Научная статья на тему 'Коррупция и ее связь с теневой экономикой'

Коррупция и ее связь с теневой экономикой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1110
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / СЕРАЯ ЭКОНОМИКА / ЧЕРНАЯ ЭКОНОМИКА / НЕФОРМАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / КОРРУПЦИЯ И ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириленко Виктор Петрович, Дронов Роман Владимирович

Авторы рассматривают правовой, экономический и экономикоправовой подходы к определению содержания института теневой экономики. В статье обосновывается положение о «теневом» государстве, которое существует в Российской Федерации на протяжении двух десятилетий. Отмечается, что формированию криминалитета в России способствует коррупция, которая опирается на «теневой» капитал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кириленко Виктор Петрович, Дронов Роман Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption and Its Correlation to Shadow Economy

The authors examine the legal, economic, economic and legal approaches to the definition of the Institute of the shadow economy. The article substantiates the status of the «shadow» state, which exists in the Russian Federation over the past two decades. It is noted that the formation of criminality in Russia contributes to corruption, which is based on the «shadow» capital.

Текст научной работы на тему «Коррупция и ее связь с теневой экономикой»

< >

о о

В. П. Кириленко, Р. В. Дронов V. P. Kirilenko, R. V. Dronov

Коррупция и ее связь с теневой экономикой

Corruption and Its Correlation to Shadow Economy

Кириленко Виктор Петрович

Санкт-Петербург

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС

Заведующий кафедрой международного и гуманитарного права Доктор юридических наук, профессор intlaw@szags.ru

Дронов Роман Владимирович

Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

Профессор кафедры управления и социальных процессов

Доктор экономических наук, кандидат юридических наук

intlaw@szags.ru Ключевые слова:

теневая экономика, серая экономика, черная экономика, неформальная экономика, коррупция и теневая экономика

Авторы рассматривают правовой, экономический и экономико-правовой подходы к определению содержания института теневой экономики. В статье обосновывается положение о «теневом» государстве, которое существует в Российской Федерации на протяжении двух десятилетий. Отмечается, что формированию криминалитета в России способствует коррупция, которая опирается на «теневой» капитал.

Kirilenko Viktor Petrovich

Saint-Petersburg

North-West Institute of Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Head of the Chair of International and Humanitarian law Doctor of Science (Juridical Science), Professor intlaw@szags.ru

Dronov Roman Vladimirovich

Saint-Petersburg

Saint-Petersburg University of Cinema and Television Professor of the Chair of Management and Social Processes

Doctor of Science (Economy), Ph. D in Juridical

Science

intlaw@szags.ru

Key words:

shadow economy, gray economy, black economy, informal economy, corruption and shadow economy

The authors examine the legal, economic, economic and legal approaches to the definition of the Institute of the shadow economy. The article substantiates the status of the «shadow» state, which exists in the Russian Federation over the past two decades. It is noted that the formation of criminality in Russia contributes to corruption, which is based on the «shadow» capital.

Теневая экономика присуща любой экономической системе, как государствам с тоталитарным, так и с демократическим режимом, как экономически и политически слаборазвитым странам, так и государствам с развитой экономикой и политической системой. «Подпольная», «неформальная», «черная», «криминальная», «тайная», «нелегальная», «внелегальная» и др. — вот лишь небольшой перечень синонимов к слову «теневая». Анализ отечественных и зарубежных исследований теневой экономики позволяет выделить три основных подхода к определению со-

держания данного института: правовой, экономический и экономико-правовой.

В правовом подходе основным критерием выделения теневых экономических явлений выступает их противоправность. Данный подход был взят на вооружение разработчиками Программы «500 дней», которые определяли теневую экономику как «не контролируемое обществом производство, распределение и обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг, т. е. скрываемое от органов государственного управления, общественности со-

циально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах» [13, с. 135].

Одни исследователи рассматривает теневую экономику как «определенную аномалию: ее конституирующий признак — отсутствие регистрации сделок — однозначно выражает выпадение из принятых рамок правового и административного регулирования» [12, с. 77]. Другие под данным понятием подразумевают такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни, т. е. находится вне рамок правового поля [6, с. 19-20]. По мнению третьих, нелегальная (теневая) экономика — это сфера, в которой экономическая деятельность осуществляется вне рамок закона, т. е. сделки совершаются без использования закона, правовых норм и формальных правил хозяйственной жизни [11, с. 161].

Таким образом, согласно правовому подходу, теневая экономика — это экономическая деятельность «вне контроля общества», «скрываемая от органов государственного управления, общественности», осуществляемая «вопреки правовым нормам», «вне рамок правового поля» и др.

Занимаясь исследованием теневой экономики, необходимо помнить о том, что право вторично по отношению к экономике, поскольку любой принимаемый нормативно-правовой акт является продуктом, направленным на удовлетворение потребностей того или иного хозяйствующего субъекта (см. более подробно: [9, с. 405-410]). Следовательно, исследование теневой экономики только с позиции правового подхода методологически несовершенно.

Экономический подход к характеристике теневой экономики рассматривает в качестве доминантной сущности экономическое начало. Кроме того, на

наш взгляд, следует выделять два на- о правления: статистический подход и н

классический — экономический. ^

^ <

Основным критерием выделения те- ^

невых экономических явлений в стати- о

о

стическом подходе выступает их не- ^ учтенность органами государственной о статистики. Так, в принятой в 1993 г. ™ версии системы национальных счетов ™ в международной статистике рекомен- ^ дуется учитывать теневую экономику в х составе производственной деятельно- < сти. Методология системы националь- ^ ных счетов Организации Объединенных | Наций 1993 г. вводит следующие три о категории: П

• скрытая экономика — разрешенная законом, но не показываемая (для уклонения от уплаты налогов, исполнения каких-либо административных обязанностей и др.);

• неформальная экономика — труд домашних хозяйств для собственных нужд;

• нелегальная экономика — криминальная экономика, т. е. те виды производств, которые прямо запрещены действующим законом (торговля оружием, наркобизнес, проституция и др.).

Таким образом, подход к определению теневой экономики, разработанный экспертами, занимающимися статистикой, позволяет более точно определить результаты общественного производства в расчете ВВП. Однако данный подход не раскрывает экономического и правового содержания теневой экономики, кроме того, возникают трудности с оценкой масштабов криминальной деятельности, не связанной с производством ВВП.

Основным критерием выделения теневых экономических явлений в классическом экономическом подходе выступают негативные последствия существования теневой экономики. Так, А. Смирнов под теневой экономикой подразумевает всякую экономическую деятельность, противоречащую общественным интересам, т. е. наносящую ущерб народу той страны, где она осуществляется [16, с. 7]. Ю. Курочкин

< >

о о

определяет данное понятие как «деструктивный элемент экономики» [7, с. 103].

Таким образом, согласно классическому экономическому подходу теневая экономика — это всякая экономическая деятельность, которая влечет за собой негативные, разрушительные последствия для общества и государства, требующие правового регулирования. Однако исследование теневой экономики только с позиции экономического подхода, на наш взгляд, методологически несовершенно, так как вне поля зрения исследователя остается правовая основа данного явления.

Согласно экономико-правовому подходу теневая экономика имеет два начала — экономическое (негативная/ позитивная для национального хозяйства деятельность) и правовое (деятельность, осуществляемая вопреки законам, формальным правилам хозяйственной жизни). Данный подход позволяет осуществить синтез экономики и права.

Так, например, Ф. Смит рассматривает в качестве теневой экономики хозяйственную деятельность, основанную на законном и незаконном производстве товаров и услуг, не находящем отражение в официальном ВВП [24, р. 18]. Похожую позицию имеет С. Ис-тен, рассматривающий теневую экономику как скрытую от налогообложения и оценки хозяйственную деятельность, которая может вестись как законно, так и незаконно [22, р. 7].

С точки зрения К. Привалова, теневая экономика — это деструктивная и статутная экономика, функционирующая вне правового поля [15, с. 19]. Ю. Попов и М. Тарасов трактуют теневую экономику как объективно существующую и постоянно воспроизводящуюся подсистему рыночного хозяйства, в которой хозяйствующие субъекты стремятся добиться экономической выгоды методами недобросовестной конкуренции, т. е. по своей личной инициативе или под воздействием внешних обстоятельств прибегают к действиям, противоречащим закону, деловой этике,

правилам игры между бизнесом и властью, морально-нравственным нормам общества [14, с. 34, 50].

Н. Эриашвили под теневой экономикой понимает комплекс социально-экономических явлений, происходящих вследствие уголовно и административно наказуемых действий, осуществляемых через различные организационно-правовые формы юридических лиц и без них по получению доходов путем совершения противоречащих законодательству и нормативным актам финансовых, торговых, производственных и иных операций, и легальной и (или) нелегальной деятельности [20, с. 337]. Ю. Латов и С. Ковалев определяют данное понятие как хозяйственную деятельность, которая развивается вне государственного учета и контроля, а потому не отражается в официальной статистике.

В связи с тем, что различные виды теневой деятельности имеют качественные отличия, авторы выделяют ее основные сегменты, секторы. «Вторая» («бело-воротничковая») теневая экономика — запрещенная законом скрываемая экономическая деятельность работников «белой» экономики на их рабочих местах, приводящая к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода. «Серая» («неформальная») теневая экономика — разрешенная законом, но не регистрируемая экономическая деятельность (преимущественно мелкий бизнес) по производству и реализации обычных товаров и услуг. «Черная» («подпольная») теневая экономика (экономика организованной преступности) — запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных товаров и услуг [8, с. 14-16].

Таким образом, в соответствии с экономико-правовым подходом очевиден двойной характер теневой экономической деятельности: • экономическое начало — хозяйственная деятельность, участники которой стремятся удовлетворить свои потребности (добиться выгоды, преимуществ и др.);

• правовое начало — противозаконная хозяйственная деятельность, в том числе реакция хозяйствующих субъектов «белой» экономики на принимаемые в государстве «неправильные» — антисоциальные, антирыночные законы и др.1 Сформулируем определение теневой

экономики с экономико-правовой точки зрения. Это — хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей (рациональных, не рациональных и иррациональных) субъектов, имеющая как производительный (скрытое производство и реализация разрешенных товаров, работ и услуг, а также производство и реализация запрещенных товаров, работ и услуг), так и непроизводительный характер (скрытое перераспределение ранее созданного национального дохода), находящаяся вне правового поля.

Мы разделяем ту точку зрения, что в структуре теневой экономики следует выделять две составные части:

• криминализированная, или «серая» экономика;

• криминальная, или «черная» экономика [1, с. 7; 4, с. 17-179; 19, с. 312313].

При всей своей относительной самостоятельности и особенностях функционирования обе составные части теневой экономики имеют общую характерную черту — способность приносить прибыль. «Серая» и «черная» экономика приносят доход лицам, в ней участвующим, и этот доход более значительный, чем в легальной сфере экономики.

К «серой» экономике следует отнести легальную разрешенную экономическую деятельность, осуществляемую с нарушением установленных правил налогообложения, регистрации, лицензирования и др. Основными характеристиками, обеспечивающими ее устойчивое воспроизводство, в противовес легальной экономике, являются: приверженность

1 Так, например, «зарегулированность» национальной экономики приводит к значительному росту коррупции.

рыночным принципам, гибкость, высокие адаптивные возможности и готовность к инновациям и др. Структурными проявлениями данной экономики являются неформальная и фиктивная экономика.

Неформальная экономика — экономическая деятельность, основанная на межличностных неформальных связях. Примерами могут служить такие ее проявления, как получение льгот при налогообложении, заключение выгодных контрактов и др. Опасность этого вида теневой экономики заключается в росте коррупции, сращивании интересов бизнеса и органов государственного управления и, как результат, — в утрате государством контроля над экономическими процессами в стране.

Фиктивная экономика родственна неформальной, но в данном случае видимая часть официально осуществляемой экономической деятельности является прикрытием для теневой деятельности (фиктивное банкротство, уход от уплаты налогов, оплата труда «мертвых душ» и др.).

К криминальной, или «черной» экономике следует относить деятельность, связанную с производством и реализацией запрещенных законом товаров и услуг (наркобизнес, контрабанда, вымогательство, торговля людьми и др.). Основной чертой данной экономики является ее социальная деструктивность.

Деление на криминальную и криминализированную экономику в определенной степени условно, так как отмечается взаимопроникновение этих явлений, их тесное взаимодействие.

При этом их причинная обусловленность принципиально разная: «серая» экономика, как правило, связана с наличием необоснованных барьеров для доступа на рынок (государственная монополия, высокие налоги, чрезмерное лицензирование, сложная система регистрации хозяйствующих субъектов, высокие таможенные пошлины и др.), а в основе «черной» экономики лежат причины общеуголовного характера.

Однако если оценивать явление теневой экономики объективно, нельзя

< >

о о

о не упомянуть о ее определенном по-н зитивном воздействии на националь-о- ное хозяйство (см.: [3, с. 19; 20, § с. 29]).

о Исключив криминальную часть тене-

о

!- вой экономики (торговля наркотиками о и их производство, проституция, азарт™ ные игры, контрабанда, мошенничество ™ и др.), следует отметить, что теневая ^ экономика обеспечивает значительную х часть потребителей необходимыми то-< варами и услугами, а также способству-¡Е ет смягчению напряженности на рынке ¡Е труда, поскольку безработица представ-о ляет собой источник дешевой рабочей силы для теневого бизнеса. Кроме того, в случае принятия государством «несправедливых» законов, хозяйствующие субъекты имеют возможность «укрыться» и продолжить свою деятельность уже в теневом секторе экономики. Но, как показывает опыт Великобритании, Германии и других стран, никакие положительные моменты в функционировании теневой экономики не могут оправдать разрушительные последствия, которые приносит теневой бизнес личности, обществу, государству, в том числе:

• неэффективное использование ресурсов;

• сокращение инвестиций;

• снижение эффективности налоговой системы;

• проблемы в бюджетной политике;

• усиление имущественного расслоения общества;

• замедление технического прогресса;

• рост коррупции и др. Масштабы теневой экономики в начале XXI в. в ряде стран составляли (по отношению к ВВП): США — 8,8%; Япония — 11,3%; Великобритания — 12,6%; Китай — 13,1%; Франция — 15,3%; Финляндия — 18,3%; Испания — 22,6%; Италия — 27,0%; ЮАР — 28,4%; Греция — 28,6%; Турция — 32,1%; Египет — 35,1%; Латвия — 39,9%; Зимбабве — 59,4%; Азербайджан — 60,6%; Грузия — 67,3% [18, с. 566-570]. По данным Росстата, отечественная теневая экономика достигает 25% ВВП, однако правоохранительные органы предоставляют иные сведе-

ния: МВД — 40%1, ФСБ России — 70-80% ВВП [5, с. 10-12].

Приведенные выше цифры позволяют нам сделать вывод, что в Российской Федерации сложилась уникальная ситуация: в масштабах нашего государства уже почти два десятилетия эффективно функционирует и активно развивается еще одно государство — «теневое».

Очевидно, что гипертрофированный рост теневого сектора может обернуться установлением контроля криминальных сил над государством. Кроме того, возрастающий объем теневой экономики свидетельствует о том, что государство как хозяйствующий субъект — производитель общественных благ не справляется со своими функциями — т. е. не эффективно. И, как результат, «тень» начинает занимать те ниши в государстве, которые плохо регулируются или вовсе не регулируются государством, выполняя функции, которые изначально являются монополией государства (правопорядок, безопасность и др.).

Таким образом, если государство оказывает свои услуги по завышенным ценам или не соответствующего качества, население как потребитель этих благ начнет искать для себя другого производителя.

Замена или «оздоровление» производителя могут осуществляться правовым путем — через президентские, парламентские выборы, отставку правительства и др. Однако, если монополист-производитель не хочет изменяться и препятствует своему «оздоровлению», — население использует неправовой путь:

• революция, военный переворот и др. (например, Гондурас — 2009 г.; Киргизия, Нигер и Таиланд — 2010 г.);

• массовый уход потребителей выше обозначенных благ в теневой сектор экономики.

Основной причиной существования теневой экономической деятельности

1 Ясин Е. Теневая реакция бизнеса // Российская газета. 2007. 1 марта.

является высокая «цена подчинения закону» или, иными словами, высокие трансакционные издержки, связанные с действием хозяйствующего субъекта в рамках закона [11; 17].

Достаточно хорошо отражает издержки «подчинения закону» интегральный рейтинг Всемирного банка, показывающий, в какой стране легко быть предпринимателем, а в какой — нет. Рассчитывается рейтинг по следующим показателям:

• скорость и сложность регистрации компании;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• лицензирование;

• легкость найма и увольнения сотрудников;

• трудности с регистрацией собственности;

• возможность получения кредита;

• защита инвесторов;

• налоговое законодательство;

• возможность международной торговли;

• легкость исполнения контрактов;

• количество проблем при закрытии предприятия.

Все показатели связаны со степенью государственного вмешательства в работу частных компаний. Так, Россия за 2009-2010 гг. по показателям данного рейтинга переместилась с 118-й на 120-ю позицию и находится сегодня между Бангладеш и Коста-Рикой [25, р. 4]. В 2006 г. в рейтинге Всемирного банка мы занимали 97 место1.

Проиллюстрировать издержки «подчинения закону» хозяйствующих субъектов, на наш взгляд, можно следующими примерами:

• 54 бюрократические процедуры за 704 дня должна преодолеть строительная организация в России, чтобы получить все необходимые разрешения и отправить обязательные уведомления для постройки двухэтажного склада. Наша страна — первая в мире по числу таких процедур;

• 694 дня нужно потратить, чтобы зарегистрировать частную компанию в Су-

1 Торгашев А. Где удобно делать бизнес? // Русский репортер. 2007. 22 ноября.

ринаме (в России — 29 дней). 500 дней о занимает получение санкции президен- н та страны, кроме того, официальное ^ разрешение должно быть опубликовано ^ в государственной газете [25, р. 4]. о Особая опасность института тенево- ^ го хозяйства заключается в формиро- о вании норм поведения и совершения ™ сделок, принципиально отличающихся ™ от норм института рыночного хозяй- ^ ства. Дж. Мэннион справедливо отме- х чает, что члены криминальных группи- < ровок не знают, что такое альтруизм, ^ и они редко желают окружающим до- | бра. Эти люди не намерены зарабаты- о вать имущество и деньги. Они хотят всего и даром, и без колебаний применяют насилие для достижения своей цели [10, с. 4].

Как показывает история, нормы ведения бизнеса, выработанные мафией, характерны и для других участников теневой экономики2. Таким образом, мы можем рассматривать мафию как институт, как совокупность правил/ норм поведения, позволяющих теневым субъектам действовать в экономической, социальной, политической и других сферах.

На основе анализа литературных источников выделим следующие нормы ведения бизнеса преступными организациями — субъектами теневой экономической деятельности.

На первом месте следует обозначить норму принадлежности к организации — «семье», «клану» и т. д. «Личное Я» уступает место «Я семьи» — формируется так называемая «норма чести», «норма семейственности» и др. Соответственно, успех в бизнесе, достигнутый членом «семьи», следует рассматривать не как личное достижение, а как достижение «семьи» или атрибут чести «семьи».

Далее идет норма защиты и подтверждения чести, названная Т. Вебленом —

2 Первые упоминания о мафии как альтернативном государству институте по спецификации и защите прав собственности относятся к XIX в., когда в Италии осуществлялся переход от феодализма к мелкой средней поземельной собственности (см.: [22]).

< >

о о

о

со О

со <

Таблица 1

Характеристика общероссийского рынка деловой коррупции в динамике

Характеристика 2001 2005

Интенсивность коррупции 2,248 1,795

Средний размер взятки (тыс. долл.) 10,2 135,8

Среднегодовой взнос (тыс. долл.) 22,9 243,75

Объем рынка (млрд долл.) 33,5 316

«завистническое соперничество»1, в результате которого, как и на войне, не может быть двух победителей. Есть только один победитель, а все остальные — побежденные, что является принципиальным отличием рыночных отношений, где в результате удовлетворения потребностей контрагентов выигрывают все участники обмена.

Следующей нормой является «доверие». Не вызывает сомнений, что отсутствие третьей нормы сводит на нет реализацию первой нормы. Следовательно, криминальную структуру можно представить в качестве хозяйствующего субъекта, занятого производством, рекламой и продажей доверия.

Таким образом, можно отметить, что деятельность хозяйствующих субъектов теневого сектора экономики имеет двойственный характер. Мир бизнеса делится на «своих» и «чужих». С одной стороны, в кругу «своих» действуют нормы доверия и взаимовыручки, с другой — включаясь в отношения с «чужими», «теневик» вступает в борьбу и идет до победного конца, в том числе, не останавливаясь перед применением насилия.

Очевидно, что официальное правовое регулирование не доступно для хозяйствующих субъектов, «идущих до победного конца» только в рамках теневого сектора экономики. Однако по мере того, как теневой бизнес расширяется и переплетается с легальной экономикой, участники теневого сектора для повы-

шения эффективности своего бизнеса и снижения трансакций стремятся установить «семейные» отношения с отдельными представителями органов государственной власти, что в итоге способствует процветанию коррупции.

Многие ученые справедливо отмечают, что особая опасность коррупции заключается в ее тесной связи с теневой экономикой, на базе которой она появляется, а затем способствует ее дальнейшему стремительному росту. Опираясь на «теневой» капитал, коррупция способствует формированию криминального общества и криминального государства.

Проиллюстрировать сказанное можно результатами исследований Фонда политических исследований (ИНДЕМ): в России, где только с 2001 г. по 2005 г. произошло почти десятикратное увеличение «рынка» деловой коррупции2 (см. табл. 1).

Международная организация «Transparency International» подтвердила данные, полученные «ИНДЕМ», и назвала ежегодный объем коррупционного «рынка» России равным 300 млрд долларов3. Следовательно, мы можем предположить, что объем теневого бизнеса в нашей стране составляет сегодня от 1,5 до 3 трлн долларов, так как на взятки бизнесмены тратят около 10-20% от совершаемой сделки.

Как подчеркнул Э. де Сото, «единственной задачей пораженного „тенью" государства является перераспределе-

1 Завистническое соперничество есть процесс оценки людей в отношении их достоинства, здесь важен не сам факт достижения определенного уровня, а постоянное соревнование, соизмерение сил [2, с. 8082].

2 Фонд ИНДЕМ: сумма взяток в 2,6 раза превышает бюджет России // Новая газета. № 55, 2005. 1 августа.

3 Зыкова Т. Ежегодно в России берут взятки на 300 миллиардов долларов // Российская газета. 2009. 17 ноября.

ние, а не создание благ. Такая система <...> выгодна лишь тем, кто наилучшим образом организовался для поддержания тесных связей с власть имущими. И это означает, что на рынке остаются лишь те виды бизнеса, которые наиболее эффективны политически, но не экономически <...> Под давлением синдикатов в правовой системе постепенно накапливаются законы, ограничивающие доступ к законно осуществляемой деятельности, увеличивающие издержки подчинения законам, а упрощение правил и сокращение бюрократии оказывается почти невозможным» [17, с. 320].

Следует согласиться с М. Олсон, что сложная и дорогостоящая правовая система вполне устраивает перераспределительные синдикаты, поскольку камуфлирует получаемые ими преимущества таким хитросплетением правовых норм, в котором не в силах разобраться ни пресса, ни политическая

оппозиция. Когда удается выявить наличие привилегии и принимается закон, ее отменяющий, лабиринт правил делается еще более сложным. Бюрократы, политики и конкуренты, со своей стороны, найдут способ еще раз отменить закон, создавая бесконечный цикл конкурирующих законов [23].

В этих условиях органам государственной власти становится крайне тяжело убедить граждан в необходимости быть честными и соблюдать законы, поскольку увеличивающиеся на глазах граждан масштабы теневой экономики и ее коррупционной составляющей разрушают общественную мораль и внушают людям, что каждый должен действовать исходя из своих личных эгоистических интересов.

Чувство вседозволенности и правовой нигилизм населения становятся благодатной почвой для дальнейшего роста теневой экономики и, прежде всего, — ее коррупционной составляющей.

< >

о о

Литература

1. Бертовский Л. В., Образцов В. А. Выявление и расследование экономических преступлений. М., 2003.

2. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

3. Голованов Н. М., Перекислов В.Е., Фадеев В. А. Теневая экономика и легализация преступных доходов. СПб., 2003.

4. Егоршин В. М., Колесников В. В. Преступность в сфере экономической деятельности. СПб., 2000.

5. Елисеева И. Экономика, уходящая в тень // Ваш тайный советник. 2002. № 24. С. 10-12.

6. Исправников В., Куликов В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. М., 1997.

7. Курочкин Ю. П. Теневая экономика и ее эволюция. Социально-экономическая природа теневой экономики // Актуальные проблемы правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Вып. 1. СПб., 1993.

8. Латов Ю. В., Ковалев С. Н. Теневая экономика. М., 2006.

9. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2004.

10. Мэннион Д. Книга о мафии. М., 2004.

11. Олейник А. Н. Институциональная экономика. М., 2005.

12. Орехов П. Статистические показатели и теневая экономика // Российский экономический журнал. 1996. № 4.

13. Переход к рынку. Концепция и программа. М., 1990.

14. Попов Ю. Н., Тарасов М. Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства. М., 2005.

15. Привалов К. В. Теневая экономика (теоретико-правовой анализ). СПб., 1998.

16. Смирнов А. А. Государственная политика обеспечения экономической безопасности. СПб., 2002.

17. Сото Э. де. Иной путь. Невидимая рука в третьем мире. М., 1995.

18. Теневая экономика — 2007: Научный ежегодник / под общ. ред. Л. М. Тимофеева. М., 2008.

19. Шиханцов Г. Г. Криминология. М., 2001.

о 20. Экономика и право. Теневая экономика / под ред. Н. Д. Эриашвили, Н. В. Артемьева. н М., 2007.

" 21. Easton S. The Size of the Underground Economy: A Review of the Estimates. Simon Fraser < University. Jan. 2001.

> 22. Gambetta D. The Sicilian Mafia. The Business of Private Protection. Cambridge: Harvard о University Press, 1993.

L 23. Olson M. The Rise and Decline of Nations: Economic Growth, Stagflation and Social Rigidities. о New Haven: Yale University Press, 1982.

™ 24. Smith P. Assessing the Size of the Underground Economy: The Canadian Statistical Pers-m pectives // Canadian Econ. Observer. Cat. № 11-010, 1994.

2 25. World Bank. 0verview-2010. Doing Business database. WB 2010.

с

2 References

x 1. Bertovskiy L. V., Obraztsov V. A. Vyyavlenie i rassledovanie ekonomicheskikh prestupleniy. § M., 2003.

с 2. Veblen T. Teoriya prazdnogo klassa. M., 1984.

3. Golovanov N. M., Perekislov V.E, Fadeev V. A. Tenevaya ekonomika i legalizatsiya prestupnykh dokhodov. SPb., 2003.

4. Egorshin V. M., Kolesnikov V. V. Prestupnost v sfere ekonomicheskoy deyatelnosti. SPb., 2000.

5. Eliseeva I. Ekonomika, ukhodyaschaya v ten // Vash taynyy sovetnik. 2002, № 24. S. 1012.

6. Ispravnikov V., Kulikov V. Tenevaya ekonomika v Rossii: inoy put i tretya sila. M., 1997.

7. Kurochkin Yu.P. Tenevaya ekonomika i ee evolyutsiya. Sotsialno-ekonomicheskaya priroda tenevoy ekonomiki // Aktualnye problemy pravookhranitelnoy deyatelnosti organov vnutren-nikh del. Vyp. 1. SPb., 1993.

8. Latov Yu.V., Kovalev S. N. Tenevaya ekonomika. M., 2006.

9. Meskon M.Kh., Albert M., Khedouri F. Osnovy menedzhmenta. M., 2004.

10. Mennion D. Kniga o mafii. M., 2004.

11. Oleynik A. N. Institutsionalnaya ekonomika. M., 2005.

12. Orekhov P. Statisticheskie pokazateli i tenevaya ekonomika // Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal 1996. № 4.

13. Perekhod k rynku. Kontseptsiya i programma. M., 1990.

14. Popov Yu. N., Tarasov M. E. Tenevaya ekonomika v sisteme rynochnogo khozyaystva. M., 2005.

15. Privalov K. V. Tenevaya ekonomika (teoretiko-pravovoy analiz). SPb., 1998.

16. Smirnov A. A. Gosudarstvennaya politika obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti. SPb., 2002.

17. Soto E. de. Inoy put. Nevidimaya ruka v tretem mire. M., 1995.

18. Tenevaya ekonomika — 2007: Nauchnyy ezhegodnik / pod obsch. red. L. M. Timofeeva. M., 2008.

19. Shikhantsov G. G. Kriminologiya. M, 2001.

20. Ekonomika i pravo. Tenevaya ekonomika / pod red. N. D. Eriashvili, N. V. Artemeva. M., 2007.

21. Easton S. The Size of the Underground Economy: A Review of the Estimates. Simon Fraser University. Jan. 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Gambetta D. The Sicilian Mafia. The Business of Private Protection. Cambridge, 1993.

23. Olson M. The Rise and Decline of Nations: Economic Growth, Stagflation and Social Rigidities. New Haven: Yale University Press,1982.

24. Smith P. Assessing the Size of the Underground Economy: The Canadian Statistical Perspectives // Canadian Econ. Observer. Cat. № 11-010, 1994.

25. World Bank. 0verview-2010. Doing Business database. WB 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.