УДК 330
АНАЛИЗ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Д.А. Журенков
Аннотация. В статье проводится исследование актуальных проблем экономического и инновационного развития российского оборонно-промышленного комплекса, проведен анализ факторов, влияющих на его развитие, разработан комплекс предложений по совершенствованию государственной политики в данной сфере.
Ключевые слова: интегрированные структуры, оборонно-промышленный комплекс, риски, экономическое развитие, инновационное развитие, внешние и внутренние факторы.
ANALYSIS AND SYSTEMATIZATION OF FACTORS OF ECONOMIC AND INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX
D.A. Zhurenkov
Abstract. The article deals with topical issues of economic and innovative development of the Russian military-industrial complex, observed the system of development factors, draw up a set of proposals to improve the state policy in this sphere.
Keywords: military-industrial complex, integrated structures, economic development, innovation development, internal and external factors, risks.
Потребность в оснащении Вооруженных Сил Российской Федерации новыми образцами вооружения, участие предприятий оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) в военно-техническом сотрудничестве и внешней торговле высокотехнологичной продукцией военного назначения вызывают необходимость создания условий для повышения инновационной активности предприятий и интенсификации процессов инновационного развития отрасли [1-3].
В этой связи выявление единой системы факторов, влияющих на инвестиционную и инновационную деятельность вертикально интегрированных структур в российском ОПК, представляется крайне актуальной задачей.
Оборонно-промышленный комплекс является в целом самостоятельной системой, однако процессы, протекающие в националь-
ной экономике и научной среде, состояние военной организации государства, особенности внешней политики, геополитическое положение государства, военно-политическая ситуация в мире оказывают на него значительное влияние [5]. Функционирование ОПК без тесного взаимодействия с данными сферами практически не представляется возможным.
Фундаментально на законодательном уровне долгосрочная политика в области безопасности Российской Федерации устанавливается Стратегией национальной безопасности Российской Федерации и Военной доктриной Российской Федерации. Тем не менее, эти формализованные документы часто не являются определяющими для действий органов власти, и имея цель прежде всего «идеологическую», носят преимущественно «благожелательный» характер. Реальная отечественная политика в сфере безопасности плохо поддается формализации и является преимущественно реактивной, следующей за событиями и реагирующей на внешние факторы [10].
Системный анализ российского ОПК позволяет выделить ряд факторов, влияющих на функционирование предприятий оборонной промышленности. К числу ключевых факторов следует отнести: низкую фондовооруженность; значительный износ основных производственных фондов; низкий уровень загрузки производственных мощностей; низкий уровень рентабельности; снижение численности и качества персонала; распад сложившихся кооперационных связей; слабую экономическую устойчивость; неритмичность и недостаточность финансирования. Кроме того, негативное влияние на финансовое состояние предприятий ОПК оказывают дополнительно два фактора: задержки перечисления средств государственными заказчиками и рост цен на энергоносители.
Сохраняется острая потребность в доступных кредитно-ин-вестиционных ресурсах, сказывается недостаточность для целей модернизации ОПК как собственных ресурсов предприятий, так и средств регионов и бюджетных ассигнований по линии государственных программ.
Можно много говорить о доминирующей роли финансового фактора, однако на протяжении ряда лет в ОПК создалась ситуация, в которой финансовый фактор является решающим, но не единственно определяющим.
Состояние научно-производственного, опытно-экспериментального и кадрового потенциала оборонных предприятий стало настолько значимым, что даже в случае изыскания необходимых финансовых ресурсов, ОПК способен решить не все поставленные перед ним задачи, так как требуется время на повышение потенциала и воссоздание новой технологической и научной базы в связи с процессами импортозамещения.
К числу проблемных вопросов выполнения заданий государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) можно отнести: ограниченные финансовые возможности государства по содержанию военной организации; недостатки проводимой в государстве ценовой политики, которые проявляются в отсутствии компенсирующих и регламентирующих механизмов увязки цен на различных этапах разработки и реализации научно-технической продукции в рамках ГОЗ с перманентными и не всегда предсказуемыми изменениями налогов, энергетических, транспортных, таможенных тарифов; необходимость выделения средств на воссоздание утраченных звеньев отраслевой кооперации со странами ближнего зарубежья; предельные цены на военную продукцию, устанавливаемые государством, не позволяющие предприятиям проводить активную стратегию технического перевооружения своих основных фондов.
Кроме того, в число значимых факторов, обусловливающих не всегда высокую результативность ОПК, можно отнести значительную степень имеющейся информационной и организационной неопределенности при принятии важных стратегических решений органами управления интегрированных структур.
Следует отметить, что имеется и ряд позитивных факторов: отсутствие значимых объемов кредиторской задолженности Минобороны России перед предприятиями ОПК; улучшение ситуации с обеспечением полного, стабильного и ритмичного финансового обеспечения ГОЗ; проведение капитального ремонта и модернизации техники, находящейся в силовых структурах; стратегическая переориентация на производство продукции гражданского и двойного назначения.
К позитивным факторам следует также отнести и значительную прибыль от зарубежных заказов на военную продукцию, экспорт
которой продолжает оставаться одной из важных опор экономического развития ОПК.
Важно также отметить, что С.Ф. Викулов и его соавторы [4] приходят к выводу о том, что действие указанного ими комплекса негативных факторов привело к замедлению экономического роста в оборонном секторе и в целом демонстрирует неустойчивость экономической динамики развития предприятий ОПК.
В качестве факторов, ограничивающих развитие предприятий ОПК, следует также указать [8]: законы, упорядочивающие или ограничивающие виды деятельности по производству и сбыту продукции; недостаток мощности производства или потенциала предприятия для производства конкретного вида продукции; кооперацию разработчиков; спрос на продукцию и покупательные возможности потребителей, конкуренцию на рынке военно-технического сотрудничества; цены; неподготовленность кадров - разработчиков или пользователей новой техники; техническая неподготовленность потенциальных потребителей.
Особого внимания заслуживают результаты исследований Л.В. Ерыгиной и Н.Н. Шаталовой [7], которые показывают, что в настоящее время необходимым условием для повышения степени обеспечения обороноспособности страны является разработка и появление оружия, основанного на «новых физических принципах» (далее - НФП) и модернизации стратегических и обычных вооружений, что становится возможным на основе применения асимметричных подходов и ответов на вызовы извне, а также путем поиска резервов развития инновационного и производственного потенциала предприятий ОПК [6].
Фактически основным, если не единственным, путем решения задачи перевооружения Вооруженных Сил Российской Федерации до 2020 г. становится преодоление кризиса в инновационной и инвестиционной сферах в ОПК. Одним из путей выхода российской экономики на стадию устойчивого инновационного развития является использование потенциала оборонно-промышленного комплекса [9].
Полученные в результате системного анализа научной литературы комплексы внешних и внутренних факторов экономического и инновационного развития представлены в табл. 1-2.
Представленные в табл. 1-2 систематизация и сравнительный анализ комплексов внешних и внутренних факторов экономического и инновационного развития интегрированных структур (далее - ИС) позволяют сделать следующие выводы.
1. В группы факторов экономического и инновационного развития входят схожие (или аналогичные) по своему содержанию и воздействию факторы, в частности:
- в группах внешних факторов: политический фактор; экономический фактор, отражающий экономические условия деятельности предприятий и корпораций на всех уровнях - от глобальных до региональных и отраслевых; факторы государственного регулирования и государственной поддержки деятельности предприятий; средовые факторы деятельности предприятий; факторы финансирования деятельности и инвестиций; рынки; факторы рисков;
- в группах внутренних факторов: политика собственников и руководства предприятий; финансово-экономическое состояние предприятия; управление деятельностью предприятия; инвестиционная деятельность предприятия; производство и технологии; кадры; ресурсы; внутренние риски деятельности предприятия.
2. Направленность воздействия как внешних, так и внутренних факторов позволяет утверждать о взаимной зависимости процессов экономического развития от факторов инновационного развития, а также процессов инновационного развития от факторов экономического развития и роста. При этом большей силой воздействия обладают факторы экономического развития, которые способны оказывать блокирующее (или существенно снижающее эффективность процесса инновационного развития предприятия воздействие), к которым относятся: политика собственников и руководства предприятия; финансово-экономическое состояние предприятия; ресурсы; кадры; риски.
3. Часть внешних и внутренних факторов определяют специфику направлений экономического и инновационного развития предприятия:
- специфику экономического развития предприятия определяют внешние (отраслевая принадлежность, географическое
Факторы экономического развития интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса
Внешние факторы экономического развития
Внутренние факторы экономического развития
- политика (характеристика политических условий деятельности предприятий);
- экономические условия (включающие глобализацию экономики, характеристику текущего экономического цикла, экономические кризисы и пр.);
- государственное регулирование (включая законодательное, нормативно-правовое, налоговое, техническое, патентное, экологическое и др.);
- финансовые условия;
- инвестиционная привлекательность;
- бизнес-среда деятельности предприятий (включающая партнеров, потребителей, поставщиков, органы государственного управления различных уровней, конкурентов, кредитные и финансовые организации, инфраструктуру, сети, в том числе торговые, информационные и др.);
- институциональная среда;
- научно-технический прогресс;
- отрасль (отраслевая принадлежность, условия и особенности деятельности);
- политика собственников и руководства предприятий в сфере его деятельности;
- основной капитал (форма, размер, структура);
- финансово-экономическое состояние предприятий (прибыль, рентабельность, дебиторская и кредиторская задолженности и др.);
- инвестиционная деятельность предприятия;
- управление деятельностью предприятия по всем осуществляемым направлениям;
- производство (состояние производственно-технологической базы, возрастная структура производственного оборудования, доля нового оборудования, загрузка производства и др.);
- ресурсы (производственно-технологическая оснащенность, технологический уклад производства, интеллектуальная собственность, патенты, лицензии, ноу-хау, укомплектованность необходимыми категориями кадров, сырье, комплектующие, знания, опыт и др.);
- технологии (уровень базовых технологий и технологический уклад, которому они соответствуют, наличие уникальных,
го
О
о
0
1
N3
о
(О (Л
Внешние факторы экономического развития Внутренние факторы экономического развития
- географическое положение (удаленность от ресурсной базы, поставщиков, потребителей, партнеров, конкурентов, отраслевой и транспортной инфраструктуры и др.); - рынки (сырья, комплектующих, трудовых ресурсов, интеллектуальной собственности, готовой продукции; российский, региональные, мировой; продукции военного, гражданского и двойного назначения; аналогов и заменителей, структуры платежеспособного спроса и др.); - конкуренция (количество и положение конкурентов, доля контролируемого рынка, состояние ценовой и неценовой конкуренции и т.д.); - цены (на все виды ресурсов, собственную готовую продукцию и продукцию конкурентов) и их динамика; - внешние риски экономического развития предприятий приоритетных и критических технологий, участие в технологических платформах и др.); - кадры (возрастная структура, доля научных, инженерных, управленческих кадров и др.); - состояние НИОКР (выполняемые научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектные и технологические работы, полученные результаты интеллектуальной деятельности); - инновации (использование и уровень собственных инноваций, наличие и использование интеллектуальной собственности, патенты, лицензии и др.); - продукция (структура промышленного выпуска, себестоимость, цены, качество, объемы выпускаемой высокотехнологической и инновационной продукции и их уровень, конкурентоспособность и др.); - конкурентоспособность (продукции военного, гражданского и двойного назначения, производства, доли рынков по видам выпускаемой продукции); - внутренние риски экономической деятельности и развития предприятий
Факторы инновационного развития интегрированных структур ОПК
Внешние факторы инновационного развипшя
Внутренние факторы инновационного развипшя
- политика в сфере инноваций;
- экономика (состояние и динамика развития экономики государства, региона);
- государственное регулирование
в сфере инновационной деятельности (состояние правовой сферы, регулирующей отношения в сфере инновационной деятельности, государственная поддержка и стимулирование, экономико-правовое обеспечение инновационной деятельности и пр.);
- финансовые условия осуществления деятельности предприятий, в том числе условия кредитования
и доступность кредитов;
- рынки (инновационных идей,
решений, проектов, патентов, лицензий, инновационной продукции, производственного оборудования и технологий);
- внешние источники осуществления
поддержки участников инновационного процесса на всех этапах от выработки идей до их коммерциализации;
- среда инновационной деятельности
- политика (политика собственников и руководства предприятия в сфере инновационной деятель-
ности, заинтересованность собственников и руководства в инновационном развитии, уровень поддержки инновационной деятельности со стороны собственников и руководства предприятия);
- экономика (состояние и динамика экономического развития предприятия);
- собственность (форма собственности на средства производства, определяющая характер
экономических интересов предприятия, в целом внутрифирменных экономических отношений, в том числе отношения управления к инновационной сфере деятельности);
- размер предприятия (размер предприятия, определяющий его принадлежность к категории
«малого», «среднего» или «крупного»);
- основной капитал (структура основного капитала, возможность использования
в инновационной деятельности);
- финансы (возможности финансирования инновационной деятельности предприятия;
финансовое положение компании, дающее представление о ее финансовой устойчивости, степени ее зависимости от внешних источников финансирования инноваций, ее платежеспособность, и как следствие, возможность получения кредитов для реализации инновационных проектов);
- инвестиции в сферу инновационной деятельности предприятия;
- организация (организационная структура предприятия; организация эффективного
взаимодействия между структурными подразделениями предприятия, привлекаемыми к инновационной деятельности; наличие организационных структур управления и осуществления инновационной деятельности, связанных единым научно-техническим и информационным пространством; уровень организационного взаимодействия людей, оборудования и технологий, финансовых ресурсов, а также информации в интересах получения изобретений, новшеств, инновационных программ и проектов);
- управление (управление предприятием, включающее наличие целей, стратегии, программ,
а также связанных с ними технологических платформ, дорожных карт, инновационного развития и эффективных методов управления инновационной сферой компании; выбор, концентрация и реализация приоритетных направлений инновационного развития предприятия;
го
О
о
0
1
N3
о
(О
"VI
Внешние факторы инновационного развипшя Внутренние факторы инновационного развипшя
(наличие различных участников инновационного процесса, их интересы, связи и коммуникации с участниками инновационной деятельности: заказчиками, деловыми партнерами, инвесторами, конкурентами, исследовательскими организациями и вузами); - наличие поддержки интересов предприятия в инновационной сфере в государственных и негосударственных институциональных структурах; - инфраструктура инновационного процесса; - инвестиционный климат инновационной деятельности (его характер, особенности и др.); - внешний спрос на инновации (востребованность инноваций), влияющий на степень реализации инновационного потенциала предприятия и характеризующийся общим количеством квалифицированных пользователей инновациями; - внешние риски инновационной деятельности управление интеллектуальными ресурсами компании, от эффективности которого зависят результаты реализации инновационного потенциала в целом; наличие системы стимулирования и мотивации участников инновационной деятельности, нацеленная на обеспечение активной генерации, отбор и быстрое распространение инновационных идей и их успешную реализацию в продукции; стиль управления и методы регулирования инновационной сферы); - инфраструктура (степень развития инфраструктуры инновационной деятельности предприятия); - производство (производственный уровень и возможности предприятия); - технологии (используемые технологии, базовые, приоритетные, критические, высокие технологии, технологический уклад, технологический уровень предприятия); - кадры (кадровый потенциал, определяющий уровень профессиональной квалификации персонала организации, необходимый для осуществления инноваций; количество занятых в инновационной сфере структурных подразделений и работников предприятия; наличие на предприятии высококвалифицированных кадров в научной сфере, осуществляющих взаимодействие с внешним научным сообществом, а также принимающих участие в различных партнерствах, связанных с инновационной сферой деятельности); - отрасль (отраслевая принадлежность, характеризующая специализацию компании, основные цели ее деятельности, в том числе в инновационной сфере); - инновационная система (наличие и организация функционирования инновационной системы на предприятии); - НИОКР (результативность научной и научно-технической деятельности на предприятии; научно- технический потенциал, характеризующий возможности предприятия в области НИОКР); - интеллектуальная собственность (патенты, лицензии, уровень патентной активности на предприятии); - ресурсы (необходимые для осуществления инновационной деятельности, включая: финансовые, кадровые, в первую очередь высокой квалификации), материально-технические, информационные и организационные; научно-технические и технологические ресурсы, интеллектуальная собственность предприятия, реализуемые в инновационных проектах, продукции и технологиях); - спрос (внутренний спрос на инновации, потребность в инновациях на предприятии); - риски (внутренние риски инновационной деятельности)
положение, конкуренция и цены) и внутренние (инновации, продукция и конкурентоспособность) факторы; - специфику инновационного развития предприятия определяют внешние (рынок инновационных идей, решений, проектов, патентов, лицензий, фактор поддержки интересов предприятия в инновационной сфере в государственных и негосударственных институциональных структурах, внешний спрос на инновации) и внутренние (размер предприятия, основной капитал, инфраструктура инновационной деятельности, инновационная система, внутренний спрос предприятия на инновации) факторы.
4. Между схожими по своему содержанию и направлению воздействия факторы также имеют определенные, значимые отличия. Так, к примеру, фактор «рынки» имеет важные особенности, связанные с инновационным развитием предприятий. Фактор «кадры» связан с тем, что он предъявляет более высокие и специфические требования к кадрам, осуществляющим свою деятельность в сфере инноваций.
5. Среди факторов экономического и инновационного развития есть факторы, которые могут изменять направленность своего воздействия, а есть факторы, сохраняющие постоянство направленности и изменяющие только силу его воздействия (например, фактор «рынки»).
Анализ воздействий и проявлений факторов, приведенных в табл. 1-2, в отношении интегрированных структур ОПК, позволяет сделать следующие выводы:
1. Ключевым рынком предприятий ОПК является рынок государственного заказчика, для которого до настоящего времени характерны некоторые недостатки системы формирования, размещения и исполнения ГОЗ, а именно: финансовая несбалансированность объемов закупок изделий ГОЗ с объемами средств, выделяемых из госбюджета; несовпадение объема средств госбюджета с ценой контракта по результатам конкурса; хотя и в значительно меньшей степени, но имеющее место и сейчас нарушение сроков заключения контрактов; увеличение трудовых затрат за счет доплат за вынужденные простои работающих в производстве продукции военного назначения; дополнительные трудозатраты и определенные трудности, связанные с под-
готовкой производства; образование сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей; периодически возникающее, вынужденное увеличение сроков исполнения ГОЗ.
2. При осуществлении государственного управления и регулирования выполнения ГОЗ периодически проявляется отсутствие должной координации федеральных органов исполнительной власти на всех стадиях ГОЗ, а также задержки или даже отсутствие возможности принимать своевременные меры по устранению организационных недостатков при управлении ГОЗ. Также возникают проблемы в вопросах оптимизации затрат на вооружение, военную и специальную технику (далее - ВВСТ) и ее оценки из-за несовершенства государственной системы отчетности, характеризующей состояние производственного потенциала ОПК, что приводит к увеличению прямых и косвенных затрат при выполнении ГОЗ.
3. В рыночных условиях хозяйствования предприятия вынуждены избавляться от активов, которые не в состоянии эффективно использовать. Заказы малых партий приводят к увеличению затрат на производство, снижают рентабельность производства, что отражается на качестве выпускаемой продукции и требует кардинального улучшения сложившейся ситуации с техническим состоянием производственных мощностей в связи с нарастанием физического износа. Рост издержек, спровоцированный ростом оптовых цен на сырье и материалы, существенно сокращает внутренние инвестиционные ресурсы предприятий - прибыль является основным источником инвестиций. Предприятия сталкиваются с дефицитом инвестиций для устойчивого развития военного производства. Многие предприятия из-за недостатка инвестиционных ресурсов так и не смогли осуществить глубокую модернизацию технологической базы.
4. До и даже после принятия Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» у предприятий ОПК периодически возникали проблемы в связи с отсутствием финансовых средств на подготовку производства из-за нарушения размера авансирования, установленного данным законом, а также неритмичная и несвоевременная оплата этапов выполняемых работ по ГОЗ и ухудшение финансово-
экономической устойчивости предприятия-исполнителя ГОЗ. Однако в складывающихся неблагоприятных условиях из-за экономических санкций, принятых рядом государств против ряда хозяйствующих субъектов Российской Федерации, а также в связи с возникающими сложностями по формированию государственного бюджета, увеличиваются риски возникновения подобных проблем в будущем.
5. Сохраняются противоречия и недостатки в системе ценообразования на ВВСТ, в методической базе по ценообразованию, в том числе по компенсации затрат при возникновении независимых от производителя внешних экономических факторов, влияющих на стоимость продукции военного назначения. Имеют место определенное несовершенство инструментов и механизмов выбора государственным заказчиком модели цены в контракте, затягивание сроков заключения государственным заказчиком годовых контрактов на производство и поставку военной техники. Кроме этого наблюдается нестабильность тарифов и цен со стороны естественных монополий, рост тарифов и цен на тепло-энергоносители в течение финансового года, что вынуждает производителей повышать цены на производимую продукцию для снижения рисков получения убытков.
6. Имеют место: несовершенная и устаревающая производственно-технологическая база предприятий-исполнителей ГОЗ, являющаяся причиной снижения качества выпускаемой военной техники и необходимости привлечения значительного количества работников основного производства предприятий, имеющих низкую квалификацию; низкая степень загрузки мощностей военного производства на предприятиях-исполнителях ГОЗ; а также необходимость дополнительных издержек: на содержание избыточных мощностей, связанных с возможным увеличением производства ВВСТ, на устранение брака. В ряде случаев экономия ресурсов от применения современной дорогой техники не оправдывает затрат на ее приобретение и эксплуатацию, отсюда возникает стремление предприятий использовать существующее оборудование вплоть до его полного физического износа.
7. Сохраняются проблемы с подготовкой и комплектованием предприятий кадрами, особенно высокой квалификации (в том числе
кандидатов и докторов наук), привлечением на производство молодежи, что влечет за собой проблемы старения кадрового состава предприятия и нарушения преемственности поколений на производстве.
8. Наиболее отрицательное влияние на возможности оптимизации различных затрат при производстве военной техники оказывают: среди внешних факторов - финансово-экономическая группа факторов; среди внутренних факторов - недостатки в системе ценообразования на ВВСТ, в системе размещения ГОЗ, в действующей нормативно-правовой базе, а также состояние производственно-технологической базы предприятия-исполнителя ГОЗ и степень загрузки производственных мощностей. Это в значительной степени снижает возможности предприятий ОПК, связанных с осуществлением инновационной деятельности. Но в связи с этим значительно большими возможностями по реализации инновационных стратегий, программ и проектов обладают интегрированные структуры ОПК, которые и должны взять на себя основную нагрузку по осуществлению инновационной деятельности в оборонной промышленности.
9. Значительно меньшими возможностями оборонные предприятия обладают в сфере производства конкурентоспособной, качественной, имеющей устойчивый рыночный спрос гражданской продукции. Необходимость усиления рыночных позиций за счет внедрения инноваций в производство продукции гражданского и двойного назначения определяет для высокотехнологичных предприятий ОПК потребность в расширении научно-технологического и инновационного потенциала военного производства на сектор гражданской продукции.
Представляется, что решение перечисленных проблем экономического и инновационного развития ОПК возможно на основе формирования новой продуктовой стратегии интегрированных структур в сфере высокотехнологичной наукоемкой продукции, расширении ассортимента гражданской продукции, в том числе по региональным программам, муниципальным заказам и закупкам государственных корпораций.
Библиографический список
1. Батьковский А.М. Методологические основы формирования программ инновационного развития предприятий радиоэлектронной промышленности // Экономика, предпринимательство и право. 2011. № 2.
2. Батьковский А.М., Журенков Д.А., Лебедев А.Г., Фомина А.В. Влияние инновационного развития на экономический рост интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса // Вопросы радиоэлектроники. 2016. № 7.
3. Батьковский М.А., Лебедев А.Г., Журенков Д.А., Фомина А.В. Анализ и моделирование инновационного процесса в холдингах оборонно-промышленного комплекса // Вопросы радиоэлектроники. 2016. № 11.
4. Викулов С.Ф., Рассадин В.Н., Хрусталев Е.Ю. Концепция развития социально-экономического и оборонно-промышленного компонентов национальной безопасности России // Препринт WP/2011/02. М., 2011.
5. Викулов С.Ф., Хрусталев Е.Ю. Российский оборонно-промышленный комплекс: финансово-экономический и институциональный анализ // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 1.
6. Ерыгин Ю.В., Лобков К.Ю. Устойчивое инновационное развитие предприятий ОПК: концепция, принципы и методы планирования. Красноярск, 2004.
7. Ерыгина Л.В., Шаталова Н.Н. Систематизация факторов, оказывающих влияние на развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева, 2011. № 2.
8. Макаров Ю.Н. Системный анализ функционирования предприятия ОПК, выпускающего продукцию двойного назначения // Экономические науки. 2011. № 1 (74).
9. Макаров Ю.Н., Хрусталев Е.Ю. Механизмы реструктуризации наукоемких производств // Экономика и математические методы. 2010. № 3.
10. Пухов Р. Есть ли в России «большая стратегия»? // Военно-промышленный курьер. 2012. № 36 (453).
Д.А. Журенков
начальник отдела информационно-аналитического обеспечения
Центрального научно-исследовательского института
судостроительной промышленности «ЦЕНТР» (г. Москва)
E-mail: dzhurenkoff@mail.ru