Научная статья на тему 'Теоретические подходы к исследованию мотивов профессиональной деятельности'

Теоретические подходы к исследованию мотивов профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
1413
133
Поделиться
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИЯ / СОТРУДНИК ОВД

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Дубнякова А. И.

В статье рассматриваются основные подходы к исследованию мотивов профессиональной деятельности. Представлена классификация мотивов профессиональной деятельности сотрудников ОВД.The article discusses the main approaches to the study of the motives of professional activity. Classification of motives of professional work of employees of law-enforcement bodies is presented

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к исследованию мотивов профессиональной деятельности»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 3 (39) 2008

Психология

9 См.: Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1983; Его же. Система наук о человеке // Психологический журнал. 1982. № 1.

10 См.: Гизелли Е. Интеллект и менеджерский успех. Киев, 2005.

11 См.: Искусство властвовать. М., 2001.

12 См.: Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1984; Личко А.Е., Иванов М.Я. Патохарактерологические исследования у подростков. Л., 1981.

13 Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985; Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Словарь. М., 1990.

14 См.: Материалы XII Европейского конгресса по психологии труда и организационной психологии // Психологический журнал. 2006. Т. 27. М. 2. С. 124-141.

УДК 331.02 А.И. Дубнякова*

Теоретические подходы к исследованию мотивов профессиональной деятельности

В статье рассматриваются основные подходы к исследованию мотивов профессиональной деятельности. Представлена классификация мотивов профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

The article discusses the main approaches to the study of the motives of professional activity. Classification of motives of professional work of employees of law-enforcement bodies is presented.

Ключевые слова: мотив, мотивация, потребность, профессиональная деятельность, профессия, сотрудник

ОВД.

Общеизвестно, что выбор профессии является сложным мотивационным процессом. Именно от сделанного выбора во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью. Имеющиеся у человека определенные сочетания типологических особенностей проявления свойств нервной системы могут обусловливать склонность человека к определенному виду деятельности. Осознание этой склонности и ее причины приводит к формированию мотива, который в свою очередь побуждает человека заниматься определенным видом деятельности. Соответствующее сочетание типологических особенностей способствует проявлению способностей к этому же виду деятельности, что ведет к высокой ее эффективности, подкрепляет мотив выбора профессии, превращая его в стойкий интерес1.

В отечественной психологии теория мотивации применительно к профессиональной деятельности активно разрабатывается в направлении разрешения проблем структуры мотивов, отношения к труду, зависимости от социальных факторов, связанных с удовлетворенностью специальностью (А.А. Реан, В.Г. Асеев, Г.С. Никифоров, В.И. Слободчиков и др.). Е.П. Ильин делит мотивы, имеющие отношение к труду, на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии, мотивы выбора места работы2 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процесс профессионального становления личности, как правило, охватывает несколько периодов, каждый из которых имеет свои собственные мотивы профессионального самоопределения, профессиональной подготовки, профессиональной адаптации (В.И. Ковалев, Т.Б. Курбацкая, Г.С. Никифоров и др.). Несомненно, выбор профессии - довольно сложный мотивационный процесс. В современном мире выбор профессии можно рассматривать как основу жизненного самоутверждения человека в обществе. Наиболее сильное влияние на процесс профессионального самоопределения

* Преподаватель кафедры общей и практической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, старший лейтенант милиции.

оказывают убеждения, интересы, индивидуальные способности, склонности, уровень подготовки, социальное окружение личности. В процессе выбора места работы человек оценивает внешнюю ситуацию (величина заработной платы, удобность расположения места работы, график работы, мера ответственности и др.); собственные возможности (состояние здоровья, наличие профессионально важных качеств, уровень образования и др.); место работы с учетом собственных интересов.

Процесс профессиональной подготовки подчинен профессиональной деятельности. Он заключается в организованном извне овладении личностью нормативно-одобренным способом деятельности и превращении его в индивидуальный. Для этого периода характерны следующие мотивы: осознание предмета профессиональной деятельности, интерес к системе научных знаний по специальности, осознание роли теоретических знаний в процессе профессионального роста, желание расширить профессиональный кругозор, потребность в профессиональном росте и др.

Этапу профессиональной адаптации присущи следующие виды мотивов:

- трудовые мотивы - получение интересной специальности, наличие хорошего коллектива, создание собственного профессионального имиджа и т.д.;

- мотивы профессионального мастерства - приобретение глубоких знаний, умений, навыков, утверждение в среде профессионалов и др.;

- мотивы профессионального самосовершенствования - решение профессиональных задач, формирование профессионально важных качеств;

- мотивы самоутверждения в труде - приобретение самостоятельности, личное развитие, реализация собственных способностей и др.;

- мотивы достижения и творческого поиска - продвижение по службе, творческие успехи и др.

- мотивы избегания неудач - осознание неизбежности контроля и действия административных механизмов;

- мотивы социального статуса - получение престижной работы, достойное положение в обществе, желание работать среди определенного круга людей и др.

Любая профессиональная деятельность так или иначе служит способом удовлетворения определенного круга потребностей человека. Вместе с тем сфера существующих потребностей оказывает существенное влияние на эффективность и качество выполнения профессионалом функциональных обязанностей.

Одно из главных условий формирования и развития мотивационной сферы человека заключается в организации его профессиональной деятельности, раскрывающей перспективы его развития и общественную значимость его деятельности. Развитие и трансформация мотивационной структуры субъекта деятельности в процессе освоения профессии идет в двух направлениях: трансформация личных мотивов в трудовые; изменение уровня профессионализации, что сопровождается изменением системы профессиональных мотивов.

Мотивационный процесс принятия профессии сопровождается процессом формирования мотивов профессиональной деятельности, сутью которого является последующее раскрытие возможностей профессии по удовлетворению потребностей специалиста в конкретных формах. Так,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. Д. Шадриков отмечал, что уровень профессионального мастерства опосредует потребности в признании, престиже, достижении, повышении определенного статуса, потребность в общении и др.3

Основными признаками профессиональной мотивации являются:

- умение планировать и организовывать свою деятельность;

- умение преодолевать препятствия, возникающие на пути выполнения профессиональных обязанностей;

- творческое отношение к выполняемой работе;

- инициативность;

- развивающаяся способность к самоконтролю на всех этапах трудовой деятельности.

Рассмотрим различные типологии мотивов профессиональной деятельности. Классификация

мотивов трудовой деятельности, по мнению Е.П. Ильина, выглядит следующим образом:

- мотивы как побуждения общественного характера - желание приносить пользу обществу, оказывать помощь людям, а также осознание необходимости трудовой деятельности в обществе;

- мотивы получения материальных благ;

- мотивы удовлетворения потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации4.

С.С. Котов в рамках своего исследования использовал следующую классификацию мотивов

деятельности. Автор объединил мотивы в две группы: «непосредственные» мотивы и «опосредованные».

Непосредственные мотивы включены в сам процесс деятельности и соответствуют ее социально заданным целям и ценностям. Они подразделяются на познавательные мотивы и мотивы,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Психология

связанные с развитием личности, расширением возможностей самореализации, самоактуализации и самосовершенствования.

Опосредованные мотивы связаны с целями и ценностями, которые лежат вне деятельности, однако могут в ней частично удовлетворяться. По мнению С.С. Котова, опосредованные мотивы можно объединить в три группы:

- социальные - потребности в общении, в социальных контактах, социально-психологическом престиже, авторитете, признании, лидерстве, власти, а также потребность приносить пользу обществу;

- мотивы достижения успеха - потребности видеть результаты своей деятельности, иметь высокий жизненный уровень, профессиональный статус и др.;

- стимульные - мотив подражания, стремление к достижению независимости, свободе действий5.

Другая классификация мотивов деятельности предложена в исследовании С.А. Шароватовой. Мотивы профессиональной деятельности автор разделила на две группы:

- «факторы-мотиваторы» - возможность достижения успеха в работе, продвижения по службе, публичное признание вклада в общее дело, возможность повышения профессиональной квалификации, достойная оплата труда, сложность, разнообразие, интересное содержание работы, наличие высокой степени ответственности и др.;

- «факторы гигиены» - условия труда, хорошие взаимоотношения с сотрудниками и руководством, удобный график работа, минимальное напряжение и стресс6.

С.Г. Москвичев, основываясь на концепции А. Маслоу, рассматривает пять уровней мотивов деятельности. Приведем данные мотивы, начиная с низшего уровня:

- необходимость удовлетворения естественных потребностей;

- стремление иметь гарантированную работу;

- возможность социальных контактов, общения во время работы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- желание получить признание, уважение коллег, быть популярным;

- стремление реализовать в работе все свои способности (самоутверждение и самоактуализация в труде)7.

Рассматривая профессиональную мотивацию сотрудников ОВД как специфическое мотивационное образование, устойчивое побуждение, которое образует профессионально важные качества личности, выступающие в свою очередь как детерминанты поведения, В.В. Вахнина в качестве основных компонентов профессиональной мотивации сотрудников ОВД выделила:

- мотив достижения (проявляется в постановке новых целей в работе; в общественном признании; в стремлении к профессиональному успеху и к достижению высокого положения в обществе);

- мотив власти (направлен на приобретение и сохранение источников власти либо ради связанного с ними престижа и ощущения власти, либо из-за влияния на переживания и поведение других людей);

- мотив аффилиации (выражается в стремлении человека к личному, эмоциональному сближению с людьми и проявляется в общении, эмоциональных контактах, дружбе, любви; в стремлении находиться среди людей, взаимодействовать с окружающими, оказывать кому-либо помощь, поддержку и принимать их от других);

- мотив доминирования (представляет собой форму взаимоотношений, при которых один оказывает более сильное влияние, чем другой).

В результате проведенного исследования В.В.Вахнина установила, что ведущим компонентом профессиональной мотивации сотрудника органов внутренних дел является мотивация достижения успеха8.

Классифицируя профессиональные мотивы сотрудника правоохранительных органов, выделяют личностные и ситуационные мотивы. В группу личностных мотивов входят:

- социально-ценностные мотивы (социальная ценность и важность правоохранительной деятельности; престиж профессии глазах окружающих; уверенность в росте квалификации; гражданские мотивы; нравственные мотивы);

- мотивы сотрудничества (устремленность к коллективным целям; мотивы психологического комфорта; мотивы коллективного признания; мотивы самоутверждения; мотивы сплочения и взаимопомощи);

- мотивы достижения (интерес к профессии; стремление к творчеству и инициативе; стремление к расширению кругозора; удовлетворенность выбранной профессией; заинтересованность в совершенствовании профессионального мастерства; стремление к руководству; стремление к расширению сферы своего влияния).

К ситуационным мотивам относятся простые (на физиологическом уровне), сложные (осознание цели действия), осознанные, неосознанные, актуализированные и не актуализированные мотивы.

В группу личностных и ситуационных мотивов входят также утилитарные мотивы (заинтересованность в оплате; стремление к улучшению условий службы; удовлетворенность бытовыми условиями; стремление к карьере и т.д.)9 .

С.Ф. Лях в рамках своего исследования выделил пять групп профессиональных мотивов у сотрудников ОВД: профессиональные, познавательные, социальные, прагматические мотивы, а также мотивы личного престижа. Анализ уровней выраженности профессиональных мотивов у сотрудников ОВД с различным стажем службы, проведенный автором показал, что ведущими мотивами являются профессиональные мотивы и мотивы личного престижа. Следовательно, менее значимы прагматические, познавательные и социальные мотивы10 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.Б. Маркова на основе проведенного исследования заключила, что наиболее значимыми, по общему мнению сотрудников ОВД, являются следующие мотивы: стремление обеспечить в будущем хорошую пенсию; стремление найти достойное применение своим личным качествам; интерес к профессии; стремление занять достойное общественное положение; стремление в дальнейшем продолжить юридическое образование; стремление жить интересной жизнью11 .

Л.Ф. Торопова классифицирует мотивы профессиональной деятельности следующим образом: социально-ориентированные мотивы; деятельностно-ориентированные мотивы (познавательные, нравственно-ценностные, нравственно-правовые); мотивы профессионального совершенствования 12 .

Таким образом, оптимальная структура профессиональной мотивации - та, в которой преобладают положительные мотивы; достаточно сильны, устойчивы и сбалансированы социальные, профессиональные, познавательные мотивы, мотивы самореализации. Ведущими мотивами деятельности выступают мотивы, ориентированные на перспективу, т.е. дальнейшее самообразование, саморазвитие, самосовершенствование. Профессиональные мотивы претерпевают изменения по мере овладения профессией. В ряде исследований, посвященных изучению динамики профессиональной мотивации, отмечается тот факт, что мотивы трудовой деятельности формируются в процессе профессионализации, причем удовлетворение актуальных потребностей не обязательно связано с осуществлением конкретных профессиональных действий13 . Мотивация, как правило, меняется в сторону адекватности предстоящей деятельности. Ослабление мотивов может быть связано с изменением привлекательности профессии, осознания трудностей в овладении знаниями, сложности профессиональной деятельности, неуверенности в успешном выполнении своих профессиональных обязанностей в будущем. На повышение уровня мотивации влияют многие факторы, среди которых можно обозначить удовлетворение процессом работы, сознание собственного профессионального роста, радость овладения новыми интересными способами выполнения профессиональных обязанностей, гордость за свои и коллективные успехи. Все эти факторы объединяются присутствием у работников положительных переживаний. Система внутренних убеждений личности к профессиональной деятельности, положительное отношение к профессии, осознание ее значимости для себя лично и для общества в целом оказывают значительное влияние на качество выполняемых профессиональных обязанностей.

1 См.: Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. С. 271-272.

2 См. там же. С. 270.

3 См.: Шадриков В.Д. Введение в психологию. Мотивация поведения. М., 2003. С. 112.

4 См.: Ильин Е.П. Указ. соч. С. 270.

5 См.: Котов С.С. Особенности мотивации учебной деятельности студентов, обучающихся в новых социальноэкономических условиях: Дис. ... канд. психол. наук. Тверь, 2003. С. 43-46.

6 См.: Шароватова С.А. Формирование мотивов профессиональной деятельности у будущих специалистов в области научно-технического перевода: Дис. канд. психол. наук. М., 2006. С. 51-52.

7 См.: Москвичев С.Г. Проблема мотивации в психологических исследованиях. Киев, 1974. С. 73.

8 См.: Вахнина В.В., Трубочкин В.П. Диагностика и формирование мотивационной готовности к службе в органах внутренних дел: Научно-методическое пособие. М., 2005. С. 9-25.

9 См.: Суворов В.А. Динамика профессиональной мотивации офицеров внутренних войск МВД России: Дис. ... канд. психол. наук, 2003. С. 50.

10 См.: Лях С.Ф. Психологические особенности профессиональной мотивации сотрудников органов внутренних дел МВД России: Дис. ... канд. псих. наук. Ростов, 2005. С. 150-151.

11 См.: Маркова А.Б. Совершенствование профессиональной направленности сотрудников органов внутренних дел (на опыте работы с выпускниками вузов МВД России): Дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2000. С. 35.

12 См.: Торопова Л.Ф. Формирование нравственно-профессиональной ориентации у курсантов в процессе обучения в вузе МВД России: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2001. С. 10-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 См.: Реан А.А. Бордовская В.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб., 2007. С. 154-164.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008