КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ОСМЫСЛЕНИИ КУЛЬТУРЫ
ПОВСЕДНЕВНОСТИ Степанова А.А.
Степанова Анна Алексеевна - аспирант, кафедра итальянского языка, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва
Аннотация: статья посвящена актуальной теме, вызывающей постоянную переоценку в системе современного гуманитарного знания. Предметом научного обзора являются представления о неспециализированной сфере культуры, о культуре повседневности. В статье представлен краткий обзор работ зарубежных и отечественных исследователей по данной теме.
Ключевые слова: повседневность, культура повседневности, гастрономическая система, бытовая жизнь, мода, интерьер, обычаи, привычки, цивилизация.
Предметом данного исследования является культура повседневности, различные подходы к её осмыслению. Культура повседневности, как неотъемлемая часть культуры народов, включает в себя верования, обычаи, нравы, привычки, поведение и мировосприятие, характерные для того или иного общества. Кроме того, к структурам повседневности можно отнести особенности интерьера, моды, гастрономической системы, технической оснащённости общества.
Несмотря на то, что теоретические исследования этой культурологической сферы начались не так давно, в последние десятилетия проблема изучения и осмысления культуры повседневности стала занимать важное место в области социально -гуманитарных наук.
Как отмечает русский учёный М.В. Луков, первые эмпирические наблюдения, связанные с этим феноменом появились ещё в конце XVIII столетия [8]. Именно тогда немецкий историк культуры Иоганн Готфрид Гердер в своём фундаментальном сочинении в 4 томах «Идеи к философии истории», характеризуя различные культуры мира, обратил внимание на особенности жизни народов, связанные не только с наукой, философией или искусством, но и с бытом и религиозной жизнью [4, с. 603].
Отчётливое приближение к современному пониманию культуры повседневности наблюдается в труде нидерландского историка культуры Йохана Хёйзинга «Осень средневековья». В своём фундаментальном произведении историк характеризует культуру как сочетание жизненного уклада и форм ментальности [11, с. 20].
Говоря о культуре повседневности, нельзя не обратиться к значительному в культурологии труду «Закат Европы», написанному Освальдом Шпенглером. Для философа культура как главное содержание истории связана, прежде всего, с духовными ценностями. При этом цивилизация же, которая ведёт любую культуру к упадку, соотносится с преобладанием материального и бытового: «Каждая цивилизация имеет свою душу, на первом этапе эта душа порождает язык, вероучения, искусство, науку и государство, на втором этапе душа внезапно коченеет, что приводит к упадку и гибели цивилизации. Молодые цивилизации расцветают как цветы в поле, старые цивилизации напоминают гигантские высохшие деревья, которые топорщат свои гнилые сучья в девственном лесу» [12, с. 265].
Совершенно по-другому на роль бытовой составляющей любой культуры смотрит австрийский психолог Зигмунд Фрейд. Он объединяет понятия чистоплотности, красоты и порядка, тем самым демонстрируя, что в культуре духовные ценности и ценности обыденной жизни неразделимы, они переплетаются между собой [10, с. 31].
Несмотря на то, что так или иначе различные культурологические исследования и теории затрагивали тему культуры повседневности, наибольшее влияние на определение её особенностей оказали представители французской школы «Анналов». К основным представителям этой школы относят Л. Февра, М. Блока, Ж. Броделя, Ж. Дюби, Ж. Ле Гоффа.
Прежде всего, обратимся к вкладу Фернана Броделя в изучение культуры повседневности. Своё видение культуры повседневности историк представляет в первом томе монументального труда «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХУ-ХУШ вв.». В труде Броделя «структуры повседневности» предстают как демографические, потребительские, географические, технические и производственные условия материальной жизни [3, с. 41]. Историк относит к элементам культуры как первичные потребности (в пище, жилище, одежде), так и вторичные потребности (модную одежду, роскошное жилище и изысканную еду).
Важное влияние на теоретическое осмысление понятия культуры повседневности оказало исследование, которое было сделано ещё одним представителем «Школы Анналов» Жаном Бодрийяром. В его труде «Система вещей» предметом исследования становится сформировавшееся на Западе общество потребления, которое представляет собой основополагающее измерение современной социальной жизни [2, с. 3]. Потребление Ж. Бодрийяр характеризует как интенсивный процесс выбора, организации и регулярного обновления бытовых вещей, в котором, так или иначе, принимает участие любой член общества.
Несмотря на некоторую изолированность отечественных исследований от западных, в нашей стране также появлялись новые идеи и представления о культуре повседневности. Например, в работе «Категории средневековой культуры», написанной историком и культурологом А.Я. Гуревичем, уделяется большое внимание описанию картины мира средневекового человека [5, с. 35].
Другой российский историк Г.С. Кнаббе посвятил большинство своих исследований культуре и истории Древнего Рима, что нашло отражение в его очерках «Древний Рим - история и повседневность» [6, предисловие].
Важным вкладом в область изучения культуры повседневности можно считать культурологическое и литературоведческое исследование романа Франсуа Рабле М.М. Бахтиным, которое представлено в его труде «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса». М. Бахтин открыл неизведанную до того времени повседневную культуру Средневековья. Он показал её «смеховой» и даже карнавальный характер в сравнении с церковно-феодальной, «официальной» культурой, которая господствовала в средневековом обществе: «Могучая тенденция к изобилию и к всенародности налична в каждом образе еды и питья у Рабле, она определяет оформление этих образов, их положительный гиперболизм, их торжественно -веселый тон. Эта тенденция к изобилию и всенародности - как бы дрожжи, подмешанные ко всем образам еды; на этих дрожжах они поднимаются, растут, распухают до избытка и чрезмерности» [1, с. 83].
Большое значение для изучения культуры повседневности отечественными культурологами имело также издание «Бесед о русской культуре» Ю.М. Лотмана. В этой работе представлены наблюдения автора, связанные с нравами и бытовой жизнью русского дворянства XVIII - XIX веков. Например, в первой части «Бесед» большое внимание уделяется женскому миру, быту женщин дворянской эпохи: «Первое последствие реформ для женщин — это стремление внешне изменить облик, приблизиться к типу западноевропейской светской женщины. Меняется одежда, прически — например, появляется обязательный парик» [7, с. 35].
В развитии отечественной культурологии также был другой период, который нашёл свой отражение в работе российского философа и культуролога В.М. Межуева «Культура и история». По его мнению, вещи, окружающие людей в повседневной
жизни, не несут особого смысла сами по себе, но при этом человек склонен сам наделять их особым смыслом [9, с. 20].
Проведённое исследование является кратким, но исчерпывающим обзором на тему философских и культурологических изысканий в области теории культуры повседневности. Оно указывает на важность культуры для самоидентификации индивидуума, а также на необходимость использования в данной области междисциплинарного подхода.
Список литературы
1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / 2-е изд. М.: Художественная литература, 1990. С. 83.
2. БодрийярЖ. Система вещей. М.: Рудомино, 1995. С. 3.
3. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное (Материальная цивилизация, экономика и капитализм Х^-ХУШ вв.) / Пер. с фр. М.: Прогресс, 1986. С. 41.
4. ГердерИ.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. С. 603.
5. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. М.: Искусство, 1990. С. 35.
6. Кнаббе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М.: Индрик, 1994. Предисловие.
7. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). СПб.: Искусство. СПБ, 1994. С. 35.
8. Луков М.В. Культура повседневности // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / 2008 / № 4, 2008. Культурология.
9. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977. С. 20.
10. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. М., 1990. С. 31.
11.Хёйзинга Й. Осень средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М.: Наука, 1988. С. 20.
12. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 1: Гештальт и действительность. М.: Мысль, 1998. С. 265.