Научная статья на тему 'Теоретические подходы к содержанию инновационной политики предприятия'

Теоретические подходы к содержанию инновационной политики предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
550
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / DEFENSE INDUSTRY COMPLEX / INNOVATIVE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сынков И.А.

В статье рассмотрены теоретические подходы к содержанию инновационной политики предприятия, в частности в обороннопромышленном комплексе. На основании обобщения полученных результатов сформулированы проблемные вопросы, которые требуют решения на федеральном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE MAINTENANCE OF INNOVATIVE POLICY OF THE ENTERPRISE

In article theoretical approaches to the maintenance of innovative policy of the enterprise, in particular in defense industry complex are considered. On the basis of generalization of the received results problematic issues which demand the decision at the federal level are formulated.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к содержанию инновационной политики предприятия»

УДК 334.025

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ

ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Сынков И.А., старший преподаватель, кафедра Управление экономикой производства, ФГКВОУВПО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, e-mail: voencon@mail.ru

В статье рассмотрены теоретические подходы к содержанию инновационной политики предприятия, в частности в оборонно-промышленном комплексе. На основании обобщения полученных результатов сформулированы проблемные вопросы, которые требуют решения на федеральном уровне.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс; инновационная политика.

THEORETICAL APPROACHES TO THE MAINTENANCE OF INNOVATIVE POLICY

OF THE ENTERPRISE

Sinkov I., senior lecturer, Management of the production economy chair, Military university of the Ministry of Defence of the Russian

Federation, e-mail: voencon@mail.ru

In article theoretical approaches to the maintenance of innovative policy of the enterprise, in particular in defense industry complex are considered. On the basis of generalization of the received results problematic issues which demand the decision at the federal level are formulated.

Keywords: defense industry complex; innovative policy.

Стратегической задачей становления национальной экономики является обеспечение внедрения новейших технологий, что должно оптимизировать функционирование отраслей рынка по ряду направлений - производительности, прибыли. Не случайно, что в реализации первоочередных задач, поставленных перед руководством страны и субъектами хозяйствования, акцент делается на разработке и внедрении инноваций и совершенствовании инновационной деятельности, способных обеспечить перманентную трансформацию технической и технологической баз производства, наладить производство новой конкурентоспособной продукции, а также предопределить непрерывное поступление на мировой рынок инновационноемких товаров и услуг. Содержание неоднократных выступлений В.В. Путина свидетельствует о хорошо продуманной Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года, объективных требованиях повышения конкурентоспособности российской экономики, построению устойчивой и самостоятельной финансовой системы.

В частности, В.В. Путин отмечал, что серьезные шаги руководством страны связываются с проектом формирования международного финансового центра в России, который будет призван обеспечить развитие банковской системы, фондовых и товарных бирж, упрощение налогового законодательства в сфере инвестиций на рынке ценных [1]. Следовательно, содержание представленной Президентом России стратегии всецело отвечает важнейшим требованиям и целям развития конкурентоспособности российской экономики. Президент России обратил внимание на концентрации усилий при решении следующих ключевых проблем:

- «создание равных возможностей для людей;

- формирование заинтересованности в инновационном поведении и радикальном повышении эффективности экономики;

- обеспечение постоянного роста производительности труда».

Е.Ф. Никитская отмечает, что расчетные значения показателей,

характеризующие инновационную деятельность, свидетельствуют об устойчивой тенденции, свойственной для отечественной экономики в постреформенный период: отмечается постепенный рост цен на инновационную продукцию, значительно превосходящий уровень инфляции. Об этом свидетельствуют:

- сравнение индексов цен производителей инновационной продукции в соотношении с показателями ИПЦ;

- сравнение роста объема инновационных товаров и затрат на технологические инновации в номинальном и реальном выражении (см. таблицу 2) [2].

Сказанное выше предопределяет ключевые направления перехода отечественной экономики на инновационный путь развития, обоснованные, в частности, Резбаевым В.М. [3]. Реализация на практике мер, способствующих обеспечению структурного перехода отечественной экономики в сторону наукоемких высокотехнологичных секторов рынка, по модернизации промышленности на основе инноваций, должна быть основана на определенных принципах, предложен-

ных Ворожцовым А.В. [4]. Соглашаясь с А.И. Бачуриным, можно утверждать, что в настоящее время отсутствует логически целостное концептуальное многообразие инновационных политик [5].

Одной из причин данной ситуации стало отсутствие четко закрепленного понятия «инновация» и разнообразие применяемых видов инновационных политик как систем контролируемых изменений интересов (потребностей) и возможностей субъектов, позволяющих гибко определять тот или иной альтернативный способ деятельности в зависимости от конкретных условий [6]. В свою очередь, данный факт порождает низкую результативность управления инновациями в процессах формирования и реализации соответствующих политик, а также произвольную трактовку понятий.

В общем смысле, политика призвана обеспечивать баланс интересов участников либо процессов, которые направлены на достижение единой для всех цели. В связи с этим целью инновационной политики является формирование и внедрение инноваций, обеспечение поступательного общественного развития, а также функционирования различных секторов национальной экономики [7].

A.Ф. Кичинин определил инновационную политику на отраслевом и региональном уровнях. По его мнению, инновационная политика - это совокупность установленных целей и приоритетов развития научно-инновационной деятельности в отрасли, а также путей и средств их достижения на основе взаимодействия областных и федеральных органов регулирования [8]. С.В. Ильдменов, А.С. Ильдменов, В.П. Воробьев определили инновационную политику как основу формирования генеральной стратегии компании, политики в сфере маркетинговой и финансовой деятельности компании [9]. Следовательно, отечественные ученые в своих исследованиях понимают под инновационной политикой инструментарий управления.

B.Г. Медынский предлагает следующее содержание государственной инновационной политики - это составной элемент социально-экономической политики, выражающий взгляд руководства государства на инновационную деятельность, которое, в свою очередь, задает цели, ставит задачи, определяет формы деятельности государственных органов, имеющих полномочия в области науки, техники, а также контролирует реализацию достижений науки и техники [10].

На федеральном уровне в настоящее время нормативно закреплено понятие «государственная научно-техническая политика». Содержание ее включает в себя: позицию государства по отношению к научной и научно-технической деятельности; поставленные цели; разработанные направления, формы деятельности государственных органов в сфере науки, техники и реализации достижений в этой сфере [11].

Однако в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее - Стратегия) [12], принятой в 2011 году, законодатель уже оперирует понятием «государственная инновационная политика», отмечая, что она обеспечить адекватную реакцию на вызовы и угрозы в сфере инновационного

70 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №5 2015 |

Таблица 2. Показатели объема инновационных товаров и затрат на технологические инновации в сопоставлении с индексом потребительских цен и индексом цен производителей в 2000-2012 гг., во сколько раз

Показатель 2000 2002 2004 2006 2008 2009 2010 2011 2012

Объем инновационных товаров

В действующих ценах, трлн. руб. 154,1 206,3 433,0 714,0 1047,0 877,7 1165,7 1847,4 2509,6

В постоянных ценах, трлн. руб. 32,6 33,5 49,8 59,7 65,2 53,6 62,3 85,5 107,0

Индекс роста объема товаров в действующих ценах к 1995 г. 3,9 5,3 10,9 17,9 26,3 22,1 29,3 46,4 63,1

Индекс роста объема товаров в постоянных ценах к 1995 г. 8,2 8,4 12,5 1,5 1,64 1,35 1,57 2,15 2,7

ИПЦ к 1995 г. 4,1 5,6 7,0 8,4 10,7 11,6 12,7 13,4 14,3

ИЦП к 1995 г. 3,07 3,91 5,66 7,09 8,25 9,4 10,97 12,3 12,7

Затраты на технологические инновации

В действующих ценах, трлн. руб. 49,4 86,4 122,9 188,5 276,3 358,9 349,8 469,4 483,7

В постоянных ценах, трлн. руб. 10,5 13,6 14,1 15,8 17,2 21,9 18,7 21,7 24,9

Рост затрат в действующих ценах к 1995 г. 6,8 11,8 16,8 25,8 37,8 49,2 47,9 64,3 79,9

Рост затрат в постоянных ценах к 1995 г. 1,4 1,9 1,9 2,2 2,4 3,0 3,6 2,9 3,4

развития, стоящие перед Россией, определить цели, приоритеты и инструменты. Важнейшей целью этой стратегии являются задачи по обеспечению перевода к 2020 году экономики России на устойчивый инновационный путь развития. В стратегии отмечается, что общий рост отечественной экономики и темпы развития инновационной сферы при этом будут все более взаимосвязаны.

Вышеуказанная Стратегия является приоритетным, основополагающим актом в системе инновационного развития. Кроме того, долгосрочные цели социально-экономического развития Российской Федерации закреплены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [13].

В начале 2012 года приняты «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» [14], в которых стратегической целью государственной политики в области развития науки и технологий названо обеспечение к 2020 году мирового уровня исследований, разработок и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами.

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [15] Правительству Российской Федерации поставлена задача увеличения доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года во многих регионах России. Все эти запланированные и выполняемые задачи уже дают свои результаты.

В соответствии с Федеральным законом от 16 октября 2012 г. №174-ФЗ «О Фонде перспективных исследований» [16] создан одноименный Фонд, установлен порядок управления его деятельностью и порядок формирования его имущества. Хозяйствующий субъект является основным звеном любой экономики. Механизм внедрения инновационной составляющей в структуру предприятия затрагивает все сферы его деятельности. Выбор результативных организационных форм управления инновациями базируется на четком сочетании научно-инновационных и рыночных факторов. Внедрение результатов этих поисков в производство и есть инновационная деятельность.

В активизации инновационной деятельности заинтересован (см. рисунок 1) предприниматель, так как это - выпуск новых и конкурентоспособных видов товаров, которые приносят ему гарантированную прибыль, скорейшее возвращение вложенного капитала, накопление свободного капитала и возможность его вложения в расширение производства.

Повышение инновационной активности хозяйствующего субъекта обусловливает разнообразие, гибкость и динамичность его хозяйственного поведения в рыночной экономике. Являясь результатом динамичных изменений рыночной среды, инновационная активность оказывает существенное влияние на него. Совокупность структурных элементов рынка предопределяет и множество факторов, опосредующих инновационную активность предприятия (организации). Факторы, оказывающие значительное влияние на инновационную активность предприятий, систематизированы в таблице 3.

Рисунок 1. Заинтересованность сторон в активизации инновационной деятельности

ТЯАШРОЯТ ВШШЕВВ Ш ЯШВТА | №5 2015 | 71

Таблица 3. Факторы, оказывающие влияние на инновационную активность предприятий

Группа факторов Тормозящие инновационную активность Стимулирующие инновационную активность

Социально-экономические -высокая степень риска, связанная с инновациями; -длительный период окупаемости инновационных проектов; -избыточная бюрократия; -недостаток финансовых средств и сложный механизм получения кредитов; -низкий спрос на новую продукцию -обострение конкуренции; -увеличение рентабельности; -рост стоимости фирмы; -материальное поощрение участников инновационного процесса; -обеспечение возможностей самореализации; -рост потребительского спроса

Организационно-управленческие -устоявшаяся организационная структура компании; -недостаток квалифицированных и креативных кадров; -сложность нахождения партнера для совместной разработки -гибкость организационной структуры; -децентрализация управления; -повышение квалификации работников

Таким образом, можно сделать вывод о том, что инновационная деятельность - это деятельность, которая, в первую очередь, призвана для разработки новых продуктов и получения новых знаний, итогом которой является коммерциализация полученных технологий, продукции, методов управления производством, приводящая к экономическому, экологическому и социальному эффекту [17, с. 27-29].

В настоящее время результативность деятельности предприятия в инновационной сфере предопределяется наличием выверенной схемы кредитования, инвестирования, налогообложения и, функционирующих относительно инновационной сферы, научных разработок. Вместе с тем необходимо разграничить такие понятия, как «инновация» и «новшество». Новшества формализуются в виде: изобретений, открытий, патентов, рационализаторских предложений, товарных знаков и документации на принципиально новый или усовершенствованный продукт. Инновации - это новшества, которые доведены до этапа коммерческого использования и предложения на рынке для получения определённого положительного результата. Всю совокупность инноваций можно условно классифицировать по ряду признаков.

В организациях для того, чтобы существенно сократить стадии разработки и внедрения в производство, а также предотвратить фазу спада и продлить стадию эксплуатации, разрабатывают и реализуют инновационную стратегию и инновационную политику [18, с. 37-39]. Взяв за основу расширенную трактовку содержания инновационной деятельности субъекта хозяйствования, а также на присущие ей признаки в условиях преобразования инновационной сферы, исследуем основные этапы ее организации на предприятии.

По нашему мнению, наибольший рост конкурентоспособности выпускаемой продукции обеспечивает агрессивная стратегия. Под агрессивностью здесь понимается степень перемен, которые обеспечиваются нововведениями, скорость их внедрения и частота сменяемости. На основе генеральной стратегии разрабатываются все функциональные стратегии, цели которых (цели нижнего уровня) обеспечивают выполнение целей высшего уровня предприятия. Инновационные процессы претворяются в жизнь исходя из выбранной соответствующим образом инновационной стратегии, которая является приоритетной и определяющей развитие всех сфер производственной деятельности предприятия.

Разработка целей инновационной деятельности осуществляется на основе общих целей организации и выбранной на их основе генеральной стратегии развития предприятия. Генеральная стратегия нацеливает менеджмент предприятия при осуществлении инновационной деятельности на поиск возможностей для получения заданного уровня прибыли.

Осуществление инновационной деятельности предприятия опосредуется наличием инновационного потенциала, в связи с этим на следующем этапе ее организации подлежит оценке уровень инновационного потенциала и определение степени его соответствия инновационному климату и внутренним потенциальным возможностям. От состояния инновационного потенциала предприятия зависит выбор той или иной стратегии, который в данном случае можно определить как «меру готовности» реализовать стоящие цели в сфере инновационного развития предприятия [19].

Определяя инновационный потенциал хозяйствующего субъекта, в первую очередь определяют внутренние возможности осущест-

вления деятельности в сфере инноваций, другими словами - «под силу» ли предприятию данный вид деятельности. Инновационная стратегия предприятия реализуется путем претворения в жизнь постулатов инновационной политики. Инновационная политика предприятия включает в себя совокупность поставленных целей инновационной стратегии и создание механизма стимулирования первоочередных программ и проектов предприятия [20, с. 30-31]. Инновационная политика предприятия, как правило, формируется путем использования одного из подходов.

1. Цель внедрения. Ключевым критерием является завоевание или закрепление небольшого сегмента рынка с минимальной прибылью с последующим ростом доли рынка и прибыли.

2. Цель инноваций. За основу берется получение значительной прибыли на определённом отрезке времени за счет уникальности в какой-либо области. При этом реализация инновации и её последующая дистрибьюция взаимосвязаны с возможностью снижения себестоимости и роста спроса на продукцию.

При формировании инновационной политики предприятия преобразуются следующие сферы его деятельности:

- сфера исследований и разработок (фундаментальные, поисковые, ОКР, опытное производство, прикладные исследования и распространение инноваций);

- сфера сертификации товаров и услуг и повышение их качества;

- сфера технического перевооружения (обновление производственной базы);

- сфера создания, поддержания и развития научно-технологического потенциала предприятия;

- сфера разработки мероприятий, связанных с маркетинговой политикой, для освоения рынка инноваций.

В данном случае инновация рассматривается с двух сторон:

1) как имеющая специфические потребительские свойства (внешний вид, форма и т.д.), которые способны обеспечить успех при отсутствии значимых технологических решений;

2) как имеющая новые значимые технические решения, которые способны обеспечить рыночный успех.

Целью инновационной политики является создание условия для осуществления результативной деятельности предприятия при помощи обеспечения роста его конкурентоспособности и конкурентоспособности выпускаемой продукции [21]. Реализация инновационной политики предприятия предусматривает соблюдение следующих принципов:

- приоритетность - выбор главных направлений деятельности предприятия с учётом возможностей предприятия;

- целенаправленность, т.е. ориентация на достижение стратегических и тактических целей, стоящих перед предприятием;

- комплексность - внедрение инноваций в смежные сферы деятельности;

- альтернативность проектных решений - учет различных вариантов и выбор наиболее результативного из них;

- адаптивность - возможность корректировки плана реализации инновационной политики и отдельных проектов в связи с изменением факторов внешней среды;

- обоснованность - обоснование научно-технического, социального, экологического, экономического эффектов с учётом факторов внешней среды.

72 ТЯЛШРОЯТ БШТКЕЗЗ Ш Яи88ТЛ | №5 2015 |

Важнейшим показателем, влияющим не только на состояние национальной безопасности и обороноспособности страны, но и на перспективы развития экономики государства в целом, является состояние и развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Инновационная деятельность организаций ОПК является ключевым фактором их стабильного развития. Но, к сожалению, в последние годы инновационная активность как в национальной экономике, так и в ОПК остается на низком уровне. Это является одной из основных причин того, что одной из главных проблем ОПК является снижение возможности обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, технического уровня, качества и конкурентоспособности военной и гражданской продукции.

Государственная политика в сфере развития ОПК ориентирована в первую очередь на «превращение научно-технического и производственно-технологического потенциала ОПК в поддерживаемый государством действенный инновационный ресурс, обеспечивающий обороноспособность страны и безопасность государства путем реализации конкурентных преимуществ ОПК» [22]. Одним из направлений развития ОПК определено «активизация инновационно-инвестиционной деятельности, позволяющей проводить качественное обновление научно-технической и производственно-технологической базы» [23]. Реализация задач в рамках отмеченного направления возможно только при осуществлении профессионального управления процессами развития ОПК в рамках единой инновационной политики.

Учитывая выше изложенные трактовки понятия «инновационная политика» и специфику производственной и финансово-экономической деятельности предприятий ОПК можно сформулировать следующее определение.

Инновационная политика предприятия ОПК - это совокупность установленных целей и приоритетов развития научно-инновационной деятельности предприятия, а также путей и средств их достижения на основе взаимодействия федеральных органов регулирования, направленных на прогрессивные структурно-технологические сдвиги.

Инновационное развитие предприятий ОПК подвержено значительному влиянию экономических, политических и социальных факторов. Зарубежный опыт функционирования инновационной составляющей деятельности предприятий свидетельствует о значительной роли руководства страны в формировании и реализации инновационной политики. Учитывая это, среди основных задач, стоящих перед государством в рамках реализации инновационной политики предприятий ОПК, следует отметить:

1) формирование результативной научно-промышленной политики в высокотехнологичном секторе экономики;

2) правильное определение приоритетов научно-промышленной политики, а также стратегии развития предприятий ОПК;

3) ориентация требований нормативной правовой базы на технологическое обновление производственных мощностей предприятий ОПК, удовлетворение потребностей отечественного рынка в высокотехнологичной продукции.

Выбор предприятиями ОПК курса на устойчивое инновационное развитие потребовал, чтобы обоснованная научно-промышленная политика стала ядром их социально-экономического развития в будущем. Мероприятия, обусловленные претворением в жизнь инновационной политики, должны способствовать модернизации предприятий ОПК, развитию их научно-технического потенциала. Стержнем указанной политики должна стать совокупность мер, обеспечивающая прогрессивные структурно-технологические сдвиги на предприятиях ОПК. К основным принципам построения инновационной политики предприятий ОПК необходимо отнести:

- перманентный рост инновационного потенциала предприятия, требуемого для претворения в жизнь инноваций;

- комплексное внедрение инноваций, при котором технические, экономические, социальные и другие инновации тесно взаимосвязаны между собой и взаимно продвигают друг друга;

- мобилизация персонала, максимальное использование материальных и интеллектуальных ресурсов для реализации инноваций;

- экономическая и административная поддержка инноваций и др.

Активизация инновационного развития предприятий ОПК немыслима без вмешательства руководства страны в управление ими. Действенным и стимулирующим фактором для формирования финансовых ресурсов и инфраструктуры для модернизации

предприятий ОПК должно стать направление части доходов, получаемых государством от экспорта энергоносителей и сырья. Такой опыт имелся в советское время, когда система формирования научно-технических новшеств на предприятиях ОПК подлежала первоочередному финансированию со стороны финансовых органов страны.

Рыночные реалии заставляют предприятия ОПК избирать более действенные способы деятельности, обеспечивающие им неизменную часть рынка, уверенность в ее удержании и расширении.

В связи с этим предприятия ОПК как субъекты хозяйствования разрабатывают и претворяют в жизнь стратегию своего развития, учитывая общие для предприятий всех форм собственности законодательные нормы осуществления финансово-экономической и хозяйственной деятельности; собственные интересы, цели, возможности и сегменты рынка, завоеванные в процессе конкурентной борьбы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Переход к инновационному развитию предприятий ОПК с целью их модернизации потребовал формирования системы четкого взаимодействия всех субъектов инновационного процесса в ОПК и эффективного механизма ее функционирования. В связи с этим государство должно решить ряд задач:

1) определить научно-технические и технологические приоритетные направления деятельности указанных предприятий (организаций);

2) создать единую инновационную и научно-промышленную политики, отражающие интересы научных организаций, предприятий ОПК и инвесторов;

3) ритмично финансировать первоочередные крупномасштабные исследования и контролировать реализацию их результатов в практической деятельности;

4) формировать необходимые условия для эффективного функционирования рынка высокотехнологической продукции.

Использование мер государственной поддержки инновационного развития предприятий ОПК находится в зависимости от ряда факторов:

1) оборонной значимости создаваемой ими продукции;

2) форм собственности организаций;

3) специфики производства продукции (мелкосерийное, многономенклатурное и т.д.);

4) продолжительности производственного цикла создания продукции и др.

На данный момент есть ряд нерешенных проблем осуществления инновационного развития предприятий ОПК.

Первая из них связана с методологией выбора приоритетных направлений инновационного развития ОПК и касается формирования системы критериев, правил, принципов, процедур оценки и обоснования отбора перспективных направлений научно-производственного развития предприятий ОПК.

Вторая проблема заключается в формировании эффективного механизма достижения предприятиями ОПК целей, определенных приоритетными направлениями их деятельности, включая механизмы адаптивного управления и ресурсного обеспечения их инновационной деятельности.

Необходимо заметить, что для постоянной и непрерывной коррекции приоритетных направлений в процессе преобразования потребностей в продукции организаций ОПК необходима обратная связь между подсистемой формирования системы критериев, правил, принципов, процедур оценки и обоснования отбора перспективных направлений научно-производственного развития предприятий ОПК и подсистемой целей, определенных приоритетными направлениями их деятельности.

Третья проблема связана с процессом непосредственной реализацией путей достижения поставленных целей в производственной деятельности организаций ОПК и доведением его результатов до потребителей продукции военного и гражданского назначения.

С этих позиций регулирование научно-технической деятельности организаций ОПК на уровне государства является необходимым.

Согласно современным научным взглядам, задача стимулирования инновационного развития предприятий ОПК должна решаться при помощи согласования действий по двум основным направлениям экономического развития: организация эффективного рынка (инновационный сегмент) и осуществление структурной трансформации ОПК. Недостатки обеспечения результативности инновационного развития предприятий ОПК в долгосрочном пе-

ТКАШРОКГ ВШШЕББ Ш КШБТА | №5 2015 | 73

риоде должно исключаться путём комбинирования рыночного и централизованного управления данной деятельности. Главной формой указанного регулирования должны стать меры государственной поддержки инновационного развития предприятий ОПК.

Литература:

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года. - http://www.garant.ru/hotlaw/ £еёега1/510873/

2. Индикаторы инновационной деятельности. - М.: ГУ ВШЭ, 2012. - 472 с.

3. Резбаев В.М. Инновационное развитие экономики России до 2020 г. и проблемы ее становления / Резбаев В.М. // Вестник УГУЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. - 2014. - № 2(8). - С. 20-29.

4. Ворожцов А.В. Инновационная корпоративная политика высокотехнологичных предприятий /А.В. Ворожцов, Л.М. Муковед // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева. - 2013. - № 3. - С. 285.

5. Бачурин А.И. Концептуальный подход к формированию разнообразия инновационных политик, ориентированных на согласование спроса и предложения на инновации / А.И. Бачурин // Труды МФТИ. - 2011. - Том 3, № 3. - С. 94.

6. Орехов В.В. Экономическая политика государства в инновационной сфере: теоретический анализ современного опыта: Дисс. канд. эконом. наук / В.В. Орехов. - М., 2006.

7. Антонова Ю.В. Инновационная политика как инструмент развития организации // http://vfmgiu.ru/Nauchnoe-obschestvo-Feniks-1208/Nashi_pub1ikaciiЛnnovacionnaya_po1itika/mdex.htm1.

8. Кичинин А.Ф. Управление организационной культурой в современных российских организациях малого предпринимательства: Дисс. канд. социолог. наук / А.Ф. Кичинин. - Ростов-на-Дону, 2005.

9. Ильдменов С.В. Инновационный менеджмент / С.В. Ильдме-нов, А.С. Ильдменов, В.П. Воробьев. - М.: ИНФРА-М, 2002.

10. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент / В.Г. Медынский. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 295 с. - С. 38.

11. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с посл. изм. и

доп.) // http://base.garant.ru/135919/1/#block_100.

12. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 г. № 2227-р).

13. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р).

14. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом Российской Федерации 11.01.2012 г. № Пр-83).

15. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».

16. Федеральный закон от 16 октября 2012 г. № 174-ФЗ «О Фонде перспективных исследований».

17. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, Л.М. Ягудин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2003.

18. Горкинфель В.Я. Экономика предприятия / В.Я. Горкинфель. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2007.

19. Мокроносов А.Г. Интеллектуальная составляющая конкурентоспособности наукоемкой продукции / А.Г. Мокроносов, И.П. Кондратьев // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 30(381). - С. 12-18.

20. Экономика предприятия. - М.: ЧОУ «МИУ», 2007.

21. Шустов А.А. Инновационная политика предприятия и её влияние на конкурентоспособность продукции / А.А. Шустов // Молодой ученый. - 2013. - № 9. - С. 275-282.

22. Основы государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом Российской Федерации 1 марта 2010 г. № Пр-528).

23. Закутнев С.Е. Финансово-экономическая деятельность отечественных и зарубежных оборонных предприятий: сравнительный анализ и проблемы развития / С.Е. Закутнев, Н.В. Кандыбко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - № 12 (249).

УДК 336.025

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Попова Л.В., д.э.н., профессор кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение», ФГБОУВО «ПГУ», e-mail: lvp_134@mail.ru Рождественская Е.С., к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение», ФГБОУ ВО «ПГУ», e-mail:elenka786@mail.ru

В настоящее время финансы - это основной фактор развития рыночных отношений. Значительную их часть составляют налоги. Важнейшим условием обеспечения благосостояния общества является высокий уровень развития финансовой системы страны. Однако Россия переживает достаточно сложный этап, связанный с процессами стабилизации и укрепления экономики. Положительный эффект которых основывается на современном и качественном налоговом анализе, умении и реальной способности государственных органов четко ставить цели, решать поставленные задачи, а также контролировать их дальнейшие изменения. В связи с этим обеспечение налоговой безопасности становится неотъемлемой частью экономики страны.

Ключевые слова: налоговая безопасность, налоговый контроль, налоговый анализ, налогообложение, налоги.

TAX CONTROL AND ANALYSIS IN THE SYSTEM OF THE SECURITY TAX

COUNTRIES

Popova L., Doctor of Economics, professor of the Accounting and taxation chair, FSEIHPE «PSU», e-mail: lvp_134@mail.ru Rozhdestvenskaya E., Ph.D., associate professor of the Accounting and taxation chair, FSEI HPE «PSU», e-mail:elenka786@mail.ru

Currently finance is the main factor in the development of market relations. A significant portion is tax. Critical to the welfare of society is the high level of development of the financial system of the country. However, Russia is going through a rather difficult stage associated with stabilization and strengthening the economy. The positive effect which is based on modern and high-quality tax analysis, skill and real ability of public authorities to clearly set goals, solve tasks, and to monitor future changes. In this regard, the provision of tax security becomes an integral part of the economy.

Keywords: tax safety, tax control, tax analysis, tax, tax.

Налоговая безопасность государства представляет собой такое состояние экономики в целом и институтов власти, при котором осуществляется эффективное поступление налогов и сборов в бюджет, позволяющее обеспечить не только защиту национальных интересов, но и социальную направленность налоговой политики,

а также необходимый оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.

Налоговая безопасность в структуре экономической безопасности представлена на Рисунке 1.

На налоговую безопасность страны влияют показатели сокрытие

74 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №5 2015 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.