Научная статья на тему 'Теоретические подходы к моделированию процесса формирования профессиональной компетентности специалиста экономического профиля'

Теоретические подходы к моделированию процесса формирования профессиональной компетентности специалиста экономического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / СПЕЦИАЛИСТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Каринэ Евгеньевна, Щедроткина Светлана Вячеславовна

В статье рассматривается актуальный вопрос о теоретических подходах к построению модели формирования профессиональной компетентности специалистов экономического профиля. Авторы обосновывают необходимость строить модель на практико-ориентированном, системном, интегративном, деятельностнном, личностно-ориентированном и компетентностном подходах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Каринэ Евгеньевна, Щедроткина Светлана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к моделированию процесса формирования профессиональной компетентности специалиста экономического профиля»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

Таким образом, стилевые вариации плавания, сформированные на основе индивидуальных двигательных действий обучаемых, имеют приоритет перед проявлениями техники способов брасс и кроль на груди относительно качественных критериев оценивания.

Индивидуально-вариативное целеполагание является эффективным условием результативности обучения прикладному плаванию.

Список использованной литературы:

1. Орлов, А.И. Теория измерений и педагогическая диагностика // Педагогические измерения / Гл. ред. В. С. Аванесов. - 2004. - С. 2-8.

2. Понимасов, О.Е. Обучение плаванию студентов посредством использования индивидуального двигательного опыта / О.Е. Понимасов // Символ науки. - 2015. - № 8. - С. 254-255.

3. Понимасов, О.Е. Индивидуально-ориентированное преобразование движений в условиях массового обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 128-131.

4. Понимасов, О.Е. Индивидуально-вариативное целеполагание как условие проектирования стилевых вариаций плавания / О.Е. Понимасов, С.В. Николаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11. - С. 134-137.

© О.Е. Понимасов, В.В. Рябчук, 2015.

УДК 37

Романова Каринэ Евгеньевна Щедроткина Светлана Вячеславовна

Г. Шуя, РФ E-mail: rom.ke@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ПРОФИЛЯ

Аннотация

В статье рассматривается актуальный вопрос о теоретических подходах к построению модели формирования профессиональной компетентности специалистов экономического профиля. Авторы обосновывают необходимость строить модель на практико-ориентированном, системном, интегративном, деятельностнном, личностно-ориентированном и компетентностном подходах

Ключевые слова

Модель, специалисты экономического профиля, теоретические подходы.

Моделирование, являясь одним из методов научного исследования, широко применяется в педагогике. Метод моделирования является интегративным, он позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, т.е. сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций. При этом можно сказать, что моделирование использует не только человек, но и, например, хищник, прогнозируя поведение потенциальной жертвы и т.п. Однако, обычно моделирование считается атрибутом интеллектуальной деятельности, и рассматривается процесс создания и использования искусственно созданных моделей [1].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

Нами представлена модель процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов экономического профиля, основанная на применении практико-ориентированного, системного, интегративного, деятельностнного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов

[4].

Практико-ориентированный подход

В современных условиях глобализации профессионального образования и вхождения в Болонский процесс России одной из основных проблем является обеспечение качества образования, формирование выпускников, адекватных потребностям рынка труда. Проблема качества подготовки специалистов и их дальнейшего трудоустройства приобретает особое значение в связи с ориентацией учебных заведений на практическую реализацию приобретенных компетенций. В связи с этим становится актуальной проблема разработки механизма взаимодействия учебного заведения и потенциальных работодателей.

Одним из направлений развития и модернизации российского профессионального образования являются практико-ориентированный подход, направленный на формирование личностных компетенций будущего специалиста. Ставится задача обновления профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундаментальности. При этом ведущими технологиями становятся практико-ориентированные и интерактивные стратегии обучения (В. Байденко, В.А. Болотов, В.П. Борисенков, В.В. Сериков В.В. и др.).

Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы [2].

Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «правильно заданный вопрос — половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания [5].

Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов. Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития.

Интегративный подход, предполагает рассмотрение развивающейся образовательной системы как совокупности, органически включающей в себя процессуальные и результирующие составляющие, тем самым, делая возможным управление ими.

Сущность интегративного подхода заключается во взаимодействии субъектов воспитательно-образовательного процесса, направленного на организацию и осуществление поисковой деятельности обучающихся, активное и самостоятельное приобретение ими знаний и овладение способами применения в условиях внутридисциплинарного и междисциплинарного синтеза.

Для формирования целостной личности студента нам также необходим деятельностный подход, рассматривающий процесс формирования профессиональной компетентности молодого квалифицированного рабочего автомеханика как специфический вид деятельности всех субъектов профессиональной подготовки.

В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно - воспитательной деятельностью обучающегося в общем контексте его жизнедеятельности -направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности обучающегося.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№9/2015

ISSN 2410-700Х

Личностно-ориентированный подход позволяет решить задачи обучения, не решаемые в рамках других педагогических подходов, и эта его возможность оказалась востребованной современной российской педагогикой.

Проанализировав точки зрения ученых на проблему личностно-ориентированного подхода в образовании, можем сделать вывод, что личностно - ориентированный подход ставит перед собой и преподавателями следующие задачи: обеспечить: 1) личностный рост, развитие субъективности, саморазвитие обучаемого; 2) его интеллектуальное развитие; 3) формирование в его сознании целостной картины мира.

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [3].

Компетентностный подход предполагает не усвоение обучающимся отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.

Подводя итог, можно сказать, что модель формирования профессиональной компетентности специалистов экономического профиля должна строится на следующих теоретических подходах: практико-ориентированного, системного, интегративного, деятельностнного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов.

Список использованной литературы:

1. Бедерханова, В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учеб. Пособие - Краснодар, 2000.

2. Блауберг, И.В., Садовский В.Н., Э.Г. Юдин "Системный подход в современной науке" - В кн.: Проблемы методологии системных исследований. М.: Мысль, 1970, с. 7-48.

3. Воронина, Л.В. Актуальность социального партнёрства Зам .директора ЭР Воронина л.в. Политехнический колледж №2 Государственное бюджетное образовательное учереждение. http://k02.mskcollege.ru/

4. Романова, К.Е. Модель методической системы формирования педагогического мастерства будущих преподавателей / К.Е. Романова //Наука и школа, 2009. - №3. - С.31-34.

5. Романова, К.Е. Теоретико-методологические аспекты исследования проблемы педагогического мастерства, К.Е. Романова К.Е. // Научный поиск, 2012ю - №4. - С.57.

© К.Е. Романова, С.В. Щедроткина, 2015

УДК 37.08

Сварковская Лина Андреевна,

канд. пед. наук, доцент СевГУ, Фролова Ирина Ивановна,

магистрантка 2 курса СевГУ, г. Севастополь, РФ E-mail: psped@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ЧАСТИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Аннотация

Статья раскрывает результаты исследования содержания методической работы и деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.