Научная статья на тему 'Теоретические подходы к формированию дефиниции стратегии'

Теоретические подходы к формированию дефиниции стратегии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2645
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Просалова Вероника Сергеевна, Смольянинова Елена Николаевна

Проанализированы научные подходы к определению понятия «стратегия», на основе чего предложена авторская формулировка данного определения. Выделены элементы, составляющие стратегию организации, с целью возможности ее реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Просалова Вероника Сергеевна, Смольянинова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper analyzes the scientific approaches to the definition of «strategy», based on what was proposed by the author's formulation of this definition. Identified elements that make up the organization's strategy to the possibility of its realization

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к формированию дефиниции стратегии»

-►

Теоретические основы экономики и управления

УДК 338.24.01

В.С. Просалова, Е.Н. Смольянинова

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ДЕФИНИЦИИ

СТРАТЕГИИ

Характерной чертой функционирования современного бизнеса начала XXI в. является нестабильность внешней среды, ее масштабные постоянные изменения. В связи с этим руководства компаний сомневаются в возможности удержания бизнес-позиций в будущем, что обусловливает необходимость создания стратегий. В настоящее время основа изучения стратегии и стратегического управления базируется на двух подходах - научном и прикладном.

Термин «стратегия» неоднократно использовался в трудах отечественных и зарубежных ученых. При этом давалось множество различных определений понятию «стратегия». На наш взгляд, следует провести анализ взаимосвязей существующих понятий и, кроме того, уточнить понятие «стратегия», основываясь на эволюции концепции стратегического управления.

Термин «стратегия» имеет греческое происхождение, восходит к древнегреческим stratus -войско и agein - вести. Соединенные вместе, они образуют слово strategos - полководец, или военачальник. На протяжении многих тысячелетий он использовался в военной лексике, где под ним понимали искусство ведения войн. (Приблизительно в 550 г. до н. э. слово strategos приобрело значение полководческого искусства, означающее, что командующий владеет специальными психологическими, поведенческими навыками и опытом для управления войсками).

Одной из первых работ, посвященных стратегии, является древний китайский трактат «Искусство войны», написанный предположительно в 500 г. н. э. военоначальником Сунь-Цзы [10, с. 7].

Другой классической работой о стратегии, которую часто рассматривают в качестве альтернативы, является труд прусского генерала Карла фон Клаузевица «О войне» [6]. Существенным различием этих работ является то, что Сунь-Цзы считал стратегию военным искусством и исходил из представлений прагматизма, т. е. предполагал учет внешних обстоятельств и возможность проведения изменений. Клаузевиц считал стратегию военной наукой и выделял значение логического идеала, абстрактного и абсолютного. Его взгляды основаны на том, что существуют жесткая зависимость между причиной и следствием и четкое разделение мысли и действия.

Фельдмаршал Мольтке отмечал: «Стратегия всегда может направлять свои стремления на самую высокую цель, которую вообще только можно достигнуть при имеющихся средствах» [5].

Наиболее полно понятие «стратегия» с точки зрения военно-политической трактовки рассмотрено в монографии А.В. Канаева [8]. Он акцентирует внимание на том, что происходит проникновение военной терминологии в практику бизнеса и вслед за этим в экономическую теорию и теорию управления (менеджмента). При этом отмечает, что данный аспект позволил: «...разглядеть принципиальную основу любой стратегии как особого способа поведения субъекта в условиях активного противоборства, будь то враг на войне, соперники за шахматной доской или конкуренты в политике и бизнесе».

На наш взгляд, такая трактовка понятия «стратегия» не позволяет раскрыть его методологическую глубину и представляет исключи-

тельно поведенческий аспект. На раннем этапе подобные концепции были своевременными и необходимыми. Однако каждому этапу развития экономики и предпринимательства соответствует свой, характерный для этого периода, взгляд на стратегию.

Ряд авторов считают, что термины «стратегия» и «политика» являются синонимами. По мнению Р. Энтони, У. Кинга, Д. Клиланда, политика - это провозглашение намерений организации. Политика призвана ориентировать процесс принятия решений в направлении, обеспечивающем достижение целей организации. Как правило, политика помогает ограничить круг альтернативных решений, реализующих стратегию.

На наш взгляд, нельзя обобщать стратегию организации и ее политику. Понятие «стратегия» носит более фундаментальный и широкий характер и включает в себя понятие «политика». Это связано с тем, что политика организации только определяет провозглашенные намерения.

В 50-х гг. XX в. термин «стратегия» стал применяться в теории управления. Одно из первых определений стратегии как одного из инструментов теории менеджмента дал А. Чандлер, охарактеризовав ее как «определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [14, с. 15]. Особенностью данного определения является то, что в нем впервые представлена сущность стратегии и охвачена совокупность ее компонентов (цель, тактические действия для ее достижения, необходимые для этого ресурсы).

Именно в это время в понимании стратегии организации определились долгосрочные цели ее развития с учетом ограниченной внутренней и внешней среды. При этом конкурентные преимущества организации были результатом гармоничного взаимодействия последних.

Интересно мнение известного американского специалиста по вопросам управления промышленными корпорациями и автора книг по проблемам стратегического планирования И. Ансоффа, который, не давая единого определения, понимает под стратегией «набор правил

для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности» [9, с. 68]. При этом он видит в стратегии средство для достижения цели, установления методом поиска общих направлений роста и укрепления позиций фирмы с использованием различной информации об альтернативах поведения. Данное определение носит общий характер, так как руководство организации может принимать не только стратегические, но и тактические решения, кроме того, в данном определении не сформулированы отличия стратегии от процесса руководства.

Г. Минтцберг предложил рассматривать определение стратегии в рамках пяти компонент «5Р»:

1. План (plan).

2. Прием или тактический подход (ploy).

3. Поведенческая модель (pattern of behavior).

4. Позиция по отношению к другим (position in respect to others).

5. Перспектива (perspective).

Особенностью «5Р» является то, что они

представлены взаимодополняющими, а не взаимоисключающими компонентами. Г. Минтцберг отмечает, что только объединение в себе пяти указанных характеристик позволяет стратегии выступать в качестве системной характеристики. В результате, если при формировании стратегии будет использоваться лишь несколько компонентов, то она будет носить лишь частный характер и направлена на определенный аспект деятельности организации. Таким образом, Г. Минтцбергу удалось впервые представить стратегию как целостную категорию, обеспечивающую управление отдельными системами.

Б. Карлофф также предлагает рассматривать понятие «стратегия» в виде обобщенной модели, однако, с его точки зрения, эта модель должна представлять собой совокупность действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов организации.

Американский ученый М. Портер рассматривает понятие «стратегия» с точки зрения теории конкурентных преимуществ и дает следующее определение: «Стратегия есть метод распределения ресурсов организации в те области, ко-

торые обеспечивают наиболее оптимальные условия для развития, доходности и укрепления конкурентных преимуществ в долгосрочном периоде» [15].

Кроме того, М. Портер отдельно подчеркивает значимость понятия «конкурентная стратегия». Конкурентная стратегия понимается как «. совокупность наступательных или оборонительных действий, осуществляемых с целью обеспечить устойчивую позицию предприятия в промышленности, и, таким образом, добиться значительного дохода на вложенный капитал» [15].

Аналогично придерживаются теории конкурентных преимуществ в определении понятия «стратегия» такие известные ученые, как А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд, К. Баумен. Они рассматривают цель стратегии как способ достижения долгосрочных конкурентных преимуществ.

Неоднозначный подход к определению стратегии у Питера Дойля. Он обозначает понятие стратегии через призму действий, осуществляемых организаций. По его мнению, стратегия -это: во-первых, направление, в котором движется компания, выполняя поставленные задачи; во-вторых, комплекс принимаемых менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия и достижению долгосрочных преимуществ на целевых рынках.

Главенствующую роль миссии в определении стратегии организации отмечают Дж. Хиг-гинс и Д. Шендель. По мнению Дж. Хиггинса, стратегия - процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством коммуникации с ее окружением. Д. Шендель определяет стратегию как процесс определения связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющий эффективно и результативно действовать самой организации и ее подразделениям.

Функциональный подход к определению стратегии предложен Г.Б. Клейнером. Он подчеркивал, что стратегия - «нить времени, связывающая прошлое и будущее, одновременно обо-

значающая путь к развитию» [3]. Г.Б. Клейнер одним из первых обратил внимание на функции стратегии в нестабильной экономической среде.

Особенностью формирования мнения российских ученых о сущности и содержании стратегии является отсутствие единой точки зрения, а также широкий разброс представлений о факторах, формирующих стратегию организации.

А.Н. Петров придерживается определения понятия «стратегия», данного А. Чандлером. Основополагающим при данном определении стратегии является процесс постановки цели, что, в свою очередь, определяет оптимальный поток ресурсов между субъектами рынка, а также их подразделениями для достижения конкретных целей.

А.П. Градов отмечает, что стратегия - это совокупность рациональных приемов достижения долговременных целей в условиях нестабильности внешней среды [13]. Стратегия экономического управления, или экономическая стратегия, вырабатывает:

- правила и приемы, обеспечивающие экономически эффективное достижение стратегических целей;

- правила и приемы достижения стратегических целей, базирующихся на возбуждении заинтересованности всех участников процесса разработки и реализации стратегических программ в эффективном достижении этих целей [13, с. 20].

Таким образом, принятие стратегического решения должно сопровождаться оценкой его влияния на интересы других субъектов рынка с целью предотвращения нанесения им определенного ущерба.

В результате, по мнению А.П. Градова, стратегия вырабатывает правила и приемы экономически эффективного достижения стратегических целей.

Проведение аналогии между понятиями «стратегия» и «программа» можно увидеть в определении Р.А. Фатхутдинова. Также он отмечает, что стратегия касается вопросов повышения качества товаров, ресурсосбережения, расширения рынков сбыта, развития производства, информационного обеспечения, выбора управленческих решений и т. п.

На наш взгляд, данное определение концентрирует внимание на процессе развития будущей деятельности предприятия, не выделяя отличительных факторов стратегии.

О.С. Виханский предлагает следующую формулировку стратегии. «Стратегия - это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы средств и формы деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям» [1, с. 88].

В работе М.И. Круглова мы можем увидеть отличие стратегии от плана. Оно состоит в том, что стратегия разрабатывается в условиях неопределенной среды, в связи с чем практически невозможно определить главные и локальные цели, а также выработать конкретное задание для подразделений компании. Однако само определение стратегии носит обобщающий характер.

В.А. Винокуров рассматривает стратегию как систему управленческих решений, определяющих перспективные направления развития организации, сферы, формы и способы ее деятельности в условиях окружающей среды и порядок распределения ресурсов для достижения поставленных целей, что, на наш взгляд, является достаточно емким определением, позволяющим видеть стратегию организации с учетом ограниченной ее внутренней и внешней среды.

С позиции Э.А. Уткина стратегия является совокупностью ее главных целей и основных способов их достижения [4]. Стратегия включает в себя совокупность глобальных идей развития предприятия. Она определяет направления его развития и представляет собой реакцию на внешние и внутренние обстоятельства деятельности предприятия.

Э.М. Коротков определяет стратегию не только как программу развития, но и как особое качество функций управления и управленческих решений, персонала и организации управления, как совокупность ориентиров и ограничений, которые определяют направления развития организации в соответствии с поставленной целью, как своеобразный «коридор» использования различных тактик.

По мнению В.С. Ефремова и И.А. Ханькова, стратегия является образом действий, обуслов-

ливающих определенную и устойчивую линию поведения организации на достаточно продолжительном историческом интервале.

В.С. Кузнецов рассматривает стратегию как единую политику организации по достижению поставленной стратегической цели [12].

На фактический материал, предшествующий формированию стратегии деятельности организаций, обратили внимание В.Д. Маркова и С.А. Кузнецова, полагающие, что в выборе стратегии необходимы: ясность корпоративных целей, прогноз будущей деятельности, установление расхождений между прогнозами и целями, внутренняя и внешняя оценка деятельности, определение конкурентных преимуществ, оценка возможных последствий принятия решений, систематизация наблюдений и контроля за деятельностью.

В.К. Потемкин приравнивает стратегию к генеральной программе действий, выявляющей приоритетные проблемы и ресурсы для достижения основной цели. Она формирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что организация получает единое направление движения [7].

Наиболее распространенная точка зрения отечественных экономистов относительно стратегии организации - представление ее как комплекс принципов деятельности в ее отношениях с внешней и внутренней средой, перспективных целей организации, а также соответствующих решений по выбору инструментов достижения этих целей и ориентации деловой активности организации. Это одновременно перспектива развития и образец, модель реагирования на изменения внешней среды, в которой действует данная организация. Стратегия проявляется в конкурентной позиции, структуре организации, ее системе ценностей, в особенностях мотивации и контроля персонала [13].

Отсутствие единого подхода к определению термина «стратегия» можно объяснить тем, что данное понятие является довольно емким и включает в себя множество аспектов. В связи с этим можно выделить базовые концепции, на которых основывается теория стратегии:

- стратегия ориентирована на долгосрочную перспективу;

- стратегия основана на возможностях ресурсов организации;

- стратегия учитывает изменения внешней среды;

- стратегия предусматривает альтернативные пути развития организации в случаях изменения внутренней и внешней среды;

- стратегия мобилизует ресурсы организации и направляет их на достижение поставленной цели.

Еще одной спецификой термина «стратегия», на наш взгляд, является то, что первоначально он имел прикладное значение, т. е. использовался непосредственно в практике менеджмента организаций. Изучение «стратегии как научной дисциплины» началось на рубеже 1960-х гг. и было связано с усилением научных основ управления.

Первое научное понимание стратегии характеризовало ее как определение долгосрочных целей организации с учетом оценки внутренних ресурсов, а также анализа влияния внешней среды. Теория стратегии со сформированными концепциями, определениями и методологиями представлена в начале 1960-х гг. в научных трудах американских ученых А. Чанд-лера, К. Эндрюса и И. Ансоффа.

В связи с этим еще в 60-х гг. XX в. И. Ансофф выделил следующие черты стратегии [9]:

1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.

2. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска.

3. Необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет организацию на желательные события.

4. В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий.

5. Как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация.

6. Поскольку для отбора проектов применяются как стратегии, так и ориентиры, может показаться, что это одно и то же.

7. Стратегия и ориентиры взаимозаменяемы как в отдельные моменты, так и на различных уровнях организации.

Зачастую понятие «стратегия» ассоциируется с понятием «планирование». В словаре русского языка дается несколько определений этого понятия; применительно к практической теологической концепции можно использовать следующее: «стратегия - искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах» [11]. Однако в зависимости он направления развития теории стратегии формулировка будет иметь свое, специфическое, направление. В целом можно выделить несколько основных генерирующих определений стратегии.

В процессе исследования нами обобщены существующие определения понятия «стратегия», на основе чего разработана их классификация, представленная далее схемой. Определения объединены в три группы: планирование, ресурсный потенциал, взаимодействие ресурсного потенциала и планирования.

В первой группе - «Планирование» объединены определения, основой которых является будущее развитие организации, т. е. формирование стратегии сводится непосредственно к планированию будущей деятельности объекта. Во второй группе - «Ресурсы» сосредоточились определения, характеризующие стратегию как анализ ресурсного потенциала организации и его эффективное использование. Такая формулировка понятия существует в деловом управлении долгое время. Данное планирование исходит из того, что при каждом удвоении производства затраты на производство падают на 20 %. На этой основе была введена так называемая кривая опыта, которая, в свою очередь, породила ряд моделей, основанных на крупносерийном производстве и снижении издержек производства на единицу продукции.

Третья группа - «Взаимодействие ресурсного потенциала и планирования» предполагает, что в процессе разработки и реализации стратегии происходит как планирование долгосрочных целей, так и анализ имеющегося у объекта ресурсного потенциала для оценки возможности их осуществления.

Способ развития ключевых конкурентных преимуществ

Классификация определений понятия «стратегия»

Проанализировав существующие определения понятия «стратегия», мы предлагаем свое, уточняющее. Стратегия - это система взаимосвязанных элементов управленческих решений, позволяющих на основе анализа влияния совокупных факторов и ресурсного потенциала организации разрабатывать и реализовывать модель ее будущего развития.

Данное определение входит в третью группу классификации и, на наш взгляд, наиболее полно отражает содержание соответствующей дефиниции.

Как отмечалось выше, на формирование стратегии оказывают влияние две основные группы факторов: внешние и внутренние.

Структурная составляющая этих групп будет зависеть непосредственно от объекта управления.

При разработке и реализации стратегии руководству организации необходимо своевременно отслеживать изменение данных факторов для проведения соответствующих плановых корректировок. В противном случае даже хорошо разработанная стратегия будет оставаться «планом на бумаге» и не сможет быть реализована.

Анализ различных точек зрения на понятие «стратегия» позволил нам выделить следующие элементы стратегии:

1. Понимание «проблемного поля», которое включает в себя определение места организации в экономике, конфликтов, угроз, возможностей. Для «проблемного поля» характерно множество событий и действующих субъектов. Сложностью определения «проблемного поля» является динамизм информационного потока. Возникает необходимость систематического анализа имеющейся информации, дополнение и уточнение факторов, формирующих «проблемное поле». При этом необходимо систематизировать информацию, оставляя только необходимую.

Основным преимуществом определения карты «проблемного поля» является возможность концентрации внимания на новой и важной информации и, в свою очередь, устранение влияния лишних и малозначимых факторов.

2. В связи с тем, что стратегия - это, прежде всего, способ выхода из «проблемного поля» для реализации поставленных целей, то выбор этого способа следует определить как второй элемент стратегии.

3. Одним из главных элементов стратегии является имеющийся ресурсный потенциал организации, а также стратегические ресурсы, которые характеризуют возможность организации мобилизоваться для достижения целей и решения проблем.

4. Следующий элемент стратегии - это карта взаимодействия двух систем. В первой системе сконцентрированы цели, «проблемное поле» организации и его ресурсный потенциал. Второй системой является совокупная оценка «проблемного поля», целей и ресурсных возможностей остальных субъектов рынка, которыми могут быть партнеры, конкуренты и противники.

5. В качестве последнего элемента стратегии можно выделить модель управленческих решений, будущего развития организации, построенной на анализе совокупности всех предыдущих элементов.

Таким образом, в результате научных исследований предложена авторская формулировка понятия «стратегия». В основу понятия «стратегия организации» положено взаимодействие ресурсного потенциала организации и факторов, оказывающих влияние на ее деятельность. Проведенный анализ позволил выделить элементы стратегии организации с целью возможности ее реализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виханский, О.С. Организация управления в государственном секторе и фирмах Японии [Текст] : дис. ... канд. экон. наук / О.С. Виханский. - М., 1973.

2. Карлофф, Б. Деловая стратегия: Концепция, содержание, символы [Текст] : пер. с англ. / Б. Карлофф. - М.: Экономика, 1991.

3. Клейнер, Г.Б. Предприятие в нестабильной экономической среде. Риски, стратегии, безопасность [Текст] / Г.Б. Клейнер, В.Л. Тамбовцев, Р.М. Качалов. -М.: Экономика 1997. - 288 с.

4. Менеджмент [Текст] : учебник для вузов / Э.А. Уткин. - М.: ТЕИС, 2003. - 447 с.

5. Мольтке, Х.К. Военные поручения [Текст] : пер. с нем. / Х.К. Мольтке. - М., 1938.

6. О войне [Текст] : пер. с нем. / К.Ф. Клаузевиц. -М.; СПб.: Эксмо: Terra Fantastica, 2003. - 859 с.

7. Потемкин, В.К. Управление персоналом [Текст] / В.К. Потемкин. - СПб.: Питер, 2010. - 432 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Стратегическое управление коммерческим банком: концептуальные основы [Текст] / А.В. Кана-ев. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - 257 с.

9. Стратегическое управление [Текст] : сокр. пер. с англ. / И. Ансофф; науч. ред., авт. предисл. Л.И. Евенко. - М.: Экономика, 1989. - 519 с.

10. Тогузаев, Т.Х. Научные аспекты понятия стратегия развития предприятия [Текст] / Т.Х. Тогузаев // Экономическая теория и институциональная экономика. - 2009. - № 2(24). - С. 19-27.

11. Толковый словарь русского языка. 72500 слов и 7500 фразеол. выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азъ Ltd., 1992. - 960 с.

12. Эволюция теории стратегического управления [Текст] / В.С. Катькало; Высшая школа менеджмента СПбГУ. - 2-е изд. - СПб.: Высш. шк. менеджм.; Изд. дом СПбГУ, 2008. - 548 с.

13. Экономическая стратегия фирмы [Текст] : учеб. пособие / А.П. Градов и др.; под ред. А.П. Гра-дова. - СПб. : Спец. лит., 1995. - 410(4) с.

14. Chandler, A.D. Strategy and Structure [Text] : A Chapter in the History off Industrial Enterprises / A.D. Chandler. - Cambridge; Mass: MIT Press, 1692.

15. Porter, M.E. Competitive Strategy Techniques for Analyzing Industries and Competitors [Text] / M.E. Porter. - N.Y.: The Free Press, 1998. - [XXII] p., introduction, 398 p.

УДК 338.1

И.О. Нагаслаева

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В ТРАНСФОРМАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ ИЗМЕНЕНИЙ

В настоящее время, когда у России и ряда ее субъектов стали просматриваться определенные положительные итоги в реализации экономических и социальных программ, важно не только развивать направления деятельности, имеющие визуальный и непосредственный результат. Недопустимо при этом забывать о тех элементах, которые не играют видимой роли в развитии страны, однако именно они сегодня могут обеспечить определенные гарантии стабильного положения государства и служить предпосылками для его дальнейшего устойчивого развития.

Для всех ведущих индустриально развитых стран характерна тенденция к социализации экономики, предполагающая учет и согласование интересов всех социальных групп населения при выработке и реализации общегосударственной экономической политики, правил хозяйствования на уровне регионов и крупных корпоративных объединений, что объясняется, с одной стороны, общей высокой степенью хозяйственного развития этих стран (создающей материальные возможности для поддержания современных стандартов качества жизни населения), с другой - необходимостью использования сложной рабочей силы как ключевого

условия экономического роста и достижения конкурентоспособности национальной экономики, перехода к инновационному типу воспроизводства, основанному на потенциале интеллекта, образованности и творчества персонала [1].

Учесть множество вариантов совершенствования функционирования социально-экономической системы государства невозможно без анализа ее структуры, содержащей взаимодополняющие составные части, сочетание которых позволяет всей целостности действовать успешно и целенаправленно. Это всегда было и будет особенно актуально для России как для государства, имеющего чрезвычайную пространственную разнородность. Данная особенность открывает огромные возможности для развития эффективной отечественной экономики, однако скрывает в себе значительные трудности и проблемы при реализации регионального потенциала. Во многом рациональное использование зависит от уровня социально-экономических, правовых отношений между федеральным центром и регионами, от межрегиональных взаимодействий и внутрирегиональных механизмов хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.