Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ: ТЕОРЕТИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ: ТЕОРЕТИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
828
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демидова Ирина Андреевна

Проведен анализ правового образования и правового воспитания в контексте теоретического юридического знания. Установлена проблематика научных исследований в рамках юридического, а также иных отраслей знания. Представлена содержательная характеристика правового образования с учетом современной философии образования, определены принципы правового образования и правового воспитания с позиций теории права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL TRAINING AND LEGAL EDUCATION: THEORETICAL AND LEGAL ASPECT

Article is devoted to the analysis of legal training and legal education in the context of theoretical legal knowledge. It establishes the problematics of scientific research in the framework of legal as well as other branches of knowledge. The author presents the substantial description of legal education in the context of modern philosophy of education, defines the principles of legal training and legal education from the standpoint of legal theory.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ: ТЕОРЕТИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Демидова Ирина Андреевна

Правовое образование и правовое воспитание: теоретико-юридический аспект

Проведен анализ правового образования и правового воспитания в контексте теоретического юридического знания. Установлена проблематика научных исследований в рамках юридического, а также иных отраслей знания. Представлена содержательная характеристика правового образования с учетом современной философии образования, определены принципы правового образования и правового воспитания с позиций теории права.

Ключевые слова: правовая культура, правовая теория, правовое образование, правовое обучение, правовое воспитание.

Legal training and legal education: theoretical and legal aspect

Article is devoted to the analysis of legal training and legal education in the context of theoretical legal knowledge. It establishes the problematics of scientific research in the framework of legal as well as other branches of knowledge. The author presents the substantial description of legal education in the context of modern philosophy of education, defines the principles of legal training and legal education from the standpoint of legal theory.

Keywords: legal culture, legal theory, legal education, legal training, legal education.

Научное осмысление правового образования и правового воспитания с позиций юридического теоретического знания определяется потребностями правового развития современного общества. Правовое образование как педагогический и социальный процесс и правовое воспитание как система многофакторного воздействия на личность выступают базовыми условиями формирования правовой культуры, что требует их теоретического обоснования.

Для современной юридической науки актуальной научно-практической задачей выступает представление теоретической модели правового образования в контексте разработки национальной концепции правовой культуры, что способствует обеспечению оптимального нормативного регулирования правовой образовательной политики и развитию актуальных направлений правового образования с учетом особенностей правового общественного развития и социальных потребностей. Теоретическая модель правового образования должна включать социальное обоснование необходимости правового образования, базовые понятия, отражающие его сущность, содержательные и целевые характеристики, основополагающие принципы, направления и методы организации, что ориентировано на системное представление правового образования. При том что феномен правового образования как составная часть образовательного процесса может рассматриваться, прежде всего, в рам-

ках педагогического знания, а также социологического и иных отраслей знания, в контексте изучения правовой культуры представляет научный и практический интерес его теоретико-юридический аспект.

Следует отметить исследования российских ученых в данном направлении. С позиций теоретического юридического знания проблематика правового образования рассматривается в докторских диссертациях Е.А. Певцовой («Проблемы формирования правового сознания учащейся молодежи (теоретико-правовые аспекты)», 2006), В.В. Спасской («Правовое регулирование образовательных отношений: теоретико-правовое исследование», 2007) и др. Направления и содержание правовых исследований определяются преимущественно модификацией образовательных отношений, о чем свидетельствуют докторские диссертации Т.Н. Матюшевой («Конституционное право на образование и гарантии его реализации детьми со специальным социальным статусом в Российской Федерации», 2012), В.В. Квани-ной («Гражданско-правовое регулирование в сфере высшего профессионального образования в Российской Федерации», 2016) и др. В кандидатских диссертациях таких российских авторов, как Е.А. Алешина («Формирование правовой культуры в процессе юридического образования», 2008), Д.О. Буркин («Правовое образование в механизме формирования эко-лого-правовой культуры», 2014), А.Н. Жинко («Правовая социализация личности в контек-

112

сте правового воспитания и юридического образования», 2012) и др., предметом исследования выступает преимущественно юридическое образование в системе профессиональной подготовки юридических кадров, при том что тематика обозначенных работ «завязана» на правовой культуре.

На уровне докторских диссертаций проблематике правового образования посвятили научные изыскания следующие авторы: в рамках социологической специальности - Я.В. Зубова («Правовое образование в развитии правовой культуры формирующегося гражданского общества в современной России», 2010) и др., педагогической - Н.И. Элиасберг («Гуманистические основы системы правового образования в школе», 1998), Е.А. Певцова («Реализация доктрины правового образования учащихся общеобразовательных учреждений современной России», 2004), Г.А. Фирсов («Формирование правовой культуры в учреждениях профессионального образования», 2006) и др. Таким образом, правовое образование в научных исследованиях обозначено не только как юридическая, но и как социальная и педагогическая проблема.

В исследовании правового образования следует исходить из того, что содержательные характеристики правового образования в современных реалиях выходят за рамки юридического образования, определяются общественными и личными потребностями в сфере функционирования права, технические -развитием новых образовательных технологий, отвечающих запросам постиндустриальной эпохи, развитием электронных форм правовой коммуникации и рядом других социальных факторов. Под правовым образованием, в соответствии с определением права как универсального социального регулятора общественных отношений, нами понимается процесс становления в ходе правового воспитания и правового обучения социально значимых коммуникативных и личностных качеств в правовой сфере, отвечающих общественным потребностям и интересам развития личности. Представленный подход основан на структурировании правового образования на правовое обучение и правовое воспитание. В качестве общей цели правового образования выступает формирование ценностных ориентаций личности в виде «образа права» (отражение форм социально-правового воздействия, складывающееся в сознании индивида); поэтапное формирование правового мышления с учетом возрастных, психолого-физиологических осо-

бенностей, достижение правовой компетентности [1, с. 100]. Объектом правового образовательного воздействия является личность, конечной целью - формирование правокуль-турной личности. Правовое образование призвано обеспечить правомерное поведение личности, законность и правопорядок в обществе. Содержание и структура правового образования определяются посредством понятий «правовое обучение» и «правовое воспитание», что предполагает сущностную характеристику данных процессов.

Базовым установлением в исследовании правового образования является признание необходимости различать правовое и юридическое образование. Объем понятия «правовое образование» является более широким. Правовыми образовательными институтами выступают не только образовательные организации всех типов, но и государство, институт семьи и др. Возможно рассмотрение правового образования в содержательном, структурном, организационном, методическом, кадровом, материально-техническом и иных аспектах. В общетеоретическом плане значимыми представляются определение и анализ содержания и структуры правового образования, в практическом - характеристика других выделенных аспектов, что требует интеграции знаний из различных областей, анализа социальной, в том числе и педагогической, практики.

В основу теоретической юридической разработки содержания правового образования в контексте современной философии образования может быть положено признание: 1) многоплановости сущностного понимания образования, которое является значимой ценностью социального и личностного бытия; представляет собой сложную иерархическую систему, дифференцированную по этапам жизненного пути человека, уровням (начальное, среднее, высшее), основной направленности (общее и профессиональное), степени институциональной регламентации и т.д.; толкуется как область взаимодействия педагогов и учащихся, как особым образом организованный процесс, а также как специфический результат этого процесса; 2) личностной направленности процесса образования; 3) проблематичности критериев результативности любой, в том числе и мировоззренческой, образовательной деятельности в силу того, что образование процессуально по способу реализации, его невозможно истолковать как некий предмет или исчерпывающе охарактеризовать как состояние образующегося предмета, ибо оно выступает как измене-

113

ние, становление нового качества, носителем которого является человеческая личность [2, с. 13-23]. Требование правовой компетентности в современном социуме актуализирует потребность организации системы правового образования, содержание которого должно, с одной стороны, отвечать интересам отдельной личности, с другой - способствовать прогрессу общества. В плане общественных ожиданий правовое образование должно быть направлено на поступательное развитие правовых отношений, формирование гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. В контексте личности правовое образование ориентировано на обеспечение самоопределения личности в правовой сфере, формирование правовой компетентности, что способствует правомерному поведению.

Преемственность правового образовательного процесса предполагает его непрерывность, что определяет значимость «правовой составляющей» в системе профессионального, высшего, дополнительного образования и определяет потребность обоснования правовой составляющей содержания образования в рамках подготовки специалистов в образовательных организациях различного типа, что составляет предметное поле, прежде всего, педагогической науки. В связи с этим организация правового образовательного процесса в образовательных организациях всех типов должна осуществляться посредством внедрения соответствующих учебных курсов, разработки программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение системных правовых знаний. Требование становления национальной образовательной политики в сфере права исходит из признания того, что процесс образования в целом, правового образования в частности в современных социально-правовых реалиях должен быть непрерывным, что обусловливает последовательность в организации процесса правовой подготовки. Следует согласиться с мнением, что правовое образование представляет собой сложный конгломерат из педагогических и юридических концепций, понятий, методик, технологий [3, с. 108]. Организационный и методические аспекты правового образования в большей степени находятся в сфере педагогической практики.

Одновременно в правовой сфере в полной мере должна реализовываться концепция информационного общества «образование через всю жизнь». Здесь следует исходить из того, что задачи правового образования решаются

не только в процессе правового обучения личности в системе образовательных организаций посредством целенаправленной правообразо-вательной деятельности, но и на всех этапах ее жизненного цикла различными субъектами, а также в процессе самообразования.

В связи с этим огромный социальный и педагогический потенциал имеет правовое воспитание. При том что правовое обучение предполагает воспитательное воздействие, как самостоятельное направление правовое воспитание личности происходит в результате влияния разнообразных факторов общественной и личной жизни. Вопросы правового воспитания в контексте общетеоретического юридического знания исследованы в кандидатских диссертациях таких российских авторов, как С.Н. Апиян, О.А. Долгополов, Р.В. Кравцов, Е.К. Матевоносова, Т.В. Назарян, В.Н. Павлов, Т.М. Почтарь, В.В. Стреляева, В.Е. Семенов, Ш.С. Хамроев, Ш.К. Хасанов и др. В центре внимания ученых-юристов находятся современные теоретико-методологические подходы к правовому воспитанию личности, проблемы соотношения социализации и правового воспитания, правовые и нравственные ценности в характеристике воспитания личности, возможные средства и формы правового воспитания и другие вопросы.

В силу того что стратегические задачи правового воспитания обусловливаются формированием ценностных установок, ориентиров, привычек в профессиональной и общественной деятельности личности, отмечается тесная связь правового воспитания и эффективности механизма правового регулирования. В связи с этим в отношении определенных профессиональных групп (как связанных, так и не связанных с юридической практикой) вопросы правового воспитания в большей степени приобретают политический, социальный, нежели педагогический аспект. Вопросы правового воспитания отдельных категорий населения поднимались в работах таких ученых, как В.Н. Кудрявцев, Н.И. Козюбра, А.Р. Ратинов, Е.В. Назаренко, В.В. Оксамытный и др., посредством установления задач, принципов, особенностей методов, форм, приемов, а также разработки критериев его эффективности для той или иной профессиональной и социальной группы. Особую категорию составляют государственные должностные лица, выступающие одновременно не только объектом, но и субъектом правового воспитательного воздействия.

Необходимо исходить из того, что правовое воздействие на личность со стороны различных социальных институтов и в отношении от-

114

дельных категорий имеет свою специфику, но, по сути, общую цель. Правовое воспитание как целенаправленная деятельность по формированию ценностных правовых установок личности направлено на формирование позитивного правосознания и высокого уровня правовой культуры личности, что служит ее правовой социализации и правомерному поведению во всех сферах общественной жизни. Высказывается точка зрения, что цели правового воспитания меняются вместе с развитием общества, переменой социальных ценностей, изменением системы правового воспитания под воздействием новых правовых идей и ценностей, под влиянием международного права [4, с. 261]. В связи с этим модификация целей правового воспитания имеет как объективный характер, в силу того что происходит вследствие общественных перемен, изменения конкретно-исторических условий жизнедеятельности социума, так и субъективный характер в силу идеологической окрашенности, господствующего правопони-мания и ряда других, не только правовых, но и политических факторов. При том что правовое воспитание находится в единстве с гражданским, семейным и иными видами воспитательного воздействия на личность, оно имеет свою специфику, что обусловливает соответствующие принципы его организации. Традиционно в советской юридической науке в качестве базового принципа правового воспитательного воздействия определялся принцип идеологической направленности. Современный подход к обозначению принципов правового воспитания связан с выделением таких принципов, как принцип научности - состоит в использовании в процессе правового воспитания достижений педагогической, юридической и других наук; принцип комплексного подхода - заключается в согласованности воспитательного воздействия со стороны всех институтов, а также единстве методов и организационных форм; принцип связи правового воспитания с практикой; принципы системности и последовательности; принцип дифференциации [5, с. 293]. В совокупности реализация обозначенных принципов призвана обеспечить эффективность и достижение целей правового воспитания.

Специфика правового воспитания в процессе обучения определяется типом образовательной организации, категорией обучающихся, в том числе в системе подготовки высших управленческих кадров. Применение тех или иных методов правового воспитания обусловливается видом правовой воспитательной деятельности, личными и психологическими ка-

чествами воспитываемых, возрастной группой, условиями и местом организации правового воспитательного воздействия и другими факторами. Проводится разграничение методов формирования правосознания (убеждение, доказательство и др.), формирования мотивов, навыков, привычек правомерного поведения (требование, приучение, пример и др.), стимулирования и взыскания [4, с. 273-274]. Таким образом, в процессе правового воспитания происходит как юридическое, так и педагогическое, а также психологическое воздействие на личность. Актуальны как совершенствование традиционных форм и методов правового воспитания, их адаптация к условиям современности, так и поиск новых форм правового воспитательного воздействия на личность.

В целом правовое воспитание и образование направлены на формирование необходимого минимума правовых знаний, которые могут быть реализованы личностью на практике в соответствии с ее правовыми установками и убеждениями. Одной из целей правового воспитания выступает формирование знаний о праве, что определяет взаимосвязь правового воспитания и правового обучения. Правовое обучение (общее и специальное) как направление правового образования в юридической литературе в целевом аспекте рассматривается как средство правового воспитания, в содержательном - как форма правового воспитания. Правовое обучение представляет собой способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания. Оно определяется как теоретико-познавательная деятельность, которая заключается в передаче специального объема знаний объектам воздействия, а также в формировании умений и навыков использования ими полученных знаний в реальной действительности, оценке права и его институтов [6, с. 80]. Целью правового обучения является формирование теоретической основы правосознания и правовой культуры, обеспечение необходимого уровня систематизации знаний о праве, формирование научного правового мировоззрения. В отличие от правового воспитания правовое обучение предполагает большее воздействие на когнитивно-рациональную сферу личности; происходит в рамках определенной программы обучения; предполагает постоянство аудитории, широкое использование педагогических приемов обучения и воспитания. Это позволяет рассматривать правовое обучение как управляемый процесс. Сущностное понимание правового обучения находит

115

отражение в его определении как процесса целенаправленной передачи знаний, умений и формирования устойчивых навыков в области правовой деятельности, которые позволяют иметь не только теоретические представления об определенных правовых нормах, законах страны, но и применять эти знания в практической деятельности [3, с. 109].

Правовое обучение характеризуется рядом принципов. В обосновании С.С. Алексеева это непрерывность и нарастание сложности обучения, сочетание общего и специализированного в обучении, наличие теоретических и прикладных начал [7, с. 221]. В качестве принципов обозначаются также требования активизации межпредметных связей, научно обоснованного сочетания традиционных и инновационных методик обучения, единства правового обучения с воспитанием [3, с. 109-110]. Концепция правового образования определяет соответствующую методику правового обучения. В контексте признания взаимосвязи правового обучения и правовой культуры следует отметить работы Е.А. Певцовой [8, 9].

Правовое обучение приобретает особую значимость для отдельных категорий лиц, деятельность которых связана с правом, а также с государственным управлением. Целью правового обучения представителей данной социально-профессиональной группы является формирование конституционного правосознания, что обусловливает требование соответствующей правовой подготовки. В отношении категории должностных лиц обосновывается предпочтительное использование компетентностной парадигмы [10, с. 171177]. Установлено, что профессиональная компетенция управленца включает правовую, собственно управленческую, информационную, экономическую и социально-психологическую составляющие, которые должны формироваться в равной степени [11, с. 31]. Специфика управленческой деятельности актуализирует проблему профессиональной подготовки различных категорий должностных лиц, что имеет важное социальное значение в контексте как правомерного осуществления государственно-властных полно-

1. Демидова И.А. Правовая культура публичных должностных лиц органов местного управления и самоуправления (доктрина, нормативная модель, практика): дис. ... канд. юрид наук. Гоодно, 2011.

2. Вишневский М.И. Актуальные проблемы современной философии образования: курс лекций. Могилев, 2003.

мочий, так и государственного правообразо-вательного воздействия.

Таким образом, содержательная характеристика правового образования с позиций теоретического юридического знания определяется признанием правового образования условием формирования правовой культуры общества и личности. Под правовым образованием понимается непрерывный процесс становления в ходе правового воспитания и правового обучения социально значимых коммуникативных и личностных качеств в правовой сфере, что призвано обеспечить правовой прогресс общества и формирование правовой компетентности личности.

Правовое воспитание личности происходит под воздействием всех факторов правовой жизни, а также посредством целенаправленного воздействия на личность в процессе правового обучения. Принципами правовой воспитательной деятельности могут считаться всеобщность в силу направленности правового воспитательного воздействия на всех членов общества; многоформатность соответственно множественности субъектов, осуществляющих правовое воздействие на личность, - системы воспитательных и образовательных организаций, института семьи, государства в лице его органов и должностных лиц и др.; общая целевая направленность на формирование право-культурной личности.

Правовое обучение есть формирование правовых навыков и качеств личности в рамках образовательных отношений. Принципами правового обучения в системе образовательных организаций выступают системность, что обусловливается связью с правовым воспитанием, организационное единство в силу осуществления образовательными организациями на разных уровнях образования, диф-ференцированность в соответствии с различными типами образовательных организаций и, соответственно, категориями обучающихся.

В качестве социально значимой цели правового образования может быть обозначено обеспечение высокого уровня правовой культуры общества, что способствует правовому взаимодействию его членов.

1. Demidova I.A. Legal culture of public officials of local government and self-government (doctrine, normative model, practice): diss. ... Candidate of Law. Grodno, 2011.

2. Vishnevsky M.I. Actual problems of modern philosophy of education: course of lectures. Mogilev, 2003.

116

3. Чудинов О. Р. Формирование правовой компетентности студентов технического вуза // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. 2013. № 7(44).

4. Насурдинов Э.С. Правовая культура. М., 2016.

5. Петручак Л.А. Правовая культура как детерминанта современного российского общества. М., 2012.

6. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2004. № 3.

7. Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. М., 1976.

8. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. М., 2003.

9. Певцова Е.А. Актуальные вопросы методики преподавания юриспруденции. М., 2010.

10. Лесько И.Н. Повышение качества обучения управленческих кадров: компетентност-ный подход // Проблемы управления. 2010. № 3(36), июль - сентябрь.

11. Дубинко Н.А. Психология профессиональной деятельности руководителя: пособие. Минск, 2008.

3. Chudinov O.R. Formation of legal competence of students in a technical university // PNIPU Bulletin. Culture. History. Philosophy. Law. 2013. No. 7(44).

4. Nasurdinov E.S. Legal culture. Moscow, 2016.

5. Petruchak L.A. Legal culture as a determinant of modern Russian society. Moscow, 2012.

6. Pevtsova E.A. Modern definitive approaches to legal culture and legal consciousness // Journal of Russian law. 2004. No. 3.

7. Alekseev S.S. Introduction to legal specialty. Moscow, 1976.

8. Pevtsova E.A. Theory and methodology of teaching law. Moscow, 2003.

9. Pevtsova E.A. Actual questions of methodology of teaching jurisprudence. Moscow, 2010.

10. Lesko I.N. Increasing the quality of training of management staff: a competency-based approach // Management problems. 2010. No. 3(36), July - September.

11. Dubinko N.A. Psychology of the professional activity of the chief: guide. Minsk, 2008.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Демидова Ирина Андреевна, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой правовых дисциплин Могилевского института МВД Республики Беларусь; e-mail: demidova-irina00@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

I.A. Demidova, Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Legal Disciplines of the Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus; e-mail: demidova-irina00@mail.ru

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.