Научная статья на тему 'Эстетическое воспитание школьников как актуальная проблема нашего времени'

Эстетическое воспитание школьников как актуальная проблема нашего времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5982
798
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эстетическое воспитание школьников как актуальная проблема нашего времени»

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015

УДК 373

Н.В. Топилина

к.п.н., доцент кафедры общей педагогики Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)»

г. Таганрог, Российская Федерация

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Аннотация

Система эстетического воспитания школьников нацелена на их развитие в эстетическом, духовном, нравственном, интеллектуальном планах. Через овладения знаниями художественно-эстетической культуры, развитие способностей к художественно-эстетическому творчеству происходит развитие психологических и духовных качеств современного человека.

Ключевые слова

Эстетическое воспитание, формирование эстетического сознания школьника.

Эстетика как наука, изучающая общие законы эстетического познания и преобразования действительности, наука о прекрасном в окружающем мире является одним из способов познания мира и выражением нашего отношения к нему. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность человека, делает его жизнь ярче.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности, и со временем представления о его сущности, задачах, целях подвергались изменениям. Они были обусловлены развитием общества, сменами его ценностных ориентиров, а также развитием эстетики как науки, пониманием сущности её предмета. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования её эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Достаточно полно она была разработана в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, В.А. Сухомлинский, Б.М. Неменский, Д.Б. Лихачев, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, А.Б. Щербо и другие.

На сегодняшний день существует значительное количество подходов к определению понятия, выбору путей и средств эстетического воспитания. В.Н. Шацкая пишет, что «педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленного воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства» [5, с. 47].

В «Кратком словаре по эстетике» эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [2, с. 138]. В обоих определениях речь идёт о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчёркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Д.Б. Лихачёв подчёркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребёнка. Например, развитие у ребёнка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребёнком не осознаётся эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Д.Б. Лихачев, также как и многие педагоги

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015

и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способно развивать их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [3, с. 36].

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвёртых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию Прекрасного. Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям и задачам, которые требуют пристального внимания, особенно в наши дни.

Эстетическое воспитание формирует человека эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе искусством, как одним из самых мощных его средств. Художественное воспитание развивает ребенка в основном не для искусства, а для его активной эстетически наполненной жизнедеятельности. В «активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического» видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко [4].

Большинство педагогов выделяют три ведущих задачи эстетического воспитания, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути. Во-первых, это создание определённого запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт ребенка.

Вторая задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и способностей художественного и эстетического восприятия, как важного социально-психологического качества человека. Оно обеспечивает ему возможность эмоционально переживать и эстетически оценивать предметы и явления, наслаждаться ими. Случается, что дети, а нередко и взрослые, интересуются, например живописью, но лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, а затем быстро обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться пристальнее вглядеться в совершенство произведения. Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно со способностью эстетического суждения, т. е. с эстетической оценкой явлений искусства и жизни. Понимание сущности эстетического явления связано со способностью анализировать его, что предполагает сформированную способность к самостоятельной, критической оценке произведения, к суждению по поводу него. Учитывая это, произведение должно быть тщательно подобрано педагогом, с учетом возрастных особенностей школьника.

Третья задача эстетического воспитания связана сформированием у воспитуемого эстетической творческой способности. Ребёнок должен не только реагировать на Прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, он должен и сам стремиться участвовать в создании прекрасного в жизни, труде, в отношениях. Д.Б. Лихачев подчеркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в её творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни [3].

Помимо педагогических подходов к эстетическому воспитанию существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребёнка формируется эстетическое сознание. Его педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют такие категории как: эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическая оценка. Кроме этого выделяют также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение.

Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик, который является основой эстетического чувства. Оно представляет собой социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рождённое оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету. В зависимости от содержания,

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

ISSN 2410-6070

№ 4/2015

яркости образов произведения искусства способны возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения, возвышенные переживания или наоборот, - ужас, страх или смех. Испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой «устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания»[3, с. 20].

Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал, как представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира. Это представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, труде и искусстве. Для школьного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом идеале. Причина этого в недостатке жизненного опыта ребёнка, недостаточными знаниями в области литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования идеала.

Ещё одна категория эстетического воспитания связана с таким сложным социально-психологическим образованием, как эстетический вкус. Он определяется способностью без детального анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное в явлениях природы, общественной жизни и искусстве. Эстетический вкус формируется у человека в течении многих лет. В школе, при изучении дисциплин гуманитарного цикла, ребёнок получает возможность знакомиться с явлениями искусства, и учителю необходимо акцентировать внимание учащихся на эстетических качествах тех или иных явлений жизни и искусства. Так постепенно у учащегося смогут развиться достаточно устойчивые эстетические представления и вкусы. Список использованной литературы:

1. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л., Каган М.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя. - М., 2003.

2. Краткий словарь по эстетике. Книга для учителя. Под ред.М.Ф. Овсянникова. - М., 1983.

3. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников. - М., 2005.

4. Печко, Л. П. Выразительность эстетики природы и культура личности: монография. - Ульяновск; М., 2008.

5. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. - М., 1987.

© Н.В. Топилина, 2015

УДК 378. 14. 015.62

Л. Э.Урманова

Кафедра иностранных языков Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева (КНИТУ-КАИ)

г. Казань, Российская Федерация

КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ: ПОДХОДЫ К ДЕФИНИЦИИ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ, ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация

Целью данного исследования выступает теоретическое обоснование методической системы формирования культуроведческой компетенции в процессе изучения иностранного языка в вузе. Задачами исследования выступает анализ подходов к пониманию категории «культуроведческой компетенции», ее сущностного содержания, принципов и путей формирования в процессе изучения иностранного языка.

Ключевые слова

культуроведческая компетенция, лингвокультурологическая информация, национально -

маркированные лексемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.