Научная статья на тему 'Классификация факторов развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта'

Классификация факторов развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2001
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА / ФАКТОРЫ / МАСШТАБ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ / THE INFRASTRUCTURE OF THE WATER TRANSPORT / THE FACTORS / THE SCALE OF THE ACTION / THE FUNCTIONAL FACTORS / THE EXTERNAL AND INTERNAL FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мустакаева Екатерина Александровна

Характеризуется экономическая и функциональная специфика инфраструктуры. Рассматриваются цели систематизации факторов. Обосновываются критерии выделения классификационных групп: «масштаб воздействия», «функциональные факторы», «внутренние и внешние факторы». Выделяются макроэкономические, межгосударственные, отраслевые, региональные, микроэкономические, производственно-экономические, социальные, организационные, природно-климатические, экологические, правовые факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic and functional specifics of infrastructure is characterized. The purposes of factors systematization are considered. Criteria of allocation of classification groups are grounded: “the scale of the action”, “ functional factors”, “internal and external factors”. Macroeconomic, interstate, branch, regional, microeconomic, production and economic, social, organizational, climatic, ecological, legal factors are allocated.

Текст научной работы на тему «Классификация факторов развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта»

УДК 656.6 Е. А. Мустакаева,

ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова

КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА CLASSIFICATION OF FACTORS INLAND WATER TRANSPORT INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT

Характеризуется экономическая и функциональная специфика инфраструктуры. Рассматриваются цели систематизации факторов. Обосновываются критерии выделения классификационных групп: «масштаб воздействия», «функциональные факторы», «внутренние и внешние факторы». Выделяются макроэкономические, межгосударственные, отраслевые, региональные, микроэкономические, производственно-экономические, социальные, организационные, природно-климатические, экологические, правовые факторы.

Economic and functional specifics of infrastructure is characterized. The purposes offactors systematization are considered. Criteria of allocation of classification groups are grounded: “the scale of the action", “functional factors", “internal and external factors". Macroeconomic, interstate, branch, regional, microeconomic, production and economic, social, organizational, climatic, ecological, legal factors are allocated.

Ключевые слова: инфраструктура водного транспорта, факторы, масштаб воздействия, функциональные факторы, внешние и внутренние факторы.

Key words: the infrastructure of the water transport, the factors, the scale of the action, the functional factors, the external and internal factors.

ОБЪЕКТИВНО оценивать и прогнозировать уровень развития инфраструктуры отрасли, обеспечивать сбалансированность ее изменений, принимать адекватные решения по повышению эффективности функционирования внутреннего водного транспорта невозможно без выделения и систематизации факторов, влияющих на динамику и состав воднотранспортной инфраструктуры.

Предлагаемые в настоящей статье факторы, влияющие на функционирование и динамику инфраструктуры внутреннего водного транспорта, выделены автором с учетом, во-первых, сущности понятия инфраструктуры, а во-вторых, отраслевых особенностей внутреннего водного транспорта.

Ключевые проблемы функционирования и развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта были раскрыты автором в [1. с. 134-142]. В масштабах экономики страны транспорт в целом является инфраструктурной отраслью материального производства, выполняя перевозки грузов и пассажиров, обслуживая и обеспечивая остальные сферы экономики. Каждый вид транспорта, в свою очередь, представляет собой совокупность перевозочных средств и обслуживающих структур и объектов (внутриотраслевой инфраструктуры), обеспечивающих транспортный процесс.

Под факторами, влияющими на функционирование и динамику инфраструктуры внутреннего водного транспорта, понимаются одновременно:

— условия, при которых протекают экономические процессы в инфраструктуре внутреннего водного транспорта;

— причины, которые оказывают влияние на экономические процессы, и их результаты в инфраструктуре внутреннего водного транспорта.

Целями изучения и систематизации факторов, а также оценки их влияния на динамику и состав инфраструктуры являются:

— выявление проблем, вызываемых недооценкой роли и значения инфраструктуры в экономическом и социальном развитии, а также многокомпонентным составом инфраструктуры;

Выпуск 2

Выпуск 2

— определение резервов и механизма обеспечения опережающих темпов развития транспортной инфраструктуры по сравнению со сферой материального производства;

— обоснование приоритетных направлений развития и использования инфраструктуры внутреннего водного транспорта.

Классификация факторов представляет собой распределение их по группам в зависимости от выделенных признаков (критериев). Она позволяет глубже разобраться в причинах изменения исследуемых явлений, точнее определить место и роль каждого фактора в формировании величины результативных показателей с учетом особенностей, обусловленных спецификой инфраструктуры внутреннего водного транспорта.

Выделение факторов и их структурирование должны характеризовать и отражать причины и условия изменения совокупности взаимосвязанных компонентов инфраструктуры, обслуживающих и обеспечивающих транспортировку грузов и пассажиров внутренним водным транспортом, — путевого хозяйства, портов, промышленных организаций водного транспорта, транспортной логистики и др.

В научной литературе [2; 4; 5] выделяют экономическую и социальную специфику инфраструктуры в целом.

Экономической специфике инфраструктуры присущи важные макроэкономические признаки:

— крупномасштабные положительные внешние эффекты деятельности, которые реализуются не в прибыли транспорта, а в снижении издержек и повышении прибыли компаний-потребителей и в росте благосостояния населения;

— специализация на производстве «публичных (общественных) благ», то есть такой продукции и услуг, которые не могут раздельно оплачиваться каждым потребителем;

— понижение предельных издержек с увеличением объема производства. Действие этого фактора приводит к тому, что общий для всех отраслей принцип равенства цен предельным затратам, применительно к отраслям инфраструктуры, выступает как требование их «убыточности». Другими словами, самоокупаемость инфраструктурных хозяйствующих субъектов при использовании равновесных тарифов в общем случае невозможна [2].

Вместе с тем экономическая специфика инфраструктуры не сводится к снижению предельных издержек. Как показывают современные исследования [3], важную роль играют и такие факторы, как высокие издержки выхода на рынок и эффекты межотраслевой взаимодополняемости.

Для социальной специфики инфраструктуры характерно законодательное установление системы норм, отделяющих сферу социальной ответственности и экологической безопасности от пространства экономической свободы и конкуренции.

Рассмотренные черты экономической и социальной специфики инфраструктуры полностью присущи инфраструктуре внутреннего водного транспорта и требуют организации последней в рамках общественного сектора экономики, ведущим субъектом в котором должно оставаться государство в лице федеральной и региональной исполнительной власти.

Отставание развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта от темпов роста объема перевозок вызывается рядом причин и условий, ограничивающих прежде всего рыночную и инвестиционную активность в инфраструктурной сфере:

— высокой капиталоемкостью объектов инфраструктуры и наличием значительного лага при реализации проектов, вызывающего длительное отвлечение инвестиционных ресурсов;

— несовершенством и нестабильностью законодательной и нормативно-правовой базы, что повышает уровень риска для инфраструктурных проектов;

— ограниченным действием рыночных конкурентных механизмов;

— негибкой государственной тарифной политикой в отношении продукции и услуг инфраструктурных объектов.

Кроме того, объектам инфраструктуры водного транспорта имманентны ряд отраслевых особенностей воспроизводственного процесса и продукции (услуг). Особенности продукции и воспроизводственного процесса по объектам инфраструктуры и судоходным компаниям внутреннего водного транспорта существенно различаются (рис. 1).

I

гз

с

о

с[

О

X

о

сС

>.

и

♦Услуги, предоставляемые водным транспортом, не существуют в форме самостоятельного вещественного продукта, а являются продолжением

производственного процесса других отраслей экономики

•Процесс потребления и реализации специфической транспортной

продукции объединены с процессом транспортного производства •Перевозка грузов и пассажиров невозможна без соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей

функционирование транспортных компаний ♦Отсутствие перерабатываемого сырья в процессе перевозок приводят к существенным особенностям в структуре затрат. Основную часть затрат составляют расходы на материалы, топливо и энергию, а также прочих материальных затрат (ремонт, оплата за аренду, КОФ, валютные расходы по портовым сборам). Доля амортизационных отчислений

несущественна

♦Судоходные компании являются объектами частной и смешанной форм собственности. Их функционирование и развитие финансируются за счет собственного и заемного капитала

СО о _ X -О -О

0- 5

>• р £ г

>. ч

О. се

1- 5

га ? а. £

■е I

х з 3 2 £ =

О) х, Iе а Ю О

О =

•Услуги и товары, предоставляемые объектами инфраструктуры, как правило, существуют в форме самостоятельного вещественного продукта •Потребление и реализация продукции объектов инфраструктуры, с одной стороны, отделены от процесса как собственного, так и транспортного производства С другой стороны, они являются необходимым условием обеспечения и завершения транспортного процесса в судоходных компаниях

•Значительная часть продукции объектов инфраструктуры предназначена для обеспечения перевозок и завершения транспортного процесса. Однако транспортная инфраструктура региона обслуживает не только транспортные компании, но и остальные объекты материальной и нематериальной сферы, а также население •По объектам инфраструктуры основную часть затрат составляют материальные расходы (материалы, топливо, электроэнергия, сырье для промышленных объектов) и оплата труда. Доля амортизационных отчислений несущественна

•Значительная часть инфраструктурных объектов является собственностью государства. Это определяет высокую долю бюджетного финансирования как инвестиций, так и текущих затрат, например по путевомухозяйству •Ограниченная пропускная способность транспортной инфраструктуры (автомобильные и железные дороги, внутренние водные и морские пути, воздушное пространство) определяет интеграцию всех подотраслей транспорта в единую транспортную систему

Рис. 1. Особенности продукции и воспроизводственного процесса на внутреннем водном транспорте

С целью систематизации факторов, определяющих динамику и состав инфраструктуры внутреннего водного транспорта, автором статьи выделены три классификационных признака: «масштаб воздействия», «функциональные факторы», «отношение к объекту исследования». При этом рассмотрены факторы, свойственные как инфраструктуре в целом, так и составляющим ее компонентам.

Классификация факторов по масштабу воздействия носит общеэкономический характер, лежит в основе формирования механизма управления транспортной инфраструктурой и предполагает выделение таких категорий, как макроэкономические, межгосударственные, отраслевые, региональные и микроэкономические факторы.

Макроэкономические факторы характеризуют роль инфраструктуры в целом в процессе общественного воспроизводства, место транспортной инфраструктуры, и в том числе инфраструктуры внутреннего водного транспорта, в обслуживании остальных отраслей экономики. Рассматриваемая группа факторов определяет уровень экономического развития и темпы экономического роста страны, отраслей и регионов, всех составляющих экономики, включая инфраструктуру внутреннего водного транспорта. Основные параметры, характеризующие уровень экономического развития страны, — инфляция, динамика ВВП, ставка рефинансирования Банка России, курс рубля — существенно влияют на темп роста и величину инвестиций в транспортную инфраструктуру. Инфляция оказывает негативное воздействие на экономику, вызывая рост цен на топливно-энергетические ресурсы и увеличение стоимости капитального строительства. Высокие темпы прироста ВВП обусловливают рост объема транспортной работы и потребности в услугах инфраструктурных объектов. Тенденция снижения ставки рефинансирования Банка России положительно сказывается на стоимости кредитных ресурсов.

Межгосударственные факторы определяют степень интеграции транспорта в мировую экономическую систему, условия функционирования российского судоходства на мировом фрах-

Выпуск 2

товом рынке и международном рынке капитала. Интеграция России в мировую экономику и диверсификация внешней торговли требуют повышения конкурентоспособности отечественных перевозчиков, развития экспорта транспортных услуг, определяют необходимость адекватной перестройки транспортной инфраструктуры. Важнейшим фактором для развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта является формирование сети международных транспортных коридоров (МТК), обеспечивающих в условиях преференциального режима ускорение оборачиваемости капитала и синхронизацию прохождения товаров, документов и денег. Реализация перевозок грузов по МТК определяет необходимость выполнения масштабных работ, в том числе на объектах инфраструктуры внутреннего водного транспорта по модернизации и реконструкции речных портов, реконструкции гидроузлов, лимитирующих перевозку грузов крупнотоннажными речными судами.

Отраслевые факторы отражают основные проблемы и перспективы развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта, особенности государственного регулирования воднотранспортной инфраструктуры, взаимоотношения ее с судоходными компаниями и с другими видами транспорта.

Региональные факторы показывают значение инфраструктуры внутреннего водного транспорта в развитии региона. Они формируются с учетом территориальных особенностей и специфики региональной политики. Задачами инфраструктуры внутреннего водного транспорта являются создание условий по организации транспортировки грузов и пассажиров, обеспечение целостности процесса транспортного обслуживания хозяйствующих субъектов производственной и непроизводственной сферы, а также населения региона.

Микроэкономические факторы характеризуют в основном внутренние возможности функционирования и развития объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта.

Классификация функциональных факторов определяет подходы к управлению инфраструктурой внутреннего водного транспорта и предполагает выделение таких групп, как экономические, социальные, природно-климатические, экологические, организационные, правовые факторы.

Экономические факторы отражают изменение объема производства в объектах инфраструктуры внутреннего водного транспорта в результате экстенсивного и интенсивного использования их производственного потенциала, а также изменение внутриотраслевых пропорций, трансформацию структуры производства, влияние государственной политики на темпы роста инфраструктуры.

Социальные факторы представляют собой совокупность социальных условий, ресурсов, отношений, процессов и инструментов, опосредованно воздействующих на качественные и количественные параметры производства путем формирования государственной социальной политики, а также развития трудового потенциала объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта и отдельного работника конкретной организации. Социальные факторы направлены на создание оптимальной мотивации труда работников с целью повышения интенсификации производственного процесса и эффективности труда. см Организационные факторы охватывают комплекс действий по организации производства,

к

спу труда и управления объектами инфраструктуры внутреннего водного транспорта. Они оказывают

Вы непосредственное влияние на рост производительности труда, выступают важнейшими предпо-

154 сылками интенсификации производства, способствуют повышению уровня эффективности ис-

пользования накопленного производственного потенциала, степени загрузки основных фондов, обеспечивают совершенствование их технологической структуры.

Спецификой функционирования инфраструктуры внутреннего водного транспорта является серьезная зависимость работы ее объектов от природно-климатических факторов. Внутренние водные пути — это естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обоз-

наченные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства. Содержание внутренних водных путей связано с проведением путевых работ — дноуглубительных, выправительных, тральных, дноочистительных, изыскательских и других, которые выполняются с целью создания, поддержания и улучшения условий, необходимых для судоходства. Природноклиматические условия, в которых осуществляется деятельность объектов водно-транспортной инфраструктуры, должны обязательно учитываться в процессе принятия управленческих решений. Они оказывают воздействие на издержки объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, а также на затраты по транспортировке грузов и пассажиров судоходными компаниями.

Экологические факторы в современных условиях играют существенную роль в функционировании и развитии инфраструктуры внутреннего водного транспорта. Важность и значимость экологических факторов определяется их природой и возрастающей силой воздействия в современных условиях производства. На объектах водно-транспортной инфраструктуры экологические факторы выступают как ограничительные обстоятельства с точки зрения возможности использования природных объектов, а также с позиции загрязнения окружающей среды отходами, выбросами и сбросами, образующимися в процессе оказания инфраструктурных услуг. Большое значение имеют также устанавливаемые государственными органами жесткие ограничения по загрязнению окружающей природной среды действующими производствами. Это выражается в нормировании сбросов в водоемы, выбросов в атмосферу и размещении отходов производства, а также во взимании платы как за нормативные, так и за сверхнормативные загрязнения окружающей среды.

Правовые факторы обеспечивают соответствие законодательной и нормативно-правовой базы современным требованиям и особенностям функционирования и развития транспорта в целом и инфраструктуры внутреннего водного транспорта в частности. Это является определяющим условием обеспечения безопасности транспортного процесса и формирования рынка транспортных услуг, мощным рычагом управления, посредством которого достигается согласованность взаимодействия объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

По отношению к объекту исследования все рассмотренные выше факторы разделяются на внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).

Внутренние факторы во многом непосредственно определяются характеристиками инфраструктуры внутреннего водного транспорта и условиями функционирования ее объектов. Они отличаются высокой степенью управляемости. Именно этой группе факторов должно быть уделено основное внимание в процессе анализа и принятия управленческих решений.

Внешние факторы формируют базовые условия хозяйствования за пределами границ инфраструктуры внутреннего водного транспорта, образуют своеобразную оболочку, в которой она функционирует. В отличие от внутренних, внешние факторы обусловлены влиянием внешней среды, и поэтому они в большинстве своем являются неуправляемыми со стороны объектов инфраструктуры. С теоретической и практической точек зрения их исследование позволяет точнее определить степень воздействия внутренних факторов, объективнее оценить результаты деятельности объектов инфраструктуры, снизить риски влияния внешних факторов в условиях неопределенности, лучше адаптироваться к условиям работы, нейтрализовать отрицательное воздействие разного рода неблагоприятных факторов. I

Результаты классификации представлены на рис. 2, 3, где систематизированы факторы, определяющие динамику и состав инфраструктуры внутреннего водного транспорта по рассмотренным классификационным признакам.

Выпуск 2

Выпуск 2

Внешние (экзогенные) факторы

Макроэкономические

♦фаза экономического цикла;

♦инфляция;

♦денежно-кредитная, бюджетная, инвестиционная, налоговая и ценовая политика государства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Межгосударственные

•глобализация мировой торговли и производства;

•развитие межгосударственных торгово-экономических свя зей;

• формирование глобальной инфраструктуры и развитие сети МТК; •усиление роли международных торгово-экономических орынизаций;

Отраслевые

>

♦государственная стратегия по развитию внутреннего водного транспорта;

♦бюджетная политика государства и региона по финансированию инвестиций и текущего состояния отрасли;

♦льготы по федеральным, региональным и местным налогам;

♦ структура рынка транспортных услуг;

♦финансово-экономическое состояние основных потребителей рынка транспортных услуг;

♦уровень конкуренции в транспортной отрасли;

♦ объемы и темпы роста грузо - пассажиропотоков;

♦инвестиционная привлекательность внутреннего водного транспорта;

♦обще- и внутриотраслевые риски

♦географическое положение региона размещения инфраструктуры;

♦ п рирод но-кл им этические уел овия региона;

♦уровень развития промышленной, сельскохозяйственной, торговой инфраструктуры и распределение их объектов по территории региона;

♦ уровень развития транспортной инфраструктуры региона;

♦приближенность объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта к хозяйствующим субъектам жизнеобеспечения региона, муниципальных образований, городов;

♦ численность и плотность населения;

♦реальные доходы населения (среднедушевые доходы);

♦уровень урбанизации;

♦деловая активность населения:

♦транспортная подвижность населения

Микр оэкономические

•взаимоотношение объектов инфраструктуры с органами исполнительной власти

Производственно-экономические

♦изменение цен на производственные ресурсы;

♦ сбалансированность функционирования и развития компнентов инфраструктуры внутреннего водного транспорта;

♦мультипликативность воздействия инфраструктуры на эффективность работы судоходных компаний

Соц>

иальные

• государственная социальная политика;

•уровень развития производства общественных благ, имеющих общедост/пныйхарактер (системы образования и здравоохранения)

Экологические

♦нормирование сбросов в водоемы, выбросов в атмосферу;

♦размещение отходов производства;

♦взиманиеплаты, как за нормативные,так и за сверхнормативные загря знения окружающей среды

Правовые

♦модернизация системы международных соглашений о плавании по ВВТ при открытии отдельных участков путей для доступа судов под иностранным флагом;

♦ развитие нормативно-правовой базы российского транспорта на внутренних и мировых рынках; ♦обеспечение стабильности законодательства РФ и норматив но-право вой базы транспорта, его отдельных видов и инфраструктуры внутреннего водного транспорта

Рис. 2. Совокупность экзогенных факторов, определяющих динамику и состав инфраструктуры внутреннего водного транспорта

Внутренние (эндогенные) факторы

]

\ Отраслевые -

♦взаимодействие внутреннего водного транспорта с другими видами транспорта:

♦состояниетранспортной инфраструктурной сета;

♦обеспеченность перевозок внутренним водным транспортом услугами инфраструктуры

------( Микроэкономические ■--------------------

•текущее финансово - экономическое состояние объекта:

♦эффективность использования ресурсов и мощностей;

♦состояние основных производственных фондов, их сроки эксплуатации и скорость обновления:

•технико - эксплуатационные показатели:

♦ у п р а вл ен и е и эд ержк а V и;

♦рентабельность активов;

♦уровень корпоративного управления:

♦информационное обеспечение прои зводства;

♦внутренниериски организации

------{ Производственно - экономические -

♦основные производственные фонды (капитал) и их техническое состояние (изношенность, производительность, надежность):

•технология работ и производства услуг (ее новизна, внедряемостъ, результативность, окупаемость); ♦полнота и эффективность использования природных, производственных и трудовых ресурсов;

♦ количество трудовых ресурсов и их качественноесостояние (образовательный и квалификационный разрез):

♦ интенсивность использования вовлекаемых в оборот ресурсов;

♦ростпредпринимательской активности

\ Социальные ■

♦социальная ответственность предпринимателей и работодателей;

♦профессиональная подготовка работника:

♦удовлетворенность работника профессией, содержанием, организацией, охраной и стимулированием труда;

♦социально-демографическиехарактеристики работника:

♦степень удовлетворения бытовых нужд персонала:

♦социально-психологический климате коллективе;

♦ методы управления объектами воднотранспортной инфраструктуры

] Организационные______________________________________________________________-

♦совершенствование организации и управления производством:

♦совершенствование организации труда - улучшение разделения и кооперации труда, внедрение передовых методов и приемов труда;

♦совершенствование организации и обслуживания рабочих мест;

♦внедрениетехнически обоснованных норм затраттруда:

♦внедрение гибких форм организации труда;

♦профессиональный подбор кадров, улучшение их подготовки и повышение квалификации:

♦ улучшение условий труда, рационализация режимов труда и отдыха:

♦совершенствование систем оплаты труда и повышение их стимулирующей роли

\ Экологические -

♦создание очистных систем;

♦внедрениемалоотходныхтехнологий и организация безотходных производств;

♦вовлечениеотходов в производственный оборот

{ Правовые -

♦ развитие нормативно-правовой базы деятельности объектов воднотранспортной инфраструктуры

Рис. 3. Совокупность эндогенных факторов, определяющих динамику и состав инфраструктуры внутреннего водного транспорта

^157

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что выделение, классификация и структурирование ключевых факторов, определяющих динамику и состав инфраструктуры внутреннего водного транспорта, позволит объективно оценивать и прогнозировать уровень развития инфраструктуры отрасли, обеспечивать сбалансированность ее изменений, принимать адекватные решения по повышению эффективности функционирования внутреннего водного транспорта.

Выпуск 2

Выпуск 2

Список литературы

1. Мустакаева Е. А. Ключевые проблемы функционирования и развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта / Е. А. Мустакаева // Журнал университета водных коммуникаций. — 2013. — Вып. 1 (17).

2. Белов И. В. Экономика железнодорожного транспорта: учебник для вузов ж/д транспорта / И. В. Белов, В. Г. Галабурда, Н. П. Терешина. — М.: УМК МПС России, 2001.

3. Бойделл Т. Как улучшить управление организацией / Т. Бойделл. — М.: Инфра-М, 1995.

4. Комаров М. П. Инфраструктура регионов мира: учебник. — СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2000.

5. Красовский В. П. Инфраструктура и интенсификация экономики / В. П. Красовский; АН СССР, Ин-т экономики; [отв. ред. В. П. Красовский]. — М.: Наука, 1980.

УДК 656.6:338.47:656.6 В. А. Бабурин,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ СУДОВ В ПОРТАХ ESTIMATION OF ECONOMIC EFFICIENCY OF VESSELS SERVICE IMPROVEMENT IN PORTS

В статье рассматриваются методические подходы к оценке социально-экономической эффективности интенсификации обслуживания судов в портах. Исследован синергетический эффект от совершенствования организации технологического процесса полной обработки судов в портах. Предложена методика оценки экологической эффективности от сокращения продолжительности стоянки флота в портах.

Systematic approaches for social and economic effectiveness evaluating of the vessels service intensification in the ports are considered in the article. Synergetic effect of the technological process of vessels service in the ports are investigated. Methodology of the ecological effectiveness evaluating by reducing time of the fleet being in the ports is suggested.

Ключевые слова: порт, конкурентоспособность, обслуживание судов, пропускная способность, пропускная способность обслуживания, синергетический эффект, социально-экономическая эффективность, методика.

Key words: port, fleet, competitiveness, vessels service, port cargo-handling capacity, port service capability, synergetic effect, social and economic effectiveness, prime cost, profit, ecology, methodology.

канд. техн. наук, профессор, ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова;

С. К. Минеев,

аспирант,

ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова;

К. Р. Бабурина,

ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова

М

ОРСКОЙ транспорт играет важную роль в развитии экономики Российской Федерации и решающую роль в транспортном обеспечении ее внешнеэкономических связей. Рост перевозок морским транспортом требует опережающего развития портовых мощностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.