Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ценность / ценностный подход / правовые ценности / правовое просвещение / правовое образование / правовое обучение / правовое воспитание / просветительская деятельность / правовое информирование / модели современного образования / value / value approach / legal values / legal enlightenment / legal education / legal training / legal upbringing / educational activities / legal information / models of modern education

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрова Татьяна Вячеславовна

Цель. Выявить основные подходы к формированию правовых ценностей в современной системе образования с учётом современных тенденций развития государства и общества. Процедура и методы. В проведённом исследовании особое внимание уделяется всестороннему изучению правового просвещения, которое рассматривается как юридическая категория. Для этой цели применялись системный, методологический, аксиологический и ценностный подходы в контексте образовательной системы. Результаты. Представлены доктринальные предложения о закреплении таких понятий, как «правовое просвещение», «просветительская деятельность», «правовое образование», «правовое обучение», «правовое воспитание». Теоретическая и/или практическая значимость. Выводы, сделанные в представленном исследовании, направлены на закрепление норм-дефиниций для единообразного правоприменения понятий и создание документа стратегического планирования по реализации правового просвещения в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF LEGAL VALUES IN THE MODERN EDUCATION SYSTEM

Aim. to identify the main approaches to the formation of legal values in the modern education system taking into account modern trends in the development of the state and society. Procedure and methods: the conducted research pays special attention to the comprehensive study of legal education, which is considered as a legal category. For this purpose, systemic, methodological, axiological and value-based approaches in the context of the educational system were applied. Methodology. The conclusions made in the presented study are aimed at fixing norms-definitions for uniform law enforcement of concepts and creation of a strategic planning document for the realization of legal education in the Russian Federation. Results. Doctrinal proposals on consolidation are presented, such concepts as “legal education,” “educational activity,” “legal education,” “legal training,” “legal education”. Research implications. The conclusions drawn in the presented study are aimed at consolidating definition standards for uniform enforcement of concepts and creating a strategic planning document for the implementation of legal education in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 340.1

DOI: 10.18384/2949-513X-2023-4-45-54

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Петрова Т. В.

Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Выявить основные подходы к формированию правовых ценностей в современной системе образования с учётом современных тенденций развития государства и общества. Процедура и методы. В проведённом исследовании особое внимание уделяется всестороннему изучению правового просвещения, которое рассматривается как юридическая категория. Для этой цели применялись системный, методологический, аксиологический и ценностный подходы в контексте образовательной системы.

Результаты. Представлены доктринальные предложения о закреплении таких понятий, как «правовое просвещение», «просветительская деятельность», «правовое образование», «правовое обучение», «правовое воспитание».

Теоретическая и/или практическая значимость. Выводы, сделанные в представленном исследовании, направлены на закрепление норм-дефиниций для единообразного правоприменения понятий и создание документа стратегического планирования по реализации правового просвещения в Российской Федерации.

Ключевые слова: ценность, ценностный подход, правовые ценности, правовое просвещение, правовое образование, правовое обучение, правовое воспитание, просветительская деятельность, правовое информирование, модели современного образования

THEORETICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF LEGAL VALUES IN THE MODERN EDUCATION SYSTEM

T. Petrova

Kutafin Moscow State Law University

ul. Sadovaya-Kudrinskaya 9, Moscow 125993, Russian Federation

Abstract

Aim. to identify the main approaches to the formation of legal values in the modern education system taking into account modern trends in the development of the state and society. Procedure and methods: the conducted research pays special attention to the comprehensive study of legal education, which is considered as a legal category. For this purpose, systemic, methodological, axiological and value-based approaches in the context of the educational system were applied. Methodology. The conclusions made in the presented study are aimed at fixing norms-definitions for uniform law enforcement of concepts and creation of a strategic planning document for the realization of legal education in the Russian Federation.

Results. Doctrinal proposals on consolidation are presented, such concepts as "legal education," "educational activity," "legal education," "legal training," "legal education".

Research implications. The conclusions drawn in the presented study are aimed at consolidating definition standards for uniform enforcement of concepts and creating a strategic planning document for the implementation of legal education in the Russian Federation.

Keywords: value, value approach, legal values, legal enlightenment, legal education, legal training, legal upbringing, educational activities, legal information, models of modern education

© CC BY Петрова Т. В . , 2023 . _

2023 / № 4

Введение

Проблема формирования правовых ценностей в системе современного образования обусловлена рядом объективных обстоятельств, определяющих как теоретическую, так и практическую значимость исследования, где ценностные доминанты выступают исходным инструментом формирования ценностных ориентаций зрелой личности, регулирующих социальное поведение человека, включая диспозицию личности, её установки, интересы, порождая мировоззрение . Знание объективной действительности права указывает на возможное изменение ценностного пространства в обществе, вытесняет и преодолевает имеющиеся уже в обществе негативные стереотипы и заблуждения При формировании правовых ценностей концентрируется знание о сущности и содержании права, развивается эталон представлений о правильном, справедливом, гуманном общественном порядке

В условиях развития демократического правового государства при быстро меняющихся тенденциях глобализма, инновационной активности в различных сферах жизнедеятельности государством создаётся единое культурное пространство, сохраняя и преумножая традиционную культуру, что формирует необходимость закрепления в действующем законодательстве единых устойчивых понятий для толкования и реализации методов регулирования общественных отношений в методологических измерениях

Формирование правовых ценностей является многоаспектным процессом, опирающимся на социально-политические, экономические, духовно-культурные и морально-нравственные факторы. Данный процесс также зависит от развития демократических институтов, гражданского общества и правового государства Во все исторические эпохи государства формировали свои правовые ценности под влиянием указанных факторов В современном мире правовые ценности продолжают эволюционировать и приспосабливаться к но-

вым условиям и вызовам Важную роль в этом процессе играют международные организации и соглашения, способствующие образованию общих правовых стандартов и ценностей [5].

Исследование теоретических основ формирования правовых ценностей в системе образования

В настоящее время получение образования рассматривается как основополагающая ценность, которая связана с развитием самого образования и его значения в жизни каждого гражданина

Ценности играют ключевую роль в поддержании стабильности общества и культуры. Они сформированы на основе богатого исторического опыта, накопленного многими поколениями, и служат важным регулятором поведения людей, способствуя взаимодействию между молодёжью и старшим поколением

Отметим, что передача знаний и опыта от одного поколения к другому основана именно на ценностях В процессе социализации дети усваивают правила и ценности, которые определяют нормы поведения в обществе

В современном мире особую важность приобретают именно правовые ценности, которые помогают понимать, как вести себя в быстро меняющемся окружении [6; 7; 8; 9; 10; 11].

От эффективности правового образования зависит состояние правовой культуры, которой определяется правосознание, правовая активность, проявляющаяся в правореализационной и правоприменительной практике [6; 7; 8; 9; 10].

Сегодня формирующиеся фундаментальные ценности выступают в качестве ориентиров мировоззрения, мотивации деятельности и поведения человека, ориентируют человека в мире к достижению поставленных целей, сохраняют и преумножают в сознании каждого человека установки, помогающие выражать свою точку зрения и давать им оценку

Понятие «ценность» очень противоречивое, потому что находится на стыке

^N2949-5091 ^

наук - философии, психологии, социальной психологии, культурологии, антропологии, экономики, права и др. Это понятие обсуждается и исследуется как особый раздел проблемного поля в теории ценностей, т к имеет различные определения и, соответственно, различные подходы к его содержанию; «ценность» проявляется в различных качествах идеала, нормах, принципах, целях, значениях, показывая реальность в мире, место и роль в жизни общества и человека, определяет индивидуальность каждого

В юридической науке проблему ценностей права подробно изучал С. С . Алексеев. Он считает, что право - это высокоэффективный и целесообразный социально-классовый регулятор, который является инструментальной ценностью и обеспечивает функционирование социальных институтов По его мнению, право обладает собственной ценностью Оно позволяет участникам общественных отношений проявлять активность в соответствии с определёнными правилами общественных отношений . Другими словами, С. С. Алексеев видит в праве ценность упорядоченной активности участников общественных отношений и считает, что оно может привнести в жизнь людей важные блага: безопасность, стабильность, гарантированность прав и торжество правды и справедливости в конфликтных ситуациях [7].

Попытка теоретического переосмысления классических подходов к традициям правовой мысли является сегодня основой формирования новых теоретико-методологических подходов к современному образованию, а систематизация ценностей задаёт основное направление правоприменения и приводит к успешному правовому поведению субъектов общественных отношений, а также определяет место правовых ценностей в структуре иных социальных ценностей .

В правовой аксиологии выделяют различные классификации ценностей, однако любая классификация всегда условна [7], поскольку понятие «ценность» в науке исследуется в разных областях знаний, имея предметное основание и методологический инструментарий, так, напри-

^ 2023/№ 4

мер, учёные среди методологических направлений теории ценностей выделяют: феноменологическое, социологическое, экзистенциалистское, синергетическое, логико-позитивистское (неопозитивистское), персоналистический онтологизм, социокультурный подход, прагматическое, бихевиористское и др

Профессор О. В . Мартышин исследует концепцию ценности и выделяет несколько категорий. Так, по мнению

0 В Мартышина, утилитарные, или практические ценности связаны с пользой и материальными объектами Примерами таких ценностей могут быть различные предметы человеческой деятельности, общественных отношений Автор выделяет эмоциональные ценности, которые связаны с чувствами, желаниями и отношениями между людьми Абстрактные, или идеальные ценности могут быть разнообразными, но все они играют важную роль в развитии личности и общества Такие виды ценностей не связаны с желанием владеть или использовать определённые объекты1

Аксиология исследует категорию ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, формирует картину ценностного мира, определяет способы познания и устанавливает статус ценностей, где установки, оценки, требования, запреты и т п выступают как регуляторы человеческого поведения, способствующие условиям становления личности Субъектные ценности проявляются во всех общественных явлениях, и многие из них имеют непосредственное отношение к государству, и такие ценности представляются как безусловные высшие принципы государства и фиксируются в нормативных правовых актах

Согласно классификации типов ценностей, учёные указывают на существование «аксиологических отличий по пространственному происхождению», на основе которых выделяют универсальные, национальные, локально-групповые и индивидуальные ценности [2]. Высшими ценно-

1 Мартышин О . В . Теория государства и права: учебник . М . : Проспект, 2017 . С . 43-57.

Московский юридический журнал

2023 / № 4

стями государства являются конкретные правовые и моральные требования к ценностям, которые характеризуются наиболее значимыми факторами, влияющими на мотивацию граждан и государственных органов к активному взаимодействию для создания наиболее благоприятных условий для жизни . Ведь именно жизнь является основной и неизменной ценностью для любого живого организма [1].

Главной целью государства является сохранение безопасности общества и страны, сохранение исторических ценностей и развитие культурного потенциала. Важнейшие факторы, влияющие на жизнеспособность страны и находящиеся на вершине иерархии значимости, формируют высшую категорию ценностей. Для того чтобы данные ценности действительно способствовали устойчивости и развитию, они должны принадлежать государственной власти и общественности Высшие ценности государства не могут быть созданы искусственно, они присущи конкретной системе и могут быть раскрыты с помощью изучения основ её функционирования1

Ценности философского происхождения в современном образовательном процессе имеют также актуальное значение с учётом формирования устойчивого развития общества и государства и формируются с учётом основных моделей образования

В мировом образовательном процессе существует 4 основных модели образования: традиционная, рационалистическая, гуманистическая и неинституциональная Традиционная модель образования предусматривает передачу знаний, умений и навыков в рамках культурно-образовательной традиции . Её целью является передача универсальных элементов культуры прошлого и настоящего молодому поколению [8]. Рационалистическая модель направлена на обеспечение практической приспособленности молодых людей к существующему обществу. Она акцентирует внимание на поведенческом аспекте знаний, умений

и навыков Взаимосвязь указанных навыков позволяет предсказывать поведение индивида и контролировать его2 .

Гуманистическая модель образования, также известная как феноменологическая, ставит личность в центр образовательного процесса, подчёркивая важность её развития в качестве активного субъекта жизни страны и общества Она придерживается персонализированного подхода к обучению, учитывая индивидуально-психологические особенности каждого обучающегося. Такая модель предоставляет возможность самопознания, саморазвития и самореализации личности3 .

Неинституциональная (альтернативная) модель образования - это форма, при которой процесс образования не связан с традиционными образовательными учреждениями и может быть проведён вне их стен, например, образование в так называемых «открытых школах» или «открытых университетах», в формате дистанционного обучения и т д 4

В настоящее время в системе образования встречаются все модели образования, которые позволяют преодолевать недостатки, присущие каждой из этих моделей по отдельности, и вырабатывать различные подходы к формированию ценностей и ценностных ориентаций обучающихся .

Тем не менее ценностный подход, о котором пойдёт речь, всегда основан на понятии «ценность» и учитывает такое явление, как «ценность» . Само понятие «ценность» является содержательным единством терминологии при формировании ценностей в современном образовании .

Сегодня государство предъявляет новые требования к современному образованию, давая новые прогрессивные возможности для образовательной деятельности, указывая, что без надлежащего образования ни государство, ни народ и его культура не смогут иметь будущего Современное об-

Багдасарян В . Э . Ценности российской цивилизации: пособие для вузов. Ярославль: ЯрГУ им. П . Г. Демидова, 2023. 80 с .

2 Ретивых М . В . Общая и профессиональная педагогика: учеб . пособие . Кн . 1. Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. 174 с .

3 Там же .

4 Там же .

^N2949-5091 ^

разование становиться тем импульсом, который способен пробуждать среди обучающихся творчество и направлять каждого человека к действию, воспитывая правильный образ жизни и способствуя духовному развитию и обновлению общества [10]

И здесь ценностный подход основывается на положениях просветительской традиции привития в процессе обучения вкуса к рационально обоснованному выбору поведения субъекта, зависящего от его желаний и предпочтений, направленных всегда на максимальное удовлетворение потребностей, где выбор способа действия определяется сформированными в определённый период времени убеждениями Такой конкретный способ действия позволяет субъекту максимизировать ожидаемую полезность и достигнуть предпочитаемого исхода с наименьшими затратами

Национальные приоритеты России, направленные на формирование ценностей

Сегодня современная система образования ориентирована на духовно-нравственное становление и развитие личности, на государство и общество в устойчивом его развитии и способности к инновационным преобразованиям

Система образования представляет собой стратегическую программу реализации правового просвещения, где речь идёт о системном и продуманном влиянии на становление правосознания при специфической взаимозависимости различных типов социальных норм, т к нормы морали накладываются на нормы идеологии, права и т п

Функции правового просвещения включают:

1) информирование учащихся о правовых вопросах и облегчение доступа к информации с целью создания единого понимания и применения права;

2) популяризацию идей и принципов, отражающих интересы различных социальных групп и установленных государством и обществом;

^ 2023/№ 4

3) формирование уважения к праву, государству и обществу;

4) консультативную помощь в области защиты прав и интересов граждан

Указанные функции могут быть использованы как для прогрессивного, так и для регрессивного формирования правовых ценностей Процесс реализации правового просвещения имеет свои особенности, и нет идеальных моделей и решений, но данные функции способствуют достижению главной цели правового просвещения

Так, например, в настоящее время в рамках функций правового просвещения ставятся основные задачи перед государственными органами по правовому просвещению и правовому информированию, предусмотренные ст 28 Федерального закона № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»1, где терминологическим понятиям «правовое просвещение» и «правовое информирование» придаётся функциональное значение, выражающееся в обеспечении органами государственной власти формирования высокого уровня правовой культуры, правосознания среди населения, соответствующих традициям безусловного уважения к закону, правопорядку и т п

Однако внесённые в действующее законодательство такие терминологические понятия, выражающие общую государственную политику и не имеющие доктри-нального толкования, приводят к неясности и неопределённости их содержания, к бессистемности реализации правового просвещения государственными и негосударственными организациями

В настоящее время государство активно взаимодействует с общественными организациями и частными компаниями, создаёт условия для повышения информированности граждан о своих правах и способах их защиты, предоставляет доступ граждан к бесплатной профессиональной юридической помощи . Граждане должны

1 Федеральный закон от 21.11. 2011 № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации . 2011. № 40 . Ст. 1025 .

Московский юридический журнал

2023 / № 4

быть осведомлены о своих правах и обязанностях, а проявлять уважение к правам и интересам других людей независимо от их возраста, национальности или религии Основы государственной политики России в сфере правовой грамотности и правосознания, утверждённые Указом Президента от 28 апреля 2011 г. 1, подтверждают эту позицию

Указом Президента № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»2 зафиксировано понятие «традиционные ценности» - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие своё уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России Указ является документом стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»3 в сфере обеспечения национальной безопасности, определяющим систему целей, задач и инструментов реализации стратегического национального приоритета - защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти

Осмысление указанных ценностей позволяет своевременно и эффективно ре-

1 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв Указом Президента РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Собрание законодательства Российской Федерации . 2011. № 17 . Ст. 1035 .

2 Указ Президента РФ от 09 11 2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Собрание законодательства Российской Федерации 2022 № 49 Ст 1563

3 Федеральный закон от 28.06.2014 года № 172-ФЗ (ред . от 17 02 2023) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации 2014 № 26 Ст 3378

агировать на новые вызовы и угрозы, сохранять общероссийскую гражданскую идентичность в социальных, культурных и технологических процессах, обеспечивать единство многонациональной и многокон-фессионной страны, развивать человеческий потенциал и сберегать народ России

Правовое просвещение как правовая категория

Рассматривая вопрос формирования правовых ценностей в рамках ценностного подхода, следует отметить, что определение понятия «правовое просвещение» не закрепляется действующим законодательством, поэтому разнообразие устоявшихся в науке дефиниций такого понятия вызывает самые разнообразные интерпретации этого термина

Изучая различные подходы к трактовке понятия «правовое просвещение», современная наука выявляет ряд существенных характеристик, присущих данному термину:

- осознанная деятельность определённых субъектов, направленная на распространение знаний о правах, свободах, обязанностях человека и способах их реализации;

- систематическое воздействие на сознание и поведение молодёжи, имеющее цель - формирование позитивных взглядов, ценностных ориентиров и установок, способствующих соблюдению и использованию правовых норм;

- повышение правовой осведомлённости граждан на основе общечеловеческих моральных ценностей и помощь в определении своего места в жизни, гражданском и профессиональном развитии;

- создание условий для самореализации личности и т д

Указанные характеристики обобщают основные категории правового просвещения

Термин «просвещение» стал широко применяться в XVII в . после публикации статьи И. Канта «Ответ на вопрос: что такое просвещение?». Данный термин имел символическое значение и обозначил начало эпохи Просвещения Основной идеей этого периода был почитание науки и прогресса

¡$$N2949-5091 ^

человечества Просветители того времени стремились распространить свои знания среди масс Таким образом, просвещение подразумевало распространение знаний среди широких слоёв населения и использование их в повседневной жизни [3]

В связи с этим «правовое просвещение» как категория имеет более обобщённое смысловое понятие, чем понятия «правовое образование», «правовое информирование», «просветительская деятельность», «правовое обучение», «правовое воспитание»

Смысловая конструкция категории «правовое просвещение» включает в себя несколько основных понятий: правовое информирование, просветительская деятельность, правовое образование (в котором можно выделить правовое обучение и правовое воспитание) Основной функцией правового просвещения является распространение в обществе знаний о праве, а также толкование (уяснение и разъяснение) основных положений нормативных правовых актов и применения их на практике

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако наличие содержательно-объединяющих понятий приводит к различному правопониманию и толкованию норм права, фиксирующихся в статьях, нормативных правовых актах, а введение новых понятий в законодательство свидетельствует о необходимости применения в сфере научно-правового знания доктри-нального подхода, придающего этому понятию общепризнанный характер

Так, например, в рамках реализации правового просвещения в системе образования введён новый термин «просветительская деятельность», где в соответствии со ст 12 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф31 представлены общие требования к осуществлению просветительской деятельности, однако это понятие не имеет дефиниции, что приводит к различной интерпретации при претворении в жизнь

1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред . от 19.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации . 2012 . № 46 . Ст. 1463.

^ 2023/№ 4

Понятие «просветительская деятельность» стоит трактовать как совокупность прав и обязанностей участников деятельности, которая осуществляется вне рамок образовательных программ, и, в свою очередь, направлена на распространение знаний, передачу ценного опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок и развитие компетенции . Цель просветительской деятельности заключается в распространении знаний, опыта и формировании навыков, умений и ценностей у людей Она направлена на развитие интеллектуальной, духовной, творческой и профессиональной сферы человека, а также на удовлетворение его образовательных потребностей

Просветительскую деятельность можно рассматривать только в области образования, поскольку она включает в качестве определения только социальные нормы, которые регулируют общественные отношения, возникающие и складывающиеся между образовательными организациями и обучающимися в процессе обучения и воспитания

Однако такой подход к разъяснению этого понятия не является оптимальным, поскольку не охватывает разнообразия общественных отношений, которые возникают между гражданами и государством, между государством и юридическими лицами и т п , и не является основополагающим для правопонимания понятия «просветительская деятельность»

Просветительская деятельность тесно связна с правореализационной, поскольку правореализационная деятельность заключается в воплощении в жизнь предписаний правовых норм, которые реализуются в форме исполнения, соблюдения, использования и применения права Просветительская деятельность осуществляется как вне, так и в рамках образования в целом Она очень близка к такой правовой категории, как правовая деятельность, т к характеризуется определённым набором действий, связью с достижением фактического результата и осуществляется в форме целенаправленного систематического про-

Московский юридический журнал

цесса, продуманной последовательности действий как вне, так и в рамках реализации образовательных программ

В теории права принято говорить больше не о правовом образовании, которое является частью общей системы образования, а о правовом обучении и правовом воспитании, где «правовое образование» объединяет эти понятия и находится в постоянном системном взаимодействии В настоящее время в этой системе находятся и такие понятия, как «просветительская деятельность» и «правовое информирование» Понятие «правовое образование» включает в себя: формирование правовой культуры, правовое воспитание, просвещение о правовых нормах и информирование о структуре и сфере права. Это важный и всесторонний компонент процесса правовой социализации личности, который предполагает усвоение и принятие основных правовых ценностей общества и их последующее применение в повседневной жизни [4] Под понятием «правовое обучение» понимается целенаправленный, планомерный и организованный процесс на получения общегражданских знаний и навыков через план реализации образовательных программ, имеющий сроки обучения, обусловленные перечнем осваиваемых учебных предметов/дисциплин, видами занятий и формой контроля Такой процесс реализации правового обучения в общеобразовательных организациях обусловлен необходимостью формирования и развития системных правовых знаний, навыков и умений, давая целостное представление о правоведении как многогранной науке, раскрывая соотношение между различными явлениями и понятиями, формируя у граждан образовательный ценз

Следует отметить, что правовое воспитание определяют как целенаправленную систематическую деятельность по формированию правового сознания и правовой культуры В рамках правового воспитания используются такие методы, как убеждение, поощрение, принуждение, которые оказывают влияние на сознание и поведения людей, вырабатывают устойчи-

вые ориентации на социально-активное и законопослушное поведение посредством открытых лекций, бесед, игр, социальных исследований, издания научно-популярной литературы, создания радио- и телепередач и т п

Но правовое воспитание включает в себя и ориентиры обучающихся на вырабатывание у них умений и навыков самовоспитания и самообразования

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод, что основой категории «правовое просвещение» является понятие «правовое образование», которое содержательно объединяет «правовое информирование», «просветительская деятельность», «правовое обучение» и «правовое воспитание»

В настоящее время перед государством поставлена актуальная и сложная задача, разрешение которой зависит от ряда условий:

1 комплексного развития правового просвещения, которое включает ряд тесно связанных между собой составляющих: правовое образование, практическое обучение, этическое воспитание и популяризацию правовых знаний Все указанные элементы должны быть применены посредством объединения различных приёмов, методов и форм, которые позволяют стимулировать активность в обществе и сформировать законопослушное и морально развитое общество;

2 формирования собственного содержательного инструментария стратегического планирования реализации правового просвещения;

3 создания доктринальных правовых актов в целях обеспечения формирования и развития правового просвещения в Российской Федерации, что позволит определить общую единообразную направленность и преемственность ключевых категорий

Статья поступила в редакцию 24.08.2023.

\J52J

ISSN 2949-5091

2023/№ 4

ЛИТЕРАТУРА

I. Бабенко А . Н . Государство и правовые ценности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право . 2007. № 9 . С. 3-7 .

2 . Джантуханов В . 3 . Равенство и справедливость как конституционные ценности гражданского

общества: дис. . . . канд. юрид. наук. Махачкала, 2006. 153 с.

3 . Истомин М. А . , Нечкин А . В . Правовое просвещение в России: современные проблемы теории и

практики // Юридический вестник Самарского университета. 2021. № 2 . С 26-33. 4. Зубова Я . В . Правовое образование как фактор становления новой правовой культуры России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология 2009 № 2 С 1-4

5 Михайлов С В Правовые ценности: теоретико-правовой аспект: автореф дис канд юрид наук. Ростов-на-Дону, 2011. 28 с.

6 . Певцова Е . А . , Соколов Н . Я . Правовое просвещение в России: состоние, проблемы и перспекти-

вы развития. М. : Проспект, 2019. 272 с.

7 . Певцова Е . А . О некоторых особенностях юридической техники в процессе правотворчества в

сфере образования // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2013 . № 4. С. 113-121.

8 Певцова Е А Юридические коллизии и пробелы законодательного регулирования в сфере образования // Народное образование. 2009. № 1. С. 171-180 .

9 . Певцова Е. А. Роль молодежи в правовой системе общества: актуальные проблемы . Ч . 1 //

Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы . 2009. № 7 . С. 7-11 .

10 Певцова Е А Образовательный и профессиональный статус современной молодежи: социоло-го-правовой анализ // Вестник Российской правовой академии 2009 № 2 С 12-16

II. Петрова Т. В . Правовые ценности как ориентиры формирования правовой грамотности молодежи // Государство и право России в современном мире: сборник докладов Ч 1 М : Издательский центр Университета имени О . Е. Кутафина, 2023. 299 с .

1. Babenko A. N. [State and legal values]. In: Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo [Bulletin of the South Ural State University. Series: Law], 2007, no . 9, pp . 3-7 .

2 . Dzhantukhanov V Z. Ravenstvo i spravedlivost' kak konstitutsionnyye tsennosti obshchestva: dis.... kand.

yurid. nauk [Equality and justice as constitutional values of civil society: Cand. Sci. thesis in Legal sciences]. Makhachkala, 2006. 153 p .

3 . Istomin M. A . , Nechkin A. V [Legal education in Russia: modern problems of theory and practice]. In:

Yuridicheskiy vestnik Samarskogo universiteta [Legal Bulletin of Samara University], 2021, no . 2, pp. 26-33. 4. Zubova Ya. V [Legal education as a factor in the formation of a new legal culture in Russia]. In: Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Regionovedeniye: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kulturologiya [Bulletin ofthe Adygea State University. Series: Regional studies: philosophy, history, sociology, jurisprudence, political science, cultural studies], 2009, no . 2, pp. 1-4.

5 . Mikhailov S . V Pravovyye tsennosti: teoretiko-pravovoy aspekt: avtoref. dis.... kand. yurid. nauk [Legal values:

theoretical and legal aspect: abstract of Cand. Sci. thesis in Legal sciences]. Rostov-on-Don, 2011. 28 p.

6 . Pevtsova E . A . , Sokolov N . Ya. Pravovoye prosveshcheniye v Rossii: sostoyaniye, problemy i perspektivy

razvitiya [Legal education in Russia: current state, problems and prospects of development]. Moscow, Prospekt Publ. , 2019. 272 p.

7 . Pevtsova E . A . [On some features of legal technology in the process of law-making in the field of

education]. In: Fundamentalnyye i prikladnyye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki [Fundamental and applied research of the cooperative sector of the economy], 2013, no. 4, pp. 113-121.

8 . Pevtsova E . A . [Legal conflicts and gaps in legislative regulation in the field of education]. In: Narodnoye

obrazovaniye [Public education], 2009, no. 1, pp. 171-180 .

9 . Pevtsova E . A . [The role of youth in the legal system of society: actual problems. Part 1]. In:

Predstavitelnaya vlast - XXI vek: zakonodatelstvo, dopolneniya, problemy [Representative government -21st century: legislation, comments, problems], 2009, no. 7, pp. 7-11.

10 . Pevtsova E . A . [The educational and professional status of modern youth: a sociological and legal

analysis]. In: Vestnik Rossiyskoy akademii zakona [Bulletin of the Russian Law Academy], 2009, no . 2, pp 12-16

REFERENCES

11. Petrova T. V. [Legal values as guidelines for the formation of legal literacy of youth]. In: Gosudarstvo i pravo Rossii v sovremennom mire. Ch. 1 [State and law of Russia in the modern world. Part 1]. Moscow, Izdatelskiy tsentr Universiteta imeni O . Ye . Kutafina Publ. , 2023. 299 p .

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Петрова Татьяна Вячеславовна - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О . Е . Кутафина; e-mail: tvpetrova@msal. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Tatyana V. Petrova - Cand. Sci. (Law), Assoc. Prof. , Department of Theory of State and Law, Kutafin Moscow State Law University; e-mail: tvpetrova@msal ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Петрова Т. В . Теоретические подходы к формированию правовых ценностей в современной системе образования // Московский юридический журнал. 2023. № 4. С. 45-54. DOI: 10.18384/2949-513X-2023-4-45-54

FOR CITATION

Petrova T. V. Theoretical Approaches to the Formation of Legal Values in the Modern Education System . In: Moscow Juridical Journal, 2023, no . 4, рp . 45-54. DOI: 10.18384/2949-513X-2023-4-45-54

V5V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.