Научная статья на тему 'Налоговый контроль и анализ в системе налоговой безопасности страны'

Налоговый контроль и анализ в системе налоговой безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
824
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЙ АНАЛИЗ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГИ / TAX SAFETY / TAX CONTROL / TAX ANALYSIS / TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Л. В., Рождественская Е. С.

В настоящее время финансы это основной фактор развития рыночных отношений. Значительную их часть составляют налоги. Важнейшим условием обеспечения благосостояния общества является высокий уровень развития финансовой системы страны. Однако Россия переживает достаточно сложный этап, связанный с процессами стабилизации и укрепления экономики. Положительный эффект которых основывается на современном и качественном налоговом анализе, умении и реальной способности государственных органов четко ставить цели, решать поставленные задачи, а также контролировать их дальнейшие изменения. В связи с этим обеспечение налоговой безопасности становится неотъемлемой частью экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX CONTROL AND ANALYSIS IN THE SYSTEM OF THE SECURITY TAX COUNTRIES

Currently finance is the main factor in the development of market relations. A significant portion is tax. Critical to the welfare of society is the high level of development of the financial system of the country. However, Russia is going through a rather difficult stage associated with stabilization and strengthening the economy. The positive effect which is based on modern and high-quality tax analysis, skill and real ability of public authorities to clearly set goals, solve tasks, and to monitor future changes. In this regard, the provision of tax security becomes an integral part of the economy

Текст научной работы на тему «Налоговый контроль и анализ в системе налоговой безопасности страны»

риоде должно исключаться путём комбинирования рыночного и централизованного управления данной деятельности. Главной формой указанного регулирования должны стать меры государственной поддержки инновационного развития предприятий ОПК.

Литература:

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года. - http://www.garant.ru/hotlaw/ federal/510873/

2. Индикаторы инновационной деятельности. - М.: ГУ ВШЭ, 2012. - 472 с.

3. Резбаев В.М. Инновационное развитие экономики России до 2020 г. и проблемы ее становления / Резбаев В.М. // Вестник УГУЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. - 2014. - № 2(8). - С. 20-29.

4. Ворожцов А.В. Инновационная корпоративная политика высокотехнологичных предприятий /А.В. Ворожцов, Л.М. Муковед // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева. - 2013. - № 3. - С. 285.

5. Бачурин А.И. Концептуальный подход к формированию разнообразия инновационных политик, ориентированных на согласование спроса и предложения на инновации / А.И. Бачурин // Труды МФТИ. - 2011. - Том 3, № 3. - С. 94.

6. Орехов В.В. Экономическая политика государства в инновационной сфере: теоретический анализ современного опыта: Дисс. канд. эконом. наук / В.В. Орехов. - М., 2006.

7. Антонова Ю.В. Инновационная политика как инструмент развития организации // http://vfmgiu.ru/Nauchnoe-obschestvo-Feniks-1208/Nashi_publikacii/Innovacionnaya_politika/index.html.

8. Кичинин А.Ф. Управление организационной культурой в современных российских организациях малого предпринимательства: Дисс. канд. социолог. наук / А.Ф. Кичинин. - Ростов-на-Дону, 2005.

9. Ильдменов С.В. Инновационный менеджмент / С.В. Ильдме-нов, А.С. Ильдменов, В.П. Воробьев. - М.: ИНФРА-М, 2002.

10. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент / В.Г. Медынский. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 295 с. - С. 38.

11. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с посл. изм. и

доп.) // http://base.garant.ru/135919/1/#block_100.

12. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 г. № 2227-р).

13. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р).

14. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом Российской Федерации 11.01.2012 г. № Пр-83).

15. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».

16. Федеральный закон от 16 октября 2012 г. № 174-ФЗ «О Фонде перспективных исследований».

17. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, Л.М. Ягудин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2003.

18. Горкинфель В.Я. Экономика предприятия / В.Я. Горкинфель. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2007.

19. Мокроносов А.Г. Интеллектуальная составляющая конкурентоспособности наукоемкой продукции / А.Г. Мокроносов, И.П. Кондратьев // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 30(381). - С. 12-18.

20. Экономика предприятия. - М.: ЧОУ «МИУ», 2007.

21. Шустов А.А. Инновационная политика предприятия и её влияние на конкурентоспособность продукции / А.А. Шустов // Молодой ученый. - 2013. - № 9. - С. 275-282.

22. Основы государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом Российской Федерации 1 марта 2010 г. № Пр-528).

23. Закутнев С.Е. Финансово-экономическая деятельность отечественных и зарубежных оборонных предприятий: сравнительный анализ и проблемы развития / С.Е. Закутнев, Н.В. Кандыбко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - № 12 (249).

УДК 336.025

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Попова Л.В., д.э.н., профессор кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение», ФГБОУВО «ПГУ», e-mail: [email protected] Рождественская Е.С., к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение», ФГБОУ ВО «ПГУ», e-mail:[email protected]

В настоящее время финансы - это основной фактор развития рыночных отношений. Значительную их часть составляют налоги. Важнейшим условием обеспечения благосостояния общества является высокий уровень развития финансовой системы страны. Однако Россия переживает достаточно сложный этап, связанный с процессами стабилизации и укрепления экономики. Положительный эффект которых основывается на современном и качественном налоговом анализе, умении и реальной способности государственных органов четко ставить цели, решать поставленные задачи, а также контролировать их дальнейшие изменения. В связи с этим обеспечение налоговой безопасности становится неотъемлемой частью экономики страны.

Ключевые слова: налоговая безопасность, налоговый контроль, налоговый анализ, налогообложение, налоги.

TAX CONTROL AND ANALYSIS IN THE SYSTEM OF THE SECURITY TAX

COUNTRIES

Popova L., Doctor of Economics, professor of the Accounting and taxation chair, FSEIHPE «PSU», e-mail: [email protected] Rozhdestvenskaya E., Ph.D., associate professor of the Accounting and taxation chair, FSEI HPE «PSU», e-mail:[email protected]

Currently finance is the main factor in the development of market relations. A significant portion is tax. Critical to the welfare of society is the high level of development of the financial system of the country. However, Russia is going through a rather difficult stage associated with stabilization and strengthening the economy. The positive effect which is based on modern and high-quality tax analysis, skill and real ability of public authorities to clearly set goals, solve tasks, and to monitor future changes. In this regard, the provision of tax security becomes an integral part of the economy.

Keywords: tax safety, tax control, tax analysis, tax, tax.

Налоговая безопасность государства представляет собой такое состояние экономики в целом и институтов власти, при котором осуществляется эффективное поступление налогов и сборов в бюджет, позволяющее обеспечить не только защиту национальных интересов, но и социальную направленность налоговой политики,

а также необходимый оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.

Налоговая безопасность в структуре экономической безопасности представлена на Рисунке 1.

На налоговую безопасность страны влияют показатели сокрытие

Рисунок 1 - Налоговая безопасность в структуре экономической безопасности

налогов, доля теневой экономики и высоким уровень налоговых преступлений, отсутствие действенного контроля за поступлением налогов и сборов в бюджет, неэффективный налоговый анализ различных показателей, а также достаточно низкий уровень налогового информирования граждан.

Актуальным вопросом является создание налоговой системы, соответствующей современным экономическим условиям. В связи с этим важным аспектом ее развития в этом направлении является совершенствование организации налогового контроля и непосредственно анализа.

Налоговый контроль - это совокупность определенных законо-

дательством мер регулирования, дающих возможность обеспечить экономическую безопасность государства в целях осуществления финансовой политики.

Налоговый анализ представляет собой совокупность приемов и способов, позволяющих не только охарактеризовать налоговую политику, но и провести анализ налоговых изъятий за отдельные периоды времени, а также дать объективную оценку соблюдения налоговой дисциплины.

Взаимосвязь рассматриваемых понятий представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Взаимосвязь налогового контроля и налогового анализа в системе налоговой безопасности

/

Комплексный анализ из необходимых источников информации наряду с повышением уровня автоматизации V у С \ Основательный контроль и анализ информации о налогоплательщиках и плательщиках сборов V У

*-7*-- V-^--

/

Г Л Включение поступающих характеристик в методологию отбора налогоплательщиков для проведения плановых налоговых проверок соответствующими органами Создание условий для информационного обмена между основными ведомствами, участвующими в соблюдении налогового законодательства и лицензирующими органами, Федеральной налоговой службой и др. V У

/-„ \

Рисунок 3 - Основные операции, проводимые в целях совершенствования методов налогового контроля

В настоящее время характер налоговых правонарушений становится все более масштабным, поэтому следует использовать новые резервы в повышении эффективности налогового администрирования, в частности направления совершенствования налогового контроля.

В пределах Налогового кодекса Российской Федерации ряд органов исполнительной власти осуществляют передачу информации налоговым органам. Однако этих источников часто недостаточно.

Следовательно, в целях совершенствования методов налогового контроля в области получения необходимых дополнительных документальных подтверждений необходимо выполнение определенных операций (Рисунок 3).

Таким образом, создание условий информационного обмена позволит не только повысить результативность налоговых проверок, но и осуществить соответствующие анализы и прогнозы для иных целей, приближаясь к международным стандартам в соответствующих областях.

Налоговый анализ зависит от состояния законодательства, механизма административных воздействий и правовых ограничений, применяемого государством для борьбы с налоговыми нарушениями, особенностей налоговой культуры населения, налогового климата страны (базовых направлений бюджетной, налоговой и инвестиционной политики), состояния судебной системы.

При анализе на макроуровне поступлений налогов государственные органы ориентированы на максимально высокий уровень их мобилизации, что связано с постоянно растущими потребностями государства, вызванными как объективными, так и субъективными причинами.

В свою очередь анализ механизма формирования налоговой политики и исполнения бюджетов в части собираемости налогов

показывает, что создание условий результативной системы налогообложения является важнейшим фактором обеспечения безопасности государства.

Следовательно, основная цель состоит в снижении неопределенности данных, используемых при воздействии на параметры налогообложения, то есть необходимым является соблюдение соответствия между интересами государства и налогоплательщиков с точки зрения их финансового состояния. Сбор и обработка необходимых данных позволит сделать вывод об основных изменениях в системе налогообложения, структурных сдвигах в отраслях экономики, соотношении доходов территорий, организаций и граждан с целью нивелирования отрицательного воздействия данных аспектов на систему финансов.

Единый процесс налогового анализа можно изобразить в виде схемы, представленной на рисунке 4.

Таким образом, неэффективная налоговая политика и значительные ошибки в государственном управлении способствуют возникновению факторов, влияющих на налоговую безопасность и в значительной степени обуславливающих объективные тенденции негативного развития налоговой системы государства.

Следовательно, основной акцент необходимо сделать на внедрение современных технологий, совершенствование организационной структуры налоговых органов и повышение квалификации сотрудников, применение новейших алгоритмов и методик налоговых проверок, оптимизирование процесса обработки данных, проведение своевременного налогового анализа. Все это позволит повысить качество управления налоговыми расходами, кроме того будет способствовать оперативному выявлению и предупреждению нарушений связанных с уплатой налоговых платежей.

Рисунок 4 - Процесс проведения налогового анализа

Литература:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант+».

2. Бутылин, Д.В. Проблемы обеспечения налоговой безопасности [Текст] / Д.В. Бутылин // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2006. - №13. - С. 2-4.

3. Зрелов, А.П. Формы налогового контроля [Текст] / А.П. Зре-лов // Налоги и налогообложение. - 2005. - № 6. - С. 29-33, 38.

4. Цвилий-Букланова, А.А. Угрозы налоговой безопасности России в контексте современного развития государства [Текст] / А.А. Цвилий-Букланова // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2010. - №1. - С. 3-7.

УДК 33

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН В ПРОЦЕССЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА

ТРАНСПОРТЕ

Мошкова Р.А., соискатель кафедры менеджмента и маркетинга туризма, ГАОУ ВО города Москвы «Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю. А. Сенкевича», e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются возможности повышения безопасности на транспорте за счет повышения качества взаимодействия различных групп заинтересованных сторон. Предложен критерий актуальности негативного события. Сформированы основные элементы механизма минимизации последствий кризиса с учетом интересов сторон через реализацию антикризисной программы.

Ключевые слова: заинтересованные стороны, безопасность на транспорте, субъект транспортной деятельности.

THE ORGANIZATION OF INTERACTION OF STAKEHOLDERS IN THE PROCESS OF ENSURING ECONOMIC SECURITY OF TRANSPORT

Moshkova R., the applicant of the Management and marketing of tourism chair, SAEI of Moscow «Moscow State Institute of Tourism Industry

under the name of Y.A. Senkevich», e-mail: [email protected]

The article examines the possibility of improving transport safety by improving the quality of interaction between different groups of stakeholders. The criterion of relevance of the negative events. Formed main elements of the mechanism minimize the consequences of the crisis taking into account the interests of the parties through the implementation of anti-crisis program.

Keywords: stakeholders, transport security, the subject of transport activities.

В современных условиях можно констатировать, что в стране создана масштабная система обеспечения безопасности на транспорте, включающая в себя нормативно-правовую базу, подразделения сил транспортной безопасности, комплексы инженерно-технической защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, интегрированные информационные сети.

Вместе с тем, практика исполнения требований безопасности на транспорте ставит перед предприятиями и организациями всех видов транспорта много острых вопросов, главный из которых -определенный рост финансовых затрат на реализацию мероприятий по обеспечению транспортной безопасности, которые ощутимо влияют на бюджеты хозяйствующих субъектов. При этом в сфере нормативно-правового регулирования отмечается тенденция к переложению основной финансовой нагрузки по обеспечению транспортной безопасности на субъекты транспортной деятельности.

Наиболее сильные попытки субъектов транспортной деятельности гармонизировать ответственность были предприняты в 2013 г., когда обсуждался законопроект с изменениями и дополнениями к ФЗ №16 «О транспортной безопасности» [1]. Транспортным сообществом направлялись конкретные предложения к данному документу, однако, с его выходом в виде ФЗ №15 от 3 февраля 2014 г. [2] проблема сбалансированного распределения финансовой нагрузки между государством в лице бюджетов всех уровней и предприятиями транспорта, по нашему мнению, до конца не решена. Более того, ФЗ №15 и сопровождающие его нормативные правовые акты предполагают вместе с дальнейшим ростом финансовой нагрузки еще и серьезное ужесточение ответственности субъектов транспортной деятельности, а также руководителей, персонала за неисполнение требований транспортной безопасности - вплоть до уголовного наказания.

Нам представляется, что обеспечить взаимоприемлемый баланс интересов при взаимодействии заинтересованных сторон в сфере безопасности на транспорте можно только при деятельном участии в нормотворческом процессе и объекта регулирования, то есть - субъектов транспортной деятельности или представляющих их интересы национальных и региональных общественных объединений. Именно поэтому важно конкретизировать категорию безопасность на транспорте для последующего анализа и разработки предложений.

По нашему мнению, одним из основных компонентов безопасности на транспорте является экономическая безопасность заин-

тересованных сторон. Отечественные научные круги предлагают различные трактовки понятия «экономическая безопасность». В частности, В. Л. Тамбовцев основное внимание уделяет совокупности свойств состояния производственной подсистемы, обеспечивающей возможность достижения целей системы в целом [3]. В. А. Савин акцентирует внимание на защите жизненных интересов России, причем выделяет конкретные объекты защиты [4].

Абалкин Л. И. также выражает мнение, что сущность экономической безопасности проявляется в состоянии экономической системы [5]. Татаркин А. И., Набойченко С. С., Выварец А. Д., Куклин А. Д. и другие под экономической безопасностью понимают определенные способности экономической системы в сфере противодействия угрозам [6].

Таким образом, с учетом рассмотренных мнений мы предлагаем выделить два наиболее важных аспекта безопасности на транспорте как единой системы - устойчивость транспортной системы к негативным воздействиям и поступательное развитие отношений всех заинтересованных сторон. Представляется, что они являются базовыми для определения уровня безопасности в современных экономических условиях. Поступательное развитие предполагает переход транспортной отрасли из текущего в более совершенное состояние. Необходимость выделения данного аспекта объясняется тем, что отсутствие поступательного развития объекта безопасности резко сокращает возможности его сопротивления негативным воздействиям в условиях рыночной экономики, ослабляет сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам.

Устойчивость транспортной системы характеризует прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние «нагрузки», которые препятствуют нормальному функционированию различных элементов системы, приводят к формированию негативных, разрушительных тенденций в области безопасности.

В рыночных условиях элементы национальной инфраструктуры развиваются относительно медленно. Это происходит потому, что, как правило, усиление одних субъектов идет за счет других, а в инфраструктуре таких доноров развития очень мало. Поэтому существует угроза ослабления или утраты безопасности во всей инфраструктуре. Такая возможность касается как государства,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.