Установлено, что зерновому рынку присущи признаки монополистической конкуренции, где основным критерием дифференциации зерна является его вид и направление потребления, с элементами олигополии, монополии. По расчетам, свыше 70% регионального рынка муки и комбикормов контролируется двумя предприятиями. Подобная ситуация возникла и на рынке услуг по хранению зерна. Соответственно цена на зерно преимущественно определяется покупателями. При таких условиях одним из перспективных направлений развития зерновой отрасли является углубление в ней интеграционных процессов.
С целью совершенствования экономических отношений между субъектами рынка на региональном рынке зерна целесообразно создать зерновые маркетинговые кооперативы -объединения сельскохозяйственных производителей, элеваторов, представителей сбытовых фирм, что обусловит проявление эффекта синергизма. Основными функциями маркетингового кооператива могут быть: аналитическая (мониторинг и исследование рынка), инновационная (поиск и содействие распространению новых эффективных технологий производства зерна), физическое (сушки, доочистки и сортировки зерна), сбытовая (выбор оптимальных каналов сбыта и непосредственно реализация зерна), коммуникационная (налаживание коммуникационных и информационных каналов), контролирующая (организация системы комплексного управления качеством во всех звеньях производственного процесса и товародвижения зерна, планирование деятельности, контроль маркетинга). Создание маркетинговых кооперативов позволит снизить риск, связанный с колебанием цен, за счет достижения прогнозируемости сбыта зерна в течение года и обеспечить регулярность его поставок конечным потребителям.
Литература
1. Региональный рынок семян зерновых культур: тенденции формирования и перспективы развития: Монография / Коллектив авторов. Под редакцией заслуженного деятеля науки РФ, д.э.н., профессора А. П. Курносова. Воронеж: ФГОУ ВПО ВГАУ, 2008. 199 с.
Theoretical approaches to the definition of the term «financial control»
Akhunova Ye.
Теоретические подходы к определению понятия «финансовый контроль»
Ахунова Е. А.
Ахунова Елена Анваровна /Akhunova Yelena — старший преподаватель, кафедра «Финансы», Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются теоретические подходы к определению понятия «финансовый контроль» по мнению ряда ученых-экономистов.
Abstract: the article considers the theoretical approaches to the definition of the term "financial control" according to a number of scientists-economists.
Ключевые слова: управление, контроль, управление финансами, финансовый контроль. Keywords: management, control, management of finance, financial control.
В управлении как совокупности приемов и методов целенаправленного воздействия на определенный объект для достижения поставленной цели или определенного результата [1, с. 69] особое значение имеет контроль, который можно рассматривать в различных аспектах: как деятельность или функцию различных контролирующих органов, как функцию системы управления, как систему наблюдения, сопоставления, проверки и анализа функционирования управляемого объекта с целью выявления отклонений от принятых стандартов, как совокупность мероприятий, проводимых контролирующими органами по проверке хозяйственных операций, как инструмент снижения различных рисков, как процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей, как неотъемлемую составную часть системы регулирования, а также как форму обратной связи, посредством которой управляющая система получает необходимую информацию о действительном состоянии управляемого объекта и исполнении управленческих решений [2].
Управление осуществляется в различных сферах социально-экономического развития государства, деятельности юридических и физических лиц, включая финансовые отношения различных экономических субъектов. Управление финансами государства, юридических или физических лиц представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности [1, с. 69]. Функцией или функциональным элементом управления финансами является финансовый контроль, который является многоплановым понятием и может рассматриваться как деятельность или функция различных контролирующих органов, как система наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью объекта управления, как совокупность мероприятий, проводимых контролирующими органами по проверке хозяйственных операций, как один из видов государственного контроля, как функция системы управления финансовыми отношениями или как контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений [2]. Рассмотрим различные определения термина «финансовый контроль».
Архипов А. И., Погосов И. А. и другие определяют финансовый контроль как элемент системы управления финансами, особую сферу стоимостного контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, территориальных административных образований, предприятий, организаций), соблюдением финансово -хозяйственного законодательства, целесообразностью производственных расходов, экономической эффективностью финансово-хозяйственных операций [3, с. 36].
По мнению Барулина С. В. финансовый контроль представляет собой управленческую деятельность (совокупность мер и действий) органов публичной власти, специальных контролирующих органов, менеджмента организаций и домашних хозяйств, включающую в различных видах и формах отслеживание и наблюдение финансовых потоков, проверку полноты и законности формирования публичных и частнохозяйственных финансовых планов, решений, финансовой политики, а также принятия мер ответственности к нарушителям финансовой дисциплины и мер по устранению выявленных недостатков [4, с. 134].
Мацкуляк И. Д. определяет финансовый контроль как систему надзора контрольных органов за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений и организаций с целью обоснованной оценки эффективности их деятельности, проверки законности и целесообразности финансовых операций, выявления резервов улучшения использования ресурсов и увеличения доходов государственного бюджета [5, с. 538].
Бочаров В. В., Леонтьев В. Е. и Радковская Н. П. полагают, что финансовый контроль - это деятельность общегосударственных органов управления экономикой в лице законодательных и исполнительных органов власти всех уровней и специально созданных учреждений, которая состоит в проверке обоснованности формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов и средств, носит стоимостный характер и осуществляется на всех стадиях воспроизводственного процесса [6, с. 41].
Подъяблонская Л. М. определяет финансовый контроль как законодательно регламентированную деятельность специально созданных учреждений и контролеров (аудиторов) за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций [7, с. 56].
Белоножко М. Л. и Скифская А. Л. рассматривают финансовый контроль как контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, при этом в сфере государственного управления, финансовый контроль представляют собой регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования [8, с. 65-66].
По мнению Нешитоя А. С. и Воскобойникова Я. М. финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации, осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает как контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, так и оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов [9, с. 122-123].
По мнению Маркиной Е. В. и других, финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами по проверке деятельности всех субъектов финансовых отношений в процессе формирования и использования финансовых ресурсов с целью своевременного получения полной и достоверной информации о реализации принятых управленческих решений [10, с. 346].
Климович В. П. определяет финансовый контроль как проверку специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовый отношений требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками. Финансовый контроль является формой реализации функций финансов и важной частью системы управления финансами и призван обеспечить интересы и права как государства, так и других экономических субъектов [11, с. 90].
Таким образом, финансовый контроль является важным элементом управления финансами государства, юридических и физических лиц, охватывает все процессы, связанные с организацией финансовых отношений в ходе формирования, распределения и использования финансовых ресурсов всех экономических субъектов, осуществляется с помощью специальных форм и методов органами государственной власти и управления, специально созданными органами, структурами и отделами юридических лиц с целью проверки соблюдения всеми экономическими субъектами нормативно-правовых актов финансово-хозяйственного законодательства и финансовой дисциплины. Результаты финансового контроля используются органами государственной власти и управления, собственниками и руководителями предприятий, физическими лицами для определения приоритетных направлений дальнейшего развития, повышения эффективности организации процессов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.
Литература
1. Финансы: учебник / под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2012.
2. Гварлиани Т. Е., Черемшанов С. В. Налогообложение ифинансовый контроль // Аудит и финансовый анализ, 2003. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.auditfm.com/fin/2003/4/fm_2003_41_rus_01_01_gvarliany/fin_2003_41_rus_01_01_ gvarliany.asp (дата обращения: 10.08.2016).
3. Финансы: учебник / под ред. А. И. Архипова, И. А. Погосова. М.: Проспект, 2009.
4. Барулин С. В. Финансы: учебник. 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2011.
5. Государственные и муниципальные финансы: учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / под общ. ред. И. Д. Мацкуляка. М.: Издательство РАГС, 2007.
6. Бочаров В. В., Леонтьев В. Е., Радковская Н. П. Финансы: учебник. СПб.: Питер, 2009.
7. Подъяблонская Л. М. Финансы: учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
8. Белоножко М. Л., Скифская А. Л. Государственные и муниципальные финансы: учебник. СПб: ИЦ «Интермедия», 2014.
9. Нешитой А. С., Воскобойников Я. М. Финансы: учебник. 10-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012.
10. Финансы: учебник // под ред. Маркиной Е. В. 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2014.
11. Климович В. П. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2015.