«Гуманитарный научный журнал»
2018, №1
Электронный
научный журнал
УДК 331.108
Самойлова К.А.
ФГБОУВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» Саратов, Россия
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ И ПУТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ
Аннотация. В настоящее время любая организация, которая старается выжить в долгосрочной перспективе, заинтересована в привлечении новых высококвалифицированных сотрудников. Качественность отбора и найма персонала является важнейшим фактором, который влияет на успешность функционирования организации. С проблемой отбора и найма персонала сталкивается любая организация, однако пути решения этой проблемы у всех различны. В данной статье представлены теоретические подходы к проблеме отбора и найма персонала и пути их решения.
Ключевые слова: отбор персонала, привлечение персонала, методы отбора, найм персонала, CASE- интервью, тестирование, Центр Оценки персонала.
В условиях рыночной экономики качество и уровень профессионализма работников становится важнейшим фактором, определяющим выживание и стабильное существование многих российских организаций. Работа любой организации, так или иначе, связана с необходимостью постоянного формирования и обновления штата работников. Здесь одной из важнейших задач, стоящих перед организацией, является обор и найм персонала. Отбор персонала позволяет не только осуществлять нормальное функционирование организации, но и определяет будущие перспективы развития организации. Именно поэтому тщательность и правильно подобранные методы отбора кадров являются гарантом эффективности используемых человеческих ресурсов. Каждой организации необходимо выявлять наиболее перспективных и квалифицированных сотрудников из общего числа кандидатов, для того чтобы повышать свои конкурентные преимущества над другими организациями.
Важно отметить, что отбор персонала является не обособленной функцией, он должен непосредственно увязываться и с другими функциями управления персоналом. Отбор персонала - очень серьезный и существенно -важный момент в формировании кадрового состава организации, который находится в зависимости от образования и квалификации людей, от их компетентности, знаний и умений. Те организации, которые уделяют достаточно времени процедуре отбора необходимых специалистов, имеют возможность в самые сжатые сроки сформировать свой кадровый состав и подобрать персонал, который бы соответствовал всем требованиям их организации.
«Гуманитарный научный журнал»
2018, №1
Электронный
научный журнал
Проблема найма и отбора персонала нашла отражение в отечественной литературе. Так, известный профессор Кибанов А.Я. в своем учебнике «Основы управления персоналом» дает следующее определение: «отбор персонала - это часть процесса найма персонала, связанная с выделением одного или нескольких кандидатов на вакантную должность среди общего числа людей, претендующих на данную должность».[1] Наиболее эффективно, по мнению автора, данная проблема решается посредством проведения собеседований с кандидатом и через проведение деловых оценочных игр. Чтобы сделать процесс отбора персонала более эффективным следует интегрировать его с существующими технологиями отбора. Так, например, синтезом собеседования и деловой игры, в настоящее время, является CASE- интервью, которое дает возможность интервьюируемому определить модуль поведения в предложенной ситуации. Данный метод позволяет работодателю комплексно оценить качество кандидата без глобальных затрат времени и усилий.
Другой подход к данной проблеме излагает Т. Ю. Базаров в своей работе «Технология центров оценки персонала: процессы и результаты: практическое пособие». Автор определяет отбор персонала как «систему мероприятий, обеспечивающих формирование необходимого для данного предприятия (фирмы) состава кадров, включая как количественные, так и качественные параметры».[2] Все вопросы, связанные с отбором персонала Т.Ю. Базаров предлагает решать с помощью формирования Центра Оценки персонала. Данная организация позволит смоделировать ключевые моменты деятельности сотрудников и выявить у них профессионально - деловые качества, необходимые организации. В состав диагностических процедур Центра Оценки могут входить: интервью с экспертом, тестирование, краткая презентация, экспертное наблюдение, библиографическое наблюдение и др.
Интересен подход Д.Е. Мякушкина в определении отбора персонала. В своем учебном пособии процесс отбора персонала он представляет в качестве «процесса изучения психологических и профессиональных качеств кандидата с целью установления его пригодности для выполнения обязанностей, а также выбора из совокупности претендентов наиболее подходящего с учетом соответствия его квалификации, специальности, личных качеств и способностей характеру деятельности, интересам организации и самого работника».[3] По мнению автора, при отборе кандидатов на вакантную должность специалисты по персоналу должны использовать такие методы как:
1. Проведение различных видов тестирований: тесты на профессиональную пригодность, которые позволят оценить психофизиологические качества кандидата на должность, а также определить его навыки и умения; общие тесты способностей; личностные тесты;
2. Рекомендации, которые представляют возможным получение информации о кандидате с предыдущего места работы;
2018, №1
«Гуманитарный научный журнал»
научный журнал
Электронный
3. Нетрадиционные методы использование детектора лжи, применение психоанализа и др.;
4. Профессиональные испытания, которые позволят оценить, насколько хорошо человек справляется с предложенными ситуациями;
5. Интервью, в ходе которого возможно выяснить информацию о квалификации, уровне образования, о наличии необходимых компетенций.
Также проблема отбора персонала находит отражение в научных трудах таких ученых как: В.Р. Веснин, А.П. Егоршин, И.В. Доронина, М.Б. Курбатова и др. Все ученые в своих работах отмечают отбор персонала в качестве важного звена управления персоналом организации, от которого зависит не только успешность организации в настоящий момент, но и её будущие перспективы. Поэтому процедуру отбора персонала необходимо рассматривать как сложный механизм, который является центральным элементом системы поиска, отбора и найма персонала и частью общей системы функционирования организации.
1. Основы управления персоналом организации: Учебник/ Государственный Университет Управления; Под ред. А.Я. Кибанова.-4-е изд., доп. И перераб. - П.:ИНФА-М, 2014.-С. 159
2. Базаров, Т.Ю. Технология центров оценки персонала: процессы и результаты: практ. пособие / Т. Ю. Базаров. - М.: КноРус, 2011. - С. 18.
3. Мякушкин Д.Е. Отбор и подбор персонала - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. -
4. Веснин, В.Р. Управление персоналом. Теория и практика. - М.: Проспект, 2008. -
5. Черняк, Т.В., Доронина, И.В. Основы управления персоналом: учебное пособие. Под ред. Т В. Черняк, И В. Дорониной; СибАГС. - Новосибирск, 2009. - С. 142.
6. Вердиян Г.А., Фурсов А.Л. Проблема отбора персонала в юридической сфере // Парадигма. 2016. № 2. С. 294-297.
7. Теличко Н.П., Фурсов А.Л. Особенности процедуры набора персонала юридической фирмы // Парадигма. 2016. № 2. С. 393-397.
Annotation. At present, any organization that tries to survive in the long term is interested in attracting new highly qualified employees. Qualitative selection and recruitment of personnel is the most important factor that affects the success of the organization. Any organization is faced with the problem of selection and recruitment of personnel, however, the ways of solving this problem are different for all. This article presents theoretical approaches to the problem of personnel selection and recruitment and ways to solve them.
Keywords: personnel selection, personnel recruitment, selection methods, recruitment of personnel.
Библиографический список
С. 31
С. 189.