Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015
УДК 37
О.В.Томогашева, магистрантка Педагогический факультет, Хакасский государственный университет
г. Абакан, Российская Федерация
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Аннотация
В статье рассмотрены теоретические подходы к проблеме диалога, диалогической речи.
Ключевые слова Речь, диалог, диалогическая речь, общение, речевая деятельность.
В понятийно-терминологическом словаре логопеда под редакцией профессора В.И. Селиверстовой, диалог рассматривается как - одна из форм речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и оказывается ограниченным непосредственной тематикой разговора; характеризуется относительной краткостью отдельных высказываний и относительной простотой их синтаксического построения [3].
Диалогическая речь рассматривается учеными как первичная естественная форма языкового общения, которая состоит из обмена высказываниями. Для нее характерны такие формы, как вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета и конструктивные связи реплик (по лингвистической энциклопедии).
Впервые поднимает проблему диалога Л.П. Якубинский, подчеркивая при этом, что его «непосредственная» и «перемежающаяся» форма создает такие условия, в которых речь организуется определенным образом, вызывая особенности диалога: краткость, реплицирование, быстрота действия, постоянная смена ролей, возможность недосказывания, обусловленная внеязыковым контекстом [6].
Рассматривая функциональное многообразие речи Л.П. Якубинский предлагал учитывать условия, формы и цели общения. Он отмечал, что форма речевого высказывания зависит от формы речевых взаимодействий - непосредственной и опосредованной. Диалогическая форма общения почти всегда соединяется с непосредственной. Также можно отметить роль мимики и жестов, которые могут иметь значение интонации и тем самым модифицировать значение слова или придать ему противоположный характер. Л.П. Якубинский писал: «Мимика и жесты являясь постоянными спутниками всяких реагирований человека, являются постоянным и могучим сообщающим средством» [6, с.28].
Ученый выделяет такой показатель, как сложность речи: «Диалог конечно, не есть обмен вопросами и ответами, но в известной мере при всяком диалоге налицо эта возможность недосказывания, неполного высказывания, ненужность мобилизации всех тех слов, которые должны были быть мобилизованы для обнаружения такого же мыслимого комплекса в условиях монологической речи.. .»[6, с.28].
Значение теории деятельности для лингвистических исследований впервые было обоснованно А.А. Леонтьевым. В работе «Язык, речь, речевая деятельность» содержится положение о том, что процесс коммуникации не сводим к простому обмену сообщениями между индивидами, что коммуникация-это особый вид деятельности, а именно речевая деятельность. [2].
В своей книге о Достоевском М.М. Бахтин писал: «Диалогические отношения - это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все что имеет смысл и значение. Чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи, - с ними можно только диалогически общаться» [1, с.30]. Называя диалог классической формой общения, М.М. Бахтин отмечал, что в зависимости от условий и ситуаций общения он может принимать разный характер и разные отношения связности реплик: вопрос-ответ, утверждение - возражение, предложение-согласие. По его мнению, эти отношения не поддаются грамматикализации, они невозможны между единицами языка внутри высказывания.
Д.Б.Эльконин подчеркивал: «На основе диалогической речи происходит активное овладение грамматическим строем родного языка», отмечая, что диалогическая форма речи ребенка в раннем детстве неотделима в своих существенных звеньях от деятельности взрослого. Исследователь отмечал, что в
Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015
пределах диалогической формы речь ребенка приобретает связный характер и позволяет выражать многие отношения. [5].
Российский лингвист Л.В. Щерба, считал что, диалог состоит из взаимных реакций двух общающихся между собой индивидов, реакций нормально спонтанных, определяемых или ситуацией, или высказыванием собеседника.
В структуре диалога встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования и непривычные словообразования, странные словоупотребления и нарушения синтаксических норм - все эти нарушения происходят из-за недостаточного контроля сознания при спонтанном диалоге.
В диалоге принимают участие два лица, которые понимают друг друга, если дети разговаривают между собой, в их речи можно услышать и сокращения и разнообразные отклонения от норм, употребление просторечных слов. А.Н. Васильева отмечает, что диалог по происхождению первичен: речь родилась как обмен сигналами, реакциями на действительность. В диалоге, подчеркивает А.Н. Васильева, активно действуют три, а часто и четыре компонента: оба собеседника, отраженный в их сознании предмет и привходящие обстоятельства.
Таким образом, можно отметить, что в изучении диалогической проблемы пересекаются многие науки: философия, психология, лингвистика, социология, которые пользуясь своими приемами и методами, исследуют различные аспекты явления, обогащая и дополняя друг друга. Список использованной литературы:
1.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.
2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение. -1969. -214с.
3. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. проф. В.И. Селиверстова.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.-400 с.
4. Сиротинина О.Б Современная разговорная речь и её особенности. - М.: Просвещение. -1974. -144с.
5. Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве // Избранные психологические труды. - М., 2007 с.
6. Якубинский, Л.П. Язык и его функционирование / отв.ред. А.А. Леонтьев. М., Наука, 1986. - 208 с.
7. Якубинский, Л.П. О диалогической речи / под ред. Л.В. Щербы. Спб., 2007. - 259 с.
© О.В. Томогашева, 2015
УДК 378
И.И. Топилина
к.п.н., доцент кафедры музыкального и художественного образования Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)»
г. Таганрог, Российская Федерация
РОССИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА: ТРУДНОСТИ СКООРДИНИРОВАННОГО РОСТА
Аннотация
Отечественные вузы, ориентированные на традиционную модель, не готовы перейти на новую, в которой образование позволяет человеку непрерывно пополнять знания и в течение всей жизни выбирать для себя образовательную траекторию.
Ключевые слова
Рынок образовательных услуг; диспропорция спроса и предложения специалистов.
Специфичной чертой российского рынка образовательных услуг является его резкое отличие от европейского рынка, и не только потому, что российские дипломы мало котируются за рубежом. Многие вузы по-прежнему пытаются ориентироваться на традиционную модель образования и не видят необходимости в переходе на новую. Это связано с тем, что ситуация на рынке образовательных услуг