Работа по формированию звукослоговой структуры слов включается в структуру фронтальных и подгрупповых занятий как отдельный этап, а также проводится на индивидуальных занятиях:
• использование в работе игровых моментов и театрализаций;
• создание методических пособий и дидактического материала, помогающих в реализации поставленных задач (в т. ч. компьютерных игр-презентаций);
• тесное взаимодействие с другими специалистами ДОУ: воспитателями, музыкальным руководителем, инструкторами по физкультуре.
По заданию логопеда воспитатели проводят игры направленные на формирование звукослоговой структуры слов, закрепляют навыки фонематического анализа и звукопроизношения. На музыкальных занятиях формируется чувство ритма, ориентация в пространстве, координация движений. Физкультурные занятия также способствуют формированию пространственной ориентации и координации движений, укрепляют общий мышечный тонус.
Таким образом, коррекция звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией имеет первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
Список литературы
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 48 с.
2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 374 с.
3. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Политиздат, 1982. - 250 с.
4. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи. - М.: Просвещение, 1963. - 124 с.
5. Сикорский И.А. Развитие речи у детей. - Киев: Комиздат, 1999. - С. 28-36.
6. Титова Т.А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 126 с.
7. Федосова О.Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии // Коррекционная педагогика. - 2004. - № 1. - С. 28-34.
Л.В. Байловская, Т.В. Моисеева
учителя-логопеды В.А. Земскова
воспитатель
Детский сад комбинированного вида «Зелёный тополёк»,
г. Приморск, Ленинградская область
Вариативность реализации принципов построения развивающей среды в соответствии с образовательным стандартом для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время система дошкольного образования находится в переходном состоянии. Анализируя радикальные изменения, педагоги нашего ДОУ ищут пути реализации принципов построения развивающей среды.
Детство - это не этап подготовки к будущей жизни, а самоценный период наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального формирования физических и психических ка-
10
честв. Это отражают и подчёркивают общие положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, разработанные на основе Конституции Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, в основах которых заложены основные принципы, в том числе.
1) поддержка разнообразия детства;
2) сохранение уникальности и самоценности детства;
3) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
4) уважение личности ребёнка.
5) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы.
Для развития ребёнка требуется создание условий для решения следующих задач:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства;
3) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
4) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
5) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
6) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования;
7) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
8) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Требования к развивающей предметной среде включают создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующем возрасту видам деятельности: создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
В основе этой системы учитываются основные принципы построения развивающей среды.
11
1. Принцип активности - это возможность совместного участия взрослого с ребёнком в создании окружающей среды: использование больших модульных наборов, центров песка и воды, мастерских, инструментов для уборки, использование стен.
2. Принцип стабильности - динамичности, который ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением, возможностями и др.
Игровые комнаты возрастной группы - зона стабильности.
3. Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу: игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребёнка, место отдыха, место уединения.
4. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов, то есть эстетическая организация среды.
5. Принцип «половых и возрастных различий» реализует возмож-
ность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами: создание
специализированных игровых зон.
6. Принцип свободы достижения ребёнка своего права на игру реализуется в выборе: темы, сюжета, игры, необходимых игрушек, места, времени.
7. Принцип ориентировки на зону «ближайшего развития», то есть наличие предметов и материалов, известных детям и те, которыми будут овладевать с помощью взрослого, совсем незнакомые предметы и материалы, с учётом развивающей ценности этих материалов.
8. Принцип доступности развивающей предметно-игровой среды: расположения игр, игрушек, атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребёнка.
9. Принцип безопасности для жизни и здоровья, проведение оптимального отбора игр, игрушек, игрового оборудования по количеству, качеству (скудность среды и перенасыщение не дают гарантии успеха в развитии).
10. Принцип эмоциогенности, учёта настроений, предпочтений и интересов детей, учёта индивидуальных и типологических особенностей детей, особенностей развития ребёнка (например, ребёнок с речевыми нарушениями).
Реализация возможностей развития происходит благодаря созданию условий для участия детей в соответствующих возрасту видах деятельности игре, речевом общении, продуктивной деятельности, познавательно-исследовательской и др.
Полноценное развитие, эмоциональное благополучие тесно взаимосвязаны друг с другом.
Вопрос о психологическом комфорте, эмоциональном благополучии - это тоже вопрос о развивающей среде, так как дети большую часть времени проводят в детском саду. Несмотря на многие проблемы (большая наполняемость групп, неблагоприятные семейные ситуации и т. д.),
12
наше дошкольное учреждение создает каждому ребёнку помимо предметно-развивающей среды общий положительный устойчивый фон психологического состояния, эмоционального благополучия. Атмосфера определяется отношениями между взрослыми и детьми, созданием условий психологической защищённости, доверия, чтобы эмоциональное состояние ребёнка способствовало его развитию.
Детское развитие - сложный процесс, который приводит к изменению всей личности ребёнка на каждом возрастном этапе.
Неблагоприятные условия для развития могут быть различными: обеднённая среда вызывает нехватку внешних впечатлений, условия воспитания - трату ребёнком энергии на неконструктивные переживания; неправильное обращение с мотивацией, вроде излишнего принуждения, способно снизить активность ребёнка. Особенность самоактуализации развития такова, что дети сами обнаруживают сильную тягу (особенно одарённые, способные) к занятиям той деятельностью, к которой они способны, и могут изо дня в день часами заниматься ею, не уставая и как бы вовсе не напрягаясь. Для них это одновременно и труд и игра. Вокруг этих занятий концентрируются все их интересы. Очень важно это не пропустить, педагоги нашего ДОУ учитывают интересы детей при организации развивающего пространства любого направления развития и образования детей:
■ социально-коммуникативного развития;
■ познавательного развития;
■ речевого развития;
■ художественно-эстетического развития;
■ физического развития.
Социальная ситуация развития или создание развивающей среды приводит к достижению результативности в соответствии с поставленными задачами по ФГОС
1. Гарантии охраны и укрепления физического и психического здоровья детей.
2. Обеспечение эмоционального благополучия детей.
3. Обеспечение возможностей полноценного развития каждого ребёнка.
4. Обеспечение вариативности и разнообразия.
5. Формирование общей культуры личности.
6. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.
7. Обеспечение компетентности педагога.
8. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
9. Обеспечение открытости дошкольного образования (создание условий для участия родителей в деятельности ДОУ).
Развивающая предметно-пространственная среда в нашем учреждении обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства, группы, территории прилегающей к ДОУ. Созданные условия отвечают санитарно-гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Материалы, оборудование и инвентарь для развития детей в
13
соответствии с особенностями каждого возраста приобретаются и обновляются благодаря плодотворной работе педагогов с родителями, руководителя со спонсорами, особенно для охраны и укрепления здоровья детей.
В результате установлены крытые беседки, песочницы, отвечающие последним нормам и требованиям СанПиН, яркие и многофункциональные игровые комплексы.
В помещении детского сада, обеспеченном отоплением, водоснабжением и другими материально-техническими помещениями функционируют: музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда,
оснащённые современными информационными средствами: мультимедиа системой, аудио- и видео- системами, материалами и оборудованием в полной мере обеспечивающих учёт особенностей и коррекции речевых дефектов, а так же создаёт возможность для осуществления пространственного и предметного выбора всеми субъектами образовательного пространства.
Развивающая предметно-пространственная среда в группах обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а так же создает возможности для уединения (за счёт умелого использования педагогами разделителей пространства, мягких модулей, расстановки мебели, ширм и других). Педагоги с большой любовью оформляют свои группы: разводят цветы, оформляют детскими работами интерьер, находят новые формы и методы взаимодействия с детьми и взрослыми (мастер-классы, организация различных выставок, оформление информационных стендов для родителей, оформление с помощью родителей разных микроцентров и т. д.), чтобы развивающая среда соответствовала современным требованиям, а также задачам и содержанию образования (была достаточно информативна, привлекательна, доступна).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря, все виды деятельности - обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, создает условия для экспериментирования с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой).
Регулярное обновление педагогами пособий, материалов, игрушек по темам в центрах активности увеличивают детский интерес и соответственно познание окружающего мира и деятельность.
Наш детский сад комбинированного вида осуществляет организацию пространства и работу педагогов так, чтобы предоставить возможность детям с тяжёлыми нарушениями речи все необходимые условия. Это эмоциональное благополучие, обеспечение оздоровительными материалами.
Взаимодействие всех субъектов образовательного пространства влияет на результативность развития.
Расширение взаимодействия пространства за пределами детского сада тоже играет огромное значение (Дом детского творчества, городская детская библиотека, музей, музыкальная и художественная школы).
14
Учитывая, что наш детский сад является учреждением, осуществляющим коррекцию тяжёлых нарушений речи дошкольников, мы выделяем ещё два принципа построения развивающей среды, которые являются актуальными для ДОУ комбинированного вида:
1) учет коррекционной направленности всего педагогического процесса, т. е. принцип логопедизации;
2) учет индивидуальных и типологических особенностей детей, структуры речевого дефекта.
В условиях учреждения комбинированного вида складывается особый вид коррекционно-развивающей среды в группе с созданием центров на единой тематической основе, в том числе и речевой центр, представляющий собой специально оборудованное пространство для организации самостоятельной и совместной с педагогом деятельности детей.
В оборудование речевого центра входят стеллажи, расположенные на уровне вытянутой руки ребёнка, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал, что позволяет педагогам создать условия для коррекции речевых нарушений, стимуляции речевой деятельности и речевого общения воспитанников группы.
Основой наполняемости речевого центра является тематическое планирование по лексическим темам (единое для всего ДОУ). Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций специалистов детского сада, что делает их взаимодействие с воспитателями не формальным, а плодотворным. Содержание определяется в соответствии с программой ДОУ, коррекционными программами и возрастными особенностями детей.
Материал речевого центра имеет многофункциональный характер. Игры подобраны по принципу «от простого к сложному», направлены на развитие речи и неречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал пополняется в речевом центре еженедельно, в зависимости от лексической темы.
Содержание всех центров в речевой группе направлено на решение коррекционно-развивающих задач. Например, в музыкальном центре для развития фонематического слуха есть разнообразные музыкальные инструменты, с помощью которых дети проигрывают ритмические рисунки, угадывают звучание на слух. Через центр художественнотеатрализованной деятельности развивается мелкая моторика ребенка, диалогическая, монологическая речь, интонационная выразительность речи и т. д. В центре здоровья накоплен богатый материал по развитию общей и мелкой моторики, координации речи с движением, зрительные тренажёры и др.
Хочется подчеркнуть, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия является грамотный подход к созданию предметно-развивающей среды, искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.
15