Я • 7universum.com
жк. UNIVERSUM:
¿ЖУХ ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
ВОПРОСЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СЕЛЬСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УКРАИНЫ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «ДОШК1ЛЬНЕ ВИХОВАННЯ»
(70—80 ГГ. ХХ В.)
Меленец Людмила Ивановна
преподаватель Института последипломного педагогического образования Киевского университета имени Бориса Гринченка, Украина, г. Киев
Е-mail: l.melenets@gmail.com
PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN IN UKRAINE RURAL PRESCHOOLS IN THE MAGAZINE "DOSHKILNE VIHOVANNYA" (70—80 YEARS OF THE TWENTIETH CENTURY)
Melenets Ludmila
lecturer of the B. Grinchenko Postgraduate Education Institute of Kiev University,
Ukraine, Kiev
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрена роль профессионального издания в вопросах улучшения физического развития и состояния здоровья воспитанников детских дошкольных учреждений. Подчеркнута важность просветительской работы воспитателей детских садов среди родителей для лучшего понимания ими методов воспитания здорового поколения. Отмечено, что особое значение в процессе оснащения физкультурных площадок дошкольных учреждений Украины в 70—80-х гг. имели Всесоюзные и республиканские конкурсы-смотры.
ABSTRACT
The article discusses the role of the state in improving the physical development and health status of preschoolers. The importance of educational work
Меленец Л.И. Вопросы физического воспитания детей сельских дошкольных учреждений Украины на страницах журнала "Дошкшьне виховання" (70-80 гг. ХХ в.) // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 1 (2) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/852
of kindergarten teachers among parents in understanding the methods of education of a healthy nation is emphasized. It is noted the particular importance of all-Union competitions-reviews in the race of sportgrounds equipment in the kindergartens of Soviet Ukraine of 70—80s.
Ключевые слова: всесоюзные конкурсы-смотры, физическое воспитание и развитие, физкультурное оборудование, сельские дошкольные учреждения.
Keywords: all-Union competitions-reviews, physical development, rural kindergartens.
Деятельность образовательных учреждений регламентируется государственными нормативными документами, приоритетным заданием которых определяются сохранение и укрепление здоровья детей, развитие у них мотивации к здоровому образу жизни, формирование здоровьесберегающей компетентности. Начинать этот процесс нужно с дошкольного возраста, поскольку именно этот период жизни ребенка является сенситивным для воспитания здоровой личности.
Практикам дошкольного образования известны фамилии украинских ученых, которые в 60—80-х гг. ХХ в. создавали современную теорию и методику физического воспитания: М. Шейко, Е. Вильчковский, Т. Дмитренко и др. Начало XXI в. открыло новые имена исследователей: Т. Андрющенко, Л. Сварковская, Н. Денисенко, Н. Левинец, В. Нестеренко, Ю. Шевченко. Проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к занятиям физической культурой в условиях села посвящена диссертация А. Потужного (2006). Автором обоснованы педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к занятиям физической культурой в условиях села на основе широкого использования народных игр и забав [8]. А. Чаговец исследовала проблему формирования здорового образа
жизни детей дошкольного возраста в отечественной педагогике второй половины ХХ в. (2007) [11].
Важной летописью событий и свершений в области дошкольного воспитания являются педагогическая пресса и профессиональные издания, и без знания зафиксированных периодикой фактов, данных и обобщений не может быть осмыслен характер определенного исторического периода, глубоко исследована научная проблема развития дошкольных учреждений в сельской местности Украины. Целью этой публикации является стремление осветить деятельность сельских дошкольных учреждений через обобщение опыта педагогов-практиков, опубликованного на страницах профессионального журнала.
Решениями коллегий Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, Министерства образования УССР, Министерства здравоохранения СССР, Президиума ЦК Общества Красного Креста УССР от 19.01.1978 г. и 30.09.1978 г. принято введение специальной рубрики в научно-методическом журнале «Дошкшьне виховання» — «Физическому воспитанию — надежную базу». Целью этой рубрики было систематическое освещение вопросов физического, санитарно-гигиенического воспитания детей раннего и дошкольного возраста, организации медицинского обслуживания детей, лучший опыт педагогических коллективов и медицинских работников в этом деле [6, с. 11—12; 5, с. 18].
В ноябре 1978 г. широкая образовательная общественность украинского дошкольного образования познакомилась с опытом работы дошкольного учреждения колхоза им. Мичурина Коростышевского р-на Житомирской обл. Заведующая на страницах журнала «Дошкшьне виховання» рассказала об обеспечении игровых и спортивной площадок необходимым инвентарем для упражнения детей в лазании, прыжках, равновесии, метании в цель: сеткой и корзиной с мячами для игр в волейбол и баскетбол, горизонтальными и вертикальными мишенями, бревнами, пнями, старыми автомобильными шинами, металлическими спиралями и т. д. В подарок от правления колхоза
дошкольники получили полный комплект игр-аттракционов: бадминтон, кегли, городки, кольцеброс, велосипеды, самокаты, что могло быть использовано как на занятиях, так и во время прогулок, спортивных праздников, эстафет и соревнований. Однако заслуживает внимания мнение и опыт педагога относительно путей активизации двигательной активности детей и рационального использования условий сельской местности для совершенствования двигательных навыков у детей дошкольного возраста и укрепления их здоровья. Заведующая указывала, что на общее развитие воспитанников значительное влияние оказывали экскурсии и прогулки в лес, в поле, на речку. Дети не только обогащались новыми впечатлениями о природном окружении, но и становились выносливее, крепче, у них закреплялись и развивались навыки выполнения основных движений [1].
О различных формах организации физического воспитания в малокомплектном дошкольном учреждении (одна-две разновозрастные группы — авт.) рассказывала на страницах «Дошкшьного виховання» (1978) и заведующая яслями-садом «Теремок» совхоза «Сумской» Сумской области. Основным принципом в своей работе педагоги заведения считали принцип постепенного и последовательного привлечения детей к режимным процессам и выполнению основных движений во время проведения занятий. А занятия по физической культуре проводились не только на территории яслей-сада, но и на лесной поляне, на лугу. Дети в естественных условиях упражнялись в беге, прыжках, метании в цель, учились ориентироваться на местности. Особенно полюбились детям народные игры. В развлечения старших вводились элементы соревнования. Совершенствуя движения, воспитатели обязательно учитывали уровень развития умений детей и приобретенные в различных ситуациях навыки [7].
Все родители хотят, чтобы их дети росли крепкими и здоровыми. Методическими наработками о поддержке и продолжении в семье всех начинаний по охране здоровья детей, их закаливанию, созданию условий для правильного физического развития и воспитания детей поделилась
воспитательница двухгруппового яслей-сада «Елочка» колхоза им. В.И. Ленина Барвинковского р-на Харьковской области. Педагоги проанализировали медицинские карты детей ясельного и дошкольного возраста и выяснили, какие болезни перенесли дети, кто ослаблен и что стало этому причиной, какие меры следует принимать для профилактики заболеваний. Повседневные наблюдения показали, что дети недостаточно гибкие, они не могут свободно прыгать в длину и высоту, бросать мяч, мешочки с песком и т. д. Поэтому воспитатели решили больше внимания уделить пропаганде педагогических и медицинских знаний среди родителей. К первым родительским собраниям были подготовлены открытые занятия по физкультуре. Заведующая выступила с докладом «Единство целей и задач детского сада и семьи в воспитании детей». Родители доброжелательно отнеслись к требованиям дошкольного учреждения, и постепенно, как отмечала воспитательница, начали откровенный разговор о закаливании и развитии движений своих детей, живо интересуясь делами дошкольного учреждения. Раз в месяц родители могли наблюдать во время проведения дней открытых дверей различные режимные моменты (гимнастику, занятия, прогулку). Педагоги бывали частыми гостями в семьях, проводили индивидуальные консультации, на стенде для родителей помещали советы, как проводить с детьми выходные и праздничные дни, утреннюю гимнастику, подвижные игры, предлагали соответствующую литературу. Поэтому сельские педагоги понимали, что успешное решение важнейших задач — воспитание здорового, смелого и выносливого поколения — это серьезная работа, которую необходимо из года в год совершенствовать, привлекая все более широкий круг семей к целенаправленному руководству процессом физического воспитания детей [2].
В феврале 1982 г. были напечатаны рекомендации Республиканского учебно-методического кабинета дошкольного воспитания Министерства образования УССР по физкультурной площадке и соблюдению требований рационального размещения на ней оборудования в едином архитектурном ансамбле с целью лучшего использования свободного места для организации
подвижных игр, эстафет и соревнований [10], поскольку в это время в Украинской ССР проходил республиканский смотр-конкурс на лучшую физкультурную площадку в дошкольных учреждениях, целью которого было улучшение условий для физического воспитания детей, для проведения физических занятий, прогулок на свежем воздухе.
Конкурс был утвержден Постановлением коллегии Министерства здравоохранения СССР, Министерства образования УССР, Президиума Республиканского комитета профсоюза медицинских работников и Республиканского комитета профсоюза работников образования, высшей школы и научных учреждений от 22.02.1978 г. «О проведении Всесоюзного смотра детских дошкольных учреждений по улучшению охраны здоровья и снижению заболеваемости детей». Смотр выполнял задачу улучшения качества работы дошкольных учреждений, улучшения процесса физического развития, состояния здоровья детей и снижения их заболеваемости, улучшения санитарно-просветительской работы с родителями, выявления и распространения передового опыта работы дошкольных учреждений по охране жизни и здоровья детей и др. [4].
Обеспечение активного участия в смотре-конкурсе всех коллективов дошкольных учреждений предусматривалось в период с 1978 г. по 1981 г. Формально же конкурс продолжился до августа 1983 г., но в большинстве областей отделы народного образования не прекращали начатую в ходе смотра работу. С целью обеспечения в каждом дошкольном учреждении республики надлежащей материально-спортивной базы для физического воспитания детей творческое соревнование было продлено до августа 1985 г. Организационный комитет Республиканского смотра-конкурса на лучшую физкультурную площадку в дошкольных учреждениях, учитывая активное участие шефских организаций, колхозов и совхозов, школ в реконструкции и строительстве спортивных площадок, определил победителей как среди городских, так и среди сельских дошкольных учреждений. В таблице 1 представлены
победители республиканского смотра-конкурса на лучшую физкультурную площадку в дошкольных учреждениях 1983 и 1985 гг. [3; 9].
Таблица 1.
Победители республиканского конкурса на лучшую физкультурную площадку в дошкольных учреждениях (1983, 1985 гг.)
Первое место Второе место Третье место Лучшие заведения
1983 год
Д/с «Сонечко» с. Коровинцы Недригайлов-ского р-на Сумской обл. Д/с с. Староко-зачьего Белгород-Днестровского р-на Одесской обл. Д/с «Снежинки» с. Фурсов Белоцерковского р-на Киевской обл. Д/с, занявшие в смотре первые места, подали материалы на ВДНХ СССР, вторые — на ВДНХ УССР, третьи — награждены путевками на ВДНХ СССР и ВДНХ УССР
Д/с № 90 г. Симферополя Д/с № 49 г. Cумы, № 188 г. Запорожья, № 16 г. Черкассы, № 9 г. Житомира, № 3 г. Софиевки Днепропетровской обл. Д/с № 68 г. Чернигова, № 118 г. Симферополя, № 275 г. Киева, № 1 г. Турийска Волынской обл. Почетными грамотами Министерства образования УССР и Спорткомитета награждены 54 педагогических коллектива и 15 работников учреждений народного образования, шефских и других организаций
1985 год
Школа-детский сад с. Сороки Городенковского р-на Ивано-Франковской обл. Ясли-сад с. Рокини Луцкого р-на Волынской обл. Ясли-сад с. Рожнив Косовского р-на Ивано- Франковской обл. Ясли-сад «Колобок» с. Прилесное Маневицкого р-на Волынской обл.
Ясли-сад № 168 г. Львова Ясли-сад № 34 г. Луцка Ясли-сад № 16 г. Знаменки Кировоградской обл. Ясли-сады № 4 г. Ковеля Волынской обл., № 30 г. Никополя Днепропетровской обл., № 37 г. Евпатории Крымской обл., № 1 «Лесная сказка» г. Ивано-Франковска
По данным областных оргкомитетов, в творческом соревновании приняли участие около 18 тысяч дошкольных заведений, из них 8000 — из сельской местности. За двадцать месяцев (1982—1983 гг. — авт.), в течение которых длился конкурс, построено 2,5 тысячи, реконструировано и пополнено сооружениями 7,2 тысячи физкультурных площадок. Согласно положению о смотре, особое внимание уделялось оригинальности физкультурных сооружений, новизне нестандартного оборудования, его соответствию эстетическим и гигиеническим требованиям. Призовые места — это результат слаженного сотрудничества отделов народного образования, комитетов
по физкультуре и спорту, управлений сельского хозяйства, колхозов, совхозов, шефов, коллективов дошкольных учреждений, родителей. Например, в Кировоградской области проводились комсомольские месячники по оборудованию физкультурных площадок и благоустройству территорий дошкольных учреждений. В субботниках участвовала молодежь 54 колхозов, 15 фабрик и заводов. В Закарпатской области Ужгородский райбыткомбинат организовал производство нестандартного металлического и деревянного спортивного оборудования. По инициативе Симферопольского городского отдела народного образования исполком городского Совета народных депутатов соответствующим решением обязал 20 предприятий и организаций города построить в 1984—1985 гг. физкультурно-оздоровительные комплексы со спортивными площадками, спортзалами, плавательными бассейнами, зимними садами, городками безопасности движения.
В смотре участвовали и малокомплектные дошкольные учреждения. Так, в Херсонской обл. в дошкольных учреждениях с небольшой территорией вместо физкультурной площадки создавались полосы здоровья с соответствующими сооружениями в 2—3 ряда [3, с. 23].
Организация физического воспитания в дошкольных учреждениях сельской местности зависела от человеческого и природного факторов. Лица, отвечающие за организацию работы в учреждении (заведующий, воспитатель, врач), с удачно созданными условиями (планирование и оборудование участков и помещений) в той или иной степени достигали обозначенной обществом цели. Организация условий нужна была не только в целях охраны здоровья детей. Умело выбранное место для проведения игр, внимательно подобранное оборудование облегчали воспитателю задачи методически грамотной организации работы по развитию движений детей, вместе с тем красиво оформленные площадки, зал, групповое помещение усиливали интерес к физкультурным занятиям, вызывали желание играть, упражняться, развивать силу, ловкость.
В 1970—80 гг. действенными мерами, которые стимулировали развитие общественного дошкольного воспитания, были, как уже было обозначено выше, всесоюзные и республиканские смотры-конкурсы. Однако к концу 80-х гг. еще требовал решения ряд острых и болезненных вопросов развития сельских дошкольных учреждений Украины. Общие целенаправленные усилия как городских, так и сельских дошкольных учреждений Украины, людей самых разных профессий, которые ответственно относились к физическому воспитанию детей, заметно влияли на улучшение физического развития и укрепление здоровья воспитанников, систематически освещал украинский научно-методический журнал «Дошкшьне виховання».
Список литературы:
1. Кондратюк Г. Повышая методический уровень / Г. Кондратюк // Дошкшьне виховання. — 1978. — № 11. — С. 17—18.
2. Кудряшова Н. И знания, и умения / Н. Кудряшова // Дошкшьне виховання. — 1979. — № 12. — С. 17.
3. Мельник Л. Поздравляем победителей / Л. Мельник // Дошкшьне виховання. — 1984. — № 2. — С. 23.
4. О проведении Всесоюзного смотра детских дошкольных учреждений по улучшению здравоохранения и снижению заболеваемости детей // Сборник приказов и инструкций Министерства образования Украинской ССР. — 1978. — № 13. — С. 27—32.
5. О состоянии физического воспитания детей в дошкольных учреждениях Кировоградской области // Сборник приказов и инструкций Министерства образования Украинской ССР. — 1978. — № 10. — С. 15—18.
6. Об улучшении гигиенического обучения и воспитания детей и соблюдении санитарно-гигиенического режима в школах и дошкольных учреждениях республики // Сборник приказов и инструкций Министерства образования Украинской ССР. — 1978. — № 22. — С. 8—12.
7. Ольшевская Л. По принципу постепенности и последовательности / Л. Ольшевская // Дошкшьне виховання. — 1978. — № 11. — С. 25.
8. Потужний А. В. Формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к занятиям физической культурой в условиях села: автореф. дис ... канд. пед. наук / А. В. Потужний. — Ин-т пробл. воспитания АПН Украины. — К., 2006. — 20 с.
9. Сербина В. Победители определены / В. Сербина // Дошкшьне виховання. — 1986. — № 3. — С. 21.
10. Физкультурная площадка и ее оборудование. Рекомендации Республиканского учебно-методического кабинета дошкольного воспитания МО УССР / Дошкшьне виховання. — 1982. — № 2. — С. 26.
11. Чаговец А.И. Проблема формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в отечественной педагогике (вторая половина ХХ века) [Текст]: дис. на соиск. науч. степени канд. пед. наук: 13.00.01 / Чаговец А. И.; науч. рук. Пономарева Галина Федоровна; Харьков. нац. пед. ун-т им. Г.С. Сковороды. — Х., 2007. — 207 с.