Научная статья на тему 'Исследование содержания методической работы и деятельности педагогов дошкольного учреждения в части адаптивного физического воспитания детей с нарушением речи'

Исследование содержания методической работы и деятельности педагогов дошкольного учреждения в части адаптивного физического воспитания детей с нарушением речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ / АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сварковская Лина Андреевна, Фролова Ирина Ивановна

Статья раскрывает результаты исследования содержания методической работы и деятельности воспитателей дошкольного учреждения в части адаптивного физического воспитания дошкольников, имеющих нарушения речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сварковская Лина Андреевна, Фролова Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование содержания методической работы и деятельности педагогов дошкольного учреждения в части адаптивного физического воспитания детей с нарушением речи»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№9/2015

ISSN 2410-700Х

Личностно-ориентированный подход позволяет решить задачи обучения, не решаемые в рамках других педагогических подходов, и эта его возможность оказалась востребованной современной российской педагогикой.

Проанализировав точки зрения ученых на проблему личностно-ориентированного подхода в образовании, можем сделать вывод, что личностно - ориентированный подход ставит перед собой и преподавателями следующие задачи: обеспечить: 1) личностный рост, развитие субъективности, саморазвитие обучаемого; 2) его интеллектуальное развитие; 3) формирование в его сознании целостной картины мира.

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [3].

Компетентностный подход предполагает не усвоение обучающимся отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.

Подводя итог, можно сказать, что модель формирования профессиональной компетентности специалистов экономического профиля должна строится на следующих теоретических подходах: практико-ориентированного, системного, интегративного, деятельностнного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов.

Список использованной литературы:

1. Бедерханова, В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учеб. Пособие - Краснодар, 2000.

2. Блауберг, И.В., Садовский В.Н., Э.Г. Юдин "Системный подход в современной науке" - В кн.: Проблемы методологии системных исследований. М.: Мысль, 1970, с. 7-48.

3. Воронина, Л.В. Актуальность социального партнёрства Зам .директора ЭР Воронина л.в. Политехнический колледж №2 Государственное бюджетное образовательное учереждение. http://k02.mskcollege.ru/

4. Романова, К.Е. Модель методической системы формирования педагогического мастерства будущих преподавателей / К.Е. Романова //Наука и школа, 2009. - №3. - С.31-34.

5. Романова, К.Е. Теоретико-методологические аспекты исследования проблемы педагогического мастерства, К.Е. Романова К.Е. // Научный поиск, 2012ю - №4. - С.57.

© К.Е. Романова, С.В. Щедроткина, 2015

УДК 37.08

Сварковская Лина Андреевна,

канд. пед. наук, доцент СевГУ, Фролова Ирина Ивановна, магистрантка 2 курса СевГУ, г. Севастополь, РФ E-mail: [email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ЧАСТИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Аннотация

Статья раскрывает результаты исследования содержания методической работы и деятельности

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

воспитателей дошкольного учреждения в части адаптивного физического воспитания дошкольников, имеющих нарушения речи.

Ключевые слова

Дети с нарушениями речи, адаптивное физическое воспитание дошкольников, методическая работа,

профессиональная компетенция.

Дошкольное детство - это период, когда закладывается фундамент здоровья, физического развития и культуры движений. Конец XX - начало XXI вв. характеризуется ухудшением здоровья детей, начиная с дошкольного возраста. По данным, приведенным академиком А.Г. Хрипковой, лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40 % - хронические заболевания [6]. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и среди контингента детей, поступающих в школу, они составляют лишь около 10 %. Самую многочисленную группу (до 60 % от всех детей дошкольного возраста) сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии актуализирует значение диагностико-коррекционной и профилактической работы в детских садах.

По этой же причине в последние 10-15 лет развивается новое для дошкольных образовательных организаций направление - адаптивное физическое воспитание. По мнению Н.Н. Ефименко, О.В. Решетняк, Л.А. Сварковской и др. адаптивное физическое воспитание в специальных дошкольных учреждениях представляет собой целенаправленно организованный педагогический процесс, главной целью которого является коррекция основного и сопутствующих заболеваний, компенсация утраченных функций, укрепление здоровья, создание условий для полноценного физического развития детей [2, 4, 5].

Вопросы адаптивного физического воспитания дошкольников и подготовки педагогов к данному виду профессиональной деятельности отражены в исследованиях Л.А. Сварковской, О.Н. Шовкопляс и др. [5, 8]. Однако необходимо отметить, что адаптивное физическое воспитание дошкольников является достаточно молодым и интенсивно развивающимся научным направлением и вопросы, связанные со спецификой данного направления в контексте детей с нарушениями речи, являются актуальными и востребованными как на практике, так и на теоретическом уровне.

Цель статьи - отразить результаты исследования содержания методической работы и деятельности педагогов дошкольной образовательной организации в части адаптивного физического воспитания детей с нарушениями речи.

Экспериментальная работа проводилась нами на базе ГБДОУ г. Севастополя "Детский сад №114 комбинированного вида" (экспериментальная группа) и ГБДОУ г. Севастополя "Детский сад №131 комбинированного вида" (контрольная группа). В эксперименте приняли участие по 16 педагогов из каждого детского сада.

В качестве критериев по исследуемой теме нами были избраны:

- методическая работа в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) в части адаптивного физического воспитания дошкольников (оснащенность методического кабинета и формы работы с педагогами);

- компетентность педагогов в части адаптивного физического воспитания (когнитивный, мотивационный и деятельностный компоненты).

В экспериментальной работе использовались методы: анкетирование, наблюдение, анализ педагогической документации.

Анализ методической работы состоял из изучения годовых планов учреждений за три года и оснащения методических кабинетов. Анализ годовых планов дошкольных учреждений показал, что в каждом из них ставятся задачи, направленные на сохранение, укрепление и улучшение физического, психического, социального здоровья детей. Планируются и коррекционные задачи с учетом специфики детских садов, однако коррекционные задачи в части адаптивного физического воспитания не прослеживаются.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

Изучение оснащения методических кабинетов показало, что учреждения имеют научно-методическую литературу по физкультурно-оздоровительной и логопедической тематике. Но по вопросу адаптивного физического воспитания дошкольников литература практически отсутствует. В методических кабинетах имеется в наличии дидактический материал по коррекционной работе: картотеки подвижных игр, пальчиковых гимнастик, дыхательных гимнастик и др. Также представлены конспекты различных форм физкультурно-оздоровительного направления из опыта работы педагогов, однако весь дидактический материал не адаптирован для решения задач по адаптивному физическому воспитанию детей с нарушениями речи.

В ходе исследовательской деятельности были выявлены ошибки и при организации методической работы в данной области. Не используется в полной мере арсенал методических приемов и форм работы, позволяющий повысить компетентность педагогов. В результате педагогически целесообразное руководство физическим воспитанием дошкольников с нарушением речи реализуется частично.

Для определения профессиональной компетентности педагогов в части адаптивного физического воспитания мы использовали метод анкетирования. Анализ ответов на вопросы анкеты показал, что 87,5% воспитателей экспериментальной группы и 75% респондентов контрольной группы связывают понятие «адаптивное физическое воспитание» с понятием «адаптация». Часто в ответах можно прочитать следующую формулировку «адаптивное физическое воспитание - это адаптация организма к окружающей среде». Многие педагоги не знают специфики проведения физкультурного занятия с детьми, имеющими нарушения речи, о чем свидетельствует перечисленная ими структура и содержательное наполнение занятия по физкультуре, характерная для общемассовых групп. Многие педагоги путают формы и средства физического воспитания. Только у 12,5% воспитателей экспериментальной группы и у 25% воспитателей контрольной группы представления об адаптивном физическом воспитании оформлены в субъектном личностном опыте в виде адекватных по содержанию существенных признаков понятия.

Вместе с тем 75% педагогов в каждом детском саду хотят приобрести новые знания в части физического воспитания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями для дальнейшего применения полученных знаний в решении профессиональных задач.

Анализ физкультурных занятий в логопедических группах подтвердил данные анкетирования. Педагоги при проведении занятий опирались на знания методики физкультурного занятия в общемассовых группах, не принимая во внимание особенности и двигательную подготовленность детей, имеющих речевые нарушения. Принцип индивидуального подхода реализовывался в виде снижения физической нагрузки по рекомендации врача. На всех занятиях прослеживался принцип концентризма - сюжет физкультурного занятия соответствовал тематике недели в планировании логопеда. В качестве звукового сопровождения во всех группах использовался бубен. Во вводной и заключительной части на восстановление дыхания использовались дыхательные упражнения в сочетании с образными представлениями.

Анализ календарных планов показал, что в перспективное планирование физкультурных занятий воспитатели включают упражнения с мелким инвентарем, ставят задачи на формирование навыков элементарной ориентировки в пространстве. Однако отмечено недостаточное использование логоритмических и релаксационных упражнений, упражнений на дифференцировку темпа и ритма, парных упражнений, пальчиковых игр, музыкального сопровождения. Преимущественно решение коррекционных задач отражено в планах во время режимных моментов в течение дня.

Выводы. Воспитатели дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи имеют недостаточный уровень компетентности в части адаптивного физического воспитания детей. Для повышения компетентности педагогов в части адаптивного физического воспитания с детьми, имеющими нарушения речи, необходимо в первую очередь откорректировать методическую работу в данном направлении, поскольку методическая работа дошкольного учреждения является одним из важнейших аспектов управления и рассматривается как деятельность, направленная на обеспечение качества образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

Перспективу дальнейших исследований видим в создании и апробации нового содержания методической работы в дошкольной образовательной организации для повышения компетентности педагогов в названном направлении.

Список использованной литературы:

1. Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое развитие дошкольников: Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре / Е.Н. Вареник, З.А. Корлыханова, Е.В. Китова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 114 с.

2. Ефименко Н.Н., Измайлова Т.Н. Коррекция нарушений речевого развития в «Театре физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» / Н.Н. Ефименко, Т.Н. Измайлова. - Таганрог: Центр развития личности, 2007. - 48 с.

3. Голицына Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ / Н.С. Голицына. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 104 с.

4. Решетняк О.В. Программно-методическое обеспечение процесса физического воспитания детей 5-6 лет с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04/ Решетняк Оксана Валерьевна. - Краснодар, 2004. - 18 с.

5. Сварковська Л.А. Щцготовка студенев спещальностг «Дошкшьна освгга» до фiзичного виховання дггей у дошкгльних навчальних закладах компенсуючого типу/ Л.А. Сварковська / Дошкшьна i початкова освгга досягнення, проблеми, перспективи. Тези Всеукрашськог науково-практично! конференций 22-23 листопада 2012 року. - Мукачево: МДУ, 2012. - С. 145-146

6. Хрипкова А.Г., Антропова М.В. Социальные условия и состояние здоровья дошкольников. Забота о здоровье детей /А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова. - М.: Просвещение, 1980. - 120 с.

7. Шовкопляс О.Н. Подготовка будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений к работе с детьми с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 / Шовкопляс Ольга Николаевна. - Киев, 2011. - 20 с.

8. Шовкопляс О.Н. Проблемы организации профилактико-коррекционной работы в современном дошкольном учреждении / О.Н. Шовкопляс // Вестник Магнитогорского государственного университета. Магнитогорск, 2009. - С. 213-217.

© Л.А. Сварковская, И.И. Фролова, 2015

УДК 378.14

Сейтвелиева Сусана Нуриевна

старший преподаватель кафедры прикладной информатики

г.Симферополь, Республика Крым E-mail: [email protected] Бекирова Эмине Айдеровна преподаватель кафедры прикладной информатики г.Симферополь, Республика Крым E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ-ПРОГРАММИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Выполнен обзор исследований, посвященных изучению профессиональной подготовки инженеров-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.