тей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Том 2 - Красноярск: СибГТУ, 2015.- 227 с.
2. Поленова С.Н. Система внутреннего контроля: теоретический аспект построения и функционирования [Электронный ресурс] // Аудитор. - 2016. - № 6 URL: www.consultant.ru (17.02.2017)
3. Руденко Т. Б. Внутренний контроль затрат [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук. Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции. - Часть 4. - Новосибирск, ЦРНС: Изд-во «СИБПРИНТ», 2009. - С. 111-116
4. Руденко Т. Б. Организационные аспекты внутреннего контроля на предприятии [Текст] // Лесной и химический комплексы - проблемы и решения. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Том 3. - Красноярск: СибГТУ, 2007. - С. 149-155
Zykova Tatiana Borisovna, Cand.Econ.Sci, associate professor
Siberian State Aerospace University named after Academician M.F. Reshetnev, Krasnoyarsk, Russia
(e-mail: [email protected])
ORGANIZATION OF INTERNAL COST CONTROL ON THE ENTERPRISE
Abstract. This article reveals the issues of organization of internal control costs as the system including accounting and management aspects, and requires for effective functioning of collateral consisting of organizational, technical, legal, economic and accounting-analytical support. The problems and direction of internal cost control determined by the entities responsible for the organization and implementation of control activities.
Keywords: internal control, costs, maintenance of internal controls, the direction of the internal cost control, control subjects.
УДК 658.012.8
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ Иванова Татьяна Леонидовна, к.псх.н., доцент E-mail: [email protected]
Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП),
Россия
В данной статье рассмотрено понятии безопасности, опасности, и угрозы некоторые аспекты управления экономической безопасностью осуществляется в рамках единого процесса управления на предприятии.
Ключевые слова: обеспечение экономической безопасности предприятия, опасность и угроза, защищенность объектов безопасности, обеспечение экономической безопасности предприятия.
В настоящий период в нашей стране существует огромный интерес к проблеме обеспечения экономической безопасности и тому, как следует управлять этой системой. Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая, качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные
условия жизнедеятельности предприятия, устойчивое бесперебойное обеспечение необходимыми ресурсами производства, а также последовательную реализацию экономических интересов.
В соответствии с российским законодательством безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [1.С.625].
К основным объектам безопасности профессор, академик РАН Л.И. Абалкин относит: личность - ее права и свободы, общество - его материальные и духовные ценности, государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти [2.С.247]. Причем, согласно Федеральному закону о безопасности, достигается она путем проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства [1.С.627].
Исследователи [9, 10, 11] рассматривают различные виды безопасности: информационную, пищевую, экономическую и т.д.
Для более точного раскрытия понятия безопасность необходимо определить понятия опасность и угроза.
Согласно мнению К.В. Фролова, опасность - объективно существующая возможность негативного воздействия на общество, личность, государство, природную среду, предприятие, в результате которого им может быть причинен ущерб, вред, ухудшающий их состояние, придающий их развитию нежелательную динамику [9.С.114].
Условия и факторы, которые таят в себе и при определенных обстоятельствах сами по себе, либо в совокупности обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу являются источниками опасности. Они имеют различную природу происхождения.
По мнению Гончаренко Л.П. понятие угроза родственно понятию опасность, это опасность на стадии перехода из возможности в действительность, говоря иначе, это негативные изменения в политике, экономической ситуации или природной среде, которые наносят ощутимый либо потенциальный ущерб. Угроза - наиболее конкретная и непосредственная форма опасности или совокупности условий и факторов, создающих опасность для интересов государства, общества, личности, предприятия, а также национального образа жизни и национальных ценностей [5.С.119].
Олейников Е.А. предлагает классифицировать угрозы, используя следующие признаки [7.С.84].
- по видам человеческой деятельности (политические, экономические, правовые, социальные, демографические, технологические, информационные);
- по источнику (внешние, внутренние);
- по вероятности реализации (реальные, потенциальные);
- по последствиям (всеобщие, локальные, частные).
Различным видам угроз противопоставляется понятие безопасность, определенное в законе РФ «О безопасности».
Одним из самых важнейших нормативных актов, регулирующим вопросы безопасности, является Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Данный документ отражает систему взглядов на обеспечение в России безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
По мнению авторов Л.П. Гончаренко, Е.С. Куценко, экономическая безопасность - это состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического, оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям [5.С.24].
Экономическая безопасность предприятия - это комплекс управленческих, экономических, налоговых, правовых и аудиторских мер, позволяющих предприятию вести бизнес по действующим правовым нормам и быть прозрачным для всех надзорных государственных органов [6.С.134]. Это такое состояние экономических, юридических, организационных связей, материальных и интеллектуальных ресурсов предприятия, при котором гарантируется стабильность его функционирования, финансово-коммерческий успех, прогрессивное научно-техническое и социальное развитие [3.С.53].
Определение круга угроз экономической безопасности конкретного предприятия является одной из наиболее ответственных задач, подлежащих решению при разработке индивидуальной концепции экономической безопасности предприятия, помимо нее необходимо также определить цели и задачи, стоящие перед системой экономической безопасности, привлекаемые силы и средства, порядок выполнения задач в различных условиях.
Характеризуется экономическая безопасность совокупностью качественных и количественных показателей, важнейшим из которых является уровень экономической безопасности [4.С.20]. Уровень экономической безопасности предприятия - это оценка состояния использования корпоративных ресурсов по критериям уровня экономической безопасности предприятия [4.С.22].
Примерная структура функциональных составляющих экономической безопасности предприятия такова:
- финансовая безопасность;
- интеллектуальная безопасность;
- кадровая безопасность;
- технико-технологическая безопасность;
- политико-правовая безопасность;
- информационная безопасность;
- экологическая безопасность;
- силовая безопасность.
Каждая из перечисленных функциональных составляющих экономической безопасности предприятия характеризуется собственным содержанием, набором функциональных критериев и способами обеспечения.
Для обеспечения экономической безопасности предприятие использует совокупность своих корпоративных ресурсов. Что понимается под этим понятием? Это факторы бизнеса, используемые владельцами и менеджерами предприятия для достижения целей бизнеса [8.С.24]. Среди них выделим:
- ресурс капитала. Является «кровеносной системой» предприятия и позволяет приобретать и поддерживать остальные корпоративные ресурсы, изначально отсутствующие у создателей предприятия.
- ресурс персонала. Менеджеры предприятия, инженерный персонал, производственные рабочие и служащие с их знаниями, опытом и навыками выступают связующим звеном, соединяющим воедино все факторы бизнеса, обеспечивают проведение в жизнь идеологии бизнеса, достижении целей бизнеса.
- ресурс информации и технологии. Информация, касающаяся всех сторон деятельности предприятия, является на данный момент наиболее ценным и дорогостоящим из всех ресурсов предприятия, новое в методах организации и управления бизнесом позволяет предприятию адекватно реагировать на любые изменения внешней среды и эффективно планировать и осуществлять свой бизнес.
- ресурс техники и оборудования.
- ресурс прав (включает в себя права на использование патентов, лицензии, квоты, права на пользование землей и т.д.)
Обеспечение экономической безопасности предприятия - процесс реализации ее функциональных составляющих с целью предотвращения возможных ущербов и достижения максимального уровня защищенности в настоящий момент и в будущем.
Под способами обеспечения экономической безопасности предприятия понимается набор мер и система организации их выполнения и контроля, которые позволяют достигать наиболее высоких значений уровня экономической безопасности предприятия. По мнению академика РАН, д.э.н.,
профессора Гранберга А.Г. процесс обеспечения экономической безопасности предприятия состоит из следующих этапов:
- стратегическое планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия. С учетом существующих возможностей и имеющихся ресурсов создаются стратегические финансовые, производственные планы, осуществляется планирование персонала, поставок и т.д.;
- на основе стратегического плана предприятия в целом осуществляется общестратегическое планирование и прогнозирование экономической безопасности предприятия. Задаются ориентиры экономической безопасности предприятия в целом, разрабатываются общие и функциональные рекомендации по выполнению плановых установок, которые содержат определенные качественные характеристики;
- после осуществления стратегического планирования деятельности предприятия проводится анализа уровня обеспечения экономической безопасности предприятия;
- текущее планирование экономической безопасности предприятия основывается на стратегическом планировании и осуществляется на основе разработки нескольких альтернативных сценариев развития ситуации и расчета значений совокупного критерия ЭБ по каждому из них. Затем вырабатываются оперативные рекомендации по текущему планированию деятельности и они, в отличие от стратегических, не носят долгосрочного характера и содержат в большей части количественные показатели;
- в процессе осуществления предприятием своей финансово-хозяйственной деятельности появляется информация для анализа состояния его экономической безопасности, на основе которой осуществляется оценка функциональных и совокупного критериев ЭБ, их отклонений от плановых значений, анализируются причины их возникновений. Далее могут вноситься корректировки в систему планирования экономической безопасности предприятия.
Департамент экономической безопасности (ДЭБ) является составной частью единого технологического комплекса по производству автомобильной техники. Крупнейшими потребителями продукции являются предприятия, осуществляющие промышленное, гражданское, дорожное строительство, нефтегазодобывающие предприятия, предприятия, осуществляющие коммерческие перевозки, Министерство обороны, агропромышленные предприятия.
Структурное подразделение, отвечающее за обеспечение экономической безопасности предприятия, было создано в 1993 году. Процесс реорганизации системы безопасности занял достаточно продолжительное время. В результате была выстроена совершенно новая система обеспечения экономической безопасности предприятия, которая позволила вести работу, ориентируясь на программу его стратегического развития, на корпоративный план по обеспечению сохранности акционерной собственности, на единую нормативную базу, и исключила возможность разночтений.
Общестратегические цели по обеспечению экономической безопасности предприятия проистекают из основополагающего документа - Программы стратегического развития, в которой определены направления развития, меры по обеспечению экономической безопасности. Таким образом, стратегия экономической безопасности является часть Программы стратегического развития предприятия, которая включает в себя следующие направления работы:
1. Минимизация издержек.
2. Активный маркетинг.
3. Стратегическое партнерство.
4. Технологическая реструктуризация.
5. Единство персонала.
6. Расширение модельного ряда.
7. Увеличение доходов в 2 раза.
8. Рентабельность продаж по чистой прибыли - 7%.
9. Просроченной задолженности по финансовым обязательствам - 0%.
Стратегией предприятия также определены направления деятельности
нацеленные:
- на борьбу с недобросовестной конкуренцией и с производителями контрафактной продукции,
- на развитие лизинга,
- на диверсификацию производства,
- на оптимизацию производственных мощностей,
- на совершенствование системы управления персоналом.
Департамент экономической безопасности является главным звеном при
организации работы направленной на обеспечение экономической безопасности предприятия.
Цели и задачи департамента экономической безопасности вытекают из стратегии предприятия и отражены в нормативных документах предприятия, первым из которых является Положение о Департаменте экономической безопасности предприятия. Кроме того, Положение описывает функции, возложенные на департамент, регламентирует порядок взаимодействия, как с внутренними подразделениями предприятия, так и внешними контролирующими органами. Положение содержит права и обязанности директора департамента.
Функции департамента в соответствии с организационной структурой разделены между структурными подразделениями ДЭБ, таким образом, чтобы максимально эффективно решать поставленные задачи.
В своей работе департамент экономической безопасности предприятия руководствуется рядом нормативно-правовых документов, перечень которых содержится в разделе 1 Положения о Департаменте экономической безопасности блока заместителя генерального директора предприятия по безопасности.
Целью деятельности ДЭБ является обеспечение защиты экономических интересов предприятия.
В круг вопросов регулируемых департаментом входят следующие составляющие:
- Обеспечение защиты экономических интересов предприятия в процессе финансово-хозяйственной деятельности.
- Обеспечение защиты экономических предприятия в вопросах сохранности собственности.
- Обеспечение защиты экономических интересов предприятия в сфере информационной безопасности.
Департамент экономической безопасности предприятия играет ключевую роль в единой системе безопасности акционерного общества, так как все аспекты безопасности, так или иначе, имеют свою экономическую составляющую, будь это промышленная и экологическая безопасность, физическая безопасность личности, защищенность информационных массивов.
Все эти задачи в полной мере отражают необходимые направления в работе ДЭБ и в соответствии с этими задачами выстроена организационная структура департамента, которая позволяет осуществлять контроль и руководство всей системой экономической безопасности Общества.
В работе Департамента экономической безопасности важным являются понятие эффективности процесса управления. Достоинством системы управления департаментом экономической безопасности - ее системная эффективность, которая заключается в следующем:
1. Приведение всей системы экономической безопасности предприятия к единоначалию.
2. Единый регламент управления экономической безопасностью.
3. Единая нормативная база.
4. Единая информационно-справочная система.
Одним из примеров проявления системной эффективности управления экономической безопасности является реализации единого плана предприятия по сохранности акционерной собственности. Мероприятия этого плана охватывают все стороны деятельности предприятия, план имеет долгосрочный характер, и успех его реализации во многом определяется качеством организационной структуры, слаженностью ее работы, рациональностью распределения функций, а также качеством процессов управления.
В реализации данного плана задействованы все подразделения предприятия, к результатам этого плана можно отнести: внедрение системы автоматизированного учета «склад-бухгалтерия-охрана»; организацию весового хозяйства; внедрение системы норм расхода материалов на единицу изделия; внедрение системы мерной тары; организацию единого центра утилизации металлолома; оптимизацию логистики; создание системы изоляторов брака и др.
Так же к достоинствам существующей системы управления экономической безопасностью можно отнести организацию совместной работы с правоохранительными и контролирующими органами, направленную на сохранность акционерной собственности и защиту экономических интересов акционерного общества.
Специалисты департамента экономической безопасности участвуют в реализации корпоративного проекта «Производственная система предприятия», в рамках которого выполнен проект «Единая информационная система контрагентов», который позволил подразделениям, заключающим договора видеть все существовавшие ранее и действующие договорные отношения контрагента с предприятиями. Кроме того создана и действует информационная система «Недобросовестных контрагентов», определен регламент доступа к информации и внесения сведений в единый информационный массив.
Вместе с тем, к недостаткам системы управления также можно отнести:
- Несовершенство образовательной системы. Отсутствие образовательных центров имеющих достаточную квалификацию и осуществляющих подготовку специалистов в области экономической безопасности.
- Процесс рассмотрения и согласования договоров, в котором наряду с другими подразделениями предприятия участвует, и департамент слишком растянут во времени и требует оптимизации. Для этого необходимо пересмотреть порядок организации этого процесса и на каждом этапе согласования необходимо определить центр ответственности.
В процессе организации договорной работы и закупок повторяющимися отклонениями являются:
- несоблюдение установленных процедур по подготовке и проведению тендеров;
- тендеры носят формальный характер;
- работа с поставщиками не прошедшими государственную перерегистрацию;
- заключение договоров с организациями посредниками;
- установлены колебания цен приобретаемых одних и тех же материальных ценностей до 10%.
Кроме того, существующая процедура согласования договоров основана на последовательном согласовании и имеет следующие недостатки:
- отсутствие механизма контроля за ведением договорной работы, в т.ч. за своевременным прохождением договора по маршруту согласования, что приводит к длительному согласованию, не соблюдению сроков рассмотрения проекта договора согласующими подразделениями и несвоевременному предоставлению договорных документов на согласование подразделениями-исполнителями;
- чрезмерная загруженность специалиста - исполнителя по договору выполнением несвойственных ему курьерских функций в ущерб преддоговорной работе с контрагентом;
- большие расходы на доставку договора в согласующие подразделения;
- риск утери документов и неоднократного внесения изменений в условия в процессе согласования и устранения замечаний согласующих подразделений;
- недовольство клиентов предприятия длительной процедурой согласования;
- отсутствие единого хранилища договорных материалов, что затрудняет поиск документов.
Временной интервал движения договора складывается из:
- времени доставки договорных материалов в каждое согласующее подразделение (не менее шести) - 1 день*6 = 6 рабочих дней;
- времени рассмотрения договорных материалов в каждом согласующем подразделении - 2 дня х6 = 12 рабочих дней.
Как следствие - срок согласования договоров не менее 18 рабочих дней.
В условиях современного рынка и сложившейся рыночной конъюнктуры такое значительное затягивание сроков согласования договоров, лишает предприятие необходимой мобильности в принятии управленческих решений, ухудшает имидж предприятия, как надежного партнера, увеличивает объем дополнительной, перепроверяющей работы специалистов согласующих подразделений, как следствие некачественной договорной работы.
Таким образом, экономическая безопасность предприятия складывается из нескольких функциональных составляющих, которые для каждого конкретного предприятия могут иметь различные приоритеты в зависимости от характера существующих угроз. Основным фактором, определяющим состояние экономической безопасности, является обладание предприятием устойчивыми конкурентными преимуществами. Эти преимущества должны соответствовать стратегическим целям предприятия. На основании сделанных выводов можно сформулировать собственное определение: Экономическая безопасность предприятия - это наличие конкурентных преимуществ, обусловленных соответствием материального, финансового, кадрового, технико-технологического потенциалов и организационной структуры предприятия его стратегическим целям и задачам.
Департамент экономической безопасности предприятия занимает центральное место в системе управления экономической безопасностью Компании.
Департамент экономической безопасности показывает хорошие результаты своей деятельности, которые позволяют решать задачи сохранности акционерной собственности.
Необходима разработка и внедрение комплекса мер, позволяющих повысить эффективность действующей системы управления экономической безопасностью.
Список литературы
1. Об утверждении «Концепции национальной безопасности Российской Федерации»: Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 52. - Ст. 5909.
2. Абалкин, Л.И. Национальная экономика / Л.И. Абалкин, М.А. Абрамова, А.И. Алексеев. - М.: «ЭкономистЪ», 2005. - 813 с.
3. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. - СПб: Изд-во «Питер», 1999. - 416 с.
4. Аксенов, И. А. Криминализация экономики как угроза экономической безопасности / И. А. Аксенов // Юрист. - 2003. - № 10. - С. 20-24.
5. Гончаренко, Л.П. Управление безопасностью: учебное пособие /Л.П. Гончаренко, Е С. Куценко. М.: КНОРУС, 2005. - 272с.
6. Доронин, А.И. Экономическая и информационная безопасность / А.И. Доронин. -М.: «Арсин», 2005. - 142 с.
7. Олейников, Е.А. Прогнозирование научно-технического прогресса. Основы экономического и социального прогнозирования / Е.А. Олейников. - М.: Выс. шк., 2000. -184с.
8. Проблемы обеспечения экономической безопасности России: Материалы засед. «круглого стола», 27 мая 2007 г. /Моск. юрид. ин-т МВД РФ; ред.: В.К. Старостенко. -М.: МЮИ МВД России, 2008. - 79 с.
9. Фролов, К.В. Безопасность России: правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты/ К.В. Фролова. - М.: «Знание», 2005. - 512с.
10. Фролова, И. И. Влияние внешней среды на деятельность предпри-ятия//Экономика и управление: проблемы, решения. 2012. - № 4. -С. 34-38.
11. Ярочкин, В.И. Информационная безопасность: учебник для студентов вузов / В.И. Ярочкин. - М.: «Гаудеамус», 2004. - 544 с.
Ivanova Tatiana L., k.pskh.n., Associate Professor
E-mail: p3ivanoval @ yandex.ru
"Kazan Innovation University named after VG Timiryasova (IEML) ", Russia
THEORETICAL APPROACHES TO RHE MANAGEMENT OF ECONOMIC SAFETY OF INDUSTRIAL PLANTS
Abstract: the article deals with the concept of security, risk and threat to some economic aspects of safety management is carried out under a single management process across the enterprise.
Key words: ensuring economic security, and the threat of danger, security facilities, to ensure the economic security of the enterprise.