Научная статья на тему 'Российское высшее образование и рынок труда: трудности скоординированного роста'

Российское высшее образование и рынок труда: трудности скоординированного роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российское высшее образование и рынок труда: трудности скоординированного роста»

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015

пределах диалогической формы речь ребенка приобретает связный характер и позволяет выражать многие отношения. [5].

Российский лингвист Л.В. Щерба, считал что, диалог состоит из взаимных реакций двух общающихся между собой индивидов, реакций нормально спонтанных, определяемых или ситуацией, или высказыванием собеседника.

В структуре диалога встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования и непривычные словообразования, странные словоупотребления и нарушения синтаксических норм - все эти нарушения происходят из-за недостаточного контроля сознания при спонтанном диалоге.

В диалоге принимают участие два лица, которые понимают друг друга, если дети разговаривают между собой, в их речи можно услышать и сокращения и разнообразные отклонения от норм, употребление просторечных слов. А.Н. Васильева отмечает, что диалог по происхождению первичен: речь родилась как обмен сигналами, реакциями на действительность. В диалоге, подчеркивает А.Н. Васильева, активно действуют три, а часто и четыре компонента: оба собеседника, отраженный в их сознании предмет и привходящие обстоятельства.

Таким образом, можно отметить, что в изучении диалогической проблемы пересекаются многие науки: философия, психология, лингвистика, социология, которые пользуясь своими приемами и методами, исследуют различные аспекты явления, обогащая и дополняя друг друга. Список использованной литературы:

1.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.

2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение. -1969. -214с.

3. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. проф. В.И. Селиверстова.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.-400 с.

4. Сиротинина О.Б Современная разговорная речь и её особенности. - М.: Просвещение. -1974. -144с.

5. Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве // Избранные психологические труды. - М., 2007 с.

6. Якубинский, Л.П. Язык и его функционирование / отв.ред. А.А. Леонтьев. М., Наука, 1986. - 208 с.

7. Якубинский, Л.П. О диалогической речи / под ред. Л.В. Щербы. Спб., 2007. - 259 с.

© О.В. Томогашева, 2015

УДК 378

И.И. Топилина

к.п.н., доцент кафедры музыкального и художественного образования Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)»

г. Таганрог, Российская Федерация

РОССИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА: ТРУДНОСТИ СКООРДИНИРОВАННОГО РОСТА

Аннотация

Отечественные вузы, ориентированные на традиционную модель, не готовы перейти на новую, в которой образование позволяет человеку непрерывно пополнять знания и в течение всей жизни выбирать для себя образовательную траекторию.

Ключевые слова

Рынок образовательных услуг; диспропорция спроса и предложения специалистов.

Специфичной чертой российского рынка образовательных услуг является его резкое отличие от европейского рынка, и не только потому, что российские дипломы мало котируются за рубежом. Многие вузы по-прежнему пытаются ориентироваться на традиционную модель образования и не видят необходимости в переходе на новую. Это связано с тем, что ситуация на рынке образовательных услуг

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015

России существенно отличается от Запада. Наблюдается отличие региональных рынков образовательных услуг, которые характеризуются более сильной диспропорцией спроса и предложения специалистов, в отличие от столичной сферы образовательных услуг.

Для большинства регионов становится характерным снижение численности населения, занятого активной экономической деятельностью; превышение численности выбывающих с предприятий и организаций работников, над численностью принимаемых; активизация процесса высвобождения работников. Региональные проблемы имеют объективный характер, и их не решить без улучшения функционирования рынка труда и его взаимодействия с рынком образовательных услуг.

Ядром высшего образования в России являются государственные вузы. Негосударственным учебным заведениям приходится преодолевать много трудностей: высокая арендная плата за помещения, жесткая налоговая политика, дорогая реклама образовательных услуг, расплывчатая нормативная база, трудности регистрации, получении лицензии, прохождения аккредитации и аттестации.

Россия, по формальным признакам, обладает высокообразованной рабочей силой. В настоящее время, среди занятых примерно каждый четвертый мужчина имеет высшее образование, а среди женщин - каждая третья. Значит, если говорить о доле работников с высшим образованием среди мужчин, то впереди России в настоящее время среди развитых стран находятся только Норвегия, Нидерланды, США, Южная Корея и Япония, а среди женщин - только Норвегия и США. По мнению замдиректора ЦТИ НИУ ВШЭ Р.И. Капелюшникова, по формальным признакам Россия обладает крайне высокообразованными профессионалами. «Это феноменальный результат для страны с невысоким показателем ВВП на душу населения и не очень развитой институциональной средой», - сказал он [2].Эксперт считает, что повышенный спрос на высшее образование не связан с такими факторами, как уклонение от армии или демография. По его мнению, это экономический феномен. Вывод, который делают эксперты, заключается в том, что Россия приблизилась к черте, за которой возможно падение экономической ценности образования. По словам В.Е. Гимпельсона, мы оказываемся в ситуации, когда люди с высшим образованием не находят рабочих мест и смещаются вниз по социальной лестнице. В результате вместо высокопродуктивной экономики знаний в России может сформироваться экономика невостребованных знаний [5].

Отечественные предприятия нуждаются в рядовых инженерах. Люди, которые готовы квалифицированно использовать чужие разработки, наработки, интеллектуальную собственность, не менее важны и даже более востребованы. Образование дает возможности человеку непрерывно развивать свои способности, пополнять знания в течение всей жизни, делать для себя выбор образовательных траекторий, а не рассчитывать на то, что кто-то скажет ему, чему учиться и как учиться. На сегодняшний день, к сожалению, большая часть молодых людей к этому не готова, и в этом не столько их проблема, сколько то, что слабо еще идет взаимодействие вузов с предприятиями и научно-производственными комплексами.

Сейчас в России взаимодействие вузов и предприятий только начинает набирать обороты. Это заметно в атомной промышленности - отрасли, которая требует стратегического планирования; в авиационной промышленности, в транспорте, в медицине, хотя и они еще не достаточно сориентированы на знания и корпоративность. При устоявшихся связях с вузами бизнес воспринимает образование как социально важный институт общества, но для этого и образование должно работать по-другому, обеспечивая обучение в течение всей жизни. Обучение взрослых - это кроме того придает экономическую безопасность системе образования.

Со стороны профессионального образования должно быть расширение предложения образовательных услуг, расширение их рынка. Должны развиваться новые формы взаимодействия работодателей и вузов. Вместе с тем, между университетами и корпоративным образованием не должно быть противопоставления. Ведь любое корпоративное образование должно иметь хорошую базу, и универсальное университетское образование дает такую базу. Именно эта сбалансированность нуждается в стратегическом планировании, здесь также и ответственность государства в поддержании инициатив кооперации образования, его институтов и рынка труда, в поддержании прогнозирования, и его подкреплении материальными ресурсами.

Существенно необходимы новые подходы к подготовке профессиональных кадров. На этот фактор указал ректор НИУ ВШЭ Я.И. Кузьминов: «Век технологий и связанных с ними рабочих мест становится все более коротким. Мы наблюдаем изгнание «узких» профессий из бакалавриата, с другой стороны, возникает необходимость непрерывного образования». Это соотносится с процессами на рынке труда, где появился феномен нового притяжения к рабочим местам, теперь это должна быть «работа-общение». Современный

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015

человек ищет работу, которая кроме материального удовлетворения дает возможность находиться в кругу интересных людей, быть включенным в определенный социальный круг» [3].

Наблюдается парадокс, которые ученые связывают с русской ментальностью. Для человека очень некомфортно, особенно в России чувствовать себя не творцом, а человеком, обеспечивающим обслуживание какого-либо процесса. В этом случае вектор его трудовой деятельности меняется от творческого, к реализации регламентных работ. Психологически у человека возникают проблемы, связанные с заниженной оценкой своего потенциала, которые мешают ему эффективно работать. Такой подход нуждается в изменении.

Проблемы развития сферы образовательных услуг показывают в нашей стране свою связь с явлениями демографического спада; с кризисными явлениями в экономике, высокими темпами изменений и ростом неопределенности экономической среды; с особенностями зачисления студентов по результатам ЕГЭ т. д. Государственное задание на подготовку специалистов, в России имеется на подготовку лишь некоторого определенного количества специалистов по конкретным профессиональным образовательным программам, связанным с нефте- и газодобывающей промышленностью, атомной энергетикой. Однако и этим выпускникам не всегда гарантируется трудоустройство на предприятиях, т. к. в реальности интерес к конечным результатом подготовки выпускников проявляет себя слабо. Вместе с тем предприятия страны испытывают реальную нехватку квалифицированных работников, владеющих современными технологиями, оборудованием, обладающих стратегическим мышлением, умением оперативно и гибко реагировать на изменения в структуре производства и спроса на товары и услуги.

В различных регионах страны количество предприятий с недостаточной укомплектованностью трудовыми ресурсами различно и связано с экономическим состоянием этих регионов. Слабое состояние экономики обнаруживает зависимость к количеству недостающих специалистов: снижение темпов роста экономики региона сопровождается недостатком специалистов. Их нехватка увеличивается по мере ухудшения экономики и достигает в некоторых регионах 75 % (например, в Кабардино-Балкарии). По данным ВЦИОМ, в 2014 году главную угрозу развитию отечественного бизнеса составляет нехватка квалифицированных кадров.

Позиции отечественного бизнеса, наряду с нехваткой финансовых ресурсов, сильно подрывают имеющиеся негативные тенденции, идущие от неравномерного и плохо спрогнозированного развития рынка образовательных услуг. Они связаны с тем, что в масштабах страны практически отсутствует обоснованный прогноз и координация развития рынков образовательных услуг и труда. Минобрнауки России оперирует контрольными цифрами подготовки специалистов на основании собственного анализа, устанавливает финансирование вузов, исходя из контрольных цифр приема абитуриентов, с учетом достигнутых параметров за прошлый период. Как и прежде система образования нацелена на фундаментальные знания, хотя рынок труда требует, прежде всего, компетентных работников, имеющих хорошие практические знания [1]. Образование дает возможности человеку непрерывно развивать свои способности, пополнять знания в течение всей жизни, делать для себя выбор образовательных траекторий.

В России не хватает перевода науки в практику. Поэтому возникает необходимость сосредоточить деятельность вузов и их образовательные услуги. Если этого не произойдет, то сократить разрыв между теорией и практикой будет трудно. Разрыв науки и ее практического применения не сократится, если не будет желания переосмыслить будущее высших учебных заведений и образовательных технологий. То, что работало в XIX-ХХ вв., не может иметь места в XXI веке. Это необходимо для того, чтобы справиться с теми задачами, которые стоят перед страной.

Список использованной литературы:

1. Доклад Рабочей группы Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию (октябрь 2005 г.) «Системные вопросы развития отечественного образования». - М., 2005.

2. Капелюшников Р.И. Записки об отечественном человеческом капитале: препринт WP3/2008/01. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. - Серия WP3 «Проблемы рынка труда».

3. Кузнецов Н.Г.Корпоративное и университетское образование: объединяя усилия. - М., 2011.

4. Кузьминов Я.И. Университеты и государство. Международная конференция исследователей высшего образования. - М., 2011.

5. Российский работник: образование, профессия, квалификация / под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2011.

© И И. Топилина, 2015

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015

УДК 373

Н.В. Топилина

к.п.н., доцент кафедры общей педагогики Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)»

г. Таганрог, Российская Федерация

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Аннотация

Система эстетического воспитания школьников нацелена на их развитие в эстетическом, духовном, нравственном, интеллектуальном планах. Через овладения знаниями художественно-эстетической культуры, развитие способностей к художественно-эстетическому творчеству происходит развитие психологических и духовных качеств современного человека.

Ключевые слова

Эстетическое воспитание, формирование эстетического сознания школьника.

Эстетика как наука, изучающая общие законы эстетического познания и преобразования действительности, наука о прекрасном в окружающем мире является одним из способов познания мира и выражением нашего отношения к нему. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность человека, делает его жизнь ярче.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности, и со временем представления о его сущности, задачах, целях подвергались изменениям. Они были обусловлены развитием общества, сменами его ценностных ориентиров, а также развитием эстетики как науки, пониманием сущности её предмета. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования её эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Достаточно полно она была разработана в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, В.А. Сухомлинский, Б.М. Неменский, Д.Б. Лихачев, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, А.Б. Щербо и другие.

На сегодняшний день существует значительное количество подходов к определению понятия, выбору путей и средств эстетического воспитания. В.Н. Шацкая пишет, что «педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленного воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства» [5, с. 47].

В «Кратком словаре по эстетике» эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [2, с. 138]. В обоих определениях речь идёт о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчёркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Д.Б. Лихачёв подчёркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребёнка. Например, развитие у ребёнка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребёнком не осознаётся эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Д.Б. Лихачев, также как и многие педагоги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.