Научная статья на тему 'Обучение плаванию студентов посредством использования индивидуального двигательного опыта'

Обучение плаванию студентов посредством использования индивидуального двигательного опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
Индивидуальный двигательный опыт / способы плавания / преобразование движений

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Понимасов Олег Евгеньевич

В статье исследованы возможности обучения плаванию на основе использования индивидуального двигательного потенциала обучаемых. Сформулировано условие индивидуально-двигательного опосредования, подразумевающее подход к обучению на основе имеющихся двигательных действий занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Понимасов Олег Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение плаванию студентов посредством использования индивидуального двигательного опыта»

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х____________________________

2. Бершадский М.Е., Бершадская Е.А. Применение методов "Concept Maps" и "Mind Maps" для повышения уровня информационной компетентности обучаемых // Эффективные образовательные технологии [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые, граф., зв., видео дан. (57,2 Мб). - М. : ООО «Дистанционные технологии и образование», 2008. - Вып. 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

3. Бьюзен Т. Интелект-карты. Практическое руководство. - М, Попури, 2010. - 352 с.

4. Спецификация контрольно измерительных материалов для проведения в 2015 г ЕГЭ по обществознанию [Электронный ресурс] http://fipi.ru/ege-i-gve-n/demoversii-specifikacii-kodifikatory

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации.- Новосибирск: Норматика, 2014.- 128 с.

© Н.А. Позднякова, 2015

УДК 797.21

Понимасов Олег Евгеньевич

канд. пед. наук, доцент,

Северо-Западный институт управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Санкт-Петербург, РФ e-mail: [email protected]

ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЬНОГО ОПЫТА

Аннотация

В статье исследованы возможности обучения плаванию на основе использования индивидуального двигательного потенциала обучаемых. Сформулировано условие индивидуально-двигательного опосредования, подразумевающее подход к обучению на основе имеющихся двигательных действий занимающихся.

Ключевые слова

Индивидуальный двигательный опыт, способы плавания, преобразование движений.

В результате изучения сущности и содержания индивидуализации педагогического процесса в научно-педагогической литературе, касающейся вопросов обучения плаванию, выяснилось, что на современном этапе ее развитие характеризуется исследованием результативных показателей двигательной деятельности обучаемых и практически не учитывает индивидуальные текущие составляющие. На практике это выражается в том, что целью педагогического процесса ставится достижения конкретного результата, характеризующегося количественными и качественными показателями, именуемыми нормативами. В спорте - это стремление к наивысшему результату, рекорду как высочайшему нормативу, в профессиональном обучении - ориентированность на уровень показателей, определяющих успех в профессиональной деятельности [2, с. 116]. При построении учебного процесса педагог рассматривает начальный уровень подготовленности обучаемых, образно выражаясь, в качестве чистого листа, на который в процессе обучения заносится учебный материал в виде сформированных двигательных навыков, необходимых для усвоения обучаемыми. При этом принцип индивидуализация реализуется посредством сопоставления достигнутых показателей каждым обучаемым в отдельности с модельными характеристиками, соответствующими этапу обучения, и внесением соответствующих коррективов в процесс обучения. Между тем, занимающиеся могут обладать индивидуальным двигательным опытом, имеющим как рациональную, так и нерациональную составляющие. Представляется обоснованным использование и тех, и других в интересах образовательного процесса. Таким образом, одно из условий

254

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х________

индивидуализированного обучения плаванию - индивидуально-двигательное опосредование, которое определяет опору на индивидуальный двигательный опыт обучаемых. Уровень владения плаванием может быть различным, при этом целесообразно не только учитывать его при обучении, но и строить сам процесс обучения на основе этого уровня, в том числе и отрицательного с точки зрения спортивного плавания.

В целях согласования процесса обучения с индивидуальными двигательными возможностями занимающихся, адекватного восприятия ими используемой методики формирования навыков плавания и сокращения времени освоения упражнений нами были задействованы ранее освоенные плавательные движения студентов [3, с. 127-130].

В эксперименте приняли участие 36 студентов, способных преодолеть 25 м дистанции посредством одновременных локомоторных движений без учета времени.

В основу обучения было положено преобразование лишь отдельных малоэффективных движений методом их замещения на более рациональные, не прибегая к изменению общего динамического стереотипа плавания.

Обучение проводилось в течение 10 учебно-тренировочных занятий по 1 часу каждое.

Студенты контрольной группы обучались по традиционной методике на основе целостнораздельного метода [1, с. 134].

Поскольку подготовка исследуемой категории обучаемых по плаванию не носит целевой направленности к высшим достижениям, изменения в технике плавания оценивались не по скоростным характеристикам, а по динамическим параметрам и протяженности проплываемой дистанции.

Результаты эксперимента отражены в таблице.

Таблица 1

Динамические показатели способов плавания, полученные в результате первичного и повторного тестирований испытуемых контрольной и экспериментальной групп

КГ ЭГ

Показатели 1-е 2-е 1-е 2-е

тест-е тест-е тест-е тест-е

Сила тяги при движениях одними руками, кг 5,3±0,7 5,6±0,3 5,5±0,2 6,3±0,2

Сила тяги при движениях одними руками, кг 6,5±0,4 6,6±0,1 6,1±0,2 6,9±0,5

Сила тяги при плавании в полной координации, кг 7,8±0,4 8,2±0,2 8,1±0,6 9,5±0,1

Коэффициент координации 0,66 0,67 0,69 0,72

Длина проплываемой дистанции, м 25 158 25 215

Таким образом, целенаправленное использование способности занимающихся к проявлению локомоторных действий, позволяющих в той или иной мере самостоятельно передвигаться в воде, определяет положительную динамику технико-динамических показателей способов плавания и увеличивает максимальную длину проплываемой дистанции. Обучение плаванию на основе имеющегося двигательного опыта занимающихся сокращает время формирования плавательных навыков.

Список использованной литературы:

1. Булгакова, Н.Ж. Плавание / Н.Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 400 с.

2. Платонов, В.Н. Плавание/ Под ред. В.Н. Платонова. - Киев: Олимпийская литература, 2000. - 495 с.

3. Понимасов, О.Е. Гидрогенные локомоции как двигательные субстраты реализации функций прикладного плавания / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 127-130.

© О.Е. Понимасов, 2015.

255

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х________

УДК 372.881.1

Тимкина Юлия Юрьевна

канд. пед. наук, доцент Пермской ГСХА,

г. Пермь, РФ Е-mail: timkinaj @mail. rn

ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕЙ ВАРИАТИВНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация

В статье рассматриваются общие и специальные цели вариативного иноязычного образования студентов многопрофильного вуза. Показано, что общей целью выступает формирование вторичной языковой личности, специальной целью является развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов в контексте будущей профессиональной деятельности на основе выбора условий, средств и способов иноязычного образования.

Ключевые слова

Вариативность, языковая личность, иноязычная коммуникативная компетенция

Вариативное образование базируется на идее духовно-творческой сущности обучающегося, формирование и развитие которой зависит от наличия выбора условий, средств и технологий, способов, применяемых во «взаимосвязанной деятельности» участников образовательного процесса, нацеленной на достижение целей образования [7, с. 17].

Общей целью вариативного иноязычного образования в вузе, с точки зрения антропоцентрической парадигмы современных научных исследований, является формирование и развитие свободной личности, находящейся «на стыке двух и более лингвокультур» [2, с. 4]. Развитие вторичной языковой личности (Халеева, 1989) основано на реализации актуальных и потенциальных возможностей студентов, личностного опыта; учете эмоциональной и чувственной стороны, мотивации, интересов и индивидуальнопсихологических особенностей студентов [4]. Вариативность образования направлена на выполнение студентами инициативного самостоятельного учебно-исследовательского действия, которое происходит, когда студент осуществляет выбор траектории, метода и средств собственного иноязычного образования, несет ответственность за образовательные результаты, осуществляет предметную и личностную рефлексию, что и обуславливает развитие вторичной языковой личности.

Специальной целью вариативного иноязычного образования в вузе является подготовка студентов к участию в межкультурной коммуникации на иностранном языке с целью решения профессиональных задач. В русле общепринятого в современной высшей школе компетентностного подхода целеустановки обозначаются в терминах компетенция / компетентность, отражающих знания и умения речевой деятельности, а также способность реализовывать эти знания в межкультурном общении, что свидетельствует о сформированности характеристики личности, которая определятся как компетентность

[5].

В рамках иноязычного образования компетентностный подход позволяет рассматривать цель и результат обучения во взаимосвязи и взаимозависимости структурных компонентов иноязычной коммуникативной компетенции. В соответствии с примерной программой по дисциплине «Иностранный язык», разработанной под руководством С.Г. Тер-Минасовой (2009 г.) и призванной к обеспечению единства образовательного процесса на территории РФ, определен компонентный состав иноязычной коммуникативной компетенции в виде языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной компетенций.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов многопрофильного вуза в условиях вариативного образования осуществляется на основе индивидуализации образовательного процесса путем создания условий выбора содержания, методов и средств образования, а также концентрации обучения в области будущей профессии студентов [1]. Современные образовательные технологии предоставляют возможность реализовать вариативность иноязычного образования. Блочномодульная технология позволяет разбить содержание обучения на относительно самостоятельные составляющие - модули, содержащие базовый и вариативные компоненты [3]. Метод проектов, case-study,

256

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.