Научная статья на тему 'Теоретические подходы к формированию воднотранспортной инфраструктуры игорной зоны'

Теоретические подходы к формированию воднотранспортной инфраструктуры игорной зоны Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
102
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГОРНАЯ ЗОНА / ВОДНОТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / GAMBLING ZONE / CHANNEL INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Троилин Владимир Всеволодович, Арустамов Геннадий Артурович

В Российской Федерации создаются четыре игорные зоны. Несмотря на начало строительства, теоретическое осмысление происходящих процессов в части создания развитой транспортной инфраструктуры, научной общественностью не осуществляется. Совершаются системные ошибки: сначала строятся здания и сооружения, и лишь потом транспортная инфраструктура. Их взаимозависимость не определяется и не исследуется. В статье предпринята попытка теоретико-методологического обоснования воднотранспортной инфраструктуры, позволяющего урегулировать процесс создания, развития и функционирования воднотранспортной инфраструктуры игорной зоны во взаимодействии с региональной экономической системой в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the Russian Federation are created four gambling zones. Despite of starting building, theoretical judgment of occurring processes regarding creation of the developed transport infrastructure, by scientific community it is not carried out. System mistakes are made: buildings and constructions, and only then a transport infrastructure at first are under construction. Their interdependence is not defined and it is not investigated. In article attempt of a theoretic-methodological substantiation channel infrastructures is undertaken, allowing to settle process of creation, development and functioning channel infrastructures of a gambling zone in interaction with regional economic system as a whole.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к формированию воднотранспортной инфраструктуры игорной зоны»

В.В. Троилин, Г.А. Арустамов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ВОДНОТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИГОРНОЙ ЗОНЫ Аннотация

В Российской Федерации создаются четыре игорные зоны. Несмотря на начало строительства, теоретическое осмысление происходящих процессов в части создания развитой транспортной инфраструктуры, научной общественностью не осуществляется. Совершаются системные ошибки: сначала строятся здания и

сооружения, и лишь потом - транспортная инфраструктура. Их взаимозависимость не определяется и не исследуется.

В статье предпринята попытка теоретико-методологического обоснования воднотранспортной инфраструктуры, позволяющего урегулировать процесс создания, развития и функционирования воднотранспортной инфраструктуры игорной зоны во взаимодействии с региональной экономической системой в целом.

Annotation

In the Russian Federation are created four gambling zones. Despite of starting building, theoretical judgment of occurring processes regarding creation of the developed transport infrastructure, by scientific community it is not carried out. System mistakes are made: buildings and constructions, and only then - a transport infrastructure at first are under construction. Their interdependence is not defined and it is not investigated.

In article attempt of a theoretic-methodological substantiation channel infrastructures is undertaken, allowing to settle process of creation, development and functioning channel infrastructures of a gambling zone in interaction with regional economic system as a whole.

Ключевые слова

Игорная зона, воднотранспортная инфраструктура.

Keywords

Gambling zone, channel infrastructure

Детальная разработка инфраструктурных проектов игорных зон требует рассмотрения основных положений создания и развития их воднотранспортных инфраструктур исходя из общетеоретического осмысления понятия инфраструктуры как таковой. В настоящее время игорные зоны лишь создаются, и теоретическое осмысление

взаимодействия игорного бизнеса как такового с водным транспортом, в данном случае морским и речным по наиболее эффективному их

взаимодействию требует дальнейшего исследования.

Широкое применение термина «инфраструктура» в отечественных экономических исследованиях последних лет создает необходимость в проведении «системной» классификации инфраструктурных элементов. Ее смысл заключается в том, что при выделении инфраструктурной

составляющей в конкретной рыночной системе нужно достаточно четко представлять себе главные, основные элементы этой системы, для обеспечения нормального функционирования которых и выделяются собственно инфраструктурные

элементы. С помощью последних и

активизируется или стабилизируется производственно-хозяйственная деятельность.^]

Термин «инфраструктура» впервые нашел применение в исследованиях западных экономистов и имеет несколько вариантов объяснения своего происхождения. Один из них привязывает происхождение инфраструктуры к строительному

производству, отождествляя ее с фундаментом какого-либо строения, ее «каркасом» (от лат. «infra” -под, ниже и «structure” - строение, расположение). Другой связывает возникновение термина с военным профилем действий как комплекс обеспечивающих успешные военные операции сооружений, коммуникаций. Однако все исследователи признают, что инфраструктура является обязательным компонентом любой целостной экономической системы.

В отечественной экономии-ческой литературе периода 1970-1980 гг. инфраструктуру обычно

рассматривали как комплекс отраслей общего пользования, целью которых является создание необходимых условий для функционирования частнокапиталистических предприятий, или как систему инженернотехнических сооружений и объектов, обеспечивающих на определенной территории бесперебойное движение потоков грузов, людей, энергии, информации, т.е. такие материальнотехнические условия, без которых невозможна успешная деятельность современных хозяйственных предприятий. В этой связи ряд исследователей отмечают композиционность термина «инфраструктура»: с одной стороны, решение задач тылового обеспечения, с другой - выражение работы, услуга, предоставляемая производственнохозяйственным единицам

«специальным, совокупным многоотраслевым комплексом», обеспе-

чивающим нормальное функции-онирование потоковых процессов.

В последнее время ряд исследователей отождествляют инфраструктуру с логистикой, отмечая, что «логистика - некоторая производственная инфраструктура экономики, основанная на четком взаимодействии спроса, снабжения производства, транспорта и распределения продукции».[2] Несмотря на наличие достаточно связанных и взаимообусловленных элементов смешивать, а тем более подменять эти категории не следует.

Исходя из цели исследования и характера поставленных задач рассмотрения сущности инфраструктуры, можно выделить следующие проблемы: хронологические, генеалогические, структурно-логические,

функциональные.

Наиболее существенными

представляются две последние. Различия трактовок инфраструктуры у отдельных исследователей в разрезе двух проблем касаются лишь

формальной стороны научного исследования и поэтому даны лишь в констатационном плане и по существу не рассматривались.

Даже отдельные высказывания западных исследователей свидетельствуют, что одним из основных является вопрос о функциях инфраструктуры особенно для

формирующейся рыночной системы России. Определение функций должно, прежде всего, обнажать специфику инфраструктурной деятельности с тем, чтобы служить отправной точкой,

отделяющей отрасли инфраструктуры от прочих отраслей народного хозяйства. К сожалению, большая часть бытующих в настоящее время

дефиниций не отвечает этому

требованию.

По мере развития науки

устанавливались закономерности зави-

симости эффективности производства от уровня развития инфраструктуры; влияние инфраструктуры на

социальную обстановку в стране и в регионе; наконец - влияние инфраструктуры на политику государства и сообществ. При этом осознавался тот факт, что создание инфраструктуры само по себе не приносит прибыли. Было установлено, чем выше уровень развития инфраструктуры, тем быстрее и охотнее в регион приходят инвестиции, прибывает рабочая сила, ускоряется экономическое развитие, улучшается жизнь и самочувствие людей. И, наоборот, чем ниже уровень развития инфраструктуры, тем медленнее или с большими издержками развивается производство, тем тяжелее жизнь людей.

Необходимо отметить две важнейшие особенности инфраструктуры. Первая - инфраструктура, как правило, предназначена для обеспечения выполнения функций в нескольких отраслях, т.е. она носит отраслевой характер. Такими элементами инфраструктуры являются: транспорт, энергетические системы, связь, информационные сети и др. Соответственно инфраструктура

выполняет интеграционную функцию между отраслями производства, между регионами и государствами.

Вторая - инфраструктура не создает материальных благ, она выполняет обеспечивающую функцию. В связи с этим требуются специальные, часто не рыночные механизмы ее развития, долевое участие в этом процессе различных заинтересованных отраслей. Отсюда следует особая роль в развитии инфраструктуры межотраслевых органов власти, местных властей, органов власти регионов,

государственных и международных организаций.

Воднотранспортную инфраструктуру игорной зоны (ВТИИЗ) можно классифицировать по различным признакам: по сферам деятельности; по отраслям (функциям) этой

деятельности; масштабам распространения; средам пространства.

Несомненно, ВТИИЗ можно отнести к социально-производственной сфере, так как транспорт, как особый вид производства, не создает материальных благ, и его деятельность в игорных зонах будет направлена в основном на обеспечение отдыха граждан и перемещения отдыхающих по территории и акватории зоны, т.е. оказания потребительских (транспортных) услуг.

Так как научные основы развития транспортной инфраструктуры игорных зон пока только разрабатываются, то не все отраслевые (по видам транспорта) типы инфраструктуры соответственно исследованы в достаточной мере. Это напрямую касается и ВТИИЗ. Ее социально-производственную инфраструктуру можно классифицировать по различным основаниям. Наиболее актуальными в нашем случае являются пространственная и отраслевая.

По пространственному основанию ее можно классифицировать как инфраструктуру:

- игорной зоны;

- региона;

- государства;

- содружества государств;

- мирового сообщества.

По отраслевому принципу можно выделить транспортную инфраструктуру:

- отдельного вида транспорта (морского и речного);

- бассейна (Азово-Черноморского);

- водного транспорта РФ.

По нашему мнению отраслевая классификация в исследуемой инфраструктуре будет актуальной лишь

при совместном анализе этих двух классификаций.

Исходя из темы нашего исследования, необходимо отметить, что ВТИИЗ также сложна и разнообразна, как и сама транспортная инфраструктура зоны, т.к. в нее также входят железнодорожный транспорт, автомобильный и воздушный.

Также необходимо отметить классификацию инфраструктуры по средам пространства: сухопутную и водную.

Под сухопутной инфраструктурой понимается совокупность материальнотехнических систем, предназначенных для обеспечения деятельности человека на суше, а также часть материально-

технических систем обеспечения водной деятельности.

Водная инфраструктура - это совокупность материально-технических систем, предназначенных для обеспечения деятельности на воде. При этом под водной деятельностью понимаются виды активного поведения людей в водной среде. К ним, в первую очередь, относятся: хозяйственная деятельность, научно-исследовательская деятельность, отдых, туризм спорт; военноморская деятельность.

Наиболее наглядно положение игорной зоны в различных классификациях инфраструктур дано на рисунке 1.

возду шный

железнодорожный

Социальная инфраструктура гос-управления транспортом

Рис.1. Общая схема положения игорных зон в воднотранспортной и территориальной инфраструктуре региона

Известно, что общественное разделение труда исторически складывалось по двум основным направлениям: видам деятельности

(отраслевое) и территориям

(территориальное). В связи с этим под хозяйственной структурой региона можно понимать либо его отраслевую, либо его территориальную структуру. В настоящем исследовании

рассматриваются как отраслевая, так и пространственная структуры игорной зоны, создаваемой на границе Ростовской области и Краснодарского края.

Например, известную сложность представляет отраслевая классификация регионального хозяйственного

комплекса. В данном случае, используемые для ее характеристики понятия, также вызывают споры у экономистов. Если такие понятия, как «отрасли специализации»,

«вспомогательные и обслуживающие отрасли» уже в большей или меньшей степени устоялись, то сравнительно недавно появившийся в региональной экономике термин «инфраструктура» имеет различные толкования.

Прежде всего, нужно отметить, что как термин «хозяйственная структура региона», так и

«инфраструктура» - это системные

понятия. Поэтому любые попытки проведения классификации

инфраструктуры вообще, вне связи с какой-либо конкретной экономической системой, приводят к ошибочным представлениям о ее качественном составе. Вот почему при классификации инфраструктуры необходимо исходить из ее функционального предназначения, в соответствии с которым ее отрасли должны отличать два основных характерных свойства: всеобщность

(инфраструктурные элементы в системе должны быть общими для всех главных, основных ее элементов);

коммуникативность или

непосредственность создаваемых связей (инфраструктурные элементы,

непосредственно связывая основные, главные элементы системы, не должны иметь опосредствующие звенья).

Указанный подход позволяет описать процесс выделения

инфраструктурных элементов в системе регионального хозяйственного комплекса следующим образом.

Главными элементами подобной региональной социально-

экономической системы могут выступать отрасли специализации, население, низовые территориальнопроизводственные сочетания, система расселения и др.

Соответственно очерченной системе и ее главным элементам выделяются инфраструктурные виды деятельности межотраслевого или межрегионального характера, создающие общие условия для развития основных элементов.

В игорном бизнесе в качестве внутриотраслевых видов деятельности, обладающих присущими им

специфическими свойствами, выступают:

-общие транспортные организации (такси, городской транспорт и др); -средства связи и коммуникации;

- система материально-технического снабжения;

-общая энергосистема;

-система внутриотраслевой связи; -система подготовки кадров;

-органы управления и т.д.

На водном транспорте в качестве внутриотраслевой инфраструктуры наряду с аналогичными в игорном бизнесе видами деятельности, выступают и некоторые специфические, например, гидротехнические

сооружения и объекты, снабженческие организации со своей системой органов и объектов и т. д.

Если рассмотреть межотраслевую инфраструктуру, обслу-

живающую одновременно игорный бизнес и водный транспорт и создающую непосредственные связи между этими главными элементами регионального хозяйственного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

комплекса, то в ее состав можно включить такие отрасли и виды деятельности, как общая для обеих выделенных отраслей энергосистема, общие транспортные сооружения и организации, общие системы связи и другие межотраслевые сооружения и виды деятельности. Но эти виды деятельности, формируемые в отраслевой системе регионального хозяйственного комплекса в

самостоятельные отрасли, можно было бы определить еще на

внутриотраслевом уровне, если

проанализировать пересечение двух множеств инфраструктурных видов деятельности в игорном бизнесе и водного транспорта. При таком

пересечении все специфические внутриотраслевые виды деятельности отсеются, а попадут в пересечение только те, которые могут стать

межотраслевыми и выполнять

аналогичные функции во

внутриотраслевых системах.

Если сравнить

инфраструктурные виды деятельности, попавшие в пересечение двух внутриотраслевых множеств, и

инфраструктурные отрасли,

выделенные в отраслевой системе регионального хозяйственного

комплекса, то получится, что они в значительной степени идентичны.

Разница между ними в том, что первые решают внутриотраслевые задачи, а вторые, выделившись в самостоятельные виды деятельности, решают межотраслевые задачи по обеспечению обеих отраслей.

В соответствии с

Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) водный транспорт является одной из подотраслей транспорта -отрасли материального производства (Транспорт и связь - раздел I). Главной задачей транспорта является перевозка грузов и пассажиров. Для решения этой задачи сформирована материальнотехническая база водного транспорта, состоящая из флота, портов, путевого хозяйства, промышленных предприятий и т.д. Однако деятельность водного транспорта применительно к разделу О (Представление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг) имеет следующую классификацию. Так, в классе 92 указано, «...деятельность по организации отдыха, развлечений, культуры и спорту», а в подклассе 92.7 «. деятельность по организации отдыха и развлечений», в дальнейшем в группе 92.71 «. деятельность по организации азартных игр». Следовательно, игорный бизнес, с одной стороны, является составной частью подотрасли организация отдыха, а с другой -деятельности водного транспорта.

Наиболее наглядно это представлено на рис. 2

Рис.2. Место игорного бизнеса и водного транспорта в структурной схеме видов экономической деятельности

Создание игорной зоны

предполагает увеличение заходов

транспортного (на этапе строительства) и пассажирского флота, что

обусловливается появлением нового

пассажиропотока как в игорную зону, так и восстановление ранее утраченных линий перевозок пассажиров по реке Дон, Азовскому и Черному морям. Значительное развитие должен

получить такой вид отдыха на воде, как яхтинг. Строительство на Азовском море порта-марины в районе игорной зоны позволит создать отсутствующую пока инфраструктуру по обслуживанию яхт (ремонт, стоянка, сервис и т.д.).

Ростовская область и

Краснодарский край занимают выгодное экономико-географическое положение. Влияние транспортной составляющей обусловливается тем, что они являются южными воротами

России, соответственно размещение

игорной зоны в этом регионе будет тесно связано с развитием их транспортной инфраструктуры.

Основными задачами

транспортных предприятий в исследуемой сфере являются

обеспечение благоприятных условий для основной деятельности игорного бизнеса. Исходной базой при рассмотрении эффективности и

целесообразности использования

водного транспорта являются

обеспечивающие объемы перевозок (в основном пассажиров-отдыхающих прибывающих в игорную зону) и индустрия отдыха на воде.

Наряду с влиянием региональных факторов и процессов на воднотранспортную инфраструктуру, может наблюдаться более масштабная и значимая, с позиции общетерриториальной социально-экономической динамики, тенденция. Само предприятие водного транспорта (в силу своей локализации на конкретной территории и особом месте воспроизводственных процессах) выступает условием

регионального развития, действуя в

региональной экономической среде,

создавая предпосылки для

развертывания отдельных сфер и направлений региональной экономики, корректируя ее отраслевую и территориальную структуру.

Предприятие водного транспорта как один из элементов инфраструктурнотранспортного комплекса выполняет регионоформирующую, по своему

характеру, функцию.

Отмечая важную роль

воднотранспортной инфраструктуры игорной зоны, следует обозначить два ее важнейших аспекта. В первом случае, можно вести речь о непосредственном влиянии предприятий водного транспорта, их деятельности на становление региональных структур, их обособлении как относительно

самостоятельных территориально-

воспроизводственных целостностей. Во втором случае - о «зоне обслуживания» воднотранспортной инфраструктуры. Она динамична, ее территориальные границы неустойчивы и «размыты», отсутствует важнейший для

регионалистики признак воспроизводственной целостности, поэтому подобное образование далеко от устоявшегося общепринятого понятия региона.

В этой связи важнее проследить регионоформирующие функции данной инфраструктуры в системе:

- инфраструктура игорной зоны;

- инфраструктура Ростовской области и Краснодарского края;

- инфраструктура Азово-Черноморского бассейна;

- инфраструктура ЮФО; и т.д.,

то есть реально складывающейся и включающей в себя саму инфраструктуру в качестве первичной экономической «клеточки». Но это уже тема другого исследования.

Библиографический список

1. Федько В. П., Альбеков А. У.,

Комарова А.И. Инфраструктура

муниципальных образований.- Ростов н/Дону: РГЭА, 1999.

2.Бердяев Н. Судьба России. -М., 1990.-

С.54

Bibliographic list

1. Fedko V.P.,Аlbekov A.U., Komarova A.I. Infrastructure of municipal education

- Rostov-on-Don RSEU,1999

2. Berdyaev N. Destiny of Russia M., 1990-p. 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.