Научная статья на тему 'Теоретические подходы и практическое решение проблемы профессиональной пригодности психологов'

Теоретические подходы и практическое решение проблемы профессиональной пригодности психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1073
492
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ / МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL QUALIFICATION / PROFESSIONAL IMPORTANT QUALITY / PRACTICAL PSYCHOLOGIST / MOTIVATIONAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кочнева Е. М.

В статье анализируются общие подходы к изучению профессиональной пригодности в различных сферах деятельности человека. Представлены результаты изучения профессиональной пригодности как личностного конструкта студентов будущих психологов с позиций их мотивационной готовности к профессиональной деятельности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кочнева Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article generalized approach to learning of professional qualification is analysis. Presentation results learning of professional qualification how construct of personality psychologist with position motivational readiness for professional activity.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы и практическое решение проблемы профессиональной пригодности психологов»

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 316. 4; 316.6

Е. М. Кочнева

Теоретические подходы и практическое решение проблемы профессиональной пригодности психологов

В статье анализируются общие подходы к изучению профессиональной пригодности в различных сферах деятельности человека. Представлены результаты изучения профессиональной пригодности как личностного конструкта студентов - будущих психологов с позиций их мотивационной готовности к профессиональной деятельности.

In the article generalized approach to learning of professional qualification is analysis. Presentation results learning of professional qualification how construct of personality - psychologist with position motivational readiness for professional activity.

Ключевые слова: профессиональная пригодность, профессионально важные качества, практический психолог, мотивационная готовность к профессиональной деятельности.

Key words: professional qualification, professional important quality, practical psychologist, motivational readiness for professional activity.

n w w

В настоящее время в связи с существенной модернизацией вузовской подготовки обсуждение проблем профессиональной пригодности перемещается из плоскости непосредственной профессиональной деятельности в подготовку к этой деятельности. Более того, многими авторами признается необходимость отбора абитуриентов в некоторые вузы, готовящих специалистов к ряду профессий, предъявляющих особые требования к их личностному, психофизиологическому развитию. К такому виду деятельности есть все основания относить деятельность практического психолога.

Разработка теоретических и практических проблем профессиональной пригодности имеет давнюю историю, но вызовы современности постоянно требуют внесения новых корректив в их решение. Например, необходимость массовой подготовки психологов для самых разнообразных сфер человеческой деятельности потребовала детального многоаспектного изучения их профессиональной пригодности. Продуктивность решения этой проблемы во многом будет зависеть от разработки научно обоснованного, надежного диагностического инструментария, обладающего возможностью определения существенных личностных особенностей, составляющих основу

профессиональной пригодности психологов к конкретным видам деятельности (проектировочной, консультативной, психопрофилактической, коррекционно-развивающей и др.)

Теоретический анализ и систематизация обширного информационного ресурса по изучению конструкта «профессиональная пригодность» позволили сделать следующие заключения.

Понятие «профессиональная пригодность» в литературе определяется как «совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений и навыков общественно приемлемой эффективности труда». В понятие «профессиональная пригодность», по мнению многих авторов, кроме этого входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов [2, с. 511].

История возникновения и развития проблемы профессиональной пригодности человека соотносится со второй половиной XIX в. и свидетельствует о том, что ее основополагающим направлением являлась разработка методического аппарата психодиагностики, теории способностей и тестирования.

В России начало систематического изучения психологических (психофизиологических) возможностей человека, определяющих его пригодность к конкретной деятельности, как отмечает В.А. Бодров, было обусловлено появлением новых видов деятельностей, предъявляющих к человеку особенные требования к его психофизиологическим и личностным особенностям, например, развитие воздухоплавания (В.В. Абрамов, Н.Е. Жуковский, А.С. Шор), а первые работы в области профотбора проводил В.М. Бехтерев при активном участии И.Н. Шпильрейна [1].

Анализ тематики диссертационных исследований за 19982010 гг. позволил нам охарактеризовать современное состояние проблемы определения профессиональной пригодности у нас в стране. Полученные данные свидетельствуют о том, что много внимания уделялось и уделяется обоснованию системы профессионального отбора кандидатов ряда специальностей и профессий, связанных с работой в особых и экстремальных условиях: сфера МВД (А.И. Адаев, И.В. Васильева, Г.С. Дудин, А.В. Кайдаш, М.Н. Кисляков, С.В. Михайлов, С.В. Морчукова, В.А. Сорокин, Н.А. Сысоева, А.В. Ре-зенин, С.Н. Федотов и др.); сфера МЧС (С.В. Волкова, С.А. Иващенко, С.Н. Илларионова, Н.В. Потехина, Н.В. Суворова, О.А. Шалев и др.); вооруженные силы РФ (Н.Н. Белозерова, А.В. Белоусов, В.М. Верхогляд, М.Н. Дашко, Ю.М. Зуев, В.В. Капустин, С.В. Марихин, Л.А. Цыбаева и др.). Проведено достаточно большое количество исследований, в которых изучалось влияние отдельных качеств и свойств человека на его профессиональную деятельность: рефлек-

сии (Д.К. Войтюк, И.Г. Безотосова-Курбатова, С.В. Кузнецов, Ю.И. Лобанова, С.Н. Маслов, М.И. Найденов, В.К. Рябцев, Р.К.О. Суарес и др.); ответственности (С.В. Бессмертная, М.В. Борцова, Л.И. Дементий, Ю.В. Клюева, О.В. Мухлынина,

В.Г. Сахарова, О.П. Цыбуленко и др.); целеустремленности (С.В. Зорина, М.И. Ефанова, О.Г. Игнатенко, Е.Ю. Саврацкая,

А.Ю. Фридман, Б.А. Шрайнер и др.); профессиональных ценностных ориентаций (И.М. Городецкая, М.Н. Демина, Н.Ю. Зыкова, И.Г. Колосова, А.А. Коростелев, О.Е. Костюченкова, А.А. Ларионова-Кречетова, М.Г. Рогов, Е.Н. Шульженко и др.).

В отечественной психологии четко обозначилась тенденция рассматривать профессиональную пригодность в двух ракурсах:

• как совокупность качеств, свойств человека, предопределяющих успешность формирования пригодности к конкретной деятельности (разного рода видам деятельности);

• как совокупность уже наличных, сформированных профессиональных знаний, навыков, умений, а также психологических, физиологических и других качеств и свойств, обеспечивающих эффективное выполнение профессиональных задач [1, 8].

Систематизация онтологии профессиональной пригодности позволяет сделать заключение о том, что она содержит совокупность свойств, особенностей человека, которые, с одной стороны, позволяют ему быть успешным в профессии. С другой стороны, в процессе профессионального становления человек может развить в себе те или иные качества и свойства, которые ему необходимы для того, чтобы удовлетворить интерес к выбранной профессии, быть в ней успешным, переживать удовлетворение в процессе труда и оценки конкретных результатов своего труда. Все это открывает перспективы разработки образовательных программ по развитию профессиональной пригодности будущих психологов на стадии вузовского обучения, а не только отбора абитуриентов.

Профессиональная пригодность практикующих психологов и студентов-психологов в основном изучается в плане установления структуры профессиональных качеств (Е.С. Романова, А.Э. Пят-кин); специальных способностей личности (Н.А. Аминов, Н.В. Боч-манова, М.С. Ионова, М.Ю. Краева, В.Е. Курочкина, М.В. Молоканов, Л.Г. Портнова, Н.А. Стафурина, Е.В. Шатилова), развития профессионального самосознания (Э.Н. Ахметшина, М.Ю.Плотникова, Т.К. Поддубная, Т.В. Тараскина, С.Г. Шварцкоп); профессиональной идентичности (В.А. Кениг, Е.М. Кочнева, У.С. Родыгина, П.В. Смирнова, Л.П. Шнейдер); профессиональных установок (Т.П. Варфоломеева, Н.Ю. Еремина); профессиональной направленности (Ю.Л. Верхова, А.Р. Мусалаева); проектирования профессио-

нальной позиции (Е.В. Бурмистрова, М.С. Лукова); развития профессионализма (Ф.З. Кабиров, Т.В. Сикорская).

Имеются научные работы, в которых исследуются такие профессионально важные качества и свойства практического психолога, как эмпатия (А.А. Головина, Е.В. Мельник, О.И. Цветкова, Н.Г. Щербакова); рефлексия (Т.П. Айсувакова, М.В. Карагачева, В.Е. Курочкина, Т.А. Морозова, Н.М.Пинегина, Е.Б. Пичка, Н.Л. Оганесова); коммуникативность (Н.Б. Буртовая, И.К. Гаврилова, Т.В. Евтушенко, И.В. Костакова); социальный интеллект (А.З. Берк-лунд, Е.С. Саутина). Известны исследования, в которых определяются ценностные ориентации в структуре профессионально важных качеств психолога (Н.А. Вдовина, Е.М.Кочнева, А.В. Серый); изучаются профессиональная компетентность (Н.А. Зимина,

B.Н. Кикеева, Л.М. Суркова, Е.М. Фещенко, Т.Г. Харитонова,

C.В. Чеботарева, Т.И. Чиркова), «Я-концепция» (С.Т. Джанерьян, М.П. Лекарева, Н.В. Строкова), самоактуализация (О.В. Гудименко, А.З. Узденов, А.В. Шматько) и самореализация (Д.В. Егоров) практического психолога.

В контексте раскрытия сущности категории «профессиональная пригодность» следует отметить, что она имеет сложную структуру. В частности, по мнению В.А. Бодрова [1], эта структура отражает: выбор рода деятельности (профессии), наиболее полно соответствующей склонностям и способностям конкретного человека; удовлетворение интереса к выбранной профессии и удовлетворенность процессом и результатами конкретного труда; меру оценки эффективности, надежности, безопасности выполнения трудовых функций; индивидуальную меру результативности труда.

Многие авторы считают, что формами проявления социального (профессионального) самоопределения личности может быть ее самоутверждение; самореализация; самосовершенствование в труде; развитие «Я-концепции»; зарождение и становление образа «Я -профессионал»; стремление субъекта деятельности к достижению эталонной модели профессионала. Особое значение в профессиональном самоопределении личности имеет процедура выбора молодежью профессии психолога и оценка ими самоэффективности в будущей практической деятельности (Т.И. Васильева, М.И. Гайдар, Д.Ю. Грищенко, Е.М. Кочнева, Е.И. Филипович).

Наше исследование профессиональной пригодности студентов-психологов состояло из нескольких этапов. На основе структурирования проблемного поля исследования были определены направления, задачи и методы. Основным в рассматриваемой проблеме мы выделили: мотивационную основу выбора профессии психолога и профессионально-личностную готовность к данному виду деятельности.

Широкомасштабные опросы абитуриентов, проведенные в 20052010 гг., показывают, что только 10-12 % выпускников школ осознанно делают профессиональный выбор и только единицы из них видят результат своего пребывания в вузе. За последние шесть лет мотивировки поступления в вуз практически не изменились: «получить диплом» (64 %), «получить отсрочку от армии (87 % юношей), «погулять еще можно» (24 %) и «получить образование» (только 12 %). Опрос студентов, обучающихся по специальности «Психолог. Преподаватель психологии» показал, что ведущими мотивировками получения психологического образования выступают: «интерес» (55,5 %); «стремление лучше знать людей и строить дальнейшие отношения» (16,8 %); «получение психологических знаний» (9 %); «престиж профессии» (7,7 %); «совет знакомых» (7,7 %); «так получилось» (3,3 %).

У большинства (55,5 %) студентов действует мотивировка «интерес». По мнению Е.П. Ильина, среди различных психологических феноменов, принимаемых за мотив или побуждение к деятельности, большое внимание уделяется интересу. Интерес, по его мнению, рассматривается как волевой импульс, направляющий действия человека и выступающий как намерение, сознательно поставленная цель [3].

Наши исследования подтвердили основания относить «интерес» к осознаваемым мотивировкам. Но так как в смыслообразующей составляющей «интереса» есть проявление общего неконкретного контекста данного психологического феномена, не отражающего наличие поставленных целей, то мы считаем, что данный мотив только «побуждает» учебную деятельность индивида. Это позволило нам признать чрезвычайную значимость не только поддержания, но создания максимальных условий для качественного развития интереса к профессии студентов-психологов на протяжении всего вузовского обучения.

Системообразующим элементом профессионально-личностной готовности студентов к деятельности практического психолога, на наш взгляд, выступает мотивационная готовность. Представленное нами теоретическое обоснование и детальное описание структуры мотивационной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в ранее опубликованной статье включает следующие уровни:

• ориентировочно-поисковый - у студента, выбирающего свой профессиональный путь, отсутствует предмет потребности или, можно сказать, что существует псевдопредмет;

• операционно-потребностный уровень - у студента появляется предмет потребности, т. е. мотив, выполняющий только побудительную функцию;

• операционно-целевой уровень - выражена интероцепция, т. е.

64

появляются «субъективные сигналы о состоянии потребности», наблюдаются реально-действующие осознаваемые мотивы, выполняющие побудительную и объяснительную функции;

• операционно-содержательный уровень - когда потребности «опредмечиваются» и действует смыслообразующая функция мотивов;

• операционно-действенный уровень - когда происходит «развитие потребности через развитие предметов их удовлетворяющих»; индивид может оценить не только свой профессиональный опыт, но профессиональную пригодность к данной профессии [6].

В исследовании Л.Ю. Пахомовой под руководством автора [5] была разработана оценочная шкала профессиональной пригодности, включающая следующие компоненты: установочный, когнитивный, личностно-волевой и профессионально-идентификационный, позволяющие анализировать динамику развития профессионально важных качеств студентов-психологов.

Установочный компонент характеризуется мотивами профессионального выбора и ценностно-смысловыми профессиональными ориентациями. В результате вынужденной смены реальности выпускники школ выходят во взрослую жизнь, им необходимо принимать решение относительно своего будущего. Находясь в активном (пассивном) поиске, они получают из окружающего мира информацию, которая позволяет им совершить выбор (принять решение). Мы считаем, что на это оказывают влияние «факторы привлекательности профессии» (В.А. Ядов), «характер мотивационной направленности» (Е. Головаха) и «осознаваемые человеком ценности» (А.В. Капцов) [4, 9].

Личностно-волевой компонент характеризуется «идеальными представлениями» (А.Н. Леонтьев) о профессиональном будущем, которые «приводят к возникновению волевых действий», проявляющихся в целеустремленности, решительности, инициативности и т. д.

Когнитивный компонент характеризуется накопленными за время учебы в вузе знаниями и сформированными общекультурными и профессиональными компетенциями. В дополнение к сложившемуся комплексу компетенций в стандартах третьего поколения мы относим компетенции, позволяющие студентам проектировать свое профессиональное будущее. На наш взгляд, данные компетенции выполняют системобразующую функцию.

Профессионально-идентификационный компонент характеризуется активностью индивида в развитии потребностей трудовой деятельности и профессиональной идентичностью. «Профессиональная идентичность» - психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной профессии и определенному профессиональному сообществу» (Л.Б. Шнейдер) [12]. Для того чтобы определить, насколько выражена у респондентов

профессиональная идентичность, мы изучили соотношение совокупности профессионально-личностных качеств специалиста и образа «Я» субъекта.

Таким образом, в настоящее время, когда в вузах идет интенсивная модернизация, направленная на создание новых учебных программ в соответствии со стандартами третьего поколения, особенно актуальной становится проблема создания специальных личностно-развивающих программ становления профессиональной пригодности студентов-психологов с учетом их индивидуальных способностей и уровней мотивационного развития.

Список литературы

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов - М.: ПЕР СЭ, 2001 - 511 с. (Современное образование).

2. Большой психологический словарь. - 4-е изд., расшир. / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. - 811 с.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2008.

4. Капцов А.В. Карпушина Л.В. Психологическая диагностика аксиосферы личности. - Самара: Содружество, 2008.

5. Кочнева Е.М., Пахомова Л.Ю. Компоненты мотивационной готовности студентов к профессиональной деятельности // Личность и общество: проблемы философии, психологии и социологии: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. -Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. - С. 196-198.

6. Кочнева Е.М. Структура мотивационной готовности к профессиональной деятельности студентов вуза // Науч. обозрение. - 2010. - №1. - С. 103-109.

7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии [Электронный ресурс], URL: http://www.koob.ru

8. Обознов А.А. Психологические механизмы формирования профессиональной пригодности и надежности человека в социотехнических системах // Психологический журн. - 2007. - Т. 28. - №5. - С. 15-21.

9. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 255 с.

10. Чиркова Т.И., Елисеева Е.К. Преодоление неопределенности в профессиональной подготовке психологов в рамках ФГОС ВПО // Материалы V Все-рос. конф. «Психология образования: Психологическое обеспечение «Новой школы». - М.: Общерос. обществ. организация «Федерация психологов образования России», 2010. - С. 76-78.

11. Чиркова Т.И. Подходы к изучению атрибутивных свойств психологических реальностей // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Ананьевские чтения - 2010: Современные прикладные направления и проблемы психологии» (19-21 окт. 2010). - СПб.: СПбГУ, 2010. - С. 478-480.

12. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. - М.: Моск. психолого-социальный институт, 2007. - 138 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.