Научная статья на тему 'Теоретические подходы к оценке эффективности предоставления государственных услуг посредством института электронного правительства'

Теоретические подходы к оценке эффективности предоставления государственных услуг посредством института электронного правительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
939
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / "ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ" / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ / "ELECTRONIC RUSSIA" / ADMINISTRATIVE REFORM / E-GOVERNMENT / INFORMATION SOCIETY / GOVERNMENT SERVICES / VALUATION TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акатова Ольга Алексеевна

Во многих странах мира для преобразования системы органов исполнительной власти разрабатываются административные реформы, на основе которых предполагается развитие электронного правительства, призванного внедрить практику публичного управления и противодействовать коррупции. Для оценки качества развития электронного правительства используют различные методики, каждая из них имеет свои плюсы и минусы, поэтому для выбора подходящей, необходимо провести сравнительный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE QUALITY ASSESSMENT OF STATE SERVICES PROVIDED BY ELECTRONIC GOVERNMENT INSTITUTE

In many countries of the world, to transform the system of executive power developed administrative reforms on the basis of which is expected to develop e-government, designed to introduce the practice of public administration, and address corruption. To assess the quality of e-government, using different methods, each of them has its pros and cons, so choosing an appropriate, necessary to carry out a comparative analysis.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к оценке эффективности предоставления государственных услуг посредством института электронного правительства»

© Акатова О.А., 2013

ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ЭКОНОМИКА И ПРАВО В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЙ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: НОВЫЕ ДОМИНАНТЫ НАУЧНОГО ПОИСКА

Статьи

УДК 338.24.01 ББК 65.050.03А

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ПОСРЕДСТВОМ ИНСТИТУТА ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Акатова Ольга Алексеевна

Магистрант кафедры экономической информатики и управления Волгоградского государственного университета olik91-91 @mail. т

Проспект Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Во многих странах мира для преобразования системы органов исполнительной власти разрабатываются административные реформы, на основе которых предполагается развитие электронного правительства, призванного внедрить практику публичного управления и противодействовать коррупции. Для оценки качества развития электронного правительства используют различные методики, каждая из них имеет свои плюсы и минусы, поэтому для выбора подходящей, необходимо провести сравнительный анализ.

Ключевые слова: Административная реформа, электронное правительство, «Электронная Россия», Информационное общество, государственные услуги, методики оценки.

В соответствии с Концепцией социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 г., в настоящий момент идет реализация комплексной модернизации экономики. Одним из направлений этой работы является

проведение Административной реформы, что предполагает преобразование системы органов исполнительной власти для создания единой системы исполнительной власти, работающей в «автоматическом режиме» в интересах об-

щества. Ключевым направлением реформирования, в соответствии с идеями нового государственного управления, является рост эффективности взаимодействия общества и органов исполнительной власти, а также повышение прозрачности деятельности органов власти для гражданского общества. Ключевым направлением этого реформирования является формирование нового института управления - Электронного правительства, который предполагает предоставление государственных услуг в онлайн режиме. Этот институт за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) позволяет достичь качественно нового уровня оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов [1, с. 4].

В 2002 г. для внедрения технологий электронного правительства была создана федеральная целевая программа (далее - ФЦП) «Электронная Россия», действующая до 2010 года. Целями данной программы являлись:

- увеличение качества взаимодействия общества и государства при помощи расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов власти, увеличения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения общих стандартов обслуживания населения;

- увеличение эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами госуцар-ственной власти информационных и телекоммуникационных технологий, повышения эффективности управления внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти;

- увеличение эффективности государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за деятельностью органов государственной власти [4].

Однако в процессе реализации ФЦП «Электронная Россия» было выявлено множество недостатков, в частности:

- главной целью проектов ФЦП «Электронная Россия» являлся охват всего спектра

применения информационных технологий, что привело к невозможности расстановки приоритетов и, как следствие, распылению средств и общей низкой эффективности проектов ФЦП;

- проекты ФЦП оказались наиболее успешными в части ведомственной автоматизации, особенно там, где не предполагалось обеспечивать межведомственное взаимодействие. В результате никаких механизмов межведомственного взаимодействия создано не было, и интеграция ведомственных систем превратилась в тяжелую задачу;

- создание систем, обслуживающих в основном внутренние процессы органов исполнительной власти, за редким исключением, не повысило качество обслуживания конечных потребителей государственных услуг - граждан и юридических лиц;

- ФЦП «Электронная Россия» не ставила определенных подходов, единой технической и технологической политики, единой инфраструктуры [2].

В связи с этим в 2011 г. на смену этой ФЦП пришла госпрограмма «Информационное общество», рассчитанная до 2020 года. Именно она стала основополагающим документом в этой сфере на ближайшие годы.

Программа «Информационное общество» призвана устранить недостатки предыдущей ФЦП «Электронная Россия». В ней предусмотрены:

- направлен на предоставление услуг конечным потребителям, как юридическим лицам, так и гражданам. Комплект услуг не ограничивается только государственными услугами, создается целый спектр национальных информационных услуг, потенциально предоставляемых как для решения задач электронного правительства, так и иным потенциальным пользователям;

- организация эффективного межведомственного взаимодействия для предоставления государственных услуг с использованием уже существующих систем автоматизации деятельности органов исполнительной власти как федерального, так и регионального уровней;

- проведение единой технической и технологической политики единого оператора услуг и использование его инфраструктуры [5].

Для анализа выполнения поставленных задач разрабатываются методики оценок.

Регулярная оценка является основной процедурой, необходимой для эффективного функционирования технологий управления исполнения программы. С помощью анализа выявляются недостатки и принимаются меры для их устранения. Оценка эффективности выполнения Программы проводится для предоставления ответственному исполнителю Программы оперативной и необходимой информацией о процессе выполнения мероприятий и промежуточных результатах Программы, подпрограмм и решения задач Программы.

Ответственный исполнитель опирается на результаты оценки эффективности ее выполнения при принятии необходимых решений:

- об изменении плана реализации Программы на текущий год;

- о разработке плана реализации Программы на очередной год;

- о создании предложений по корректировке Программы в случае выявления факторов, существенно влияющих на ход реализации Программы;

- о взыскании или поощрении исполнителей мероприятий Программы.

Эффективность результата выполнения Программы оценивается как степень достижения ранее установленных результатов при условии соблюдения обоснованного объема расходов.

При оценке эффективности по итогам выполнения Программы по отдельности анализируется информация о достижении значений показателей Программы, показателей решения задач и выполнения подпрограмм.

Степень достижения ранее поставленных результатов оценивается по трем следующим параметрам:

- отношение плановых и фактических значений показателей решения задач и выполнения подпрограмм;

- выполнение мероприятий Программы и подпрограмм в соответствии с поставленными сроками и соответствие фактического результата ожидаемому;

- отношение планового и фактического объема финансирования мероприятий Программы и подпрограмм (дополнительный параметр).

Для того чтобы сформировать управленческие корректировки развития области, используются целевые программы и другие в рамках программы информатизации общества. Систе-

ма управления региона должна иметь информацию, собираемую в рамках мониторинга и проводить оценку достигнутых результатов. Каждый регион обладает ограниченными финансами и ресурсами, поэтому для их эффективного распределения и использования так же необходимо иметь оценку достигнутых результатов.

Вопросы таких оценок рассматриваются в методиках измерения качества государственного управления, разработанных международными правительственными и неправительственными организациями.

Наиболее известные международные индексы качества государственного управления составляют Всемирный банк, международная неправительственная организация Transparency International и Всемирный экономический форум.

Всемирный банк рассчитывает Всемирный показатель государственного управления (Worldwide Governance Indicators).

Worldwide Governance Indicators состоит из шести индикаторов:

1. Право голоса и подотчетность (Voice and Accountability) - степень свободы выборов и независимости прессы, иные гражданские свободы и политические права.

2. Политическая стабильность и отсутствие насилия (Political Stability and Absence of Violence) - степень стабильности действующей власти и рисков ее насильственного отстранения от власти.

3. Эффективность правительства (Government Effectiveness) - качество государственных услуг и функционирования государственного аппарата, компетентность государственных служащих, независимость государственной службы от политического давления.

4. Качество законодательства (Regulatory Quality) - соответствие регулирования принципам свободной рыночной экономики, правовые условия для развития бизнеса.

5. Верховенство закона (Rule of Law) -эффективность и предсказуемость законодательной системы, а также склонность граждан и бизнеса следовать требованиям регулирования и контрактным обязательствам в гражданских правоотношениях.

6. Уровень коррупции (Control of Corruption) - влияние коррупции на развитие

общества и бизнеса, восприятие коррупции в обществе.

Еще одна группа показателей - интегральная оценка степени развития в Российской Федерации информационного общества -включает три международных индекса:

- индекс развития государственных вебсайтов,

- индекс развития национальной телекоммуникационной инфраструктуры,

- индекс развития человеческого капитала.

Индекс развития государственных веб-сайтов составляется по результатам обследования сайтов правительства и пяти основных министерств (образования, здравоохранения, социальной защиты, труда и финансов). Индекс развития телекоммуникационной инфраструктуры оценивает интегральную доступность основных телекоммуникационных услуг населению страны.

Общих методик оценки качества, доступности необходимых государственных услуг в мире, в отличие от интегральных международных индексов качества государственного управления и степени развития информационного общества, характеризующих страну в целом, не существует. Это связано с тем, что перечень государственных услуг, их характеристики значительно отличаются в различных странах мира. Так же имеют отличия характеристики различных типов государственных услуг и внутри одной юрисдикции [5, с. 57].

Также существует индекс для оценки развития РФ в международном рейтинге стран по уровню развития информационных технологий. Определяется этот показатель Международным союзом электросвязи по данным, предоставленным Федеральной службой государственной статистики.

Несмотря на существование методик оценки результативности формирования электронного правительства, вопросы оценки эффективности функционирования Электронного правительства недостаточно рассмотрены в научной литературе, что и определило актуальность магистерской работы.

После проведения сравнительного анализа существующих методик оценки эффективности реализуемых программ ЭП в рамках настоящего исследования результативность формирования электронного правитель-

ства предполагается оценивать на основе следующих групп показателей:

1. Интегральная оценка качества государственного управления и отдельных его составляющих.

2. Интегральная оценка степени развития в Российской Федерации информационного общества.

3. Оценка качества и доступности электронных государственных услуг для различных категорий граждан и организаций; оценка успешности перехода к реализации контрольнонадзорных полномочий в электронной форме.

4. Оценка выполнения утвержденных планов формирования электронного правительства.

Свертка представленных показателей осуществляется по аддитивной схеме с использованием весовых коэффициентов, определяемых на основе экспертных оценок.

Следующим этапом исследования предполагается апробирование методики на примере регионов РФ на основе статистических данных за 5 лет.

Таким образом, для эффективного управления и развития необходимо проводить оценку достигнутых результатов и вносить необходимые изменение в план деятельности, делать выводы о сильных и слабых сторонах. То есть, используя различные методики оценки качества достигнутых результатов, определяется степень достижения поставленных целей.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Малитиков, Е. М. Электронное правительство - цивилизационная неизбежность / Е. М. Малитиков // Федеральная газета. - 2009. - N° 1. - С. 4-5.

2. Минкомсвязь: Итоги ФЦП «Электронная Россия». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа : http://www.slideshare.net/erapopova/ss-7559513. - Загл. с экрана.

3. Справочный материал. - М. : Интегральные показатели эффективности реформы государственного управления, Всемирный Банк, 2004. - 57 с.

4. Федеральные целевые программы России. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа : http: //fcp. economy. gov. ru/cgi-bin/cis/fcp. cgi/F cp/ ViewFcp/View/2006/134/. - Загл. с экрана.

5. Электронная подпись в инфраструктуре электронного правительства. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа : http://www.ib-bank.ru/bis/a7 109. - Загл. с экрана.

THEORETICAL APPROACHES TO THE QUALITY ASSESSMENT OF STATE SERVICES PROVIDED BY ELECTRONIC GOVERNMENT INSTITUTE

Akatova Olga Alekseevna

Master Student, Department of Economic Informatics and Management Volgograd State University olik91-91 @mail. ru

Prospect Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. In many countries of the world, to transform the system of executive power developed administrative reforms on the basis of which is expected to develop e-government, designed to introduce the practice of public administration, and address corruption. To assess the quality of e-government, using different methods, each of them has its pros and cons, so choosing an appropriate, necessary to carry out a comparative analysis.

Key words: Administrative reform, e-government, “Electronic Russia”, Information Society, government services, valuation techniques.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.