка II курса факультета агрохимии, почвоведения, природообустройства и водопользования ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина», г. Омск ns.gavrilova1319@omgau.org

Электронное обучение

и некоторые вопросы социально-психологической безопасности

Аннотация. В статье представлен анализ некоторых сторон влияния электронного и дистанционного обучения на молодежь как особую категорию пользователей интернет-пространства. Кроме того, авторами предлагается краткий обзор работ в области информационной и психологической безопасности молодежи. Ключевые слова: электронное обучение, психологическая безопасность, психологическое воздействие, интернет-коммуникации.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

По мнению специалистов ЮНЕСКО, перспективным направлением развития образования является его доступность за счет внедрения дистанционных и электронных форм обучения, которая обеспечивает равные права граждан на получение качественного образования. С учетом масштабов Российской Федерации и неравномерности территориального распределения учебных заведений возникает проблема неоднородности распределения контингента, нуждающегося в обучении. В отдаленных населенных пунктах зачастую наблюдается дефицит научно-педагогических работников, как следствие, это приводит к дефициту в сфере квалифицированной рабочей силы [1]. Дистанционные и электронные технологии сегодня позволяют повысить качество образовательных услуг и становятся механизмом реализации индивидуализации образовательных траекторий обучающихся.

В данной статье пойдет речь о внедрении электронных форм образования и угрозах социально-психологической безопасности, возникающих при активном взаимодействии потребителей этих услуг с сетью Интернет. Под информационно-психологической безопасностью личности предлагается понимать механизмы защиты от любых информационных и психологических воздействий, направленных на изменение эмоционального состояния и личности и ее поведения [2].

Сегодня активным пользователем Всемирной паутины является молодежь. Именно с этой категорией потребителей, ориентируясь на потребности современного общества, вступают в диалог через интернет-коммуникации образовательные

rw <1 IV

КОНТ тшт

Гаврилова Н. В., Есмурзаева Ж. Б., Гаврилова Н. С. Электронное обучение и некоторые вопросы социально-психологической безопасности // Концепт. -2015. - № 03 (март). - ART 15063. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15063.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 15063 УДК 37.014.5:004.9

учреждения и бизнес. Создаются электронные образовательные сообщества и онлайн-университеты. Значительный объем информации транслируется посредством сети Интернет, и, таким образом, информационная сфера становится такой же важной составляющей общественной жизни, как экономическая, политическая и другие. Внедрение информационных технологий повысило зависимость безопасности конкретного индивидуума от достоверности используемой информации, ее защищенности от несанкционированной модификации, а также противоправного доступа к ней. Особое место в информационной сфере общества занимает индивидуальное сознание людей, которое все в большей степени подвергается агрессивным информационным воздействиям и наносит ущерб психическому и нравственному здоровью граждан, разрушает моральные нормы жизни общества [3]. Актуальным становится изучение способов и методов психологической защиты.

Объектами обеспечения психологической безопасности личности, по мнению А. В. Манойло, становятся: сознание, система ценностей, психическое здоровье, свобода воли [4]. При комфортном психологическом состоянии индивидуум может полноценно развиваться, своевременно адаптироваться к меняющимся социальным условиям, организовывать свое поведение в социальной среде.

Социальная среда, в свою очередь, обладая характеристиками быстрой изменчивости и агрессивности, все больше порождает социальное отчуждение, потерю индивидуальности и духовности. Это приводит к дисбалансу психологического состояния. Молодежь как наиболее подверженная манипулятивному воздействию категория находит решение своих социально-личностных проблем в виртуальном мире, Интернет сегодня выступает первичным агентом социализации.

Все больше появляется данных о деструктивном влиянии Всемирной паутины. Как средство массовой коммуникации Интернет представляет собой особый вид угроз, не только в силу отсутствия действенных механизмов фильтрации информации, но и по причине социального одиночества детей и молодежи. Объектом информационного и психологического воздействия выступает не отдельно взятая личность, а сознание определенной возрастной группы в целом. Зачастую невозможность проверить достоверность получаемой информации приводит к потере «смысловой чувствительности», появляется безучастность к происходящему в мире [5]. Инициативный отказ от использования определенной информации, источников или каналов ее распространения или перепроверкой может выступать защитной мерой.

Изучение проблем, связанных с коммуникациями в сети Интернет, в науке и практике только начинается. Несмотря на то что проблематика исследования виртуальной реальности представлена достаточно широко, практически нет исследований, посвященных психологической безопасности в сети Интернет и вопросам психологической культуры, в том числе виртуальной этике. Возможности пользователей Интернета скрываться под логинами и «никами» дают им иллюзорное ощущение свободы и превосходства, что создает новые направления деструктивной социализации.

Социализация личности в каждом отдельно взятом обществе имеет свои отличительные характеристики.

В литературе выделяют различные факторы социализации (мега-, макро-, ме-зо- и микро). Что касается Интернета, то большинство исследователей относят его к мезофакторам, то есть условиям социализации по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации [6].

В качестве целей использования Интернета в молодежной среде, которые отличаются по своей сущности от других возрастных категорий, выделяют:

- компенсацию дефицита общения;

rw IV

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 15063 УДК 37.014.5:004.9

Гаврилова Н. В., Есмурзаева Ж. Б., Гаврилова Н. С. Электронное обучение и некоторые вопросы социально-психологической безопасности // Концепт. -2015. - № 03 (март). - ART 15063. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15063.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

- удовлетворение киберсексуального опыта;

- самореализацию;

- проигрывание скрытых или желаемых социальных ролей;

- анонимность поиска решений;

- устранение социальных дистанций;

- формирование виртуального имиджа;

- конструирование образов [7].

В своей работе И. А. Баева, В. В. Семикин предполагают, что психологическая безопасность как защита от воздействия на сознание личности может быть обеспечена посредством:

- сохранения баланса зависимости/независимости от других людей и формирования социальной автономии;

- формирования стереотипных реакций в важных и нестандартных ситуациях [8].

Иными словами, необходимо формировать личностную позицию индивида в

собственной картине мира и развивать его эмоционально-волевую регуляцию.

Учитывая референтную значимость интернет-пространства и его влияние на психику молодежи, следует понимать, что угрозой психологической безопасности будет и отсутствие удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия в межличностном и социальном пространстве, а также уровень удовлетворенности этим взаимодействием.

Особую категорию проблем в системе массовых коммуникаций занимают проблемы нравственно-этических норм и формирования сетевого этикета.

Так, Ю. И. Полищук в своей статье «О негативном влиянии средств массовой информации на психическое здоровье» анализирует возможные угрозы для психики. Он предлагает разрабатывать допустимые и недопустимые параметры информационно-психологических воздействий посредством социально-психологического анализа информационной среды, «ее агрессивности и деструктивности по отношению к личности и психическому здоровью человека» [9] и с учетом использования программ и методов нейровизуализации.

По данным исследования, проведенного Н. Н. Королевой [10], анонимность и ограниченный сенсорный опыт позволяют личности самореализоваться в виртуальном мире, компенсировать проблемы в сфере семейных отношений, с одной стороны. С другой - длительная интернет-зависимость приводит к личностным трансформациям и деструкциям.

Имеющиеся исследования по вопросам психологической и информационной безопасности в очередной раз доказывают, что сложность и неоднозначность проблем влияния интернет-коммуникации на личностные характеристики связаны как с новыми позитивными возможностями, так и с негативными последствиями. Требуется особый подход в изучении вопросов использования виртуального общения в обучающих и развивающих программах, а также создание программ «психологической поддержки молодых людей, склонных к чрезмерной увлеченности виртуальным взаимодействием» [11].

Сегодня возрастающая роль коммуникаций в сети Интернет и в социальных сетях бесспорна. Ориентируясь на функции и цели ведущих социальных сетей, можно предположить, что в ближайшей перспективе они будут объектами и средствами информационного управления определенными социальными группами. Анализируя причины привлекательности социальных сетей, Д. А. Губанов, Д. А. Новиков, А. Г. Чхартишвили выделяют следующие возможности: получение информации, ве-

rw о ^

КОНТ тшт

Гаврилова Н. В., Есмурзаева Ж. Б., Гаврилова Н. С.

Электронное обучение и некоторые вопросы социально-психологической безопасности // Концепт. -____________________ ______________ 2015. - № 03 (март). - ART 15063. - 0,5 п. л. - URL:

иаичнп-мртпдиче>пши электппнныи жнпнах http://e-koncept.ru/2015/15063.htm. - Гос. рег.

научно метооическии электронный журнал эл № фс 77-49965 - ISSN 2304-120X

ART 15063 УДК 37.014.5:004.9 '

риф икация идей через социальное взаимодействие, социальная выгода от контактов и рекреация [12]. Таким образом, с учетом имеющихся возможностей можно моделировать информационное взаимодействие нескольких субъектов, включая их противоборство, посредством владения и управления концепцией, технологией и механизмами создания моделей влияния [13].

Отметим, что особого участия и внимания государства и общества требует разработка проектов социально-психологической поддержки, позволяющих регулировать процессы влияния и обеспечивающие информационно-психологическую безопасность личности. Вышедший в 2010 г. ФЗ № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» дал определение основным понятиям, классификацию информационной продукции, требования к распространению и т. д. Разработчики наметили ряд направлений по организации благоприятного формирования информационной культуры подрастающего поколения.

Новые стратегии по совершенствованию методов и средств борьбы с угрозами информационно-психологической безопасности обусловлены непрерывным совершенствованием информационных технологий и интернет-коммуникаций, в том числе и в системе образования. Как было сказано выше, сегодня качественное образование зависит не от объема посещенных аудиторных занятий, а от доступности достоверной информации и квалифицированных кадров, участвующих в образовательном процессе.

В работах отечественных и зарубежных исследователей приводится достаточно обширная классификация понятий дистанционного и электронного обучения, при этом в качестве основных составляющих чаще всего авторы выделяют:

1) собственно процесс обучения;

2) субъектов, участников образовательного процесса;

3) дидактические компоненты учебного процесса (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения).

Эффективность внедрения, использования, развития электронных и дистанционных технологий в образовании мы рассматриваем с позиции социально-психологического комфорта участников образовательного процесса, которая определяется совокупностью факторов:

- эффективностью межличностного взаимодействия в условиях интерактивной деятельности и наличием обратной связи;

- квалификацией обучающих и набором используемых ими педагогических технологий, педагогическим мастерством;

- структурированностью предлагаемых методических материалов и используемых программных средств.

Иначе говоря, дистанционное и электронное обучение обусловливает использование концептуально новых подходов к планированию образовательной деятельности и максимально возможную интерактивность между обучаемыми и преподавателями и предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. Также возникает необходимость учета социально-психологических характеристик обучающихся и соблюдения определенных правил организации такого вида обучения.

С точки зрения А. А. Андреева [14], определение эффективности метода и технологии обучения включает в себя измерение результатов как уже достигнутых, так и материально-временных. Часто в работах исследователей уделяется больше внимания вопросам организационно-методическим, чем социально-психологическим. Однако субъектами дистанционного и электронного обучения являются участники

rw Д IV

КОНТ ТЕПТ

Гаврилова Н. В., Есмурзаева Ж. Б., Гаврилова Н. С.

Электронное обучение и некоторые вопросы социально-психологической безопасности // Концепт. -____________________ ______________ 2015. - № 03 (март). - ART 15063. - 0,5 п. л. - URL:

нашно-метпдичегкий ялЪктпаниый жипнал http://e-koncept.ru/2015/15063.htm. - Гос. рег.

научно ллетооинескии электронный журнал эл № фс 77-49965 - ISSN 2304-120X

ART 15063 УДК 37.014.5:004.9 '

совместного учебного процесса независимо от их территориального и временного присутствия. В результате взаимодействия каждый из них приобретает свою систему компетенций и социально-личностных качеств, являющихся новыми по отношению к уже имеющимся. При этом создается своя психологическая атмосфера.

Образование сегодня рассматривается скорее как процесс, чем как продукт. Доступность и открытость дистанционных форм образования характеризуются гибкостью, модульностью, параллельностью, массовостью, способностью к самообразованию и должно обеспечивать доступ к любым функциональным улучшениям, в том числе и к тем, которые невозможно предвидеть. Дистанционное образование отводит обучающимся новую роль, в которой от них требуется высокая самоорганизация, мотивированность, трудолюбие и определенный исходный уровень знаний.

Вместе с тем проблема эффективности образования недостаточно изучена в педагогике и психологии. В частности, практически нет исследований, посвященных определению социально-психологических условий эффективной деятельности в системе образования, а именно в системе дистанционного и электронного обучения. Знание этих условий, по мнению А. В. Селезневой, необходимо для практической деятельности по формированию позитивных установок и стереотипов, способствующих скорейшей интеграции России в мировое образовательное пространство [15].

Изучение социально-психологических проблем позволит российскому образованию скорее решить проблемы образовательных услуг в области:

- интенсификации процесса обучения;

- идентификации контроля самостоятельности учения;

- технологизации процесса обучения;

- оптимизации стоимости образовательных услуг;

- создания мощного программного и методического обеспечения;

- формирования сознательности в направлении сохранения авторства;

- системы делопроизводства;

- использования ИКТ и ИТ и с учетом уровней владения;

- контроля качества обучения;

- прозрачности деятельности преподавателей.

Концептуально близкой нам позицией по организации дистанционного и электронного обучения является позиция Ф. Л. Ратнера [16], который предлагает строить процесс дистанционного и электронного обучения на принципах:

1) гуманизации образования с учетом психологических особенностей, признания внутренней свободы обучающегося, т. е. его права выбора;

2) интегрированности образования, с использованием междисциплинарных подходов и синергетики знаний;

3) экзистенциальности образования, предполагающих развитие «правополушарных» качеств и ведущих модальностей, обеспечивающих развитие и обогащение мировосприятия человека;

4) гуманитаризации образования, обеспечивающей развитие человека;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) диалогичности образования, обеспечивающей демократические контакты между участниками интерактивного образовательного процесса.

Учитывая эти принципы построения дистанционного и электронного обучения, по нашему мнению, можно избежать ряда социально-психологических проблем взаимодействия, а именно:

- эмоционально-информационного перенасыщения учебного процесса;

- эргономических проблем восприятия информации, в том числе выводимой на дисплей;

(V Г IV

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 15063 УДК 37.014.5:004.9

Гаврилова Н. В., Есмурзаева Ж. Б., Гаврилова Н. С. Электронное обучение и некоторые вопросы социально-психологической безопасности // Концепт. -2015. - № 03 (март). - ART 15063. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15063.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

- использования неадекватных моделей интерактивности;

- демотивацию участников образовательных отношений;

- появления отрицательных психофизиологических последствий.

Таким образом, современная система образования, находясь в состоянии противоречий между традиционными и инновационными формами организации образовательного процесса, должна подвергаться сознательным изменениям с учетом изменения сознания людей и меняющихся перспектив или под напором внешних обстоятельств, и уже сегодня необходимы опережающие исследования в области построения новых, открытых систем образовательной архитектуры.

Ссылки на источники

1. Гаврилова Н. В., Есмурзаева Ж. Б. Психологические особенности жителей села: анализ и практика исследования // Научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - 2012. - № 9. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/ -Гос. рег. Эл. № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X (дата обращения 23.12.2014).

2. Гаврилова Н. В. К вопросу о психологической безопасности коммуникаций в сети Интернет // Интернет - свободный, безопасный, образовательный: межрегион. науч.-практ. конф. (18-19 октября 2013 г., г. Омск) / под ред. М. П. Лапчика. - Омск: Полиграфический центр КАН, 2013. - С. 278.

3. Емельянов Г. В., Лепский В. Е., Стрельцов А. А. Проблемы обеспечения информационнопсихологической безопасности России. - URL: http://emag.iis.ru/arc/info-

soc/emag.nsf/BPA/bb84e562c8e9719cc32568c400467c1a (дата обращения 22.12.2014).

4. Манойло А. В. Государственная информационная политика в особых условиях: монография. -М.: МИФИ, 2003. - 388 с.

5. Левицкий В. Информационно-психологическая безопасность личности. - URL: http://www.partner-inform.de/partner/detail/2007/6/272/2445 (дата обращения 22.12.2014).

6. Барсукова Е. А. Интернет как фактор социализации личности. - URL: http://www.rusnau-ka.com/28_PRNT_2011/Pedagogica/6_93793.doc.htm (дата обращения 23.12.2014).

7. Гаврилова Н. В., Мельников А. Л. Перспективы технологий дистанционного образования и электронного обучения: социально-психологический аспект // Интернет - свободный, безопасный, образовательный: межрегион. науч.-практ. конф. (18-19 октября 2013 г., г. Омск). - С. 278.

8. Баева И. А., Семикин В. В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников. - URL: http://psyinfo.su/ru/conference/internet/doc.php?d=117 (дата обращения 22.12.2014).

9. Полищук Ю. И. О негативном влиянии средств массовой информации на психическое здоровье. -URL: http://www.npar.ru/journal/2003/1/influence.htm (дата обращения 23.12.2014).

10. Королева Н. Н. Влияние коммуникации в сети Интернет на личностные особенности пользователей // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2004. - № 9. - С. 168-179.

11. Там же.

12. Губанов Д. А., Новиков Д. А., Чхартишвили А. Г. Модели влияния в социальных сетях // Проблемы

управления. - 2009. - Вып. 5. - С. 28-35. - URL: http://www.mathnet.ru/php/ar-

chive.phtml?wshow=paper&jrnid=pu&paperid=96&option_lang=rus (дата обращения 23.12.2014).

13. Там же.

14. Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения. - М., 1999. - 126 с.

15. Селезнева А. В. Социально-психологические технологии формирования спроса на образовательные услуги // Фундаментальные и прикладные исследования проблем образования. - СПб., 2004. - С. 366-370.

16. Ратнер Ф. Л. Разработка электронных образовательных ресурсов: зарубежный опыт: учеб.-метод. пособие по направлению «Электронные образовательные ресурсы». - Казань: КГУ, 2008. - 106 с.

гы

6 ~

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 15063 УДК 37.014.5:004.9

Гаврилова Н. В., Есмурзаева Ж. Б., Гаврилова Н. С. Электронное обучение и некоторые вопросы социально-психологической безопасности // Концепт. -2015. - № 03 (март). - ART 15063. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15063.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Natalja Gavrilova, issn 2304-120Х ^

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the chair of Philosophy, 2

History, Economic Theory and Law, Omsk State Agrarian University named after P. A. Stolypin, Omsk nw gawrilowa@mail.ru

Zhanbota Yesmurzaeva, 9772 04120159

Candidate of Philological Sciences, head of the Chair of Foreign Languages and Applied Linguistics, Omsk State Agrarian University named after P. A. Stolypin, Omsk yesmurzaeva@mail.ru Natalya Gavrilova,

Student, Department of Agrochemistry, Soil, Ecology and Water Resources Management, Omsk State Agrarian University named after P. A. Stolypin, Omsk ns.gavriloval 319@omgau.org

E-Learning and some aspects of social and psychological security

Abstract. The paper presents the analysis the influence of electronic and distance learning on the youth as a special group of Internet users. The authors give a review of articles devoted to the problems of information and psychological security of youth.

Key words: e-learning, psychological security, psychological impact, e-communication.

References

1. Gavrilova, N. V. & Esmurzaeva, Zh. B. (2012) “Psihologicheskie osobennosti zhitelej sela: analiz i praktika issledovanija”, Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal oficial'nogo sajta jevristicheskih olimpiad “Sovjonok”i “Proryv”, № 9. Available at: http://www.covenok.ru/ koncept/ - Gos. reg. Jel. № FS 77-49965, ISSN 2304-120X (data obrashhenija 23.12.2014) (in Russian).

2. Gavrilova, N. V. (2013) “K voprosu o psihologicheskoj bezopasnosti kommunikacij v seti Internet”, in Lapchik, M. P. (ed.) Internet - svobodnyj, bezopasnyj, obrazovatel'nyj: mezhregion. nauch.-prakt. konf. (18-19 oktjabrja 2013 g., g. Omsk), Poligraficheskij centr KAN, Omsk, p. 278 (in Russian).

3. Emel'janov, G. V., Lepskij, V. E. & Strel'cov, A. A. Problemy obespechenija in-formacionno-

psihologicheskoj bezopasnosti Rossii. Available at: http://emag.iis.ru/arc/info-

soc/emag.nsf/BPA/bb84e562c8e9719cc32568c400467c1a (data obrashhenija 22.12.2014) (in Russian).

4. Manojlo, A. V. (2003) Gosudarstvennaja informacionnaja politika v osobyh uslovijah: monografija, MIFI, Moscow, 388 p. (in Russian).

5. Levickij, V. Informacionno-psihologicheskaja bezopasnost' lichnosti. Available at: http://www.partner-inform.de/partner/detail/2007/6/272/2445 (data obrashhenija 22.12.2014) (in Russian).

6. Barsukova, E. A. Internet kak faktor socializacii lichnosti. Available at: http://www.rusnau-ka.com/28_PRNT_2011/Pedagogica/6_93793.doc.htm (data obrashhenija 23.12.2014) (in Russian).

7. Gavrilova, N. V. & Mel'nikov, A. L. (2013) “Perspektivy tehnologij distancionnogo obrazovanija i jelektron-nogo obuchenija: social'no-psihologicheskij aspekt”, Internet - svobodnyj, bezopasnyj, obrazovatel'nyj: mezhregion. nauch.-prakt. konf. (18-19 oktjabrja 2013 g., g. Omsk), p. 278 (in Russian).

8. Baeva, I. A. & Semikin, V. V. Bezopasnost' obrazovatel'noj sredy, psihologicheskaja kul'tura i psihicheskoe zdorov'e shkol'nikov. Available at: http://psyinfo.su/ru/conference/internet/doc.php?d=117 (data obrashhenija 22.12.2014) (in Russian).

9. Polishhuk, Ju. I. O negativnom vlijanii sredstv massovoj informacii na psihicheskoe zdorov'e. Available at: http://www.npar.ru/journal/2003/1/influence.htm (data obrashhenija 23.12.2014) (in Russian).

10. Koroleva, N. N. (2004) “Vlijanie kommunikacii v seti Internet na lichnostnye osobennosti pol'zovatelej”, Izvestija RGPU im. A. I. Gercena, № 9, pp. 168-179 (in Russian).

11. Ibid.

12. Gubanov, D. A., Novikov, D. A. & Chhartishvili, A. G. (2009) “Modeli vlijanija v social'nyh setjah”, Problemy upravlenija, vyp. 5, pp. 28-35. Available at: http://www.mathnet.ru/php/archive.phtmPwshow =paper&jrnid=pu&paperid=96&option_lang=rus (data obrashhenija 23.12.2014) (in Russian).

13. Ibid.

14. Andreev, A. A. (1999) Didakticheskie osnovy distancionnogo obuchenija, Moscow, 126 p. (in Russian).

15. Selezneva, A. V. (2004) “Social'no-psihologicheskie tehnologii formirovanija sprosa na obrazovatel'nye uslugi”, Fundamental'nye iprikladnye issledovanija problem obrazovanija, St. Petersburg, pp. 366-370 (in Russian).

16. Ratner, F. L. (2008) Razrabotka jelektronnyh obrazovatel'nyh resursov: zarubezhnyj opyt: ucheb.-metod. posobie po napravleniju “Jelektronnye obrazovatel'nye resurs”, KGU, Kazan', 106 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт» 7

r>J

7 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.