УДК 657.1+657.633.5
РОЛЬ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Баранников Антон Александрович студент учетно-финансового факультета
Сигидов Юрий Иванович заслуженный работник высшей школы РФ д.э.н., профессор
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
В данной статье рассматриваются роли бухгалтерского учета и внутреннего контроля в обеспечении экономической безопасности организации. Определяются цели, функции и задачи данных категорий в аспекте обеспечения экономической безопасности организации
Ключевые слова: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ, ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ
UDK 657.1+657.633.5
ROLE OF ACCOUNTING AND INTERNAL CONTROL IN ENSURING ECONOMIC SAFETY OF THE COMPANY
Barannikov Anton Aleksandrovich student accounting and financial department
Sigidov Yuri Ivanovich
honored worker of higher education of the Russian
Federation, Dr.Sci.Econ, professor
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
The article considered roles of accounting and internal control in ensuring economic safety of the company. We defined the purposes, functions and problems of these categories in aspect of ensuring economic safety of the company
Keywords: ECONOMIC SAFETY OF COMPANY, ACCOUNTING, MANAGEMENT ACCOUNTING, INTERNAL CONTROL
На законодательном уровне в России тематика экономической безопасности впервые была обозначена в законе № 2446-1 от 5 марта 1992-«О безопасности» (28 декабря 2010 года № 390-ФЗ), который установил понятия безопасности, объектов и субъектов, угрозы и обеспечения безопасности [2]. При этом в законе шла речь о безопасности как общей категории, без обозначения областей или видов. Вопросы экономической безопасности организации стали рассматриваться исследователями в середине 90-х гг. XX в. Экономическая безопасность определялась по-разному - в зависимости от тех аспектов деятельности организации, которые рассматривались авторами. Изначально преобладало
представление об экономической безопасности организации, как физической безопасности имущества и сотрудников, затем широкое освещение получила проблема коммерческой тайны и информационной безопасности организации. Некоторые исследователи рассматривали проблему экономической безопасности организации в рамках ее платежеспособности. На всем протяжении исследования проблемы экономической безопасности организации было несколько попыток разработать концепцию ее комплексного решения.
Нами были собраны и проанализированы определения термина «экономическая безопасность организации», которые дают различные авторы. В них «красной нитью» проходит одна общая мысль, о коммерческой устойчивости организации, но различные подходы авторов накладывают различия на определения в деталях (таблица 1).
Определение сущности экономической безопасности организации, системы ее обеспечения, объекта и субъекта системы является основой разработки концепции обеспечения экономической безопасности организации, отправной точкой исследований в сфере создания механизмов оценки и мониторинга экономической безопасности организации и мер по ее обеспечению.
Таблица 1- Определения термина «экономическая безопасность»,
которые дают различные авторы
Автор Определение
Борисов А.Б. [17] Экономическая безопасность — 1) создаваемые государством условия, гарантирующие недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз; 2) предотвращение утечки конфиденциальной экономической информации из фирмы, нарушения коммерческой тайны, осуществления экономических диверсий.
Нечаев В.И., Михайлушкин П.В. [18] Экономическая безопасность - экономическое состояние организации, обеспечивающее достаточный уровень ее прогрессивного развития, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Бланк И. А. [19] Экономическая безопасность организации - это состояние организации в системе его связей с точки зрения способности к выживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов.
Кочергина Т.Е. [20] Экономическая безопасность фирмы - количественная и качественная характеристика свойств фирмы, отражающая способность "самовыживания" и развития в условиях возникновения внешней и внутренней экономической угрозы.
Шлыков В.В. [21] Экономическая безопасность предприятия - состояние защищенности жизненно важных интересов предприятия от реальных и потенциальных источников опасности или экономических угроз.
Королев М.И. [22] Экономическая безопасность - состояние предприятия, которое означает, что вероятность нежелательного изменения каких-либо качеств, параметров принадлежащего ему имущества и затрагивающей его внешней среды невелика.
Одинцов А.А. [23] Экономическая безопасность фирмы - состояние наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия в настоящее время и в будущем.
Обобщив основные моменты большинства определений понятия «экономическая безопасность», можно предложить следующее общее определение экономической безопасности организации - это состояние защищенности ее экономических интересов от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее реализацию миссии, целей ее создания, максимизацию получаемой прибыли и устойчивость ее развития.
Поскольку существующее состояние организации формируется в процессе его финансово-хозяйственной деятельности и определяется множеством факторов внешней и внутренней среды, то под устойчивостью следует понимать стабильную финансово-хозяйственную деятельность фирмы, ее способность противостоять негативному воздействию условий внешней и внутренней среды.
Угроза экономической безопасности организации - фактор, создающий препятствия на пути реализации экономических интересов хозяйствующего субъекта [5]. Общепринято деление угроз на внешние и внутренние. Такое деление основано на системном подходе к предприятию как объекту исследования [16]. Внутренние угрозы экономической безопасности организации порождаются внутренней средой хозяйствующего субъекта (рисунок 1).
Рисунок 1- Внутренние угрозы экономической безопасности организации Внешние угрозы порождаются внешней средой организации, и ни руководство организации, ни ее служащие повлиять на низ не могут (рисунок 2).
Системой обеспечения экономической безопасности организации считается комплекс мероприятий, имеющих экономическую и правовую природу и направленных на достижение и поддержание состояния экономической безопасности организации и осуществляемых в соответствии со стратегическим планом ее развития [10].
Внешние угрозы экономиечской безопасности организации
■
1
Противоправная деятельность криминальных структур и конкурентов Правонарушения со стороны коррумпированных элементов Экономические факторы (налоги, кризисы, спады)
1
Политические Социальные (голод,
факторы (законы, бедность, социальные
акты) реформы)
Рисунок 2- Внешние угрозы экономической безопасности организации
Система обеспечения экономической безопасности организации, предлагаемая в рамках комплексного подхода, представляет собой многоуровневую структуру, вершиной которой является комплексная оценка уровня экономической безопасности организации. Средний уровень составляют объекты системы, сгруппированные по признаку общности заключенных в них внешних экономических угроз. Последним, заключительным, уровнем системы экономической безопасности организации, является комплекс мероприятий, обеспечивающих защищенность ее объектов и структур.
Предлагаемый подход обеспечения экономической безопасности организации основан на гипотезе, которая состоит в том, что стратегия экономической безопасности принимается как элемент идеологии управления организацией и требует создания системы экономической
безопасности, функционирование которой позволит обеспечить
защищенность экономических интересов организации от внешних и внутренних угроз.
Достижение этих задач возможно, если система будет выполнять определенную последовательность функций [10]:
1) аналитическую;
2) целеполагания;
3) нормативно-правового обеспечения;
4) организационно-административную;
5) плановую;
6) учетно-контрольную;
7) информационную.
Ниже рассмотрим каждую функцию более подробно.
Аналитическая функция заключается в определении угроз экономической безопасности организации, оценке их параметров с позиции управления рисками (вероятность, ущерб).
Функция целеполагания заключается в определении цели каждого подразделения по обеспечению состояния защищенности экономических интересов организации на подконтрольном объекте системы.
Функция нормативно-правового обеспечения заключается в анализе действующего законодательства в области защиты интересов организации и разработке внутренней документации нормативного характера, регулирующей безопасное развитие хозяйствующего субъекта.
Организационно-административная функция системы состоит в выработке комплекса организационно-административных отношений, состоящих в компетенции и подотчетности отдельных сотрудников, что позволит создать четкую организационную структуру, стратегической целью которой является обеспечение экономической безопасности.
Планирование - важная функция, позволяющая определить будущее состояние экономической безопасности организации. Планирование включает в себя прогнозирование ключевых показателей внешней и внутренней среды организации и определение действий по управлению состоянием экономической безопасности в будущем.
Учетно-контрольная функция реализуется посредством создания и внедрения системы внутреннего контроля, базирующейся на финансовом и управленческом учете, что необходимо для повышения эффективности управления деятельностью организации.
Информационная функция заключается в высокой ценности результатов оценки уровня экономической защищенности организации для выработки стратегии ее развития.
Выше изложенные функции универсальны для организации любой величины, отрасли и организационно-правовой формы, т. к. позволяют осуществлять непрерывный и последовательный процесс комплексного управления экономической безопасностью организации.
Для организаций оценка экономической безопасности важна в первую очередь с точки зрения поддержания своей финансовой устойчивости и сохранения конкурентных преимуществ. Их утрата влечет за собой разрушение экономического потенциала организации, что может привести к ее банкротству.
Термин «экономическая безопасность организации» во многом схож с понятием защищенности предприятия от внешних и внутренних угроз.
В разное время проблемой экономической безопасности организации, и влияния на нее различных факторов занимались такие известные зарубежные экономисты как: лауреаты Нобелевской премии по экономике Ф. фон Хайек, М.Фридман, Д. Стиглер, Д. Неш, Д. Стиглиц, П. Кругман, О. Уильямсон; Дж. Сакс и другие. Отечественные ученые -экономисты так же занимались анализом и поисками решений данной
проблемы. Самые значительные работы в этой области принадлежат: Дмитриеву М.Э., Абалкину Л.И., Абрамову Ю.А., Кулешову В.В., Заостровскому А.П., Ершову М.В., Платонову О.А., Тархову С.А., Урнову М.Ю., Федорову Б.Г., и другим.
Экономическую безопасность организации, по нашему мнению, можно определить как сочетание таких экономических и правовых условий хозяйствования, эффективности использования ресурсов, которые обеспечивают устойчивое и стабильное функционирование предприятия в настоящее время и в будущем.
Достижение экономической безопасности организации происходит за счет устранения внешних и внутренних угроз, обусловленных рисками, а также грамотного и эффективного управления. Учет как элемент системы экономической безопасности организации является основным процессом при обработке, анализе и систематизации данных фактов хозяйственной жизни.
Таким образом, бухгалтерский учет как информационная система предоставляет возможность формирования объективной информации о хозяйствующем субъекте и обеспечивает пользователей информацией о реальной модели финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов [1].
Основная цель бухгалтерского учета заключается в предоставлении пользователям своевременной, достоверной, полезной информации, необходимой для принятия ими деловых решений. Финансовая информация, формируемая в рамках бухгалтерского финансового учета, не представляет собой коммерческой тайны, и она открыта для публикации.
Качественную систему информационного обеспечения процесса управления необходимо формировать на стадии создания организации. Система бухгалтерского учета должна отражать специфику деятельности организации и быть адаптированной к его конкретным информационным
потребностям. В процессе деятельности организации руководству следует контролировать работу бухгалтерии и своевременно корректировать задачи, решение которых направлено на обеспечение экономической безопасности бизнеса и на его эффективное развитие.
Формирование качественной информации возможно только в условиях тесного взаимодействия бухгалтерии со структурными подразделениями предприятия, поэтому руководству необходимо регламентировать порядок установления горизонтальных связей, движение информации между структурными подразделениями и бухгалтерией.
Можно выделить следующие основные источники угрозы экономической безопасности организации, формируемые в системе ее бухгалтерского учета:
• порядок внутреннего регулирования бухгалтерского учета в организации (Положение о бухгалтерской службе, учетная политика для целей бухгалтерского, управленческого и налогового учета, форма бухгалтерского учета);
• функционирование учетной системы (сбор первичных учетных данных, формирование учетных регистров, хранение и защита бухгалтерской информации, формирование и представление бухгалтерской отчетности);
• нарушение требований законодательства РФ;
• персонал организации (руководство, персонал бухгалтерской службы, прочий персонал) [4].
Риски в бухгалтерском учете подлежат управлению, то есть подготовке и реализации мероприятий, имеющих целью снизить опасность ошибочного решения и уменьшить возможные негативные последствия нежелательного развития событий в ходе реализации принятых решений.
Эффективная организация бухгалтерского учета позволяет во многом снизить угрозы экономической безопасности предприятия [14].
Особенности организации бухгалтерского учета на предприятии в первую очередь находят свое отражение в учетной политике. Учетная политика организации, а также издаваемые в ее рамках внутрифирменные приказы и распоряжения составляют нижний уровень регулирования бухгалтерского учета [3].
Эффективность учетной политики, в свою очередь, во многом зависит от того, насколько четко сформулированы ее элементы, отражающие систему ведения бухгалтерского учета, налогообложения и управления в организации.
В качестве одного из элементов экономической безопасности предприятия следует рассматривать внутренний контроль, который определяет законность, целесообразность, эффективность фактов хозяйственной жизни малого бизнеса.
Внутренний контроль является одной из основных функций управления и представляет собой систему постоянного наблюдения и проверки работы организации в целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для принятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и управлению ими.
Процесс контроля состоит из установки нормативов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных (запланированных).
Функции внутреннего контроля бизнеса взаимосвязаны с функциями управления рисками. Внутренний контроль осуществляется субъектами самой организации и является частью необходимого, отлаженного механизма управления, способствующего успешной деятельности, достижения требуемых производственных и финансовых результатов,
повышения конкурентоспособности, сохранения активов и
предотвращения злоупотреблений [8].
Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация, безусловно, обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации. Сопоставляя реально достигнутые результаты с запланированными, руководство организации получает возможность выявить, где организация добилась положительных, а где - отрицательных результатов. Таким образом, контроль позволяет определить, какие именно направления деятельности организации наиболее эффективно способствовали достижению ее важнейших целей.
Под системой внутреннего контроля понимается совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством организации в качестве средств, для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской), управленческой и налоговой отчетности [9].
В системе внутреннего контроля необходимо в большей степени развивать превентивный (предварительный) контроль, а не последующий. Затраты на предварительный контроль, как правило, намного ниже, чем на текущий и последующий, и в полной мере окупаются предотвращенными потерями.
В сочетании все рассмотренные элементы системы контроля обеспечивают организации снижение рисков деловой и финансовой деятельности, а также угроз недостоверности отчетности.
Порядок осуществления контроля за хозяйственными операциями, должен находить свое отражение в учетной политике организации и зависит, от того, кем контроль должен осуществляться [11]:
• если организационной структурой предусматривается наличие службы внутреннего аудита либо в штатном расписании выделена должность внутреннего аудитора, то в организационно-техническом аспекте учетной политики следует отразить, что контроль хозяйственных операций в организации осуществляется внутренним аудитором (аудиторами). Данный вариант предусматривает наличие соответствующего положения о структурном подразделении, например «О внутреннем аудите», в котором должны быть определены цель и задачи внутреннего аудита, права, обязанности, ответственность, независимость, контроль работы, аудиторская тайна. Это поможет создать отлаженную систему, которая обеспечит контроль за управленческими, бухгалтерскими, финансовыми функциями экономического субъекта;
• если организация не располагает возможностью организации внутреннего аудита, функции контроля выполняются руководителем, работниками бухгалтерии, иными финансовыми и экономическими службами. При этом предлагаем описать систему контроля в приложении к учетной политике, в котором привести перечень, периодичность (план) и процедуры проведения проверок и инвентаризаций отдельно по каждому участку учета. В данном приложении возможна также разработка форм внутренней -управленческой отчетности, способствующей проведению контроля и отражению его результатов.
Управленческий учет выступает в виде интегрированной информационной системы предприятия, обеспечивающей сбор, измерение, систематизацию, анализ и передачу данных, необходимых для управления подразделениями предприятия и принятия на основе этих данных оперативных, тактических и стратегических решений. Поскольку руководители компании не имеют времени подробно изучать оперативную
информацию, они используют краткие обзоры и другую информацию, необходимую для выполнения своих управленческих обязанностей [13].
Главная цель управленческого учета - обеспечить информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных результатов.
Задачи управленческого учета, заключаются в обеспечении менеджмента информацией для контроля над целесообразностью хозяйственных операций, за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными на предприятии положениями, нормативами и сметами, в предотвращении вероятности отрицательных результатов хозяйственной деятельности предприятия; выявление внутрихозяйственных резервов, и в обеспечение финансовой устойчивости предприятия.
Основными признаками системы управленческого учета, можно назвать, следующие: форму связи управленческой и финансовой
бухгалтерии, полноту учитываемых затрат, ответственность по местам их возникновения, и оперативность их учета.
Различные цели и методы управленческого и финансового учета не исключают необходимости информационной связи между ними и показателями затрат и результатов деятельности, формируемых в их системах. Эта связь осуществляется для обеспечения единого подхода к измерению и оценке затрат и результатов в прошлом, отраженных в бухгалтерском учете, и в формируемых в системе управленческого учета.
Управленческому учету необходима своя специальная подсистема, обеспечивающая экономическую безопасность организации. Данная подсистема управленческого учета должна закрепляться в специальных методических руководствах, разрабатываемых самостоятельно предприятием, обеспечивающих однородную учетную среду для принятия эффективных управленческих решений менеджерами организации.
Создание управленческой учетной системы является прерогативой руководителей предприятия и не регламентируется государством. Внутренняя управленческая учетная информация обеспечивает решение внутренних управленческих стратегических и тактических задач на основе получения оперативной, своевременной и достоверной информации о затратах и результатах в целом по предприятию и на его отдельных участках. Целью организации системы управленческого учета является планирование, а также обеспечение экономической безопасности организации, анализ, контроль и управление затратами. Эта цель достигается путем эффективного использования информации через центры финансовой ответственности и центры затрат на основе управленческого анализа данных производственного, финансового учета. А формой представления такой информации является управленческая отчетность [7].
Управленческая отчётность - это комплекс взаимосвязанных данных и расчётных показателей, отражающих функционирование организации как субъекта хозяйственной деятельности и сгруппированных в целом по предприятию и в разрезе структурных подразделений [15]. Управленческая отчётность ориентирована на внутренних пользователей, её содержание определяется целями и задачами управления. Создание системы внутренней управленческой отчётности требует определения перечня информации, которая необходима менеджерам различных структурных подразделений крупных организаций, а также частоты её представления.
Кроме самих форм отчётности должен быть проработан регламент их представления, передачи и обработки. В целом отчёты должны быть простыми для восприятия, содержащаяся в них информация - точной и лаконичной, названия самих документов и их разделов - адекватными и понятными. Все данные, представленные в отчётах, не должны допускать неоднозначного толкования.
Требования к содержанию отчётности должны сформулировать руководители центров ответственности и другие ответственные лица, относящиеся к управленческому персоналу и заинтересованные во внутренней управленческой информации. При этом управляющие должны разъяснить исполнителям, составляющим внутреннюю отчётность, какая информация, в каком виде и объёме и в какие сроки им необходима. Так же необходимо учитывать, что специфика деятельности каждой организации предъявляет свои требования и к содержанию управленческой отчётности.
В целом всю информацию, отражаемую в управленческой отчётности, можно представить в виде блоков (рисунок 3).
Рисунок 3- Информация, отражаемая в управленческой отчетности
Для каждого из направлений хозяйственной деятельности, осуществляемых организацией, целесообразно формировать отдельные формы управленческой отчётности, т.е. система управленческих отчётов должна быть реструктурированной.
Система управленческой отчётности накладывается в организационную структуру организации исходя как из уровней организации, так и из видов протекающих производственных процессов.
Повышение конкурентоспособности крупных организаций, обеспечение их экономической безопасности в значительной степени связано с оценкой эффективности деятельности центров ответственности, которая может быть осуществлена на основе трансфертного ценообразования. Тогда система информационного обеспечения управленческого учета должна включать учет, контроль и анализ трансфертных цен. Это может способствовать решению следующих управленческих задач [6]:
• обеспечение выбора оптимального объема производства продукции;
• осуществление распределения полученной прибыли между центрами ответственности в соответствии с их вкладом в эту прибыль;
• представление необходимой ценовой информации для составления бизнес-планов новых проектов, новых структурных подразделений хозяйствующего субъекта для принятия решений о выходе на новые рынки;
• установление границ цен на конкретную продукцию во внешней среде.
В итоге можно сформировать информационные ресурсы в части обеспечения экономической безопасности организации системы управленческого учета крупной организации в следующую классификацию:
1. Регламенты и нормативная документация:
• внешняя нормативная документация: законы и нормативные акты РФ, международные стандарты, стандарты РФ, прочие внешние регламенты;
• внутренние корпоративные стандарты: документация по
организационно-нормативному регулированию; документы системы
менеджмента качества; документы, регламентирующие порядок работы с техническими средствами.
2. Рабочие документы: рекламно-информационные материалы,
договорные документы, проектная документация, производственно-эксплутационные документы, кадровая документация, финансовоэкономическая документация (документы по экономическому планированию и анализу, финансовые планы и бюджеты, бухгалтерские документы, управленческая отчетность, документы по финансовоэкономическому анализу, прочие финансовые документы).
3. Информационные хранилища и базы данных: номенклатура дел и хранилищ рабочей документации, номенклатура дел и хранилищ нормативной документации, нормативно-справочная документация.
Основная задача управленческого учета - служить информационной опорой для принятия управленческих решений. С этой целью в управленческом учете применяются особые методы учета затрат. Для того чтобы выбрать оптимальный для применения метод учета затрат, необходимо оценить каждый из существующих методов с точки зрения решения задач оперативного управления предприятием.
В целом управленческий учет представляет собой концепцию информации и управления, систему управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности организации. Управленческий учет при этом выступает не только как функция управления, но и как определенная концепция руководства предприятием, ориентированная на его экономическую безопасность.
Таким образом, стройная организация бухгалтерского (финансового), управленческого учета и системы внутреннего контроля позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис и отрицательно повлияют на экономическую безопасность организации,
обеспечивать последовательную и эффективную работу организации. Формирование полной и достоверной информации в целях ее управления, способствует обеспечению экономической безопасности на уровне хозяйствующего субъекта.
Список литературы
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (от 28.11.2011 г. № 339-ф3)
2. Федеральные закон «О безопасности» (от 28.12.2010 года № 390-Ф3)
3. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (в ред. от 08.11.2010 № 144н).
4. Вознесенская Н.В., Львова М.В. Роль организации бухгалтерского учета в обеспечении экономической безопасности предприятия // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы 2010. №1 С 250-252.
5. Гапоненко В. Ф., Беспалько А. А., Власков А. С. Экономическая безопасность предприятий. Подходы и принципы. М.: Ось-89, 2007. 208 с.
6. Гварлиани Т.Е., Быков Е.А., Мостовая Е.В. Управленческий учет по видам деятельности: лекции и практикум в таблицах и схемах. М.: Финансы и статистика, 2007.
7. Керимов В.Э. Бухгалтерский управленческий учет: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. дом «Дашков и К», 2009.
8. Ланцман Е.Н. Концептуальные подходы к проблеме обеспечения экономической безопасности организации // Вестник АГТУ Сер.: Экономика 2010, №1 С.58-62.
9. Максимов Д. А. Рыночная устойчивость, экономическая безопасность и инновационная стратегия предприятия в условиях трансформируемой экономики / Д. А. Максимов, М. А. Халиков // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 2. С. 15-21.
10. Олейников Е. А. Экономическая и национальная безопасность. М.: Экзамен, 2005. 213 с.
11. Петренко И. Н. Безопасность экономического пространства хозяйствующего субъекта. М.: Анкил, 2005. 277 с.
12. Сергеев А. А. Критерии оценки экономической безопасности предприятия // Финансы и кредит. 2003. № 15. С. 67-69.
13. Хмелев С.И. Интерпретационные характеристики бухгалтерской отчетности в части обеспечения экономической безопасности организации // Вектор науки ТГУ 2010. №2 С. 67-69.
14. Шевелев А. В. Риски в бухгалтерском учете: учебное пособие / А. Е. Шевелев, Е. В. Шевелева. М. : КноРус, 2007. 320 с.
15. Шеремет А.Д. Управленческий учет: учебник для вузов М.: Инфра-М, 2009. 429 с.
16. Кабанов А.А. Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности предприятия / А.А. Кабанов, Г.И. Бончук // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России 2008. №1 С 120-126.
17. Борисов А.Б Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003. 895 с
18. Нечаев В.И., Михайлушкин П.В.Экономический словарь Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. -464с.
19. Бланк И.А.Управление финансовой безопасностью предприятия М.: Эльга, 2009. 778с.
20. Кочергина Т.Е. Экономическая безопасность Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 448с.
21. Шлыков В. В. Комплексное обеспечение экономической безопасности предприятия М.: Алетейя, 1999. 144с.
22. Королев М.И. Системы экономической безопасности предприятия М.: Маска, 2011. 352с.
23. Одинцов А. А. Экономическая и информационная безопасность
предпринимательства М.: Академия, 2008. 336с.