КОНЦЕПТ
Жданко Т. А., Чупрова О. Ф. Проектирование образо-вателы-ю-профессионалы-юго пространства вуза как педагогическое условие формирование конкуренто-____________________ ______________ способности личности студента // Концепт. - 2013. -
иаучио-летодтесюш ^*про*ш»Х щр1ши
ART 13200 УДК 378.14 49965. - issn 2304-120Х.
Жданко Татьяна Александровна,
доцент кафедры педагогики и развития образовательных систем, кандидат педагогических наук ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет», г. Иркутск [email protected]
Чупрова Ольга Федоровна,
доцент кафедры педагогики и развития образовательных систем, кандидат педагогических наук ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет», г. Иркутск chupova [email protected]
Проектирование образовательно-профессионального пространства вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента
Аннотация. В статье представлена логика проектирования образовательнопрофессионального пространства вуза по формированию конкурентоспособности личности студента, основанная на рассмотрении основных понятий исследования, принципов и этапов проектирования.
Ключевые слова: образовательно-профессиональное пространство вуза, проектирование образовательно-профессионального пространства вуза, конкурентоспособность личности студента.
Проблема формирования конкурентоспособности личности актуализировалась в конце XX века, приобрела широкое социальное значение в связи с переходом России на новый экономический путь развития.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования третьего поколения, выпускник вуза должен обладать профессиональной компетентностью, включающей общие и специфические компетенции, должен быть конкурентоспособным и востребованным на рынке труда, что ориентирует на оптимизацию содержания изучаемых дисциплин, участие студентов во внеаудиторной деятельности, самоуправлении и других видах деятельности, являющихся составляющими образовательно-профессионального пространства вуза.
Как отмечает Т. К. Клименко, кризисное состояние образования состоит в том, что востребован специалист, «нового типа, способный ответить на вызовы времени», а существующая система образования не производит его [1, с. 4-11]. Формирование специалиста как целостной личности, отвечающей запросам и требованиям современного рынка труда возможно в специфическом образовательнопрофессиональном пространстве вуза.
Образовательно-профессиональное пространство вуза определяется нами как специально организованная совокупность взаимосвязанных образовательных и профессиональных структур по формированию конкурентоспособности личности студента, характеризующаяся многофункциональностью (включающей компоненты: образовательный, профессиональный, практический, исследовательский, управленческий, финансово-экономический) и многопрофильностью (предполагающей организацию деятельности в рамках вуза, учреждений, предприятий).
Необходимость интеграции образовательного и профессионального пространства в вузе обусловлена формированием профессиональных и личностных
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2013/13200.htm
КОНТ TF,ПТ
Жданко Т. А., Чупрова О. Ф. Проектирование образовательно-профессионального пространства вуза как педагогическое условие формирование конкурентоспособности личности студента // Концепт. - 2013. -№ 10 (октябрь). - ART 13200. - 0,6 п. л. - URL: http://e-
научно-методический лмктрошшй журнал
ART 13200 УДК 378.14 49965. - issn 2304-120Х.
качеств будущего специалиста, причем приоритет должен быть отдан образовательному пространству, как ведущему на данном этапе профессионального становления личности. Т. В. Живокоренцева выделяет сущностные позиции трактовки понятия «интеграция» в различных областях знаний: «интеграция как явление имеет двуединую природу и предстает, с одной стороны, как процесс, а с другой стороны -как его результат; интеграция как состояние целостности имеет такие качественные характеристики, как взаимосвязанность, взаимодействие и взаимопроникновение, взаимозависимость, взаимосодействие, и взаимопереплетение; интеграция как процесс - это слияние в единое целое ранее дифференцированных элементов, приводящее к новым, качественным и потенциальным возможностям этой целостности, а также изменениям свойств самих элементов; интеграция выступает в качестве функционального условия существования и равновесия системы, а также механизма ее развития» [2, с. 38-39]. В нашем понимании употребление термина «интеграция» обосновано процессом формирования конкурентоспособности личности в образовательно-профессиональном пространстве вуза, который предполагает интеграционное согласование, объединение частей и элементов, их упорядочение и интенсивность взаимодействия.
Проектирование образовательно-профессиональное пространство вуза за счёт расширения образовательного пространства с привлечением потенциальных работодателей и организации субъект-субъектного взаимодействия в триаде «студент -преподаватель - работодатель» позволяет разрешить ряд противоречий:
- между политикой государства в плане запроса на конкурентоспособных специалистов и недостаточной разработанностью форм, методов и средств для подготовки конкурентоспособных специалистов в учреждениях высшего профессионального образования;
- между заказом государства и работодателя (как представителя государства) на конкурентоспособную личность и их малым участием в образовательнопрофессиональном пространстве вузе на уровне содержания и форм;
- между стремлением оптимизировать образовательно-профессиональное пространство вуза и недостаточной разработанностью реальных действенных механизмов его функционирования для формирования у специалистов конкурентоспособности личности, соответствующей новым требованиям рынка труда.
Педагогическое проектирование (далее по тексту: проектирование) позволяет нам наполнить содержание образовательно-профессионального пространства вуза необходимыми средствами для формирования конкурентоспособности личности студента (в частности формирование таких качеств личности как рациональная познавательная активность, целеустремленность, трудолюбие, креативность, критичность, рискованность, стрессоустойчивость, лидерство).
При проектировании образовательно-профессионального пространства необходимо обогащение содержания образования с привлечением аудиторных и внеаудиторных средств, а так же включение студентов в профессиональную деятельность в активном режиме, через создание рабочего места для студента в вузе, где согласно своей квалификации студент может заработать деньги, применяя свои профессиональные знания и опыт. Это позволит показать многофункциональность и многопро-фильность проектируемого пространства. В образовательно-профессиональном пространстве вуза эта идея реализуется за счет оказания дополнительных платных услуг для учащихся общеобразовательных школ, где студенты выступают в роли тьюторов.
«VI О <Х»
http://e-koncept.ru/2013/13200.htm
КОНЦЕПТ
Жданко Т. А., Чупрова О. Ф. Проектирование образовательно-профессионального пространства вуза как педагогическое условие формирование конкуренто-____________________ ________________ способности личности студента // Концепт. - 2013. -
иаучио-летодтесюш ^*про*ш»Х щр1ши
ART 13200 УДК 378.14 49965. - issn 2304-120Х.
Проектируя образовательно-профессионального пространства вуза по формированию конкурентоспособности личности студента, под конкурентоспособностью личности студента мы понимаем совокупность интегрированных устойчивых качеств, таких как рациональная познавательная активность, целеустремленность, трудолюбие, креативность, критичность, рискованность, стрессоустойчивость, лидерство, обусловливающих возможность успешного выполнения деятельности [3].
Мы считаем, что проектирование образовательно-профессионального пространства вуза должно осуществляться через разработку модели, посредством реализации системно-деятельностного, личностно-ориентированного и акмеологического подходов.
Идея системно-деятельностного подхода заключается в использовании деятельности как средства становления и развития субъектности человека. Рассматривая образование как ведущую социальную деятельность общества, мы предполагаем нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности, т. е. в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы. Человек выбирает те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии и самореализации.
Реализуя системно-деятельностный подход, мы ориентированы на осознанность самоопределения студентов в условиях системного изучения учебных дисциплин и выбора занятий для профессионального роста с ощущением чувства успеха и уверенности в себе и собственной деятельности.
Сторонники личностно-ориентированного подхода (Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) определяют его, как методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий, обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности, развития её неповторимой индивидуальности.
В рамках личностно-ориентированного подхода мы предполагаем использование индивидуальных, групповых и фронтальных форм образовательной деятельности и признание студента саморазвивающимся субъектом в образовательнопрофессиональном пространстве вуза.
Акмеологический подход (Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, В. Д. Шадриков и др.) предполагает развитие профессионализма и его характеристик, реализацию условий и факторов формирования профессиональной компетентности, выработку профессионально-значимых качеств, преодоление профессиональной деформации и др.
Проектируя образовательно-профессиональное пространство вуза, мы придерживаемся основных принципов педагогического проектирования разработанных В. Д. Симоненко: принцип личностных приоритетов, принцип саморазвития, принцип реальности (создание педагогических объектов, которые можно применить на практике [4, с.162].
На наш взгляд, проектирование образовательно-профессионального пространства предполагает выполнение следующих шагов.
1. Разработка модели образовательно-профессионального пространства вуза.
2. Разработка основ сотрудничества (содержательных и организационных) в триаде «студент - преподаватель - работодатель» (создание профессионального пространства).
3. Внесение изменений в образовательное пространство (инновации, способствующие формированию личности студентов).
http://e-koncept.ru/2013/13200.htm
КОНТ ТШТ
Жданко Т. А., Чупрова О. Ф. Проектирование образовательно-профессионального пространства вуза как педагогическое условие формирование конкуренто-____________________ ______________ способности личности студента // Концепт. - 2013. -
щрпи.
ART 13200 УДК 378.14 49965. - issn 2304-120Х.
4. Анализ эффективности образовательно-профессионального пространства на основе критериев конкурентоспособности личности студентов.
При моделировании образовательно-профессионального пространства вуза мы выделяем следующие уровни моделирования: цель и задачи, принципы моделирования, компоненты, потенциал, технологии, критерии, условия функционирования модели.
В процессе разработки модели образовательно-профессионального пространства вуза особыми задачами являются следующие.
1. Организационные - оптимизация содержания учебных предметов, поиск углубленных межпредметных связей и привлечение потенциальных работодателей в образовательный процесс.
2. Методологические - включение рациональной познавательной активности, целеустремленности, трудолюбия, креативности, критичности, рискованности, стрессоустойчивости, лидерства как приоритета в процессе формирования конкурентоспособности личности студента.
3. Дидактические - осуществление новой роли субъектов (тьюторской, фасили-таторской и др.) в процессе обучения.
Разработка модели образовательно-профессионального пространства будет осуществлять с учетом принципов целостности, интеграции и антропоцентризма.
Целостность будет достигаться посредством согласования учебного содержания, категориального аппарата и основных методов организации образовательного процесса с профессиональными требованиями.
В результате реализации принципа интеграции мы получаем следующее:
- упорядочение и координацию учебной, внеучебной и научной деятельности студентов;
- введение нетрадиционных форм работы (форум, учебный творческий проект, аукцион педагогических идей, анализ профессиональных проб, участие в деятельности на получение грантов и т. д.);
- выстраивание субъект-субъектных отношений в процессе взаимодействия в триаде «студент - преподаватель - работодатель» (профессиональный контекст);
- создание системы педагогического мониторинга для отслеживания результатов процесса формирования конкурентоспособности личности студентов в образовательно-профессиональном пространстве вуза;
- оказание консультативной и корректирующей помощи студенту и как результат - повышение уровня конкурентоспособности личности студентов.
Принцип антропоцентризма определяет организацию образовательнопрофессионального пространства вуза относительно места и роли в нём студента [5, с. 221]. Мы рассматриваем студента в качестве субъекта взаимодействия. Как субъект студент принимает активное участие в проектировании образовательнопрофессионального пространства. Этот принцип конкретизируется генерацией культуры в образовательную деятельность. Мы считаем, что не все знания должны присутствовать в предметных областях, часть знаний студенты должны получать самостоятельно, рассматривая общекультурные и профессиональные явления в разных системах научного знания.
Образовательно-профессиональное пространство должно включать следующие компоненты, обеспечивающие его многофункциональность.
1. Образовательный компонент: содержание, технологии, методы, формы и средства обучения и воспитания студентов (профессиональный контекст взаимодействия в триаде «студент - преподаватель - работодатель» предполагает при-
гу /| г>-|
http://e-koncept.ru/2013/13200.htm
КОНЦЕПТ
Жданко Т. А., Чупрова О. Ф. Проектирование образовательно-профессионального пространства вуза как педагогическое условие формирование конкуренто-____________________ ______________ способности личности студента // Концепт. - 2013. -
иаучио-летодтесюш ^*про*ш»Х щр1ши
ART 13200 УДК 378.14 49965. - issn 2304-120Х.
влечение потенциальный работодателей в качестве экспертов, советников, аналитиков, рецензентов в процесс профессиональной подготовки; совместное составление программ, разработку и реализацию учебных курсов, курирование производственной практики и др.).
2. Исследовательский компонент: проблемно-поисковая и экспериментальная деятельность студентов (профессиональный контекст взаимодействия в триаде «студент - преподаватель - работодатель» предполагает выполнение исследовательских проектов, курсовых и выпускных квалификационных работ по запросу потенциальных работодателей).
3. Финансово-экономический компонент: материальная база, использование материальных средств преподавателями и студентами (профессиональный контекст взаимодействия в триаде «студент - преподаватель - работодатель» предполагает привлечение средств организаций и предприятий в процесс профессиональной подготовки: инвестирование проектов, спонсирование поездок для участия в конкурсах, обеспечение издательской деятельности и др.).
4. Управленческий компонент: управление учреждением, наличие высококвалифицированного кадрового состава (профессиональный контекст взаимодействия в триаде «студент - преподаватель - работодатель» предполагает обучение студентов основам эффективного управления на предприятиях и в организациях, демонстрацию корпоративной культуры и практики делегирования полномочий и др.).
5. Практический компонент: наличие эффективных баз практик, пролонгированные практики, профессиональные и образовательные стажировки за рубежом (профессиональный контекст взаимодействия в триаде «студент - преподаватель - работодатель» предполагает создание благоприятных условий взаимодействия, консультативная помощь, содействие в трудоустройстве и др.).
6. Профессиональный компонент: взаимодействие с учреждениями и организациями, интеграция студентов в учреждения и обратный процесс - внедрение профессиональных кадров в учебный процесс (профессиональный контекст взаимодействия в триаде «студент - преподаватель - работодатель» предполагает привлечение потенциальный работодателей создание системы партнёрского сотрудничества; проведение анализа профессиональных проб, коллективных творческих дел, конференций, мастер-классов, форумов по исследованию профессиональнопедагогических проблем).
Данные компоненты являются ядром модели образовательнопрофессионального пространства вуза, они преемственны и взаимосвязаны. Разработка ядра модели, позволяет нам в дальнейшем наполнить содержанием все его компоненты и адаптировать для использования в педагогическом процессе вуза (распределить, где и когда будут использоваться те или иные средства формирования конкурентоспособности личности), т. е. разработать проект деятельности. Разработка проекта завершает второй этап педагогического проектирования образовательно-профессионального пространства вуза, т. е. представленная модель может быть внедрена в педагогический процесс. Приступая к завершающему этапу педагогического проектирования - детализируем и конкретизируем условия функционирования разработанной модели образовательно-профессионального пространства вуза.
Условиями функционирования модели образовательно-профессионального пространства вуза являются следующие.
1. Динамичность структурных и содержательных компонентов.
2. Открытость к внешним воздействиям и адаптивность к внутренним изменениям.
http://e-koncept.ru/2013/13200.htm
КОНТ ТЕПТ
Жданко Т. А., Чупрова О. Ф. Проектирование образовательно-профессионального пространства вуза как педагогическое условие формирование конкуренто-_________________________ _________________ способности личности студента // Концепт. - 2013. -
щрпи.
ART 13200 УДК 378.14 49965. - issn 2304-120Х.
3. Приоритетность формирования конкурентоспособности личности студента.
4. Применение инновационных средств и методов обучения.
5. Введение личности студента (субъекта) в профессиональный контекст субъект-субъектного взаимодействия в триаде «студент - преподаватель - работодатель».
Критерии эффективности функционирования модели образовательнопрофессионального пространства вуза будут определены повышением уровня конкурентоспособности личности студента.
Обобщив все вышеизложенное, мы можем представить технологическую карту проектирования образовательно-профессионального пространства вуза на основе разработки модели (табл. 1).
Педагогическое проектирование образовательно-профессионального пространства вуза как педагогического условия формирования конкурентоспособности личности студента представлено через модель, согласно этапам проектирования:
- целевая установка, определяющаяся запросом государства и системы образования на конкурентоспособную личность;
- содержательный компонент, заключающийся в проектировании образовательно-профессионального пространства вуза и организации субъект-субъектного взаимодействия в триаде «студент - преподаватель - работодатель»; технологический компонент, где формирование конкурентоспособности личности мы рассматриваем через изучение вариативной части государственного образовательного стандарта (авторский курс «Управление личной карьерой»), использование возможностей дополнительного и дистанционного образования (авторские курсы «Самоме-неджмент: планирование карьеры» и дистанционный курс «Управление личной карьерой или как стать лидером»), включение студентов во внеуадиторную деятельность (форум «Стратегия профессионального роста»; конференция «Анализ профессиональных проб»; конкурс-презентация проектов «Моя карьера»; Аукцион педагогических идей; «ЫеЬег'в всИоо!» для студентов 1 курса);
- экспертно-оценочный компонент - диагностика уровней (низкий, средний, высокий) сформированности конкурентоспособности личности студента, критериями которой является проявление в деятельности качеств, определяющих конкурентоспособность личности студента.
Таким образом, в структуру модели образовательно-профессионального пространства вуза включены: цель, задачи и условия функционирования на основе системно-деятельностного, личностно-ориентированного и акмеологического подходов. Данные подходы, в свою очередь, являются основой деятельности субъекта (студента) в образовательно-профессиональном пространстве вуза, обеспечивающего многофункциональность (компоненты: образовательный, профессиональный, практический, исследовательский, управленческий, финансово-экономический) и многопро-фильность (деятельность в рамках вуза, учреждений, предприятий). Деятельность субъекта реализуется в триаде «студент - преподаватель - работодатель» на основе субъект-субъектного взаимодействия в профессиональном контексте.
Положительные результаты апробации рассмотренной модели (2008-2012 гг.) доказывают, что образовательно-профессиональное пространство вуза является педагогическим условием формирования конкурентоспособности личности студента.
Перспективы проектирования рассмотренного образовательнопрофессионального пространства вуза видим в обогащении его механизмом целевого управления - «формирование иерархии целей в виде дерева целей, разработку взаимосвязанных программ, реализующих цели, распределение имеющихся ресур-
http://e-koncept.ru/2013/13200.htm
КОНТ ткпт
Жданко Т. А., Чупрова О. Ф. Проектирование образовательно-профессионального пространства вуза как педагогическое условие формирование конкуренто-_____________________ _______________ способности личности студента // Концепт. - 2013. -
иаучио-летодтесюш ^*про*ш»Х щр1ши
ART 13200 УДК 378.14 49965. - issn 2304-120Х.
сов» [6], т. к. это позволит расширить команду преподавателей и управленцев по формированию конкурентоспособности студентов в исследованной и доказавшей свою эффективность логике.
Таблица 1
Технологическая карта проектирования образовательно-профессионального пространства вуза на основе разработки модели
Цель Разработка модели образовательно-профессионального пространства вуза как педагогического условия для формирования конкурентоспособности личности студентов
Задачи 1. Организационные - оптимизация содержания учебных предметов, поиск углублённых межпредметных связей на основе формирования метапредметных компетенций и привлечение потенциальных работодателей в образовательный процесс; 2. Методологические - включение рациональной познавательной активности, целеустремленности, трудолюбия, креативности, критичности, рискованности,стрессоустой-чивости, лидерства как приоритета в процессе формирования конкурентоспособности личности студента; 3. Дидактические - осуществление новой роли субъектов (фасилитаторской, тьютор-ской, и др.) в процессе обучения
Принципы Целостность. Интеграция. Антропоцентризм
Компонен- ты 1. Образовательный компонент: содержание, технологии, методы, формы и средства обучения студентов. 2. Профессиональный компонент: взаимодействие с учреждениями и организациями, интеграция студентов в учреждения. 3. Практический компонент: наличие эффективных баз практик, пролонгированные практики. 4. Управленческий компонент: управление учреждением, наличие высококвалифицированных кадров. 5. Финансово-экономический компонент: материальная база использование дополнительных материальных средств. 6. Исследовательский компонент: проблемно-поисковая и экспериментальная деятельность
Условия функциони- рования модели 1. Динамичность структурных и содержательных компонентов. 2. Открытость к внешним воздействиям и адаптивность к внутренним изменениям. 3. Приоритетность формирования конкурентоспособности личности студента. 4. Применение инновационных, методов обучения. 5. Введение личности студента (субъекта) в профессиональный контекст субъект-субъектного взаимодействия в триаде «студент - преподаватель - работодатель»
Этапы проектиро- вания 1. Этап планирования с включением ценностно-целевого аспекта. 2. Этап реализации с включением содержательно-процессуального и технологического аспектов. 3. Этап оценочный с включение коррекционно-реконструкционного аспекта
Критерии эффектив- ности Конкурентоспособность личности студента
Ссылки на источники
1. Клименко Т. К. Теоретические основы становления будущего учителя в инновационном образовании. - Чита: ЗабГПУ, 1999. - 212 с.
2. Живокоренцева Т. В. Интеграция содержания образования в педагогическом колледже как проблема коллективного практико-ориентированного исследования: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2005.
3. Жданко Т. А. Чупрова О. Ф. Содержание экспертно-аналитической деятельности по оценке качества конкурентоспособности личности студента // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2012. - № 1. - URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/chuprova_o.f._zhdanko_t.a..pdf.
4. Общая и профессиональная педагогика / Под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2006. -368 с.
PU "7 fu
http://e-koncept.ru/2013/13200.htm
КОНТ тнпт
научно-методический электронный журнал ART 132GG УДК 378.14
б.
б.
Жданко Т. А., Чупрова О. Ф. Проектирование образовательно-профессионального пространства вуза как педагогическое условие формирование конкурентоспособности личности студента // Концепт. - 2013. -№ 10 (октябрь). - ART 13200. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13200.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
Каптерев А. И. Управление корпоративными знаниями - путь в общество, основанное на знаниях. -URL: mailto:kapterev.narod.ru.
Носов А. Л. Методологические подходы к стратегическому планированию и управлению образовательным учреждением // Концепт. - 2013. - № 03 (март). - ART 13045. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13045.htm.
Zhdanko Tatyana,
candidate of pedagogical, associate Professor of the chair of pedagogics of the Sciences Irkutsk State Linguistic University [email protected] Chuprova Olga,
candidate of pedagogical, associate Professor of the chair of pedagogics of the Sciences Irkutsk State Linguistic University chuprova [email protected]
Designing of educational-professional field of higher education institute as a pedagogical condition of the formation of competitive ability of a student
Abstract. The logic of designing of educational-professional field of higher education institute for creating competitive ability of a student, based on consideration of the study of the basic concepts, principles and design stages is presented in the article.
Keywords: educational-professional field of higher education institute, designing of educational-professional field of higher education institute, competitive ability of a student.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
977230412013510
http://e-koncept.ru/2013/13200.htm