Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
совершенствование системы образования в РФ / повышение квалификации руководителей ОУ / повышение квалификации учителей / самообразование / организация самообразования / improvement of education system in Russian Federation / advanced training of heads of educational institutions / advanced training of teachers / self-education / organization of self-education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.А. Келеман, С.А. Павленко, О.О. Бутова

В настоящей статье выявляются оптимальные подходы к организации процесса самообразования руководителя учреждения, входящего в образовательную систему Российской Федерации. Для этого сначала оценивается состояние последней. Доказывается, что специалисты и руководители, занятые в ней, должны демонстрировать осознанное стремление к совершенствованию системы своих профессиональных и личностных компетенций, в том числе через самообразование. Затем даётся сущностная и структурная характеристика данного термина с позиций передовой педагогической науки. Конкретизируются роль и место такого рода деятельности в ходе исполнения должностных обязанностей современным руководителем образовательной организации. Описываются основные направления и формы, в которых такая деятельность может с успехом осуществляться. Далее приводится краткая характеристика технологии организации самообразования руководителя образовательного учреждения. Она даётся с опорой на актуальные сегодня представления о данном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO ORGANIZATION OF SELF-EDUCATION OF THE HEAD OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article identifies optimal approaches to organization of self-education process of the head of an institution in the Russian educational system. To do this, its state is first evaluated. It is proved that specialists and managers involved in it should demonstrate a conscious desire to improve their professional and personal competencies system, including through self-education. Then the essential and structural characteristics of this term are given from the advanced pedagogical science standpoint. This kind of activity role and place during the official duties performance by the modern educational organization head are specified. The main directions and forms, in which such activities can be successfully carried out, are described. The following is the educational institution head self-education organizing technology brief description. It is given based on current ideas about this process.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 378

Keleman L.A., Doctor of Sciences (Philosophy), Senior Lecturer, Stavropol Institute of Cooperation (branch) of BUKEP (Stavropol, Russia),

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Pavlenko S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Humanities and Natural Sciences, Stavropol Institute of Cooperation

(branch) of BUKEP (Stavropol, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Butova O.O., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Stavropol Institute of Cooperation (branch) of BUKEP (Stavropol, Russia),

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

THEORETICAL APPROACHES TO ORGANIZATION OF SELF-EDUCATION OF THE HEAD OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION. The article identifies optimal approaches to organization of self-education process of the head of an institution in the Russian educational system. To do this, its state is first evaluated. It is proved that specialists and managers involved in it should demonstrate a conscious desire to improve their professional and personal competencies system, including through self-education. Then the essential and structural characteristics of this term are given from the advanced pedagogical science standpoint. This kind of activity role and place during the official duties performance by the modern educational organization head are specified. The main directions and forms, in which such activities can be successfully carried out, are described. The following is the educational institution head self-education organizing technology brief description. It is given based on current ideas about this process.

Key words: improvement of education system in Russian Federation, advanced training of heads of educational institutions, advanced training of teachers, self-education, organization of self-education

Л.А. Келеман, д-р филос. наук, доц., Ставропольский институт кооперации (филиал) БУКЭП, г. Ставрополь, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

С.А. Павленко, канд. пед. наук, доц., зав. каф. гуманитарных и естественно-научных дисциплин, Ставропольский институт кооперации (филиал)

БУКЭП, г. Ставрополь, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

О.О. Бутова, канд. физ.-мат. наук, доц., Ставропольский институт кооперации (филиал) БУКЭП, г. Ставрополь, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящей статье выявляются оптимальные подходы к организации процесса самообразования руководителя учреждения, входящего в образовательную систему Российской Федерации. Для этого сначала оценивается состояние последней. Доказывается, что специалисты и руководители, занятые в ней, должны демонстрировать осознанное стремление к совершенствованию системы своих профессиональных и личностных компетенций, в том числе через самоообразование. Затем даётся сущностная и структурная характеристика данного термина с позиций передовой педагогической науки. Конкретизируются роль и место такого рода деятельности в ходе исполнения должностных обязанностей современным руководителем образовательной организации. Описываются основные направления и формы, в которых такая деятельность может с успехом осуществляться. Далее приводится краткая характеристика технологии организации самообразования руководителя образовательного учреждения. Она даётся с опорой на актуальные сегодня представления о данном процессе.

Ключевые слова: совершенствование системы образования в РФ, повышение квалификации руководителей ОУ, повышение квалификации учителей, самообразование, организация самообразования

Актуальность темы статьи не должна вызывать сомнений, если принять во внимание особенности развития современного общества на протяжении конца XX - первой четверти XXI вв. В этот период фиксируется существенное ускорение большинства процессов, происходящих в его экономической, социально-политической и культурной жизни [1, с. 160]. Сфера образования исключения не составляет [2, с. 75].

В таких условиях естественным выглядит изменение требований к компетентности специалистов и руководителей, работающих в соответствующих учреждениях (РЖ. Ахметова, У.О. Ахметова, Э.С. Бабаева, Ш.И. Булуев, М.А. Зуйкова, Ю.Е. Калугин). В частности, одной из важнейших её составляющих применительно к управленцу, осуществляющему деятельность в рассматриваемой сфере, сегодня является его готовность к непрерывному совершенствованию собственных профессиональных и личностных компетенций на протяжении всей жизни [3, с. 52-53].

Одним из наиболее эффективных путей повышения квалификации руководителя ОО, функционирующей в современных условиях, является самообразование (З.В. Возгова, М.А. Зуйкова, Д.В. Ильясов, Ю.Е. Калугин, М.Н. Кох, О.П. Осипова, Т.Н. Пешкова). Решению некоторых вопросов, связанных с оптимальной организацией указанного процесса, посвящено наше исследование.

Его цель - выявить оптимальные подходы к организации процесса самообразования руководителя учреждения, входящего в образовательную систему Российской Федерации.

В число задач, решение которых будет способствовать её достижению, входят:

- охарактеризовать термин «самообразование» с точки зрения передовой педагогической науки;

- конкретизировать роль и место соответствующей деятельности в работе руководителя современной образовательной организации;

- описать основные направления и формы, в которых такая деятельность может и должна осуществляться;

- дать краткую характеристику технологии организации самообразования руководителя ОО в связи с актуальными сегодня представлениями о данном процессе.

В ходе решения вышеперечисленных задач применялись такие методы исследования, как анализ такого рода опыта авторов и изучение литературы, по-свящённой соответствующим проблемам.

Научная новизна нашего исследования состоит в том, что в нём конкретизированы роль и место самообразования в успешной реализации руководителем современной ОО его профессиональных обязанностей.

Теоретическая значимость заключается в в характеристике технологии организации самообразования руководителя ОО в связи с современными представлениями о данном процессе.

Практическая значимость видится в определении ключевых направлений и форм, в которых активность руководителя, связанная с самообразованием, может и должна осуществляться.

Под термином «самообразование» большинство современных авторов понимают активность руководителя образовательной организации, направленную на достижение следующих результатов:

- совершенствование системы имеющихся профессиональных и личностных компетенций;

- приобретение новых знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям современной педагогики (Э.Р Авакова, З.В. Возгова, М.А. Зуйкова, Б.Р Мандель, О.В. Павлова).

Проявлять соответствующую активность руководящему работнику следует на протяжении учебного года либо иного периода времени [4, с. 154]. Достижение успешных результатов в её реализации предполагает глубокое погружение в проблему, решение которой вызывает определённые затруднения с точки зрения эффективного осуществления профессиональной деятельности [5, с. 2913].

При этом деятельность руководителя ОО, связанная с самообразованием, отличается от таковой у педагогов. Она имеет более сложную структуру. Помимо повышения собственной квалификации, лицо, осуществляющее руководство учреждением, также должно заниматься регулированием соответствующей активности подчинённых ему лиц и повышать их мотивацию к осуществлению соответствующих форм деятельности [6, с. 385-386].

Важность постоянной работы руководителя по совершенствованию собственных профессиональных и личностных компетенций, а также организации им соответствующей активности педагога объясняется спецификой их профессиональной деятельности на современном этапе её развития (А.А. Вербицкий, Н.В. Елжова, М.А. Зуйкова, И.В. Никишина). Эта, последняя, в настоящий момент характеризуется направленностью не только на трансляцию учащимся готовой суммы знаний, но в первую очередь - на их всестороннее развитие и воспитание [7, с. 135].

Соответственно, руководителям следует вооружиться и вооружить педагогов вверенных им ОО знаниями умениями и навыками, касающимися:

- современных представлений о психологических и педагогических основах учебно-воспитательного процесса;

- текущего состояния теоретической и практической разработанности сферы профессиональной деятельности руководителя и педагога образовательной организации (Т.В. Волосовец, В.П Дмитриева, Б.Р Мандель, О.Н. Сазонова, Е. Страубе) [8, с. 74].

В силу данных обстоятельств постоянное стремление к самообразованию с необходимостью должно стать потребностью каждого современного руководителя организации, входящей в систему образования РФ.

На сегодняшний день известно шесть основных направлений самообразования руководителей ОО (табл. 1).

Таблица 1

Направления самообразования руководящих работников

образовательных организаций на современном этапе их развития

№ п/п Направление

1. Освоение научно-методической, а равно и учебной литературы

2. Повышение собственного уровня культуры [9, с. 131-132]

3. Знакомство с новыми нормативно-правовыми актами, так или иначе затрагивающими проблемы дальнейшего совершенствования отечественной образовательной системы

4. Изучение инновационных приёмов и методов организации деятельности ОО [10, с. 34]

5. Ознакомление с позитивным отечественным и мировым опытом внедрения инноваций в процесс управления образовательными организациями [11, с. 64]

6. Анализ передовых достижений в области организации и проведения учебных занятий

Успешная самообразовательная деятельность предполагает реализацию множества разнообразных форм [9, с. 134]. Условно они могут быть разделены на три категории (табл. 2).

Таблица 2

Формы самообразовательной деятельности

Категория Формы

Специальная образовательная подготовка Переподготовка

Получение второй специальности [7, с. 136]

Индивидуальная самообразовательная работа Знакомство с контентом, поставляемым СМИ, в том числе электронными

Работа с фондами библиотек

Посещение экскурсий, музеев, выставок [8, с. 75]

Активное участие в деятельности профессиональных сообществ

Осмысление передового опыта в соответствующей сфере деятельности

Рефлексия собственного управленческого опыта [1, с. 162]

Проведение исследований и педагогических экспериментов

Повышение профессиональной квалификации Успешное усвоение программы КПК по соответствующему направлению [3, с. 55]

Если мы говорим о технологии организации самообразования руководителей образовательных организаций, то она может быть представлена в виде пяти этапов (табл. 3).

Далее целесообразным представляется разделение материала, собранного по ходу охарактеризованных выше этапов в отдельные темы [10, с. 35]. В дальнейшем, будучи систематизированным подобным образом, он может быть сохранён в специальных тетрадях, личном педагогическом дневнике, на карточках или в тематических папках [2, с. 78]. При этом важной является степень развития комплекса умений и навыков, связанных с использованием различных литературных источников [12, с. 356]. В него входят

- умение делать выписки;

- навык составления конспекта;

- умение создавать развёрнутый план прочитанного;

- навык написания аннотаций [13, с. 24].

Таблица 3

Этапы самообразования руководителей ОО

Этап Содержание деятельности руководителя

Установочный Создание определённого настроя на деятельность, связанную с самообразованием

Выбор темы и цели самообразовательной деятельности

Осмысление последовательности собственных действий, направленных на развитие профессиональных и личностных компетенций [4, с. 156-157]

Обучающий Изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной теме

Практический Накопление педагогических фактов, их отбор и анализ

Эмпирическая проверка новых методов управленческой деятельности [6, с. 384]

Теоретический Осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов

Итогово-контрольный Подведение итогов самообразовательной деятельности

Оформление результатов [11, с. 64]

При этом не следует забывать об организации соответствующей деятельности в среде педагогов [12, с. 358]. В данном случае задача руководителя ОУ состоит, конечно, не в том, чтобы учить их на протяжении всей профессиональной жизни [2, с. 79]. Необходимо предпринять меры для того, чтобы сформировать у учителей осознанное стремление к занятиям самообразованием [13, с. 25].

Подводя итоги исследования, в первую очередь отметим, что сегодня фиксируется существенное ускорение большинства процессов, происходящих в экономической, социально-политической и культурной жизни российского общества. Сфера образования исключением не является.

В новых условиях её функционирования естественным выглядит изменение требований к компетентности специалистов и руководителей, работающих в соответствующих учреждениях. В частности, одной из важнейших составляющих профессионального портрета управленца, осуществляющего деятельность в рассматриваемой сфере, сегодня является готовность к непрерывному совершенствованию собственных профессиональных и личностных компетенций на протяжении всей жизни.

Одним из наиболее эффективных путей повышения квалификации руководителя ОО, функционирующей в современных условиях, является самообразование.

Эту дефиницию обычно трактуют как активность руководителя образовательной организации, направленную на совершенствование системы имеющихся профессиональных и личностных компетенций и приобретение новых знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям современной педагогики.

Деятельность руководителя ОО, связанная с самообразованием, отличается от таковой у педагогов. Она имеет более сложную структуру. Помимо повышения собственной квалификации, лицо, осуществляющее руководство учреждением, также должно заниматься регулированием соответствующей активности подчинённых ему лиц и повышать их мотивацию к осуществлению соответствующих форм деятельности.

Профессиональным управленцам, действующим в интересующей нас сфере, следует вооружиться и вооружить педагогических работников вверенных им ОО современными представлениями о психологических и педагогических основах учебно-воспитательного процесса, а также сведениями о текущем состоянии теоретической и практической разработанности сферы профессиональной деятельности руководителя и педагога образовательной организации.

На сегодняшний день известно шесть основных направлений самообразования руководителей ОО. К ним относятся: освоение научно-методической, а равно и учебной литературы; повышение собственного уровня культуры; знакомство с новыми нормативно-правовыми актами, так или иначе затрагивающими проблемы дальнейшего совершенствования отечественной образовательной системы; изучение инновационных приёмов и методов организации деятельности ОО; ознакомление с позитивным отечественным и мировым опытом внедрения инноваций в процесс управления образовательными организациями; анализ передовых достижений в области организации и проведения учебных занятий.

Успешная самообразовательная деятельность предполагает реализацию множества разнообразных форм. Они могут быть разделены на три категории: специальная образовательная подготовка; индивидуальная самообразовательная работа; повышение профессиональной квалификации [14].

Тем самым будут создаваться благоприятные условия для развития специалистов - как главного человеческого капитала страны [15].

Технология организации самообразования руководителей образовательных организаций может быть представлена в виде установочного, обучающего, практического, теоретического, а также итогово-контрольного этапов.

Библиографический список

1. Ганушкевич ТВ. Организация процесса самообразования педагогов. Вестник науки. 2022; № 12 (57): 1б0-1б3.

2. Алиева Л.В. Профессиональное самообразование - ресурс становления творческой личности педагога-воспитателя. Педагогическое искусство. 2019; № 1: 72-79.

3. Саитбаева Э.Р, Муратова А.А. Организация профессионального самообразования педагога. Вестник Оренбургского государственного университета. 2022; № 2 (234): 51-5б.

4. Дмитриева Л.М., Зикратов В.В. Повышение квалификации учителей русского языка как иностранного в условиях трансграничья. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 154-157.

5. Лузгарева О.И., Tумандеева ТВ., Кузнецова ТА. Активизация мотивации учебной деятельности студентов-спортсменов и преподавателей вуза с помощью электронных образовательных ресурсов. Фундаментальные исследования. 2013; № 10-13: 2911-2915.

6. Исайкин И.В., Сухих Л.Э., Сорокопуд Ю.В. Эффективные способы использования информационно-коммуникативных технологий для повышения самообразовательной мотивации у студентов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № б (97): 384-387.

7. Дубова А.А. Сложности в организации самообразования педагогов. Вестник науки. 2022; № 12 (57): 133-137.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Овчарова Е.С., Шатских О.В. Роль самообразования педагога в системе непрерывного повышения квалификации. Инновационная наука. 2022; № 7-1: 74-75.

9. Корнева В.В. Самообразование педагогов средней и высшей школы в современных условиях: обзор проблем и перспектив. Вопросы педагогики. 2021; № 3-2: 130-134.

10. Кузнецова Е.В. Педагогический процесс формирования компетенции «Финансовая грамотность» у руководителя образовательной организации в системе дополнительного профессионального образования. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 33-35.

11. Прилепских О.С., Айсувакова Т.П., Сорокопуд Ю.В. Возможности цифровой образовательной среды в развитии личностного потенциала студентов. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № б9-1: 353-35б.

12. Пугачева С.А., Хисматулина Н.В., Малкова Т.В., Телякова И.Х. Самообразование как компонент непрерывного образования: механизмы формирования самообразования. Modern Science. 2022; № 4-1: 35б-358.

13. Пятакова П.А. Учим и учимся приёмам самообразования в новой реальности. Кубанская школа. 2021; № 2: 24-25.

14. Абдурахманова П.Д., Айсувакова Т.П., Алексеева E.H. и др. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий. Москва: РосНОУ, 2022.

15. Лапшин В.А. Человеческий потенциал молодежи как источник социокультурных изменений. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 2013.

References

1. Ganushkevich T.V. Organizaciya processa samoobrazovaniya pedagogov. Vestnik nauki. 2022; № 12 (57): 1б0-1б3.

2. Alieva L.V. Professional'noe samoobrazovanie - resurs stanovleniya tvorcheskoj lichnosti pedagoga-vospitatelya. Pedagogicheskoe iskusstvo. 2019; № 1: 72-79.

3. Saitbaeva 'E.R., Muratova A.A. Organizaciya professional'nogo samoobrazovaniya pedagoga. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2022; № 2 (234): 51-5б.

4. Dmitrieva L.M., Zikratov V.V. Povyshenie kvalifikacii uchitelej russkogo yazyka kak inostrannogo v usloviyah transgranich'ya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 154-157.

5. Luzgareva O.I., Tumandeeva T.V., Kuznecova T.A. Aktivizaciya motivacii uchebnoj deyatel'nosti studentov-sportsmenov i prepodavatelej vuza s pomosch'yu 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; № 10-13: 2911-2915.

6. Isajkin I.V., Suhih L.'E., Sorokopud Yu.V. 'Effektivnye sposoby ispol'zovaniya informacionno-kommunikativnyh tehnologij dlya povysheniya samoobrazovatel'noj motivacii u studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № б (97): 384-387.

7. Dubova A.A. Slozhnosti v organizacii samoobrazovaniya pedagogov. Vestnik nauki. 2022; № 12 (57): 133-137.

8. Ovcharova E.S., Shatskih O.V. Rol' samoobrazovaniya pedagoga v sisteme nepreryvnogo povysheniya kvalifikacii. Innovacionnaya nauka. 2022; № 7-1: 74-75.

9. Korneva V.V. Samoobrazovanie pedagogov srednej i vysshej shkoly v sovremennyh usloviyah: obzor problem i perspektiv. Voprosy pedagogiki. 2021; № 3-2: 130-134.

10. Kuznecova E.V. Pedagogicheskij process formirovaniya kompetencii «Finansovaya gramotnosf» u rukovoditelya obrazovatel'noj organizacii v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 33-35.

11. Prilepskih O.S., Ajsuvakova T.P., Sorokopud Yu.V. Vozmozhnosti cifrovoj obrazovatel'noj sredy v razvitii lichnostnogo potenciala studentov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № б9-1: 353-35б.

12. Pugacheva S.A., Hismatulina N.V., Malkova T.V., Telyakova I.H. Samoobrazovanie kak komponent nepreryvnogo obrazovaniya: mehanizmy formirovaniya samoobrazovaniya. Modern Science. 2022; № 4-1: 35б-358.

13. Pyatakova P.A. Uchim i uchimsya priemam samoobrazovaniya v novoj real'nosti. Kubanskaya shkola. 2021; № 2: 24-25.

14. Abdurahmanova P.D., Ajsuvakova T.P., Alekseeva E.N. i dr. Organizaciya obrazovatel'nogo processa v kontekste sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva: RosNOU, 2022.

15. Lapshin V.A. Chelovecheskijpotencial molodezhi kak istochnik sociokul'turnyh izmenenij. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2013.

Статья поступила в редакцию 31.03.23

УДК 378

Kulikova O.O., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: OKulikova@fa.ru

ROLE PLAYING AS AN EFFECTIVE TOOL IN MASTERING STUDENTS' FINANCE AND ECONOMIC VOCABULARY AT THE HIGHER SCHOOL. The article concentrates on the issue of role play gaming at the seminars devoted to teaching Financial and Economic English at the seminars at the higher school of economics. The author focuses her attention on the vital impact of role play gaming and the chance for the teachers to apply such a useful and productive, as well as effective mechanism of developing vocabulary as a prod and spur to fluency and an instrument to motivate second-year students to show interest in improving and mastering conversational, finance and economic English. The author demonstrates the importance of role plays in conversational English practice and considers role play to be the useful and effective method of teaching foreign language. The research stresses that such method is rather effective as it helps to boost students' motivation and gives them the opportunity to communicate and reflect on hot and up-today subjects from the sphere of economics finance and business. The researcher reflects on methods and tools which assist specialists in their endeavors to develop English language communicative skills of the students of economic university and outlines the possible methods to practice functional lexis.

Key words: role play gaming, higher school, economics, non-linguistic university, to drill functional lexis, communicative skills, professional language, intercultural communication.

О.О. Куликова, канд. филос. наук, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: OKulikova@fa.ru

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛЕКСИКИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Статья рассматривает проблему ролевых игр в курсе обучения иностранному языку деловой и финансовой направленности на семинарах в неязыковом вузе. Автор анализирует значимость ролевых игр и возможность использования данного эффективного метода преподавателями для развития вокабуляра как стимул развить беглость речи и как средство заставить студентов проявить интерес к овладению общеразговорным и экономическим английским языком. Автор также подчеркивает, что ролевые игры как необходимый компонент образовательных планов неязыкового вуза считаются полезными и эффективными. Более того, метод использования ролевых игр снискал популярность как средство повышения мотивации и возможность развивать об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.