________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х____________________________
2. Бершадский М.Е., Бершадская Е.А. Применение методов "Concept Maps" и "Mind Maps" для повышения уровня информационной компетентности обучаемых // Эффективные образовательные технологии [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые, граф., зв., видео дан. (57,2 Мб). - М. : ООО «Дистанционные технологии и образование», 2008. - Вып. 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)
3. Бьюзен Т. Интелект-карты. Практическое руководство. - М, Попури, 2010. - 352 с.
4. Спецификация контрольно измерительных материалов для проведения в 2015 г ЕГЭ по обществознанию [Электронный ресурс] http://fipi.ru/ege-i-gve-n/demoversii-specifikacii-kodifikatory
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации.- Новосибирск: Норматика, 2014.- 128 с.
© Н.А. Позднякова, 2015
УДК 797.21
Понимасов Олег Евгеньевич
канд. пед. наук, доцент,
Северо-Западный институт управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
г. Санкт-Петербург, РФ e-mail: [email protected]
ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЬНОГО ОПЫТА
Аннотация
В статье исследованы возможности обучения плаванию на основе использования индивидуального двигательного потенциала обучаемых. Сформулировано условие индивидуально-двигательного опосредования, подразумевающее подход к обучению на основе имеющихся двигательных действий занимающихся.
Ключевые слова
Индивидуальный двигательный опыт, способы плавания, преобразование движений.
В результате изучения сущности и содержания индивидуализации педагогического процесса в научно-педагогической литературе, касающейся вопросов обучения плаванию, выяснилось, что на современном этапе ее развитие характеризуется исследованием результативных показателей двигательной деятельности обучаемых и практически не учитывает индивидуальные текущие составляющие. На практике это выражается в том, что целью педагогического процесса ставится достижения конкретного результата, характеризующегося количественными и качественными показателями, именуемыми нормативами. В спорте - это стремление к наивысшему результату, рекорду как высочайшему нормативу, в профессиональном обучении - ориентированность на уровень показателей, определяющих успех в профессиональной деятельности [2, с. 116]. При построении учебного процесса педагог рассматривает начальный уровень подготовленности обучаемых, образно выражаясь, в качестве чистого листа, на который в процессе обучения заносится учебный материал в виде сформированных двигательных навыков, необходимых для усвоения обучаемыми. При этом принцип индивидуализация реализуется посредством сопоставления достигнутых показателей каждым обучаемым в отдельности с модельными характеристиками, соответствующими этапу обучения, и внесением соответствующих коррективов в процесс обучения. Между тем, занимающиеся могут обладать индивидуальным двигательным опытом, имеющим как рациональную, так и нерациональную составляющие. Представляется обоснованным использование и тех, и других в интересах образовательного процесса. Таким образом, одно из условий
254
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х________
индивидуализированного обучения плаванию - индивидуально-двигательное опосредование, которое определяет опору на индивидуальный двигательный опыт обучаемых. Уровень владения плаванием может быть различным, при этом целесообразно не только учитывать его при обучении, но и строить сам процесс обучения на основе этого уровня, в том числе и отрицательного с точки зрения спортивного плавания.
В целях согласования процесса обучения с индивидуальными двигательными возможностями занимающихся, адекватного восприятия ими используемой методики формирования навыков плавания и сокращения времени освоения упражнений нами были задействованы ранее освоенные плавательные движения студентов [3, с. 127-130].
В эксперименте приняли участие 36 студентов, способных преодолеть 25 м дистанции посредством одновременных локомоторных движений без учета времени.
В основу обучения было положено преобразование лишь отдельных малоэффективных движений методом их замещения на более рациональные, не прибегая к изменению общего динамического стереотипа плавания.
Обучение проводилось в течение 10 учебно-тренировочных занятий по 1 часу каждое.
Студенты контрольной группы обучались по традиционной методике на основе целостнораздельного метода [1, с. 134].
Поскольку подготовка исследуемой категории обучаемых по плаванию не носит целевой направленности к высшим достижениям, изменения в технике плавания оценивались не по скоростным характеристикам, а по динамическим параметрам и протяженности проплываемой дистанции.
Результаты эксперимента отражены в таблице.
Таблица 1
Динамические показатели способов плавания, полученные в результате первичного и повторного тестирований испытуемых контрольной и экспериментальной групп
КГ ЭГ
Показатели 1-е 2-е 1-е 2-е
тест-е тест-е тест-е тест-е
Сила тяги при движениях одними руками, кг 5,3±0,7 5,6±0,3 5,5±0,2 6,3±0,2
Сила тяги при движениях одними руками, кг 6,5±0,4 6,6±0,1 6,1±0,2 6,9±0,5
Сила тяги при плавании в полной координации, кг 7,8±0,4 8,2±0,2 8,1±0,6 9,5±0,1
Коэффициент координации 0,66 0,67 0,69 0,72
Длина проплываемой дистанции, м 25 158 25 215
Таким образом, целенаправленное использование способности занимающихся к проявлению локомоторных действий, позволяющих в той или иной мере самостоятельно передвигаться в воде, определяет положительную динамику технико-динамических показателей способов плавания и увеличивает максимальную длину проплываемой дистанции. Обучение плаванию на основе имеющегося двигательного опыта занимающихся сокращает время формирования плавательных навыков.
Список использованной литературы:
1. Булгакова, Н.Ж. Плавание / Н.Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 400 с.
2. Платонов, В.Н. Плавание/ Под ред. В.Н. Платонова. - Киев: Олимпийская литература, 2000. - 495 с.
3. Понимасов, О.Е. Гидрогенные локомоции как двигательные субстраты реализации функций прикладного плавания / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 127-130.
© О.Е. Понимасов, 2015.
255
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х________
УДК 372.881.1
Тимкина Юлия Юрьевна
канд. пед. наук, доцент Пермской ГСХА,
г. Пермь, РФ Е-mail: timkinaj @mail. rn
ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕЙ ВАРИАТИВНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
Аннотация
В статье рассматриваются общие и специальные цели вариативного иноязычного образования студентов многопрофильного вуза. Показано, что общей целью выступает формирование вторичной языковой личности, специальной целью является развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов в контексте будущей профессиональной деятельности на основе выбора условий, средств и способов иноязычного образования.
Ключевые слова
Вариативность, языковая личность, иноязычная коммуникативная компетенция
Вариативное образование базируется на идее духовно-творческой сущности обучающегося, формирование и развитие которой зависит от наличия выбора условий, средств и технологий, способов, применяемых во «взаимосвязанной деятельности» участников образовательного процесса, нацеленной на достижение целей образования [7, с. 17].
Общей целью вариативного иноязычного образования в вузе, с точки зрения антропоцентрической парадигмы современных научных исследований, является формирование и развитие свободной личности, находящейся «на стыке двух и более лингвокультур» [2, с. 4]. Развитие вторичной языковой личности (Халеева, 1989) основано на реализации актуальных и потенциальных возможностей студентов, личностного опыта; учете эмоциональной и чувственной стороны, мотивации, интересов и индивидуальнопсихологических особенностей студентов [4]. Вариативность образования направлена на выполнение студентами инициативного самостоятельного учебно-исследовательского действия, которое происходит, когда студент осуществляет выбор траектории, метода и средств собственного иноязычного образования, несет ответственность за образовательные результаты, осуществляет предметную и личностную рефлексию, что и обуславливает развитие вторичной языковой личности.
Специальной целью вариативного иноязычного образования в вузе является подготовка студентов к участию в межкультурной коммуникации на иностранном языке с целью решения профессиональных задач. В русле общепринятого в современной высшей школе компетентностного подхода целеустановки обозначаются в терминах компетенция / компетентность, отражающих знания и умения речевой деятельности, а также способность реализовывать эти знания в межкультурном общении, что свидетельствует о сформированности характеристики личности, которая определятся как компетентность
[5].
В рамках иноязычного образования компетентностный подход позволяет рассматривать цель и результат обучения во взаимосвязи и взаимозависимости структурных компонентов иноязычной коммуникативной компетенции. В соответствии с примерной программой по дисциплине «Иностранный язык», разработанной под руководством С.Г. Тер-Минасовой (2009 г.) и призванной к обеспечению единства образовательного процесса на территории РФ, определен компонентный состав иноязычной коммуникативной компетенции в виде языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной компетенций.
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов многопрофильного вуза в условиях вариативного образования осуществляется на основе индивидуализации образовательного процесса путем создания условий выбора содержания, методов и средств образования, а также концентрации обучения в области будущей профессии студентов [1]. Современные образовательные технологии предоставляют возможность реализовать вариативность иноязычного образования. Блочномодульная технология позволяет разбить содержание обучения на относительно самостоятельные составляющие - модули, содержащие базовый и вариативные компоненты [3]. Метод проектов, case-study,
256