Научная статья на тему 'Теоретические подходы к определению сущности и структуры теневой экономики'

Теоретические подходы к определению сущности и структуры теневой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3753
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / СУЩНОСТЬ / СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дронов Роман Владимирович

Дан анализ точек зрения отечественных и зарубежных ученых относительно сущности и структуры теневой экономической деятельностиI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the analysis of the points of view of domestic and foreign scientists concerning essence and structure of shadow economic activities is given

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к определению сущности и структуры теневой экономики»

УДК 338 (470+571)

Дронов Р.В.

Теоретические подходы к определению

сущности и структуры теневой экономики

Одна из существенных характеристик современного российского общества, которая сегодня приобрела достаточную устойчивость и в силу этого может считаться системообразующей -наличие теневой деятельности и коррупционных отношений во всем многообразии их проявления. В совокупности они создают систему криминализированных отношений, представляющих угрозу не только становлению современной экономики России, но и всей национальной безопасности страны [1].

Обострение криминогенной обстановки в сфере экономики произошло в начале 90-х годов, когда в стране начался масштабный передел государственной собственности, развернулся процесс либерализации внутреннего и внешнего рынков при одновременном ослаблении управляемости хозяйством. Процесс криминализации экономики происходил в результате действия целого комплекса факторов. На основе исследований, проведенных В. Сенчаговым, Л. Косалсом и авторским коллективом под руководством Т. Долгопятовой, выделим наиболее значимые из них.

1. Резкое снижение уровня и действенности защиты государством легальных правомочий собственности и контрактов, связанное с разрушением партийно-государственной системы СССР.

2. Фактическая приватизация функций государства отдельными группами чиновников, которые стали выполнять должностные обязанности настолько (или не выполнять их), насколько это отвечало их частным экономическим интересам.

3. Чрезмерно большая роль государства в экономике - значительный размер государственного сектора, требующего бюджетных дотаций; чрезмерное и практически бесконтрольное вмешательство государства в экономическую деятельность (создание государственных, полугосударственных или негосударственных «уполномоченных компаний», через которые частные фирмы должны выполнять свои функции; лицен-

зирование различного рода хозяйственной деятельности и т. д.).

4. Высокий уровень монополизации экономики - государство сохранило прямой контроль за работой ряда секторов экономики (золотодобыча, добыча полезных ископаемых и пр.); деятельность «квазичастных» фирм, представляющих собой гибрид частной компании и государственного ведомства (РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и пр.).

5. Чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий и репрессивный характер налогообложения, одинаково расценивающий уклонение от уплаты налогов и ошибку в их исчислении.

6. Асоциальный характер рыночных преобразований, лишивший миллионы граждан накопленных сбережений, возможности получить жилье от государства и т. д.

7. Неправовой характер экономических преобразований - принятие законодательных актов без учета интересов населения, заинтересованность коррумпированных чиновников в несовершенстве правовой системы и т. д. [2-4].

Мы разделяем точку зрения А. Сухарева относительно того, что в первой половине 90-х годов «начатая реформа судебных органов и полоса реорганизации органов Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности носили непоследовательный и спонтанный характер. Это коснулось прежде всего следственного аппарата и оперативных служб, их профессиональной боеспособности. Несомненно, негативным фактором усиления правового негилизма в перестроечный период была хорошо срежиссированная и массированная атака средств массовой информации на правоохранительные органы. В совокупности с чехардой реорганизации, материальной и моральной дискомфортностью она создала в этих органах обстановку нервозности, неуверенности, породила невосполнимый отток квалифицированных кадров» [5].

Проиллюстрировать процесс криминализации в Российской Федерации можно данными

МВД. Так, например, если в начале 90-х годов в России действовало более трех тысяч преступных групп, а в криминальную сферу втянуто более 60 % государственных предприятий и почти 40 % коммерческих структур страны, то к уже концу 90-х годов количество преступных групп достигло восьми тысяч, и под их контролем в той или иной степени находилось более 40 тысяч хозяйствующих субъектов различных форм собственности.

Как справедливо считает В. Колесников, криминализация экономики характеризуется как процесс и, одновременно, как результат (явление) криминализации экономической системы в целом - с охватом и системы экономических отношений, и стадий производства, и уровня хозяйствующих субъектов, и самой экономической деятельности - в сферах предпринимательства, бизнеса и др. [6].

Расширение криминализации экономики для государства ведет к снижению управляемости хозяйством, уменьшает налогооблагаемую базу и величину собираемых налогов, активно способствует проникновению представителей криминальной среды во властные структуры и пр. Кроме того, огромный объем неучтенного производства и услуг искажает картину экономической динамики, величину ВВП и т. д.

Анализ отечественных и зарубежных исследований теневой экономики позволяет выделить три основных подхода к определению содержания данного явления: правовой, экономический и экономико-правовой.

Рассмотрим мнения ведущих специалистов в сфере изучения теневой экономики.

В правовом подходе основным критерием выделения теневых экономических явлений выступает их противоправность.

По мнению А. Олейник, внелегальная (теневая) экономика - это сфера, в которой экономическая деятельность осуществляется вне рамок закона, т. е. сделки совершаются без использования закона, правовых норм и формальных правил хозяйственной жизни [7].

Н. Эриашвили под теневой экономикой понимает комплекс социально-экономических явлений, происходящих вследствие уголовно и административно наказуемых действий, осуществляемых через различные организационно-правовые формы юридических лиц и без них по получению доходов путем совершения противо-

речащих законодательству и нормативным актам финансовых, торговых, производственных и иных операций, и легальной и (или) нелегальной деятельности [8].

Таким образом, согласно правовому подходу теневая экономика - это экономическая деятельность, которая осуществляется «вопреки законам», «вопреки правовым нормам», «вне рамок правового поля» и т. д.

Однако занимаясь исследованием теневой экономики, необходимо, на наш взгляд, помнить о том, что право вторично по отношению к экономике, поскольку любой принимаемый нормативно-правовой акт является продуктом, направленным на удовлетворение потребностей того или иного хозяйствующего субъекта. Следовательно, исследование теневой экономики только с позиции правового подхода методологически несовершенно.

Экономический подход к характеристике теневой экономики, рассматривает в качестве доминантной сущности экономическое начало.

На наш взгляд, в экономическом подходе следует выделять два направления: статистический и классический - экономический.

Основным критерием выделения теневых экономических явлений в статистическом направлении выступает их неучтенность органами государственной статистики.

В принятой в 1993 году версии национальных счетов в международной статистике рекомендуется целиком учитывать теневую экономику в составе производственной деятельности. Методология Системы национальных счетов ООН 1993 года (СНС ООН 1993 г.) вводит три категории: скрытая экономика - разрешенная законом, но не показываемая (для уклонения от уплаты налогов, исполнения каких-либо административных обязанностей и пр.); неформальная экономика - труд домашних хозяйств, для собственных нужд; нелегальная экономика - криминальная экономка, т. е. те виды производств, которые прямо запрещены действующим законом (торговля оружием, наркобизнес, проституция и пр.).

Таким образом, подход к определению теневой экономики, разработанный экспертами, занимающимися статистикой, позволяет более точно определить результаты общественного производства в расчете ВВП. Однако данный подход не раскрывает экономического и право-

^Жаучно-ТеХничеСКие^едоМоСТИ^ПбГПу^'^О^О.ЭкоНомич

вого содержания теневой экономики, а также возникают трудности с оценкой масштабов криминальной деятельности, не связанной с производством ВВП.

Основным критерием выделения теневых экономических явлений, в классическом - экономическом подходе, выступают негативные последствия существования теневой экономики.

Так, например, К. Улыбин под теневой экономикой понимает те виды деятельности, которые имеют негативный, деструктивный, дефективный характер, которые наносят вред обществу и его членам [9].

Близкое по содержанию определение дает А. Смирнов, который под теневой экономикой подразумевает всякую экономическую деятельность, противоречащую общественным интересам, т. е. идущую в ущерб народу той страны, где она осуществляется [10].

Согласно классическому экономическому подходу теневая экономика - это всякая экономическая деятельность, которая влечет за собой негативные, разрушительные последствия для общества и государства. Однако исследование теневой экономики только с позиции экономического подхода, на наш взгляд, методологически несовершенно, так как вне поля зрения исследователя остается правовая основа данного явления.

Согласно экономико-правовому подходу теневая экономика имеет два начала - экономическое (негативная/позитивная для национального хозяйства деятельность) и правовое (деятельность, осуществляемая вопреки законам, формальным правилам хозяйственной жизни).

Так, например, перуанский экономист Эр-нандо де Сото определяет теневую экономику как прибежище для тех, для кого издержки соблюдения существующих законов при ведении обычной хозяйственной деятельности превышают выгоды от достижения своих целей. По мнению автора, внелегальная экономика есть стихийная и творческая реакция народа на неспособность государства удовлетворять основные потребности обнищавших масс [11].

По мнению экспертов Международного валютного фонда Ф. Шнайдера и Д. Энста, теневая экономика включает не только незаконную деятельность (торговля наркотиками и их производство; проституция; азартные игры; контрабанда; мошенничество и др.), но и недекларируемые

доходы от законного производства товаров и услуг, получаемые от денежных или бартерных операций. Таким образом, теневая экономика включает все виды экономической деятельности, которые обычно подлежали бы налогообложению, если бы данные о них представлялись налоговым органам [12].

Ю. Латов и С. Ковалев под теневой экономикой понимают хозяйственную деятельность, которая развивается вне государственного учета и контроля, а потому не отражается в официальной статистике. В связи с тем, что различные виды теневой деятельности имеют качественные отличия, авторы выделяют ее основные сегменты, секторы:

«вторая» («беловоротничковая») теневая экономика - запрещенная законом скрываемая экономическая деятельность работников «белой» экономики на их рабочих местах, приводящая к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода;

«серая» («неформальная») теневая экономика - разрешенная законом, но не регистрируемая экономическая деятельность (преимущественно мелкий бизнес) по производству и реализации обычных товаров и услуг;

«черная» («подпольная») теневая экономика (экономика организованной преступности) - запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных товаров и услуг [13].

Таким образом, в соответствии с экономико-правовым подходом хорошо виден двойной характер теневой экономической деятельности:

экономическое начало - хозяйственная деятельность, участники которой стремятся добиться экономической выгоды (в том числе и за счет нарушения закона);

правовое начало - противозаконная хозяйственная деятельность, в том числе реакция хозяйствующих субъектов «белой» экономики на принимаемые в государстве «неправильные» - «антисоциальные», «антирыночные» законы и т. д.

По нашему мнению, экономико-правовой подход позволяет увидеть не только негативное, но и определенное позитивное воздействие теневой экономики на общество и государство. Так, например, за минусом своей криминальной части (торговля наркотиками и их производство; проституция; азартные игры; контрабанда; мошенничество и др.) теневая экономика обеспечивает

значительную часть потребителей необходимыми товарами и услугами. В случае принятия государством «неправильных» законов хозяйствующие субъекты имеют возможность продолжить свою деятельность уже в теневом секторе экономики. Другими преимуществами теневого сектора являются легкость вложения капитала в бизнес с высокой степенью риска и тяга к использованию местного сырья. Кроме того, существование теневой экономики в определенных обстоятельствах способствует смягчению напряженности на рынке труда, поскольку безработица представляет собой источник дешевой рабочей силы для теневого бизнеса. Но, как показывает практика, никакие положительные моменты в функционировании теневой экономики не могут оправдать разрушительные последствия, которые приносит теневой бизнес личности, обществу и государству.

Как видим, спектр взглядов на понятие «теневая экономика» достаточно широк. Этот перечень определений можно было бы продолжить, и каждое из них имело бы право на самостоятельное существование и разработку.

Мы разделяем точку зрения, высказанную в работе В. Егоршина и В. Колесникова, что в структуре теневой экономики следует выделять две составные части: криминализированую, или «серую», экономику и криминальную, или «черную», экономику [14].

При всей своей относительной самостоятельности и особенностях функционирования обе составные части теневой экономики имеют общую характерную черту - способность приносить прибыль. «Серая» и «черная» экономика приносят доход лицам, в ней участвующим, и этот доход более значительный, чем в легальной сфере экономики.

К «серой» экономике следует отнести легальную разрешенную экономическую деятельность по производству экономических благ, осуществляемую с нарушением установленных правил налогообложения, регистрации, лицензирования и т. д.

Основные характеристики, обеспечивающие ее устойчивое воспроизводство в противовес легальной экономике: приверженность рыночным принципам, гибкость, высокие адаптивные возможности и готовность к инновациям. Структурными проявлениями данной экономики являются неформальная и фиктивная экономика.

Неформальная экономика - экономическая деятельность, основанная на межличностных неформальных связях. Примерами могут служить льготы при налогообложении, получение выгодных контрактов и т. д. Опасность этого вида теневой экономики заключается в росте коррупции, сращивании интересов бизнеса и органов государственного управления и, как результат, в утрате государством контроля над экономическими процессами в стране.

Фиктивная экономика родственна неформальной экономике, но в данном случае видимая часть официально осуществляемой экономической деятельности является прикрытием для теневой деятельности, в том числе фиктивное банкротство, уход от уплаты налогов, оплата труда «мертвых душ».

К криминальной, или «черной», экономике следует относить деятельность, связанную с производством и реализацией запрещенных товаров и услуг. Основными чертами данной экономики являются социальная деструктивность квазиэкономической деятельности и ее общественная опасность.

Таким образом, «черная» экономика - это экономическая деятельность, которая в соответствии с действующим уголовным законом по своему содержанию является уголовным преступлением. К ней относятся все виды деятельно -сти, исключенные из официальной экономической жизни: наркобизнес, контрабанда, вымогательство, торговля людьми и т. д.

Деление на криминальную и криминализированную экономику в определенной степени условно, так как отмечается взаимопроникновение этих явлений, их тесное взаимодействие. Однако их причинная обусловленность, с нашей точки зрения, принципиально разная. «Серая» экономика, как правило, обусловлена наличием необоснованных барьеров для доступа на рынок (государственная монополия, высокие налоги, чрезмерное лицензирование, сложная система регистрации хозяйствующих субъектов, высокие таможенные пошлины и т. п.), тогда как в основе «черной» экономики лежат причины общеуголовного характера.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение теневой экономики - это противоправная хозяйственная деятельность, имеющая как производственный (скрытое производство и реализация разрешенных товаров и

^ЖаучнО-Технические^едомости^ПбГПу^'^О^О.ЭКОНОМиЧеСКие^аУКи

услуг, а также производство и реализация запрещенных товаров и услуг), так и непроизводственный характер (скрытое перераспределение ранее созданного национального дохода).

По данным Росстата отечественная теневая экономика достигает 25 % валового внутреннего продукта, однако правоохранительные органы дают иные цифры: МВД России - 40 % ВВП, ФСБ России - 70-80 % ВВП.

Таким образом, в Российской Федерации возникла уникальная ситуация: в масштабах государства уже почти два десятилетия эффективно функционирует и активно развивается еще одно государство - «теневое». Следовательно, если в ближайшее время не будут приняты эф-

фективные меры противодействия теневому бизнесу, криминализация экономических отношений перерастет в криминализацию общества в целом.

Таким образом, рассмотрев в статье различные подходы к определению сущности и структуры теневой экономики, можно сделать вывод, что полностью искоренить криминализацию экономики невозможно, ее можно лишь снизить до социально терпимого уровня. Для этого требуются серьезные политические шаги и коренные изменения в системе государственной власти и управления, в хозяйственном механизме, что доказано на опыте Германии, Англии, Китая и других государств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Проява С.М. Экономизация коррупции. Механизм противодействия: [Монография]. М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2008. С. 71.

2. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова. М.: Дело, 2005. С. 753-756.

3. Косалс Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма // Вопросы экономики. 1998. № 10. С. 64-68.

4. Неформальный сектор в российской экономике: Отчет по проекту / Институт стратегического анализа и развития предпринимательства; Под ред. Т. Долгопято-вой. М., 1998. С. 45-50.

5. Сухарев А.Я. Криминализация общества. Пути противодействия // Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. № 155. М., 1995. С. 13-14.

6. Переходная экономика России: проблемы и перспективы / Под ред. проф. И. П. Павловой. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2004. С. 300-301.

7. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2005. С. 161.

8. Экономика и право. Теневая экономика: Учеб.

пособие для вузов / Н. Д. Эриашвили и др.; Под ред. Н. Д. Эриашвили, Н. В. Артемьева. 3-е изд. М.: Юнити-Дана, 2007. C. 337.

9. Улыбин К. А. Теневая экономика. М.: Экономика. 1991. С. 12.

10. Смирнов А.А. Государственная политика обеспечения экономической безопасности. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. С. 7.

11. Де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М.: Catallaxy, 1995.

12. Schneider F., Enste D. H. Shadow Economies Around the World: Size, Causes, and Conséquences // Journal of Economic Literature. Vol. XXXVIII (March 2000). P. 78, 79.

13. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.Я. Кикотя, Г. М. Казиахмедоеа. М.: Норма, 2006. С. 14-16.

14. Егоршин В.М., Колесников В.В. Преступность в сфере экономической деятельности: [Монография] / Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности. СПб.: Фонд «Университет», 2000. С. 17-179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.